Культура преобразования петра 1 кратко. Культурные преобразования Петра I

Культура преобразования петра 1 кратко. Культурные преобразования Петра I

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Петровские реформы вытекали одна из другой и были взаимосвязаны.

Поскольку в стране происходили активные всесторонние реформы, то они требовали подготовки квалифицированных кадров. Подготовку могли обеспечить новые учебные заведения, поэтому стали открываться светские школы, все образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным.

В 1708 г. Петр I ввел новый гражданский шрифт (вместо кирилловского полуустава). Для печатания научной, светской учебной, политической литературы и др. потребностей были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.

Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли и создание сети библиотек. Начала систематически выходить первая русская газета «Ведомости».

Первая русская газета «Ведомости»

Заглавный лист "Ведомостей"

2 января 1703 г. в Москве вышел первый лист печатных русских «Ведомостей» - это была первая русская газета, напечатанная церковно-славянским шрифтом. Полное ее название «Ведомости, о военных и иных делах, достойных значения и памяти, случившихся в Московском Государстве и в иных окрестных странах». В течение года вышло 39 номеров объемом от 2 до 7 листов, но сроки выпуска газеты были произвольными.

Вот что было написано в первом ее номере (отрывок):

«На Москве вновь ныне пушек медных, гаубиц и мортир вылито 400. Те пушки ядром по 24, по 18 и по 12 фунтов; гаубицы бомбой пудовые и полупудовые; мортиры бомбой девяти, трех и двухпудовые и меньше. И еще много форм готовых, великих и средних к литью пушек, гаубиц и мортир. А меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, более 40,000 пуд лежит.

Повелением его величества московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили.

В математической штурманской школе более 300 человек учится и добре науку приемлют.

Из Персии пишут: индейский царь послал в дарах великому государю нашему слона и иных вещей не мало. Из града Шемахи отпущен он в Астрахань сухим путем.

Из Казани пишут: на реке Соку нашли много нефти и медной руды; из той руды медь выплавили изрядно, отчего чают не малую быть прибыль московскому государству.

Из Сибири пишут: в Китайском государстве иезуитов весьма не стали любить за их лукавство, а иные из них и смертью казнены.

Из Олонца пишут: города Олонца поп Иван Окулов, собрав охотников пеших с тысячу человек, ходил за рубеж в свейскую границу и разбил свейские - ругозенскую и гиппонскую, и сумерскую, и керисурскую заставы. А на тех заставах шведов побил многое число… и соловскую мызу сжег, и около соловской многие другие мызы и деревни, дворов с тысячу, пожег же…».

Другие реформы в области культуры

В 1703 г. появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 г. Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым написанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), две буквы были исключены: «кси» Ѯ , ѯ и «пси» Ѱ , ѱ . В русский язык вошли 4.5 тысячи новых, заимствованных из европейских языков, слов.

Развитие промышленности и торговли повлекло изучение и освоение территории и недр страны – организовываются крупные экспедиции. Одновременно с этим появляются технические новшества и изобретения, особенно в горном деле и металлургии, в военной области. Активно изучаются математика и механика, география и ботаника, физика и химия, астрономия и «рудознатство». Казаки-землепроходцы открывают новые земли в Сибири. Например, по инициативе Петра I в 1725 г. через Сибирь к Тихому океану отправилась первая Камчатская экспедиция во главе с принятым на русскую службу датским капитаном-командором Витусом Берингом и его помощником навигатором А. Чириковым, а также лейтенантом флота М. Шпанбергом.

Витус Беринг

Началось изучение вулканов Камчатки. Первые сведения о «горелых сопках» (вулканах) на Камчатке были сообщены русскими казаками и промышленниками, поселившимися на Камчатке в конце ХVII в. Планомерные исследования природы и вулканов Камчаткиотносятся к первой четверти ХVIII в. Крупные вулканы Шивелуч, Ключевской и Авачинский были нанесены на карту Северо-Востока Азии и Камчатки, составленную в 1725-1730 гг.

Пишется ряд важных работ по истории. Кунсткамера, созданная Петром I, положила начало коллекций. Сбор письменных источников и летописей, грамот положил начало музейного дела в России.

Кунсткамера

Здание Кунсткамеры

Кунсткамера (нем. Kunstkammer - кабинет редкостей, музей), в настоящее время это Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, первый музей России, учреждённый императором Петром I в Петербурге.

Музей обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции анатомических редкостей и аномалий.

Строительство Санкт-Петербурга

Изменяется архитектура городов: появляются дворцы, особняки, здания правительственных учреждений. Особое значение имело строительство новой столицы Петербурга. В строительстве принимали участие иностранные архитекторы, а план города разработал сам царь. Создавалась новая городская среда, новые формы быта и времяпрепровождения (театр, маскарады, ассамблеи).

Н.Добровольский "Здесь будет город заложен!"

Петр был основателем нового стиля в русском искусстве - «петровского барокко». В нем естественно сочетались русские народные традиции с лучшими образцами западноевропейского искусства: голландского, французского и английского. Благодаря Петру, в России расцвела деятельность швейцарского архитектора Доминико Трезини , построившего великолепный в Петербурге, Петропавловский собор и здание 12 коллегий . При Петре I началась деятельность Бартоломео Растрелли .

Петр I стремился эффективнее использовать монументальную архитектуру и скульптуру для оформления столичных и загородных резиденций, садов, кораблей, храмов, вельможных дворцов, триумфальных арок и обелисков. Ассамблеи, маскарады, театральные представления, торжественные шествия войск, морские парады, иллюминации, праздничные фейерверки в честь побед - все это требовало масштабного и яркого художественного оформления. Города, крепости начали строиться согласно «генеральным першпективам».

Летний дворец (Санкт-Петербург)

Новое звучание и популярность приобретает портретная живопись. При нем был основан жанр батальной живописи.

В первую четверть XVIII в. делаются попытки создания русского театра, для этого пишутся первые отечественные драматургические произведения.

Вводятся решительные изменения в быту, которые затрагивают практически все стороны жизни: запрещалась одежда с длинными рукавами, она заменялась новой. Старую русскую одежду заменяли камзолы, галстуки, жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики. Запрещалось ношение бороды, что вызвало большое недовольство в обществе. Вводился даже особый «бородовой налог» и обязательный медный знак о его уплате.

Петр I учредил ассамблеи (подробнее смотрите на нашем сайте: , на которых обязательно должны были присутствовать женщины, что повлекло за собой тщательное исполнение «правил хорошего тона» и «благородного поведения в обществе», а также употребление иностранного языка (преимущественно французского).

В 1702 г. Пётр издал указ, которым запрещалось писать в документах или прошениях уничижительные полуимена (Сенька, Ванька) и устанавливалось указывать имена полностью, а также «на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать». «Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству - сия то почесть свойственна царю, — объяснял он.

Указами 1700, 1702 и 1724 гг. Петр запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Между обручением и венчанием должен был быть период не менее 6 недель, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если же за это время «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет» — «в том быть свободе».

Важным мотивом в проведении реформ в России стало посещение Петром в составе «Великого посольства» европейских стран. Возвратившись, Петр особенно отчетливо понимает необходимость образования: он направляет молодых способных дворян в Европу изучать различные специальности — в основном для морской науки (по некоторым данным, в петровское время учиться за границу были отправлены несколько тысяч россиян). В то же время открывает в России специализированные учебные заведения: Школу математических и навигацких наук, Инженерную школу и др. (Подробнее об этом смотрите на нашем сайте: Указами Петра было введено обязательное обучение для дворян и духовенства, эта мера была встречена более лояльно, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Такое яростное сопротивление образованию (да и другим нововведениям Петра) могут объяснить его жестокость и насильственные меры, по-другому, видимо, в России не получается.

Не удалась и попытка Петра создать всесословную начальную школу: после его смерти создание таких школ прекратилось, большинство цифирных школ преемниками были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства. Однако неоспоримым является тот факт, что в его царствование были заложены основы для развития образования в России.

Чтобы быстрее преодолеть разобщенность России и Европы, Петр I в 1700 г. переводит Россию на новый календарь – 7208 год (от создания мира) становится 1700-м (от Рождества Христова), а празднование Нового года переносится на 1 января (с 1 сентября).

В 1717 г. выходит книга «Юности честное зерцало» – своего рода учебник этикета.

«Юности честное зерцало»

Оригинальная страница из книги "Юности честное зерцало"

«Юности честное зерцало» (полное название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» ).

«Зерцало» состоит из двух отдельных частей. В первой части помещены азбука,таблицы слогов, цифр и чисел, а также нравоучения из Священного Писания. Эта часть похожа на пособие по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр, которые Петр ввел в 1708 г. вместо церковно-славянского обозначения.

Вторая часть - правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Это первый в России учебник этикета. Юному дворянину рекомендуется изучать иностранные языки, учиться верховой езде, танцам и фехтованию. Девушкам рекомендуется учиться смирению, почтению к родителям, трудолюбию и молчаливости.

Практически все аспекты общественной жизни регламентированы: от поведения за столом до государственной службы. Книга помогала формировать новый тип поведения светского человека, который должен избегать дурных компаний, пьянства, мотовства, грубости.

«Юности честное зерцало» было долгие годы руководством правил хорошего тона и поведения в обществе. Книга неоднократно переиздавалась до конца XIX века.

В Петропавловском соборе

Давайте прочитаем ее хотя бы выборочно.

«В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великои чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать…».

«В доме ничего своим имянем не повелевать, но имянем отца или матере… разве что у кого особливыя слуги, которыя самому ему подвержени бывают…».

«Речи родителей перебивать не надлежит, и ниже прекословить и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать пока они выговорят».

«На стол, на скамью или на что иное, не опиратся, и не быть подобным деревенскому мужику, которой на солнце валяется, но стоять должни прямо».

«Неприлично… руками, или ногами, по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти, или по блюду не чертить…».

«Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай, и в нужде их им служи, также и о умерших никакого зла не говори».

«Всегда время пробавляи в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторыя живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакова ожидать можно, кроме дряхлова тела и червоточины, которое с лености тучно бывает».

«Младыи шляхтичь, или дворянин, ежели в езерциции (в обучении) своей совершен, а наипаче в языках, в конной езде, танцовании, в шпажной битве, и может доброй розговор учинить, к тому ж красноглаголив и в книгах научен, оный может с такими досуги, прямым придворным человеком быть».

«Отрок имеет быть трезв и воздержен…».

«Младому человеку не надлежит быть резву, и ниже доведыватся (выведывать) других людей тайн, и что кто делает ведать не надлежит, так же чужих писем, денег или товаров без позволения не трогать и не читать…».

«Младыя отроки должни всегда между собою говорить иностранными языки, дабы тем навыкнуть могли: а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги и служанки дознатся не могли, и чтоб можно их от других не знающих болванов распознать…».

«Младыя люди не должни ни про кого худого переговаривать и ниже все разглашать, что слышат…».

«Никто не имеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить, или на людей косо взглядовать…», «…голову держать прямож, а на людей глядеть весело и приятно с благообразным постоянством…».

«Когда тебя о чем спросят, то надлежит тебе отозватца, и дать ответ, как пристойно, а не маши рукою, и не кивай головою, или иным каким непристойным образом, на подобие немых, которыя признаками говорят, или весма ни какои отповеди не дают».

«Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, не жри как свиния, зубов ножем не чисти, около своей талерки не делай забора из костей, над ествою не чавкай, как свиния, не облизывай перстов, когда яси яйцо, смотри, чтоб притом не вытекло. Яишной скорлупы не разбивай, между тем не замарай скатерти, хлеба приложа к грудям не реж».

«Когда (куда) в которое место приидеш, где ядят или пьют, тогда поклонясь поздравь им к пище их. И ежели поднесут тебе пить, отговаривайся отчасти, по том поклонясь приими…».

«…платья своего и книг береги прилежно а по углам оных не разбрасывай, будь услужен, и об одном деле дважды себе приказывать недаваи: и таким образом получишь милость. Охотно ходи в церкви, и в школы, а не мимо их».

«Никакое неполезное слово, или непотребная речь да не изыдет из устен твоих… неделаи, ни приуготовляи ни каких ссор…».

«Непрезираи старых или увечных людей, буди правдив во всех делах. Ибо нет злея порока в отроке, яко ложь, а от лжи раждается кража, а от кражы приходит веревка на шею».

«Где двое тайно между собою говорят, там не приступай, ибо подслушивание есть безстыдное невежство».

А вот что кажется Петру I наиболее важным: «…почитание родителей, трудолюбие, благочиние, приветливость, милосердие, чистота телесная, стыдливость, воздержание, целомудрие, бережливость, щедрота, правосердие, и молчаливость, и протчая».

«…должни всяких побуждении к злочинству, и всякой злой прелести бегать: яко злых бесед, нечистаго обычая и поступков, скверных слов, легкомысленных и прелестных одежд, блудных писм, блудных песней, скверных басней, сказок, песней, истории, загадок, глупых пословиц и ругателных забав и издевок, ибо сие есть мерзость пред Богом».

«Природа устроила нам токмо один рот, или уста, а уши даны два, тем показуя, что охотнее надлежит слушать, нежели говорить».

«Не порядочная девица со всяким смеется, и разговаривает, бегает по причинным местам и улицам розиня пазухи, садится к другим молодцам, и мущинам, толкает локтями, а смирно не сидит, но поет блудныя песни, веселитца и напивается пьяна, скачет по столам и скамьям, дает себя по всем углам таскать и волочить, яко стерва…».

«…ежели которая девица потеряет стыд, и честь, то что у ней остатца может».

«Между другими добродетелми, которыя честную даму, или девицу украшают и от них требуются, есть смирение, началнеишая и главнейшая добродетель, которая весма много в себе содержит…».

Петровские преобразования в области просвещения и культуры не только способствовали европеизации России, но и подготовили почву для расцвета последующего, «золотого» века русской культуры.

Культурные преобразования Эпоха Петра I (1672–1725) явилась переломной в истории нашей страны. Ушла в прошлое Древняя Русь. Россия вступала в Новое время. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного царя.

Большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в Москве, где он обрел первых друзей и где, по словам современника князя Б. И. Куракина. Этой иррациональной душевной склонностью, по-видимому, объясняется то огромное значение, которое Петр придавал реформам в области быта. Царь самолично резал бороды боярам. Дворян, явившихся на службу с бородой и усами били батогами. Купцам за торговлю русским платьем грозил кнут и каторга. К мероприятиям того же «бытового» порядка следует отнести учреждение распоряжением начальника петербургской полиции 26 ноября 1718 г. ассамблей, явивших собой новую форму досуга для дворянства. В ассамблеях участвовали женщины, что было не характерно для бытового уклада предшествующей эпохи. Распоряжением были предусмотрены время, место и сам характер проведения ассамблей. Быт... Б. И. Куракин

Наука и просвещение… 1. В годы правления Петра I большие перемены произошли в области просвещения, культуры, науки. Они были обусловлены глубокими изменениями в социально-экономической жизни страны, расширившимися связями с европейскими государствами. Развивающейся промышленности, реформируемой армии, новому государственному устройству требовались специалисты различного профиля: моряки, инженеры, архитекторы, картографы, просто грамотные люди. 2. Были открыты школы: навигацкая, которая с 1715 г. стала приготовительным классом для созданной Морской академии в Петербурге, артиллерийская, инженерная, медицинское училище, школа для подготовки переводчиков при Посольском приказе. Много молодых людей отправлялось на учебу за границу. Для детей провинциальных дворян и чиновников были созданы 42 «цифирные» школы, где 2 тысячи недорослей обучались грамоте, арифметике. По государеву указу 1714 г. запрещалось жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы «цифирной» школы. В горных школах учились дети мастеровых, а в гарнизонных - солдатские дети. Из предметов на первом месте были математика, астрономия, инженерное дело, фортификация. Богословие преподавали только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства.

Наука и просвещение… 3. Появились новые учебники, самый знаменитый - «Арифметика» Магницкого (1703), по которой обучались почти весь XVIII в. Вместо церковно-славянского был введен (1708) гражданский шрифт, похожий на современный, и арабские цифры. В 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости», сообщавшая о ходе военных действий, событиях за рубежом, о строительстве заводов. В 1700 г. Петр приказал считать началом года не 1 сентября, а 1 января и одновременно ввел отсчет лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира. 4. При Петре I началось создание первого в России музея - Кунсткамеры, положившей начало сбору исторических и естественнонаучных коллекций. Царь повелел доставлять туда «старинные и необыкновенные вещи»: скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки, заспиртованных монстров, анатомические коллекции. Здесь же имелась богатая библиотека, книжный фонд которой включал 11 тысяч томов. В 1719 г. Кунсткамеру открыли для свободного посещения. Огромное значение для развития науки имело создание Петербургской академии наук, открытой в 1725 г. Ее важнейшей особенностью было то, что она создавалась государством и с самого основания находилась на его содержании в отличие от стран Западной Европы, где академии сами изыскивали средства на свое содержание. Создается ряд работ по истории: «Гистория Свейской войны», соавтором которой был Петр I, «Ядро российской истории» Манкиева.

Наука и просвещение… 5. Петр I мечтал проложить торговый путь из Индии в Европу через российскую территорию. Многочисленными научными экспедициями были составлены карты западного побережья Каспийского моря. Аральского, Азовского морей, бассейна Дона. Русские побывали на Камчатке и Курилах. Появился «Атлас Всероссийской империи» И. К. Кирилова, проводились геологические изыскания. С. У. Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири». Незадолго до смерти Петр подписал инструкцию командору В. И. Берингу, который должен был установить, существует ли пролив между Азией и Америкой.

Архитектура. Искусство. Литература. 1. При Петре Великом в гражданском строительстве начали широко использовать камень. В эти годы в Петербурге были построены здания Адмиралтейства, Гостиного двора, Кунсткамеры и другие сооружения. Застройка города велась по плану, разработанному архитекторами. Улицы пересекались под прямым углом, типовые здания стояли вплотную друг к другу, дворцы знати возводились в 2-3 этажа, фасадом на улицу, каждый из них имел свой облик. 2. Петр I пригласил знаменитого итальянского архитектора Доменико Трезини, который построил Летний дворец царя, здание Двенадцати коллегий и Петропавловский собор. Это было удлиненное прямоугольное здание, так называемый зальный тип, с башней-колокольней и шпилем. Высота шпиля - 112 м, выше колокольни Ивана Великого.

Архитектура. Искусство. Литература. 3. В Петербурге сложился особый архитектурный стиль, который называется русским барокко. Органическое соединение западных и русских художественных традиций в единый стиль сделало Петербург одним из красивейших городов мира. Начиная с 1720-х годов доминирующую роль в градостроительстве начинают играть русские зодчие. И. К. Коробов построил в Москве Гостиный двор, архитектор И. П. Зарудный - церковь «Меншикова башня». Под руководством русского архитектора П. М. Еропкина был составлен генеральный план Петербурга. 4. В начале XVIII в. на смену иконописи приходит светская живопись. Художники-портретисты стремились передать индивидуальность характеров, внутренний мир героев. Таковы портреты Ивана Никитина, которому сам Петр помог стать художником, отправив его учиться в Италию, а затем сделал придворным художником. Кисти художника принадлежит множество портретов современников: канцлера Головкина, купца Г. Строганова, писал он и царя. Художник Андрей Матвеев по указу царя проходил обучение в Голландии. Он создал религиозную композицию в Петропавловском соборе. Самая известная картина художника - «Автопортрет с женой». «Автопортрет с женой» Петропавловский собор

Архитектура. Искусство. Литература. 5. До Петра I в России не было общедоступного театра. Правда, при царе Алексее Михайловиче недолго действовал придворный театр. По распоряжению Петра I в Москве на Красной площади была построена «комедиальная храмина», где немецкие актеры ставили спектакли. В театре при Славяно-греко-латинской академии шли любительские спектакли на библейские или античные темы. Изменился круг чтения, особенно у горожан, в литературе появился новый герой - смелый, образованный путешественник. Таков, к примеру, герой «Гистории о российском матросе Василии Кариотском». 6.Вице-президент Синода Феофан Прокопович в своих произведениях прославлял победы русского оружия, Петра Великого, власть которого объявлял «никаким законам не подлежащей», т. е. безграничной. Были опубликованы письма боярина Федора Салтыкова из Англии Петру I, в которых он излагал мысли о том, что государство должно заботиться о развитии торговли, промышленности, об интересах дворянства, о просвещении народа.

Санкт – Петербург! Уникальным по своему архитектурному облику был Санкт-Петербург, основанный в 1703г. и ставший столицей государства в 1712 году. Петербург был не только любимым детищем царя, но и символом его царствования, выражением эпохи преобразований. От старых городов Петербург отличался строгой планировкой улиц, каменными домами, уличным освещением, обширными парками, площадями и бульварами. Петербург - это принципиально новая архитектура России. В основу ее положен голландский вариант барокко со сдержанным оформлением и со стремлением к максимальной рациональности. Представителем этой тенденции был выдающийся архитектор Д.Терезини. Проспекты, каналы, мосты, парки делают честь искусству, архитектуре, всей петровской эпохе, её мастерам, их талантам и огромному созидательному трудолюбию. Не даром Петербург называют Северной Пальмирой.

Заключение. Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.

В годы правления Петра I большие перемены произошли в области просвещения, культуры, науки. Они были обусловлены глубокими изменениями в социально-экономической жизни страны, расширившимися связями с европейскими государствами. Развивающейся промышленности, реформируемой армии, новому государственному устройству требовались специалисты различного профиля: моряки, инженеры, архитекторы, картографы, просто грамотные люди.

Были открыты школы: Навигацкая, которая с 1715 г. стала приготовительным классом для созданной Морской академии в Петербурге, Артиллерийская, Инженерная, Медицинское училище, школа для подготовки переводчиков при Посольском приказе. Много молодых людей отправлялось на учебу за границу. Для детей провинциальных дворян и чиновников были созданы 42 «цифирные» школы, где 2 тысячи недорослей обучались грамоте, арифметике. По государеву указу 1714 г. запрещалось жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы «цифирной» школы. В горных школах учились дети мастеровых, а в гарнизонных - солдатские дети. Из предметов на первом месте были математика, астрономия, инженерное дело, фортификация. Богословие преподавали только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства.

Появились новые учебники, самый знаменитый - «Арифметика» Магницкого (1703), по которой обучались почти весь XVIII в.

Страница из "Арифметики"

Вместо церковно-славянского был введен (1708) гражданский шрифт, похожий на современный, и арабские цифры.

В 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости», сообщавшая о ходе военных действий, событиях за рубежом, о строительстве заводов. В 1700 г. Петр приказал считать началом года не 1 сентября, а 1 января и одновременно ввел отсчет лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира.

При Петре I началось создание первого в России музея - Кунсткамеры, положившей начало сбору исторических и естественнонаучных коллекций. Царь повелел доставлять туда «старинные и необыкновенные вещи»: скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки, заспиртованных монстров, анатомические коллекции. Здесь же имелась богатая библиотека, книжный фонд которой включал 11 тысяч томов. В 1719 г. Кунсткамеру открыли для свободного посещения.

Огромное значение для развития науки имело создание Петербургской академии наук, открытой в 1725 г. Ее важнейшей особенностью было то, что она создавалась государством и с самого основания находилась на его содержании в отличие от стран Западной Европы, где академии сами изыскивали средства на свое содержание. Создается ряд работ по истории: «Гистория Свейской войны», соавтором которой был Петр I, «Ядро российской истории» Манкиева.



Петр I мечтал проложить торговый путь из Индии в Европу через российскую территорию. Многочисленными научными экспедициями были составлены карты западного побережья Каспийского моря. Аральского, Азовского морей, бассейна Дона. Русские побывали на Камчатке и Курилах. Появился «Атлас Всероссийской империи» И. К. Кирилова, проводились геологические изыскания. С. У. Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири». Незадолго до смерти Петр подписал инструкцию командору В. И. Берингу, который должен был установить, существует ли пролив между Азией и Америкой.

При Петре Великом в гражданском строительстве начали широко использовать камень. В эти годы в Петербурге были построены здания Адмиралтейства,

Гостиного двора, Кунсткамеры и другие сооружения. Застройка города велась по плану, разработанному архитекторами. Улицы пересекались под прямым углом, типовые здания стояли вплотную друг к другу, дворцы знати возводились в 2-3 этажа, фасадом на улицу, каждый из них имел свой облик.

Петр I пригласил знаменитого итальянского архитектора Доменико Трезини, который построил Летний дворец царя, здание Двенадцати коллегий

и Петропавловский собор. Это было удлиненное прямоугольное здание, так называемый зальный тип, с башней-колокольней и шпилем. Высота шпиля - 112 м, выше колокольни Ивана Великого.

В Петербурге сложился особый архитектурный стиль, который называется русским барокко. Органическое соединение западных и русских художественных традиций в единый стиль сделало Петербург одним из красивейших городов мира. Начиная с 1720-х годов доминирующую роль в градостроительстве начинают играть русские зодчие. И. К. Коробов построил в Москве Гостиный двор, архитектор И. П. Зарудный - церковь «Меншикова башня». Под руководством русского архитектора П. М. Еропкина был составлен генеральный план Петербурга.

В начале XVIII в. на смену иконописи приходит светская живопись. Художники-портретисты стремились передать индивидуальность характеров, внутренний мир героев. Таковы портреты Ивана Никитина, которому сам Петр помог стать художником, отправив его учиться в Италию, а затем сделал придворным художником. Кисти художника принадлежит множество портретов современников: канцлера Головкина, купца Г. Строганова, писал он и царя.

Художник Андрей Матвеев по указу царя проходил обучение в Голландии. Он создал религиозную композицию в Петропавловском соборе. Самая известная картина художника - «Автопортрет с женой».

До Петра I в России не было общедоступного театра. Правда, при царе Алексее Михайловиче недолго действовал придворный театр. По распоряжению Петра I в Москве на Красной площади была построена «комедиальная храмина», где немецкие актеры ставили спектакли. В театре при Славяно-греко-латинской академии шли любительские спектакли на библейские или античные темы.

Изменился круг чтения, особенно у горожан, в литературе появился новый герой - смелый, образованный путешественник. Таков, к примеру, герой «Гистории о российском матросе Василии Кариотском».

Вице-президент Синода Феофан Прокопович в своих произведениях прославлял победы русского оружия, Петра Великого, власть которого объявлял «никаким законам не подлежащей», т. е. безграничной. Были опубликованы письма боярина Федора Салтыкова из Англии Петру I, в которых он излагал мысли о том, что государство должно заботиться о развитии торговли, промышленности, об интересах дворянства, о просвещении народа.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.3 Развитие науки. Учреждение академии наук

1.4 Начало музейного дела

1.7 Живопись

1.10 Ассамблеи

Введение

Как зарождалась культура при правлении Петра Великого, можно рассматривать бесконечно долго, выявляя все новые стороны, плюсы и минусы, ведь этот период истории один из тех, что в корне менял жизнь людей. Особенно интересно рассматривать то, как наша культура не просто ломалась сама собой, а менялась под влиянием европейских традиций. Я рассмотрела и проанализировала, как Русь меняла свой облик, сопротивляясь или наоборот принимая новшества, которые потекли из-за границы с наступлением правления Петра I.

1. Обоснование необходимости реформ

В конце ХVII века, когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечивать страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям, не имела поэтому и собственного флота. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла в основном из дворянского ополчения.

Россия ХVII века ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ. Уже до Петра вырисовывалась программа необходимых преобразований, во многом совпадающая с его реформами.

То, что в России грядут великие перемены, ощущалось еще в царствование отца Петра I, Алексея Михайловича. Но это были лишь преобразовательные настроения. По образному выражению В.О. Ключевского, царь Алексей Михайлович принял в преобразовательном движении такую позу: одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом переходном положении.

В период своего царствования Петр I умело подбирал себе помощников. Он окружил себя способными, энергичными соратниками и специалистами, особенно военными. Среди иностранцев выделяются ближайшие друзья царя -- Ф.Лефорт, П.Гордон, Я.Брюс и др. Сплоченная группа сподвижников сформировалась и среди русских.

В первое время правления Петра были случаи антипетровской пропаганды под знаменем идей пришествия антихриста. Типичным является рассуждение одного из церковников, утверждавшего, что пришла кончина света и антихрист наслал, а от такого царя как Петр I надо отступить, не надо его не слушать, не платить податей.

У Петра I не было заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно и одна порождала другую, удовлетворяя требования данного момента. И каждая реформа вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала скрытое и открытое недовольство.

В народных массах России петровские преобразования выразились двояко. С одной стороны тяготы жизни вызывали глухой ропот недовольства, с другой -- в духовной жизни народа отразился положительный образец Петра - преобразователя в песнях о Полтавской победе, в "плачах" о царе. И т.д.

1.1 Новая организация просвещения. Развитие науки

Развитие просвещения и науки при Петре I тесно связано с нуждами развития экономики, создания армии и преобразованием государственного аппарата. Величайшим достижением Петра является то, что он заставил российских дворян учится, хотя и преимущественно насильственными методами.

Уже начальный этап преобразования выявил трудности с подготовкой специалистов и вообще грамотных людей. Петр I вынужден был обращаться к иностранным специалистам. Но это имело серьезные отрицательные последствия. Иностранным специалистам приходилось платить жалование в три-четыре раза больше чем отечественным. Зачастую на русскую службу приезжали не лучшие, недостаточно квалифицированные люди. Некоторые офицеры готовы были служить любому, кто больше заплатит, они были лишены чувства долга, патриотизма и не выдерживали первых же серьезных испытаний.

Практические меры по созданию отечественных учебных заведений ведут свое начало ко времени пребывания Петра в Англии, где он нанял трех преподавателей. Эти преподаватели были предназначены для школы навигационных наук.

Однако до открытия навигационной школы приходилось использовать другой способ обучения -- посылать русских учеников за границу. При этом им вменялось в обязанность не столько усвоение теоретических знаний, сколько приобретение практических навыков в кораблестроении, в управлении кораблем во время боя, кораблевождении. Учащиеся постигали науки не столько за партой, сколько с топором в руках на верфи и т.д.

Особо следует подчеркнуть, что отправка русских людей за границу для обучения производила крутой переворот в сознании современников. В допетровские времена общение с иностранцами не поощрялось. Разрешение на выезд зарубеж получали лишь две категории людей: лица, находившиеся в составе посольств и купцы (гости). Для купцов это была существенная привилегия: среди промышленно-торгового населения страны только гости имели право покидать пределы страны для заключения торговых сделок. Теперь отправка русских заграницу не только не запрещалась, но и поощрялась и даже проводилась в принудительном порядке.

Это новшество многим было совершенно враждебно. Интересно привести в пример первого ученика, обученного в Европе. Это был сподвижник Петра I Петр Васильевич Постников. После обучения в славянско-греческо-латинской академии его отправили в Италию обучаться медицине. В Падуанском университете он получил две ученые степени -- доктор медицины и философии.

Его эрудиция и знание европейских языков пригодились царю во время его первого путешествия за границу, он сопровождал Петра в Амстердаме и Лондоне, консультировал царя по поводу приобретения коллекций и медикаментов. Позже он был использован на дипломатической службе.

В дальнейшем эта практика заграничного обучения вошла в систему. Однако это был не главный, а вспомогательный путь развития просвещения.

В первой четверти ХVIII была создана целая сеть школ начального обучения. Открыты цифирные школы для дворян, приказных, дьяческих и подьяческих детей 10-15 лет. Скоро было уже 42 таких школы главным образом в провинциальных городах.

Наиболее важными в системе петровского просвещения являются технические учебные заведения. В Москве в 1701 г. начались занятия в Навигационной и Артиллерийской школах, а позднее вместо навигационной школы была учреждена в Петербурге Морская академия. В 1712г. в Москве открылась инженерная школа. Медицинский персонал готовился в Медицинском училище при Московском госпитале. Создание системы подготовки кадров позволило освобождаться от иностранцев наемников, и прежде всего в офицерском корпусе. Уже после Прутского похода Петр уволил в отставку свыше 200 генералов и офицеров-иностранцев.

1.2 Первые учебники. Введение гражданского шрифта

Для открывшихся школ выпускалась разнообразная учебная литература -- буквари, пособия по математике, механике и др. Преподаватель навигационной школы Л. Магницкий издал знаменитую "Арифметику". С января 1703 года в Москве стала выходить первая печатная газета "Ведомости о военных и иных делах достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах".

Распространению печатной литературы способствовало введение в 1710 году нового гражданского шрифта, более упрощенного по сравнению с начертанием старых церковно-славянских букв.

1.3 Развитие науки. Учреждение академии наук

Замечательные успехи в петровское время были достигнуты в развитии науки: географии, физике, механике, в поисках новых торговых путей, в картографии, в изучении ископаемых богатств страны. В 1697 году В.Атласов провел экспедицию на Камчатку. В начале ХVIII века была открыта северная группа Курильских островов.

Большие достижения характерны для этого времени в практической механике. Собирались коллекции по минералогии и металлургии, ботанике, биологии и т.п. была организована обсерватория. Для развития и распространения научных знаний в Петербурге была учреждена Академия наук.

1.4 Начало музейного дела

В 1714 году в России был организован первый естественнонаучный музей -- Кунсткамера. Впоследствии он был передан Академии наук вместе с первой в стране публичной библиотекой, располагавшейся в том же здании.

Петр I хорошо знал экспонаты Кунсткамеры. Он либо сам приобретал их за границей, либо по его приказам их доставляли из различных уголков России. Поэтому Петр считался лучшим гидом, он любил показывать экспонаты музея и рассказывать о них как иностранным послам, так и русским вельможам.

1.5 Ломка старых традиций. Развитие искусства

Литература петровского времени очень разнородна. Это обусловлено тем, что иноземная культура массировано внедрялась и в дворянскую культуру и в народную. И этот процесс происходил при условии, что за многие столетия российская культура еще толком не усвоила византийское православное культурное наследие.

В литературе петровской эпохи народное творчество мало соприкасалось с творчеством элиты. Стало меньше гонений на языческие празднества с их бурными гудениями, плясками, хороводами и т.д. Важные вехи российских войн стали запечатлеваться в народе в виде былин, исторических песен, (преимущественно солдатских) в форме сказок, притчей. В них отразилась Полтавская битва, взятие Азова, Нарвы. Народное творчество представляет подвиги русского солдата. В былинах, исторических песнях, сказках отражается в легендарной форме личность Петра I.

Читали крестьяне и традиционную для них литературу -- учительные произведения, "жития", сборники духовных стихов, наговоров, лечебники, календари.

Дворянская литература отражала новые жизненные реалии. В произведениях художественной литературы выводятся новые герои -- энергичные и предприимчивые люди "острого ума" и "достойного разума". Среди них следует отметить такие прозаические художественные произведения как "Повесть о Фроле Скобееве", "Гистория об Александре, российском дворянине", "История о российском матросе Василии Кориотском". Герой последней повести по происхождению мелкий дворянин в совершенстве постиг опасное дело моряка и овладел необходимыми научными познаниями. Он заслужил признание и уважение австрийского императора, "флорентийского короля" и богатого купца. В тоже время герой наделен всеми качествами галантного кавалера.

В этот период заметно увеличилось количество печатных книг нерелигиозного содержания. Это были и научные книги, и словари, и художественная литература, и книги житейского назначения. Так в 1708 году вышли "Приклады, како пишутся комплименты". Это был новейший образец писем различного содержания с употреблением новейшей лексики.

А лексика петровского времени развивалась под огромным влиянием Запада. Правящий класс, особенно его верхушка говорила на удивительном языке, где изобиловали иностранные слова и термины.

Литературное творчество петровского времени подготовило вступление России в эпоху классицизма.

1.6 Развитие театрального искусства

В 1702 голу открылся общедоступный театр в Москве, в здании. Построенном на Красной площади. Играли там немецкие актеры группы И.Купста, О. Фюрста. Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес. Однако такой театр был еще редким явлением. Более распространены были частные театры, которые заводила знать для узкого круга зрителей. В петровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовных семинарий и т.д. В их постановках делались намеки на происходящие политические события, например, на мятежи стрельцов, на измену Мазепы, высмеивались противники просвещения.

1.7 Живопись

Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома.

Особое место в изобразительном искусстве I половине XVIII в. занимала гравюра. Это был наиболее доступный широким массам вид искусства, быстро откликающийся на события времени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей - таков был спектр сюжетов, над которыми работали мастера гравюры. Лицо русской гравюры I четверти XVIII в. определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный характер русской гравюры Иван и Алексей Зубовы, Алексей Ростовцев. Излюбленной темой работ А. Ф. Зубова были виды Петербурга, в которые обязательно включались водные пейзажи с кораблями.

Становление русской скульптуры было связано с именем Карло Бартоломео Растрелли (1675 - 1744) - выходца из Флоренции, приглашенного Петром в Россию в 1716 г. Им была создана целая галерея скульптурных портретов виднейших деятелей эпохи - бюст и конная статуя Петра (установленная около Инженерного замка в Петербурге), бюст А. Д. Меншикова, статуя Анны Иоанновны с арапчонком.

1.8 Зарождение новой архитектуры, изменение старых архитектурных традиций

культура архитектура петр традиция

В ХVII веке архитектура носила преимущественно церковный характер. Петровские преобразования кардинально повлияли на характер архитектурных проектов и застройку городов и барских усадьб.

К наиболее значительным новшествам можно отнести возникновение регулярной городской застройки. Не имеющим аналогов экспериментом было строительство Петербурга - первого города в России, строительство которого велось по заранее продуманному плану. В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы: Ж. -- Б. Леблон, П. М. Еропкин. Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города - прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры.

Во многом внешний вид города был определен творчеством уроженца итальянской Швейцарии, приехавшим в 1703 г. Доменико Трезини (1670 - 1734). Им были построены такие замечательные архитектурные шедевры, как Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий. Появляется новый тип усадебной архитектуры. Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле. Одна из первых построек такого рода - дворец А. Д. Меншикова в Петербурге (арх. Дж. -- М. Фонтана и Г. Шедель).

В церковной архитектуре наступил период, получивший название "московское барокко". Строятся храмы центрической композиции, устремленные в высь, светлые и торжественные. Башеннообразные храмы дошли до нас в основном в подмосковных барских усадьбах.

1.9 Ломка старых устоев в быту

Петровские реформы кардинально изменили дворянский, да и не только дворянский, быт. Царь считал своим долгом навести "добрый порядок" в гражданской жизни государства. В самом начале 18 в. царь был озабочен внешним видом подданных.

Сближение с западом проявилось и в том, что Петр I прилагал массу усилий к тому, чтобы русский человек и внешностью походил на европейца.

26 августа 1698 года, на следующий день после прибытия из-за границы, царь выступил в роли цирюльника. Он велел подать ему ножницы и самолично обрезал бороды у шокированных этой выходкой бояр. Даже законодательно было установлено обложение налогом тех, кто носил бороду. В такой же форме Петр I организовал борьбу с долгополым платьем.

Царю не нравилась эта пышная одежда, стеснявшая движения, и мешавшая работе. На одном из пиров Петр I взял ножницы и принялся укорачивать рукава.

Но у всех одежду руками царя не укоротишь. Поэтому в январе 1700г. в Москве, в ряде людных мест были повешены листы с царским указом: боярам, думным чинам, служивым, приказным и торговым людям носить иноземные короткие кафтаны.

Эти перемены повлияли и на русскую легкую промышленность, стали развиваться мастерские и фабрики, производящие новые виды тканей, кружева, обувь, головные уборы, пряжки, застежки и другие украшения. Петр и здесь не остался равнодушным к происходящему. Производители предметов обихода для нового быта, предметов роскоши пользовались его покровительством и надзором. Иногда царь специальными указами обязывал фабрикантов прежде производить и пускать в продажу предметы для нового быта, а затем, при выполнении этих условий они могли производить и продавать другие промышленные товары.

Продавцам длинного платья и сапог, лицам, беспошлинно носившим бороды, угрожала ссылка на каторгу и конфискация имущества.

Дворянский быт изменялся и в следствие того, что царь заставлял дворян учиться, служить в армии и флоте, в учреждениях гражданского управления. Указы царя регламентировали правила поведения в присутствиях, в судах, в церкви. За нарушение предписаний предусматривался значительный штраф и другие наказания.

Таким образом, в быту граждан упрощались традиции, исчезала скованность. Таков был характер царя.

1.10 Ассамблеи

Одним из ярких проявлений нового дворянского быта являлись ассамблеи. Они были введены в 1718 году, узаконив формы общения царя с нужными и приятными ему людьми. На ассамблеях обязательно было присутствие женщин, что отражало серьезное изменение их положения в обществе. Вскоре ассамблеи получили широкое распространение. На этих вечерах гостей не встречали и не провожали, хозяин мог быть, но мог и отсутствовать. Были игры, танцы, чай, лимонад, шоколад и т.д. каждый мог уйти в любое время. Учреждение ассамблей положило в дворянской среде "правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", употреблению иностранного, преимущественно французского языка.

1.11 Реформы Петра I и народный быт

Петровские реформы в быту касались, прежде всего, дворян. Однако царь не оставил без внимания и все податное сословие. Подданным предписывались типы домов, характер застройки с учетом противопожарной безопасности, техника сооружения печей, размер дымоходов, ширина и ткацкого крестьянского полотна, уборка хлеба косой с граблями вместо серпов и т.д.

В городской быт в петровское время вошли гуляния по торжественным датам, в честь той или иной победы -- взятие Азова, победа под Полтавой, годовщина Ништадского мира и др. В эти дни устраивались торжественные процессии со множеством украшений. В моде были праздничные фейерверки, на площадях выставляли угощение.

И все-таки влияние петровских реформ на народный быт было не таким значительным.

Деятельность Петра создала все условия для более широкого знакомства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси.

Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.

Петр I заложил такие мощные основы развития государства, что даже после того, как его не стало, мнение России еще долгое время было решающим фактором, в принятии международных решений. Да, реформы Петра много стоили русскому народу, но ведь и времени, чтобы делать все бескровно у царя не было, нужно было действовать максимально быстро и решительно, иначе сейчас России, в нынешнем ее виде, могло бы и не быть. Наверное, в истории нет такого человека, который настолько был предан развитию и укреплению своей державы, приложивший титанические усилия, чтобы преобразовать страну, за очень короткий промежуток времени, вытащив ее из пропасти и твердо поставив на ноги, на которых она стоит и по сей день.

Именно Петр I, своими преобразованиями, поднял Россию с колен.

Список использованных источников

1. Большая Советская Энциклопедия, -- М.: 1975г. Тома 18, 19, 20, 21.

2. Всемирная история -- М.: 1958г., т. 5

(В разделе посвященном концу ХVII и началу ХVIII века показана экономика и культура России в этот период)

3. В.В. Мавродин (1998) Рождение новой России.

4. Д.Л. Мордовцев Собрание сочинений., -- М.: 1996г. т.т. 10, 11.

(Книга ярко, в художественной форме описывает проникновение в Россию западной культуры, изменения в быту, влияние этих процессов на духовный, нравственный облик русского дворянства и других слоев общества)

5. Н.И. Павленко. Петр Великий. -- М.: 1998г.

(В большом исследовании "Петр Великий" в научно-публицистической и одновременно в художественной форме всесторонне проанализирована деятельность императора)

6. М.И. Пыляев. Старый Петербург. Репринтное воспроизведение издания А.С, Суворина 1889г. Издана в Москве в 1990 г.

(Книга раскрывает многие аспекты культурной жизни Петербурга петровской эпохи. По этой книге можно представить грандиозность и красоту сооружений петровской эпохи, некоторые стороны быта, одежду дворян, военных, простолюдинов и т.д.)

7. http://www.countries.ru/library/russian/dolgov/history2_7.html

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика реформ Петра Великого в области просвещения, науки, культуры и быта. Издание указа об изменении летоисчисления в России, перенос столицы в Петербург. Повышение грамотности населения, развертывание книгопечатания. Развитие науки и техники.

    реферат , добавлен 02.07.2012

    Кунсткамера как первый в русской истории музей. Основание в 1714 году первой публичной библиотеки в России. Образование и просвещение эпоху Петра I. Указ об ассамблеях. Роль и значение Доменико Трезини в строительстве важнейших зданий Санкт-Петербурга.

    презентация , добавлен 04.11.2012

    Предпосылки преобразований Петра I в области экономики и его социальная политика. Сущность административных и церковных реформ, ломка старых традиций и зарождение новой культуры. Итоги внешнеполитической деятельности Петра I и оценка его переустройств.

    контрольная работа , добавлен 27.07.2011

    Воздействие западной культуры на российскую жизнь во время правления Петра I. Эпоха европейского Просвещения в России. Появление новых культурных ценностей в условиях многонациональной России. Состояние науки, образования, искусства и архитектуры.

    контрольная работа , добавлен 13.10.2014

    Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России, прогресс русской культуры, развитие просвещения, науки, литературы и искусства. Рост национального самосознания народа и новых демократических начал, утверждавшихся в русской жизни.

    доклад , добавлен 29.03.2009

    Развитие капитализма в России, Отечественная война 1812 года, возрастающее национальное самосознание как предпосылки расцвета культуры в первой половине XIX века. Развитие образования, науки, литературы, искусства, архитектуры и градостроительства.

    эссе , добавлен 28.02.2011

    Предпосылки Петровских преобразований, их содержание и значение. Преобразования в области экономики и социальная политика императора. Ломка старых традиций и зарождение новой культуры в религиозно-церковной сфере. Итоги внешнеполитической деятельности.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2015

    Реформы в области просвещения, проведенные в первой четверти XVIII в. в период правления Петра I. История России до Петра Великого, характеристика его личности. Основные отличия Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2014

    Падение крепостного права - начало капиталистического периода в истории России. Распространение просвещения, создание народных школ и изменение методов преподавания. Увеличение выпуска печатной продукции, общедоступность музеев. Деятели науки и культуры.

    презентация , добавлен 05.06.2011

    Организация учебных заведений удельного и духовного ведомств на территории Урала. Развитие традиций местного летописания, уральские поэты и писатели. Создание библиотек, книгоиздание, развитие науки и техники, искусства и живописи, театра, музыки и быта.

Билет8 отмена крепостного права

причинами отмены крепостного права в России были следующие:
-во-первых, крепостничество сдерживало развитие промышленности, медленно шло накопление капитала. Россия могла перейти в разряд второстепенных государств;
-во-вторых, крестьянские хозяйства разорялись, так как помещики увеличивали барщину в Черноземье, а оброчные крестьяне уходили на заводы, подрывалась основа крепостнической экономики, базирующейся на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян;
-в-третьих, кризис крепостничества явился одной из главных причин поражения страны в Крымской войне, которая показала военно-техническую отсталость России. Была подорвана финансовая система; крестьяне разорялись из-за рекрутских наборов, роста повинностей. Началось массовое бегство крестьян от помещиков;
-в-четвертых, рост числа крестьянских волнений (в 1860 г. произошло 126 выступлений крестьян) создавал реальную угрозу превращения разрозненных выступлений в новую “пугачевщину”;
-в-пятых, осознание правящими кругами, что крепостное право - “пороховой погреб” под государством. От либеральных помещиков, ученых, даже родственников царя, в частности младшего брата великого князя Константина, в адрес правительства стали поступать предложения, проекты реформирования земельных отношений. Александр II, выступая в 1856 году перед представителями московского дворянства, говорил: “Если мы не освободим крестьян сверху, то они освободят себя снизу”;
-в-шестых, крепостное право, как форма рабства, осуждалось всеми слоями русского общества.
В 18 веке крепостное право стаоло главным препятствием в развитии производительных сил России, мешало культурному и социальному прогрессу. В первой половине 19 века решение целого комплекса социальных вопросов упиралось в проблему отмены крепостного права. Дворянская монополия на владение крепостными подтачивалась. По указу 1841 года крепостных разрешалось иметь только лицам, владевшим населенными имениями. Развитие капиталистических отношений привело к появлению слоя «капиталистых» крестьян, располагавших средствами для выкупа на волю, который, однако, целиком зависел от помещика. В первой половине 19 века в России начали разрабатываться проекты ограничения и отмены крепостного права. В 1808 году было запрещено продавать крепостных на ярмарках, в 1833 году - разлучать членов одного семейства при продаже. Раскрепощение незначительного числа крестьян было произведено на основе законов о свободных хлебопашцах (1803) и временнообязанных крестьянах (1842). Крепостное право было полностью отменено в ходе крестьянской реформы 19 февраля 1861 года (при Александре II).

Манифест об освобождении крестьян был подписан 19 февраля 1861 года. За
свою крестьянскую реформу Александр II был назван "Царем Освободителем".
В отличие от других стран крестьяне при освобождении получали землю. За
землю, которую они получали от помещиков, платило государство; государству
же стоимость земли должны были выплачивать сами крестьяне в течение 49 лет.
85% крестьян выкупили землю за 20 лет. Участок земли был неравен для каждого, в зависимости от плодородия почвы. Самая лучшая земля оставалась у помещика.

В итоге крестьяне считали себя обманутым и продолжили высказывать свое недовольство.

Культурные преобразования Петра 1

Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова».

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями "устаревшего" образа жизни (наиболее известен запрет на бороды. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы). Петром были созданы новые типографии. В русском языке появилось много англоязычных слов.

Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию.

30 декабря 1701 г. (10 января 1702 года) Пётр издал указ, которым предписывалось писать в челобитных и прочих документах имена полностью вместо уничижительных (Ивашка, Сенька и т.п.), на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать.

Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. С 1702 г. самой невесте (а не только ее родственникам) было предоставлено формальное право расторгнуть обручение и расстроить сговоренный брак, причем ни одна из сторон не имела права «о неустойке челом бить». Законодательные предписания 1696 –1704 гг. о публичных празднествах вводили обязательность участия в торжествах и празднествах всех россиян, в том числе «женского пола».

Постепенно в среде дворянства складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения большинства представителей остальных сословий.

24 Александр 1 как политический деятель

Правление Александра I (1801-1825 гг.)

12 марта 1801 г. в результате дворцового переворота на престол вступил Александр I . В детстве Александр был отнят у родителей и воспитывался своей бабкой - Екатериной Великой. Императрица назначила воспитателем царевича швейцарского дворянина Ф. Лагарпа, который оказал огромное влияние на формирование либеральных воззрений будущего самодержца. Пытаясь приспособиться к противостоянию Екатерины II и своего отца, Александр Павлович вынужден был лавировать между двумя противоборствующими группировками, что повлияло на формирование таких качеств его характера, как хитрость, проницательность, осторожность и двуличность. Тот факт, что Александр I знал о готовящемся заговоре против императора Павла I , но в силу слабости и жажды власти не смог предотвратить убийство отца, способствовал развитию у него мнительности и недоверия к окружающим.

Либеральные реформы 1801-1815 гг.

Став императором, Александр I в полной мере проявил себя как осторожный, гибкий и дальновидный политический деятель, крайне осмотрительный в своей реформаторской деятельности.

Первые шаги нового императора оправдали надежды российского дворянства и свидетельствовали о разрыве с политикой императора Павла и возвращении к преобразовательной деятельности Екатерины Великой. Александром I были возвращены опальные дворяне, были сняты ограничения на торговлю с Англией, отменен запрет на ввоз книг из-за границы. Также император подтвердил привилегии дворянам и городам, указанные в екатерининских Жалованных грамотах.

В то же время Александр I с целью разработки либеральных реформ государственного устройства создал Негласный комитет (май 1801 - ноябрь 1803 г.), в который входили: П. Строганов, А. Чарторыйский, В. Кочубей и Н. Новосильцев. Негласный комитет не являлся официальным государственным учреждением, а был совещательным органом при государе. Основными вопросами, обсуждавшимися на заседаниях Негласного комитета, стали реформы государственного аппарата в сторону ограничения самодержавия, крестьянский вопрос и система образования.

Результатом деятельности Негласного комитета стана реформа высших государственных органов. 8 сентября 1802 г. был издан Манифест, по которому вместо коллегий были учреждены министерства: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции, а также Государственное казначейство на правах министерства.

В решении крестьянского вопроса, обсуждаемого в Негласном комитете, Александр I был крайне осторожен. Император считал крепостничество источником социальной напряженности, но был убежден, что общество не готово к радикальным реформам. 20 февраля 1803 г. был издан указ о «вольных хлебопашцах», который предоставлял помещикам возможность освобождать крестьян с землей за выкуп. Указ носил рекомендательный характер и не пользовался большой популярностью у помещиков: за весь период царствования Александра I в разряд «вольных хлебопашцев» перешло менее 0,5% крепостных.

С осени 1803 г. значение Негласного комитета стало падать, а его место занял Комитет министров. Для продолжения преобразований Александру I нужны были новые люди, преданные лично ему. Новый виток реформ был связан с именем М. Сперанского. Александр Г сделал Сперанского своим основным советником и помощником. К 1809 г. Сперанский по поручению императора подготовил план государственных преобразований под названием «Введение к уложению государственных законов». Согласно этому плану необходимо было осуществить принцип разделения властей (законодательные функции сосредоточивались в руках Государственной Думы, судебные - в руках Сената, исполнительные - у министерств). Все население России по плану М. Сперанского делилось на три сословия: дворянство, «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) и «народ рабочий» (крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга). Все сословия получали гражданские права, а дворяне - права политические.

Император одобрил план Сперанского, но не решился проводить широкомасштабные реформы. Преобразования коснулись исключительно центральной системы государственного управления: в 1810 г. был учрежден Государственный совет -законосовещательный орган при императоре.

В 1810-1811 гг. была закончена реформа системы министерского управления, начатая еще в 1803 г. Согласно «Общему учреждению министерств» (1811) было образовано восемь министерств: иностранных дел, военное, морское, внутренних дел, финансов, полиции, юстиции и народного просвещения, а также Главное управление почт, Государственное казначейство и ряд других ведомств. Вводилось строгое единовластие. Министры, назначаемые царем и подотчетные только ему, образовали Комитет министров, статус которого как совещательного органа при императоре был определен лишь в 1812 г.

В начале 1811 г. Государственный совет отказался утвердить проект новых реформ. Стал очевиден провал всего плана Сперанского. Дворянство отчетливо ощущало угрозу уничтожения крепостного права, Растущая оппозиция консерваторов приобрела настолько угрожающий характер, что Александр I был вынужден прекратить преобразования. М. Сперанский был отстранен, а затем сослан.

Таким образом, реформы начала первого периода царствования Александра I носили весьма ограниченный характер, но они достаточно упрочили его положение как самодержавного монарха, будучи результатом компромисса между либеральным и консервативным дворянством.

Консервативный период правления Александра I

Второй период правления императора традиционно называется в исторической литературе «консервативным», несмотря на то что в это время были осуществлены такие либеральные преобразования, как введение польской конституции, предоставление автономии Бессарабии, облегчение положения крестьян в Прибалтике.

Внешние события 1812-1815 гг. отодвинули внутриполитические проблемы России на второй план. После окончания войны вопрос о конституционных реформах и крепостных отношениях вновь оказался в центре внимания общества и самого императора. Был разработан проект Конституции для польских земель, входивших в состав России. Эта конституция стала своего рода пробным шагом, экспериментом, который должен был предшествовать введению конституции в России.

В ноябре 1815г. польская конституция была утверждена. В ней сохранялась монархия, но предусматривалось создание двухпалатного парламента (сейма). Правительство должно было быть ответственно перед сеймом, также гарантировались свобода печати, равенство всех сословий перед законом, неприкосновенность личности. А на открытии сейма в 1818 г. в речи Александра I фактически прозвучало обещание ввести конституцию и в России. В марте 1818 г. император поручил группе своих советников во главе с Н. Новосильцевым разработать конституцию для России. Конституция была разработана, но так и не была реализована - Александр I не решился идти на прямую конфронтацию с оппозицией.

В апреле 1818 г. Александром I было предоставлено автономное управление Бессарабии. Согласно «Уставу образования Бессарабской области» высшая законодательная и исполнительная власть передавалась Верховному совету, часть которого избиралась от дворянства. Еще в 1804 г. было утверждено «Положение о лифляндских крестьянах», по которому запрещались продажа крепостных без земли, фиксированная повинность, освобождавшая крестьян от рекрутской повинности. В мае 1816 г. император подписал «Положение об эстляндских крестьянах», по которому они получали личную свободу, но вся земля оставалась в собственности помещиков. Крестьяне могли брать землю в аренду, а позже и выкупать ее. В 1817 г. «Положение» было распространено на Курляндию и на Лифляндию (1819).