![Как подготовить детей к школе после каникул. Советы психолога. Задание на летние каникулы. Что можно и нужно делать](https://i0.wp.com/img.kanal-o.ru/img/2017-06-12/fmt_86_24_skavitina_anna.jpg)
Кажется, совсем недавно мы говорили о том, как помочь ребёнку и родителям без нервного срыва пережить последний месяц учебного года. Но как-то незаметно пролетело лето, и вот уже совсем близко 1 сентября, и время неотвратимо приближает этот момент.
Как же настроиться на рабочий ритм, когда всё ещё лето, и об учёбе совсем не хочется думать? Ведь даже взрослым трудно после отпуска сразу войти в рабочий ритм, а уж школьникам после долгих летних каникул – тем более.
Главная задача родителей в конце августа – это подготовить детей к школе не только в плане «экипировки», но и в плане психологии. За время длительных каникул дети теряют способность быстро концентрироваться на одном занятии, их организм настраивается на активное времяпрепровождение и «забывает» об уроках, книгах и партах.
И первого сентября ребятишки бегут с радостью не в школу, а на встречу с друзьями. Но проходит несколько дней и на школьников обрушивается усталость, они уже не торопятся на занятия, их трудно поднять с постели рано утром. По мнению специалистов, так выражается «синдром 1 сентября».
* нервозность и капризность ребенка,
* быстрая утомляемость и отказ слушаться родителей,
* нежелание говорить о школе,
* ребенку трудно сосредоточиться во время выполнения школьных домашних заданий,
* беспокойный чуткий сон,
* потеря аппетита или чрезмерное желание есть много и постоянно, особенно сладкое,
* частые жалобы на головную боль.
В этот сложный для ребенка период нельзя обвинять его в безответственности и лени, ругать за низкие оценки, сравнивать с другими детьми, унижать и проявлять нетерпение к его поведению. От того, как пройдет адаптационный период начала учебного года, зависит не только его успешное окончание, но и жизнь вашего чада.
Итак, что поможет в данной ситуации?
1. Самое главное, чтобы ребенок был положительно настроен на учёбу, потому что обычно всё бывает наоборот. Нужно рассказывать, что школа это хорошо, так как опять он встретиться с друзьями и узнаете много интересного и полезного.
2. Во время летних каникул ребенок расслабиться, поэтому вряд ли придерживался обычного графика. Как минимум за две недели нужно вернуться в правильный режим дня: часто дети летом ложатся поздно, а встаю во сколько хотят. Но лучше всё делать с поощрениями и различными сюрпризами, чтобы ребенок готовился к школе радостно.
3. Отправляясь за канцелярскими товарами, и новой одеждой берите ребенка с собой. Пусть он многое подберет для себя сам – участвует в выборе новой одежды для учебы, канцелярские принадлежности. Обновки помогут ощутить больше радости от предвкушения начала нового учебного года. Не превращайте подготовку к занятиям в обычную рутину.
4. Беседуйте с детьми. О расставании с летом, об обязательности обучения в школе, об отношениях с одноклассниками. Цель таких бесед – создать и поддержать стимул «начать новую жизнь». Многие школьники к 1 сентября настроены на то, чтобы лучше учиться, исправить какие-то недостатки в своем поведении. Можно сделать фотоальбом «Как мы провели лето».
5. Последние предшкольные недели проведите в виде игр и состязаний.
Например, рассчитываясь у кассы, ребенок может потренироваться в устном счете. Насыпая в чай сахар, вспомнить о свойствах веществ, открывая консервную банку – о рычаге.
Определяйте задания на каждый день. Например, то же чтение. «Что и сколько ты сегодня прочтешь?» – уточняйте и обязательно проверяйте, беседуя о прочитанном. Полезно читать вслух по очереди или устраивать чтение по ролям.
Многие дети за лето отвыкают писать. Это не страшно. Чтобы рука вспомнила правописание, каждый день понемногу пишите. Для диктовки выбирайте смешные отрывки из книг, забавные предложения.
7. Нужно для ребенка к первому сентября подготовить подарок, так его учебный год начнется на позитиве и ему будет в радость учиться и стараться. Это может быть что угодно и даже важная и нужная вещь.
8. В начале учебного года, не стоит нагружать ребенка занятиями помимо учебы. Отложите посещение кружков, секций. Ребенку необходимо 2–3 недели для полной адаптации к учебному процессу.
Вот и закончилось теплое лето, веселые каникулы и свободное время. Скоро снова начнется учебный год и к нему надо подготовиться. Но кроме покупки школьной формы и канцтоваров, детям важнее быть морально и эмоционально готовыми к школьной жизни. Возвращение в школу после каникул – стресс даже для тех детей, у которых нет никаких проблем с учебой и отношениями с одноклассниками. Любому ребенку необходимо время для адаптации после длительного отдыха. Если заранее об этому позаботиться, то начало учебного года пройдет спокойно, а ребенок будет чувствовать себя намного увереннее.
Психолог Светлана Ройз рассказала о том, как правильно подготовить ребенка к школе так, чтобы избежать эмоциональной перегрузки и психологических сложностей. Она также написала памятку для родителей, напоминая им о самом важном: школа – это еще не вся жизнь, а оценки не отражают реальные знания и таланты ребенка. И не забывайте, что дети берут с наc пример, в том числе и в отношении к учебе, знаниям и успехам.
Режим дня . Сейчас – за три недели до 1 сентября самое время постепенно возвращаться в “школьный” режим дня. Резкий переход от состояния покоя к рабочему режиму – и для детей, и для взрослых – стресс. Можно уже сейчас постепенно просыпаться утром и укладываться спать вечером чуть раньше.
Летний откат в знаниях . Нашему мозгу нужны тренировки. За летние месяцы происходит “откат в знаниях”, в среднем, ко второй четверти предыдущего года обучения. И именно поэтому первые несколько месяцев учебного года учителя занимаются с детьми повторением. Домашнее задание на каникулы часто и дается для того, чтобы ребенок оставался “в процессе” обучения. Здорово, если летом ребенок в свободном отпускном режиме системно учился (например, иностранным языкам). За три недели до школы можно в спокойном темпе, без давления и принуждения пролистать тетради и, возможно, справочники за предыдущий год. (Или скачать из интернета программу обучения по предмету и хотя бы просто просмотреть заглавия тем)
Если во время учебного года планируется, что ребенок будет ходить на кружки и секции, лучше начать заниматься уже в августе.
Первые учебные месяцы (особенно в новой школе, в новом классе) – это стресс. Система образования меняется, но пока многим детям ходить в школу страшно, а жизнь подростков (так уж физиологически сложилось) – это всегда стресс. Когда человек находится в состоянии хронического стресса, его мозг испытывает дефицит цинка. Цинк влияет на работу гиппокампа, который помогает нам и нашим детям обрабатывать и запоминать большие объемы информации. Уже сейчас пора использовать то, во что вы верите – кушать продукты, содержащие цинк, если вы верите в витамины или биодобавки – использовать их.
Для интровертных, застенчивых детей, которые к тому же летние месяцы провели уединенно – возвращение в коллектив – это нагрузка и возможный источник напряжения. Можно предложить в какой-нибудь оставшийся до 1 сентября день встретиться всем классом и пойти в кино или на пикник. Это поможет снизить тревогу и, возможно, поможет детям проявить те грани, которые им сложно проявить в школе.
До первого сентября важно прийти в школу,
походить по коридорам, посмотреть на новый (или вспомнить старый) кабинет. Если ребенок приносит в класс какую-то свою вещь – книгу в библиотеку, вазон, плакат, фотографию – он как будто бы ставит отпечаток “я тут есть”. Это облегчает адаптацию и привыкание к классу.
Здорово, если в классе делается общая “газета” – с фотографиями всех учеников.
Для тех, кто склонен фокусировать внимание на негативе , у кого “ничего хорошего нет и не будет”, кто склонен не замечать ресурсных событий и радостей – сделать коллаж из фотографий (даже сфотографированных на камеру мобильного телефона) из самых радостных моментов лета. Записать все самое знаменательное в “журнале воспоминаний”, благодарностей, успехов. (Здорово ввести это в практику)
Иногда, когда ребенок приезжает из лагеря, у нас возникает ощущение, что он “не вернулся”.
Иногда и нам, взрослым, важно осознанно “ставить точку” в разных процессах. так легче совершать “переход” в другие действия и психологически “акклиматизироваться”. Можно, например, отпраздновать возвращение из лагеря, из отпуска, отпраздновать завершение каникул. Встретить даже взрослого ребенка из лагеря или после любого отсутствия – сюрпризом – шариком, подарком, рукодельным плакатом, тортом.
Ребенок вернулся из лагеря и изменился. Нам важно дать себе возможность привыкнуть к изменившемуся за лето ребенку. Жизнь ребенка постоянно обогащается новыми отношениями, новыми ролями, новыми знаниями, словами и “системами”. Фокус его внимания будет смещаться на других взрослых и детей. Наша роль рядом с ребенком с одной стороны неизменна, с другой – тоже своими гранями трансформируется. Нам важно стараться не тревожиться и “силой” не возвращать свою власть и авторитетность.
Ребенок влюбился. Влюбленность ребенка – это всегда новый уровень взаимоотношений с родителями. Важно относиться с уважением к чувствам малыша или подростка. Важно сохранять тайны, если с нами делятся. Важно не вторгаться в личное пространство, если от нас его оберегают.
Покупка важных и полезных вещей в школу. У ребенка в жизни очень мало возможности выбора. При финансовой возможности – важно, чтобы он смог выбрать хотя бы дизайн обложек и дневников и модель ручек. Важно помнить – что в магазине выбор из многих товаров – ребенка пугает. (иногда у детей случаются истерики, когда им предлагают выбрать все, что они хотят).
Ребенок находится в двойственном состоянии. С одной стороны новый класс школы – это повышение статуса. С другой – может проявиться страх этого нового, страх взросления. Здорово, если помимо рациональных и обязательных покупок, при желании ребенка, вы купите что-то со взрослой точки зрения “детское”.
Школьная форма – как психологический элемент – для многих детей важна. Она, при не сформированном внутреннем стержне, дает опору на внешний. (Внешний “костыль” – правила – кодекс, режим дня, расписание звонков, форма) Школьная форма должна была бы вызывать гордость от принадлежности к мы – класса, гимназии, школы. Она должна быть современной, красивой, удобной.
Важно для родителей:
Наши дети больше и мудрее любых систем. Система образования постепенно меняется. И, надеюсь, скоро нас будет ждать много открытий.
До начала учебного года остался еще (или уже всего?) целый месяц. Эксперт «О!», психолог Анна Скавитина считает, что сейчас — самое время начать подготовку к школе в спокойном режиме.
Вчера видела, как птичьи вожаки начали готовить свои стаи к длительному перелету на зимовку в тёплые страны и кружить в небе, выписывая виражи. Для меня это ежегодная примета: пора собирать детей в школу. Да, с конца июля-начала августа пора понемногу готовиться к возвращению в чёткий рабоче- школьный график. Кажется, что времени до 1 сентября ещё много, почти половина лета и всё успеется, но адаптация — вещь не быстрая. Она длится не день-два, а месяц-полтора. Переходные периоды непросто даются даже взрослым людям, а детям тем более.
Я знаю многих родителей, которые привозят детей с отдыха в последний летний день, чтобы «наотдыхаться по максимуму». Я тоже, если честно, пару раз так поступала. Итог: ребёнку требуется не меньше 5−6 недель на раскачку и привыкание к графику, ещё нужно вспомнить, как писать и что такое математика, а тут и первая четверть закончилась с не очень хорошими результатами. У ребёнка ощущение неуспеха, нежелание ходить в ужасную школу, а дальше попытки «взяться за ум» во второй четверти с разной степенью успешностью. Поэтому лучше адаптацию начинать заранее.
За две-три недели начните сдвигать график сна к школьному: раньше ложитесь и вставайте. Не стоит делать резких перепадов, лучше сдвигать минут на 15 каждый день. Самые радикальные родители уезжают с детьми в отпуск в страны, где время сдвинуто на 2−3 часа, чтобы возвращение в режим прошло естественно. Не знаю, насколько «естественно», но это реально работает. Если вы не готовы к таким мерам, то можно планировать разные семейные выходы и мероприятия на утреннее время, давать специальные утренние задания и обязанности.
Хорошо бы вспомнить, что на лето что-то задавали и, наверное, даже давали список литературы. Ещё есть время, чтобы прочитать книги и сделать то, что просил педагог. Даже если в школе не давали специальные тетради или листки с заданиями на лето, то можно их легко найти в интернете или ближайшем магазине и начать делать по часу в день. Особенно это касается детей, которым учеба даётся не очень легко. С ними мы иногда играем в опережение: не только повторяем пройденное, но и проходим 2−3 (не больше!) новые темы из учебника: «Давай посмотрим, что вы будете проходить, о, интересно!» Наша задача сделать так, чтобы ребёнок пришёл в школу подготовленным и сразу почувствовал себя компетентным и успешным.
Не стоит заставлять ребёнка сидеть над учебниками летними часами против его желания, даже если по вашему мнению ему надо догнать программу. Тогда школа будет вызывать ненависть ещё до того, как ребёнок придёт в неё в сентябре.
Начало школьного года связано с изменениями и разлуками. Новые одноклассники, новые учителя, расписание, расставание с друзьями по даче или летнему лагерю. Маленьким детям часто нужна поддержка родителей, особенно если ребёнок застенчивый или замкнутый. Постарайтесь узнать хотя бы о некоторых изменениях, которые предстоят ребёнку, чтобы подготовить его к ним заранее.
Начало школьного года дети ждут с разными, часто противоречивыми чувствами. Кто-то ждёт школу с ужасом перед ранними вставаниями, домашними заданиями или из-за отношений с одноклассниками. Кто-то — с нетерпением перед встречей с друзьями и любимыми учителями. Поговорите с ребёнком и узнайте, чего он ожидает от начала учебного года, чего опасается, что его радует. Возможно, есть проблемы, которые можно решить летом или хотя бы найти пути их решения. Иногда летом ребёнок готов рассказать о том, о чем не мог рассказать в течение года. В результате таких разговоров бывает, что родители меняют школу, ищут репетиторов или летние курсы для ребёнка, отправляют его к психологу.
Перед школой хорошо бы посетить основных врачей, чтобы удостовериться, что у ребёнка всё в порядке со здоровьем, и дырки в зубах или то, что ничего не видно с доски, не будут мешать учебе. Заодно можно начать разбираться с проблемами школьного обучения: с дислексией, дисграфией, школьными неврозами. В августе многие специалисты выходят из отпуска и к ним легче попасть.
Август — время планирования расписания. Обсудите кружки и секции, которые ребёнок хотел бы посещать в этом году, чем он хотел бы заниматься помимо школы. Попытайтесь составить условное расписание вместе с ребёнком, даже если вы не знаете ещё точно, когда и где будут проходить занятия.
Отправляйтесь за покупками
Организуйте совместную подготовку к школе: купите вместе школьную форму и канцелярские принадлежности. Дайте ребёнку самому проявить себя и выбрать то, что нравится именно ему. Можно составить список необходимых покупок и выделить ребёнку определенную сумму денег, чтобы он потренировался укладываться в бюджет, а заодно вспомнил математику. Новые линейки и карандаши добавят радостных ожиданий от будущего школьного года.
Можно организовать специальный ритуал «прощания с летом». Для многих детей важны ритуалы-переходы, показывающие реальность изменений. Это может быть семейный пикник, ведь лето нужно в том числе для того, чтобы больше общаться с семьёй. Или встреча с одноклассниками — знакомые лица и установленные отношения позволят себя чувствовать спокойнее в сентябре. Может быть это будет встреча с друзьями по летнему лагерю, где дети часто сильно сдруживаются.
Постарайтесь превратить подготовку к школе в радостное событие, а не скучную работу, тогда и адаптация к новому школьному году пройдёт легче.
После летних каникул, и что делать, чтобы период адаптации прошел гладко и для школьников, и для их родителей.
Летние каникулы — достаточно большой промежуток времени, чтобы и дети, и родители расслабились и полностью забыли, что такое школьный режим. После длительного отдыха трудно возвращаться в рабочую колею.
Возьмите на вооружение простые советы для адаптации ребенка и родителя к школьной жизни после отдыха, лагеря и обычного летнего безделья.
Сейчас самое время постепенно возвращаться в «школьный» режим дня. Резкий переход от состояния покоя к рабочему режиму — стресс и для детей, и для взрослых. Можно уже сейчас постепенно просыпаться утром и укладываться спать вечером чуть раньше.
За три недели до школы можно в спокойном темпе, без давления и принуждения пролистать и, возможно, справочники за предыдущий год. Или скачать из интернета программу обучения по предмету, и хотя бы просто просмотреть заглавия тем.
Если во время учебного года планируется, что ребенок будет ходить на кружки и секции, лучше начать заниматься уже в августе.
Первые учебные месяцы — это стресс. Особенно в новой школе или в новом классе. Система образования меняется, но пока многим детям ходить в школу страшно. А жизнь подростков, так уж физиологически сложилось, — это всегда стресс.
В состоянии хронического стресса наш мозг испытывает дефицит цинка. Цинк влияет на работу гиппокампа, который помогает обрабатывать и запоминать большие объемы информации.
Уже сейчас пора подкрепить организм. Используйте то, во что вы верите: продукты, содержащие цинк, витаминные комплексы, биодобавки.
Предварительная встреча поможет вернуться в коллектив
Для интровертных, застенчивых детей, которые к тому же летние месяцы провели уединенно, возвращение в коллектив — это нагрузка и возможный источник напряжения.
Можно предложить в один из дней, оставшихся до , встретиться всем классом и пойти в кино или на пикник. Это поможет снизить тревогу и, возможно, поможет детям проявить те грани, которые им сложно проявить в школе.
Если ребенок приносит в класс какую-то свою вещь - книгу в библиотеку, вазон, плакат, фотографию — он как будто бы ставит отпечаток «я тут есть». Это облегчает адаптацию и привыкание к классу.
Здорово, если в классе делается общая «газета» с фотографиями всех учеников.
Если ребенок склонен фокусировать внимание на негативе, у него «ничего хорошего нет и не будет», он склонен не замечать ресурсных событий и радостей — помогите ему увидеть позитив.
Сделайте коллаж из фотографий самых радостных моментов лета. Пусть эти снимки будут даже сделаны на мобильник. Запишите все самое знаменательное в «журнале воспоминаний», благодарностей, успехов. Здорово ввести это в постоянную практику.
Иногда, когда ребенок приезжает из лагеря, у нас возникает ощущение, что он «не вернулся». Мыслями он остается в летних событиях. Нужно помочь ему завершить этап.
Отпразднуйте возвращение из лагеря, из отпуска, отметьте завершение каникул. Встретьте даже взрослого ребенка из лагеря или после любого отсутствия сюрпризом — шариком, подарком, рукодельным плакатом, тортом.
Нам, взрослым, тоже стоит научиться осознанно «ставить точку» в разных процессах. Так легче совершать переход в другие действия, психологически «акклиматизироваться».
Нам важно дать себе возможность привыкнуть к изменившемуся за лето ребенку. Жизнь ребенка постоянно обогащается новыми отношениями, новыми ролями, новыми знаниями, словами и «системами». Фокус его внимания будет смещаться на других взрослых и детей.
Наша роль рядом с ребенком с одной стороны неизменна, с другой — тоже своими гранями трансформируется. Нам важно стараться не тревожиться и не возвращать свою власть и авторитетность силовыми методами.
Влюбленность ребенка — это всегда новый уровень взаимоотношений с родителями. Важно относиться с уважением к чувствам малыша или подростка. Важно сохранять тайны, если с нами делятся. Важно не вторгаться в личное пространство, если от нас его оберегают.
Часто «чувствующий» ребенок во время влюбленности перестает быть «думающим». Успеваемость в это время падает.
И взрослые не всегда умеют справляться с «нагрузкой чувств», а детям это еще тяжелее. Но им важно пройти свой первый опыт любви, очарований и разочарований.
У ребенка в жизни очень мало возможности выбора. При финансовой возможности, позвольте ему выбрать хотя бы дизайн обложек и дневников и модель ручек.
Огромный выбор товаров в магазине ребенка пугает, иногда даже случаются истерики, когда ребенку предлагают выбрать все, что он хочет.
Ребенок находится в двойственном состоянии. С одной стороны, новый класс школы — это повышение статуса. С другой — может проявиться страх этого нового, страх взросления. Здорово, если помимо рациональных и обязательных покупок, при желании ребенка, вы купите что-то со взрослой точки зрения «детское».
Екатерина Морозова — многодетная мама, редактор рубрики «Дети» в журнале Colady
А А
В течение 3-х долгих летних месяцев дети, независимо от того, с кем и где находятся, привыкают к свободному режиму сна и отдыха, когда можно ложиться спать за полночь, отдыхать с самого утра и питаться нормальной пищей исключительно в перерывах между играми. Естественно, начало учебного года становится для детей культурным и физическим шоком: быстро перестроиться не получается ни у кого. Как результат – недосып, головные боли, нежелание ходить в школу и проч.
Чтобы избежать таких перегрузок, готовиться к учебному году следует начинать задолго до 1 сентября. Особенно, если ребенок идет в школу впервые.
Нужно или не нужно готовить чадо к школе? Вопреки мнению некоторых беспечных родителей, однозначно нужно! Если, конечно, вам важно физическое и моральное здоровье ребенка.
Своевременная подготовка позволит избежать тех популярных проблем, которые преследуют весь сентябрь детишек, сразу шагнувших в школу из вольного безрежимного лета.
Не переборщите в подготовке к школе! Все-таки учебный год начнется только с 1-го сентября, не лишайте ребенка лета – направляйте его в нужное русло мягко, ненавязчиво, в игровой форме.
Ребенок не в состоянии сам себя «подстегнуть» и исправить режим сна и питания. Только родители в ответе за данный момент подготовки.
Но, как показывает жизнь, невозможно удержать в рамках ребенка, у которого начались каникулы. Поэтому возвращать чадо к режиму придется, и сделать это надо с минимальными нагрузками для его психики и организма.
За 4-5 дней до школы режим дня ребенка должен уже полностью соответствовать школьному – с подъемом, зарядкой, чтением книг, прогулкой и проч.
Обычно летом дети кушают только тогда, когда заскакивают домой между играми. Во всяком случае, если никто не загоняет их на обед строго по времени.
Ну и что уж греха таить, все полноценные схемы питания рушатся под натиском быстрой еды, яблок с дерева, клубники с кустов и прочих летних прелестей.
Деткам, для которых 1 сентября наступает уже не в первый раз, наверняка задали домашнее задание на летний период – список литературы и др.
Заведите семейную традицию – праздновать этот день в кругу семьи, и дарить школьнику подарки в связи с новым учебным годом.