Как подготовить детей к школе после каникул. Советы психолога. Задание на летние каникулы. Что можно и нужно делать

Как подготовить детей к школе после каникул. Советы психолога. Задание на летние каникулы. Что можно и нужно делать

Кажется, совсем недавно мы говорили о том, как помочь ребёнку и родителям без нервного срыва пережить последний месяц учебного года. Но как-то незаметно пролетело лето, и вот уже совсем близко 1 сентября, и время неотвратимо приближает этот момент.

Как же настроиться на рабочий ритм, когда всё ещё лето, и об учёбе совсем не хочется думать? Ведь даже взрослым трудно после отпуска сразу войти в рабочий ритм, а уж школьникам после долгих летних каникул – тем более.

Главная задача родителей в конце августа – это подготовить детей к школе не только в плане «экипировки», но и в плане психологии. За время длительных каникул дети теряют способность быстро концентрироваться на одном занятии, их организм настраивается на активное времяпрепровождение и «забывает» об уроках, книгах и партах.

И первого сентября ребятишки бегут с радостью не в школу, а на встречу с друзьями. Но проходит несколько дней и на школьников обрушивается усталость, они уже не торопятся на занятия, их трудно поднять с постели рано утром. По мнению специалистов, так выражается «синдром 1 сентября».

* нервозность и капризность ребенка,
* быстрая утомляемость и отказ слушаться родителей,
* нежелание говорить о школе,
* ребенку трудно сосредоточиться во время выполнения школьных домашних заданий,
* беспокойный чуткий сон,
* потеря аппетита или чрезмерное желание есть много и постоянно, особенно сладкое,
* частые жалобы на головную боль.

В этот сложный для ребенка период нельзя обвинять его в безответственности и лени, ругать за низкие оценки, сравнивать с другими детьми, унижать и проявлять нетерпение к его поведению. От того, как пройдет адаптационный период начала учебного года, зависит не только его успешное окончание, но и жизнь вашего чада.

Итак, что поможет в данной ситуации?

1. Самое главное, чтобы ребенок был положительно настроен на учёбу, потому что обычно всё бывает наоборот. Нужно рассказывать, что школа это хорошо, так как опять он встретиться с друзьями и узнаете много интересного и полезного.

2. Во время летних каникул ребенок расслабиться, поэтому вряд ли придерживался обычного графика. Как минимум за две недели нужно вернуться в правильный режим дня: часто дети летом ложатся поздно, а встаю во сколько хотят. Но лучше всё делать с поощрениями и различными сюрпризами, чтобы ребенок готовился к школе радостно.

3. Отправляясь за канцелярскими товарами, и новой одеждой берите ребенка с собой. Пусть он многое подберет для себя сам – участвует в выборе новой одежды для учебы, канцелярские принадлежности. Обновки помогут ощутить больше радости от предвкушения начала нового учебного года. Не превращайте подготовку к занятиям в обычную рутину.

4. Беседуйте с детьми. О расставании с летом, об обязательности обучения в школе, об отношениях с одноклассниками. Цель таких бесед – создать и поддержать стимул «начать новую жизнь». Многие школьники к 1 сентября настроены на то, чтобы лучше учиться, исправить какие-то недостатки в своем поведении. Можно сделать фотоальбом «Как мы провели лето».

5. Последние предшкольные недели проведите в виде игр и состязаний.

Например, рассчитываясь у кассы, ребенок может потренироваться в устном счете. Насыпая в чай сахар, вспомнить о свойствах веществ, открывая консервную банку – о рычаге.

Определяйте задания на каждый день. Например, то же чтение. «Что и сколько ты сегодня прочтешь?» – уточняйте и обязательно проверяйте, беседуя о прочитанном. Полезно читать вслух по очереди или устраивать чтение по ролям.

Многие дети за лето отвыкают писать. Это не страшно. Чтобы рука вспомнила правописание, каждый день понемногу пишите. Для диктовки выбирайте смешные отрывки из книг, забавные предложения.

7. Нужно для ребенка к первому сентября подготовить подарок, так его учебный год начнется на позитиве и ему будет в радость учиться и стараться. Это может быть что угодно и даже важная и нужная вещь.

8. В начале учебного года, не стоит нагружать ребенка занятиями помимо учебы. Отложите посещение кружков, секций. Ребенку необходимо 2–3 недели для полной адаптации к учебному процессу.

Вот и закончилось теплое лето, веселые каникулы и свободное время. Скоро снова начнется учебный год и к нему надо подготовиться. Но кроме покупки школьной формы и канцтоваров, детям важнее быть морально и эмоционально готовыми к школьной жизни. Возвращение в школу после каникул – стресс даже для тех детей, у которых нет никаких проблем с учебой и отношениями с одноклассниками. Любому ребенку необходимо время для адаптации после длительного отдыха. Если заранее об этому позаботиться, то начало учебного года пройдет спокойно, а ребенок будет чувствовать себя намного увереннее.

Психолог Светлана Ройз рассказала о том, как правильно подготовить ребенка к школе так, чтобы избежать эмоциональной перегрузки и психологических сложностей. Она также написала памятку для родителей, напоминая им о самом важном: школа – это еще не вся жизнь, а оценки не отражают реальные знания и таланты ребенка. И не забывайте, что дети берут с наc пример, в том числе и в отношении к учебе, знаниям и успехам.

Скоро в школу. Как подготовить ребенка к началу нового учебного года

Режим дня . Сейчас – за три недели до 1 сентября самое время постепенно возвращаться в “школьный” режим дня. Резкий переход от состояния покоя к рабочему режиму – и для детей, и для взрослых – стресс. Можно уже сейчас постепенно просыпаться утром и укладываться спать вечером чуть раньше.

Летний откат в знаниях . Нашему мозгу нужны тренировки. За летние месяцы происходит “откат в знаниях”, в среднем, ко второй четверти предыдущего года обучения. И именно поэтому первые несколько месяцев учебного года учителя занимаются с детьми повторением. Домашнее задание на каникулы часто и дается для того, чтобы ребенок оставался “в процессе” обучения. Здорово, если летом ребенок в свободном отпускном режиме системно учился (например, иностранным языкам). За три недели до школы можно в спокойном темпе, без давления и принуждения пролистать тетради и, возможно, справочники за предыдущий год. (Или скачать из интернета программу обучения по предмету и хотя бы просто просмотреть заглавия тем)

Если во время учебного года планируется, что ребенок будет ходить на кружки и секции, лучше начать заниматься уже в августе.

Первые учебные месяцы (особенно в новой школе, в новом классе) – это стресс. Система образования меняется, но пока многим детям ходить в школу страшно, а жизнь подростков (так уж физиологически сложилось) – это всегда стресс. Когда человек находится в состоянии хронического стресса, его мозг испытывает дефицит цинка. Цинк влияет на работу гиппокампа, который помогает нам и нашим детям обрабатывать и запоминать большие объемы информации. Уже сейчас пора использовать то, во что вы верите – кушать продукты, содержащие цинк, если вы верите в витамины или биодобавки – использовать их.

Для интровертных, застенчивых детей, которые к тому же летние месяцы провели уединенно – возвращение в коллектив – это нагрузка и возможный источник напряжения. Можно предложить в какой-нибудь оставшийся до 1 сентября день встретиться всем классом и пойти в кино или на пикник. Это поможет снизить тревогу и, возможно, поможет детям проявить те грани, которые им сложно проявить в школе.

До первого сентября важно прийти в школу, походить по коридорам, посмотреть на новый (или вспомнить старый) кабинет. Если ребенок приносит в класс какую-то свою вещь – книгу в библиотеку, вазон, плакат, фотографию – он как будто бы ставит отпечаток “я тут есть”. Это облегчает адаптацию и привыкание к классу.
Здорово, если в классе делается общая “газета” – с фотографиями всех учеников.

Для тех, кто склонен фокусировать внимание на негативе , у кого “ничего хорошего нет и не будет”, кто склонен не замечать ресурсных событий и радостей – сделать коллаж из фотографий (даже сфотографированных на камеру мобильного телефона) из самых радостных моментов лета. Записать все самое знаменательное в “журнале воспоминаний”, благодарностей, успехов. (Здорово ввести это в практику)

Иногда, когда ребенок приезжает из лагеря, у нас возникает ощущение, что он “не вернулся”.
Иногда и нам, взрослым, важно осознанно “ставить точку” в разных процессах. так легче совершать “переход” в другие действия и психологически “акклиматизироваться”. Можно, например, отпраздновать возвращение из лагеря, из отпуска, отпраздновать завершение каникул. Встретить даже взрослого ребенка из лагеря или после любого отсутствия – сюрпризом – шариком, подарком, рукодельным плакатом, тортом.

Ребенок вернулся из лагеря и изменился. Нам важно дать себе возможность привыкнуть к изменившемуся за лето ребенку. Жизнь ребенка постоянно обогащается новыми отношениями, новыми ролями, новыми знаниями, словами и “системами”. Фокус его внимания будет смещаться на других взрослых и детей. Наша роль рядом с ребенком с одной стороны неизменна, с другой – тоже своими гранями трансформируется. Нам важно стараться не тревожиться и “силой” не возвращать свою власть и авторитетность.

Ребенок влюбился. Влюбленность ребенка – это всегда новый уровень взаимоотношений с родителями. Важно относиться с уважением к чувствам малыша или подростка. Важно сохранять тайны, если с нами делятся. Важно не вторгаться в личное пространство, если от нас его оберегают.

  • часто “чувствующий”, переживающий влюбленность ребенок перестает быть “думающим”.
  • не все взрослые умеют справляться с “нагрузкой чувств”.
  • нашим детям важно пройти свой первый опыт любви, очарований и разочарований. (И да, успеваемость в это время падает)

Покупка важных и полезных вещей в школу. У ребенка в жизни очень мало возможности выбора. При финансовой возможности – важно, чтобы он смог выбрать хотя бы дизайн обложек и дневников и модель ручек. Важно помнить – что в магазине выбор из многих товаров – ребенка пугает. (иногда у детей случаются истерики, когда им предлагают выбрать все, что они хотят).

Ребенок находится в двойственном состоянии. С одной стороны новый класс школы – это повышение статуса. С другой – может проявиться страх этого нового, страх взросления. Здорово, если помимо рациональных и обязательных покупок, при желании ребенка, вы купите что-то со взрослой точки зрения “детское”.

Школьная форма – как психологический элемент – для многих детей важна. Она, при не сформированном внутреннем стержне, дает опору на внешний. (Внешний “костыль” – правила – кодекс, режим дня, расписание звонков, форма) Школьная форма должна была бы вызывать гордость от принадлежности к мы – класса, гимназии, школы. Она должна быть современной, красивой, удобной.

Важно для родителей:

  1. Чтобы родители не были продолжением школы. У ребенка должно быть безопасное пространство. нужна наша поддержка. Наше доверие его Судьбе и вера в его потенциал.
  2. Чтобы родители не жертвовали собой, ради успешности и реализации детей. Если мы вкладываем в ребенка ” энергию жертвенности” – мы вкладываем больше ожиданий в результат, наделяя ребенка иногда непереносимой для него ответственностью, мы излишне напряжены. Там, где есть жертвенность – меньше радости. Иногда я предлагаю родителям посмотреть на слово воспитание – вос-питание- чем мы питаем ребенка? Чем питаем – тем он и наполняется. И иногда “не переваривает”.
  3. Мы все научаемся, в том числе, и благодаря зеркальной системе, функционирующей в нашем мозге. Может ли “зеркалить” ребенок у нас, то, что мы от него требуем? – обучение, ответственности, заботы о себе, уважения, благодарности. Ребенку важно видеть нас – учащихся, делающих зарядку, выполняющих свои “домашние задания”, конструктивно реагирующих на критику, умеющих конфронтировать…
  4. Важно не переносить свои ощущения и опыт прошлого учебного года на будущий. Ребенок развивается и меняется. Какие-то предметы, задачи ему будут даваться легче, какие-то сложнее. Важно стараться не формировать “образ” школьной жизни – сам этот образ – наши ожидания – могут стать “самореализующимся пророчеством” – программой для ребенка.
  5. Очень часто ребенок хочет, но не может или прикладывает чрезмерные усилия, чтобы овладеть каким-то навыком. Иногда эти сложности вызваны особенностями работы или несинхронностью в работе различных частей мозга. Иногда ребенку важна не оценка и “мотивирование”, а помощь. Сейчас все более популярна нейропсихология, кинезиология – с простыми практиками и упражнениями, стимулирующими работу мозга.
  6. Мы же помним – что школьные оценки очень субъективны и не отражают реальных знаний ребенка
  7. Много раз писала о том, что система образования заточена на измерение и “прокачивание” IQ. – упрощенно – словесно-логического интеллекта. Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта. “Вербальный интеллект - способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).
    Музыкальный интеллект - способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.
    Логико-математический интеллект - способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.
    Пространственный интеллект - способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.
    Телесно-кинестетический интеллект - способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.
    Внутриличностный интеллект - способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.
    Межличностный интеллект - способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.”
  8. В наших силах стать “агентами изменения” в школе. Возможно, вы сами сможете приходить в школу и вести там семинары для детей, проводить практикумы, приглашать их к себе на работу.
  9. Школа – это только часть жизни. Важная. Но “за” ней ребенка должна ждать наполненная и радостная жизнь. Со свободным временем, общением и вдохновением.

Наши дети больше и мудрее любых систем. Система образования постепенно меняется. И, надеюсь, скоро нас будет ждать много открытий.

До начала учебного года остался еще (или уже всего?) целый месяц. Эксперт «О!», психолог Анна Скавитина считает, что сейчас — самое время начать подготовку к школе в спокойном режиме.

Вчера видела, как птичьи вожаки начали готовить свои стаи к длительному перелету на зимовку в тёплые страны и кружить в небе, выписывая виражи. Для меня это ежегодная примета: пора собирать детей в школу. Да, с конца июля-начала августа пора понемногу готовиться к возвращению в чёткий рабоче- школьный график. Кажется, что времени до 1 сентября ещё много, почти половина лета и всё успеется, но адаптация — вещь не быстрая. Она длится не день-два, а месяц-полтора. Переходные периоды непросто даются даже взрослым людям, а детям тем более.

Я знаю многих родителей, которые привозят детей с отдыха в последний летний день, чтобы «наотдыхаться по максимуму». Я тоже, если честно, пару раз так поступала. Итог: ребёнку требуется не меньше 5−6 недель на раскачку и привыкание к графику, ещё нужно вспомнить, как писать и что такое математика, а тут и первая четверть закончилась с не очень хорошими результатами. У ребёнка ощущение неуспеха, нежелание ходить в ужасную школу, а дальше попытки «взяться за ум» во второй четверти с разной степенью успешностью. Поэтому лучше адаптацию начинать заранее.

Перестройте график сна

За две-три недели начните сдвигать график сна к школьному: раньше ложитесь и вставайте. Не стоит делать резких перепадов, лучше сдвигать минут на 15 каждый день. Самые радикальные родители уезжают с детьми в отпуск в страны, где время сдвинуто на 2−3 часа, чтобы возвращение в режим прошло естественно. Не знаю, насколько «естественно», но это реально работает. Если вы не готовы к таким мерам, то можно планировать разные семейные выходы и мероприятия на утреннее время, давать специальные утренние задания и обязанности.

Вспомните о заданиях на лето

Хорошо бы вспомнить, что на лето что-то задавали и, наверное, даже давали список литературы. Ещё есть время, чтобы прочитать книги и сделать то, что просил педагог. Даже если в школе не давали специальные тетради или листки с заданиями на лето, то можно их легко найти в интернете или ближайшем магазине и начать делать по часу в день. Особенно это касается детей, которым учеба даётся не очень легко. С ними мы иногда играем в опережение: не только повторяем пройденное, но и проходим 2−3 (не больше!) новые темы из учебника: «Давай посмотрим, что вы будете проходить, о, интересно!» Наша задача сделать так, чтобы ребёнок пришёл в школу подготовленным и сразу почувствовал себя компетентным и успешным.

Готовьтесь к новому учебному году, но не увлекайтесь

Не стоит заставлять ребёнка сидеть над учебниками летними часами против его желания, даже если по вашему мнению ему надо догнать программу. Тогда школа будет вызывать ненависть ещё до того, как ребёнок придёт в неё в сентябре.

Поддержите ребёнка

Начало школьного года связано с изменениями и разлуками. Новые одноклассники, новые учителя, расписание, расставание с друзьями по даче или летнему лагерю. Маленьким детям часто нужна поддержка родителей, особенно если ребёнок застенчивый или замкнутый. Постарайтесь узнать хотя бы о некоторых изменениях, которые предстоят ребёнку, чтобы подготовить его к ним заранее.

Поговорите по душам

Начало школьного года дети ждут с разными, часто противоречивыми чувствами. Кто-то ждёт школу с ужасом перед ранними вставаниями, домашними заданиями или из-за отношений с одноклассниками. Кто-то — с нетерпением перед встречей с друзьями и любимыми учителями. Поговорите с ребёнком и узнайте, чего он ожидает от начала учебного года, чего опасается, что его радует. Возможно, есть проблемы, которые можно решить летом или хотя бы найти пути их решения. Иногда летом ребёнок готов рассказать о том, о чем не мог рассказать в течение года. В результате таких разговоров бывает, что родители меняют школу, ищут репетиторов или летние курсы для ребёнка, отправляют его к психологу.

Пройдите диспансеризацию

Перед школой хорошо бы посетить основных врачей, чтобы удостовериться, что у ребёнка всё в порядке со здоровьем, и дырки в зубах или то, что ничего не видно с доски, не будут мешать учебе. Заодно можно начать разбираться с проблемами школьного обучения: с дислексией, дисграфией, школьными неврозами. В августе многие специалисты выходят из отпуска и к ним легче попасть.

Составьте расписание

Август — время планирования расписания. Обсудите кружки и секции, которые ребёнок хотел бы посещать в этом году, чем он хотел бы заниматься помимо школы. Попытайтесь составить условное расписание вместе с ребёнком, даже если вы не знаете ещё точно, когда и где будут проходить занятия.

Отправляйтесь за покупками
Организуйте совместную подготовку к школе: купите вместе школьную форму и канцелярские принадлежности. Дайте ребёнку самому проявить себя и выбрать то, что нравится именно ему. Можно составить список необходимых покупок и выделить ребёнку определенную сумму денег, чтобы он потренировался укладываться в бюджет, а заодно вспомнил математику. Новые линейки и карандаши добавят радостных ожиданий от будущего школьного года.

Попрощайтесь с летом

Можно организовать специальный ритуал «прощания с летом». Для многих детей важны ритуалы-переходы, показывающие реальность изменений. Это может быть семейный пикник, ведь лето нужно в том числе для того, чтобы больше общаться с семьёй. Или встреча с одноклассниками — знакомые лица и установленные отношения позволят себя чувствовать спокойнее в сентябре. Может быть это будет встреча с друзьями по летнему лагерю, где дети часто сильно сдруживаются.

Постарайтесь превратить подготовку к школе в радостное событие, а не скучную работу, тогда и адаптация к новому школьному году пройдёт легче.

После летних каникул, и что делать, чтобы период адаптации прошел гладко и для школьников, и для их родителей.

Летние каникулы — достаточно большой промежуток времени, чтобы и дети, и родители расслабились и полностью забыли, что такое школьный режим. После длительного отдыха трудно возвращаться в рабочую колею.

Возьмите на вооружение простые советы для адаптации ребенка и родителя к школьной жизни после отдыха, лагеря и обычного летнего безделья.


Режим дня

Сейчас самое время постепенно возвращаться в «школьный» режим дня. Резкий переход от состояния покоя к рабочему режиму — стресс и для детей, и для взрослых. Можно уже сейчас постепенно просыпаться утром и укладываться спать вечером чуть раньше.


Летний откат в знаниях

За три недели до школы можно в спокойном темпе, без давления и принуждения пролистать и, возможно, справочники за предыдущий год. Или скачать из интернета программу обучения по предмету, и хотя бы просто просмотреть заглавия тем.


Начать с кружков и секций

Если во время учебного года планируется, что ребенок будет ходить на кружки и секции, лучше начать заниматься уже в августе.


Подкрепить организм для защиты от стресса

Первые учебные месяцы — это стресс. Особенно в новой школе или в новом классе. Система образования меняется, но пока многим детям ходить в школу страшно. А жизнь подростков, так уж физиологически сложилось, — это всегда стресс.


В состоянии хронического стресса наш мозг испытывает дефицит цинка. Цинк влияет на работу гиппокампа, который помогает обрабатывать и запоминать большие объемы информации.

Уже сейчас пора подкрепить организм. Используйте то, во что вы верите: продукты, содержащие цинк, витаминные комплексы, биодобавки.

Предварительная встреча поможет вернуться в коллектив

Для интровертных, застенчивых детей, которые к тому же летние месяцы провели уединенно, возвращение в коллектив — это нагрузка и возможный источник напряжения.

Можно предложить в один из дней, оставшихся до , встретиться всем классом и пойти в кино или на пикник. Это поможет снизить тревогу и, возможно, поможет детям проявить те грани, которые им сложно проявить в школе.


До первого сентября важно прийти в школу, походить по коридорам, зайти в кабинет

Если ребенок приносит в класс какую-то свою вещь - книгу в библиотеку, вазон, плакат, фотографию — он как будто бы ставит отпечаток «я тут есть». Это облегчает адаптацию и привыкание к классу.

Здорово, если в классе делается общая «газета» с фотографиями всех учеников.


Создайте «запас позитива»

Если ребенок склонен фокусировать внимание на негативе, у него «ничего хорошего нет и не будет», он склонен не замечать ресурсных событий и радостей — помогите ему увидеть позитив.

Сделайте коллаж из фотографий самых радостных моментов лета. Пусть эти снимки будут даже сделаны на мобильник. Запишите все самое знаменательное в «журнале воспоминаний», благодарностей, успехов. Здорово ввести это в постоянную практику.


Поставьте точку в летних событиях

Иногда, когда ребенок приезжает из лагеря, у нас возникает ощущение, что он «не вернулся». Мыслями он остается в летних событиях. Нужно помочь ему завершить этап.


Отпразднуйте возвращение из лагеря, из отпуска, отметьте завершение каникул. Встретьте даже взрослого ребенка из лагеря или после любого отсутствия сюрпризом — шариком, подарком, рукодельным плакатом, тортом.

Нам, взрослым, тоже стоит научиться осознанно «ставить точку» в разных процессах. Так легче совершать переход в другие действия, психологически «акклиматизироваться».


Ребенок вернулся из лагеря и изменился

Нам важно дать себе возможность привыкнуть к изменившемуся за лето ребенку. Жизнь ребенка постоянно обогащается новыми отношениями, новыми ролями, новыми знаниями, словами и «системами». Фокус его внимания будет смещаться на других взрослых и детей.

Наша роль рядом с ребенком с одной стороны неизменна, с другой — тоже своими гранями трансформируется. Нам важно стараться не тревожиться и не возвращать свою власть и авторитетность силовыми методами.


Ребенок влюбился

Влюбленность ребенка — это всегда новый уровень взаимоотношений с родителями. Важно относиться с уважением к чувствам малыша или подростка. Важно сохранять тайны, если с нами делятся. Важно не вторгаться в личное пространство, если от нас его оберегают.


Часто «чувствующий» ребенок во время влюбленности перестает быть «думающим». Успеваемость в это время падает.

И взрослые не всегда умеют справляться с «нагрузкой чувств», а детям это еще тяжелее. Но им важно пройти свой первый опыт любви, очарований и разочарований.


Покупка важных и полезных вещей в школу

У ребенка в жизни очень мало возможности выбора. При финансовой возможности, позвольте ему выбрать хотя бы дизайн обложек и дневников и модель ручек.

Огромный выбор товаров в магазине ребенка пугает, иногда даже случаются истерики, когда ребенку предлагают выбрать все, что он хочет.

Ребенок находится в двойственном состоянии. С одной стороны, новый класс школы — это повышение статуса. С другой — может проявиться страх этого нового, страх взросления. Здорово, если помимо рациональных и обязательных покупок, при желании ребенка, вы купите что-то со взрослой точки зрения «детское».

Екатерина Морозова — многодетная мама, редактор рубрики «Дети» в журнале Colady

А А

В течение 3-х долгих летних месяцев дети, независимо от того, с кем и где находятся, привыкают к свободному режиму сна и отдыха, когда можно ложиться спать за полночь, отдыхать с самого утра и питаться нормальной пищей исключительно в перерывах между играми. Естественно, начало учебного года становится для детей культурным и физическим шоком: быстро перестроиться не получается ни у кого. Как результат – недосып, головные боли, нежелание ходить в школу и проч.

Чтобы избежать таких перегрузок, готовиться к учебному году следует начинать задолго до 1 сентября. Особенно, если ребенок идет в школу впервые.

Как ребенка подготовить к школе морально – настраиваемся на новый учебный год вместе!

Нужно или не нужно готовить чадо к школе? Вопреки мнению некоторых беспечных родителей, однозначно нужно! Если, конечно, вам важно физическое и моральное здоровье ребенка.

Своевременная подготовка позволит избежать тех популярных проблем, которые преследуют весь сентябрь детишек, сразу шагнувших в школу из вольного безрежимного лета.

  • Устраняем помехи. Не все дети рвутся в школу. Бывает, что для ребенка – это повод вспомнить о проблемах, с которыми он снова столкнется в учебном году (неуверенность в себе, неподтянутая математика, первая безответная любовь и проч.). Все эти вопросы следует решать заранее, чтобы у ребенка не было страхов перед школой.
  • Вешаем веселый календарик с обратным отсчетом – «до 1 сентября – 14 дней». Пусть на каждом листке, который ребенок будет отрывать и складывать в папочку, он пишет о своих достижениях за день – «прочитал рассказ к школе», «начал вставать на час раньше», «сделал зарядку» и проч. Подобный календарик будет незаметно помогать вам настраивать чадо на школьный режим.
  • Создаем настроение. Вспомните, что именно ваш ребенок любит в школе более всего и делайте упор именно на это. Готовьте его к новым достижениям, общению с друзьями, получению новых интересных знаний.
  • Создаем расписание. Летние привычки пора менять. Вместе с ребенком продумайте – какое время оставить на отдых, а какое – на повторение пройденных за прошлый год материалов или на подготовку к новым, какое – на сон, какое – на прогулку и игры, какое – на зарядку (к физической нагрузке тоже нужно готовиться!). Рука наверняка забыла, как писать красивым почерком, а из таблицы умножения в памяти пропали некоторые столбики. Самое время подтянуть все «слабые места».
  • Пустое времяпрепровождение (бесполезные игры на компьютере и дурачества на детской площадке) заменяем полезными семейными прогулками – экскурсиями, походами, посещением зоопарков, театров и проч. После каждой прогулки обязательно делайте вместе с ребенком красивую презентацию (на бумаге или в программе) о проведенном вместе замечательном дне. Выдайте ребенку фотоаппарат – пусть снимает лучшие моменты вашего семейного культурного отдыха.
  • Покупаем школьную форму, обувь и канцелярские принадлежности. Все дети, без исключения, обожают эти моменты подготовки к школе: наконец, появляется новый ранец, новый красивый пенал, забавные ручки и карандаши, модные линейки. Девчонки с удовольствием примеряют новые сарафаны и блузочки, мальчишки – солидные пиджачки и ботиночки. Не отказывайте детям в удовольствии – пусть выбирают себе портфели и канцелярские принадлежности сами. Если к форме в большинстве российских школ отношение весьма строгое, то уж ручки и тетрадки можно выбирать, исходя из собственных пожеланий.
  • Особое внимание к детям, если они идут или в 5-й . Для первоклашек все только начинается, и ожидание учебы может стать слишком волнительным, а для ребят, которые идут в 5-й класс, сложности связаны с появлением в их жизни новых учителей и предметов. Также стоит особо поддержать ребенка, если его перевели в новую школу – в этом случае ему двойне тяжелее, ведь рядом не будет даже старых друзей. Заранее настройте ребенка на позитив – у него все обязательно получится!
  • – пора вспомнить про оздоровление организма, подвижные игры, полезные занятия.
  • Пора начинать читать книги! Если ребенок отказывается читать рассказы, заданные по школьной программе, купите ему . Пусть читает хотя бы по 2-3 страницы в день.
  • Чаще разговаривайте с ребенком о том, чего он хочет от школы, о его страхах, ожиданиях, друзьях и проч . Так вам будет легче «подстелить соломки» и заранее подготовить ребенка к сложной учебной жизни.

Чего делать не нужно:

  1. Запрещать прогулки и встречи с друзьями.
  2. Загонять ребенка за учебники, вопреки его желанию.
  3. Перегружать чадо уроками.
  4. Резко обрывать привычный летний режим и переводить на «строгий» — с ранним пробуждением, учебниками и кружками.

Не переборщите в подготовке к школе! Все-таки учебный год начнется только с 1-го сентября, не лишайте ребенка лета – направляйте его в нужное русло мягко, ненавязчиво, в игровой форме.


Режим дня и питание при подготовке ребенка к учебе после каникул

Ребенок не в состоянии сам себя «подстегнуть» и исправить режим сна и питания. Только родители в ответе за данный момент подготовки.

Но, как показывает жизнь, невозможно удержать в рамках ребенка, у которого начались каникулы. Поэтому возвращать чадо к режиму придется, и сделать это надо с минимальными нагрузками для его психики и организма.

Итак, как вернуть нормальный режим сна к школе?

  • Если ребенок привык ложиться после 12-ти (часа, двух…), не укладывайте его насильно в 8 вечера – это бесполезно. Некоторые родители думают, что идеальный способ – начать рано поднимать чадо. То есть, даже при позднем укладывании – поднимать в 7-8 утра, мол, «перетерпит, а потом само наладится». Не наладится! Такой метод – сильный стресс для детского организма!
  • Идеальный метод. Начинаем постепенно! За 2, а все-таки лучше за 3 недели начинаем каждый вечер укладываться чуть пораньше. Сдвигаем режим назад по чуть-чуть – на полчаса пораньше, на 40 минут, и т.д. Важно с утра тоже поднимать чадо раньше – на те же полчаса, 40 минут, и т.д. Постепенно доведите режим до естественного школьного и удерживайте его любыми способами.
  • Помните, что ребенку в начальной школе просто необходимо хорошо высыпаться. Минимум 9-10 часов сна – это обязательно!
  • Найдите стимул для раннего пробуждения. Например, какие-то особые семейные прогулки, на которые чадо будет вставать рано самостоятельно и даже без будильника.
  • За 4 часа до сна исключайте все, что может его перебить : шумные игры, телевизор и компьютер, тяжелая пища, громкая музыка.
  • Используйте средства, способствующие лучшему засыпанию : проветренная комната с прохладным свежим воздухом, чистое белье, прогулка и теплая ванна перед сном и теплое молоко с медом после нее, сказка на ночь (даже школьники любят мамины сказки), и проч.
  • Не позволяйте ребенку засыпать под ТВ, музыку и при свете . Сон должен быть полноценным и спокойным – в темноте (максимум маленький ночник), без посторонних звуков.

За 4-5 дней до школы режим дня ребенка должен уже полностью соответствовать школьному – с подъемом, зарядкой, чтением книг, прогулкой и проч.

А как быть с режимом питания?

Обычно летом дети кушают только тогда, когда заскакивают домой между играми. Во всяком случае, если никто не загоняет их на обед строго по времени.

Ну и что уж греха таить, все полноценные схемы питания рушатся под натиском быстрой еды, яблок с дерева, клубники с кустов и прочих летних прелестей.

Поэтому режим питания налаживаем одновременно с режимом сна!

  1. Сразу выбирайте такой режим питания, который будет в школе!
  2. К концу августа вводите витаминные комплексы и специальные добавки, которые добавят ребенку выносливости на сентябрь, улучшат память, защитят от простудных заболеваний, которые начинают «сыпаться» по осени на всех детей.
  3. Август – время фруктов! Покупайте их побольше и при возможности заменяйте ими перекусы: арбузы, персики и абрикосы, яблоки – наполняйте витаминами ваш «кладезь знаний»!

Домашние задания на лето и повторение материала – нужно ли на каникулах учиться, готовясь к школе, и как это делать правильно?

Деткам, для которых 1 сентября наступает уже не в первый раз, наверняка задали домашнее задание на летний период – список литературы и др.

Начиная с 1-х чисел последнего летнего месяца, постепенно делайте домашние задания.

  • На уроки уделяйте в день около 30 минут. Час и больше – это слишком много для ребенка на каникулах.
  • Обязательно читайте вслух. Можно делать это вечером, при чтении книги перед сном. Идеальный вариант – чтение по ролям с мамой или папой, это сблизит вас с ребенком и поможет побороть «литературные» страхи перед школой.
  • Если в новом классе у ребенка появляются новые предметы , то ваша задача – подготовить ребенка к ним в общих чертах.
  • Выбирайте одно и то же время для занятий , вырабатывайте у ребенка привычку заниматься – пора вспомнить об усидчивости и терпении.
  • Проводите диктанты – хотя бы маленькие, по 2-3 строчки, чтобы рука вспомнила, каково это – писать ручкой, а не клавиатурой, чтобы вернуть почерку нужный наклон и размер, чтобы заполнить образовавшиеся пробелы в орфографии и пунктуации.
  • Будет здорово, если вы займетесь с ребенком и иностранным языком. Сегодня существует масса вариантов обучения через игру, которая обязательно понравится ребенку.
  • Если с обучением у ребенка – реальные проблемы, то за месяц до школы озаботьтесь поиском репетитора. Желательно, найти такого учителя, с которым ребенку будет интересно заниматься.
  • Распределяйте нагрузку равномерно! Иначе вы просто отобьете у ребенка охоту к учебе.

Заведите семейную традицию – праздновать этот день в кругу семьи, и дарить школьнику подарки в связи с новым учебным годом.