К лирике относятся следующие жанры. Лирика как род литературы: лирические жанры. «вечные темы» лирики


?ВВЕДЕНИЕ
Лирика – слово, пришедшее к нам из греческого языка. В классическом понимании – это один из родов литературы, в основе которого лежит изображение духовной жизни человека, мира его чувств и эмоций, мыслей и размышлений. Лирическое произведение подразумевает поэтическое повествование, в котором отображены размышления автора о различных природных явлениях и жизни в целом.

Одним из основоположников русского литературоведения был В.Г.Белинский. И хотя еще в античности были сделаны серьезные шаги в разработке понятия литературного рода (Аристотель), именно Белинскому принадлежит научно обоснованная теория трех литературных родов.
Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).
Эпос- рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему.
Драма - изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках.
Лирика – переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием.
Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

Жанр - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.
Примеры родо-видовых отношений в литературе:
? Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений.
? Род: эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д.
Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем "уходят" из "активного запаса" художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.

1. Жанры лирики

Вплоть до XIX века лирику разделяли на: сонет, отрывок, сатиру, эпиграмму и эпитафию. Подробнее рассмотрим каждый из этих жанров лирики.

Сонет – одна из поэтических форм эпохи Возрождения. Драматургический жанр, в котором его структура и композиция объединены по смыслу, как борьба противоположностей.

Отрывок представляет собой фрагмент произведения или же намеренно незавершенное стихотворение философского содержания.

Сатира, как жанр, представляет собой лиро-эпическое произведение, призванное высмеять какое-либо явление действительности, либо общественные пороки, по сути своей это злая критика общественной жизни.

Эпиграмма – короткое сатирическое произведение. Особенно популярным этот жанр был среди современников Пушкина, когда злая эпиграмма служила оружием мести автору-сопернику, позже эпиграмму возродил Маяковский и Гафт.

Эпитафия представляет собой надгробную надпись, посвященную усопшему, часто эпитафия пишется в стихотворной форме.

На сегодняшний день существуют другие способы классификации жанров лирики. Согласно тематике стихотворений выделяют такие основные жанры лирики, как: пейзажная, интимная, философская.

Пейзажная лирика в большинстве случаев отображает отношение самого автора к природе и окружающему миру сквозь призму собственных мироощущений и чувств. Для пейзажной лирики, более, чем для всех других разновидностей важен образный язык

Интимная лирика – это изображение дружбы, любви, а в некоторых случаях и личной жизни автора. Она схожа с любовной лирикой, и, как правило, интимная лирика является «продолжением» любовной.

Философская лирика рассматривает общечеловеческие вопросы о смысле жизни и гуманизме. Ее продолжение и разновидности – «гражданская лирика» и «религиозная лирика». Если философская лирика рассматривает вечные темы смысла жизни, добра и зла, мироустройства и цели нашего пребывания на земле, то «гражданская» приближена к общественным проблемам – к истории и политике, она описывает (непременно поэтическим языком!) наши коллективные чаяния, любовь к родине, борьбу со злом в обществе.

Тема «религиозной лирики» - осмысление своей веры, церковной жизни, взаимоотношений с Богом, религиозные добродетели и грехи, покаяние.

Особенности написания стихов каждой из этих разновидностей лирического жанра, мы сейчас обсудим.
Лирическим называют род литературы, в котором внимание автора уделяется изображению внутреннего мира, чувств, переживаний. Событие в лирике важно лишь постольку, поскольку оно вызывает эмоциональный отклик в душе художника. Именно переживание становится в лирике главным событием. Лирика как род литературы возникла в глубокой древности. Слово "лирика" греческого происхождения, но не имеет прямого перевода. В Древней Греции стихотворные произведения, изображающие внутренний мир чувств и переживаний, исполняли под аккомпанемент лиры, так и появилось слово "лирика".

Важнейшим персонажем лирики является лирический герой: именно его внутренний мир и показан в лирическом произведении, от его имени художник-лирик говорит с читателем, а мир внешний изображается в разрезе тех впечатлений, которые он производит на лирического героя. Очень важно не перепутать лирического героя с эпическим. Пушкин очень подробно воспроизвел внутренний мир Евгения Онегина, но это эпический герой, участник главных событий романа. Лирическим героем романа Пушкина является Повествователь, тот, кто знаком с Онегиным и рассказывает его историю, глубоко переживая ее. Онегин лишь однажды становится лирическим героем в романе - когда пишет письмо Татьяне, так же как и она становится лирической героиней, когда пишет письмо Онегину.
Создавая образ лирического героя, поэт может сделать его личностно очень близким себе (стихи Лермонтова, Фета, Некрасова, Маяковского, Цветаевой, Ахматовой и др.). Но иногда поэт словно бы "прячется" за маской лирического героя, совершенно далекого от личности самого поэта; так, например, А.Блок делает лирической героиней Офелию (2 стихотворения под названием "Песня Офелии") или уличного актера Арлекина ("Я был весь в пестрых лоскутьях…"), М.Цветаева - Гамлета ("На дне она, где ил…"), В.Брюсов - Клеопатру ("Клеопатра"), С.Есенин - крестьянского паренька из народной песни или сказки ("Матушка в купальницу по лесу ходила…"). Так что грамотнее, рассуждая о лирическом произведении, говорить о выражении в нем чувств не автора, а лирического героя.
Как другие роды литературы, лирика включает в себя ряд жанров. Некоторые из них возникли в далекой древности, другие - в эпоху средневековья, некоторые - совсем недавно, полтора-два века назад, а то и в прошлом веке.
ЛИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ:

Ода (греч. "Песнь") - монументальное торжественное стихотворение, славящее великое событие или великого человека; различают духовные оды (переложения псалмов), нравоучительные, философские, сатирические, оды-послания и др. Ода трехчастна: обязательно имеет тему, заявленную в начале произведения; развитие темы и аргументы, как правило, аллегорические (вторая часть); финальную, дидактическую (поучительную) часть. Образцы древних античных од связаны с именами Горация и Пиндара; в Россию ода пришла в XVIII веке, классическими стали оды М.Ломоносова ("На день восшествия на российский престол императрицы Елисаветы Петровны"), В.Тредиаковского, А.Сумарокова, Г.Державина ("Фелица", "Бог"), А.Радищева ("Вольность"). Отдал дань оде А.Пушкин ("Вольность"). К середине XIX века ода потеряла актуальность и постепенно перешла в разряд архаических жанров.
Гимн - стихотворение хвалебного содержания; также пришел из античной поэзии, но если в древности гимны сочинялись в честь богов и героев, то в более позднее время гимны писались в честь торжественных событий, праздненств, нередко не только государственного, но и личного характера (А.Пушкин. "Пирующие студенты").
Элегия (фригийск. "тростниковая флейта") - жанр лирики, посвященный раздумьям. Возник в античной поэзии; первоначально так называли плач над умершим. Элегия основывалась на жизненном идеале древних греков, в основе которого лежала гармония мира, соразмерность и уравновешенность бытия, неполные без грусти и созерцательности, эти категории и перешли в современную элегию. Элегия может воплощать как жизнеутверждающие идеи, так и разочарование. Поэзия XIX века еще продолжала развивать элегию в "чистом" виде, в лирике ХХ века элегия встречается, скорее, как жанровая традиция, как особое настроение. В современной поэзии элегия - это бессюжетное стихотворение созерцательного, философского и пейзажного характера.

А.Блок "Из Осенней элегии":

Эпиграмма (греч. "надпись") - небольшое стихотворение сатирического содержания. Первоначально в древности эпиграммами называли надписи на бытовых предметах, надгробиях и статуях. Впоследствии содержание эпиграмм изменилось.
Примеры эпиграмм:

Юрий Олеша:

Саша Черный:

Эпистола, или послание - стихотворение, содержание которого можно определить как "письмо в стихах". Жанр также пришел из античной лирики.
А.Пушкин. Пущину ("Мой первый друг, мой друг бесценный…")
В.Маяковский. "Сергею Есенину"; "Лиличка! (Вместо письма)"
С.Есенин. "Письмо матери"
М.Цветаева. Стихи к Блоку
Сонет - это поэтический жанр так называемой жесткой формы: стихотворение, состоящее из 14 строк, особым образом организованных в строфы, обладающее строгими принципами рифмовки и стилистическими законами. По форме различают несколько видов сонета:
? итальянский: состоит из двух четверостиший (катренов), в которых строки рифмуются по схеме ABAB или ABBA, и двух трехстиший (терцетов) с рифмовкой CDС DСD или CDE CDE;
? английский: состоит из трех катренов и одного двустишия; общая схема рифмовки - ABAB CDCD EFEF GG;
? иногда выделяют французский: строфика схожа с итальянским, но в терцетах другая схема рифмовки: CCD EED или CCD EDE; он оказал существенное влияние на развитие следующего вида сонета -
? русского: создан Антоном Дельвигом: строфика также схожа с итальянским, но схема рифмовки в терцетах - CDD CCD.
Содержание сонета также подчиняется особым законам: каждая строфа является шагом в развитии какой-то одной общей мысли (тезиса, положения), поэтому сонет относится не столько к узко лирическим, сколько к интеллектуальным поэтическим жанрам.
Этот лирический жанр родился в Италии в XIII веке. Его создателем был адвокат Якопо да Лентини; через сто лет появились сонетные шедевры Петрарки. В Россию сонет пришел в XVIII веке; немногим позже он получает серьезное развитие в творчестве Антона Дельвига, Ивана Козлова, Александра Пушкина. Особый интерес к сонету проявляли поэты "серебряного века": К.Бальмонт, В. Брюсов, И.Анненский, В. Иванов, И.Бунин, Н.Гумилев, А.Блок, О.Мандельштам...
В искусстве стихосложения сонет считается одним из самых трудных жанров. В последние 2 столетия поэты редко придерживались какой-то строгой рифмовки, нередко предлагая смешение различных схем.
Такое содержание диктует особенности сонетного языка:
? лексика и интонация должны быть возвышенными;
? рифмы - точными и, по возможности, необычными, редкими;
? знаменательные слова не должны повторяться в одном и том же значении и т.д.
Особую трудность - и потому вершину поэтической техники - представляет собой венок сонетов: цикл из 15 стихотворений, начальная строка каждого из которых является последней строкой предыдущего, а последняя строка 14-го стихотворения является первой строкой первого. Пятнадцатый сонет состоит из первых строк всех 14-ти сонетов цикла. В русской лирике самыми знаменитыми стали венки сонетов В.Иванова, М.Волошина, К.Бальмонта.
В школьном литературоведении называется такой жанр лирики, как лирическое стихотворение. В классическом литературоведении такого жанра не существует. В школьную программу его ввели для некоторого упрощения сложной системы лирических жанров: если яркие жанровые признаки произведения выделить нельзя и стихотворение не является в строгом смысле ни одой, ни гимном, ни элегией, ни сонетом и т.д., оно будет определяться как лирическое стихотворение. В этом случае следует обращать внимание на индивидуальные особенности стихотворения: специфику формы, тему, образ лирического героя, настроение и т.д. Так, к лирическим стихотворениям (в школьном понимании) следует относить стихотворения Маяковского, Цветаевой, Блока и др. Под это определение подпадает почти вся лирика ХХ века, если авторы специально не оговорили жанр произведений.
Сатира (лат. "смесь, всякая всячина") - как поэтический жанр: произведение, содержанием которого является обличение - общественных явлений, человеческих пороков или отдельных людей - путем осмеяния. Сатира в античности в римской литературе (сатиры Ювенала, Марциала и др.). Новое развитие жанр получил в литературе классицизма. Содержанию сатиры характерны ироническая интонация, аллегоричность, эзопов язык, нередко используется прием "говорящих имен". В русской литературе в жанре сатиры работали А.Кантемир, К.Батюшков (XVIII-XIX вв.), в ХХ веке как автор сатир прославился Саша Черный и др. Многие стихотворения из "Стихов об Америке" В.Маяковского также можно назвать сатирами ("Шесть монахинь", "Блэк энд уайт", "Небоскреб в разрезе" и др.).
Баллада - лиро-эпическое сюжетное стихотворение фантастического, сатирического, исторического, сказочного, легендарного, юмористического и т.д. характера. Баллада возникла в древности (предполагают, в раннем средневе
и т.д.................

Лирика - это литературный род, в котором непосредственно воспроизводятся чувства, мысли, настроения поэта, вызванные взволновавшими его явлениями жизни. Л. И. Тимофеев отмечает, что "лирика - это отражение всего многообразия действительности в зеркале человеческой души, во всех тончайших нюансах человеческой психики и во всей полноте речевой экспрессии, им отвечающей" * .

* (Л. И. Тимофеев. Основы теории литературы, стр. 108. )

В отличие от всех других литературных родов лирика прежде всего и больше всего ориентируется на эмоциональное восприятие читателя. А это сближает ее с другой областью искусства - музыкой, которая также представляет собой образное выражение человеческих переживаний и воздействует именно на чувства человека. Даже само название литературного рода ("лира" - музыкальный инструмент в древней Греции) подчеркивает связь его с музыкой. Этот синтез слова и музыки сохранился до сих пор и обусловил выделение смежных родов, таких как лирико-вокальный и музыкально-драматический.

Генетическая связь поэзии с музыкой проявляется в ее подчиненности ритму и многим другим специфическим особенностям этого искусства (вплоть до развития лейтмотивов или композиционных форм типа рондо или баллады). Музыкальность поэзии признана и поэтами, и композиторами. Развитие лирики всегда в значительной мере было связано с развитием музыки.

Специфической особенностью лирики является субъективное отражение переживаний в образах.

Субъективное восприятие действительности проявляется в поэзии по-разному. Явным преувеличением выглядит попытка некоторых литературоведов свести содержание любого лирического произведения лишь к "самовыражению" поэта, лишь к раскрытию его "я", рассматриваемого к тому же в узко-биографическом плане. Даже в самых интимных стихотворениях, таких, например, как "Я вас любил" Пушкина, выражены не только чувства автора, но и то, что близко, что глубоко понятно и дорого читателям. Другими словами, через конкретное, неповторимо-индивидуальное переживание поэта передается общее, существенное, характерное, что и составляет специфику образного воспроизведения жизни.

Во многих лучших произведениях художник типизирует те переживания, которые являются либо концентрацией его эмоций, либо становятся как бы их проекцией для передачи вымышленному герою, который наделен качествами, поэту непосредственно не свойственными. В связи с этим и возникает важный вопрос о лирическом герое. Введение этого понятия в литературоведение оправдано стремлением теоретиков разграничить авторское "я" и типизированное "я" вымышленного героя, чувства и мысли которого выражаются в произведении от первого лица.

Еще Н. Г. Чернышевский в статье "Стихотворения графини Ростопчиной" утверждал, что "не следует предполагать, будто каждое "я", излагающее в лирической пьесе свои ощущения, по необходимости есть "я" самого автора, которым написана пьеса" * .

* (Н. Г. Чернышевский. Полл. собр. соч., т. 3, стр. 455-456. )

Рассматривая стихотворения, подобные "Черной шали" Пушкина, можно говорить лишь о лирическом герое, который создан творческим воображением автора и который своеобразно выражает чувства и мысли, его взволновавшие.

Понятие лирического героя нельзя также истолковывать слишком широко, ассоциируя его с образом повествователя в эпосе. Лирический герой является лишь одной из возможностей выражения а произведении личности поэта. Советский критик Л. Гинзбург справедливо утверждает, что "в лирике авторское сознание может быть выражено в самых разных формах - от персонифицированного лирического героя до абстрактного образа поэта, включенного в классические жанры, и, с другой стороны, до всевозможных "объективных" сюжетов, персонажей, предметов, зашифровывающих лирического субъекта именно с тем, чтобы он продолжал сквозь них просвечивать" * .

* (Л. Гинзбург. О лирике. М.-Л., 1964, стр. 6. )

Эта "зашифрованность лирического субъекта" особенно характерна для эпиграмм и мадригалов, в которых изображаются конкретные персонажи, а субъективное отношение к ним автора проявляется именно в оценке определенных их качеств, преднамеренно утрированных, а главное односторонне подобранных и изолированных от других, характеризующих облик человека-прототипа.

В то же время надо признать условность разграничений образа лирического героя и образа поэта. Еще Н. В. Гоголь справедливо писал о том, что в любом произведении в большей или меньшей степени отражается личность самого автора. Однако в стихотворениях, подобных пушкинскому "Памятнику", поэт непосредственно выражает свои мысли, чувства, раздумья о поэтическом труде, о значении творчества, о связи литературы с жизнью. Поэтическая декларация, выраженная в произведении, полностью совпадает со взглядами самого автора. Перед нами встает образ поэта с его волнениями, тревогами, симпатиями, с его философскими раздумьями.

В других стихотворениях образ поэта сближается с образом повествователя. В некрасовском "Размышлении у парадного подъезда" все события передаются через восприятие автора, выступающего очевидцем зловещей несправедливости и жестокой бессердечности власть имущих, их пренебрежительного отношения к тяготам и нуждам народа. Образ поэта раскрывается через его эмоциональное отношение к изображенным событиям.

Во многих лирических стихотворениях образ поэта выступает наряду с центральными персонажами в реальной бытовой обстановке (например, в стихотворениях "Школьник" Некрасова или "Товарищу Нетте - пароходу и человеку" Маяковского).

В лирическом стихотворении могут быть воспроизведены и образы-персонажи, выступающие вполне объективно, независимо от автора. Таков, например, образ Катюши в одноименной песне Исаковского. Однако чувства этих образов-персонажей окрашены симпатиями и антипатиями самого поэта. В сатирических стихотворениях эти авторские эмоции выражаются в форме прямого осуждения художником отрицательных явлений действительности.

Проблема сюжета в лирике весьма сложна. Одни исследователи относят все или почти все лирические стихотворения к произведениям бессюжетным в связи с тем, что в них непосредственно не передается развитие событий. Другие рассматривают этот вопрос слишком широко, без учета специфики рода.

Безусловно, пейзажные стихотворения сюжета не имеют. Это относится и к тем лирическим произведениям, которые лишь описывают определенные эмоциональные состояния (эпитафии, мадригалы и т. д.).

О своеобразном, так называемом лирическом сюжете может идти речь применительно к произведениям, рисующим сложное развитие нарастания чувств. В этом смысле можно говорить, например, о стихотворении А. С. Пушкина "Я вас любил", раскрывающем историю отношений лирического героя с любимой.

Вполне определенно о сюжете можно говорить в связи с характеристикой тех стихотворений, в которых в форме воспоминаний или в виде отклика отражаются события из жизни героев, история их отношений, изменения их судеб.

В XIX в. начался тот процесс сближения лирической поэзии с эпической прозой, который определил широкое использование элементов эпического сюжета даже в таких традиционных лирических жанрах, как послание или элегия.

В одних стихотворениях композиция непосредственно обусловлена сюжетом, в других она подчинена развитию центрального образа. Этот образ, выступающий сначала непосредственно, может быть затем заменен метафорой, как, например, в стихотворении "Огонек" Исаковского.

Часто композиционная целостность произведения достигается с помощью кольца-повтора (порой измененного) первых строк (строфы) в начале его и в конце.

Классификация лирических произведений

Классификация лирических произведений по видам и разновидностям весьма сложна. Многообразие лирических стихотворений, выражающих самые различные оттенки чувств, настроений, переживаний; более определенная, чем в произведениях других родов, зависимость жанра от особенностей композиции и языка, а также от ритмики и строфики - все это затрудняет систематизацию, делает весьма трудным разграничение по какому-либо единому принципу.

Существовали разные принципы жанрового разграничения лирики.

В античности, а затем в эпоху классицизма стремились отчетливо дифференцировать жанры по форме и содержанию. Рационалистические воззрения классицистов обусловливали установление определенных жанровых канонов. В дальнейшем многие традиционные виды лирики не получали своего развития (эклога, эпиталама, пастораль), другие изменили характер, приобретая иной социальный смысл (элегия, послание, эпиграмма).

В поэзии со второй половины XIX в. весьма условными стали разграничения между сохранившимися видами. Послание, например, нередко приобретало особенности элегии или оды.

Почти изжила себя классификация, основанная на разграничении стихотворений по строфике. От нее в современной европейской поэзии остались лишь выделение сонетов, а в восточной поэзии - восьмистиший, газелей, рубаий и некоторых других устойчивых строфических форм.

Наиболее распространена сейчас классификация по тематическому принципу. В соответствии с ней разграничивают лирику на патриотическую (например, "Стихи о советском "паспорте" Маяковского), социально-политическую ("Коммунистическая марсельеза" Бедного), историческую ("Бородино" Лермонтова), философскую ("Человек" Межелайтиса), интимную, ("Строки любви" Щипачева), пейзажную ("Весенняя гроза" Тютчева).

Конечно, это разграничение очень условно, и поэтому одно и то же стихотворение может быть отнесено к различным видам. Так, "Бородино" Лермонтова - произведение и историческое, и патриотическое. В пейзажных стихах Ф. И. Тютчева выражены его философские идеи (например в "Фонтане"). "Стихи о советском паспорте" Маяковского, относимые обычно к патриотической лирике, с неменьшим основанием можно рассматривать и как образец социально-политического, и как пример интимного стихотворения. В связи с этим при определении вида необходимо учитывать соотношение в лирическом произведении различных лейтмотивов, определяя, какому из них принадлежит доминирующая роль.

Вместе с тем в современной поэзии продолжают появляться лирические стихотворения, соответствующие в большей или меньшей степени таким традиционным жанровым формам, как эпиграмма, послание, элегия, ода.

Ода

В современном литературоведении ода обычно определяется как лирическое стихотворение, прославляющее важное историческое событие или выдающуюся историческую личность.

Истоки оды - в античной поэзии. Однако в древней Греции этим названием обозначали не только хвалебные песни, но и произведения различного содержания, исполняемые под аккомпанемент музыкального инструмента. На развитие этого жанра в дальнейшем особое воздействие оказали "эпиникии" (хвалебные оды) древнегреческого поэта Пиндара (518-442 гг. до н. э.), прославлявшие героев - победителей состязаний в торжественной, насыщенной изысканными тропами и фигурами форме. Оды Пиндара и Горация рассматривались как образцы классицистами, выработавшими основные критерии этого жанра. Уже в творчестве основоположника классицизма во Франции Ф. Малерба (1555-1628) ода выступила как "высший" жанр, наиболее точно и полно отражающий принципы этого литературного направления. Ода служила восхвалению абсолютной монархии и ее приверженцев, прославлению побед королей и полководцев. Торжественная возвышенность содержания определяла своеобразие композиции и особенности языка.

Поэты прибегали в одах к многочисленным тропам (особенно метафорам и перифразам) и риторическим фигурам. Слова из живого разговорного языка, а тем более просторечия и вульгаризмы, из од изгонялись как чуждые ее возвышенной природе. К обязательным требованиям, предъявляемым к оде, относились точность строфического построения (наиболее употребительной была десятистрочная строфа), чистота ритмического строя (недопустимость пиррихиев), звучность рифм, недопустимость переносов и т. д.

Теория и практика французских классицистов оказала сильное влияние на развитие этого жанра в литературах других европейских стран вплоть до конца XVIII в.

Оды предназначались для произнесения в торжественной, праздничной обстановке, что сближало их с выступлениями ораторов.

В русской поэзии торжественные оды создавались М. В. Ломоносовым, Г. Р. Державиным и другими классицистами. Ставшая хрестоматийной "Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года" Ломоносова представляет собой классический образец произведений этого жанра. "Ода Ломоносова, - писал Ю. Тынянов - может быть названа ораторской не потому или не только потому, что она мыслится произносимой, но потому, главным образом, что ораторский момент стал определяющим, конструктивным для нее. Ораторские принципы наибольшего воздействия и словесного развития подчинили и преобразили все элементы слова...".

Выдающийся русский поэт Г. Р. Державин, придерживаясь в своем "Рассуждении "О лирической поэзии или об оде" этих классицистических принципов, в творческой практике значительно расширил тесные рамки этого жанра. Так, в "Фелице" Державина наблюдаются недопустимые по законам жанра просторечия, изображение бытовых деталей, ирония и даже сатирический элемент.

В дальнейшем эволюционировали и содержание, и форма оды. В творчестве прогрессивных поэтов XIX в. критика тиранов сочеталась с прославлением свободы. Таковы ода "Вольность" Радищева, одноименное стихотворение Пушкина, ряд произведений поэтов-декабристов. К созданию од обращались особенно часто в годы подъема революционного движения. Однако этот во многом риторический, традиционный жанр не соответствовал основным принципам прогрессивного романтизма и критического реализма. Во второй половине XIX в. ода уступает место гимнам, кантатам, ораториям и другим видам лирико-вокального рода. В этом нельзя не заметить возвращения к истокам одической поэзии, органически связанной с музыкой на заре своего развития.

В советской поэзии "Оду революции" создал В. В. Маяковский. К созданию произведений этого жанра обращались и другие поэты. Серьезные изменения в специфике оды, происшедшие в этот период, выражаются в значительном сокращении объема, в обновлении лексики, в более ограниченном использовании тропов и фигур.

Элегия

Значительную эволюцию претерпела в истории мировой поэзии и элегия. Она ведет начало от античного вокального жанра - жалобной песни (сам термин произошел от названия древнегреческого инструмента, сопровождавшего эту песню).

Однако в дальнейшем термином "элегия" стали обозначать произведения различных областей искусства: в музыке - небольшие инструментальные произведения грустного, скорбного характера, в поэзии - небольшие лирические стихотворения, выражающие печаль. Широкое распространение этот жанр получил у сентименталистов. "Элегия, написанная на сельском кладбище" Грея оказала сильное воздействие не только на английскую поэзию, но и на творчество немецких, французских и русских поэтов, в частности на В. А. Жуковского.

К жанру элегии обращались И. Гете, Ф. Шиллер, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, которые наполняли эти стихотворения глубокими философскими раздумьями, искренними, взволнованными чувствами и переживаниями. Такова, например, элегия А. С. Пушкина "Безумных лет угасшее веселье..." (1830), проникнутая печалью минувших дней и тяжелыми предчувствиями.

К жанру элегии близки (некоторые произведения Н. А. Некрасова и др. Однако в поэзии критического реализма она постепенно утрачивает свои специфические видовые особенности. Содержание даже самых скорбных лирических стихотворений этих поэтов не исчерпывается лишь сожалением о личных утратах, в них отражаются социальные противоречия. Элегия приобретает и общественный характер. Таково, например, стихотворение "Памяти Добролюбова" Некрасова. В нем горечь о безвременной гибели молодого талантливого друга выливается в гражданскую скорбь поэта об утрате одного из лучших сыновей Родины.

В литературе социалистического реализма этот жанр в своем классическом виде почти не развивается. Очень близко по содержанию к элегии стихотворение В. В. Маяковского "Товарищу Нетте - пароходу и человеку". Оно наполнено раздумьями о судьбе друга, погибшего в борьбе с врагами за Советскую власть, и вместе с тем (проникнуто оптимизмом, верой в бессмертие героев, отдавших жизнь народу. Все это резко противоречит той грустной эмоциональной настроенности, которая определяла специфику этого вида.

В эпоху Великой Отечественной войны в интимной лирике отчетливо проявлялись те особенности, которые позволяют многие из стихотворений отнести к элегиям ("С тобой и без тебя" Симонова, "Я убит подо Ржевом" Твардовского и др.). "Печаль, грусть, горечь утрат, сжимающее сердце чувство жалости - вот их эмоциональное содержание, - пишет современный исследователь Кузьмичев. - Но не только грусть или горькое чувство определяет их тон... Великая правда чувства в них связана с глубокой тревогой за судьбу отечества" * . Оптимизмом, нерасторжимой связью личного и общественного отличаются и близкие к элегии стихотворения Я. Смелякова, Н. Заболоцкого, М. Светлова, написанные в послевоенные годы.

* (И. Кузьмичев. Жанры русской литературы военных лет. Горький, 1962, стр. 166. )

Послание

Послание - это стихотворение, написанное в форме обращения чаще всего к известному, непосредственно названному собственным именем лицу. В нем поэты выражают свои мысли и чувства, вызванные событиями политической, научной, литературной борьбы. В соответствии с этим и различают основные разновидности посланий: политические ("К Чаадаеву" Пушкина), научные (послание Ломоносова к Шувалову "О пользе стекла"), литературные ("Эпистола о стихотворстве" Сумарокова). Распространены также очень близкие к эпиграммам и мадригалам, но более пространные, чем они, шутливые и сатирические послания. ("Послание к слугам моим" Фонвизина). Стихотворения этого жанра отличаются обычно задушевностью, остроумием.

Сама форма обращения предоставляет возможность непосредственного изложения взглядов, высказываемых близким друзьям, единомышленникам. При всей своей конкретной "привязанности" даже к определенным историческим личностям, каждое поэтическое послание обладает обобщающим характером. Многие из них настолько насыщены теоретическими положениями, полемикой по научным проблемам, что приближаются к трактатам. Это и обусловило отнесение послания некоторыми литературоведами к дидактической поэзии или к публицистике.

Возникновение стихотворного послания как самостоятельного вида лирики относят к тому времени, когда в римской поэзии с произведениями этого жанра выступили Гораций и Овидий. К нему охотно обращались и поэты позднейших литературных эпох (Вольтер, Руссо, Гете и др.).

Расцвет послания в русской поэзии связан с творчеством А. С. Пушкина и поэтов-декабристов, придавших ему острую социально-политическую направленность, агитационно-пропагандистский характер и вместе с тем исключительную эмоциональную напряженность, простую и изящную форму. "Послание в Сибирь" А. С. Пушкина и ответ декабриста А. И. Одоевского ("Струн вещих пламенные звуки...") принадлежат к шедеврам этого жанра.

Исследователи русской лирики отмечают падение интереса к посланию в литературе второй половины XIX в., считая, что в дальнейшем поэты пользуются им преимущественно в целях стилизации. Однако в советской поэзии этот жанр получил интенсивное развитие, приобретая отчетливую конкретность и публицистичность ("Послание пролетарским поэтам" Маяковского, "Открытое письмо" Симонова и др.).

Эпиграмма

По своему объему, а главное по содержанию, эпиграмма резко отличается от од, элегий и посланий. Так сейчас называют лаконичные сатирические или юмористические стихотворения, направленные против определенного лица или события. Эти произведения отличаются своеобразной композицией. Они состоят обычно из двух частей - посылки, сообщающей приметы того лица или события, о котором говорится в стихотворении, и краткой завершающей остроты (франц. point), которая своей неожиданностью, меткостью, афористичностью определяет смысл эпиграммы. Такова, например, известная эпиграмма А. С. Пушкина на графа М. С. Воронцова (1824):

Полу-милорд, полу-купец, Полу-мудрец, полу-невежда, Полу-подлец, но есть надежда, Что будет полным наконец.

Эпиграмма имеет сложную многовековую историю. В древнегреческой поэзии так назывались надписи на памятниках умершим или на каких-либо предметах (само слово "эпиграмма" на древнегреческом языке означает "надпись").

Античные эпиграммы отличались особым ритмом: первая строка представляла собой гекзаметр, вторая - пентаметр. Впоследствии эпиграммами в античной поэзии стали называться любые стихотворения, соответствующие этой стихотворной форме (элегическому дистиху). От них ведут свое происхождение так называемые антологические эпиграммы, представляющие собой краткие стихотворения философского характера, написанные элегическим дистихом. Они создавались и в русской поэзии XIX в. Образцом антологической эпиграммы является стихотворение А. С. Пушкина, адресованное Н. И. Гнедичу - переводчику "Илиады" Гомера:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи, Старца великого тень чую смущенной душой * .

* (А. С. Пушкин, Поли. собр. соч., т. 3, стр. 183. )

Более интенсивное развитие получила другая разновидность эпиграммы - сатирическая. Исследователи считают родоначальниками этого жанра римских поэтов Марциала и Катулла, создателей едких и остроумных стихотворений с неожиданными концовками. К этому жанру обращались многие французские и немецкие поэты XVIII-XIX вв., в том числе Ж. Лафонтен, И. Гете, Ф. Шиллер.

Расцвет этого жанра в русской поэзии относится к первой трети XIX в. Получившие распространение с конца XVII в. в нашей литературе разновидности эпиграммы - бытовая, политическая, литературная - в этот период становятся острым оружием в борьбе прогрессивных поэтов с реакционными явлениями русской действительности. Такова резко обличительная эпиграмма А. С. Пушкина на царя Александра I.

В середине и во второй половине XIX в. роль эпиграммы в литературной и политической борьбе в России начинает ослабевать в связи с возникновением и развитием тех сатирико-публицистических жанров (фельетонов, памфлетов и др.), которые позволяли более определенно и целенаправленно обличать врагов свободы. Однако и в этот период остроумные эпиграммы создают Н. А. Некрасов, Н. П. Огарев, М. Михайлов и другие представители революционной демократии. В последние десятилетия XIX в. происходит "измельчание" эпиграммы, которая откликается лишь на мелкие бытовые вопросы или малозначительные явления литературной жизни.

Возрождение эпиграммы в русской поэзии связано с творчеством поэтов социалистического реализма. Еще в дооктябрьские годы Д. Бедный удачно использовал этот жанр для обличения представителей самодержавно-буржуазной России. В советской поэзии успешно разрабатывали эпиграмму В. В. Маяковский, С. Я. Маршак, М. Светлов. К этому жанру обращаются А. Безыменский, С. Смирнов, Э. Кроткий и другие сатирики.

В литературе последних лет наметилось тесное сближение эпиграммы с подписью к дружескому шаржу и с так называемой короткой басней.

ЛИРИКА – род лит-ры, в котором мир осваиваивается эстетически как царство субъектности. Объект – внутренний мир человека. Содержание – переживание (мысли, чувства). Объективный мир в лирике – повод к переживанию или его внешний оттиск. Основные ценности – духовные: благородство и сила мысли, культура чувств, богатство эмоций.

Носители лирических переживаний:

2) Герой ролевой лирики – герой выступает другим по отношенению к автору (особ.речев. манера отличная от лит норм)

3)Поэтический мир. Худ. реальность является наглядно-зримым воплощением переживания.

Предмет изображения в лирике – внутренний мир человека. Содержательная доминанта: переживания (какого-то чувства, мысли, настроения). Форма словесного выражения – монолог. Функции слова – выражает состояние говорящего. Эмоциональная сфера человеческих эмоций, внутренний мир, путь воздействия – суггестивность (внушение). В эпосе и драме пытаются выявить общие закономерности, в лирике – единичные состояния человеческого сознания.

Нерациональные ощущения и устремления. Неповторимость, хотя и есть элемент обобщения для передачи своих мыслей современникам. Созвучие с эпохой, возрастом, эмоциональными переживаниями. Как род литературы лирика важна всегда.

В основе лежат переживания. Лирический сюжет – это развитие и оттенки авторской эмоции. Часто говорят, что лирика бессюжетна, но это не так.

Поэт отстаивает право писать в легком, малом жанре. Малые жанры возвели в абсолют. Подражания другим жанрам, игра ритмами. Иногда из-за жизненной подоплеки появляются циклы стихотворений.

Лирический герой – это понятие вводит Ю. Тынянов и Л.Я. Гинзбург «О лирике». Есть синонимы «лирическое сознание», «лирический субъект» и «лирическое я». Чаще всего такое определение – это образ поэта в лирике, художественный двойник поэта, вырастающий из текста лирических композиций. Это носитель переживания, выраженность в лирике. Термин возник из-за того, что нельзя поставить знак равенства между поэтом и носителем сознания. Этот зазор появляется в начале 20 века в лирике Батюшкова.

Могут быть разные носители, поэтому два вида лирики: автопсихологическая и ролевая. Пример: Блок «Я Гамлет…» и Пастернак «Гул затих…». Образ один, но лирика разная. Блок играет в спектакле, это переживание межличностных отношений – автопсихологическая лирика. У Пастернака – ролевая, даже входит в цикл Юрия Живаго. Большая часть в стихотворной форме

Жанры лирики возникли в античные времена. Вот некоторые примеры жанровых лирических произведений: гимн (хвалебная песнь), ода (прославление лица или события), эпитафия (надгробная надпись, иногда шуточная), эпиталама (стихи на бракосочетание), эпиграмма (сатира на человека), дифирамб (симпатия к одному лицу), послание (обращение к лицу в форме письма). Это деление сохранялось долго, но примерно в середине 19 века и позднее стали появляться лирические жанры большой формы, например, лирическая поэма (Уитмен «Листья травы», Блок «Соловьиный сад»). Они сменили короткую лирическую песню – элегию (Жуковский, Лермонтов, Беранже). Такие жанры роднятся с жанром баллады («Людмила» и «Светлана» В.Жуковского, «Рыцарь на час» Н.Некрасова). Некоторые лирические жанры вследствие их музыкального оформления называют романсами.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

(ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание)

ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.

ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.

ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.

ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью.

ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.

СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами.

Драма как литературный род. Жанры драматических произведений.

Драма - (др.-гр. действие, действо) – одно из литературных течений. Драма как род литературы в отличие от лирики и подобно эпосу драма воспроизводит прежде всего внешний для автора мир – поступки, взаимоотношения людей, конфликты. В отличие от эпоса она имеет не повествовательную, а диалогическую форму. В ней, как правило, нет внутренних монологов, авторских характеристик персонажей и прямых авторских комментариев изображаемого. В «Поэтике» Аристотеля о драме сказано как о подражании действию путём действия, а не рассказа. Это положение не устарело до сих пор. Для драматических произведений характерны остроконфликтные ситуации, побуждающие персонажей к словесно – физическим действиям. Авторская речь иногда может быть в драме, но носит вспомогательный характер. Иногда автор кратко комментирует реплики своих героев, делает указания на их жесты, интонацию.

Драма тесно связана с театральным искусством и должна отвечать запросам театра.

Драма рассматривается как венец литературного творчества. Примерами драмы является пьеса «Гроза» Островского, «На дне» Горькова.

О драматических жанрах нужно говорить, не забывая, что драма сама по себе – жанр, возникший на стыке литературы и театра. Анализировать их в отдельности друг от друга нельзя. Мы говорили о драме уже достаточно, однако, значения драме как театральному действу не дали до сих пор.

Для того, чтобы какое бы то ни было произведение называлось драмой, оно как минимум должно содержать в себе конфликт, либо конфликтную ситуацию. Конфликт имеет право быть и комичным и трагичным. Зачастую драма вмещает в себе большое количества и того и другого. Наверно поэтому, она нередко трактуется в специализированной литературе как промежуточный жанр.

Драма может быть психологической (как на сцене, так и в литературе), социальной, философской, основанной на бытовом или историческом конфликте, также нередко встречается и комбинация из перечисленных выше видов, особенно это будет характерно для драмы литературной. Драма также может быть национальной, так можно выделить испанскую драму – её иногда ещё называют «драмой чести» или «комедией плаща и шпаги», тут всё целиком и полностью зависит от того, какой конфликт разработан в драме. Жанры драмы – способны проявляться только в литературе. Их на самом деле не слишком много:

Пьеса (повествование в прозе либо стихотворной форме, в котором фигурируют действующие лица, автор, и наличествуют ремарки)

Комедия

Интермедия

Трагедия

Бурлеск

Хроника (историческая, психологическая, ретроспективная)

Сценарий

Драматическая проза отличается от прозы обычной в первую очередь тем, что в ней много постоянно сменяющих друг друга событий, при этом большое количество действующих лиц, гораздо большее, чем скажем в обычном рассказе, хотя объём повествования может быть одинаков. Считается, что читатель в состоянии запомнить не более 5-7 действующих персонажей, драма нередко нарушает этот закон, у читателя драматического произведения всегда есть возможность заглянуть на форзац и посмотреть, кто именно тот герой, о котором он совсем забыл.

Лироэпические произведения.

Лиро-эпический род литературы - художественные произведения в стихотворной форме, в которых сочетаются эпическое и лирическое изображения жизни.

В произведениях лиро-эпического рода жизнь отражена, с одной стороны, в стихотворном повествовании о поступках и переживаниях человека или людей, о событиях, в которых они принимают участие; с другой стороны, - в переживаниях поэта-повествователя, вызванных картинами жизни, поведением действующих лиц в его стихотворном рассказе. Эти переживания поэта-повествователя обычно выражены в произведениях лиро-эпического рода в так называемых лирических отступлениях, иногда непосредственно не связанных с ходом событий в произведении; лирические отступления - один из видов авторской речи.

Таковы, например, известные лирические отступления в стихотворном романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», в его поэмах; таковы в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» главы «От автора», «О себе» и лирические отступления в других главах поэмы.

ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ВИДЫ (ЖАНРЫ): поэма, баллада.

ПОЭМА (с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повество-вательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.

БАЛЛАДА – сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

трагедия, комедия, драма (в узком смысле).

ТРАГЕДИЯ (с греч. tragos ode – «козлиная песня») – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.

КОМЕДИЯ (с греч. komos ode – «веселая песня») – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.

ДРАМА («действие») – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом. Разновидностями драмы могут быть трагикомедия или мелодрама.

ВОДЕВИЛЬ – жанровая разновидность комедии, это лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.

Ода – ведущий жанр высокого стиля, характерный прежде всего для поэзии классицизма. Ода отличается каноническими темами (прославление бога, отечества, жизненной мудрости и пр.), приемами (“тихий” или “стремительный” приступ, наличие отступлений, дозволенный “лирический беспорядок”) и видами (оды духовные, торжественные – “пиндарические”, нравоучительные – “горацианские”, любовные – “анакреонтические”).

Гимн – торжественная песнь на стихи программного характера.

Элегия – жанр лирики, стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего – от первого лица, без отчетливой композиции”.

Идиллия – жанр лирики, небольшое произведение, рисующее вечно прекрасную природу, иногда в контрасте с мятущимся и порочным человеком, мирную добродетельную жизнь на лоне природы и т. п.

Сонет – стихотворение из 14 строк, образующих 2 катрена и 2 терцета или 3 катрена и 1 двустишие. Известны следующие виды сонетов:

“французский” сонет – abba abba ccd eed (или ccd ede);

“итальянский” сонет – abab abab cdc dcd (или cde cde);

“английский сонет” – abab cdcd efef gg.

Венок сонетов – цикл из 14 сонетов, в которых первый стих каждого повторяет последний стих предыдущего (образуя “гирлянду”), а вместе эти первые стихи складываются в 15-й, “магистральный” сонет (образуя глоссу).

Романс – небольшое стихотворение, написанное для сольного пения с инструментальным аккомпанементом, для текста которого характерны напевная мелодика, синтаксическая простота и стройность, законченность предложения в границах строфы.

Дифирамб – жанр античной лирики, возникший как хоровая песнь, гимн в честь бога Диониса, или Вакха, позднее – в честь других богов и героев.

Мадригал – небольшое стихотворение преимущественно любовно-комплиментарного (реже отвлеченно-медитативного) содержания, обычно с парадоксальным заострением в концовке.

Дума – лироэпическая песня, для стиля которой характерны символические картины, отрицательные параллелизмы, ретардация, тавтологические обороты, единоначатия.

Послание – жанр лирики, стихотворное письмо, формальным признаком которого является наличие обращения к конкретному адресату и соответственно такие мотивы, как просьбы, пожелания, увещевание и пр. Содержание послания по традиции (от Горация) – преимущественно морально-философское и дидактическое, но были многочисленные послания повествовательные, панегирические, сатирические, любовные и пр.

Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворения, обычно с остро"той в конце.

Баллада – стихотворение с драматическим развитием сюжета, в основе которого лежит необыкновенная история, отражающая сущностные моменты взаимодействий человека и общества или межличностных взаимоотношений. Характерные черты баллады – небольшой объем, напряженный сюжет, обычно насыщенный трагизмом и таинственностью, отрывистое повествование,драматический диалогизм, напевность и музыкальность.

Синтез лирики с другими родами литературы

Лиро-эпические жанры (виды) – литературно-художественные произведения, сочетающие признаки эпоса и лирики; сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально-медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического “я”. Связь двух начал может выступать как единство темы, как саморефлексия повествователя, как психологически-бытовая мотивировка рассказа, как прямое участие автора в разворачивающемся сюжете, как обнажение автором собственных приемов, становящееся элементом художественной концепции. Композиционно это соединение часто оформляется в виде лирических отступлений.

Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме, обладающее такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания.

Лирический герой – образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Лирический герой – художественный “двойник” автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью индивидуальной судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластического облика.

Формы лирического высказывания:

    монолог от первого лица (А.С. Пушкин – “Я вас любил…”);

    ролевая лирика – монолога от лица введенного в текст персонажа (А.А. Блок – “Я – Гамлет, / Холодеет кровь…”);

    обращение к какому-либо неопределенному лицу (Ф.И. Тютчев – “Silentium”);

    сюжет (М.Ю. Лермонтов – “Три пальмы”).

Термин происходит от грецкого lyra - музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого античные поэты выполняли свои стихи. Те произведения, которые исполнялись в сопровождении лиры, называли лирическими. В основе лирики - ду. Умки и переживания лирического героя. Термин"лирический герой"ввел. Ю. Тынянов лирического героя нельзя отождествлять с автором, хотя он связан с автором, его духовно-биографическим опытом, свитовидчут тям, душевным настроем. Лирические переживания могут быть присущи не только поэту, но и другим лицам, непохожим на негоодібним до нього.

Характер лирического героя часто раскрывается через действия, поступки. В стихотворении. В. Симоненко"Не верь мне"влюбленный лирический герой так характеризует состояние своей души и:

Слова ясны, только мне известны

В бормотание скучную перелью

Свою улыбку в холодной усталости

Бездумно, безголовый утоплю

И буду глупо обридаты

И неуместно ныть почему-то

Но когда нужно будет зарыдать

Я гомерически, тупо засмеюсь

Важное место в лирических произведениях занимает прямая авторская характеристика. В. Симоненко обращается к обывателю со словами;

Вас не будит тревога утрам

В мозг ваш не упивается пот

ядовитых чудо-занавесками

Вы закрыли от себя мир

Вы премудрые, много знаете

Вы умеете все,

Анекдотами зеваете

Когда взрывом землю трясет

Часто используется в лирических произведениях автохарактеристики:

Когда я буду даже седой

и жизнь моя пойдет туманом

я тебе буду красивой

а для кого-то, может, никакой

А для кого-то злой, упрямой

еще для кого-то ведьмой, коброй

А между прочим, если откровенно

это была я глупой и доброй

(Л. Костенко,"Между прочим")

Важную роль в раскрытии характера лирического героя играет описание внешности:

Ты, наверное, богатая, девушка

прячет в уголках губ капризную улыбку

Что похожа на пивзамерзлу калину

(В. Вовк,"Баллада о девушке, которая была осень")

Кроме лирического героя, в лирике есть автор-рассказчик и собственно автор,. С. Бройтман называет это лирическое"я", которое не совпадает с лирическим героем. В произведениях с автором-рассказчиком для лирики характерна ценностная эксп депрессии, которая выражается через позасубьективни формы авторского сознания: высказывания принадлежат третьему лицу, а субъект языка грамматически не выраженыне виражений.

Такое горячее листья осенью. Пече ладони

Скрипят тоскливо ясени. Спросонья

Такс горячее листья осенью будто мечты, что были. Но не сбылись

(X. Керита,"Такое горячее листья осенью")

В произведениях, где лицо говорящего, не выявлено, в которых она только голос, создается иллюзия отсутствия раздвоения говорящего на героя и автора, сам автор растворяется в своем творении

В отличие от автора-рассказчика собственно автор грамматически выраженное лицо, он присутствует в тексте как"я"или"мы"На первом плане не он, а ситуации, обстоятельства, события. В таких произведениях, по словам. Л. Гинсбург, лирическая личность"существует как форма авторского сознания, в которой преломляются темы, но не существует в качестве самостоятельной темы"В стихотворении X. Керита"Время забыл о моем существовании"ее переживания а не сама переживая автор; її переживання, а не сама переживаюча авторка:

Время забыл о моем существовании,. Исчезли все мелкие тревоги манят звезды в дрожащие сумерки, потолок синь неизвестные дороги. Подо мной большая. Земля,. И сама я, как птица тугокрилий. Глуб небес мои крылья свела, я уже крыльями пробую водоворотерій.

О лирическое"я"мы можем говорить в том случае, когда носитель языка становится субъектом-в-себе, самостоятельным образом. По мнению. С. Бройтмана,"лирический герой является субъектом в себе и субъектом в себе, и для-себя. В лирике XIX в растет количество таких форм выражения, при которых тот, кто говорит, видит себя изнутри и сбоку зсередини і збоку".

Лирика берет начало в синкретическом искусстве, где, кроме рассказа и драматического действа, оказывались чувства и переживания. Лирика - найсубьективниший род литературы. Диапазон лирики - широкий. Все, что х волнует, радует или огорчает поэта, может быть предметом лирического переживания. Характерная особенность лирического произведения - лаконизм. Мысли, чувства, переживания в лирическом произведении спрессованные, сконденсированные, во ни более обобщенные, чем в эпосе"Лирика, - писал теоретик романтизма. Ф. Шлегель, - всегда рисует только сам по себе душевное состояние, например, порыв, удивление, вспышка гнева, боли, радости и т д - щ вот целое, собственно, не является целым. Здесь необходимо единство чувства"1. Лирика не стремится к созданию законченного характера героевеного характеру героя.

Лирические произведения носят преимущественно стихотворную форму. Лирические произведения в прозе встречаются редко ("Стихотворения в прозе"И. Тургенева,"Твои письма всегда пахнут увядшими розами"Леси Украинская, поэзия в прозе. Ю. Потому оршоша-Кумятский.. Боршоша-Кум"ятського).

распространенная форма лирического произведения - монолог, диалоги редки. Основное средство изложения - размышление. В лирических произведениях часто используются описания (природы, вещей, интерьера), они являются средством роскошных закрытия внутреннего мира человека. В некоторых лирических произведениях есть рассказы о событиях - эпические элементы. Встречаются и драматические элементы (диалоги). Итак, лирика использует средства других родов литературы. Лирическая поэзия близка к музыке, музыка, как и лирика, выражает внутренний мир человека. В лирических произведениях нет развернутого сюжета, ситуации. В некоторых лирических произведениях есть конфликт между лирическим героем и вот нием, он наполняет лирическое произведение драматизмом ("Солнце заходит"Т. Шевченко,"Каменщики"И.. ФранкоКаменярі" І.. Франка).

Есть"ролевая"лирика. В такой лирике автор играет роль то одной, то другой лица. Интересно использовал форму ролевой лирики. П. Тычина в"Письмах к поэту"Три точки зрения трех читательниц - это точки зрения самого ав вторточки зору самого автора.

Лирика как литературный род сформировалась в. Древней. Греции, высокого уровня развития достигла в. Древнем. Риме. Известными античными поэтами были. Пиндар,. Сапфо,. Анакреонт,. Гораций,. Овидий. В эпоху. От дродження появляются произведения. Петрарки,. Шекспира XVIII-XIX вв дал миру поэзию. Гете,. Байрона,. Шелли,. Шевченко,. Пушкина,. Франко,. Леси Украинскиеїнки.

украинского лирика развилась из народной песни. Песни легендарной. Маруси. Чурай. Навсегда вошли в золотой фонд украинской лирики:. Известным постом-лириком был. Сковорода. Значительный вклад в развитие украинс ской"лирики внесли. П. Тычина,. М. Рыльский,. В. Сооюра,. А. Малышко,. Д. Павлычко,. В. Симоненко,. Лина. Костенко,. П. СкунцП.. Скунць.

Виды и жанры лирики

А. Ткаченко для поэтапного постижения феномена лирики предлагает следующую последовательность:"1. Род - лирика 2. Вид -

а) стихотворная, или поэзия;

б) драматизированные, или ролевая;

в) прозаическая (миниатюры и большие формы)

3. Жанр (песня, ода, элегия, эпиграмма и т.д.)

Каждая из этих позиций в этой иерархии может иметь свои. Ранов иди. Например:

1 род - лирика; разновидности рода:

а) с точки зрения выразительного (автопсихологична / ролевая; медитативная / суггестивная);

б) с точки зрения тематики (пейзажная / урбанистическая; интимная / социальная; мифопоэтическое / культуральная и др.);

в) с точки зрения тональности (минорная / мажорная; героическая / комическая; драматическая / идиллическая и др.)"

Кроме таких разновидностей, возможны и другие параметры: тенденциозная / нетенденцийна, метафорическая / автологических. В соответствии с видами пафоса возможны другие разновидности. Вероятные и другие иерархические цепи. Да, и интимная лирика может быть любовноною.

Ода (греч дай - лирическое произведение, который славит богов, выдающихся людей, важные общественные события, величественные явления природы. В эпоху античности одой называли хоровую песню. Выдающимся классиком одической поэзии был. Пи. Индар (V века до н.э). Он писал религиозные гимны мифологического характера в честь. Диониса, торжественные песни в честь военных побед греков и эпиникии - песни в честь победителей в. Олимпийских играх до н ашого времени дошли лишь эпиникии. Оды. Пиндара (522 - 422 гг до н э) имели торжественный, пышный стиль, изысканные методы, строгую метрическую форму и композицию (строфа - антистрофа - эпод). Римский поэт. Г ораций (IV века до н.э) прославлял в своих одах. Венеру,. Вакха, императора. Октавиана. Августа. В эпоху. Возрождения ода становится популярной в творчестве поэтов"Плеяды", во главе которой стоял известный французский письме нник. Ронсар, который издал книгу"Оды"(1550 г). Ода была любимым жанром классицистов. Они считали оду высоким поэтическим жанром. Н. Буало в труде"Искусство поэтическое"изложил правила одописання. По его дум ку, ода должна быть торжественной и трогать читателя. Известными одописцямы были. Клопшток,. Шиллер (Германия),. Ломоносов,. Кантемир (Россия),. Байрон (Англиямеччина),. Ломоносов,. Кантемір (Росія),. Байрон (Англія).

В украинской литературе жанр оды сформировался в начале XIX века (И. Котляревский"Песня на новый 1805 год господину нашему и князю. Алексею. Борисовичу. Куракину"). В эпоху барокко ода была известна как панег гирик украинские поэты отошли от высокого стиля оды. Гулак-Артемовский совершил переработку в бурлескном стиле од. Горация ("К. Гараська","К. Пархома"). В литературе XX века этот жанр потерял попу лярнисть, поэты используют редко. Известный цикл от. С. Крыжановского ("Ода человеку","Ода дереву","Ода скорости","Ода библиотеке"). К жанру оды обращались и. Муратов, и. Драч. В советские времена со циалистични реалисты возвеличивали в одах вождей коммунистической партииські часи соціалістичні реалісти возвеличували в одах вождів комуністичної партії.

И. Качуровский называет оду строфой с жанровой тенденцией. Известны три формы от:

1) восьми стихотворная строфа из двух катренов с перекрестными рифмами, размер - четырехстопный ямб;

2) восьмивиршова строфа из двух катренов, первый из них имеет перекрестные рифмы, второй - охопни;

3) десятивиршова строфа из катрена, имеющий перекрестные рифмы и шести стиха с турнирных рифмовкой

Существовали одические строфы из двенадцати стихов

Пеан (греч раиаn, раиеоn, раиon - целитель, спаситель) - гимн в честь бога поэзии и солнца, защитника от беды. Аполлона, впоследствии. Пеано стали называть песни-молитвы, песни-благодарности в честь других богов в. Сформировался как жанра. Спарте (VII в до н.э). Авторами. Пеано были. Алкман,. Вакхилид,. Пинда. Піндар.

Гимн (от греч hymnos) - торжественная песнь в честь выдающегося события или героя. В. Древнем. Египте и. Греции в гимнах славили богов (культовые гимны). Афродиту,. Артемиду и героев (военные гимны). В. Киевской. Руси слагали гимны в честь князей. В средневековье приобрели популярность религиозные гимны. Античные гимны имели особую композицию. Они включали форму обращения к объекту похвалы, в гимне детально воспевались подвиги. Завершались произведения молитвой, заклинанием, пожеланием, в них использовались восклицательные, вопросительные фигуры, повторы. В. Древней. Греции гимны были сюжетнымюжетними.

В Украине роль национальных гимнов выполняли"Завещание"Т. Шевченко,"Вечный революционер"И.. Франко. Гимном независимой Украины является"Ще не вмерла Украина"(слова. П. Чубинского, музыка. М. Вербицкого)

канцоны (итал canzone - песня) - жанр средневековой лирики трубадуров. Прованса, посвященный любви канцоны имела строфическую строение, сквозное рифмовки. Последняя строфа была короче, она посвящена ся даме сердца. Жанр канцон и использовали. Данте,. Петрарка,. Боккаччо украинские поэты к этому жанру обращались редко. В Украине канцоны известны по переводам. И.. Франко и. М. Бажан.. Бажана.

Псалмы (греч psalmos - песня, игра на струнном инструменте) - песня религиозного содержания. Псалмы были популярны в эпоху барокко. Известны псалмы. Г.. Сковороды ("Сад божественных песен"),. Т. Шевченко ("Давыдов е псалмы"). С определенными изменениями этот жанр использовали. П. Тычина ("Псалом железу"),. Есть. Маланюк ("Псалмы степи"зу"), Є.. Маланюк ("Псалми степу").

Мадригал (итал madrigale - песня на родном языке) - небольшое сочинение (2-12 строк) на тему любви. Н. Буало писал, что мадригал должен дышать"нежностью, сладостью и любовью"Мадригал имеет форму обращения, в отмечается остроумием, содержит комплименты лицу, к которому обращен. Он появился в эпоху. Возрождения. Авторами мадригалов были. Петрарка,. Боккаччо. Мадригал распространен в салонной и альбомной поэзии XVI I-XVIII вв. В поэзии позднего времени использовался редко. Автором украинской мадригалов были. Климентий. Зиновиив,. О. Конисский,. М. Старицкий,. Ольга. Петровна, и. Франко,. Леся Украинской,. Александр. Олесь,. Олег г. Ольжындр. Олесь,. Олег. Ольжич.

Дифирамб (греч dithyrambos) - торжественная хоровая песня, посвященная богу. Дионису, впоследствии другим богам и героям. Дифирамб торжественным пафосом близок к оды и гимна, он сопровождался танцами. Расцвет дифи ирамба связан с творчеством. Пиндара и. Вакхилида, а формирование жанра с лирикой древнегреческого поэта. Ариона. Аристотель считал, что дифирамба развилась греческая трагедия конце IV века до н.э дифи. Рамбам перестал существовать. Теперь под дифирамбы понимаем чрезмерное восхваление какой-то лицїсь особи.

Стансы (итал stanza - остановка, комната) - четырехстрочная строфа, имеет законченную мысль и жанр медитативной лирики. По содержанию стансы - нечто среднее между одой и гимном. Хрестоматийным образцом стансов счи ажають стихотворение. О. Пушкина"Брожу ли я вдоль улиц шумных"Авторами стансов является. М. Рыльский,. Б. Кравцов и. М. Винграновский. В творческом наследии. Б. Кравцива является сборник"Сонеты и стансы. С поэтического дневника (1971-1 973)ого щоденника (1971-1973)".

Альба (прованс alba - рассвет) - жанр куртуазной лирики XI-XII вв. Это песня, которая имеет форму диалога или монолога, ситуация альбы - разлука влюбленных на рассвете. В ней звучат жалобы на то, что рассвет, сторож с башни, первый звук рожка прервали чары любви, свидание рыцаря-трубадура с"дамой сердца"Персонажи альбы: дама, рыцарь, ревнивый муж, товарищ рыцаря, который стоит на страже. Талантливыми создателей альбома были. Укдела. Баккалария,. Бертран де. БорБертран де. Борн.

Рубаи - жанр медитативной лирики, заимствованный из фольклора таджиков и персов. Расцвет рубаи приходится на XI века, он связан с творчеством. Омара. Хайяма и. Абу. Саьида. Рубаи включает четыре строки, с из которых первый, второй и четвертый рифмуются. Первый бейт (двухстрочный стихотворение) является предпосылкой, третий выводом, который усиливается афористичным выражением в последней строке. Известны рубаи-драмы, рубаи-описания, ребром и-панегирики. Совокупность рубаи называют рубаятоаятом.

К жанру рубаи обращались. Д. Павлычко,. О. Пахарь,. Галина. Тарасюк,. В. Базилевский. Особенностям рубаи посвящено исследование. Елены. Семочкин"Рубаи в жанрово-стилевой системе украинской поэзии второй по оловины XX века"(2005 p" (2005 p.).

Епиталама (греч epithal увалася в VIII-VI века до н.э. Авторами епиталам были. Сапфо,. Феокрит,. Катулл. К этому жанру обращались. В. Тредиаковский, и. Северянин, он встречается в творчестве. М. РильськогРильського.

Серенада (франц serenade от итал sera - вечер) - песня о любви, которую выполняют под акомпонемснт мандолины или гитары. Серенада славила девственности девушки, приглашала на свидание. Она была распространена в. Исп нии и. Италии, в музыке XVIII-XIX вв стала инструментальным произведением камерного характерктеру.

В поэме. Леси Украинский"Старая сказка"рыцарь. Бертольдо серенадами завоевал сердце красавицы. Изидоры. К жанру серенады обращались. М. Вороной,. Есть. Гребенка,. С. Черкасенко

Эпитафия (греч epitaphios - надгробное слово) - стихотворение, который предназначен для надписи на надгробном памятнике. Такая надпись в форме эпиграммы, эпиникии (песня о захороненных покойника) связан с культом ом мертвых, он имел дидактическую функцию. В. Древней. Греции эпитафии славили добродетели выдающихся людей, героев, в частности защитников. Отечества. Впоследствии появились эпитафии в честь несуществующих людей, в которых разоблачали ися определенные человеческие пороки. В Украине эпитафии получили распространение в литературе барокко (Лазарь. Баранович,. Варлаам. Ясинский,. Феофаы. Прокопович). В литературе XX века появились эпитафии. В. Еллана-Голубого. В. Симоненко,. М. Сома. Этот жанр не потерял и сегодня своего значенияо значення.

Эпиграмма (греч epigramma-надпись) - жанр сатирической лирики. В. Древней. Греции эпиграммы писали на алтарях сначала в форме элегического дистиха, впоследствии ямбический размером. История эпиграммы связана с именами. Эз зопа,. Платона,. Сапфо,. Симонида,. Анакреонта, в римской литературе -. Маршала,. Ювенала. Эпиграмма была популярной в творчестве. Г. Смотрицкого,. А. Римши. Этот жанр использовали. И. Франко,. В. Самойленко,. В. Сос ю-ра,. Д. Белоус,. В. Симоненко,. П. Осадчуюо,. П.. Осадчук.

Элегия (греч elegeia - жалоба) - лирическое произведение меланхолического, печального содержания. Элегия появилась в. Древней. Греции в VII в до н.э. Малая форму элегического дистиха. Архилох,. Тиртей,. Солон писали патриоты ични элегии,. Мимнерм - интимные. Римская литература культивировала жанр любовной элегии (Проперций,. Тибулл,. Овидий). Элегия была любимым жанром сентименталистов, украинских романтиков (М. Петренко,. В. Заб елая). Известные элегии-исповеди (С. Руданский), элегии-думы (Т.. Шевченко), элегии-песни (Л. Глебов). Есть элегии в творчестве. И.. Франко ("Майови элегии"),. Леси Украинский ("К моему фортеп" ("Элегия о кольце ночи","Элегия о кольце любви"). К этому жанру обращаются современные поэты (П. Тычина,. А. Малышко, и. Драч,. Лина. Костенко). Особенности жанра элегии изучали такие литературоведы, как. Г. Сивоконь ("Давнонру елегії вивчали такі літературознавці, як. Г.. Сивокінь ("Давні

украинской поэтики"),. В. Маслюк ("Латиномовни поэтики и риторики XVII - первой половины XVIII в и их роль в развитии теории литературы на Украине"),. Елена. Ткаченко ("Украинская классическая элегия")

Послания - лирическое произведение, написанное в форме письма или обращения к какой-то лица или человек. В произведениях этого жанра использовалась дидактическая или морально-философская проблематика, которая сочеталась с н негиричною, юмористической или сатирической. Основоположником жанра был римский поэт. Гораций, автор послания"К. Писонив"К жанру послания обращались. Т.. Шевченко ("И мертвым, и живым, и нерожденным земл якам моим в Украине и не в Украине мое дружеское послание","Гоголю","Марку. Вовчку","К. Основьяненко"), и. Франко ("Товарищам из тюрьмы","Молодому другу"),. Леся Украинской (этого жанра является в творчестве. П. Тычины,. М. Рыльского,. М. Драй-Хмары,. В. Сосюр. Вірші цього жанру є у творчому доробку. П.. Тичини,. М.. Рильського,. М.. Драй-Хмари,. В.. Сосюри.

Лирический портрет - это стихотворение, в котором дается оценка определенной реальной личности (Есть. Маланюк -"К портрету. Мазепы",. Д. Павлычко -"Александр. Довженко",. М. Рыльский -"Шевченко"). В лирических портретах змальовует ться внешность и внутренний мир лирического героя или лицамричного героя або конкретної особи.

Мнение (дума) - лирический жанр медитативно-элегической характера, распространенный в творчестве украинских, польских, белорусских писателей-романтиков XIX в. Мыслями есть произведения. Т. Шевченко"Зачем мне черные бровей вы","Тяжело жить на свете", цикл стихов. М. Петренко"Думы и песниетренка "Думи та співи".

Художественная литература развивается, лирика обогащается новыми жанро-образованиями. В поэтической практике встречаются жанры, заимствованные из музыки (марш, ноктюрн, прелюдия, вальс, вариация, сюита, ??симфония рапсодия, реквием, оратория, кантата), живописи (этюд, портрет, автопортрет, натюрморт, барельеф). Иногда поэты называют свои произведения монологами, репортажами, очерками, рассказами, новеллами, памфлетыми.

Поскольку мелкая классификация лирических произведений в современной литературе невозможна, чистые жанры случаются редко, происходит их синтез, целесообразно выделять широкие жанровые группы произведений, в частности, лирику фило ософську, медитативную, сугестивну, публицистическую, сатирическую и научную. В философской лирике рациональное доминирует над эмоциональным ее предмет-философское освоение человека и мира, общие закономерностей те развития общества и природы, онтологические и экзистенциальные проблемы. Философская лирика использует такие жанры, как элегия, этюд, сонет, газель, рубаи. В 50-70-х годах XX века в жанре философского с. Монеты работали. М. Рыльский,. А. Малышко,. П. Шестов.. Тичина.

Медитация (лат meditatио - размышление) - жанр лирической поэзии, в котором поэт размышляет над онтологическими, экзистенциальными проблемами. В основе медитативной лирики - анализ внутреннего мира человека, спи иввиднесенои с окружающей средой. Автор медитации стремится познать себя и мир, определенные жизненные явления. В украинской поэзии медитации писали. Лазарь. Баранович,. Г. Сковорода,. Т.. Шевченко,. П. Кулиш, и. Франко,. М. Рыльский. М. Зеров,. Б-И. Антоныч,. Лина. Костенко,. П. Мовчан,. Игорь. Калинец Ігор. Калинець.

Суггестивная лирика (лат suggestio - намек, внушение) - жанровая группа лирических произведений, осваивает духовную сферу, внутренние конфликты морально-психологического характера. Важную роль в суггестивной лирике и играют ассоциативные связи, богатая метафорика, мелодичность, размытые образы, расшатанные культурно-интонационные конструкции, косвенные намеки. Суггестивная лирика - чаще поток чувств, сложные эмоциональные переживания без определения мотивов, причин, непостижимые, неуловимые состояния лирического героя, которые трудно воспроизвести реалистическими средствами. Суггестивные стихи пишут поэты философского и медитативно го склада мышления. К ней чаще всего обращаются художники интроспективной мышлением (Б. Пастернак -"Зимняя ночь",. Лина. Костенко -"Осенний день, осенний день, осенний"інній день, осінній...").

В поэтической суггестии доминирует импрессионистический стиль, в ней на первом плане - живое впечатление. Образцом такой лирики является стихотворение. Лины. Костенко"Осенний день, осенний день, осенний"

Осенний день, осенний день, осенний!

О синий день, о синий день, о синий!

Осанна осени, в печаль

Неужели это осень, осень, о!

Последние астры спину залились болью

Ген, ковер, сотканный из птиц, летит над полем

Багдадский вор лето украл, багдадский вор

И плачет конек среди трав - нет мелодий

Публицистическая лирика - это открыто тенденциозные произведения, его предмет - социальные, политические, мировоззренческие проблемы, задачи: утвердить или опровергнуть какую-то мысль. Публицистическая лирика адресуется конкретные й лицу или широкому кругу читателей. В ней органично сочетается рациональное и эмоциональное, она прибегает к такому способу выражения, как декларацииія.

Публицистическая лирика использует жанры монолога, послание, оды, памфлета, репортажа, открытое письмо

Трудно назвать поэта, который не писал бы публицистических стихов

Сатирическая лирика. Сатира (лат satira от satura - смесь, всякая всячина) объединяет произведения разных жанров, которые разоблачают негативные явления в жизни общества или человека. В узком смысле - это лирические твор ры обличительного содержания. Первые образцы этого жанра находим у римского поэта. Ювеналнала.

"В эпоху классицизма, - отмечает. Т. Валковая, - стихотворная сатира могла быть эпической и лирической по своей композиционной структурой. В одних постов сатира имела лиро-эпический характер (Кантемир,. Державин) и и иногда более эпический, чем лирическое (Кантемир), в других - лирический (Ломоносов,. Сумароков,. Державин). Создавая сатирический образ, поэт использует гиперболу, гротеск, карикатуру. Сатиру представляют такие жанры, как пародия, эпиграмма, сатирическая миниатюра, сатирическая авторская песня, сатирический диалог, микробайка, парадоксальный афоризм, лирический фельетон, эпитафия, сатирический памфлет, дружеский шарж, репло ика, эстрадный куплет. По наблюдению. Т валков, в сатире ощутима взаимодействие жанровых форм, в частности, пародии, эпиграммы, сатирической миниатюрыї мініатюри.

Научная лирика. Это такой жанр лирики, в которой содержанием является научный компонент. Теоретиком научной поэзии является французский литературовед 3. Гиль. В"". Трактате о слове"(1869 г) он писал о необходимости соединить. Уват в художественном произведении науку и искусство. Образцом научной поэзии есть произведение. Тита. Лукреция. Кара"О природе вещей"Гораций ("К. Писонив"),. Н. Буало ("Искусство поэтическое") нарушали в своих произведениях проблемой мы теории искусства. Научная поэзия приобретает особую популярность в литературе XX века ее представляют. М. Доленго ("Объективная лирика. Схемы и диагнозы", 1923 г),. В. Полищук ("Гениальные кристаллы"). Влияние н ауково-технического прогресса сказался в лирике футуристов, конструктивистов. Научные проблемы осмысливает. И. Драч ("Баллада о. ДНК","Чернобыльская. Мадонна"). Образцами научной поэзии есть отдельные произведения из сбо. РКИ"В космическом оркестре"П. Тычины,"Число"М. Желаемая. Научная поэзия может иметь философский (П. Антокольский -"Четвертое измерение", и. Сельвинский -"Космическая соната"), медитативный (Л. Вышеславский -"Звездные сонеты"), публицистический (И. Драч -"Баллада о. ДНК") характеркий - "Космічна соната"), медитативний (Л.. Вишеславський - "Зоряні сонети"), публіцистичний (І.. Драч - "Балада про. ДНК") характери.

Из сказанного о лирике видим, что проблемы ее классификации остаются открытыми

При изучении лирических произведений часто используется тематическая классификация. Выделяют следующие жанры:

1. Гражданское лирика - раскрывает общественно-национальные вопросы и чувства ("Золотой гомон"П. Тычины,"Любите Украину"В. Сосюры,"Любому парламента"П. Скунца)

В гражданской лирике можно выделить общественно-политическую ("Антиглобалистичне"П. Скунца) и патриотическую ("Мне все равно"Т. Шевченко) тематики

2. Интимная лирика отражает переживания героя, связанные с личной жизнью ее разновидности:

а) любовная - о любви как состояние души лирического героя ("Так никто не любил"В. Сосюры);

б) эротическая - о телесном чувственная любовь (сборник"Золотой ябко"Д. Павлычко);

в) семейная ("Седая ласточка"Б. Олейника);

г) лирика дружбы ("Без вожаков"П. Скунца)

3. Философская лирика - осмысление смысла человеческой жизни, проблемы добра и зла (сб. Лины. Костенко"Над берегами вечности")

4. Религиозные лирика - выражает религиозные чувства и переживания ("Молитва"Т. Шевченко,"Мой храм"Зореслава)

5. Пейзажная лирика передает размышления и переживания лирического героя, вызванные явлениями природы ("Осень на. Гуцульщине"Ю. Боршоша-Кумятский,"Опять дождь под окнами сокрушается"X. Керита)

6. Сатирическая лирика разоблачает общественные или человеческие пороки ("Кавказ"Т. Шевченко,"С звонкого - в глухие"П. Скунца)