Познание. Игры на развитие эмоционально-волевой. Развитие речевого дыхания

Познание. Игры на развитие эмоционально-волевой. Развитие речевого дыхания

Е. А. Григорьева, учитель-логопед
МБДОУ № 29 «Истоки» г. Боровичи Новгородской области
Оригинал статьи в формате MS Word скачать

Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью поиска наиболее эффективных и интересных форм коррекции речи и движений детей.

Работая учителем- логопедом логопункта массового детского сада, регулярно провожу диагностическое обследование речи всех воспитанников. Анализируя данные мониторингов за последние годы, обратила внимание, что количество детей, имеющих те или иные нарушения речи, неуклонно возрастает. Так, в 2009году при обследовании дошкольников 4-5 лет были выявлены проблемы в развитии речи у 60% детей; в 2010году - у 65%, в 2011году - у 70% респондентов. Увеличилось число детей, имеющих системные речевые нарушения, выражающиеся в фонетико-фонематическом недоразвитии, несформированности грамматического строя, бедности словарного запаса, заикании, а также испытывающих трудности в общении. Для большинства детей этой группы характерно несовершенство слухо- зрительно-двигательной координации. Дисфункция межанализаторных связей проявляется в патофизиологическом механизме речевых процессов: недоразвитии фонематического восприятия, речевой и общей моторики, зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Требования современной школы к первоклассникам достаточно высоки: овладение графикой письменной речи, техникой чтения, связной речи предполагают соответствующий уровень операций соотношения акустических, визуальных и кинестетических образов. Данные психолого-педагогического обследования выпускников ДОУ 2008-2009 года показали, что 55% детей имели средний уровень готовности к школьному обучению, а 45% -низкий. Помимо диагностирования речи детей мною проведен анализ зрительно-двигательной координации и неречевых психических функций; использованы методики Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломаха, Л С. Цветковой. Результаты позволили сделать заключение, что у всех детей, имеющих нарушения речи, наблюдаются те или иные проблемы развития двигательных функций, причем в большинстве случаев тяжесть речевого нарушения находится в прямой зависимости от уровня сформированности сложных двигательных навыков. Изучив данные исследований Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, работы Т. А. Власовой, М. Ю. Картушиной, А. Е. Вороновой, проанализировав результаты собственных наблюдений, пришла к выводу, что выявленные мной проблемы могут быть решены посредством организации логоритмических занятий в условиях детского сада.

Нравится статья? Расскажи друзьям и коллегам!

Логоритмика является формой активной терапии, включает в себя здоровьесберегающие технологии, служит самым эмоциональным звеном логопедической коррекции. Опираясь на связь музыки, движения и речи логоритмические занятия позволяют решать разнообразные задачи:

  • развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие пространственной организации движений;
  • развитие общей и тонкой моторики, мимики;
  • развитие физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование артикуляционной базы звуков;
  • развитие чувства ритма;
  • развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое
  • развитие коммуникативных качеств.

Вся система работы направлена на решение единой цели - профилактике и преодолению речевых нарушений, путем развития и коррекции двигательной сферы, под воздействием слова, ритма и музыки. В нашем детском саду мы организовали занятия логоритмикой для разных возрастных групп. Это платная услуга по желанию родителей с учетом рекомендаций логопеда воспитателя, музыкального руководителя. Занятия проходят 1 раз в неделю; длительность от 20 минут для детей 3 – 4лет; 25 – 30 минут для 4 -5-лет и 30 – 35 минут для старших дошкольников. В проведении занятий участвует музыкальный руководитель и воспитатели групп. Широкий охват детей позволяет рассматривать логоритмику как пропедевтику перед зачислением на логопункт. Основная форма работы – подгрупповая (в подгруппах- 6-8 детей.) выбрана мною не случайно, телесные движения, как язык коммуникации, наиболее полно раскрывают представления о себе и других, положительный образ собственного тела способствует самопринятию ребенка и принятию его другими детьми.

Опираясь на разработки М. Ю. Картушиной, Е. В.Кузнецовой, В. Т.Кудрявцева мною составлена образовательная программа «РЕЧЬ. РИТМ. ДВИЖЕНИЕ», которая, помимо целей и задач, содержит тематические планы, учебно-тематические планы, методические разработки логоритмических занятий, а также учитывает местные условия организации образовательного процесса. Занятия планирую по развернутой структуре, с учетом гибкости его содержания. Это позволяет изменять элементы занятия в зависимости от пожеланий детей.

В структуру занятий тесно вплетаю различные виды деятельности:

  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • упражнения для развития музыкального слуха;
  • ритмические упражнения, пение;
  • упражнения в игре на музыкальных инструментах;
  • массаж биологически активных зон;
  • подвижные игры, драматизации, мимические упражнения;
  • упражнения на релаксацию.

Проводя занятия логиритмикой, советую не заучивать речевой материал, все упражнения выполнять с детьми по подражанию; для поддержания интереса у детей каждое занятие продумывать как единый сказочный сюжет: «Новоселье Кошки» « Кот Леопольд идет в Армию» «Путешествие в страну Гномов». Успех зависит и от того, как дидактически верно выстроен каждый элемент занятия. Вводная часть составляет 3-5 минут: сюда включаю упражнения, подготавливающие организм к двигательной и речевой нагрузке. Это различные виды ходьбы и бега, дыхательные упражнения, пальчиковые игры. Главное - создать необходимый эмоциональный настрой. Основная часть - 10 -15 минут включает в себя 3 – 4 вида упражнений по выбору педагога. На заключительную часть отвожу 5 минут - это игры разного вида и упражнения на релаксацию.

Ещё материалы по теме:
1-Конспект логоритмического занятия для детей младшего дошкольного возраста в ДОУ общеобразовательного типа «Домок-теремок»
2-
3-Конспект урока по логоритмике
4-Логоритмическое развлечение "Новогодний поезд"

Вследствие высокой эмоциогенности, логоритмические занятия способствуют укреплению психического здоровья детей. Эмоциональная окрашенность движений музыкой способствует поддержанию атмосферы праздника, свободы и непринужденности. Создаются условия для усиления работы ассоциативной зоны коры головного мозга, сенсибилизации подкорки и моторной зоны кортекса. Мои наблюдения показали - то, что с трудом удается сделать при механическом освоении движения, достаточно быстро и эффективно достигается при эмоциональном, коммуникативном проживании соответствующего пластического образа в игровой ситуации.

Одним из главных принципов успешности работы является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей. Работая с детьми, определяю уровень актуального и зону ближайшего развития и учитываю темп усвоения материала конкретным ребенком. Данный подход обеспечивает необходимый комфорт и поддержку. Очень важным считаю привлечение к пониманию значимости логоритмических занятий родителей воспитанников. Их заинтересованность и активное участие в данном процессе помогает достичь лучших результатов. С этой целью провожу для них консультации, мастер-классы, приглашаю на занятия.

Выдвинутая ранее гипотеза, о том, что в результате логоритмических занятий улучшаются речевые, двигательные, музыкальные способности, нашла свое подтверждение в результатах диагностики, проведенной мною в 2010 и 2011 учебном году. Диагностической группой являлись дети 5-6 летнего возраста (16 человек). Ниже представленные диаграммы показывают результаты сравнительного анализа развития у детей речевых и неречевых психических функций.

Диагностика развития речевых психических функций
детей 5-6 летнего возраста
Диаграмма 1

Диагностика развития неречевых психических функций
детей 5-6 летнего возраста
Диаграмма 2

Таким образом, результаты сравнительного анализа диагностики развития речевых и неречевых психических функций детей позволили сделать вывод, что выбранная система работы способствует эффективному повышению уровня речевого, музыкального и двигательного развития. Отмечается положительная динамика в качественных изменениях показателей слухового, зрительного, тактильного внимания, восприятия, памяти детей. Параллельно улучшаются показатели развития речи: физиологическое дыхание, фонематический слух, движения органов артикуляционного аппарата, звукопроизношение. Совершенствуется работа сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной и других систем. Дети с удовольствием занимаются логоритмикой, приобретая представления о здоровом образе жизни, доброжелательном отношении к окружающим людям. В дальнейшем это позволит ставить перед детьми и решать совместно с ними более сложные задачи в овладении речью, в развитии музыкальных способностей и детского творчества.

1.Выготский Л. С. .Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М 1993

2.Воронова А. Е. Развитие и коррекция слухо – двигательно -зрительных координаций у дошкольников с нарушениями речи средствами музыкально-ритмической деятельности. Иркутск 2002.

3.Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. М. 2004.

Логоритмика как средство развития речи дошкольников

Вам знакома ситуация, когда Ваш ребенок говорит много и без умолку, но большую часть в его речи невозможно разобрать? Или напротив, ребенку уже исполнилось три года, но он практически не разговаривает? А Вы пробовали заниматься с ним логоритмикой?

А ЧТО ТАКОЕ ЛОГОРИТМИКА?

Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением. Одна из основных задач логоритмики – устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей.

А СТОИТ ЛИ ЗАНИМАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ, У КОТОРОГО ПОДОБНЫЕ НАРУШЕНИЯ ОТСУТСТВУЮТ ИЛИ ЕЩЕ НЕЯСНО, ПРИСУТСТВУЮТ ЛИ, ТАК КАК ОН СЛИШКОМ МАЛ?

Конечно нужно, ведь на самом деле ребенок воспринимает такие занятия как игру, а какой ребенок не любит играть? Так что с одной стороны, можно не ломать голову, чем занять ребенка, а с другой и приносить ему пользу, так как занятия по логоритмике помогут сформировать и развить:
ОБЩУЮ И МЕЛКУЮ МОТОРИКУ.

Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие двигательных способностей, координацию движений рук и ног, игра на музыкальных инструментах способствуют развитию общей и мелкой моторики.

КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С РЕЧЬЮ

К примеру, нужно похлопать в ладошки под строчку «Мы в ладошки хлопаем, громко-громко хлопаем…» или дотронуться лба, ушей, шеи, локотков под строчку «У жирафа пятнышки везде: на лбу, ушах, на шее, на локтях…»

ОРИЕНТАЦИЮ В ПРОСТРАНСТВЕ.

Ходьба и маршировка в различных направлениях знакомят ребенка с такими понятиями как вперед и назад, вверх и вниз, направо и налево, на месте.

ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО И СТИХОТВОРНОГО ТЕМПА И РИТМА

Движения выполняются либо под музыку, либо под ритмичное стихотворение. Умение чувствовать музыкальный темп помогает ребенку сохранять нормальный темп речи, а чувство ритма помогает преодолеть трудности в произношении трехсложных и более длинных слов, обращая внимание ребенка на ритмическую основу слов и фраз.

ДЫХАНИЕ

Научить ребенка правильно распределять силу выдоха и его продолжительность очень важно. Выдувать мыльные пузыри или дуть на кораблики в тазу, наполненном водой очень весело и для малыша это увлекательная игра, а никак не специальные упражнения на развитие дыхания.

Самое обычное гримасничанье перед зеркалом способствует развитию подвижности челюсти, губ, языка, что в свою очередь положительно отражается на звукопроизношении. Ребенок также учится управлять своим голосом, выбирая правильную силу и высоту. «Мы поем громко, как слоник. Мы поем тихо, как мышка». Так что не ругайте ребенка, если он кривляется перед зеркалом.

УМЕНИЕ РАССЛАБЛЯТЬ МЫШЦЫ ТЕЛА, РЕЛАКСАЦИЮ

Как правило, в конце занятия делается упражнение на расслабление под спокойную музыку. Также малышам предлагаются упражнения, развивающие умение напрягать и расслаблять определенные мышцы тела без изменения их положения в пространстве, тем самым формируется умение осознанно управлять своим телом.

ПРАВИЛЬНОЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

От того насколько правильно ребенок различает на слух звуки речи, зависит насколько правильно он сможет их воспроизводить, другими словами, правильно слышит – хорошо говорит.

СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ.

Так как определенные движения нужно выполнять под определенную строчку, то ребенок учится сосредотачиваться и запоминать последовательность, распределять свое внимание между разными видами деятельности . К примеру, «Идет, поднимаясь наверх, идет, возвращаясь назад, и просто на месте она идет…» В целом, логоритмические упражнения задействуют как слуховое внимание и память, так и моторное, и зрительное.

ТВОРЧЕСКУЮ ФАНТАЗИЮ И ВООБРАЖЕНИЕ.

Героев, которых малыш изображает в каждом из упражнений, ему нужно вообразить и изобразить. А это уж точно развивает творческую фантазию и воображение.

РАСШИРИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС.

Ребенок знакомится с большим количеством новых слов и понятий через песенки и стихи, задействованные в занятиях.

С КАКОГО ВОЗРАСТА НУЖНО ПРОВОДИТЬ ТАКИЕ ЗАНЯТИЯ?

Чем раньше, тем лучше. Безусловно, для совсем крошек подобные занятия будут скорее пассивные, как и пестушки, так как произносить или пропевать текст и выполнять движения вместе с малышом будет мама. Хотя, наиболее оптимальный возраст для занятий – 2,5 – 3 года, когда ребенок может выполнять движения и петь самостоятельно.

МОЖНО ЛИ ПРОВОДИТЬ ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОРИТМИКЕ ДОМА ИЛИ ИХ ПРАВИЛЬНО МОЖЕТ ПРОВЕСТИ ТОЛЬКО ЛОГОПЕД-ДЕФЕКТОЛОГ?

Конечно, можно и даже нужно проводить такие занятия дома. Ведь если пойти в центр по раннему развитию детей нет возможности или времени, то лучше в меру своих способностей заниматься с ребенком, чем не заниматься вовсе. Безусловно, в центре малыш сможет начать общаться и взаимодействовать с другими детками, так как на занятиях по логоритмике есть много коммуникативных игр, песен, упражнений, вовлекающих детей в общение друг с другом. К тому же, почти все детки более дисциплинированны со сторонним человеком, а в группе занимаются куда более охотно. Хотя, если доверия и расположения малыша стороннему человеку завоевать трудно, то он может и вовсе отказаться участвовать в занятиях, и тогда заниматься с таким ребенком лучше все же дома. Не отчаивайтесь, если у Вас что-то не получилось с первого раза. Запаситесь терпением, преподносите малышу это как игру, и результат обязательно Вас порадует.

ИГРАЕМ ДОМА

Пример 1. Мы идём по кругу.

Мы идём по кругу. Маршировать по кругу.

По-смо-три.

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дороге, Двигаться поскоками.

Меняя часто ноги.

Поскакали, поскакали:

Скок, скок, скок.

А потом, как аист, Встать на одной ноге.

Встали – и молчок.

Пример 2. Опа-опа.

Опа-опа, оп, оп. Опа-опа – перекрещенными руками

Опа-опа, хлоп, хлоп. дотрагиваться ладонями до противоположных

Опа-опа, оп, оп. плеч.

Опа-опа, топ, топ. Оп, оп – хлопать по коленям.

Опа-опа, оп, оп. Хлоп-хлоп – хлопать в ладоши.

Опа-опа, стоп! Топ, топ – топать ногами.

Пример 3.Осень.

Капля – раз, капля – два. Идти медленно по кругу.

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом Идти ускоряя темп.

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, Поднять руки над головой.

От дождя себя укрыли. Сложить руки над головой.

Пример 4.Весна.

Капля – раз, капля – два, Идти медленно, притопывая.

Капля медленно сперва:

Капля – кап, кап, кап, кап, кап.

Стали капли поспевать, Идти, притопывая, ускоряя темп.

Капля каплю догонять.

Кап, кап, кап, кап, кап, кап, кап.

Пример 5.Ветер.

Ветер по лесу летал –

ф-ф-ф, ф-ф-ф. Качать поднятыми вверх руками.

И с деревьями играл –

ф-ф-ф, ф-ф-ф.

Ветви сильно раскачались –

ух, ух! Сильно качать руками.

И листочки испугались –

ш… ш… Взмахивать кистями рук.

Задрожали, задрожали –

ш-ш-ш, ш-ш-ш. Быстро взмахивать кистями рук.

Оторвались и упали – ах! Плавно опускать руки.

Пример 6. Самомассаж.

Вот на улице мороз Точка между бровями.

Эй, потри скорее нос, Потереть пальцами нос.

Подбородок отогрей. Точка под нижней губой.

Улыбнулись все скорее!

И у глаз потрём дружнее Круговые движения у висков.

Веселее, веселее.

Ну-ка взялись все за уши, Массаж ушей.

Ни к чему нам бить баклуши,

Покрутили, повертели –

Вот и уши отогрели.

Каждый палец согреваем,

Сильно-сильно растираем.

Значение логоритмики в развитии ребенка дошкольного возраста.

Муз. руководитель Кутузова И.С.

Исследованиями лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АП России было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. (М.М. Кольцова)

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (аналог нашей сороки – белобоки) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токуазиро утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Исследования отечественных физиологов так же подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук.

Так, в процессе многолетней работы с речевыми группами детей, я пришла к выводу что: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие ребенка находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев у ребенка отстает, то задерживается и его речевое развитие, и двигательное, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

У детей существует не только слуховая, но и зрительная, тактильно – двигательная память, которая помогает запомнить потрогав, показав что либо движение, поэтому дети часто заменяют им снова или дополняют их. Я пришла к заключению важности и необходимости пальчиковых игр и ритмодекламаций в развитии ребенка, и включении их в музыкальное воспитание детей нашего детского сада.

Песни, попевки, потешки для пальчиковых игр, написанные в увлекательной игровой форме, содержат яркий музыкальный материал, который доставляет радость воспитанникам.

Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развивается речь. В то же время пропевание потешек, стихов, с их четким ритмом, помогает улучшить у ребенка координацию движений, а координируя движения мелкой моторики ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, интонацию и ритм.

Музыкальные пальчиковые игры и ритмодекламации в этом процессе неоцинимы. Они как бы отражают реальности окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе включения музыкальных пальчиковых игр в музыкальную деятельность я заметила, что у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, в более яркой форме пропевать знакомую песню, попевку.

Музыкальные пальчиковые игры и ритмодекламации интересны ребенку не только в плане услышать новый стишок или песню, но они интересны для него тем, что он сам показывает в ней каждое слово жестом, как бы оживляет текст, осознает, почувствовав его через движения. Часто приходя на музыкальные занятия дети сами просят поиграть в полюбившуюся игру.

Ребенок сам включается в игру, очень важный для него вид деятельности в данном возрасте. Он представляет себя героем (кошечкой, ежиком, птичкой, снежинкой), действует, двигается, поет от лица героя, полностью перевоплощаясь в конкретный сценический образ. Даже если у ребенка что – то не получается, то он видит здесь не себя, а неумелого «котенка», «колючего ежика» и т. п. Это обстоятельство не сковывает ребенка, а напротив, увлекает его. Он помогает в процессе игры научить своего героя двигаться легко и умело, петь эмоционально, с увлечением. Это еще и психологический аспект, очень важный для стеснительных и закрепощенных детей.

Движения, в сочетании с пением позволяют ребенку в дальнейшем быстрее освоить и запомнить стишок, текст, песенку. Позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, части тела, что благотворно воздействует на все внутренние органы.

Музыкальные пальчиковые игры и ритмодекламации развивают речь ребенка, двигательные качества и пространственное мышление, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), концентрируют внимание, развивают воображение, а так же воспитывают быстроту реакции и эмоциональную выразительность образа посредством пения и жеста.

Таким образом – развивая моторику рук мы развиваем мозг ребенка.







Логопедическая ритмика – это комплексная методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Целью логоритмического воздействия является преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.


Основные задачи логоритмического воздействия: 1. развитие слухового внимания; 2. развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха; 3. развитие фонематического слуха; 4. развитие пространственной организации движений; 5. развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики; 6. формирование и развитие кинестетических ощущений; 7. воспитание выразительности и грации движений; 8. воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое; 9. формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации; 10. развитие физиологического и фонационного дыхания; 11. развитие певческого диапазона голоса; 12. развитие чувства ритма; 13. воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями; 14. воспитание умения перевоплощаться; 15. развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков; 16. воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением; 17. формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.


Методологическая основа: положение психофизиологии о речевых процессах как о сложной системе сенсомоторных координаций (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Н.А. Бернштейн); положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка; авторские методики по логоритмике О.А. Новиковской, Г.А. Волковой, М.Ю. Картушиной, Н.В. Микляевой, В.Т. Таран, А.Е. Вороновой и др.


III этап Этап формирования коммуникативных умений и навыков III этап Этап формирования коммуникативных умений и навыков II этап Этап формирования первичных произносительных умений и навыков II этап Этап формирования первичных произносительных умений и навыков I этап Подготовительный I этап Подготовительный Содержание работы Содержание педагогической технологии по коррекции речи дошкольников средствами логоритмики - Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребёнком с целью выявления его двигательных и музыкальных способностей; - Формирование устойчивого слухового и зрительного внимания; - Воспитание координации движений и ориентирование в пространстве при ходьбе, маршировке, выполнении основных движений; - Развитие музыкального, звуковысотного, динамического, тембрового слуха; - Развитие голоса, звукообразования, звукоподражания в пении, певческого диапазона; - Развитие чувства ритма; - Развитие общей, тонкой моторики, мимики; - Развитие артикуляционного аппарата; - Формирование у детей подражательности движениям педагога; - Обучение детей навыкам релаксации; - Обогащение активного и пассивного словаря; - Коррекция эмоционально-личностной сферы. - Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребёнком с целью выявления его двигательных и музыкальных способностей; - Формирование устойчивого слухового и зрительного внимания; - Воспитание координации движений и ориентирование в пространстве при ходьбе, маршировке, выполнении основных движений; - Развитие музыкального, звуковысотного, динамического, тембрового слуха; - Развитие голоса, звукообразования, звукоподражания в пении, певческого диапазона; - Развитие чувства ритма; - Развитие общей, тонкой моторики, мимики; - Развитие артикуляционного аппарата; - Формирование у детей подражательности движениям педагога; - Обучение детей навыкам релаксации; - Обогащение активного и пассивного словаря; - Коррекция эмоционально-личностной сферы. - Продолжение развития неречевых функций, указанных в подготовительном этапе; - Развитие мышления; - Совершенствование речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков; - Развитие звуковысотного, динамического и тембрового слуха; - Развитие фонематического восприятия; - Формирование связной речи, расширение понимания грамматических форм слов; - Закрепление навыков релаксации; - Обогащение пассивного и активного словаря; - Коррекция эмоционально-личностной сферы. - Продолжение развития неречевых функций, указанных в подготовительном этапе; - Развитие мышления; - Совершенствование речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков; - Развитие звуковысотного, динамического и тембрового слуха; - Развитие фонематического восприятия; - Формирование связной речи, расширение понимания грамматических форм слов; - Закрепление навыков релаксации; - Обогащение пассивного и активного словаря; - Коррекция эмоционально-личностной сферы. - Закрепление двигательных умений общей и мелкой моторики; - Дальнейшее развитие музыкального слуха; - Развитие певческого диапазона голоса, мимики, пантомимики, просодики речи, фонематического восприятия; - Развитие речевой моторики; - Формирование навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи; - Накопление пассивного и активного словаря ребёнка; - Дальнейшая коррекция эмоционально- личностной сферы. - Закрепление двигательных умений общей и мелкой моторики; - Дальнейшее развитие музыкального слуха; - Развитие певческого диапазона голоса, мимики, пантомимики, просодики речи, фонематического восприятия; - Развитие речевой моторики; - Формирование навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи; - Накопление пассивного и активного словаря ребёнка; - Дальнейшая коррекция эмоционально- личностной сферы.


Методы обучения Наглядные (используются при обучении движению) Наглядные (используются при обучении движению) Словесные (применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений) Словесные (применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений) Практические (обеспечивают проверку правильности восприятия на основе собственных мышечно-моторных ощущений) Практические (обеспечивают проверку правильности восприятия на основе собственных мышечно-моторных ощущений) Приёмы работы - Наглядно-зрительные приёмы, включающие: показ педагогом движения; подражание образам окружающей жизни; использование зрительных ориентировок при преодолении пространства и наглядных пособий (карточки, фотографии и т.д.). - Приёмы для обеспечения тактильно- мышечной наглядности с применением различных пособий: обручей, кубиков, гимнастических палок, скакалок и т.д. - Наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движений: звучание инструментальной музыки и песен; использование бубнов, колокольчиков и др.; декламация коротких стихотворений. - Наглядно-зрительные приёмы, включающие: показ педагогом движения; подражание образам окружающей жизни; использование зрительных ориентировок при преодолении пространства и наглядных пособий (карточки, фотографии и т.д.). - Приёмы для обеспечения тактильно- мышечной наглядности с применением различных пособий: обручей, кубиков, гимнастических палок, скакалок и т.д. - Наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движений: звучание инструментальной музыки и песен; использование бубнов, колокольчиков и др.; декламация коротких стихотворений. - Краткое одновременное описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт детей. - Пояснение и показ движения. - Указания при воспроизведении показанного педагогом движения, при самостоятельном выполнении движений детьми. - Беседа при обучении или когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета игры. - Команды, сигналы для акцентирования внимания и одновременности действий (для этого используются считалки, игровые зачины). - Образный сюжетный рассказ для развития выразительности движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ. - Словесная инструкция, которая позволяет оживить у детей следы прежних впечатлений в новых сочетаниях, сформировать новые знания и умения. - Краткое одновременное описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт детей. - Пояснение и показ движения. - Указания при воспроизведении показанного педагогом движения, при самостоятельном выполнении движений детьми. - Беседа при обучении или когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета игры. - Команды, сигналы для акцентирования внимания и одновременности действий (для этого используются считалки, игровые зачины). - Образный сюжетный рассказ для развития выразительности движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ. - Словесная инструкция, которая позволяет оживить у детей следы прежних впечатлений в новых сочетаниях, сформировать новые знания и умения. - Игровые приёмы. - Соревновательные приёмы. - Игровые приёмы. - Соревновательные приёмы.


Средства логопедической ритмики: - ходьба и маршировка в различных направлениях; - упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; - упражнения, регулирующие мышечный тонус; - упражнения, активизирующие внимание; - речевые упражнения без музыкального сопровождения; - упражнения для развития музыкального слуха; - ритмические упражнения; - пение; - упражнения в игре на инструментах; - импровизация на детских музыкальных инструментах; - игровая деятельность; - развитие творческой инициативы; - заключительные упражнения на расслабление (релаксация).







17 Требования к проведению логоритмического занятия: - занятие проводится фронтально один раз в две недели; - продолжительность занятия минут (в зависимости от возраста детей); - одежда должна соответствовать роду логоритмической деятельности; - тематика и цели занятия должны соответствовать текущему этапу коррекционной логопедической работы; - сотрудничество специалистов (логопеда, музыкального руководителя, воспитателя) и родителей в подготовке и проведении логоритмических занятий.


Уровни успешности Средняя группа уч. год Старшая группа 2010 – 2011 уч. год Подготовительная группа 2011 – 2012 уч. год Начало годаКонец годаНачало годаКонец годаНачало годаКонец года Высокий8,3 %67 %-38,5 %66,7 %81,8 % Средний83,3 %33 %92,3 %61,5 %33,3 %18,2 % Низкий8,3 %-7,7 %--- СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, в %


Логоритмика, друзья, умная наука! С нею, точно знаю я, не страшна нам скука. Логоритмика - забава и учёба, и игра! Очень любит заниматься этим делом детвора. Это знают все вокруг, логоритмика - наш друг! Она учит, исправляет, с нами весело играет! Движение, музыка и слово! Всё это связано толково. Если что не ясно Вам, приходите в гости к нам!

Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, обучении, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка с ОВЗ. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с ОВЗ, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья школьников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

С каждым годом, по наблюдению логопедов, растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Программа «Логоритмика» - первая программа по логоритмике для детей с ОВЗ школьного возраста, полностью соответствующая лексико-грамматическому планированию логопедических занятий, включающая работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Кроме того, логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.

Цель логоритмики : профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:

    уточнение артикуляции;

    развитие фонематического восприятия;

    расширение лексического запаса;

    развитие слухового внимания и двигательной памяти;

    совершенствование общей и мелкой моторики;

    выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;

    развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;

    творческой фантазии и воображения.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

Логоритмика – методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения.

Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Такую форму активной терапии, как логоритмика, мы начали осуществлять впервые в 2013 году. Свою работу мы начали с изучения методических рекомендаций и обширного практического материала многих авторов, занимающихся логоритмикой (М.Ю. Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина и др.)

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

В системе логоритмической работы с детьми с ОВЗ можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы .

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

    развитие слухового внимания и фонематического слуха;

    развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;

    развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;

    воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;

    воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;

    развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;

    формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

    формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования .

    Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю (желательно во 2-ой половине дня).

    Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 30 до 35 минут в зависимости от возраста детей.

    Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.

    Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.

    В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

Последовательность коррекционной работы варьируется в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Упражнения логопедической гимнастикой рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнастику включаются статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяю с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Детям, которым не удается овладеть артикуляционными навыками, оказываю целенаправленную индивидуальную помощь.

Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка, поэтому в этой работе важна тесная связь с музыкальным руководителем. Внедрение ИКТ в процессы обучения и воспитания позволило обеспечить музыкальное сопровождение. На занятиях активно используем компьютер, DVD -центр. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а с моей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.

Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения на занятиях логоритмики также проводятся под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

Упражнения мы разучиваем поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.

При работе над дыханием обращаем особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. И здесь тоже необходима помощь музыкального руководителя. Нами подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими.

В занятия логоритмики обязательно включаются коммуникативные игры и танцы. Разучивание танцевальных движений также проходить поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, что дает детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. При отборе игр обязательно учитываю то, чтобы их правила были доступны и понятны детям с ОВЗ. В коммуникативных танцах и играх не оценивается качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике отрабатываем не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию.

Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться с ним активно взаимодействовать.

Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы учителя начальных классов, воспитатели и психолог могут использовать на своих занятиях. Эти же упражнения и игры я предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.

Учитывая принципы систематичности и последовательности, разработано перспективное и тематическое планирование с учетом возраста и речевых нарушений детей. Составленный перспективный план, предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которого является выполнение детьми упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации.

При составлении тематического плана выделяются следующие направления работы:

    развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;

    формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания

    развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц

    развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций

    развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики

При разработке любого логоритмического занятия учитывается главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, псохофизиологические и речевые возможности. А также для более успешного проведения занятий выполняю психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.

Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с ОВЗ с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

Основные задачи

    оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей с ОВЗ;

    создать условия для организации логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий;

    внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей с ОВЗ, сохранения и укрепления здоровья данной категории школьников, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания, обучения, коррекции;

    разработать перспективный план проведения логоритмических занятий, дидактические пособия;

    создать пакет диагностики развития неречевых психических функций детей.

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

    Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

    Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

    Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

    Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях совместно с логопедом ОУ и по рекомендации врача-педиатра используются:

    упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,

    выработка продолжительного речевого выдоха,

    тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

    Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки школьников.

    Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

    Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

    Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

    Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

    Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

    Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

    Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

    Театральные этюды. Очень часто у детей с ОВЗ маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

    Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

    Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.

В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.