Какой должна быть наша речь? Что такое правильная речь и как ее добиться

Какой должна быть наша речь? Что такое правильная речь и как ее добиться

Благодаря речи, которая бывает самой разнообразной, человек излагает свои мысли, свое отношение к окружающему миру, вещам, другим людям. Иными словами, в ней отражается его внутренний мир, широта сознания.

Какие бывают формы речи?

В зависимости от ситуации, человеческая приобретает тот или иной характер, в результате чего различают несколько ее разновидностей:

  1. Внешняя . Этот вид речи бывает письменным или же устным, какие, в свою очередь, имеют ряд психологических отличий, особенностей. Когда человек что-либо рассказывает, он воспринимает реакцию своего собеседника. При письме автор порой не знает ничего о своем читателе, таким образом, между ними отсутствует связь, что создает некоторые трудности.
  2. Внутренняя . Она не выступает способом общения. Ее не могут услышать другие. Мысль – вот, что она собой представляет. Самое интересное, что такая речь у человека никогда не бывает развернутой, наполненной сложными предложениями, какие встречаются при внешней. Психологи этот факт объясняют тем, что понятен смысл сказанного и ей не нужны лишние объяснения. Правда, есть категория людей, пользующихся развернутыми фразами. Они имеют некоторые трудности в мыслительных процессах.

Какие бывают жанры речи?

Монолог, диалог и даже полилог. Каждый в своей жизни применял все три речевые жанра. Просто не всегда мы задумываемся, какая бывает речь в плане ее жанра. Что, к примеру, когда кто-то защищает диплом, рассказывает доклад, в этот момент он ведет монолог. В ситуации, когда встретились две подруги и им нужно все на свете обсудить, ведется диалог или разговор двух влюбленных также можно назвать этим жанром. А уж общение с группой коллег в обеденный перерыв можно назвать полилогом. Иными словами, это жанр речи, который формируется в результате общения более 2 человек.

Какой должна быть наша речь?

Какой должна быть наша речь? Почему нужно следить за своей речью и какой речи нам следует избегать?

Говори «полезное для укрепления»

«Ни одно гнилое слово пусть не выходит из ваших уст, а только полезное для укрепления » (Эфесянам 4:29).

Что бы ты почувствовал, если бы ты подарил любимому человеку подарок, а он намеренно использовал бы его неправильно? Предположим, ты подарил ему машину, а позднее узнал, что из-за неосторожной езды он причинил вред другим. Разве это не огорчило бы тебя?

Способность говорить - это дар от Иеговы Бога, от которого исходят «все добрые и совершенные дары» (Иакова 1:17). Благодаря именно этому дару, который отличает людей от животных, мы можем делиться с другими не только своими мыслями, но и чувствами.

Так же как и в случае с машиной, этот дар может быть использован неправильно. Как, должно быть, Иегова Бог огорчается, когда кто-нибудь неосторожно пользуется своей речью, причиняя душевные раны другим!

Чтобы оставаться в Божьей любви, нам нужно пользоваться даром речи так, как это задумал Создатель.

Иегова Бог ясно показывает, какая речь ему приятна. В Библии говорится: «Ни одно гнилое слово пусть не выходит из ваших уст, а только полезное для укрепления,- когда это нужно,- чтобы оно приносило благо слушающим» (Эфесянам 4:29).

Давай обсудим, почему нужно следить за своей речью, какой речи нам следует избегать и как можно говорить «полезное для укрепления».

Почему нужно следить за своей речью

Первая причина, по которой нужно следить за своей речью, заключается в том, что слова обладают силой.

В Притчах 15:4 говорится: «Спокойствие языка - дерево жизни, а извращённый язык - сокрушение духа».

Подобно тому как вода оживляет высыхающее дерево, так спокойная речь может освежить дух тех, кто слушает её.

И наоборот, извращённая речь может сокрушить дух. Поистине, сказанные нами слова обладают силой либо ранить, либо исцелять (Притчи 18:21).

Вот как в другой притче ярко описывается сила, которой обладают слова: «Иной, говоря бездумно, ранит, как мечом» (Притчи 12:18).

Бездумные слова, сказанные в спешке, могут нанести глубокие эмоциональные раны и разрушить взаимоотношения.

Ранил ли кто-нибудь твоё сердце словами, как мечом?

Однако в той же притче говорится: «Язык мудрых исцеляет». Хорошо обдуманные слова человека, обладающего Божьей мудростью, могут исцелить израненное сердце и восстановить взаимоотношения.

Можешь ли ты вспомнить, когда ты на себе испытал целебную силу добрых слов? (Притчи 16:24).

Помня о том, что слова обладают силой, мы, безусловно, хотим пользоваться своей речью, чтобы исцелять, а не ранить других.

Но как бы мы ни старались, мы всё равно не можем полностью контролировать свой язык.

Вторая причина, по которой нам нужно следить за своей речью, заключается в том, что грех и несовершенство побуждают нас неправильно пользоваться своим языком.

Слова исходят из сердца, а «сердце… склонно к злу» (Бытие 8:21; Луки 6:45). Поэтому обуздать свой язык очень трудно (Иакова 3:2-4).

Хотя мы не можем контролировать его полностью, нам по силам постараться делать это как можно лучше. Как пловцу, который плывёт против течения и борется с ним, нам приходится бороться с грешной склонностью неправильно пользоваться своим языком.

Третья причина, по которой нужно следить за своей речью, заключается в том, что Иегова Бог призовёт нас к ответу за наши слова.

То, как мы пользуемся своим языком, влияет не только на наши отношения с людьми, но и на мнение Иеговы Бога о нас.

В Иакова 1:26 говорится: «Если кто-то думает, что поклоняется Богу правильно, но не обуздывает свой язык, он обманывает своё сердце и его поклонение бесполезно».

Если наш язык необуздан,- то есть наша речь оскорбительна и ядовита,- то всё наше христианское служение может оказаться бесполезным в глазах Бога. Какая отрезвляющая мысль! (Иакова 3:8-10).

Ясно, что у нас есть веские основания внимательно следить за тем, чтобы правильно пользоваться даром речи.

Прежде чем рассмотреть, что включает в себя благотворная речь, которая укрепляет, давай поговорим о том, какой речи точно нет места в жизни истинных христиан.

Речь, которая обескураживает

Непристойная речь. Сквернословие, нецензурная брань и другие виды непристойной речи стали сегодня неотъемлемой частью повседневной жизни.

Многие с помощью брани стараются сделать свою речь более эмоциональной и возмещают ограниченный запас слов.

Часто комики и сатирики, чтобы рассмешить людей, говорят пошлости и связанные с сексом непристойности. Однако непристойная речь - это дело нешуточное.

Около 2 000 лет тому назад апостол Павел дал собранию в Колоссах совет отложить «непристойные разговоры» (Колоссянам 3:8).

А собранию в Эфесе Павел сказал, что «неприличные шутки» не должны даже упоминаться среди истинных христиан (Эфесянам 5:3, 4).

Непристойная речь оскорбляет Иегову Бога. Она также оскорбляет и тех, кто его любит. Мы же из любви к Иегове Богу отвергаем всякую непристойную речь.

Среди «дел плоти» Павел упоминает «нечистоту», в которую может включаться и непристойная речь (Галатам 5:19-21). Это серьёзно.

Пагубные сплетни, клевета. Сплетни - это распространение слухов о людях и их делах. Всегда ли плохо, если мы говорим о личных делах других? Нет, если это безобидный разговор, в котором мы делимся хорошими новостями или полезной информацией. Христиане первого века интересовались благополучием друг друга и делились уместной информацией о своих соверующих (Эфесянам 6:21, 22; Колоссянам 4:8, 9).

Однако пагубными сплетнями можно назвать разговоры о других, если в них искажаются факты или рассказывается информация сугубо личного характера. Ещё хуже то, что они могут привести к клевете, которая всегда причиняет вред.

Клевета - это «распространение заведомо ложных, порочащих сведений, слухов».

Например фарисеи, стремясь опорочить Иисуса, прибегли к злостной клевете (Матфея 9:32-34; 12:22-24).

Клевета зачастую приводит к ссорам (Притчи 26:20).

Иегова Бог не оставит безнаказанными тех, кто пользуется своим даром речи, чтобы клеветать на других или вызывать разделения. Он ненавидит сеющих «раздоры между братьями» (Притчи 6:16-19).

Греческое слово диа́болос, переводимое как «клеветник», также применяется к Сатане. Он - «Дьявол», злобно клевещущий на Бога (Откровение 12:9, 10).

Несомненно, мы хотим избегать речи, которая, по сути, сделала бы нас дьяволами.

Поэтому, прежде чем пересказать новость о ком-то, спроси себя: «Правда ли это?

Поступлю ли я по-доброму, если перескажу её? А нужно ли вообще распространять эту информацию?» (1 Фессалоникийцам 4:11).

Оскорбительная речь. Как отмечалось раньше, слова могут причинять боль. Конечно, порой из-за несовершенства мы все говорим то, о чём потом сожалеем.

Однако Библия предостерегает нас от такого рода речи, которой совершенно нет места.

Павел призывал христиан: «Всякая злоба, гнев, ярость, крик и оскорбительная речь пусть удалятся от вас» (Эфесянам 4:31).

В других переводах фраза «оскорбительная речь» передается как «злословие», «злоречие» и «оскорбительные слова».

Оскорбительная речь, в том числе унизительные оскорбления и постоянная грубая критика, может лишить других чувства собственного достоинства и развить в них чувство никчемности.

Нежные и доверчивые сердца детей особенно уязвимы, и оскорбительная речь может пагубно повлиять на них (Колоссянам 3:21).

Библия очень строго запрещает злословить кого-либо, то есть унижать обидными или оскорбительными словами. Человек, из уст которого звучит такая речь, ставит себя в опасное положение, потому что злословящий других может лишится благословений Царства Бога (1 Коринфянам 5:11-13; 6:9, 10).

Слова, полезные для укрепления

Как можно пользоваться даром речи в согласии с намерением Создателя?

Вспомни, что Слово Бога призывает нас говорить «только полезное для укрепления» (Эфесянам 4:29).

Иегова Бог радуется, когда мы говорим слова, которые созидают, ободряют и укрепляют других. Такие слова нужно хорошо обдумать.

В Библии не даётся готового образца; нет в ней и списка того, что можно считать здравой речью (Титу 2:8).

Чтобы говорить «полезное для укрепления», нам нужно помнить о трёх простых, но важных отличительных особенностях созидающей речи: она должна быть благотворной, правдивой и доброй.

Поэтому давай рассмотрим несколько конкретных примеров созидающей речи.

Можно ли назвать мою речь созидающей?

Принцип: «Пусть ваша речь всегда будет любезной» (Колоссянам 4:6).

Вопросы для размышления

▪ Когда в последний раз я хвалил кого-нибудь за что-то конкретное? (1 Коринфянам 11:2; Откровение 2:1-3).

▪ Проявляю ли я уважение к другим, говоря им «пожалуйста» и «спасибо»? (Бытие 13:14; Иоанна 11:41).

▪ Беседуя с другими, говорю ли я только о себе или мне также интересно узнать, что думают и чувствуют другие? (Филиппийцам 2:3, 4; Иакова 1:19).

▪ Пользуюсь ли я тем, что знаю о других, чтобы укреплять их или чтобы обескураживать? (Притчи 15:1, 2).

▪ Как я отношусь к сквернословию и как моё отношение показывает, что́ у меня в сердце? (Луки 6:45; Иакова 3:10, 11).

Искренняя похвала. Иегова Бог и Иисус понимают, что необходимо говорить слова похвалы и одобрения (Матфея 3:17; 25:19-23; Иоанна 1:47).

Как христиане, мы тоже должны искренне хвалить других. Почему?

«Как хорошо слово, сказанное в подходящее время!» - отмечается в Притчах 15:23. Спроси себя: «Что я чувствую, когда меня хвалят от всего сердца? Окрыляет ли меня такая похвала и согревает ли она моё сердце?»

В самом деле, искренняя похвала говорит о том, что тебя замечают, ты небезразличен другим и твои усилия оценены по достоинству.

Такое заверение придаёт тебе уверенности в себе и побуждает ещё усерднее трудиться в будущем. Тебе наверняка нравится, когда хвалят тебя, а не должен ли и ты тогда хвалить других? (Матфея 7:12).

Старайся видеть в других хорошее и хвалить их за это. Искренняя похвала может затронуть сердце таких людей и укрепить их духовно.

В семье мужьям и жёнам важно слышать друг от друга слова тёплой похвалы и благодарности (Притчи 31:10, 28). А дети словно расцветают, когда видят, что их замечают и ценят. Для них похвала и одобрение - то же, что лучи солнца и вода для растения.

Родители, не упускайте возможности хвалить своих детей за их хорошие качества и усилия. Похвала придаст вашим детям мужества и уверенности и побудит их ещё с большим усердием делать то, что правильно.

Утешение. Иегова Бог искренне заботится о «смиренных» и «сокрушенных» (Исаия 57:15).

Его Слово Библия побуждает нас: «Утешайте друг друга… …Утешайте опечаленные души» (1 Фессалоникийцам 5:11, 14).

Мы можем быть уверенны, что Бог замечает и ценит наши усилия утешать тех соверующих, чьи сердца опечалены.

Что можно сказать, чтобы утешить человека, который упал духом или чем-то подавлен?

Не думай, что ты обязан решить его проблему. Как правило, простые слова оказываются именно тем, что нужно. Заверь опечаленного человека в своей поддержке.

Предложи ему помолиться вслух. Ты можешь попросить в молитве, чтобы Иегова Бог помог ему понять, насколько его любят другие, а также сам Бог (Иакова 5:14, 15).

Скажи ему, что он очень нужен и что его ценят. Прочитай воодушевляющий библейский стих, чтобы заверить его в том, что Иегова Бог заботится о нём лично (Псалом 34:18; Матфея 10:29-31).

Если ты не будешь жалеть время на «доброе слово» и будешь говорить с таким человеком от всего сердца, это, безусловно, поможет ему ощутить, что его любят и ценят (Притчи 12:25).

Полезный совет. Из-за того что мы все несовершенны, нам время от времени нужны советы.

Библия побуждает нас: «Слушай совет и принимай наставление, чтобы в будущем ты стал мудрым» (Притчи 19:20).

Родители дают советы своим детям (Эфесянам 6:4).

Любовь побуждает нас давать советы другим так, чтобы они не чувствовали себя подавленными.

Что поможет нам давать такие советы?

Рассмотрим три фактора, благодаря которым совет может принести наибольшую пользу:

1. Настрой и мотивы дающего совет
2. На чём основан совет
3. Как он даётся

От того, кто даёт совет, зависит, принесет ли он пользу. Спроси себя: «Когда мне легко принимать совет?»

Совет легче принять, когда знаешь, что ты не безразличен тому, кто его даёт, что он не выражает своё недовольство и у него нет скрытых мотивов.

Поэтому, разве у тебя самого не должен быть подобный настрой и мотивы, когда даёшь совет другим?

Хороший совет также основан на Слове Бога (2 Тимофею 3:16).

Даже если мы не цитируем Библию, нам всегда следует основывать на ней свой совет.

По этой причине старайся не навязывать своего мнения другим, а также не искажать Писания, чтобы не создавалось впечатления, что чья-то личная точка зрения имеет библейское основание.

К тому же совет принесёт наибольшую пользу, если он будет дан правильным образом.

Совет, сказанный с добротой, легче принять, и такой совет позволяет человеку сохранить своё достоинство (Колоссянам 4:6).

Безусловно, речь - это ценный дар от Бога. Из любви к Иегове Богу мы должны правильно, по назначению пользоваться этим даром.

Давай помнить, что слова, сказанные нами другим, обладают силой укреплять или обескураживать.

Давай же пользоваться этим даром так, как задумал Создатель,- «для укрепления».

Тогда наша речь станет благословением для окружающих нас людей и поможет нам оставаться в Божьей любви.

Жизнь самый дивный дар

Консультация: «Какой должна быть речь педагога»

Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека.

Речь педагога является для детей основным образцом родного языка.

Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так, же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.

От культуры речи педагога, зависит культура речи детей.

При воспитании речи ребёнка:

первой задачей является забота о том, чтобы научить ребёнка полнее овладевать содержанием «сокровищ родного языка», которые он усвоил подражанием, полусознательно и даже бессознательно, механически;

второй задачей является необходимость «исправлять недостатки детской речи и пополнять словарный запас ребёнка»;

третья задача обучить ребёнка грамматически правильной речи.

Речь педагога должна быть:

  • грамматически правильно построенной, связной;
  • с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;
  • должна быть выдержана в определенном темпе, громкости;
  • должна быть интонационно выразительной;
  • доступной для понимания;
  • с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Так к недочетам речи педагога относиться:

Предъявляются следующие требования к связной речи педагога и ее лексико-грамматическому оформлению:

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога;

Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;

Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений, важно использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь педагога громоздкой, трудной для восприятия;

При рассказе необходимо умело использовать синонимы, метафоры, эпитеты, устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты;

Словарный запас должен пополняться и обновляться, нужно избегать диалектизмов, просторечий, слов, вышедших из употребления.

Речь педагога оценивается с трёх сторон :

Безупречная правильность формы: как говорит, возрастная и педагогическая направленность, умеет ли говорить с дошкольниками;

Может ли убеждённо и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики – родителям и коллегам.

В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка, для примера, хочу предложить следующие предложения, для описания природных явлений, отрывок из стихотворения А. С. Пушкина: «Зимний вечер»: «Буря мглою, небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя…», или «За окном сегодня непогода…»

В качестве недостатков словаря педагога можно назвать:

Частое употребеление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т. п.);

Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит, как бы, в общем то, вроде бы);

В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;

Использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст детей;

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делает речь педагога громоздкой, трудной для детей. Рассказывая детям о проведённой экскурсии, о природе и так далее, необходимо выделять и давать им только главное, основное, то есть то, что относится к данной теме, отбрасывая все лишнее.

В целом рассказ педагога должен быть :

Полным;

Красочным;

С точно подобранными словами;

Грамматически правильно оформлен;

Выразителен;

Между отдельными частями должна быть установлена логическая связь;

При рассказывании нужно использовать синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию;

Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, например: точно обозначать оттенки цветов, материал, форму, величину предметов и так далее.

Таким образом, работая с детьми, педагог должен обратить внимание на следующее:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.

2. Иметь лёгкую, чёткую и отчётливую речь, то есть хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм:

4.Стремиться правильно, использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью глосса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции, в соответствии с возрастом детей.

7. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений.


Общение - явление многоплановое. Одна из его составляющих - речь. Классификация речи поэтому достаточно сложна и имеет много разных оснований. Рассмотрим же основные из них.

Какой она бывает

Классификация видов речи может существовать согласно форме, в которой происходит обмен информацией. То есть, речь бывает устной (при помощи звуков) либо письменной (с использованием специальных символов).

Если ориентироваться на число участников коммуникации, то ее можно поделить на монологическую, диалогическую и полилогическую. Стиль речи зависит от того, в какой сфере общения она функционирует, и может быть научным, публицистическим, официально-деловым, художественным или разговорным.

Классификация форм речи по композиционно-структурным признакам, а также по содержательно-смысловым относит любой ее тип либо к описанию, либо к повествованию, либо к рассуждению. Рассмотрим более подробно каждое из данных делений.

Язык и речь. Устная и письменная речь

Под устной речью (форма, противопоставляемая письменной ее разновидности) подразумевается речь произносимая, то есть звучащая. Она относится к первичным формам существования любого языка.

Под письменной понимается та речь, которая изображена на физическом носителе - бумаге, полотне, пергаменте и т. п. с использованием графических знаков письменности, предназначенных специально для этого. Исторически она появилась позже относительно устной.

Форма, в которой главным образом существует русский язык, называется литературной речью. Главный признак ее - сознательное использование средств общения с ориентацией на соблюдение конкретных норм и правил. Приводятся они в справочниках, словарях и учебных пособиях. Обучение нормам ведется в школе, культурных учреждениях и СМИ.

В условиях реальных коммуникаций письменная и устная речь постоянно пересекаются, взаимодействуют и проникают одна в другую. Часть жанров, относящихся к письменной речи, впоследствии озвучивается - это ораторские выступления (в том числе уроки речи) или драматургия. Литературное произведение очень часто содержит в себе подобные образцы в виде монологов и диалогов действующих лиц.

Чем хороша устная речь

Важнейшим преимуществом устной речи перед письменной является возможность моментальной передачи информации. Различие между этими двумя формами заключается еще и в том, что устный диалог чаще всего позволяет участникам видеть друг друга и корректировать содержание и форму произносимого в зависимости от реакции собеседника.

Рассчитанная на восприятие человеческим ухом, устная речь не нуждается в точном буквальном воспроизведении. В случае же такой необходимости приходится использовать определенные технические средства. Произносится при этом все "набело", без предварительных поправок.

Общаясь письменно, автор речи не имеет возможности осуществлять обратную связь со своим адресатом. Поэтому реакция последнего мало на что влияет. Читающий впоследствии имеет возможность возвращаться к отдельным постулатам любое количество раз, а пишущий располагает временем и средствами корректировать и дополнять написанное.

Преимуществом письменного общения является более точное и фиксированное изложение информации, возможность передачи ее в будущие времена. Письменная речь служит основой научной и любой деловой деятельности.

Другие ее особенности...

В качестве материальной формы, воспроизводимой на письме с использованием букв алфавита, в устной речи служат звуковые волны, испускаемые человеческим речевым аппаратом. Благодаря этому ей присуще всё богатство интонационных возможностей. Средства формирования интонации - это интенсивность, темп разговора, звуковой тембр и т. п. Многое в ней зависит от чёткости произношения, расстановки логических ударений, длительности пауз.

Важные характеристики устной речи - спонтанность, многоканальность и необратимость. Зарождение мысли и ее высказывание при этом происходит практически одновременно. В зависимости от речевого опыта оратора и прочих обстоятельств устной речи может быть присуща плавность либо прерывистость, фрагментарность.

...и виды

Ориентируясь на реакцию слушателей, произносящий может выделить наиболее важные моменты, использовать комментарии, уточнения и повторы. Данные особенности больше всего характеризуют неподготовленную устную речь. Классификация речи по этому признаку противопоставляет ей другую - подготовленную, существующую в виде лекций либо докладов.

Для этой формы характерна четкая структура, продуманность. В спонтанно произносимом тексте, характерном для неподготовленной устной речи, много пауз, повторений отдельных слов и звуков, не несущих никакого смысла (типа "э-э-э", "вот", "значит"), намеченные к произнесению конструкции порой срываются. В такой речи больше речевых ошибок, коротких, неполных и не всегда правильных предложений, меньше причастных и деепричастных оборотов.

По функциональным разновидностям виды устной речи также различаются. Она может быть научной, публицистической, художественной, разговорной, а также применяемой в официально-деловой сфере.

О письменной речи

Письменная речь не предназначена конкретному собеседнику и зависит полностью от пишущего. Как уже было отмечено, возникла она на исторически более позднем этапе развития человечества и существует в виде искусственно созданной знаковой системы, разработанной для того, чтобы зафиксировать произносимые звуки. То есть, знаки для обозначения издаваемых звуков служат ее материальными носителями.

В отличие от устной, письменная речь не только служит для непосредственного общения, но и позволяет усвоить и воспринять знания, накопленные на протяжении развития всего человеческого общества. Такая речь является средством коммуникации в случаях невозможности непосредственного диалога, когда собеседников разделяет время либо пространство.

Признаки письменной речи

Обмениваться посланиями в письменной форме начали уже в древние времена. В наши дни роль письменности снижена с развитием современных технологий (например, телефона), но с изобретением Интернета, а также факсимильных сообщений формы такой речи вновь оказались востребованными.

Основным свойством ее можно считать способность долгосрочного хранения передаваемой информации. Основной признак использования - строго регламентированный книжный язык. Главными единицами письменной речи служат предложения, задача которых - выразить логические смысловые связи достаточно сложного уровня.

Именно поэтому в письменной речи всегда присутствуют хорошо продуманные предложения, характеризуется она закрепленным порядком слов. Такой речи не присуща инверсия, то есть применение слов в обратном порядке. В отдельных случаях это и вовсе недопустимо. Ориентируется письменная речь на визуальное восприятие, в связи с чем четко структурирована - страницы имеют нумерацию, текст поделён на параграфы и главы, используются разные виды шрифтов и т. п.

Монолог и диалог. Примеры и суть понятий

Классификация речи по количеству участников была предпринята еще в древние времена. Деление на диалоги и монологи применялось в таких сферах, как логика, риторика, философия. Термин "полилог" возник в конце 20 века и обозначает разговор с участием числа лиц больше двух.

Такой форме, как диалог, свойственно попеременное высказывание обоих собеседников в непосредственной связи с конкретной ситуацией. Сами высказывания при этом называются репликами. По смысловой нагрузке диалог представляет собой обмен мнениями, зависящими от друг от друга.

Диалог целиком и любая из его частей может восприниматься как отдельный текстовый акт. Структура диалога включает в себя части, именуемые зачином, основой и концовкой. В качестве первого из них используются общепринятые формы речевого этикета, приветствие или вводная реплика в виде вопроса или суждения.

Каким бывает диалог

Основная часть может быть от совсем краткой до очень длинной. Любой диалог имеет свойство быть продолженным. В качестве концовки используются реплики согласия, ответа или стандартного речевого этикета ("до свидания" или "всего доброго").

В сфере разговорной речи диалог считается бытовым и ведётся с использованием разговорной лексики. Тут допускается не самый удачный выбор слов, повторы, отступление от литературных норм. Такому диалогу свойственны эмоции и экспрессия, неровность, разнообразие тем, отклонение от основной линии обсуждения.

В литературных источниках также встречается диалог. Примеры - общение героев, роман в письмах или подлинная переписка исторических лиц.

Он может быть, как информативным, так и не очень. В последнем случае - состоит преимущественно из речевых форм и не содержит полезных сведений. Для информативного диалога характерна потребность в общении с целью получения новых данных.

Поговорим о монологах

Что такое монолог? Примеры его встречаются не реже. Этим термином обозначают высказывание кого-либо в развернутой форме, предназначенное для себя или других и имеющее некую организованность в смысле композиции и законченности. В художественном произведении монолог может стать составным компонентом или самостоятельной единицей - например, в форме моноспектакля.

В общественной жизни в форме монолога практикуются речи ораторов, лекторов, выступления дикторов радио и телевидения. Монологи больше всего характерны для книжной речи в устной форме (выступления в судах, лекции, доклады), он же может и не иметь своим адресатом конкретного слушателя и не предполагать ответной реакции.

По цели высказывания данная форма речи относится либо к информационной, либо к убеждающей, либо к побуждающей. Информационная - это передающий знания монолог. Примеры - всё те же лекции, доклады, отчёты или выступления. Речь убеждающего свойства ориентирована на эмоции тех, кому предстоит ее слушать. Это поздравления, напутствия и т. п.

Побуждающая речь, как видно из названия, призвана сподвигнуть слушателей на определённые действия. В качестве примера можно привести призывы, протесты и речи политиков.

Полилог - что за зверь?

Классификация стилей речи с недавних пор (конец прошлого столетия) пополнилась понятием полилога. Даже среди лингвистов оно еще не вошло в широкий обиход. Это разговор нескольких лиц сразу. Ситуативно он ближе к диалогу, так как объединяет слушающих и говорящих. Существует полилог в формах дискуссий, бесед, игр, собраний. В нём происходит обмен информацией, вносимой каждым, и все в курсе того, о чём идёт речь.

Правила, по которым строится полилог, следующие: говорить участникам предписывается убедительно и достаточно кратко, все, кто составляет его, обязаны следить за сюжетом обсуждения и быть внимательными, принято задавать вопросы и уточнять непонятные моменты, а также вносить необходимые возражения. Вестись полилог должен в корректной и дружелюбной форме.

Разные типы текстов

По выполняемым функциям также существует различная речь. Классификация речи по данному признаку делит ее на тексты с отражением фактической действительности и те, которые содержат мысли и рассуждения об этом. В зависимости от значения, любой из них можно отнести к повествовательному, описательному и относящемуся к рассуждениям.

В описаниях изображается какое-либо явление с перечислением признаков, ему присущих. Оно может быть портретным, пейзажным, интерьерным, бытовым, научным и т. д. Ему присущи статичность, и построено оно на главной отправной точке, содержащейся в самом предмете или его отдельной части. Мысль развивается за счет добавления к сказанному новых признаков.

Тип, именуемый повествованием, представляет собой рассказ о событиях и действиях, происходящих на протяжении какого-то времени. Композиция его включает в себя завязку с последующим развитием, продолжение, кульминацию и заканчивается развязкой.

Под рассуждением понимаются изложенные в словах подтверждения и разъяснения определённой мысли или высказывания. Композиция обычно состоит из тезиса, приводимых его доказательств и заключительных выводов.

...и стилей

Современная лингвистика упорядочила само понятие "речь". Классификация речи в зависимости от цели общения, как уже упоминалось в начале статьи, сведена к пяти различным речевым стилям (повседневному или разговорному, научному, официально-деловому, публицистическому и художественному). Так, разговорный стиль задействован главным образом в быту и в повседневных коммуникациях. Для него характерна устная речь с преобладанием диалогов.

В области научно-технической сферы с описанием различных теорий и технологий преобладает научный стиль - строго выверенный и не допускающий вольных оборотов. Официально-деловой применяется в законодательной сфере и при любом виде формального общения. Для него характерны множество фиксированных конструкций, значительное преобладание письменный речи, большое число монологов (докладов, лекций, выступлений, судебных речей).

Для общественно-политической сферы всегда применялся и применяется стиль публицистический, существующий зачастую в форме ярких эмоционально окрашенных монологов побуждающего характера.

Художественному стилю подвластна сфера искусства. Здесь правит бал многообразие выражений, богатство форм и языковых средств, строгие официальные конструкции здесь практически не встречаются.

Выбор жанров и стилей диктуется содержанием речи и видом ее коммуникативной направленности, проще говоря - целью общения. Именно от них зависят те приемы, которые будут использоваться в диалоге или монологе, а также композиционная структура каждой конкретной речи.