Вставные конструкции таблица. Вводные конструкции. Предложения с вводными конструкциями: примеры

Вставные конструкции таблица. Вводные конструкции. Предложения с вводными конструкциями: примеры

Вводные конструкции - это специальные слова, словосоче­тания, предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает, или характеризует спо­соб оформления мыслей.

Вводные конструкции не вносят в предложение дополнитель­ных сведений, а только оценивают сообщение, заключенное в предложении. К ним нельзя задать вопрос, они не являются чле­нами предложения. Их можно изъять из состава предложения, сохраняя его структуру, не меняя смысла.

В устной речи для вводных конструкций характерна особая интонация. На вводных конструкциях делают ударение: Ср.: К несчастью, проливные дожди продолжают затапливать поля - К несчастью его никто не остался равнодушным.

В письменной речи вводные конструкции выделяются запя­тыми, реже - тире. Чтобы правильно выделять знаками препинания вводные конструкции, надо знать их значение. Различают несколь­ко основных групп вводных конструкций по их значению:

Отношения, выражаемые вводн. сл. Вводные конструкции Примеры
1. Уверенность Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, безусловно, действительно, естественно, правда, в самом деле, я уверен и др. Лев, конечно, не силен, коль так смирен (И. А. Крылов).
2. Неуверенность, предположение Кажется, может быть, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй, по-видимому, надо полагать, я думаю, надеюсь, полагаю, верно, должно быть, если я не ошибаюсь и др. Глазами, кажется, хо­тел бы всех он съесть (И. А. Крылов).
3. Различные чувства К счастью, к несчастью, к общей радости, к сожалению, к удивлению, к ужасу, к стыду, на беду, к прискорбию, странное дело, чего греха таить и др. А Скворушка завистлив был, к несчастью. На ту беду, лиса близе­хонько бежала (И. А. Крылов).
4. Привлечение внимания, приглашение к соразмышлению Пожалуйста, извините, простите, послушайте, поймите, знаешь ли, видите ли, представь себе, скажем, предположим, поверь, согласись, веришь ли, если хотите знать Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай! (И. А. Крылов). Знаете, я всю жизнь мечтал об этом путешествии!
5. Источник сообщения По сообщению.., по сло­вам.., по мнению.., пере­дают, говорят, слышно, с точки зрения.., на мой взгляд.., по-моему, как из­вестно, помнится, слышно, по сообщению и др. Ты, сказывают, петь ве­ликий мастерище. Ведь кошка, говорят, по­палась в когти к Льву (И. А. Крылов).
6. Связь мыслей, последовательность их изложения Во-первых, во-вторых, значит, итак, следовательно, словом, наконец, наоборот, напротив, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати сказать, к слову сказать, с одной стороны и др. Так рассуждать они пус­тились вдвоем о всякой всячине: о их собачьей службе, о худе, о добре и, наконец, о дружбе (И. А. Крылов).
6. Приемы, способы оформления мыслей Точнее, короче говоря, мягко выражаясь, лучше сказать, к слову сказать, одним словом, иными / другими словами, иначе говоря, попросту говоря, если так можно выразиться, с позволения сказать, так сказать, лучше сказать и др. Я, собственно, ничем не болен (В. В. Вересаев).
7. Ссылка на обычность излагаемого Как всегда, как водится, как принято, по обычаю, бывает, случается, бывало и др. Муму, по обыкновению, осталась его дожидаться (И. С. Тургенев).
8. Оценка меры того, о чем говорится Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений и др. На него, по крайней мере, можно положиться.
9. Экспрессивность высказывания (сила проявления чувств, переживаний) По правде, смешно сказать, не в укор будь сказано, чест­но говоря, между нами го­воря, надо признаться, кроме шуток, по секрету и др. Но, признаюсь, в нас сердце задрожало, когда увидели твое мы жало (И. А. Крылов).

Все вводные конструкции (слова, словосочетания, предложе­ния) выделяются запятыми независимо от места положения: Кажется , он не придет. Он, кажется , не придет. Он не придет, кажется .

Вводные конструкции отделяются и от предшествующих союзов (кроме а ): Пошел дождь, и, конечно , мы никуда не поедем, НО: Он дал слово, а следовательно , должен его сдержать. В начале предложения запятая между союзами и вводным словом обычно не ставится: Идействительно , у него это получилось; Ноконечно , все кончилось благополучно; Амежду прочим , он давно уехал отсюда.

Два вводных слова разделяются запятыми: Впрочем, может быть, ты прав.

Не выделяется вводное слово в начале обособленного члена: Осенняя погода, к несчастьюхолодная , с частыми дождями, осложняла уборку. НО: Осенняя погода, холодная, к несчастью , с час­тыми дождями, осложняла уборку.

Многие из приведенных в таблице слов могут быть и не ввод­ными словами, а обычными членами предложения (обыкновенно сказуемыми и обстоятельствами) и тогда, естественно, не выде­ляются запятыми. Ср.: Он, кажется , не придет сегодня - Онкажется усталым сегодня.

Как отличить вводное слово от омонима?

Различие вводных слов и омонимов видно из следующих примеров:

Ср.: Мед - прекрасный целебный продукт. Он помогает, во-первых, при простуде, во-вторых, при ожогах, в-третьих, при бессоннице и, наконец, успокаивает нервную систему (наконец указывает на связь мыслей, на порядок изложения, =еще ) - Давал три бала ежегодно и промоталсянаконец (А. С. Пушкин); Мы заждались, наконец-то ты пришел (наречие наконец имеет обстоятельственное значение времени, = под конец, после всего, в результате всего);

Никто, однако, не умел так рассказывать, как он; Я не надеялся на удачу, но, мне, однако, повезло (однако стоит в середине простого предложения) - Ему объясняли, однако он ничего не понял; Я не надеялся на удачу, од нако мне повезло (союз однако = но , стоит в начале простого предложения в составе ССП);

Значит, ты завтра не придешь? (указывает на вывод,=следовательно, стало быть ) - Для меня этозначит многое (является сказуемым, = означает );

Эти сведения, вообще, представляют большой интерес, но мы не можем их использовать (вообще=вообще говоря ) – Туда мывообще не пойдем; Онвообще отказывается говорить (вообще= ни при каких условиях, всегда, совсем, в целом ).

Есть слова, которые тоже не отвечают ни на какие вопросы и не являются членами предложения, поэтому их часто принима­ют за вводные и выделяют запятыми. Не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и словосочетания: авось, буквально, будто бы, вдобавок, в довершение, большей частью, вдруг, ведь, весьма, в конечном счете, вот, вряд ли, все равно, все же, все-таки, едва ли, единственно, исключительно, именно, иногда, как будто, как бы, как раз, к тому же, лишь, между тем, небось, на редкость, неужели, непременно, наверняка, определенно, особенно, по замыслу, по предложению, по решению, по крайней мере, приблизительно, по-прежнему, примерно, притом, тем не менее, якобы. Например: Я ведь ничего не знал. Вы как раз пришли вовремя. Якобы он только посмотрел. Я как будто вас где-то видел.

Вставные конструкции

От вводных конструкций надо отличать вставные. Они тоже грамматически не связаны с членами предложения, но в отличие от вводных конструкций вставные конструк­ции не выражают отношения говорящего, а несут дополни­тельную информацию (замечания, пояснения, справки). Это как бы «незапланированное» сообщение (говорящий вдруг решил его вставить). В устной речи оно произносится как бы скороговоркой, несколько пониженным тоном. На письме вставные конструкции, в отличие от ввод­ных, выделяются скобками или, реже, тире с обеих сторон: Однажды вечером (это было в начале октября 1773 года) сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра; Я вынул ключ, и - о ужас! - у меня в руках была только головка ключика (Л. Н. Толстой).

Знаки препинания, стоящие на месте разрыва предло­жения вставной конструкцией, помещаются после скобок: Я вас люблю ( к чему лукавить?), но я другому отдана (А. С. Пушкин).

Обращения

Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются (в середине предложения) или отделяются (в начале или в конце) запятыми: Дорогие гости, милости просим за стол (А. С. Пушкин); Опустись, занавеска линялая, на больные герани мои (А. Блок); Неужели вы его боитесь, Сергей Ильич? (Д. Гранин).

Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак: Старик! О прежнем позабудь... (М. Ю. Лермонтов).

Частицао , стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками: О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. (А. П. Чехов); Скажи же, опроницательный читатель , зачем выведен Рахметов, который вот ушел и больше не явится в моем рассказе? (Н. Г. Чернышевский). Но если о выступает в роли междометия (со значением «ах» ), то после него, согласно правилам, ставится запятая: О, как он (Петербург) велик был! (Б. Пастернак); О! Павел Иванович , позвольте мне быть откровенным (Н. В. Гоголь) (постановка восклицательного знака вместо запятой факультативна).

Если перед повторяющимся обращением стоит частица а , то перед ней ставится запятая, а после нее никакого знака нет: Нина , аНин , поди сюда (К. Федин). При неповторяющемся обращении а выступает в роли междометия и отделяется запятой: А, Васька ! – сказал он, узнав прежде всего розоватые панталоны своего друга (С. М. Степняк-Кравчинский).

Личные местоимения ты и вы , как правило, не являются обращениями, а выступают в роли подлежащего. Однако они могут входить в состав распространенного обращения, пунктуационно выделяясь вместе с ним: Ну, полноте, полноте, балагур, шутник вы этакий (И. С. Тургенев). В редких случаях местоимения ты и вы сами по себе могут выступать в роли обращения, заменяя собой название лица, к которому обращена речь; в этих случаях они выделяются запятыми (в начале и в конце предложения после них может ставиться восклицательный знак): Эй, вы, чревовещатели! Марш по теплушкам! (Вс. Иванов); Ты! Бери его на мушку (К. А. Тренев); Тише, вы! (С. Антонов).

Вставные конструкции вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и так далее. Вставные конструкции, с одной стороны, распространены в устной речи, а с другой - широко используются в языке художественной литературы.

Вставные конструкции менее тесно связаны с предложением, чем вводные, и потому резко выпадают из его структуры. Они более интонационно изолированы значительными паузами, характерными для так называемой интонации включения:

До замка оставалось около трех часов пути, людоед шел уверенно и быстро (он очень хорошо помнил дорогу ), лишь иногда останавливаясь, чтобы перевести дух .

По структуре вставная конструкция является или отдельным словом , или словосочетанием , или предложением , простым или сложным:

Людоед не приходил сюда (в замок ) много лет.

Он подошел со стороны сада, перелез через ограду (с северной стороны ) и двинулся к дверям.

Конечно, людоеда в замке никто не ждал, но (есть же все-таки умные люди !), первый министр, оказывается, предупреждал короля, что такой визит весьма вероятен.

Вставные конструкции могут

Включать название или описание какого-либо предмета, лица, упомянутого в предложении:

Все теннисные ракетки и мячи (в основном, королевского оранжевого цвета )

валялись на полу и подоконниках.

Людоед всю свою жизнь (ему недавно исполнилось двадцать восемь лет ) мечтал бывать в королевском замке на всех праздниках.

Все в замке (включая всю обслугу ) обожали королевские праздники

Людоед очень любил сказки (он всегда слушал их ), и сейчас ему некстати вспомнилась одна, довольно страшная.

Служить для пояснения содержания всего предложения или отдельных его частей:

Выражать причину действия, события, явления , описываемого в предложении:

Людоед поморщился (он не любил спорт, особенно теннис ) и прошел дальше, в следующую дверь.

Могут выражать эмоциональную оценку высказывания или его части:

Вдруг людоед увидел проход и дверь, ведущую - какая неожиданная удача ! - на кухню.

Вставные конструкции могут находиться только в середине и реже в конце основного предложения, но не в его начале.

В речи вставные конструкции интонационно выделяются из состава предложения: они произносятся пониженным тоном, в ускоренном темпе, обычно без логического ударения на каких-либо словах. Интонация предложения как бы «размыкается» вставной конструкцией.

На письме вставные конструкции выделяются

Скобками

Тире

запятыми

Людоед огляделся в растерянности

( в холле было около десятка дверей ) , потом решительно повернул налево

и вошел в маленькую дверь.

Этот зал - в замке его называли Малый спортивный зал - был совершенно пуст.

Дверь, как потом выяснил людоед , вела в зал для игры в теннис.

1. Поясняющие отдельные слова в основном предложении;

3. Дополняющие или поясняющие содержание основного предложения.

1. Дополняющие или поясняющие основное предложение, выражающие чувства автора;

2. Если на месте вставки не должно быть никакого знака.

Очень редко.

Скобки выступают как универсальный в этом случае знак препинания: они выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения. Скобки обладают большей выделительной силой, чем тире, которое является многофункциональным знаком.

В тексте вставной конструкции сохраняются все необходимые для нее знаки (запятая, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, двоеточие):

Оказалось, что в ближних к Градову деревнях - не говоря про дальние, что в лесистой стороне , - до сей поры весной в новолунье и в первый гром купались в реках и озерах.

Стараясь не показать виду и собрав для этого всю выдержку (ведь неизвестно, что за люди !), лесник пригласил нас в дом.

Он встал и, прихрамывая - он был на протезе , - прошёл к окну.

Дополнительно

Обычно вставные конструкции включаются в предложение без помощи специальных слов, но иногда вставная конструкция предваряется, например, союзом или союзным словом :

Обычно на королевских кухнях, как все отлично знают , бывает очень много самой вкусной еды.

При наличии союзов или союзных слов вставные конструкции сходны с придаточными частями сложного предложения, но, в отличие от них, не образуют с предложением синтаксического единства, а по содержанию представляют собой сообщение добавочное, не сливающееся с основным высказыванием.

Сравните с предыдущим примером:

Когда повезет попасть на королевскую кухню, - если повезет , - надо не растеряться и попробовать все самое вкусное .

В этом предложении мы имеем дело не со вставной конструкцией, а с придаточным условным (если повезет, надо не растеряться ...).

Список литературы

  1. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. - М.: ЧеРо, 1999 ().
  2. Вводные и вставные конструкции (собрание материала) ().

Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина ( .

Домашнее задание

Расставьте знаки препинания.

  1. Мой приход я это мог заметить сначала несколько смутил гостей Николая Ивановича. (И. Тургенев)
  2. Цезарь так звали льва в зверинце спит и тихо взвизгивает во сне. (А. Куприн)
  3. И каждый вечер в час назначенный иль это только снится мне? девичий стан шелками схваченный в туманном движется окне. (А. Блок)
  4. Когда все кончилось а бой длился около часу начдив сел на коня и шагом поехал по равнине. (А.Н. Толстой)
  5. Ежели часто Пьера поражало в князе Андрее отсутствие способности мечтательного философствования к чему особенно был склонен Пьер то и в этом он видел не недостаток а силу. (Л. Толстой)
  6. Калиныч как узнал я после каждый день ходил с барином на охоту. (И. Тургенев)
  7. А отшельник как ты помнишь он умел не только грустить но и думать стал думать.

Вставные конструкции комментируют содержание предложения или отдельных его членов, разъясняют его, уточняют, обосновывают, дают дополнительные сведения. В любом случае они имеют характер попутных замечаний по поводу содержания основного предложения и интонационно выделяются, разрывая и нарушая его интонационное единство.

Ярко выраженное общее функциональное назначение вставных конструкций объединяет разнообразные по грамматической оформленности единицы: от минимальной и простейшей (например, только восклицательный или вопросительный знак, передающий отношение к мысли) до сложного предложения и даже целого абзаца.

Вставки в силу своего назначения в речи - передавать дополнительные сведения - могут располагаться лишь в середине предложения или в конце. Начинать предложение они не могут, в отличие от вводных слов, сочетаний и предложений.

Вставные конструкции могут оформляться по-разному:

1)как члены предложения, с сохранением синтаксической связи, такие «члены предложения» выключены из его состава,.

2) как придаточные части предложения.

В других случаях вставные конструкции лишены структурной связи с предложением, они самостоятельно оформлены и не отражают грамматической связи с членами основного предложения. Как правило, эти слова и сочетания ставятся в форме именительного падежа.

Таким образом, многие вставные конструкции функционально и синтаксически сближаются с членами предложения, придаточными частями сложного предложения, присоединительными конструкциями. И их специфика состоит лишь во вставочном характере, в нарушении синтаксической однолинейности предложения.

Вставные конструкции могут выполнять не только функцию добавочного сообщения, но и функции модально-оценочные, в этом случае сближаясь с вводными конструкциями. Однако и эти вставки, осложненные оценочным значением, сохраняют свое главное функциональное качество - являются добавочными, включенными в предложение единицами, разрушающими его синтаксическую одноплановость. Это вводные слова, сочетания и предложения, оформленные, как вставные конструкции.

Наконец, вставные конструкции могут выполнять чисто служебную функцию, например, при оформлении ссылок на источник цитирования и т. п.

ОБОСОБЛЕНИЕ

Вставные конструкции (слова, сочетания слов, предложения) выделяются скобками или тире. Они содержат дополнительные сведения, замечания, уточнения, пояснения, поправки к сказанному; разъясняют, толкуют основную часть высказывания.

В тексте вставной конструкции сохраняются все необходимые для нее знаки (запятая, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, двоеточие).

Наиболее сильным выделяющим знаком препинания являются скобки: они выделяют вставную конструкцию внутри предложения или в конце его (в начале предложения вставка, будучи дополнительным сообщением, не употребляется).

Скобками выделяются вставные конструкции, в качестве которых используются знаки восклицательный или вопросительный, передающие отношение автора к высказанной мысли или ее оценку - удивление, недоумение, одобрение, сомнение, иронию и др.

Если внутри вставной конструкции уже имеется тире, то общим выделительным знаком могут быть только скобки.

Вставные конструкции могут выполнять чисто служебную функцию, например при оформлении ссылок на источник цитирования. После цитаты, за которой в скобках следует ссылка на источник цитирования, точка опускается и ставится после ссылки вне скобок.

Квадратные скобки могут сочетаться с круглыми в условиях двойного выделения (квадратные скобки - для внешнего выделения, круглые - для внутреннего выделения).

Угловые скобки применяются для восстановления сокращенных слов в цитируемом тексте. Напр. , автор, цитирующий или издающий текст А. Ахматовой, восстанавливает сокращенные ею части слов.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 33. Вставные конструкции. Способы обособления.:

  1. 31. Типы и функции вводных слов. Вводные конструкции как актуализатор ремы. Способы обособления вводных конструкций.
  2. Конструкции, не входящие в структуру предложения (обращение, именительный представления, вводные и вставные конструкции, междометия)

Вводные слова и словосочетания

Это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, о чём он сообщает: Я, помнится , принимался читать, работать - ничего не клеилось . Ермолай стрелял, как всегда, победоносно. Я, по обыкновению, - плохо.

Значения вводных слов (конструкций)

Вводные конструкции (вводные слова и словосочетания) могут стоять в начале, в середине и в конце предложения.

  • Итак , ни весенней, ни осенней охоты в наших местах нет.
  • Крупных окуней, бесспорно , удить весело.
  • Убедить его было нелегко, надо сказать.

Не бывают вводными слова: ведь, вот, будто, как будто, словно, именно, якобы, даже, как раз, едва ли, вряд ли, почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, как бы, вдруг, исключительно.

Следует различать вводные слова и члены предложения . Сравните: По-моему , сегодня будет тепло (вводное слово). Он сделал по-моему (как? - обстоятельство образа действия). По моему взгляду мама всё поняла (по чьему? - определение).

Вводные предложения

Вводные предложения употребляются в той же функции, что и вводные слова. Они могут быть безличными, неопределённо-личными или двусоставными :

Время, казалось, остановилось. Этим способом, как считают, можно скорее и больше перенести груза. А вот исполинский банан, или, как его называют, «дерево путешественников», распростёр свои листья наподобие широкого опахала. Смерть, я думаю, угрожала всем одинаково.

Вставные конструкции

Вставная конструкция - это словосочетание или предложение, которое содержит дополнительную информацию, уточняет, поясняет описываемую речевую ситуацию. Никогда не забуду (он был или не был, этот вечер) : пожаром зари сожжено и раздвинуто бледное небо, и на жёлтой заре - фонари!

Вставная конструкция не выражает отношения говорящего к высказываемому, не содержит оценки сообщения. Она может стоять в середине или в конце предложения. Я спокойно (или беспокойно) наслаждался моею славою, как определился к нам молодой человек богатой и знатной фамилии (не хочу называть его) .

Дополнительный материал по теме:


I. Вводными называются слова и словосочетания, грамматически не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и показывающие отношение говорящего к высказываемой мысли или к способу её выражения. В произношении они выделяются паузами и особой интонацией.
Чаще всего в качестве вводных употребляются слова или словосочетания, служащие:
1) для выражения уверенности: безусловно, без сомнения, бесспорно, в самом деле, естественно, конечно, правда, разумеется, действительно, несомненно;
  1. для выражения неуверенности: вероятно, видимо, возможно, должно быть, кажется, казалось, может быть, наверное, очевидно, по-видимому, пожалуй, по всей вероятности;
  2. для выражения того или иного чувства: к досаде, к несчастью, к огорчению, к радости, к сожалению, к счастью, к удивлению, на беду, странное дело, чего доброго;
  3. для указания на источник сообщения или того, кому оно принадлежит: говорят, по-моему, по мнению кого-либо, по словам кого-либо, по чьему-нибудь сообщению, на чей-нибудь взгляд;
  4. для указания на последовательность явлений, связь между ними: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, следовательно, итак, таким образом, значит, напротив, наоборот, однако, впрочем, с одной стороны, с другой стороны, например, в частности, скажем, стало быть;
  5. для указания на способ выражения, оформления мыслей: одним словом, иначе говоря, короче говоря, другими словами, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь;
  6. для привлечения внимания: видишь (ли), видите (ли), знаете(ли), извините, представьте себе, позвольте, согласитесь.
Не являются вводными словами: ведь, вообще, вот, будто, как будто, словно, якобы, именно, как раз, едва ли, вряд ли, почти, приблизительно, примерно, просто, как бы, даже, авось, вдруг и др.
    1. Вводные предложения, как и вводные слова и словосочетания, выражают отношение говорящего (пишущего) к тому, о чём он сообщает: Вы, я знаю, неприхотливы (ср.: Вы, конечно, неприхотливы).
Вводные предложения интонационно выделяются при помощи пауз и более быстрого темпа речи.
    1. Вставные предложения содержат различного рода добавочные замечания, попутные указания, уточнения, поправки, разъясняющие основное предложение в целом или отдельное слово в нём: Марина Ивановна Цветаева (её отец - профессор-искусствовед, основатель Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, мать - пианистка) родилась в 1892 году.
В конце вставного предложения в соответствии с его содержанием и интонацией могут употребляться вопросительный и восклицательный знаки:
Всходили и гасли звёзды (откуда такая нежность?)... (М. Цветаева)
В моей руке - какое чудо! - твоя рука... (А. Фет)
Знаки препинания
при вводных и вставных конструкциях

1) Вводные слова выделяются запятыми:

г,вводн. , ] сл.

М. Цветаева, безусловно, заняла видное место среди поэтов Серебряного века.

2) Вводное слово, стоящее после союза, отделяется от союза запятой. Но если вводное слово стоит после союза а (реже но) и образует с ним единый оборот, оно от союза запятой не отделяется:

г и вводн. ] сл.
но:
[..., а? вводн., ...]. L " сл. " J

Во-первых, благодарю вас за всё и, во-вторъх приглашаю в гости.
Во-первых, благодарю вас за всё, а во-вторъх, приглашаю в гости.

3) Если вводное слово входит в обособленный оборот и стоит в его начале или конце, то оно от оборота не отделяется:

[ вводн. vобособл. ] " сл. оборот " "
[ обособл у вводн. ] L"" "оборот сл. " ""J"

Цветаева, должно быть из гордости, никогда не жаловалась на бедность. Цветаева, очень переживая вероятно, всё же уговорила семью вернуться в Россию.

[... (вставн.), а...]
предл. [. (вставн.): .]
предл.
и др.


В 1921 году Цветаева пишет пьесы «Червонный валет», «Метель», «Фортуна», «Феникс» (вышла отдельным изданием под названием «Конец Казано- вы»), а также поэму-сказку «Царь-девица» и др.
В каких случаях повторяющиеся в каждой паре предложений слова (словосочетания) являются вводными? Расставьте знаки препинания.
1) К счастью нужно стремиться. - К счастью его отличает стремление быть полезным людям. 2) Лицо его казалось печальным. -

Всё казалось шло как нельзя лучше. 3) Решение очевидно. - Очевидно придётся принять соответствующее решение. 4) Словом можно поддержать человека. - Словом его необходимо поддержать сейчас. - Учителя, ученики, родители словом все присутствующие были настроены по-праздничному. 5) Послание должно быть доставлено как можно скорее. - Было должно быть очень поздно. 6) С одной стороны сидели дети, с другой - родители. - С одной стороны всё идет прекрасно, с другой вызывает опасения отсутствие охраны.
I Выпишите сначала предложения с вводными словами, а за-
I тем - с вводными и вставными предложениями. Расставьте недостающие знаки препинания.
1) «При всей сложности своего письма и мышления, она была удивительно демократична и как говорят в таких случаях человечна», - писал о М. Цветаевой Борис Пастернак. 2) «Кажется нет в моих воспоминаниях более трагического обр..за чем этот», - писал И. Эренбург. 3) Должно быть за той рощей деревня, где я жила, должно быть любовь проще и легче, чем я ждала. 4) Вот опять окно, где опять не спят. Может пьют вино, может так сидят. Или просто - рук не разнимут двое. 5) Видно пока надо мной не пропоют литию, буду грешить - как грешу - как грешила: со страстью! 6) А может быть ложен мой подвиг и даром труды, как в землю положен быть может проспишь до трубы. 7) Меня видишь кудри беспутные эти? земною не сделаешь солью. 8) Всходили и гасли звёзды откуда такая нежность? всходили и гасли очи у самых моих очей... Ещё не такие песни я слушала ночью тёмной откуда такая нежность? на самой груди певца. 9) Быть может всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов. 10) Разбросанным в пыли по магазинам где их никто не брал и не берёт! моим стихам как драгоценным винам настанет свой черёд. 11) К вам всем что мне ни в чём не знавшей меры чужие и свои? я обращаюсь с требованьем веры и с просьбой о любви. 12) Два солнца стынут о Господи пощади! одно на небе, другое в моей груди. Как эти солнца прощу ли себе сама? как эти солнца сводили меня с ума! 13) А издали завижу ли я вас? потянется растерянно крестясь паломничество по дорожке чёрной к моей руке. 14) Но пока тебе не скрещу на груди персты о проклятие! у тебя остаешься - ты! (М. Цветаева)


ложения.
Расставьте необходимые знаки препинания, выделите вводные слова. Выполните синтаксический разбор 4-го пред-

1) Он просмотрел рукопись бегло даже не вникнув вероятно в её содержание. 2) Ты молчишь очевидно не желая говорить со мной? 3) Прощаясь он долго смотрел на неё стараясь должно быть запомнить каждую чёрточку родного лица. 4) Она не упрекала его не ругала понимая очевидно бессмысленность слов. 5) А впрочем я подумаю над твоим предложением. 6) Вы переутомились а значит должны отдохнуть. 7) Во-первых у нас немного времени а во-вторых это мероприятие не столь важно. 8) Работа не выполнена, и следовательно говорить о расчёте рано. 9) Все собрались, и стало быть можно начинать праздник.

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки, раскройте скобки.
  2. Сформулируйте основную проблему текста, прокоммен-

тируйте её, определите позицию автора.
Цветаева как извес(?)но всегда стояла вне поэтических груп(?)ировок, поскольку чу(?)ствовала себя изгоем «островитянкой» с далёких островов. Поэт по её убеждению (не) подвластен голосу разума житейской логике. Безусловно её современников более всего пор..зило то, что в эпоху становления всевозможных поэтических учений т..орий деклараций они рождались тогда чуть ли (не) ежедневно вдруг по..вились самостоятельные стихи (девочки) подростка, которая казалось бы и слыхом (не) слыхивала ни о каких символистах акмеистах футуристах. Вообще отношения М. Цветаевой с (поэтами) современ(?)иками во многом определяли её жиз- нен(?)ую позицию.
Несомнен(?)о духовное родство она ощущала с Блоком Пастернаком Белым Волошиным. Знаменательно её признание: «Я - много поэтов, а как это во мне сплелось - это уже моя тайна». В сущности она постоян(?)о видела перед собой дорогу, которая шла «издалека» и уводила «далеко».
Счёты со временем у М. Цветаевой (не) легки. И (не) только потому, что она (не) приняла революцию. Напротив она утверждала, что «(ни) одного крупного поэта современности, у которого после революции (не) дрогнул и (не) вырос голос, - нет». В то время как по словам Маяковского «уничтожались все середины» и «земной
шар самый на две раскололся половины» красную и белую, Цветаева равно осуждала и тех и других - за кровопролитие. Объясняя своё воинствен(?)ое одиночество она писала: «Быть современником творить своё время а не отражать его». Но тв..рить время вовсе (не)значит соглашаться с ним: можно «с десятью десятыми в нём сражаться». Это сражение привело сначала к изоляции а потом к гибели. Вся надежда была на Будущее: «И главное я ведь знаю, как меня будут любить читать что! через сто лет!» И в этом она оказалась права!
(По Г. Седых)