Древнее некуда: Государство Урарту. Что произошло с царством Урарту

Древнее некуда: Государство Урарту. Что произошло с царством Урарту

древнее государство IX-VI вв. до н. э. на территории Армянского нагорья, столица - Тушпа. В XIII-XI вв. до н. э. союз племен. Расцвет - конец IX-первая половина VIII вв. до н. э. (цари: Менуа, Аргишти I, Сардури II и др.). Вело длительные войны с Ассирией. В VI в. до н. э. завоевано мидянами.

Отличное определение

Неполное определение ↓

УРАРТУ

ассир.; урартск. - Биайнили, библейск. - "царство Арарат") - государство в Передней Азии в 9-6 вв. до н. э., охватывавшее в период своего могущества все Армянское нагорье (ныне территория, входящая в пределы СССР, Турции и Ирана). Осн. население У. - урарты, по языку были близки к хурритам, создавшим во 2-м тыс. до н. э. государство Митанни. Древнейшие политич. и культовые центры У. находились близ юго-зап. побережья оз. Урмия (напр., Мусасир, центр культа верх. божества Халди, - в районе совр. г. Ревандуза, и др.). Земли урартов входили в состав гос-ва Митанни, после падения к-рого (13 в. до н. э.) началось наступление ассирийцев на хурритские и урартские племена. В 13-11 вв. до н. э. ассир. цари Салманасар I, Тукультининурта I, Тиглатпаласар I и др. вели войны с рядом крупных союзов урартских племен ("уруатри", "наири"). В источниках называются десятки "царей" (племенных вождей) этих "стран". В кон. 2 - нач. 1-го тыс. до н. э. на терр. У. происходит процесс классообразования, приведший в сер. 9 в. до н. э. к возникновению гос-ва У. со столицей в г. Тушпа (совр. г. Ван в Турции). Ассирия неоднократно сталкивалась с У., занимавшим обширную терр. вокруг оз. Ван (походы Салманасара III против урартских царей Араме и Сардури I). На бронзовых рельефах ворот Салманасара III изображены эпизоды походов против У. (взятие крепостей, увод пленных и захват добычи). Сардури I вел крупные строит. работы в Тушпе, о чем свидетельствуют надписи на ассир. яз. на строит. камнях (при его преемнике Ишпуини надписи делаются уже на урартском яз.). Кон. 9 - 1-я пол. 8 вв. до н.э. - расцвет гос-ва У. В период царствований Менуа, Аргишти I и Сардури II в результате успешных наступат. войн терр. У. значительно расширилась. Захватив районы Сев. Месопотамии и Сев. Сирии и закрыв доступ Ассирии к малоазийским базам снабжения металлами, У. способствовало ослаблению Ассирии. У. подчинило себе обл. Хубушкиа (южнее оз. Ван), Гилзан (на зап. побережье оз. Урмия), Мусасир, значит. часть терр. Манейского царства (в районе оз. Урмия). Царя У. завоевали обширную терр. на С, в Юж. Закавказье (районы Карса и Эрзурума, озер Чалдыр и Севан, Араратскую долину). В завоеванных областях были построены крепости, ставшие резиденциями царских наместников. У юж. склонов Арарата в обл. Эрикуахи царь Менуа основал г. Менуахинили; царь Аргишти I в Араратской долине в "стране Аза" построил крепости Эребуни (холм Арин-Берд на окраине Еревана) и Аргиштихинили (на лев. берегу Аракса, позднее - Армавир). Особенно упорная борьба шла против страны Диаухи ("Таохи" в антич. источниках), центр к-рой находился в районе Эрзурума и верховьев Карасу. К концу правления Аргишти I этот племенной союз был, видимо, разгромлен и У. стало соседом "страны Кулха" (Колхиды), с к-рой вел войны Сардури II. В результате успешных войн в центр. области У. поступали добыча (скот, металлы и др.) и пленные. В летописи Аргишти I упоминаются умерщвление и увод в плен 280 512 чел., в летописи Сардури II - 197 521 чел. Часть пленных использовалась в строительстве, на ирригац. работах и т. п., часть с семьями сажалась на землю в качестве гос. рабов; иногда пленные включались в урартское войско. Часть пленных передавалась воинам, к-рые использовали их в качестве рабов в своих х-вах. Несмотря на довольно широкое использование рабского труда, осн. массой производителей в У., как и в др. странах Др. Востока, являлись свободные и полусвободные общинники. Их эксплуатация была настолько тяжелой, что они, как и рабы, бежали из У. в соседние страны. Гос. власть осуществляла интенсивную хоз. деятельность: создавались храмы, хоз. постройки при царских х-вах (зернохранилища, кладовые для вина и т. п.), водохранилища, каналы, осваивались новые земли под пашню, виноградники и сады. Крупными с.-х. угодьями, скотом и др. богатствами владели храмы. Часть зем. фонда находилась в частном владении знати, в к-рой различались члены царского рода, представители администрации и военачальники. Большую роль играли начальники областей, к-рые выставляли воинские контингенты, составлявшие осн. часть урартского войска. В период ослабления У. (кон. 8 в. до н. э.) начальники областей часто поднимали восстания против центр. власти. В сер. 8 в. ассир. царь Тиглатпаласар III (745-727 до н.э.) нанес ряд сокрушит. ударов урартским войскам Сардури II и вытеснил У. из районов Сев. Месопотамии и Сев. Сирии. Затем развернулась борьба за приурмийский район. Саргон II в 714 до н. э. совершил опустошительный поход против У., где царствовал Руса I. Во дворце Саргона II в Дур-Шаррукине помещены изображения, относящиеся к походу 714 до н. э., в частности разграбление урартского храма в Мусасире. Еще раньше урарты потерпели поражения от появившихся в 20-х гг. 8 в. до н. э. на их сев. границах киммерийцев, вслед за чем последовали восстания начальников областей во главе с туртаном (главнокомандующим) Каккадану. Руса I с трудом подавил восстания. В результате этих неудач У. потеряло ряд своих владений. Вернуло свои области и значительно усилилось Манейское царство, Мусасир подчинился Ассирии. В Юж. Закавказье в 7 в. У. еще сохраняло свои позиции. Руса 11(685-645 до н. э.) даже построил здесь новые крепости, напр. Тейшебаини (холм Кармир-Блур на окраине Еревана); раскопки этой крепости дали богатейший материал и приобрели всемирную известность. Цари У., стремясь укрепить свои позиции в борьбе со знатью, начинают широко привлекать скифо-киммерийские наемные отряды и с их помощью добиваются нек-рых внешнеполитич. успехов (напр., разгром Фригийского царства в 676 до н. э.). Благодаря союзу со скифо-киммерийцами У. стало опасно для Ассирии, но вскоре вследствие усиления еще более опасного противника Ассирии - Мидийского царства, происходит сближение Ассирии и У. В нач. 6 в. до н. э. У. вслед за Ассирией было разгромлено Мидией и вошло в ее состав. Очевидно, падению У. способствовали удары скифов и закавк. племен, восставших против урартов. Потомки урартов - алародии, входили с родственными им хурритами (саспейры и матиены) в 18-ю сатрапию Ахеменидской державы. В изучении языка, истории и культуры У. ведущее место занимают дореволюц. рус. и сов. ученые: М. В. Никольский, И. И. Мещанинов, Б. Б. Пиотровский, И. М. Дьяконов, Г. А. Меликишвили, Г. В. Церетели и др. Из зарубежных ученых известны А. Сейс, К. Ф. Леман-Хаупт, И. Фридрих, А. Гетце. Лит.: Дьяконов И. М., Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту, "ВДИ", 1951, No 2-4; его же, Урартские письма и док-ты, М.-Л., 1963; Меликишвили Г. A., Урартские клинообразные надписи, М., 1960; его же, Древневосточные материалы по истории народов Закавказья, т. 1 - Наири-Урарту, Тб., 1954; Церетели Г. В. (сост.), Урартские памятники Музея Грузии, Тб., 1939; Арутюнян Н. В., Новые урартские надписи Кармир-Блура, Ер., 1966; Пиотровский В. В., Ванское царство (Урарту), М., 1959; Luckenbill D. D., Ancient records of Assyria and Babylonia, t. 1-2, Chi., 1926-27; Thureau-Dangin Fr., Une relation de la huiti?me campagne de Sargon, P., 1912; Lehmann-Haupt С. F., Armenien einst und Jetzt, Bd 1-2, В.-Lpz., 1910-31. Г. А. Меликишвили. Тбилиси. -***-***-***- Государство Урарту в IX - VII вв. до н. э.

Многие, возможно, ещё помнят, что в школьном курсе «Истории СССР» Урарту изучалось как «древнейшее государство на территории СССР». Что ж, так оно и есть, Урарту и по сей день остаётся самым древним известным настоящим государством на территории бывшего Союза. Своим краем оно захватывало часть территории Республики Армения, и было это в VIII веке до н.э. Кстати, в следующем, 2019 году, Ереван сможет с полным основанием отметить своё 2800-летие: урартская крепость Эребуни в черте города была построена не позднее 782 года до н.э.

Государство Урарту

Об Урарту мы знаем в основном из его собственных и из ассирийских клинописных надписей.

Впервые государство Урарту, возникшее на высотах Армянского нагорья (ныне это преимущественно территория Турции), упоминается в начале IX века до н.э. И первые же упоминания говорят об его войнах с Ассирией. Урарту оказало упорное сопротивление ассирийским завоеваниям. Между двумя царствами развернулась ожесточённая борьба, в которой Урарту одно время стало серьёзным соперником Ассирии за гегемонию на Ближнем Востоке.

В 856 году до н.э. ассирийские войска Салманасара III нанесли урартам крупное поражение, прошли насквозь через всю их страну, однако не стали (очевидно, не смогли) присоединять её к своим владениям. Урарты оправились, окрепли и в 832 году до н.э. отбили новое нападение ассирийцев.

При царе Минуа в самом начале VIII века до н.э. в Урарту ведётся интенсивное фортификационное строительство. Урарты покоряют под свою власть небольшие государства Анатолийского нагорья: Хатти, Страну мушков и др., а также на Кавказе. Столица Урарту располагается в городе Тушпа на озере Ван. На всё население распространяется трудовая повинность, строится много оросительных каналов и водопроводов.

Сын Минуа, Аргишти I, продолжил деятельность отца. В частности, при нём была построена крепость Эребуни. Он окончательно покорил Хатти и Страну таохов на Кавказе (часть современных территорий Армении и Грузии). В конце правления Аргишти начал беспокоить саму Ассирию своими нападениями.

При сыне Аргишти I, Сардури II, завоевательная политика Урарту приобрела ещё более широкий размах. Как все древневосточные народы, урарты практиковали депортации покорённых народов на земли своей империи. В царствование Сардури в Урарту были переселены десятки тысяч пленных.

Решающее столкновение между Урарту и Ассирией становилось неизбежным. Около 743 года до н.э. Урарту достигло пика своего могущества. Под его контролем оказалась территория от Средиземного моря до озера Урмия и от верховьев Куры до гор нынешнего Иракского Курдистана. В том же году ассирийская армия Тиглатпаласара III нанесла войскам Урарту и его союзникам тяжёлое поражение на реке Евфрат севернее Каркемиша.

В 735 году до н.э. ассирийцы вторглись в Урарту, дошли до его столицы, но не смогли её взять. Урарту переживало серьёзный кризис и явно клонилось к упадку. При преемнике Сардури II царе Русе I в Урарту с севера вторглись киммерийцы. Хотя урартам удалось отразить нападение и отклонить основной поток киммерийцев от себя, мощь государства ещё больше ослабла. На окраинах проявились сепаратистские тенденции.

В 714 г. до н.э. ассирийский царь Саргон II нанёс урартам чувствительное поражение, взяв их священный город Муцацир. В начале VII века при Русе II Урарту временно окрепло. Но даже падение Ассирии под совместным ударом Вавилона и Мидии не помогло Урарту обрести прежнее могущество. Новая опасность с севера – скифы – сильно подточила все тогдашние царства Малой Азии.

На Ближнем Востоке появился новый фактор, который столетиями будет доминировать в политике региона – иранцы, первоначально в виде Мидийского царства (впоследствии на её месте вырастет Персидская держава). В самом конце VII века до н.э. мидяне подчинили себе Урарту, а в самом начале VI века покончили с ним, присоединив к своим владениям. Урартская государственность навсегда прекратила своё существование, и одновременно с этим из сохранившихся надписей исчезает урартский язык.

Загадка языка и происхождения урартов

Урартский язык удалось дешифровать благодаря билингвам – параллельной записи одних и тех же текстов на ассирийском (уже известном) и на урартском языках. Урарты, как и почти все народы Ближнего Востока в то время, пользовались слоговым клинописным письмом.

По наиболее разработанной версии, урартский язык отдалённо родствен шумерскому, а с ним вместе обнаруживает признаки сходства с языками нахско-дагестанской группы. Самым близким к урартскому является хурритский язык, бытовавший примерно в том же регионе чуть ранее урартского. Он также исчез. Оба языка объединяются лингвистами в вымершую хуррито-урартскую языковую семью.

Весьма вероятно, что, если урарты не были автохтонами Армянского нагорья, то они пришли с севера, с Кавказских гор. Аналогичную версию высказывают также для хурритов и даже для шумеров.

Есть гипотеза о том, что урарты это языковые предки армян, но она не разделяется большинством исследователей.

Загадка исчезновения урартов

Урарты как народ исчезают одновременно с падением их государственности. Из этого можно заключить, что господство урартов на Армянском нагорье не имело прочных народных корней. По-видимому, урарты были пришлым народом-завоевателем, который составил правящую верхушку в покорённых землях.

Подвластное урартам население было многоязычным, но, судя по дальнейшему развитию региона, в нём преобладали армяне. Учитывая, что, по многим данным, армяне были автохтонами этой территории, они и составляли основную массу населения Урарту. В этом населении и растворились немногочисленные урарты после того, как лишились власти.

Таким образом, если между языками армян и урартов нет родственных связей (существуют лишь около 70 слов-заимствований из урартского языка в древнеармянский; однако у урартского и нахско-дагестанских языков более 160 общих корней, что определённее указывает на родство), то часть генофонда урартов, несомненно, внесла свой вклад в формировавшуюся армянскую народность.

Государство Урарту

В 1916 г. русские войска, тесня отступавших турок, вступили в древний армянский город Ван. Вместе с войсками прибыли в Ван русские археологи.

Город Ван расположен посреди Армянского нагорья в долине, на берегу горького Ванского озера; со всех сторон видны вершины гор, кое-где покрытые сединой снегов. Над самым городом возвышается огромная отвесная скала, а по её вершине тянутся стены турецкой крепости, в верхней части сложенные из камней поменьше, а в нижней - из огромных каменных глыб, остатков другой, очень древней крепости - цитадели города Тушпы, столицы Урарту, древнейшего государства, в состав которого входила часть территории нашей родины.

Тогда, в древности, эта крепость была укреплена ещё сильнее. На склонах скалы были высечены ступени, и на них уложена кладка дополнительных стен, являвшихся как бы продолжением отвесных утёсов. Эти стеньг были сзади завалены землёй. Крепость как бы срослась с горой и была совершенно неприступной.

Археологи, прибывшие в Ван с русскими войсками, начали изучение прошлого этого древнего города. На северном откосе Ванской скалы, более низком, были видны две полукруглые ниши, или искусственные пещеры, высотой около двух с половиной метров. Нижняя часть их была засыпана землёй, обвалившейся при разрушении стен. Эта же земля образовала ниже ниш род склона, по которому сравнительно нетрудно было добраться до них. Ниши были пусты, но в одной из них на стене была высечена клинописная надпись.

Эти пещеры назывались местными жителями «Дверью сокровищницы», или «Домами идолов»; рассказывали, что под одной из них есть железная решётка, а за ней подвал, наполненный золотом и драгоценными камнями. Клад стерегут два великана с огненными мечами. По ночам из щели в скале выползает змей, до утра стерегущий клад. Другие рассказывали, что здесь когда-то языческая жрица Семирамида приносила огромные жертвоприношения.

И. А. Орбели приступил к раскопкам ниш. Наиболее интересной явилась западная ниша, которая, когда была раскопана целиком, оказалась почти восьмиметровой высоты.

Почти неделю копали солдаты твёрдую глину, пока, наконец, не показался над поверхностью земли большой камень. Когда под него попытались подкопаться и перевернуть его, выяснилось, что Он глубоко уходил под землю. На четырёх его сторонах видны были строки клинописи. Это был трёхметровый столб, памятник урартского царя Сардура, увековечивавший историю его походов и побед в VIII в. до н. э.

В те времена государство Урарту было на вершине своего могущества; даже ассирийцы называли его самым большим и сильным царством мира.

Учёные долго и упорно работали над фотографиями и копиями надписи Сардура, расшифровывая записи о событиях давнего прошлого. И теперь тот, кто знает урартские письмена, так читает надпись царя Сардура:

«…Бог Халд выступил, своим воинством одолел он паря страны эриайцев, одолел страну абилианийцев, преклонил их перед Сардуром, сыном Аргишти. Бог Халд силен, сильно халдово воинство. С помощью величия бога Халда выступил Сардур, сын Аргишти.

Сардур говорит: я выступил и страну эриайиев, покорил страну эриайцев, в один день победил я её… поселения я разрушил, страну разорил, мужчин и женщин увёл в Ван…

Сардур говорит: на обратном пути я выступил в страну абилианийцев, города разрушил, страну разорил. Пришёл Мурини абилианиец, обнял Сардуровы колени, пал ниц, Я его помиловал, наложил на него дань.

Сардур, сын Аргишти, говорит: для бога Халда я захватил там такой полон: 9 150 человек в один год - одних я убил, других живьём полонил; 500 коней увёл, 8 650 коров, 25 170 овец».

Абилианийцы и эриайцы были жители Закавказья, от долины реки Аракса до склонов снежной горы Арагац.

В царстве урартов, населённом многочисленными племенами, предками нынешних грузин, армян и других народов, были, понятно, не только жестокие воины, но и трудолюбивые хлебопашцы и садоводы, искусные зодчие и металлисты. Когда урартские войска прочно обосновывались в какой-либо местности, там проводились каналы, строились города, насаждались сады. Вот как описывает писец ассирийского царя, заклятого врага Урарту, деятельность Русы, преемника Сардура:

«Ульху, укреплённый город, расположен у подножья горы… люди его, как рыбы на суше, жаждали, не пили и не насыщались. Руса, царь, правитель их, по желанию сердца своего указал выход вод. Он вырыл канал, несущий проточную воду, и заставил его течь водой изобилия, как Евфрат. Он вывел от его русла бессчётные арыки и воистину оросил нивы. На пустынные земли, которые издревле не возделывались, он дождём пролил плоды и виноград. Платанам, высоким деревьям, как лесу над окрестностью, он дал простереть тень и, как бог, дал людям возглашать радостные жатвенные песни. Пустынные земли он превратил в луга, и зеленели они весьма сильно в начале года, трава и пастбище не прекращались ни зимой, ни летом. Он превратил их в загон для коней и стад, сделал всей своей тёмной стране известными верблюдов, и они работали при насыпке плотин. Он построил для своего удовольствия на берегу канала дворец, царственное жилище, перекрыл его кипарисовыми стволами и сделал приятным его аромат. Крепость Сардурихурда он заложил для охраны на горе».

О том же рассказывают урартские надписи, найденные у холма Армавир и у Еревана (в Армянской ССР). Город Ван и сейчас питается водой, подводимой по каналу, называемому «Каналом Семирамиды», построенному урартскими царями. Много таких каналов, прокопанных на пустынной местности или высеченных в скале, до сих пор орошают нынешние колхозные поля в Закавказье.

Большими мастерами были также урартские металлисты и художники. Около полустолетия назад крестьяне нашли около Вана урартский трон или кресло, всё обитое золотым листом. Ножки, подставка ручек и другие его части были сделаны в виде фигур богов и фантастических животных - крылатых быков и львов с человеческими лицами. К сожалению, трон разломали; с него был ободран золотой лист и бронзовые фигуры. Всё это распродано по частям. Несколько таких фигур есть в Государственном Эрмитаже в Ленинграде. Сначала урартские мастера вылепили их из воска, по воску была нанесена и резьба; затем восковую модель заключили в глиняную форму и через дырочку влили горячий металл; воск таял, и металл замешал его в форме, повторяя и внешний вид модели и тонкую резьбу. Затем форму уничтожили и получившуюся бронзовую фигуру обили тонким золотым листом, который облегал её так плотно, что лаже резьба не скрывалась им. Лицо фигуры делалось из белого камня со вставными глазами.

Вещи такой художественной работы в Урарту изготовлялись во множестве. В 714 г. до н. э. ассирийцы ворвались в урартский город Мусасир. Вот как ассирийский писец описывает часть добычи, захваченной во дворце и в храме бога Халда:

«6 золотых щитов, которые были повешены в покое бога справа и слева и блестели сиянием, а из середины их выступали головы оскаленных псов, тянули весом 5 талантов 12 мин огненно-красного золота;

1 золотой засов в виде руки человека; скрепа створки, на которой полажено летящее чудовище; 1 золотой колышек, закрывающий засов, закрепляющий затвор храма, охраняющий скопленное имущество и богатство; 2 золотых ключа в виде богинь в тиарах, держащих меч и гривну, попирающих подошвами ног оскаленных псов, - это четыре части дверного запора, украшение внутреннего святилища, которые тянули весу 2 таланта 12 мин золота и закрывали двери;

1 большая медная цистерна, берущая по 80 мер воды, с большим медным ковшом к ней, которую цари Урарту при жертвоприношении перед богом Халдом наполняли жертвенным вином;

4 медных изображения великих привратников, охраны его дверей, четыре подставки вместе с сиденьями - литая медь;

1 изображение в позе молитвы, царское приношение Сардура, сына царя урартского Ишпуина, подставка его - литая бронза;

1 бык, 1 корова со своим телёнком, которых отлил Сардур, сын Ишпуина, пустив в переплавку медь храма бога Халда;

1 изображение Аргишти, царя Урарту, увенчанного звёздной тиарой божественности, благословляющего правой рукой, с футляром к нему, весом 60 талантов меди;

1 изображение царя Русы с его двумя ездовыми лошадьми и колесничим, с их подставками (литая медь), на котором можно прочесть его похвальбу: „С моими двумя конями и одним колесничим рука моя овладела царством Урарту“».

Крылатый лев с человеческим лицом и торсом (хранится в Эрмитаже).

Бронзовый щит царя Русы.

Далее перечисляются десятки золотых, сотни серебряных, сотни тысяч медных, бронзовых и железных изделий; мечи, копья, кинжалы, чаши, кубки, лохани, жаровни, корзины, очаги, котелки, светильники; мебель из ценных пород дерева, украшенная металлом и слоновой костью, рога диких быков, оправленные в золото, опахала; кроме того, около 2 тонн золота, около 10 тонн серебра, более 100 тонн меди в слитках.

Даже если допустить значительное преувеличение (хотя ассирийский писец входит в такие подробности, с такой точностью приводит всё цифры, что ему невольно веришь), всё же видно, что богатство Урарту было огромно, а мастерство его ремесленников велико.

При раскопках дворца ассирийского царя Саргона в числе многочисленных рельефов было найдено изображение города Мусасира с храмом Халда, главного бога урартского царства. С большим трудом рабочие отделили от стен огромные рельефные плиты и стащили их к реке Тигру, чтобы погрузить на плоты. Рельефы были отправлены в. Париж, но перегружённый плот перевернулся, и открытые после стольких веков памятники ассирийского искусства опять, и теперь уже, пожалуй, навсегда, погибли для человечества.

К счастью, их успели зарисовать на месте. На рисунке мы видим окружённое высокими домами здание на высокой платформе, с высокой покатой крышей, с колоннами перед входом. Перед дверьми - описанные ассирийским писцом статуи привратников и коровы с телёнком - и гигантские котлы или лохани. Между колоннами висят щиты с выступающими из середины мордами зверей.

Урартские зодчие были мастерами своего дела. Старинный армянский историк Моисей Хоренский рассказывает, что город Ван был полон прекрасных, многоэтажных домов и дворцов, облицованных изнутри цветным камнем. Русские археологи нашли там остатки плит красного мрамора с резными изображениями быков, деревьев и причудливым орнаментом.

Но до недавнего времени археологам не везло - не удавалось обнаружить ни одного настоящего урартского здания. В Ване древние строения были либо разрушены до основания, либо остатки их застроены сверху. А значит не найти здесь и клинописных архивов и библиотек, памятников культуры и быта этого древнего народа. Правда, развалины урартских городов есть и в Советском Закавказье, но они скрыты под землёй, и неизвестно, как их найти.

Из книги 100 Великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

автора Ляпустин Борис Сергеевич

Армянское нагорье в I тыс. до н. э. Урарту, Армина Урартские (уруатрийские) племена, родственные хурритам, но обособившиеся от них еще к середине III тыс. до н. э., заселяли бассейн озера Ван и область истоков Верхнего Заба. Около 1300 г. до н. э. бол? ьшая часть урартов составила

автора Коллектив авторов

Первые находки памятников Урарту В «Истории Армении», написанной армянским средневековым историком Моисеем Хоренским, приводится легенда об армянском царе Ара Прекрасном и об ассирийской царице Шамирам. Согласно этой легенде, Шамирам, после смерти своего

Из книги По следам древних культур [с иллюстрациями] автора Коллектив авторов

Расцвет древнего царства Урарту Около двух веков, с начала VIII и до начала VI века до нашей эры, южная часть Закавказья входила в состав царства Урарту. На территории Армянской ССР сохранилось большое количество урартских памятников - клинообразные надписи на скалах,

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Глава XV. Урарту Природные условия Ассирийцы уводят захваченных пленников. Бронзовая обивка Балаватских, ворот времени Салманасара III. Британский музей История страны Урарту имеет большое значение для изучения древнейших культурных народов, населявших территорию

Из книги Древняя Ассирия автора Мочалов Михаил Юрьевич

Усиление Урарту В описываемый период происходит резкое усиление Урарту. По сути, ассирийцы сами взрастили себе эту проблему, столетиями терроризируя разрозненные племена горцев. Те не только познакомились с ассирийской армией, но и в большом количестве оказывались на

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Разгром Урарту Саргоном II Около 720 г. до н. э. на северных рубежах Урарту появились ираноязычные кочевники-киммерийцы, вытесненные из причерноморских степей за Кавказ скифами. В течение следующих десятилетий они наводили страх на Закавказье и Анатолию. Особенно

автора Бадак Александр Николаевич

1. Урарту природные условия К востоку от полуострова Малая Азия расположено Армянское нагорье и отделено от него долиной Верхнего Евфрата. Эта территория занята в основном горными цепями (Армянский Тавр на юге и параллельные ему горные цепи далее к северу) и прорезается

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Возвышение Урарту Набеги Салманасара не подорвали сил Урарту и не коснулись центральных, наиболее плодородных районов к востоку от озера Ван.Уже после 856 г. молодое Урартское государство начинает укрепляться. К 832 г. до н. э. во главе его становится царь Сардури I - первый

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Период наивысшего могущества Урарту При сыне Менуа - Аргишти I (786–764 гг. до н. э.), который около 780 г. до н. э. вступает на престол, Урарту достигает наивысшего могущества.От его правления сохранилась одна из крупнейших древневосточных надписей - огромная «Хорхорская

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Поход Саргона II в Урарту в 714 г. до н. э С серьезным кризисом, в котором оказалось Урартское государство, благополучно справился Руса I. Но с ростом сил Урарту назревала неизбежность нового столкновения с Ассирией.Скорее всего, Руса I понимал это и потому, готовясь к новым

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Урарту при Русе II В 690-х или 680-х годах на престол вступает новый урартский царь, Раса II, при котором вновь начинает укрепляться государство.Этот царь вел большое строительство как в столице, так и в особенности в Закавказье. Ко времени правления Русы II относится сооружение

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Историческое значение Урарту В формировании народностей Закавказья и Армянского нагорья и их государств Урартское государство сыграло главную роль. Известно, что само царство Урарту было объединением, которое в своем составе имело разнородное в этническом отношении

Цивилизация возникла 33 в. назад.
Цивилизация остановилась 25 в. назад.
::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
Эта цивилизация Закавказья произошла от Шумеро-аккадскаой цивилизации..

Тойнби относит её к расцветшим цивилизациям спутникам..

Урарты – правящее племя урартской цивилизации, которая по своему этническому составу была неоднородна..

Население Урарту включало в себя большой массив хурритского населения..

В составе Урарту присутствовали также протоармянские племена, носители протоармянского языка..

Государством этой цивилизации выступало Урартское царство. Арарат. Биайнили. Ванское царство.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Это древняя цивилизация Закавказья.

Урарты являлись племенем носителем письменного урартского языка.

С реди населения Урарту были народа как оседлого так и кочевого типа. В Урарту приходили мигранты с юго-востока, северо-востока и с запада. Население Урарту включало в себя большой массив хурритского населения, возможно и обозначавшийся ассирийцами словом «Наири», оставшийся после распада государства Митанни.

В составе Урарту присутствовали также протоармянские племена, носители протоармянского языка. Протоармянские племена (мушки в ассирийских источниках) мигрировали на Армянское нагорье с запада и осели на территории исторической Армении до образования государства Урарту - в конце II тыс. до н.э. (современой турецкой провинции Малатья на месте исторической Мелитены). В армянской историографии преобладает тенденция говорить об автохтонности армян на Армянском нагорье в области Хайаса.

Государством этой цивилизации выступало Урартское царство. Арарат. Биайнили. Ванское царство. Древнее государство в юго-западной Азии, располагавшееся на территории Армянского нагорья (современные Армения, восточная Турция и северо-западный Иран). Урартское искусство этого времени имеет черты ассирийского.

У рартский язык схож с хурритским. Урарты, вероятно, распространенялись по Армянскому нагорью из района Ревандуз в Западном Азербайджане, где располагался древний город Мусасир. Вероятно, что древний урартский город Мусасир находился на территории первоначального расселения этого племени.

С уществование Урарту как союза племён документально подтверждено с XIII. Процесс разложения первобытных отношений получил интенсивное развитие среди племен, обитавших в районе озера Ван и носивших наименование урартов. Восемь стран под общим наименованием Уруатри упоминаются в этом районе в ассирийских источниках уже в XIII в. до н.э.

Урарту как государство упоминается в источниках с VIII века до н.э.

В первой четверти 1 тысячелетия до н.э. Урарту занимало главенствующее положение среди государств Передней Азии.

Урарту прекратило существование в VI веке до н.э.

Позднее здесь же сформировались цивилизации Колхиды, Иберии, Армении, Кавказской Албании.

Источники.
1 . ассирийские упоминания Урарту в период с XIII по VIII век до н.э. Ассирийские источники являются основой большей части исторических данных об Урарту, а также основой хронологии Урарту. Древнейшее известное упоминание Урарту встречается в надписях ассирийского царя Салманасара I (Шульману-ашареду I, годы правления 1280-1261 гг. до н.э.). Из текстов можно сделать вывод, что «цари Урарту» в этот период находились в длительном военном противостоянии с Ассирией, причём организованные военные кампании ассирийцев регулярно приносили им успехи в войнах с урартами. Более сильные в тот период ассирийские войска, как правило, преследовали грабительские цели, главной целью набегов на Урарту являлся захват ценностей и угон скота.
2
. вавилонские хроники VII века до н.э., относящиеся, главным образом, к закату Урарту;
3
. краткие упоминания в хеттских иероглифических текстах;
4
. урартские надписи, выполненные, главным образом, клинописью, заимствованной у ассирийцев.
5
. Ассирийское название государства Урарту использовалось с IX века до н.э. в ассирийских и вавилонских надписях. Есть предположение, что это название означало «высокая страна». В X веке до н.э. в Ассирии также встречался вариант «Уратри» (U-rat-ri).
6
. Биайни (Биайнили). Местное название с неясной этимологией. Слово Биайни выступало как в качестве самоназвания Урарту, так и в качестве названия внутренней той области этой страны, где впервые произошла консолидация урартийских племён, в районе первой столицы Урарту - города Арзашкун. Слово «Ван» в назвнии города Ван, находящегося на месте бывшей урартской столицы, и в названии одноимённого озера вероятно этимологически восходят к слову Биайнили.
7
. Ванское царство. Используемое в настоящее время многими название Урарту.
8
. Страна Наири. Наири - раннеассирийское название «группы племён», проживающих на территориях Урарту. Это название встречается в XIII-XI веках до н.э., причём озеро Ван в ассирийских текстах сохраняло своё старое название «море страны Наири» (аккадск. tâmtu ša mât Nairi) и в последующий период. Некоторые исследователи считали ассирийское слово «Наири» названием народа хурритов, что согласуется с современными исследованиями о родстве урартского языка с хурритским.
9
. Арарат. Неточная Масоретская огласовка арам. rrt = Урарту, которая используется в библейских текстах и сохранилась в современной топонимике.
10
. Страна Алародиев. Геродот упоминает урартов под именем алародии.
11
. Халдия. Некоторые историки конца XIX - начала XX века отождествляли Урарту с упоминаемым у античных историков страной «халдаев» на основании фонетического сопоставления с именем верховного божества урартов, богом Халди.
12
. Аратта - древняя горная страна, упоминающаяся ещё в 3 тысячелетии до н.э. в шумерских текстах. Отождествление Аратты с Урарту - не общепринятое в научных кругах утверждение, сделанное отдельными исследователями на фонетической основе, а также частично аргументированное английским учёным Дэвидом Ролом. Но большинство учёных считают, что Аратта располагалась в горах центрального или юго-западного Ирана и никак не связана с Наири/Урарту.

В документах времени правления ассирийского царя Ашшурнасирпала II вместо многочисленных мелких владений упоминается страна, носящая имя Урарту.

Другое государственное объединение урартских племен сложилось к юго-западу от оз. Урмия и носило название Муцацир. Здесь располагался общеурартский культовый центр.

С тановление государственности Урарту относят к 9-8 вв. до н.э. Территориально оно находилось на Армянском нагорье в районе озера Ван. Государство называлось Биаинили, ассирийцы называли его Урарту и оно стало преемником межплеменного союза Ураутри. (Тойнби)

И менно Ассирия своими действиями способствовала возникновению государства Урарту на Армянском нагорье. Желание местного населения защититься от грабительских набегов ассирийцев способствовало возникновению союзов племен, а со временем и государственного образования. Природные богатства Армянского нагорья изначально создавали экономические предпосылки для возникновения здесь государства, однако военно-политические предпосылки и, соответственно, возможность создать такое государство появились только в железном веке: эффективно противостоять грозной ассирийской армии для местного населения стало возможно только после того, как технология обработки камня железными орудиями позволила возвести многочисленные оборонительные крепости на Армянском нагорье.

П роцесс сплочения племён и отработка технологии строительства крепостей продолжался в течение столетий. В IX веке до н.э. Ассирии удалось провести последние успешные походы против Урарту: под предводительством Салманасара III (Шульману-ашареду III) в 858-856 годах до н.э. во время правления Арамы, Салманасар III разрушил первые столицы Урарту, города Сугунию и Арзашку, точное местонахождение которых не установлено, и успешно продвинулся вглубь Урарту.

Первым правителем объединенного Урарту стал царь Арам (864-845 гг. до н.э.). Однако против него предприняла походы армия Салманасара III. Ассирийские политики, видимо, уже почувствовали потенциальную угрозу в зарождающемся молодом государстве. Однако эти военные акции не затронули основных областей Урарту и Муцацира, и вопреки надеждам царей Ассирии усиление нового государства продолжалось.

Урартский правитель Сардури I (835-825 гг. до н.э.) уже официально оформил свои амбиции. Он принял пышный титул, заимствованный у ассирийских царей. Это был прямой вызов могуществу Ассирии. Столицей Урартского государства стал город Тушпа в районе оз. Ван, вокруг которого возводятся мощные каменные стены.

П ри Сардури I ассирийские набеги уже не могли достичь столицы Урарту, а лишь тревожили южные окраины страны. Хотя при непосредственном столкновении урартская армия проигрывала ассирийской, построенные урартами крепости уже не давали возможность ассирийской армии проникать далеко вглубь страны. Кроме этого, ассирийцам усложнял задачу суровый зимний климат Армянского нагорья, все наступательные компании они могли проводить только в летнее время и теперь были вынуждены нести с собой тяжелые осадные орудия. В таких условиях мощности ассирийской армии хватало лишь на небольшие успехи. Могущество Ассирии в регионе стало подходить к концу, наступал расцвет новой силы на Ближнем Востоке - объединённого Урарту.

Активной деятельностью отмечено правление урартского царя Ишпуини (825-810 гг. до н.э.). Если надписи Сардури писались по-ассирийски, то теперь официальные тексты составляются на урартском языке, для чего была использована чуть измененная ассирийская клинопись. П ри царе Ишпуини, сыне Сардури I, (годы правления ок. 828-810 до н.э.) происходит дальнейшее усиление центральной власти Тушпы. Расширяются границы Урарту: с юга к Урарту присоединяется территория между озёрами Ван и Урмия, а также территория южнее озера Урмия; на севере, в Закавказье, осуществляются успешные военные походы по захвату плодородной долины реки Аракс. Происходит также «централизация» урартской религии. Божества отдельных племён объединяются в единый пантеон, во главе которого становятся боги центральной части страны: Халди, Тейшеба и Шивини. В этот же период появляются клинописные таблички на урартском языке.

Молодое государство все явственнее утверждало свою самостоятельность. Границы владений правителя Тушпы расширяются до оз. Урмия, и второе урартское образование - Муцацир - становится одним из зависимых владений.

Для идеологического сплочения нового государства была проведена религиозная реформа - особая роль придавалась трем главным божествам: Халди - богу неба; Тейшебы - богу грома и дождя; Шивини - богу Солнца.

Упрочилось влияние древнего религиозного центра урартских племен Муцацира, где располагался главный храм верховного бога урартского пантеона - Халди. Интенсивная строительная деятельность охватывает почти всю территорию государства. О ней сообщают многочисленные надписи Ишпуини, они повествуют и о многочисленных походах.

Подлинным создателем урартского могущества был царь Менуа.

С о вступлением на престол сына Ишпуини - Менуа на территории Урарту проводятся массовые строительные работы. В период правления Менуа (810-786 гг. до н.э.) были сооружены крепости, защищающие подступы к Вану, дворцы и храмы во многих урартских поселениях, а также канал, снабжающий водой город Тушпу, сохранившийся до наших дней. Период правления Менуа пересекается с периодом правления знаменитой ассирийской царицы Семирамиды. Затишье в военных действиях с Ассирией ознаменовалось культурным влиянием Ассирии на Урарту.

Хотя многие постройки вблизи озера Ван при жизни Менуа, включая канал к Тушпе, связывались с его именем, через некоторое время они стали связываться с именем Семирамиды, как построенные в её время. Армянский средневековый историк Моисей Хоренский приводит легенды о личном участии царицы в сооружении построек вблизи Вана во времена Менуа. Во времена правления Менуа также интенсивно велись ирригационные работы по всей стране, и продолжилась экспансия урартов на север в Закавказье и на юго-запад, где границы Урарту достигли среднего течения Евфрата.

Сохранилась часть официальных анналов, год за годом описывающих деятельность этого правителя (подобные анналы в Урарту тоже были одним из нововведений Менуа). Военные походы Менуа шли в двух направлениях - на юг, в сторону Сирии, где его войска захватили левобережье Евфрата, и на север, в сторону Закавказья. При этом особое внимание уделялось организации подчиняемых территорий. Видимо, в ряде случаев сохранялась власть местных царьков, но одновременно назначались и представители центральной власти - начальники областей.

Ко времени Менуа относится, очевидно, и административная реформа - разделение Урартского государства на области, управляемые представителями центрального правительства.

Большим размахом отличалась и строительная деятельность Менуа. В районе столичного города Тушпы был проведен канал длиной около 70 км, причем в отдельных местах вода перебрасывалась по сложенным из камня акведукам, достигавшим в высоту 10-15 м. Помимо этого сооружения, именовавшегося в древности «канал Менуа», каналы проводились и в других районах царства.

В о время царствования сына Менуа Аргишти I в 786-764 гг до н.э., Урарту находилось в зените своего могущества и стало самым могущественным государством Передней Азии. Урартские войска проникают в Северную Сирию, где склоняют на свою сторону местных правителей. На юго-востоке, включив в орбиту своего влияния Маннейское царство, урарты спускаются по горным долинам до бассейна Диалы, практически выходя к границам Вавилонии. В результате Ассирия оказывается как бы охваченной с трех сторон владениями Урарту и его союзников.

Урарту прочно завладело областью вокруг озера Урмия, территориями Закавказья и перекрыло торговые пути из Малой Азии в Ассирию. Вечный соперник Урарту, Ассирия лишилась, таким образом, стратегических в военном отношении поставок лошадей и железа, и находилась в это время в состоянии экономического и политического упадка. Царь Ассирии Салманасар IV, современник Аргишти I, называл урартского царя так: «Аргишти урарт, чьё название страшно, как тяжёлая буря, чьи силы обширны». Аргишти I сменил на престоле его сын Сардури II, который продолжил дело отца, совершив серию военных походов, расширяя дальше границы страны.

М огущества государство Урарту достигло в 774 г. до н.э., когда под руководством царя Аргишти была побеждена армия Ассирии.

Важное значение придавал Аргишти и продвижению в Закавказье. Урартские войска доходят до Колхиды в Западной Грузии, форсируют Аракс и овладевают обширной территорией на его левобережье вплоть до оз. Севан. Во вновь присоединенных областях осуществляется обширная программа хозяйственно-строительной деятельности. Около Армавира в 776 г. до н.э. строится крупный городской центр Аргиштихинили. На месте современного Еревана в 782 г. до н.э. возводится другой город - Еребуни.

В районе Аргиштихинили проводятся четыре канала, закладываются виноградники и фруктовые сады. В городах-крепостях устраиваются гигантские зернохранилища, где сосредоточиваются государственные запасы зерна. Политика создания второго важного экономического центра Урартской державы в Закавказье, в области, отдаленной от основного театра военных действий, полностью себя оправдала в ходе последующих событий.

Дело своего отца продолжал сын Аргишти Сардури II (764-735 гг. до н.э.).

В 744 году до н.э. на престол соседней Ассирии взошёл Тиглатпаласар III, который немедленно начал борьбу за восстановление Ассирией былого господства в Передней Азии. Тиглатпаласар III провёл ряд реформ в ассирийской армии и начал успешные боевые действия на западных границах Урарту, направленные на возврат Ассирии контроля над торговыми путями в Малую Азию. К 735 году до н.э. состоялось решающее сражение между ассирийской армией и урартской армией на западном берегу Евфрата. Ассирийцы разбили урартскую армию и захватили большое число пленных и различные трофеи. Сардури II, командующий урартской армией, бежал с поля битвы в Тушпу. Тиглатпаласар III продолжил военный поход вглубь Урарту:

Но борьба не была окончена. Царь Руса I (735-713 гг. до н.э.) стремился возродить могущество Урарту. Во внешней политике он старался избежать открытого противоборства с Ассирией, поддерживая вместе с тем всюду антиассирийские настроения. Проведение активной политики на юге затрудняло и вторжение кочевников-киммерийцев в северные области Урарту. Но урартские владения в Закавказье систематически расширялись, основывались новые города. Большие работы по созданию мощного хозяйственного комплекса осуществлялись Русой I в районе к северу от города Урмия. Не забывал царь и традиционный центр своего государства - район оз. Ван. Там было построено обширное водохранилище, появились виноградники и поля, возник новый город, названный Русахинили.

В 722 году до н.э. к власти в Ассирии пришёл более решительный и воинственно настроенный Саргон II, младший сын Тиглатпаласара III.

Видя, с какой энергией Руса I укрепляет могущество Урарту, Ассирия поспешила с нанесением нового удара. Поход был тщательно подготовлен.

В 714 г. до н.э. ассирийские войска, возглавляемые Саргоном II, двинулись в области к востоку от оз. Урмия против местных правителей, искусно натравливаемых на Ассирию урартским царем. Но и Руса I счел момент удобным для решающего сражения и попытался со своей армией зайти в тыл к армии Саргона II. Битва закончилась поражением урартов. Решающими для Урарту стал сам факт поражения в бою и потеря Мусасира, религиозного центра Урарту, места коронации урартских царей со времен Ишпуини. С гибелью Мусасира пошатнулось величие верховного урартского бога Халди.

В результате этого похода Урарту потерпело поражение в борьбе за политическую гегемонию в Передней Азии и уступило эту роль Ассирии.

Однако в дальнейшем обе стороны избегали прямых столкновений. В период перимирия Руса I уделил много времени внутреннему строительству, особенно в районе северной части озера Урмия, где его усилиями возник крупный урартский центр - город Улху. Кроме этого, Руса I отстроил новую столицу Урарту - Русахинили на скале в нескольких километрах от Тушпы.

В конце VIII века до н.э. Саргон II погиб в результате дворцового заговора, и вскоре после этого Ассирия погрузилась в кризис, связанный с противостоянием с Вавилонией и Мидией, которое, в конце концов, через 100 лет, в 609 году до н.э. привело к гибели ассирийского государства.

В Урарту тем временем взошёл на престол сын Русы I, Аргишти II (годы правления 714 - ок. 685 гг. до н.э.). Характер отношений между Ассирией и Урарту после похода Саргона II изменился: стороны стали чаще разрешать конфликтные ситуации путём переговоров, и Урарту, опасаясь новых поражений, перестало претендовать на северные владения или зоны влияния Ассирии.

В этих условиях Аргишти II (713-685 гг. до н. э.) направил свои походы на восток, достигая побережья Каспийского моря. Здесь продолжалась традиционная политика урартских царей - побежденные области не разорялись, а подчинялись на условиях выплаты дани. Аргишти II проводил ирригационные работы и в центральных областях Урартской державы - около оз. Ван. Это стабильное положение продолжалось и при Русе II (685-645 гг. до н.э.).

В зошедший на престол впоследствии Руса II сын Аргишти II (годы правления ок. 685 - ок. 639 гг. до н.э.), пользуясь длительным перемирием, посвятил себя капитальному строительству. В годы правления Русы II в Урарту было построено большое число новых городов-крепостей, храмов и других сооружений. Руса II выстроил новую столицу Урарту - Русахинили, расположенную недалеко от Тушпы.

Судя по всему, Русе II удалось заключить союз с киммерийцами, совместно с которыми он совершает успешные походы в Малую Азию. В Закавказье им проводятся большие ирригационные работы и строится город Тейшебаини.

Руса II вёл большое строительство как в столице, так и в Закавказье. Это было время установления культурных контактов со скифами. Имеются сведения об удачных походах армии Урарту вместе с отрядами киммерийцами против Фригии, когда погиб царь Фригийского царства Мидас. С этого времени поднялась Лидия.

Однако угроза урартскому могуществу крылась в новой силе - в скифских кочевых племенах, проникших в Переднюю Азию и создавших в 670-х гг. до н.э. собственное «царство». Скифы нанесли поражение союзникам Урарту - киммерийцам. Видимо, одновременно пострадал и ряд районов Урарту.

О коло 654 г. Руса устанавливает мирные отношения с ассирийским царём Ашшурбанапалом, когда последний готовился к войне с Вавилонией. (Тойнби)

П осле смерти Русы II Урарту довольно быстро, в течение 100 лет было полностью уничтожено и впоследствии забыто даже античными авторами. За эти годы в Урарту сменились несколько правителей: Сардури III (правил в период ок. 639 - ок. 625 гг. до н.э.), Сардури IV (правил в период ок. 625 - ок. 620 гг. до н.э.), Эримена, правивший в период ок. 620 - ок. 605 гг. до н.э. и заставший гибель Ассирии, а также Руса III (правил в период ок. 605 - ок. 595 гг. до н.э.) и Руса IV (правил в период ок. 595 - ок. 585 гг. до н.э.) - последний царь Урарту. В период правления этих царей нового строительства почти не проводилось, и, несмотря на углубляющийся кризис в Ассирии, Урарту уже до конца своего существования не возобновило попыток взять под контроль стратегические торговые пути между Месопотамией и Малой Азией. Строительная деятельность продолжается в Ванском районе и в Закавказье, но масштабы ее сокращаются. В начале VI в. до н.э. Урарту попадает в вассальную зависимость от нового могущественного государства древнего Востока - Мидии, а к 590 г. до н.э. прекращает свое существование как независимое государство.

К 590 гг. до н.э. Урарту потеряло независимость. При Сардури III, сыне Русы II, Урарту уже фактически являлось вассальным по отношению к Ассирии государством. В это время была разрушена крепость Тейшебаини (Кармир-Блур) в Закавказье. Крепость пытались защитить местные жители, поскольку армейский отряд Урарту покинул её к этому времени.

В урартской религии важное место занимали культы божеств гор, вод, различных явлений природы. Особенное место занимал Бог неба Халди и его супруги Уарубани, Бог грома и дождя Тейшеба (хетто-хурритский Тешуб), Бог Солнца Шивини.

Урартское государство уделяло большое внимание развитию экономики, особенно заботясь о проведении оросительных каналов и устройстве водохранилищ. Значительную роль в экономике играли царские хозяйства. При постройке Тейшебаини Руса II одновременно проводил канал и создал обширные сельскохозяйственные угодья. По ориентировочным подсчетам, зернохранилища и винные склады Тейшебаини были рассчитаны на продукцию, получаемую на территории в 4-5 тыс. га. По клинописным надписям, персонал царского хозяйства в Русахинили исчислялся в 5500 человек. В царских хозяйствах велась обработка продукции земледелия, работали ремесленные мастерские. Значительно меньшее значение имели храмовые хозяйства.

Замечательными были достижения урартов в области культуры. История Урарту - это история урбанизации Закавказья. Территория городов обычно достаточно велика - от 200 до 300 га (Аргиштихинили даже 400-500 га). Города, как правило, создавались у подножия высоких холмов, вершины которых занимали цитадели. Планировка некоторых урартских городов имела регулярный характер, например, в Зернакитепе. Видимо, прямоугольная система планирования существовала и в Тейшебаини. Строители городов стремились к тому, чтобы границы городской застройки совпадали с естественными препятствиями (река, отвесные склоны холмов и т. д.). Оборонительные системы городов состояли из одной, чаще двух, а иногда и трех линий стен. Городские стены толщиной 3,5-4 м обычно были снабжены контрфорсами и массивными выступающими квадратными башнями.

Урартские дворцы были двух типов. Основу композиции дворца в Еребуни составляют два двора, вокруг которых находятся помещения различного назначения. Один из дворов окружен колоннадой, и вокруг него сгруппированы все важнейшие помещения дворца. Ядром дворцов второго типа являются колонные залы. Дворцовый комплекс западной цитадели Аргиштихинили делился на две части: парадно-жилую и хозяйственную. Центром парадной части являлся большой колонный зал (два ряда по десять колонн). Очень разнообразна храмовая архитектура Урарту. Храм бога Халди в Еребуни состоит из основного продолговатого зала с колонным портиком перед ним и двух квадратных помещений, одно из которых - башенное. Этот тип близок хуррито-митаннийским сооружениям. Наиболее распространен, однако, другой тип храма: квадратное в плане однокомнатное здание, возведенное на платформе, с угловыми выступами и шатрообразным перекрестием. Еще один тип храма известен только по воспроизведению на рельефе. Это знаменитый ассирийский рельеф, изображающий взятие Муцацира. Храм в Муцацире напоминает античные.

Монументальное искусство Урарту представлено каменными рельефами, круглой скульптурой, а также стенными росписями. Каменная скульптура делится на две четко различимые группы. К одной относятся памятники собственно урартской скульптуры, связанные с традициями искусства древнего Переднего Востока. Правда, находки этой скульптуры очень редки. Сохранилась, в частности, поврежденная статуя из серого базальта, найденная в Ване и изображающая, видимо, одного из первых урартских царей. Гораздо чаще встречается народная скульптура «традиционно-условного стиля», продолжающая традиции скульптуры эпохи бронзы. Монументальные рельефы лучше всего известны по находкам в Адылджевазе, где, видимо, была представлена процессия богов.

Наиболее изучена урартская настенная живопись. Живописные панно располагались в виде часто чередующихся горизонтальных полос- орнаментальных и изобразительных. Урартские росписи входят в общий круг переднеазиатской древней монументальной живописи. Для них характерны большая условность и каноничность, сказывающиеся в применении определенных стереотипов при изображении живых существ и растений, использование определенного, строго ограниченного набора тем (преобладают изображения божеств, царей, ритуальных сцен), очень сильная символичность, связывающая воедино как изобразительные, так и орнаментальные мотивы.

Большого мастерства урарты достигли в прикладном искусстве, особенно в производстве художественных произведений из бронзы. Это достигалось, в частности, благодаря высокому техническому уровню урартской металлообработки.

Произведения урартской торевтики были чрезвычайно популярны. Их находки зафиксированы в Малой Азии (в частности, в Гордионе), на ряде островов Эгейского моря (Родос, Самос), в материковой Греции (Дельфы, Олимпия), даже в Этрурии. Яркими образцами искусства Урарту являются парадные щиты, шлемы, колчаны, служившие приношениями в храмы. Они были украшены рельефными сценами (изображения всадников, боевых колесниц, иногда встречаются и сакральные сцены). При раскопках найдено и большое количество золотых и серебряных украшений высокого художественного уровня.

Урартская культура сыграла исключительную роль в последующих судьбах культуры всего Переднего Востока. Наибольшие ее достижения были восприняты Мидией, затем Ахеменидским Ираном и широко распространились по всему Переднему и Среднему Востоку.

+++++++++++++++++++++++++++


Введение

Глава 1.Образование государства Урарту

1 Страна «Наири»

2 Усиление государства Урарту

3 Урарту-могущественное государство передней Азии

Глава 2.Урарту и соседние государства

1 Политические противостояния между Урарту и Ассирией

2.2 Мидийцы и распад Урарту

Глава 3.Культура, экономика и государства государственное устройство Урарту.»

1 Общественный строй

2 Государственный строй.

3 Экономика Урарту.

4 Строительство в Урарту.

5 Клинопись.

6 Религия в Урарту

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ


Целью нашей курсовой работы является рассмотрение образования и дальнейшего существования государства Урарту. Актуальность моей работы обусловлена моим личным интересом к кому, как же жили предшественники моего народа. Мы рассмотрим несколько этапов существования государства, от образования, страна «Наири» IX век до н.э., до распада государства VI до н.э.

Ослабление и распад Хеттского царства к концу XII века до н.э. ослабило внешнее давление с запада, и процесс государственного образования в западной части Армянского нагорья значительно замедлился. Однако в т же время усилилось давления с юга, со стороны Ассирии. Ассирийские цари часто вторгались в южные области Армянского нагорья для захвата рабов и материальных ценностей. Завоевательная политика Ассирии объективно способствовала ускорению процесса консолидации сил и образования государства. Больше всего от вторжений Ассирийских царей страдали «царства» Наири, Шубрия, Уруатри, расположенные в южной части Армянского нагорья. Естественно, здесь и сложились наиболее благоприятные условия для консолидации сил и образования единого Армянского государства.

Процесс слияния возглавило царство Биайна, которому удалось объединить другие царства Армянского нагорья в борьбе против общего врага. Как сообщают ассирийские источники, уже к концу 860 года до н.э. возникло объединенное государство, территория которого охватывала южное и западное побережье озера Ван.

В своей работе я акцентирую внимание на царей, правивших в стране, от Арама I до Русы II, на их государственную деятельность. Невозможно рассказать про Урарту, не затронув Древнюю Ассирию, на протяжении всего своего существования Урарту сражалось с войсками ассирийцев за территорию, конечно, были и другие недруги, но ассирийцы испокон веков являются основными противниками Урартского государства.

Так же в своей работе мы расскажем про письменность, религию, строительство и экономику государства Урарту.

Так же в своей работе мы приведем пару примеров, которые доказывают, что Урарту именно армянское государство.

Глава 1. «Образование государства Урарту»


1 «Страна Наири»


Название «Урарту» получило распространение в трудах ученых XIX века, когда были широкомасштабные раскопки на территории древней Ассирии, расшифрованы и прочитаны Ассирийские клинописные тексты. Только к началу XX века были собраны, изучены и переведены клинописные надписи оставленные царями Урарту, и впервые прочитано название «Биайна». В своих надписях урартские цари назвали свое государство «Биайна», тогда как Ассирийские источники называли страну «Урарту». В Библии Урарту упоминается как «страна Арарат».

Урарту в первый раз упоминается в клинописях царя Салмоназаром I (годы правления 1280 <#"justify">По источника ассирийских клинописей и учениям Мовсеса Хоренаци, первым царем Урарту был Арам I, который правил в начале IX века до н.э. Урарту располагалось вокруг озера Ван (Наири). Во время правления Арама I ассирийский царь Салмоназар III предпринял несколько попыток завоевать территорию Урарту (859, 857 и 845 гг. до н.э), но они были безуспешны. В своих клинописях Салмоназар III хвастался, что разорил почти все на территории Урарту, но ни в одной из источников не упоминается, что он захватил столицу Урарту - Ван (Тушпа), и это свидетельствует о том, что ассирийцы всегда получали достойный отпор от армии Арама.

Образ Арама можно охарактеризовать основываясь на учениях Мовсеса Хоренаци, в своем труде « История Армении» он пишет: « Арам совершил много подвигов в победных боях. Он так же расширял границы Урарту со всех сторон». Так же Хоренаци основываясь на учениях Мара Абаса пишет:

« Царь Арам I был очень трудолюбивым. Он был патриотом своей родины. Он считал, что лучше умереть за свою родину, чем видеть как «чужаки» захватывают его землю».


1.2 « Усиление государства Урарту»


Расцвет государства Урарту был во время правления Сардури I (845-825 гг. до н.э.) и его сына Ишпуина.

Рядом с озером Ван сохранились три клинописи Сардури I. Именно в годы правления Сардури I в Урарту появляются первые клинописи. Они были на аккадском языке. На одной из них было написано: «Это написано Сардури I, Великим царем, Царем страны Наири, тем Царем, равным которому нету, который не боится войн, Царем, который собирает дань со всех царей ».

Царь Ишпуин (так же в ассирийских клинописях упоминается как Ушпина) (825-810 гг. до н.э) в годы его правления в Ассирии были внутренние войны, это способствовало тому, что в Урарту царствовал мир, поэтому он прославился тем, что занимался строительством. Главным наследием Ишпуина стал город Мусасир - религиозный центр Урарту, который находился южнее озера Урмия.

Ишпуина передал свой трон своему молодому сыну Менуа, но он остался главным советником царя.

Отец и сын в городе Ван, на скале, которая называлась « Ворота Мгера», оставили клинопись, в котором перечисли всех богов, которым поклонялись жители Урарту. Эта клинопись является основным источником об урартских богах.

1.3 « Урарту - могущественное государство передней Азии»

урарту ассирия государство армянский

После смерти Ишпуина, Урарту правил Менуа еще 24 года (810-786 гг. до н.э). В годы правления Менуа было написано более ста клинописей, в которых рассказывается как он расширял границы своего государства, и как развивалось строительство в Урарту.

Царь Менуа предпринял ряд походов, расширяющих границу Урарту. В результате этих походов он захватил страны Ману, Пушта и Парсуа. Так же в ходе своих походов он расширил границы на западе до верхнего течения реки Евфрат. Так же он первым дошел до реки Аракс, тем самым открыв для урартского народа Араратскую долину. На склоне горы Арарат он построил город Менухинили.

За долгие годы своего правления Менуа сохранял хорошие отношения с Ассирией. В клинописях упоминается всего два сражения, которые были вдали от столицы Урарту

Отсутствие противостояний с Ассирией позволило Менуа сосредоточиться на строительстве внутри страны. Самое известное строение Менуа - это канал длиной 80 километров, 4.5 метра в ширину и в 1.5 метра глубиной. По бокам канала было расставлено четырнадцать клинописей. Канал обеспечивал водой город Ван (Тушпа). Народ Урарту назвали канал рекой Семирамиды (Шамирама). Мовсес Хоренаци рассказывает, что в строительстве канала участвовала сама царица Семирамида.

После смерти Менуа оставил наследника Аргишты I (786-760 гг. до н.э.). Аргишты I в годы своего правления успешно отражал атаки ассирицев. Аргишты I предпринял ряд успешных походов на страну Ману, тем самым расширил границы Урарту. Присоединив к своему государству Арартскую долину, он построил там город Аргиштихинили <#"justify">В VII веке до н.э. образовался племенной союз мидийцев. Со столицей Экботана. Во главе со своим правителем Каштарити, мидийцы восстали и обрели независимость от ассирийцев в 673 до н.э. В союзе с Вавилоном мидийцы завоевывают Ассирию в 612 году до н.э. Сражения продолжались до 605 года до н.э. После распада Ассирии, вся их территория была разделена между мидийцами и Вавилоном.

В конце VII века до н.э. Урарту с трудом отбивалось от вторжений скиффиских и киммерийских племен. Территория Урарту постепенно сокращалась, переставали подчиняться центральной власти подвластные цари и племена. Власть Урартских царей распространялась уже только на территории, прилегающей к озеру Ван с востока.

В одном из Вавилонских летописей есть упоминание, что в 610 году мидийцы завоевали Урарту, но в Библии упоминается, что Урарту еще существовала до 90 годов VI века, последним царем Великого государства Урарту был Руса III.


Глава3. «Культура, экономика и государства государственное устройство Урарту


1. «Общественный строй»


Крупнейшим рабовладельцем в Урарту являлся царь. Ему принадлежала верховная собственность на землю. На его землях трудились рабы, большинство которых составляли пленные. В результате удачных войн переселялись на царские земли целые народы. Так, в высеченной на каменной плите надписи царя Сардура читаем, что он за один год захватил и угнал из других стран 12 750 юношей, 46 600 женщин, 12 000 воинов, 2 500 коней, множество другого скота. Царю принадлежали дворцы с несметными богатствами, громадное количество скота, сады, виноградники. На него работали пленные ремесленники. В состав класса рабовладельцев входили также члены царского рода, жрецы, правители областей, военная знать, которые обладали крупными хозяйствами, основывающимися на труде рабов.

Жрецы составляли значительную и влиятельную часть класса рабовладельцев. В стране было построено большое количество храмов, обладавших огромными богатствами. Храмы имели свое хозяйство, где трудились рабы. Жрецы осуществляли идеологическую функцию государства. В результате удачных военных походов часть добычи цари жертвовали храмам.

Основной массой эксплуатируемых были рабы. Их труд широко использовался на строительстве ирригационных сооружений, водопроводов, крепостей, дворцов знати, храмов, дорог, хозяйственных построек царя и других рабовладельцев. Главным источником рабства являлся плен. С этой целью совершались военные походы в соседние страны. Большую часть рабов присваивали царь и рабовладельческая знать. Лишь незначительная часть их перепадала простым воинам. Рабы были совершенно бесправной частью населения. Их жестоко эксплуатировали. Источники свидетельствуют о такой форме протеста рабов, как массовые побеги.

Основную массу свободного населения составляли крестьяне-земледельцы. Они были объединены в сельские общины. Крестьяне-общинники платили налоги, несли разнообразные повинности. Их привлекали к строительству оросительных систем, дорог, к выполнению воинской повинности, поставке лошадей для царского войска.

В городах жили торговцы, ремесленники, которые славились обработкой железа, меди, драгоценных металлов, камня, дерева. Большая часть ремесленников принадлежала, по-видимому, к рабам. В городах проживала и часть земледельцев, которые обрабатывали землю царя и находились на государственном обеспечении, не имея своего хозяйства. В городах-крепостях, являвшихся административными центрами, проживали также чиновники местного аппарата и размещались гарнизоны.


3.2 «Государственный строй»


Рабовладельческое государство Урарту было монархией. Во главе его стоял царь, которому принадлежала верховная, светская и духовная власть. Центром управления являлся царский двор, где основные должности занимали члены царского рода. Для Урарту, подобно другим странам Древнего Востока, было характерно наличие трех ведомств: финансового или ведомство по ограблению собственного народа, военного, или ведомства по ограблению соседних народов, и ведомства общественных работ.

В Урарту осуществлялись обширные ирригационные работы, без которых было невозможно вести хозяйство. Важным звеном государственного аппарата являлись вооруженные силы, нужные для отражения нападения Ассирии, скифов, киммерийцев, для завоевания и ограбления других народов, для удержания в повиновении эксплуатируемых рабов и крестьян-общинников. Войско состояло из постоянных царских отрядов, а в случае военного похода также из отрядов, приводимых правителями областей, и ополченцев. По тем временам войско было хорошо организованным: имелись боевые колесницы, кавалерия, пешие отряды лучников, копейщиков. Как свидетельствуют письменные ассирийские источники, в Урарту существовали области, где специально выращивали и тренировали лошадей для конницы.

Местный государственный аппарат по тем временам был четко организован. Вся территория Урарту делилась на области во главе с областными начальниками, назначаемыми царем. Им принадлежали военные, административные, финансовые, судебные полномочия. Административный центр области находился в городе-крепости. В своей области правители по существу обладали неограниченной властью, что в ряде случаев приводило к выступлениям против царя, особенно когда тот терпел военное поражение. Стремясь ограничить власть областных правителей, царь Руса I разукрупнил области.


3.3 «Экономика Урарту»


В Урарту основной производительной силой было земледелие и скотоводство. Строительство каналов способствовало развитию земледелия, кроме канала Менуа, недалеко от столицы был разложен 25-ти метровый водоканал, который назывался водоканал Руса I. До сих пор сохранился водоканал, недалеко от современного Еревана, который из реки Рздан через тоннель снабжает водой Араратскую долину. Процветало садоводство и виноградарство.

На горных территория основная часть населения занималась скотоводством.

Больших успехов добились ремесленники. Во время раскопок в урартских крепостях и городах, было найдено боевые оружия, украшения, посуда, изготовленные из бронзы, железа, серебра, золота, разных видов камней, глиняные, костяные и из других материалов изготовленные урартскими мастерами. Так же были найдены куски одежды и ковров из шерсти, волокна и кожи животных.


3.4 «Строительство в Урарту»


Урартское царство оставило богатое культурное наследие. Высокого развития достигло градостроительство. Строились города- крепости, становившиеся административными и военно-политическими центрами области, региона, района. Город- крепость имел цитадель, где жил областеначальник. Здесь, в огромных глиняных карасах вместимостью более 1000 литров, хранились большие запасы продуктов для военных и государственных нужд. Вокруг цитадели распространялся сам город, в котором жили простые люди. На территории республики Армения раскопано множество крепостей того периода- Эребуни, Тейшебаини, Аргиштихинили и др.

В строительстве, в основном, применялись камень, глина, реже кирпич. Архитектура дворцов и домов была простая, строения- одноэтажные, крыши делались из дерева, камыша и покрывались глиной. Жилые помещения изнутри украшались фресками и настенной живописью, у входа ставились каменные скульптуры богов, мифических животных. В Строительсве храмов применялись обтесанные камни. На стеле, найденной во дворце Ассирийского царя Саргона II, сохранилось изображение взятия и разграбления святилища бога Халди в Мусасире. По архитектурному строение храм напоминал известный эллинистический храм Гарни.

3.5 «Клинопись»


Многое об истории и культуре Урарту мы узнаем из клинописных надписей Урартских царей. Клинописью так же выполнялись надписи Ассирийских царей. В Урарту быстро освоили Ассирийскую клинопись и приспособили к своему языку.

Язык Урартских надписей неиндоевропейский, а так называемый урартский. Он уже давно расшифрован, все надписи прочитаны. На этом языке, вероятно, говорила правящая элита, население области Биайнили, лежащей к востоку от озера Ван. После образования объединенного государства этот язык стал официальным государственным языком Урартского царства. На нем составлялись строительные надписи, писались письма. Но на огромной территории государства, объединявшего многочисленные государственные образование и племенные союзы Армянского нагорья, разговорным языком был индоевропейский армянский язык. Эти языки параллельно существовали. В них есть множество заимствованных слов, что свидетельствует о длительном соприкосновении и взаимопроникновении этих языков. После падения Урартского царства урартский язык перестал быть официальным государственным языком, его письменность была забыла, носители полностью ассимилированы и поглощены индоевропейским большинством населения Армянского нагорья. Неиндоевропейское население полноценно участвовало в завершении процесса образования армянского народа и языка.


3.6 « Религия Урарту»


В религии государственной религией было язычество. В Урартском пантеоне было более ста богов. Они перечислены в клинописи «Дверь Мгера», которая была написана в годы правления Ишпуина и Менуа. Для каждого бога написано сколько жертв надо принести. Больше всех требовалось для бога Халди, который был покровителем царей. Второе и третье место занимали Бог Войны Тейшебаини и Бог Солнца Шивини. После них следовали их жены и другие божества.

Среди Урартских богов были так же Боги рек, озер и гор.

Видимо, про этом Богов существовали легенды, которые не дошли до нас, но их следы сохранились в древнейших легендах армянского народа.

Заключение


В своей курсовой работе мы рассмотрели особенности развития древнего могущественного государства Урарту, находившегося на Армянском нагорье. Изучив историю Урарту, мы выяснили насколько нелегка была судьба данного государства, с самого начала возникновения государства боролось за территории с могучей Ассирией. Но в итоге пало государство от рук мидийцев.

Кто же может называть себя предками урартцев? Несомненно, рассматриваемое государство было многонациональным, но основной массой населения были армяне.

Это доказывает несколько фактов, которые мы приведем ниже:

)Два брата поднимают восстание против своего отца ассирийского царя, убивают его, а убежище находят в Урарту (ассирийские источники). В Четвертой книге царей Ветхого завета те же события, только там говориться, что они сбежали в государство Арарат.

2)В армянском эпосе «Сасунци Давид» описываются те же самые события и говорится, что браться сбежали в Сасун (юго - запад Армянского нагорья)

)Мовсес Хоренаци описывая эти события пишет … они пришли к нам

)В VI веке до н.э. было создано Аххиминетское царство, которое оставило нам свидетельства на трех языках: аккадском, эламском и староэлмаском и эламском. Персы называют территорию Армения-Армина. В некоторых местах та же самая территория указывается как Уруатри(аккадский), Бианстронская надпись(Дарий I). Урарту и Арарат это одно и тоже слово, ранее из них появилось Арарат.

)Профессор Мещанцев говорит, что главное божество урартов- Халди, это тот же самый армянский бог Айк.

Список используемой литературы


1.Мелик Башхян: «История Армянского народа» 1988 г.

2.Хачикян. А. Э: «История Армении» (Краткий очерк). Издание второе, дополнительное. Ереван 2009 г.

.Чобанян П: «История Армении» 2004 г.

.Саркисян Г: «История Армении» 1993 г.

.Чистяков И.О: «История отечественного государства и права». часть первая 2007 г.

.Новосельцев, А.П: «Древнейшие государства на территории СССР.» 1985 г.

.Бархударян В.Б: «История Армении.» 2000 г.

.Арутюнян Н.В. «Биайнили - Урарту. Военно-политическая история и вопросы топонимики.» Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006 г.

9.Пиотровский Б.Б. «Ванское царство (Урарту)». Москва: Издательство Восточной литературы, 1959.

Меликишвили Г.А. «Урартские клинообразные надписи». Москва: Издательство АН СССР, 1960

Баграт Угубабян. «Сборник бесед. Ереван» 1991 г.

Р. Ишханян. Иллюстрированная История Армении. Книга 1. Ереван 1990 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.