Педсовет работа по речевому развитию. Педсовет

Педсовет работа по речевому развитию. Педсовет "совершенствование речевого развития речи детей посредством игровых технологий в условиях реализации фгос до"

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ ҚАРАҒАНДЫ

Темиртау қаласының білім беру бөлімі

Теміртау қаласы әкімдігіның

«№21 «Самал» балабақшасы»

Мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорыны

Педсовет № 2

на тему: «

2015-2016 уч.г.

(деловая игра)

Подготовила: методист д/с № 21 «Самал»

Бурибаева Т.М.

Темиртау 2015 г.

ГККП «Детский сад № 21 «Самал» акимата города Темиртау

Лист регистрации к педсовету № 2

2015-2016 уч. г.

на тему: «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Дата проведения __________

Присутствуют:

Ф.И.О. участника

должность

подпись

Протокол педсовета № 2

2015-2016 уч. г.

на тему: «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Есть все фактические и теоретические
основания утверждать, что не только
интеллектуальное развитие ребенка, но
и формирование
его характера, эмоции
и личности в целом находится в
непосредственной зависимости от
речи”.

Л.С.Выготский

Цель: Повысить теоретический и практический уровень знания педагогов о роли театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

Задачи:

    Проанализировать уровень организации работы в детском саду по развитию речи воспитанников.

    Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей посредством театрализованной деятельности

    Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи детей в ДО.

    Активизировать деятельность педагогов в направлении речевого развития ребёнка через театрализованную деятельность.

от «___ » _______2015г.

Присутствовало: _____человек
Отсутствовало: ____ человек

Форма проведения: деловая игра

Повестка дня:

    «Круг радости» - Панфилова Ю.В.

    Вступительное слово методиста – Бурибаевой Т.М. по теме педсовета « Актуальность театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»

3.Выступление воспитателя гр.№ 7 Кулахмедовой Ж.Н. «»

4.Выступление воспитателя гр.№ 6 Акшаловой С.Т. «Развитие речи дошкольников через сюжетно- ролевые игры»

5.Выступление муз. Руководителя Черепахиной И.П. «»

6. Результаты тематического контродя методист Бурибаева Т.М.,результаты конкурса уголков театрализации в группах д/с.

7. Деловая игра «Ромашка»

8. Выработка решения педсовета.

9. Рефлексия

Ход педсовета:

Круг приветствия

1. Упражнение «Имя + прилагательное» время (3-4 мин)
Цель : знакомство с группой, снятие напряжения.
Инструкция. Каждый участник называет свое имя и прилагательное к своему имени (с какой буквы начинается имя). Например: Мария + маленькая, Елена + естественная. Задача каждого участника тренинга запомнить имена с прилагательными, затем один называет имя и прилагательное другого участника тренинга и меняется с ним местами, второй должен вспомнить имя и прилагательное другого участника тренинга и так до тех пор, пока все не поменяются местами.
2. Упражнение «Найди общее» (4-5 минут)
Цель: Формирование чувства близости с другими людьми, принятие участниками тренинга друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.
Материал : мяч или клубок
Инструкция. Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий передаёт по кругу мяч. «Посмотрите внимательно на всех и подумайте, что нас всех может объединять». Каждый участник с передачей мяча называет 1 общий признак для всех присутствующих.

Предварительная работа: организация и проведение конкурса «Театральные уголки», которых можно использовать для работы по развитию речи детей дошкольного возраста, тематический контроль, семинар-практикум «Формирование образной речи дошкольников через театрализованную деятельность».

Ход педсовета:

    Вступительное слово методиста Бурибаевой Т.М.:

« Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова и др.)
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.
Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.
Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность дошкольников – это вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого его участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. «Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения».
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты. Основа этой работы лежит в использовании потешек, приговорок, прибауток, колыбельных песен. Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр-драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Общим для всех театрализованных игр является наличие зрителей.
Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
освоение специальных умений для становления основных ("актер", "режиссер") и дополнительных позиций ("сценарист", "оформитель", "костюмер");
самостоятельная творческая деятельность.
Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).
Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах:
-Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.
-Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.
-В-третьих, в оформлении спектакля - в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок. Из-за этих особенностей театрализованной деятельности, по отношению к ней, чаще используется термин "театрально-игровая деятельность", что является самоценной свободной и творческой деятельностью дошкольника.
В детском саду театрализованная игровая деятельность детей принимает две формы:
-когда действующими лицами является определенные предметы рукотворного мира: игрушки, куклы, фигурки (настольный театр: плоскостные и объемные фигурки персонажей; фланелеграф; теневой театр; театр петрушек; бибабо; театр марионеток),
-когда дети сами в образе действующего лица в соответствующем костюме (или с использованием элементов костюмов) исполняют взятую на себя роль.

Театрализованная игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:
-как разновидность художественной деятельности.

Как творческая сюжетная игра.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения(мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Делая вывод по данной теме, можно сказать, что использование театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, тесно взаимосвязано с речевым развитием ребёнка.

2. Результаты тематического контроля

3. Выступление муз. Руководителя Черепахиной И.П.

4. Выступление воспитателя Акшаловой С.Т.

5. Деловая игра

Педагоги делятся на 2 команды: «Маска» и «Театралочка» посредством карточек. Избирается жюри. Работа оценивается в 5-бальной системе.

Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь самореализоваться на педагогическом поприще.

Материалы: листки бумаги, цветные карандаши, сувениры для награждения, мультимедийная презентация.

Ход игры: Уважаемые педагоги. Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Оно будет очень трудным. Но вашими командами руководят опытные капитаны, и перед началом нашего путешествия я предлагаю вам придумать для своей команды девиз, с которым вы и отправитесь в это увлекательное путешествие.

Каждая команда придумывает себе девиз, связанный с названием своей команды: «Маска» - «Всегда быть в маске – судьба моя», «Театралочка» - «Вся наша жизнь – игра».

Для того чтобы отправиться необходимо выполнить первое задание.

I часть. 1.Разминка:

Ведущий зачитывает по очереди вопрос для каждой команды.

Вопросы:

    Назовите цели ОО «Коммуникация»

Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

    Перечислите задачи ОО «Коммуникация».

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

3. Что мы понимаем под развитием речи ребёнка?

Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.

4. Какие умения развиваются в диалоге?

выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.

    Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?

пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание.

    Назовите структуру повествования.

завязка, кульминации, развязка

    Рассказ сюжет, которого развертывается во времени это... рассказ повествование

    С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? средняя группа

    Ведущий прием для активизации речи и мышления?образец воспитателя

    – Какие виды речи вам известны?

Внутренняя – то, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух и внешняя: диалогическая, монологическая, эгоцентрическая, письменная

3. Кто вперёд

Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

Ведущий зачитывает задание. Чья команда первая поднимет руку и даст ответ.

Вопросы:

    Вспомните пословицу противоположную по смыслу пословице: «Коротка ночь до зари, коли много работы»: «Долог день до вечера, коли делать нечего».

    Найдите лишнюю пословицу: «Хвастать - не косить, спина не болит»; «Не спеши языком, торопись делом»; «Язык до Киева доведёт»

    Найдите пары пословиц: «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Руби дерево по себе», «Знания никому не в тягость», «Без корня и полынь не растёт», «Родимая сторона – мать, чужая - мачеха», «По Сеньке и шапка».

    Нарисуйте любую известную пословицу. Команды показывают рисунки. Команда первой угадавшей пословицу, получает балл. Чья пословица верно угадана, тоже зарабатывает балл.

II часть. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству.

Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.

1. Продолжите предложение…

1 команда

2 команда

Под театрализованной деятельностью детей я понимаю... это– важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя не его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность дошкольников развивается в определенных педагогических условиях, важнейшими из которых, на мой взгляд, явля­ются... (использовать худ.слово, вызывать эмоциональный отклик, воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, оснащение театрализованных игр, серьезный подбор литературных произведений)

2. Назовите:

1) типы занятий по театрализованной деятельности
- фрагментарное (на других занятиях);

- типовое;

- доминантное;

-тематическое;

- интегративное;

- репетиционное.

2 ) формы организации театрализованной деятельности с дошкольниками.

театрализованное занятие;

- музей кукол;

- театрализованная игра на праздниках, развлечениях; - театрализованные игры в повседневной жизни; - мини-игры на музыкальных занятиях;

- мини-игры на других занятиях;

- театрализованные игры-спектакли;

- посещение детьми театров с родителями; - самостоятельная театрально-художественная деятельность; - совместная театральная деятельность взрослых и детей.

3. Скажите…

1 команда

2 команда

Каковы характерные особенности театрализованных представлений? (литературная или фольклорная основа и наличие зрителей)

Каким образом театрализованная деятельность связана с изобразительной? (изготовление афиш, костюмов и декораций, рисование пригласительных билетов, изготовление театров (картинки на руке, на фланелеграф), рисование после просмотренных спектаклей, использование игрушек народных промыслов в спектакле)

4 . Охарактеризуйте …На какие две основные группы можно разделить театрализованные игры в зависимости от средств изображения?

Дайте их краткую характеристику и приведите примеры видов игр, входящих в их состав.

1 команда - Режиссерские игры

2 команда - Игры-драматизации

    настольный театр картинок и игрушек;

    теневой театр;

    театр на фланелеграфе;

    стенд-книжка.

    игры-драматизации с пальчиками;

    с куклами би-ба-бо;

    импровизации;

    с атрибутами (маски, шапочки, элементы костюмов).

В режиссерских играх ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый действует сам, преимущественно используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомиму.

III часть. Решение педагогических ситуаций

1. Четырехлетнего Сашу сестренка взяла с собой в театр на «Белоснежку и семь гномов». Во время спектакля он очень нервничал, вскакивал, грозил кулаком злой мачехе-королеве. А когда она начала колдовать над дымящимся котлом, заплакал, уткнувшись в колени сестренки. Ночью Саша спал плохо, звал маму и не отпускал, когда она подходила к кроватке.

Почему Саша так реагировал во время спектакля и плохо спал ночью? Следует ли водить малышей в театр?

2. В календарном плане воспитателя было записано: 1 марта - игра в «детский сад», 2 марта - игра в «почту», 3 марта - игра в «театр» и т.д. При этом воспитатель добивалась, чтобы дети играли в те игры, которые она наметила.

Каковы ваши суждения о такой плановости в проведении игр?

3. Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу дей­ствия возник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпает­ся», и дети постепенно теряют интерес к игре.

Как разрешить сложившуюся ситуацию? Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.

4. Педагог предлагает детям поиграть в настольный театр. Происходит обсуждение выбора сказки. Дети высказывают желание поста­вить сказку «Теремок». Однако выясняется, что в настольном театре нет всех героев к этой сказке. Тогда дети, разобрав имеющиеся плоскостные фигурки, предлагают новый вариант сказки «Теремок».

Ваша реакция в этой ситуации? Какая помощь педагога необходима детям в сложившейся игро­вой ситуации? Какие выводы может сделать педагог об уровне развития театрализованной деятельности детей?

IV часть. Решение кроссвордов

1 команда - Десять Р

Ответы. 1. Театр. 2. Драматург. 3. Peжиccep. 4. Оркестр. 5. Дирижер. 6.Композитор.

2 команда - Театральная змейка

    Место для представлений, зрелищ.

Ответы : 1.Театр. 2.Режиссер. 3.Репетиция. 4.Яма. 5.Актер. 6.Рампа. 7. Антракт. 8.Танец. 9.Цветы.

V часть. Задания для капитанов

Представить себя человеком, который выиграл 1 миллион. Показать это.

С помощью пантомимы изобразить пословицу «Мели, Емеля, твоя неделя»;

Показать, что вы чувствуете, когда кошке наступают на хвост.

Представить себя манекенщицей. Показать ее походку.

И закончить нашу игру хочется словами Л.С.Выготского:

«Необходимо расширять опыт ребёнка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».

Подведение итога игры. Награждение.

Итоги КОНКУРСА УГОЛКОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ, награждение победителей

Решение педсовета

1. Продолжать работу по развитию речевой активности через театрализованную деятельность детей, в планах отражать эту работу (воспитатели групп, в течение года) .

2. В каждой возрастной группе проводить на занятиях по развитию речи артикуляционную гимнастику. Создать картотеку арт. упр. в каждой группе. Ответственные: воспитатели. Сроки исполнения: постоянно

3. В календарных планах отражать текущую работу с родителями в разделе «Взаимодействие с родителями» май 2014г.

4. Пополнять наглядно-информационные центры консультативным материалом, согласно возрастным требованиям и специфике театральной деятельности.

Сроки исполнения:постоянно.

Ответственные: воспитатели групп, музыкальные руководители

5. Ввести в алгоритм календарного планирования проведение театрализованных игр, этюдов, дыхательных и артикуляционных упражнений.

Сроки исполнения: постоянно. Ответственные: воспитатели.

6. Продолжать повышать уровень самообразования по изучению методических изданий по проблеме организации и проведении театрально-игровой деятельности в д/с.

Сроки исполнения: постоянно. Ответственные: педагоги ДО.

педсовет № 2 2015-2016 уч. г.

на тему: «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Задания / команда

«Маска»

«Театралочка»

1 часть

    разминка

    Кто вперёд

2 часть

    Продолжите предложение...

    Назовите

3.Скажите...

4.Охарактеризуйте..

3 часть

Решение педагогических ситуаций

4 часть

Решение кроссвордов

5 часть

Задания для капитанов

Оценивание по пятибальной системе

Жюри: руководитель ГККП «Детский сад № 21 «Самал» Бекенова К.Ш.-

Педагог- психолог Ппнфилова Ю.В. –

Методист Бурибаева Т.М.-

2 команда - Театральная змейка

    Место для представлений, зрелищ.

    Главный руководитель, постановщик спектакля.

    Предварительное исполнение (без зрителей) чего-нибудь (например, спектакля) при подготовке к выступлению.

    Место перед сценой, где помещаются музыканты оркестра.

    Исполнитель ролей в театральных представлениях.

    Низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену.

    Перерыв между действиями спектакля.

    Движения, исполняемые в определенном ритме, темпе, в такт музыке, как художественный номер в концерте.

    Что лучше всего подарить артисту, который понравился?







1 команда - Десять Р

2. Кто пишет пьесы для представления?

3. Кто руководит постановкой спектакля?

4. Группа музыкантов, исполняющая музыку к спектаклю.

5. Человек, управляющий оркестром

Педагогический совет Подготовила и провела старший воспитатель МБДОУ №29 Василенко С.Б.
Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста.
Цель: Выявить уровень профессиональной теоретической подготовленности и практической деятельности педагогов по развитию речи детей в условиях современных требований к организации образовательного процесса.
План педсовета:
1.Вступительное слово
2. Обсуждение итогов тематического контроля
3.Анализ анкет родителей воспитанников ДОУ
4.Организация развивающей речевой среды в ДОУ для совершенствования речевых коммуникаций ребёнка. (педагоги ДОУ из опыта работы)
5.Деловая игра «Речевичок»
6.Презентация альбомов «Расскажи сказку»
7.Решение педсовета.
Вступительное слово старшего воспитателя.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Read More
Деловая игра «Речевичок»
С участием сказочного персонажа
Задание 1.»Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей.
Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)
Какие умения развиваются в диалоге?
Какие формы работы используются при обучении детей связной речи?
Речь одного собеседника, обращённая к слушателям?
Задание 2 «Изобразите пословицу с помощью схемы»
Задание 3 «Скажи пословицу правильно»
Сын леопарда-тоже леопард.
Верблюда под мостом не спрячешь.
Бойся тихой речки, а не шумной.
Задание 4.Подбор антонимов и синонимов.
Решение педсовета:
· Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей
· Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи.
· Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы.

Елена Веселова
Педсовет «Развитие речи детей в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Цель : систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи детей в ДОУ .

Задачи :

1. Активизировать знания педагогов о методах, приёмах и средствах развития речи дошкольников .

2. Повысить у педагогов компетентность в области речевого развития .

3. Совершенствовать умение дискутировать, выступать.

4. Активизировать навыки по генерированию идей дидактических игр для речевого развития детей .

5. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

6. Совершенствовать навыки логического мышления.

План проведения педсовета

1. Обсуждение итогов тематического контроля.

2. Подведение итогов смотра-конкурса "Создание условий для развития речи ".

3. Развитие речи детей в условиях ДОУ .

4. Деловая игра «Ромашка» .

5. Решение педсовета .

1. Сообщение по тематической проверке (краткое изложение)

В период с 24 по 28 ноября во всех возрастных группах был проведен тематический контроль по теме "Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию связной речи детей в различных формах и видах детской деятельности" с целью выявления эффективности системы работы педагогов по развитию связной речи детей в соответствии с ФГОС ДО .

В результате проверки видно, что проблема развития речи дошкольников актуальна. В группах созданы условия для речевой деятельности детей : организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстрированный наглядный материал. Однако необходимо обратить внимание ни систему планирования работы с детьми и родителями в группах, использование в практике работы моделей и схем по развитию связной речи дошкольников , на создание оптимальных условий во всех режимных моментах для проявления познавательной и речевой активности детей .

* Применять в практике опыт :

Воспитателя Разводовой И . П. по использованию моделей и схем для обучения составлений рассказов по картинам и разучивания стихов;

Воспитателя Ковязиной Р. А. по вопросам воспитания культуры общения дошкольников посредством чтения художественной литературы, бесед, рассматривания иллюстраций.

* Регулярно планировать деятельность в книжном центре в соответствии с возрастными особенностями.

* Включить в план работы с родителями мероприятия по расширению их педагогического опыта в вопросах развития связной речи у дошкольников (консультации, беседы, памятки, мастер-классы и т. д.) .

2. По результат смотра-конкурса "Создание условий для развития речи " в котором приняли участие все возрастные группы с небольшим отрывом победителями стали : средняя группа "А" - воспитатели Токарева Т. В., Мылтанова Н. М. и старшая группа "А" - воспитатель Вторых Р. Б. которые были награждены грамотами и ценными подарками.

3. Образовательная область«Речевое развитие » в соответствии с ФГОС ДО .

Основная цель : формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи :

Овладения речью как средством общения и культуры;

Обогащение активного словаря;

- развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи ;

- развитие речевого творчества ;

Знакомство с книжной культурой. детской литературой. понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи . фонематического слуха.

Принципы развития речи :

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития ;

Принцип развития звукового чутья ;

Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи ;

Принцип элементарного осознания явлений языка;

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи ;

Принцип обогащения мотиваций речевой деятельности;

Принцип обеспечения активной языковой практики.

Основные направления работы по развитию речи дошкольников

* Развитие словаря

* Воспитание звуковой культуры речи

* Формирование грамматического строя

* Развитие связной речи

* Формирование элементарного осознания явлений языка и речи

* Воспитание любви и интереса к художественному слову

Методы развития речи :

Наглядные;

Словесные;

Практические.

Средства развития речи :

Общение взрослых и детей ;

Художественная литература;

Культурная языковая среда;

Изобразительное искусство, музыка, театр;

Обучение родной речи на занятиях

4. Деловая игра «Ромашка»

Цель и задачи : активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь самореализоваться на педагогическом поприще.

Предварительная работа : формирование четырех команд педагогов и изготовление каждой командой пособия, которое можно применять в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи .

Ход игры.

Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой "Развитие речи " и записывает свое название на выставленных табличках

Задание 1. «Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей»

I. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста

II. Что мы понимаем под развитием речи ребенка ?

III. Каковы задачи словарной работы?

IV. Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи ?

V. Что такое диалог?

VI. Что такое монолог?

VII. Рассказ – описание – это ….

VIII. Рассказ – повествование – это ….

IX. Какие виды речи вам известны ?

Задание 3. «Кто вперед»

Вспомните пословицу противоположную по смыслу пословице : «Коротка ночь до зари, коли много работы»

Найдите лишнюю пословицу : «Хвастать - не косить, спина не болит» ; «Не спеши языком, торопись делом» ; «Язык до Киева доведёт»

Найдите пары пословиц : «Кто грамоте горазд, тому не пропасть» , «Руби дерево по себе» , «Знания никому не в тягость» , «Без корня и полынь не растёт» , «Родимая сторона – мать, чужая - мачеха» «По Сеньке и шапка» .

Нарисуйте любую известную пословицу

Задание 4. «Презентация пособий по развитию речи детей дошкольного возраста»

Дидактическое пособие «Волшебные слова» Разработчики : Разводова И . П., Павлова Т. Р.

Дидактическое пособие «Волшебная пирамидка» Разработчики : Камшилова A.С., Высоцкая Е. В., Петрова Н. В

Дидактическое пособие «Скоро сказка складывается» Разработчики : Машкова М. В., Цыряпкина Н. А., Вторых Р. Б., Токарева Т. В.

Дидактическое пособие «Волшебный сундучок» Разработчики : Мылтанова Н. М, Даурова Л. А., Марченко Е. В.

5. Подведение итогов.

Публикации по теме:

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО» О. Н. Ковалевская воспитатель, муниципальное.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №1 является образовательной организацией и осуществляет деятельность.

Развитие личности ребенка в условиях развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Одним из основных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными.

Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС в ДОУ Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает: - опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей.

ПЕДСОВЕТ № 3 – ДЕЛОВАЯ ИГРА

« Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Старший воспитатель

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

Вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связной речи у детей;

Развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников;

Создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

Контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

Подготовка.

1.Проведение тематического контроля « Развитие речи детей в условиях ДОУ» цель которого: проследить методическую грамотность календарно-тематического планирования педагогами всех возрастных групп, определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи в соответствии с ФГОС ДО, выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию речи детей.

2.Аналитическая справка по результатам методической недели (коллективные просмотры деятельности педагогов по речевому развитию, презентации проектов).

3. Анализ анкетирования родителей.

4. Разработка проекта решения педагогического совета.

Повестка дня

1. Выполнение решения педагогического совета №2.

Заведующий

2. «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС». Аналитическая справка по результатам тематического контроля по выявлению форм и методических приёмов, направленных на речевое развитие ребёнка, по результатам методической недели.

Старший воспитатель

3.Деловая игра «Развитие речи в соответствии с ФГОС ДО»

Заместитель заведующего

4. «Педагог глазами детей». анализ анкетирования родителей

Старший воспитатель

5. Решение педсовета.

Заведующий

Ход педсовета.

1.Сообщение заведующего по итогам выполнения педсовета №2.

2.1.Сообщение старшего воспитателя о речевом развитии.

Развитие речи – главный показатель умственного развития ребёнка. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики.

Основные задачи развития речи - это воспитание орфоэпической культуры речи , словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания - решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения. удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе и комплексный характер решения каждой задачи. Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности , в разных формах, как на специальных речевых НОД, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности.

2.2.Аналитическая справка по итогам тематического контроля « Развитие речи детей в условиях ДОУ».

Аналитическая справка о результатах тематического контроля «Речевое развитие детей в детском саду»,проведенного в период с 25.01по 29.01.2016года.

1. Оценить знания педагогов по методике развития речи детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать уровень планирования работы.

3. Оценить условия для речевого развития детей.

4. Установить взаимосвязи работы воспитателей и узких специалистов.

5. Проанализировать умение педагогов привлекать родителей к работе по данной теме.

6. Оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции в работе по речевому развитию детей.

Основные формы и методы контроля

1. Анализ календарного планирования воспитателей.

2. Просмотр НОД.

3. Обзорное изучение развивающей среды в группах

Оценочный инструментарий

1. Уровень овладения педагогами теоретическими и практическими вопросами по речевому развитию детей.

2. Грамотность написания планов работы.

3. Соответствие темы НОД тематике контроля.

4. Грамотность оформления и наполняемости развивающей среды.

5. Творческое построение работы с родителями.

Вопросы, подлежащие проверке:

1. Компетентность педагогов по речевому развитию детей.

2. Проверка документации педагогических работников.

3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах.

В тематической проверке приняло участие 6 групп:

Группа раннего возраста

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа №1

Подготовительная группа №2

Тематический контроль, направленный на изучение работы педагогов с детьми дошкольного возраста по развитию речи показал:

1. Компетентность педагогов по речевому развитию детей недостаточна для

формирования личности ребёнка без овладения им грамотной речью. Без специально организованного обучения развитие речи будет стихийным, бедным. Целенаправленное обучение предусматривает НОД, игры, индивидуальное общение. Важно помнить, что главным является слово воспитателя: насколько грамотной, выразительной, богатой будет речь воспитателя, педагога, настолько ребёнок будет подражать речи взрослого.

2. Проверка документации педагогических работников

Анализ календарного планирования работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги готовы к НОД, регулярно их проводят. Но в утренний промежуток времени педагоги не планируют артикуляционную , пальчиковую, дыхательную гимнастики, лексические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей, не планируют и не проводят тематические развлечения во второй половине дня. Для проявления детьми творчества не систематически планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, не организуются вечера загадок, дидактических игр на развитие воображения.

Анализ планирования в старшей и подготовительных группах показал, что в основном планируются традиционные виды сюжетно-ролевых игр, которые отмечаются неразвитым сюжетом, бедны по содержанию, зачастую носят характер игры всего на один день.

В планах по работе с семьями воспитанников не спланированы индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке, выставки специальной литературы по речевому развитию детей. Исключение группа раннего возраста.

При планировании сюжетно-ролевых игр планировать предшествующую и последующую работу (беседы, рассматривание картин и картинок и т. д.) . Продумывать планирование игр нового поколения, связанных с явлениями общественной жизни и носящими элементы новизны. Активно осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой: обучать ролевым действиям, помогать осуществлять диалоги в процессе развития игр и т. д.

Необходимо беседовать с родителями, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи. Организовывать тематические выставки для воспитанников и родителей, направленных на совершенствование речи детей. Проявлять творческую инициативу в работе с родителями по речевому развитию воспитанников.

Срок – постоянно, ответственные – воспитатели групп.

3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах

В группах создана предметно - развивающая среда для речевого развития детей. Имеются наборы сюжетных картин по развитию речи, разнообразный дидактический материал, библиотека для детей.

Но созданная предметно – развивающая среда не всегда грамотно используется педагогами для коллективной и индивидуальной работы с детьми по развитию связной речи.

В каждой возрастной группе оформлен книжный уголок, где на полочках расположены книги по возрасту детей.Но художественная литература подбирается воспитателями безграмотно , не имеется несколько книг одного писателя и одного художника-иллюстратора. Исключение средняя группа. Во всех группах не в достаточном количестве дидактические, развивающие, настольно-печатные и творческие игры фабричные и изготовленные своими руками.

В зонах сюжетно – ролевых игр практически всех групп имеется достаточное количество игрового оборудования, атрибутов. Воспитателями групп проведена работа по оформлению игровых зон, изготовлению атрибутов, которые подразделены по полоролевому воспитанию. Атрибуты, пособия для игр изготовлены из экологически безопасных материалов. Правила техники безопасности соблюдены. Атрибуты, пособия исключают возможность детского травматизма. Стеклянные, острые, режущие и другие опасные предметы отсутствуют. Но в зоне сюжетно – ролевых игр несвоевременно создаются соответствующие условия для возникновения и развёртывания сюжета игр. Нарушен принцип динамичности, обновления.

Не обновляется и не используется воспитателями театральная атрибутика. Ни в одной группе не имеется фланелеграф и ширмы для обыгрывания и показа сказок.

4. Оценка эффективности НОД по развитию речи.

Главная цель посещения НОД по развитию речи заключалась в изучении уровня развития связной монологической речи, формировании звуковой культуры речи, выявлении методов и приёмов работы с детьми.

Группа раннего возраста. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. НОД была направлена на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. На занятии были использованы следующие методы и приёмы: сюрпризный момент, дидактическая игра, исполнение песенок-потешек. В основном, дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя. Дети проявляли интерес к событиям, происходящим вокруг и от совместной деятельности, выражали речевые и неречевые средства: радость, восторг, грусть.

Во 2 младшей группе НОД по развитию речи «Рассказывание об игрушках». Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. НОД была направлена на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. Использованы следующие методы и приёмы: рассказ об игрушке, работа над звуковой культурой речи.

НОД методически не совсем правильно построено, не было динамической паузы, очень затянут момент с рассказом об игрушке. Мало форм организации речевой активности детей. У детей недостаточен словарный запас, плохо развита звуковая сторона речи. Речь детей монотонна, слабые навыки рассказывания об игрушке.

В средней группе в проведении НОД для поставленных целей воспитатель использовала только игровые методы и приемы. соответствующие возрасту детей. Дети были заинтересованы сменой видов деятельности.

В старшей группе НОД проведена методически правильно, речь воспитателя чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту детей, НОД направлена на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. Использованы следующие методы и приёмы: рассказ, рассматривание картины, работа над звуковой культурой речи. .

В подготовительной группе №1 воспитатель для обогащения словаря детей, активизацию связной речи использовала следующие приёмы мнемотехники рассказ, пересказ, вопрос-ответ. Дети были активны, следовали указаниям воспитателя, проявляли интерес к деятельности.

В подготовительной группе №2 НОД по обучению грамоте была направлена на совершенствование умений детей звукового анализа слов с использованием схем, выделения ударного звука в слове.

Таким образом, тематический контроль показал, что речевое развитие детей в ДОУ соответствует среднему уровню программных требований и требований ФГОС ДО. У многих детей не сформирована связная речь признаками которой являются содержательность, логичность, последовательность. У большинства детей существует проблема развития звуковой стороны речи, которая является не только предпосылкой формирования грамматического строя речи, обучения грамоте, но и показателем речевого развития ребёнка в целом. Поэтому некоторые дети испытывали трудности в изложении материала.

Необходимо НОД строить на игровой основе. Воздействие той или иной игры на ребят во многом зависит от личности воспитателя, от его интересов и склонностей.

говорил, что область применения того или иного метода воздействия может увеличиваться до максимума, а может свестись к нулю в зависимости от того, кто и как пользуется этим методом. Умело направлять игровую деятельность детей могут только те воспитатели, которые овладели методикой игры.

Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.

Справку составила: старший воспитатель

Председатель комиссии тематического контроля:

Заведующий МБДОУ «ЦРР - д/с №2 «Светлячок»

Члены комиссии тематического контроля:

Зам. зав. по НМР

Учитель-логопед

Ознакомлены:

2.3Деловая игра для педагогов МБДОУ по изучению ФГОС ДО

Цель:

Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО;

Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС;

Развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: карточки с вопросами, сигнальные карточки для оценки выступающего: зеленая – «вы хорошо ориентируетесь в аспектах ФГОС», красная – «вам необходимо обратить внимание на основные положения документа, систематизировать некоторые знания и умения в данной области.

После этого педагоги делятся на 2 команды

Деловая игра состоит из пяти частей. Каждый её этап регламентирован. В конце подводится общий итог. Отмечаются победители. Ведущий напоминает правила игры:

Уметь слушать других;

Вырабатывать общее решение вопроса;

Принимать активное участие в игре;

Не оспаривать оценку жюри;

Соблюдать культуру речи и тактичность;

Придерживаться регламента.

Ход игры.

Перед началом игры заместитель заведующего предлагает каждому участнику вопрос. Дается время на подготовку. Ответ оценивается коллегами с помощью сигнальных карточек. Если ответ верный, педагоги, поднимают зеленую карточку , если ответ неполный или неверный – красную.

1. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС?

2. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:

б) речевое развитие;

в) художественно-эстетическое развитие;

г) физическое развитие.

(познавательное развитие)

3. Что не относится к видам детской деятельности для детей 3-8 лет?

а) манипулирование с предметами;

б) познавательно-исследовательская;

в) восприятие художественной литературы и фольклора.

4. Выберите правильное соотношение обязательной части Программы и Части, формируемой участниками процесса:

5. Назовите основное направление развития ребенка по ФГОС ДО:

а) предметное развитие;

б) личностное развитие;

6. Определите время реализации ООП ДО:

а) от 65% до 80% времени пребывания детей в детском саду;

б) только во время занятий;

в) может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации.

7. К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками?

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

д) физическое развитие.

8. К какой образовательной области относится знакомство с книжной куль

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

9. К какой образовательной области относится восприятие музыки, художественной литературы, фольклора?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

10. Восстановите правильную структуру документа:

б) программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации;

в) программа воспитания и обучения детей.

12. Назовите, что не является основным разделом Программы:

а) целевой;

б) установочный;

г) организационный.

13. На что нацелен Стандарт ДО?

а) формирование знаний, умений, навыков;

б) формирование интегративных качеств личности;

в) целевые ориентиры дошкольного образования.

14. Что не является направлением коррекционной работы и/или инклюзивного образования?

а) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

б) квалифицированное медицинское обслуживание;

в) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

15. На что не направлена педагогическая диагностика (мониторинг)?

а) индивидуализация образования;

б) итоговая диагностика к школе;

в) оптимизация работы с группой детей.

16. Почему в действующий ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей?

дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей).

17. К какой образовательной области относится становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (питание, закаливание, формирование полезных привычек)?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

18. К какой образовательной области относится развитие воображения и творческой активности?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие.

II часть.

«Что, когда и почему?»

Экспресс-опрос «ФГОС ДО»

ВЫВЕСТИ НА СЛАЙДЫ

Вопросы:

1. Назовите номер и дату выхода Приказа Министерства Образования «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (17 октября 2013 г. N 1155 г.)

2. Дети какого возраста (при наличии соответствующих условий) могут посещать дошкольные образовательные организации? (от 2 месяцев - до 8 лет)

3. В чем отличие коррекционной работы от инклюзивного образования?

4. Перечислите 5 образовательных областей – направлений развития ребенка по ФГОС (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие)

5. Как в соответствии с ФГОС соотносятся обучение и развитие? (обучение ведет за собой развитие)

6. .ФГОС предполагает деятельностный подход. Назовите структуру любой деятельности, в том числе детской? (мотив – цель – средства - действие-результат-рефлексия)

7. Основные требования к РППС? (насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность , доступность и безопасность)

8. В какой форме представлены требования Стандарта к результатам освоения Программы? (целевыми ориентирами)

9. С какой целью проводится оценка индивидуального развития детей? (для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей)..

10.Назовите основные средства развития речи детей в детском саду (по ФГОС ДО)

11.Назовите основные направления работы по развитию речи детей в детском саду (по ФГОС ДО)

III часть.

Дискуссия с элементами практикума

«Формулировка правил к проведению занятий речевого вида с детьми»

Ведущий предлагает каждой группе ознакомиться с памяткой

«Пять правил к проведению НОД с детьми».

Последующие задания:

1) Пронумеровать правила по степени их значимости от 1 до 5. Обосновать свою точку зрения.

2) Расширить памятку 1-2 позициями. Обосновать свои идеи.

Памятка «Пять правил к проведению занятий с детьми»

1. НОД (Занятие)– это совместная деятельность с ребенком, направленная на что-то интересное и полезное для его развития, не в форме школьного урока.

2. Основа индивидуально-ориентированного обучения – это разнообразная деятельность детей.

3. В конце занятия необходимо не только уточнять, что дети узнали, чему научились, но и выяснить, что ещё предстоит узнать.

4. Необходима связь занятий с повседневной жизнью, с субъективным опытом детей.

5. Важна цикличность: периодическое возвращение к уже пройденному, знакомому.

Объявляется общий результат, ведущий благодарит за участие.

V часть.

Обсуждается и утверждается решение педагогического совета:

4.Решение педагогического совета.

1. Использовать создание проблемных ситуаций во время проведения непосредственно образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей, побуждающих к активизации речевой деятельности детей.

всем воспитателям постоянно

2 .Обобщить опыт педагогов средней, старшей, подготовительных групп «Использование мнемотехники в развитии речи»

всем воспитателям постоянно

3. Организовать постоянно действующий обучающий семинар «Развитие речи в соответствии с ФГОС ДО ». старшему.воспитателю с 01.02.2016г.

4. Создать картотеки по чтению художественной литературы.

всем воспитателям к 01.04.2016г.

5. В работе с родителями использовать индивидуальный подход, учитывая личностные особенности каждой семьи.

всем воспитателям постоянно.

Карта профессионального мастерства воспитателя

№ п/п

Критерии оценки

Ф. И.О. воспитателя

Знание программных задач развития связной речи у детей своей возрастной группы

Создание ППРС по речевому развитию

Культура речи воспитателя

Планирование, организация и проведение НОД по развитию речи детей.

Уровень заинтересованности детей;

МОТИВАЦИЯ

Уровень владения воспитателем методами и приемами развития связной речи детей

Рефлексия НОД

Соответствие программным требованиям

Воспитатель использует методы и приемы развития связной речи детей

Знание методов и приёмов развития у детей связной монологической речи с использованием наглядного моделирования

Организация и проведение организованной образовательной деятельности по развитию монологической речи детей

Планирование работы с родителями по решению проблем развития связной речи детей

Формы работы с родителями по проблемам развития речи

Применение современных образовательных технологий

ВЫВОД

Литература:

1. Лопухина, И. С. 550 упражнений для развития речи.-СПб.: КАРО, 2004;

2. Омельченко приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4;

3. Полянская Т.: Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – Изд-во: Детство-Пресс, 2010;

4. , Хоменко развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004;

5. Ткаченко схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21;

6. теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Литература:

7. Лопухина, И. С. 550 упражнений для развития речи.-СПб.: КАРО, 2004;

8. Омельченко приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4;

9. Полянская Т.: Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – Изд-во: Детство-Пресс, 2010;

10. , Хоменко развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004;

11. Ткаченко схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21;

12. теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Ганюкова Валентина Михайловна
Педсовет «Речевое развитие дошкольников в контексте ФГОС до»

Педсовет «Речевое развитие дошкольников в контексте ФГОС ДО »

Цель : Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.

развитию речи дошкольников .

План проведения педсовета

1. Теоретическая часть :

1.1. Выступление старшего воспитателя «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста ".

1.2. Аналитическая справка о результатах тематического контроля "Выполнение программных требований по разделу «речевое развитие » . Посещение занятий, анализ планов. Мониторинг. «Уровень речевого развития детей " .

1.3. Методическая находка для педагогов "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников ".

2. Практическая часть :

Деловая игра для педагогов.

3. Разработка решений педсовета .

Упражнение для педагогов "Подарок"

Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т. п.) .

Теоретическая часть.

Цель :

Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.

Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников .

Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно . В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи :

Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета .

Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы , потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию .

Условия успешного речевого развития .

1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками :

Сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

Сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой .

2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи :

Речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета .

3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями :

Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей :

Сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

Помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

Обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов) ;

Знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи :

Учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

Учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей :

Поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

Организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями :

Стимулируют детей комментировать свою речь;

Упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

Современные образовательные технологии

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития : мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутоки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).

Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)

Метод наглядного моделирования

К методам наглядного моделированияотносится мнемотехника.

Мнемотехника помогает развивать :

ассоциативное мышление

зрительную и слуховую память

зрительное и слуховое внимание

воображение

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан» , которая помогает запомнить цвета радуги.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте . Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы) . Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т. п.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовуюплан - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Пример мнемотаблицы

Попробуйте узнать, что за стихотворение закодировано на слайде.

Методика формирования умений и навыков связной речи В. К. Воробьевой включает в себя разделы :

Формирование ориентировочных умений по выделению существенных признаков рассказа.

Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения).

Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей.

Составить рассказ по схеме

Т. А. Ткаченко процесс формирования и развития связной речи с применением наглядности и моделирования плана высказывания разделен на несколько этапов :

Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

Составление рассказа по следам продемонстированного действия.

Пересказ текста с использованием магнитной доски.

Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.

Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину.

Составление рассказа по одной сюжетной картине.

Мнемотехника помогает :

Обогащать словарный запас.

Обучать составлению рассказов.

Пересказывать художественную литературу.

Отгадывать и загадывать загадки.

Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)

Какие умения развиваются в диалоге . (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста )

Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка )

Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

Рассказ сюжет, которого развертывается во времени . (рассказ повествование)

С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

Ведущий прием для активизации речи и мышления. (образец воспитателя)

Задание : Переведите пословицы на русский язык

Сын леопарда - тоже леопард (Африка) . /яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/

Молчаливый рот - золотой рот (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/

Задание : объясни выражения

В нашем языке существуют устойчивые выражения, которые называются идиомами, они не определяются значениями входящих в них в них слов. Например, выражение «держать язык за зубами» означает – помалкивать.

Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

Слова противоположные по смыслу называются антонимами.

Задание : каждое слово замени противоположным и получи название сказок

Пес без шапки - Кот в сапогах

Красные усы – Синяя борода

Красивый цыпленок – Гадкий утенок

Серебряная курочка – Золотой петушок

Черная туфелька – Красная шапочка

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

На тему любви :

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

На тему жизни :

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает , учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Правила для смелых и упорных педагогов

Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи , то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте : количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» , или «нет» . Это не имеет смысла.

После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Решение педсовета .

1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей :

Пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года)

Оформить стенды для родителей "Развитие связной речи дошкольника " (ответственные педагоги групп срок – март месяц) .

Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников .

2. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей . (ответственный старший воспитатель, анализ календарных планов ежемесячно)

3. Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы. (ответственные старший воспитатель посещение ОД в группах)

4. Провести в группах родительские собрания по теме "Развитие речи дошкольника "