Конспект НОД «С чего начинается Родина? Воспитательное занятие "С чего начинается Родина…"

Олеся Чуракова
Конспект НОД «С чего начинается Родина?»

Конспект НОД «С чего начинается Родина » по патриотическому воспитанию в подготовительной группе

Цель : Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине .

Задачи :

образовательные : - формировать у детей представление о России как о родной стране - закрепить названия народных промыслов; - обогащать активный словарь. развивающие : - способствовать развитию уважительного отношения к государственным символам; - развивать речевую активность. воспитательные : - воспитывать любовь к Родине , гражданско-патриотические чувства.

Виды деятельности : Познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная.

Материалы : Карта мира, надувной мяч в виде глобуса, куклы в русских национальных костюмах, предметы декоративно - прикладного искусства, изображения президента РФ, гербов и флагов, наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков, посвященных Великой Отечественной войне, нарисованный на ватмане военный самолет, цветная бумага, клей, кисточки, ножницы, салфетки.

Предварительная работа : Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине ; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно - прикладного искусства.

Ход занятия:

Воспитатель. У каждого человека есть родная земля, то место, где он живет. Есть мама, которая дала ему жизнь, - это самый дорогой и близкий ему человек. У всех людей есть еще самое дорогое - это родная страна. Как называется наша родная страна? (Ответы детей) Родная страна - это место, где нам все дорого и близко, где все для нас родное, такое место по-другому еще называют - «Родина » . Послушайте песню (Воспитатель включает запись песни «С чего начинается Родина » )

Воспитатель. В народе говорят : «Где родился , там и пригодился» . Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине ? (Ответы детей) Воспитатель читает стихотворение «Родная земля» . Холмы, перелески,

Луга и поля -

Родная, зелёная

Наша земля.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог.

И понял, что это

Раздолье полей -

Частица великой

Отчизны моей.

Воспитатель показывает детям карту. Посмотрите ребята на карту. Покажите мне, пожалуйста, где расположена наша Россия (выходит ребенок и показывает) . -Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. В России не одна тысяча городов, их очень много, а самые крупные из них : Москва, Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург и много других. Реки России большие и полноводные. Какие реки вы уже знаете? (ответы детей) Обь, Енисей, Лена, Волга. Ребята, самое глубокое озеро находится в России и называется Байкал. Населяют Россию люди разных национальностей. А мы сейчас поиграем и узнаем, людей каких национальностей вы знаете, воспитатель бросает мяч, а ребенок ловит его и дает ответ)

Воспитатель. Всех их объединяет язык общения - русский. А хотите, ребята, больше узнать о России? Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие, но не на поезде и не на самолете, пойдем мы сегодня пешком, а путь нам укажет стрелочка. Надо только сказать : Стрелка, стрелка, покажи, Стрелка, стрелка, укажи. Воспитатель. Первая остановка называется «Историческая» . Посмотрите, ребята, кто нас здесь встречает, это куклы Ваня и Маша, а какие они нарядные. Расскажите, в какие костюмы они одеты, опишите их наряд (ответы детей) . Воспитатель. На голове женщины носили головной убор, который называется кокошник. Кокошники носили замужние женщины, а девушки- венки, ленточки и повязки. Раньше основными частями женского костюма были рубаха и сарафан. Рубаха - из белого полотна украшена вышивкой. Сарафан - красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный - тепло, праздник. Жёлтый - солнце, богатство. Голубой - небо, молодость. Основными частями мужского костюма были - косоворотка, порты, онучи, лапти. Косоворотка - она длинная. Рукава длинные и широкие. Не закатав рукава работать невозможно (есть выражение «работать спустя рукава, т. е. плохо» ). Вниз костюма одевали брюки. Они назывались - порты. На ноги наматывали онучи и обували лапти. Всю одежду подпоясывали опояском (у богатых опояски - широкие, украшены бисером, мехом; у бедных - узкий) .

Воспитатель : Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно - прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.

Разноцветные подружки

Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.) - Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.) - Следующая загадка.

Эта роспись - просто чудо,

Голубая вся посуда.

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком. (Гжель.)

Воспитатель : Молодцы, ребята, вы хорошо знаете изделия Российских промыслов. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. И мы поиграем сейчас в русскую народную игру «Селезень и утка» . А вы, ребята, какие знаете русские народные игры? (дети перечисляют) Воспитатель : Мы отправляемся дальше. Стрелка, стрелка, покажи, Стрелка, стрелка, укажи. Воспитатель. Станция называется «Государственная» . Ребята, как называется столица нашей Родины ? (Москва) Стихотворение :

Я люблю подмосковные рощи

И мосты над твоею рекой.

Я люблю твою Красную площадь

И Кремлевских курантов бой.

В городах и далеких станицах

О тебе не умолкнет молва,

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва! Воспитатель : Президентом нашей страны является.? (Путин В. В.) - Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.) - Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных - флаг России.) Воспитатель : А сейчас найдите герб нашей страны. (Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных - герб России.)

Стихотворение : У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый.

Он - России дух свободный. Воспитатель : А что же такое гимн? (Гимн - это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя и т. д.) - Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России. (Прослушивание отрывка гимна.)

Стрелка, стрелка, покажи, Стрелка, стрелка, укажи. Воспитатель. А теперь мы приехали на станцию «Праздничная» - Ребята, какой праздник наш народ будет отмечать в мае? (День Победы.) - Да, ребята, День Победы - великий, важный праздник всего нашего народа. В этот день мы вспоминаем всех, кто отдал свои жизни за нашу Родину , за нас с вами. Мы говорим слова благодарности тем ветеранам, кто еще жив. Этому празднику мы посвятили нашу выставку рисунков. (Показ выставки.) Воспитатель. В годы войны была традиция у наших летчиков и танкистов за каждый сбитый танк или самолет рисовать звездочку на своей боевой машине. Я предлагаю вырезать из бумаги звездочки и наклеить их на наш самолет.

Продуктивная деятельность Дети складывают и вырезают (по схеме вырезания пятилучевой звезды) из бумаги звездочки и наклеивают их на самолет. Итог занятия : Ребята, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось?Что запомнилось больше всего?

Публикации по теме:

В нашем детском саду "Солнышко" мы провели мероприятие "С чего начинает я Родина?" В его организации и проведении неоценимую помощь оказала.

Конспект интегрированной ООД для детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина?» Конспект интегрированной ООД для детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина?» Задачи: Закрепить и обобщить знания детей.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «С чего начинается Родина» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «С чего начинается Родина. " Цель. Развитие у детей.

Конспект НОД по рисованию «С чего начинается Родина?» с детьми 6–7 лет Рисование по представлению «С чего начинается родина? (Моя малая Родина)» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое.

Тема урока: « С чего начинается Родина?»

Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с понятиями: Родина, малая родина — родной дом, родная школа, родное село; способствовать воспитанию любви к родному краю, чувства причастности к коллективу школы, желания поддерживать традиции и приумножать их;

учить быть внимательными и заботливыми к близким;

формировать и расширять представление об истории Украины, государственной символике;

развивать связную речь школьников, логическое мышление.

Ход урока:

    Подготовительная часть.

(Организация класса.)

Осман:

Первое сентября!

Первое сентября!

Первое сентября!

Первый день календаря.

Потому что в этот день

Все девчонки и мальчишки

Городов и деревень

Взяли сумки,

Взяли книжки,

Взяли завтраки под мышки

И помчались в первый раз

В класс!

    Вступительная беседа.

Учитель: Каждый год 1 сентября начинается новый учебный год. Для кого-то он первый и конечно же первоклассники ждут его с нетерпением: они делают лишь первые шаги в страну знаний. Для выпускников 9 класса – это последний год в нашей школе, который, закончившись, выведет их в большую жизнь. Но все ученики, независимо от возраста, в этот день идут в школу в приподнятом настроении. Нарядные, с букетами цветов.1 сентября – это праздник встречи с одноклассниками и учителями после длинных летних каникул.

Уважаемые родители и ребята! Поздравляю вас с началом учебного года. Желаю вам весёлого настроения, успехов во всех ваших начинаниях, родителям – терпения и всего только самого наилучшего! Перед вами на партах лежат сердца, это маленькие копии ваших сердечек, полных любви и искренности. Я предлагаю вам сейчас подумать, взять в руки ручки и написать на этих сердечках пожелание для своих одноклассников.

Мы положим их в волшебную шкатулку, для того, чтобы они

обязательно сбылись. А в конце урока – зачитаем.

(Дети пишут пожелания и кладут их в шкатулку.)

      Дидактическая игра « Я – не я!»

Учитель:

Дружно будем мы играть, нужно всем вам отвечать:

Рано утром кто поднялся?

Кто с улыбкой просыпался?

Не хотел кто одеваться?

Кушать кашу, умываться?

Кто здоровым хочет стать?

Знаний больше получать?

Не лениться, а трудиться?

В школе лучше всех учиться?

3. Мотивация учебной деятельности.

Молодцы! Всё правильно! Вы доказали, что имеете право носить звание

« Ученик». И с сегодняшнего дня в этом классе вы будете каждый день получать подарки. Но не конфеты, не пирожные, а знания!

3.1. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня у нас очень интересный урок. Мы узнаем много интересного. Но чтобы узнать тему нашего урока вы должны немного поработать.

(Дети получают набор букв, из которых должны собрать слово « Родина»).

3.2.Метод « Мозговой штурм».

А где же она, наша Родина?

— Как вы понимаете тему нашего сегодняшнего урока?

(Ответы детей).

Энвер:

« В родном краю»

Мне на тебя не наглядеться,

Пока дышу, пока живу.

Любовь к земле родится в сердце,

Как тонкий стебель на ветру.

Мне всё в краю родимом мило,

Мне всё здесь душу веселит:

Вьюнок запутался игриво,

И речка песенку журчит.

Вот белокрылая ромашка

Открыла солнечный глазок

И видит лес, луга и пашни,

И цвета неба василёк.

Вот одуванчик распушился

И разлетелся от лица,

Дубок при встрече поклонился

И машет веткой до крыльца.

Мне на тебя не наглядеться,

Заветный с детства уголок:

Любовь к земле родится в сердце

И расцветает как цветок!

    Основная часть.

(Работа с пословицами о Родине).

Родина – мать, умей за неё постоять.

Родная сторона мать, чужая мачеха.

Родной куст и зайцу дорог.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

4.1. Актуализация полученных знаний. (Вступительное слово учителя).

А давайте все вместе вспомним стихотворение известного украинского поэта Платона Воронько:

Жура –жура – журавель…

Объясните слова журавля. Почему он ответил именно так?

(Ответы учеников).

Работа над пословицей.

— Как вы понимаете эту пословицу? « Та земля мила, где мать родила!»

4.2. Изучение нового материала.

Учитель: — Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина? (Ответы учащихся)

— Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.

— В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.

Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботиться о них; приходит на помощь, придает силы. Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. (Ю. Яковлев)

— А как называется страна, в которой мы живём?

(Ответы учащихся)

— Ребята, а как вы понимаете слово государство? Что такое государство? Можно ли утверждать, что родина и государство это одно и то же?

— Государство – это общество, у которого есть правительство, армия и законы, за исполнением которых следит милиция и суд.

— А как вы думаете, как называются люди, живущие в одном государстве?

Граждане.

— Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Отечеством мы зовём Украину потому, что в ней жили отцы и деды наши. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими

водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех врагов.

Украина – золотой, волшебный, чарующий край,

наша родная страна. Это та земля, где мы родились и живём,

где живут наши родители, где жили наши предки. И мы с вами все – украинский народ, который состоит из семей маленьких

и больших, дружных, трудолюбивых. Как человеческое сердце обогащается любовью, добротой, искренностью, так и украинский

народ обогащается преданностью, патриотизмом, мужеством, разумом. Украинцы имеют славную историю и традиции…

Древняя легенда гласит, что на рассвете нашей Земли Бог рассматривал творение рук своих, и, устав, решил передохнуть. Земля, где опустился Бог с ангелами, была безмерно богата солнцем, реками, зверями и птицами. Но больше всего Богу понравились люди того края, где в какую бы хату Он не вошёл со своими спутниками, — везде их

встречали с хлебом и солью.

И так понравилась Богу то место, что он стал часто сюда наведываться со словами:

— Давайте отправимся в край!

Говорят, что из этого и пошло название нашей страны –

« Украина»!

— Украина – это наша независимая держава.

Её площадь – 604 тыс. кв. км. Украина – богатое государство.

В ней много лесов, рек, плодородных степей. В Украине есть горы – Карпаты и Крымские. Моря – Чёрное и Азовское. По землям нашей страны протекает около 73 тысяч рек. Через всю Украину протекает самая большая река Днепр. Она воспета в песнях и легендах. Днепр – гордость и слава Украины. Столица Украины – город Киев. Он раскинулся на берегах Днепра. Древний город славится своей красотой.

На территории Украины проживает более110 национальностей. Численность населения Украины – около 47 миллионов человек.

Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, белорусы, татары и другие народы.

Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру.

— Велика численность населения нашей страны. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Украины «…государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано… Где? Кто запомнил?

(Ответы учащихся)

— Правильно, в Конституции. А что такое Конституция?

(Ответы учащихся)

— Вы все правильно сказали и выделили ваше основное право и обязанность – учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины.

А еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Что такое символ? Какие государственные символы вы знаете?

(Ответы учащихся)

— Символы – это условные знаки или изображения. Они отображают историю государства и его народа, отображают национальный характер.

К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление самого государства, его народа, его

истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут.

Ещё один символ государства – это герб. Герб – это отличительный знак,

эмблема государства. Герб Украины – трезубец. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах. В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, его слушают и поют стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость. Один великий философ говорил: «Самый распространенный вид гордости – это национальная гордость». (Шопенгауэр)

Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить свое будущее.

4.3. Игра «Мои ассоциации».

А теперь давайте немного поиграем, я буду называть слово, и каждый из вас скажет, с чем ассоциируется это слово.

Пример: Родина, Джанкой, Черное море, Крым, Киев, вышиванка, степь, мама, калина, и т.д.

4.4.Работа в группах.

Рассказы детей о выдающихся людях Украины.

(Дети читают сообщения на цветочках и составляют венок на доске).

Екатерина Белокур – известная украинская художница.

Никогда не посещала школу, потому что родители запрещали, чтобы не платить за книги и одежду. Но очень талантливо рисовала.

Николай Амосов – известный врач. Помогал людям с больным сердцем. Пережил две войны. Дожил до 99 лет. Вылечил тысячи взрослых и детей.

Иван Франко – писатель и переводчик. Рос в семье кузнеца. Боролся за украинский язык. Много путешествовал. Знал более 10 языков.

Тарас Шевченко – поэт, художник. Рос в бедной семье, рано остался сиротой, но всю свою жизнь писал стихи, проникнутые любовью к Украине.

Леся Украинка – известная украинская поэтесса. Писала стихи. Была сильной и мужественной. Очень любила родную природу, написала много стихов для детей.

Василий Сухомлинский – известный учитель, писатель.

Создал много поучительных произведений для детей.

Сергей Бубка – шестикратный победитель чемпионата мира по лёгкой атлетике. Прославился как прыгун с шестом.

Виталий и Владимир Кличко – известные всему миру боксёры. Их удивительные победы на ринге не оставались без пристального внимания спортивных деятелей.

    Повторение и закрепление знаний.

А кто из вас помнит, как на украинском языке звучит слово Родина?

Люда:

Знаєш ти, що таке Батьківщина?

Батьківщина – це ліс осінній,

Це домівка твоя і школа,

І гаряче сонячне коло.

Батьківщина – це труд і свято,

Батьківщина – це мама і тато.

Це твої найщиріші друзі

І бджола у веснянім лузі.

Батьківщина – це рідна мова,

Це дотримане чесне слово!

Учитель: Ребята, если мы с вами посмотрим в окно, что мы увидим?

(Ответы детей).

Правильно. И именно из таких небольших уголков и состоит наша Родина. Ведь Украина – это наше родное село, улица, где стоит ваш дом…. Но, самое главное, вы должны всегда помнить о том, что Украина – это наша Родина, а Крым – это наша малая Родина.

Ведь мы с вами живём на этой чудесной земле, которая именуется Крым!

Султание:

На нашей планете есть уголок,

В нём преданья веками сплелись.

Запад могучий, тонкий Восток,

Север злой и Юг нежный слились.

Тут леса свою древнюю песню поют

И нас ласково море качает…

В этом прекрасном, земном раю

Зла никогда не бывает!

Здесь я живу и этим горжусь,

Ведь Крым – моей жизни эмблема.

Куда ни уеду – всегда возвращусь

Жить в рае, где правит поэма!

    Итог урока.

(Ответы на вопросы учителя).

Геннадий Малыш

О, как прекрасна УКРАИНА!

Ее таврийские поля,

Ее луга, леса, пригорки

И благодатная земля.

Нет неба чище в белом свете

И в родниках воды вкусней,

Я неземной поклон отвешу,

Любимой Родине своей.

Я босиком пройдусь по полю,

И полной грудью там вдохну!

Горжусь я тем, что украинец,

Я счастлив тем, что здесь живу.

Здесь цвет акации закружит,

Пьянит здесь песня соловья,

И хлебом пахнет в каждом доме,

Родился здесь и вырос я.

Я ни за что не променяю,

Ее вовек мне не предать.

Святому слову УКРАИНА,

Созвучно только слово МАТЬ.

На этой лирической ноте, мы заканчиваем свой урок. Конечно, невозможно всё рассказать о Родине, охватить её богатую историю, её традиции, красу. Важно понять только одно, что если мы будем любить и беречь свою Отчизну, то наша Родина будет богатеть и процветать. Вместе мы — великая сила, а «мы» — это почти 46 миллионов человек. Наша Родина – Украина! Мы все украинцы! Мы будем гордиться своей Родиной! Наша маленькая Родина – Крым! Мы- крымчане!

— Так с чего же начинается наша Родина?

(Ответы детей)

Учитель:

Ну, а теперь, ребята, давайте — ка заглянем в нашу волшебную шкатулочку и прочтём вслух ваши пожелания.

(Дети читают надписи на сердечках).

Конспект НОД «С чего начинается Родина…» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель:

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Программные задачи:

Закрепить знания о нашей стране, о столице нашей Родины, о нашем городе.

Систематизировать знания детей о символике государства.

Развивать память, коммуникативные навыки.

Воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства.

Интеграция образовательных областей:

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Музыка

Предварительная работа:

Беседы о российской символике.

Чтение стихотворений, пословиц, поговорок о Родине.

Рассматривание иллюстраций о Москве.

Рассматривание иллюстраций по мотивам декоративно – прикладного искусства.

Дидактические игры:

« Найди герб (флаг) России», «Подбери словечко», «Отгадай загадку», «Угадай роспись».

Материал: Флаги и гербы разных стран, флаги России и Москвы, гимн России, карта России, буквы для выкладывания слова «Россия», портрет В.В. Путина, картинки с изображением: Москвы, берёзы, матрёшки, гжели, хохломы, дымковской игрушкой.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы сегодня готовы узнать очередную тайну? Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная».

Сыграем в игру « Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», « родной», подходящие слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным. (мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край)

Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как это слово может прозвучать в стихотворении

Стихотворение:

Много мам живёт на свете

Всей душой их любят дети

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она!

Кто она? Отвечу я:

«Родная мамочка моя»

А давайте нежно и ласково скажем слово: «Родная мама»

Стихотворение:

Рано утром детский сад

Малышей встречает.

Там игрушки без ребят

В уголке скучают!

Красный мяч, синий мяч,

Куклы, медвежата,

Детский сад!

Родной наш сад!

Любят все ребята.

А теперь все радостно скажем: «Родной наш сад».

Вот как по – разному может звучать одно и тоже слово.

- «Родная сторона» - как вы думаете, что это?

- «Родная сторона» - это место, где нам всё дорого и близко, где мы родились и выросли, где всё для нас родное.

Такое место по – другому ещё называют «Родина». Послушаем стихотворение:

Стихотворение: «С чего начинается Родина» М. Матусовский

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас ничего не отнять

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот.

С той самой берёзки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растёт.

Кто из вас знает, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия)

Правильно, - это Россия. Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия.

А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная).

Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине, в знак любви и гордости за свою страну. Кто знает…

Жить – Родине служить.

Родина поучает – Родина выручает.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

На чужой сторонушке рад родной воронушке.

Нет краше земли, чем Родина наша.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

На чужой стороне и летом холодно.

Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умение защищать её от врагов.

Россия. Вслушайтесь в звучание этого слова. Давайте повторим его вместе. В нашей стране много всего удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города. Посмотрите, как пишется это слово. (На доске выкладывается слово из букв «Россия».)

Стихотворение:

Россия. Как из песни слово,

Берёзок юная листва.

Вокруг моря, сады и горы,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия!

За ясный свет твоих очей!

За ум, за подвиги святые,

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть!

Люблю всё то, что называют

Одним широким слово Русь

А как можно сразу увидеть всю страну? (На глобусе, на карте)

А теперь подойдём к карте.

Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России)

Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней, а на самолёте лететь сутки.

В каких двух частях света расположена Россия? (Европа и Азия)

Как называется главный город страны?

Назовите столицу России.

А кто расскажет стихотворение о Москве?

Стихотворение:

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башня Кремля,

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя! (рассматривание картинок о Москве)

А кто знает, кто является президентом нашей страны… (Путин В.В).

У каждой страны на земле, у каждого государства есть свои символы.

Что это?

Назовите их? Зачем они нам нужны?

Сегодня мы ещё раз поговорим с вами о нашем гимне, гербе и флаге.

Гимн, это самая главная музыка в нашей стране.

Как мы должны слушать гимн России? (стоя)

Наш гимн написали: композитор Александров и поэт Сергей Михалков.

(Звучит гимн России).

Когда включают гимн? (на торжественных мероприятиях, на соревнованиях)

А сейчас найдите герб нашей страны? (раскладываются изображения гербов, дети находят герб России)

Стихотворение о гербе:

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад. На восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

Найдите флаг нашей страны.

Стихотворение о флаге:

Белый цвет – берёзка,

Синий - неба цвет,

Красная полоска – Солнечный рассвет.

Ребята, отгадайте загадку:

Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зелёный и хороший

Протянет нам десятки рук

И тысяча ладошек. (Дерево)

Правильно это дерево. Из чего состоит дерево?

А какое дерево символизирует Россию? (берёза)

Россия – это самая богатая лесами страна в мире. Лес – это огромный дом, для… (перечислить птиц, животных, назвать ягоды, грибы.)

А теперь встаньте врассыпную, мы с вами поиграем.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали

Это – берёзы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Руки согнули назад.

Наша Россия славится ещё и мастерами декоративно – прикладного искусства.

Стихотворение:

Славилась Россия чудо – мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Я предлагаю вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров.

Отгадайте загадки.

Разноцветные подружки

Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрёшки)

Это роспись просто чудо,

Голубая вся посуда.

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком… (Гжель)

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок на плошке… (Хохлома)

Все игрушки непростые,

А волшебно – расписные

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски… (Дымковская игрушка)

Сейчас, мы с вами говорили о большой Родине – России.

Но есть место в нашей стране, где мы родились и растём – это наш родной край, это наша малая Родина.

Как называется город в котором мы живём? (Москва.)

А мы с вами кто? (москвичи).

У нашего города есть своя символика. Показываю герб и флаг Москвы.

На какой реке расположен наш город? (Москва)

Какие места вам нравятся в родном городе?

(Рассматривание фотографий о Москве)

Стихотворение о Москве.


Елена Кошеварова
Конспект занятия «С чего начинается Родина!»

Познание : формировать познавательный интерес детей к малой родине , желание активно изучать ее растительный и животный мир.

Коммуникация : развивать связную речь, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, обогащать словарный запас.

Социализация : формировать любовь и бережное отношение к родному краю. Способствовать нравственному становлению личности. Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, толерантность.

Художественное творчество : Формировать эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности.

Материал : аудиозаписи, разрезные картинки с изображением растений, иллюстрации животных,

Непосредственная образовательная деятельность

1. Аутотренинг "Мы - друзья природы"

Воспитатель : Ребята, закройте глаза и представьте :

Ярко светит солнце,

Дует лёгкий ветерок

Мы вдыхаем его чистый

Свежий воздух.

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

И будем с друзьями защищать всё живое.

А теперь послушайте песню.

(Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается родина ")

Вопросы к детям : - О чём поётся в этой песне? - Как вы думаете, что такое Родина ?

Воспитатель : У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт .

Как называется наша страна?

Дети. Наша страна называется Россия.

Воспитатель. Назовите столицу России.

Дети. Это город Москва.

Воспитатель. Ребята, а в какой области мы живем?

Дети. Нижегородская область.

Воспитатель. Назовите город в котором мы живем.

Дети. Наш город- Урень.

Воспитатель. Да, мы с вами живём в городе Урень, а район называется Уренский, для нас он родной.

Край ты мой Уренский, свет в моей судьбе

Запах деревенский в старенькой избе

И росой сверкает яблоневый сад

Тихо догорает за рекой закат. (В. Макаров)

Ребёнок :

Слышишь песенку Ручья?

Это Родина твоя .

Звон дождей и шум ветвей,

И в саду смородина - Это тоже Родина .

(М. Пляцковский)

Воспитатель : А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине , и вспомнить всё, что вы знаете о флоре и фауне нашего района. Кстати, что такое флора и фауна? (ответы детей)

А теперь мы с вами поприветствуем всё живое : (физкультминутка)

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй матушка - Земля,

Здравствуйте мои друзья.

Растения нашего края. Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответ на столе картинки с растениями.

Цветики - корзинкой

С желтой серединкой,

Белая рубашка.

Хороша. (ромашка)

На зелёном шнурочке

Белые звоночки

Знают даже малыши

То лесные.. (Ландыши) .

Как зовут меня, скажи

Часто прячусь я во ржи

Скромный полевой цветок

Синеглазый… (Василёк) .

Что же это за девица :

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет ,

А в иголках круглый год (ель)

Разбежались по лужайке

Беззаботной лёгкой стайкой

Словно девочки-подростки

Белоствольные. (Берёзки) .

Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины .

Ребёнок :

Люблю берёзку русскую

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Динамическая пауза "Берёзка". Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру.

Животные нашего района.

На доске изображены животные нашего района. И рассказывают о некоторых из них (предварительно некоторым детям даются небольшие рассказики о животных) .

Воспитатель : Наше путешествие в природу подошло к концу. Давайте посидим на солнечной лужайке.

Релаксация : Представьте себе, что вы сидите на солнечной лужайке. На которой много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её полётом.

Беседа о заповедных местах нашего края.

Внимание детей привлекается к плакату, на котором написано "ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ".

Вопросы к детям :

Как вы понимаете эту пословицу?

Почему надо охранять природу?

Как называется книга, в которую внесены исчезающие виды?

Воспитатель : Молодцы, ребята! Действительно природа нашего района красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.

Ребёнок :

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ребёнок :

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок

Если вместе я и ты

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!

Воспитатель : Я думаю, вы всегда будете, любить и беречь родной край, каждую травинку, каждый цветок, каждый кустик, растущий на ее плодородной земле.

Заключение : Звучит песня Ю. Антонова "Не рвите цветы"