Какие бывают виды лирики в литературе. Лирика: тематические группы и жанры

Какие бывают виды лирики в литературе. Лирика: тематические группы и жанры

Лайкина Елизавета

Лирика – тот род литературы, который формирует душевный мир, тонко и глубоко влияя на человека. рика – тот род литературы, который формирует душевный мир, тонко и глубоко влияя на человека.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследовательская работа Лирика и её жанры Выполнила ученица 8«б» класса Лайкина Елизавета Преподаватель Ткаченко л.с.

ЛИРИКА И ЕЕ ЖАНРЫ Лирика – тот род литературы, который формирует душевный мир, тонко и глубоко влияя на человека. При изучении лирики сочетаются логическое и эмоциональное начала. Чтобы изучить лирику, необходимо выяснить художественный образ, наиболее характерного для лирики – лирического героя.

Лирический образ – это образ переживания, непосредственно отражение мыслей и чувств. В лирике переживание становится самостоятельным объектом наблюдения. В лирике чувство поэта выражено прямо, непосредственно. Художественный образ в лирике, так же как образ в эпосе и драме, имеет обобщенный, технический характер. Огромную роль в лирике, значительно большую, чем в драме и даже в эпосе, играет личность поэта. «В ЛИРИЧЕСКОМ СТИХОТВЕРНИИ ВЫРАЖАЕТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЧУВСТВО, ВОЗБУЖДЕННОЕ В ПОЭТЕ ИЗВЕСТНЫМ ЯВЛЕНИЕМ ПРИРОДЫ ИЛИ ЖИЗНИ. Главное дело здесь не в самом чувствовании, не в пассивном восприятии, а во внутренней реакции на то впечатление, которое получается из вне»

Восприятие лирического произведения - сложный творческий процесс. Не один из видов литературного творчества не воспринимается так специфически, индивидуально, как лирика, так как лирика наиболее субъективный вид творчества. Особенности силы воздействия лирики заключается в том, что она всегда выражает живое непосредственное чувство, переживание. Лирические произведения многотемны, поскольку в одном переживании поэта могут быть отражены различные мотивы: любовь, дружба, гражданские чувства. Художественным образом любого произведения, в том числе и лирического, обобщает явления жизни через индивидуальное личное переживание, выражает мысли и чувства. Тематика литературной лирики самая разнообразная. Поэтические чувства могут вызывать разные явления окружающей жизни, воспоминания, мечты, предметы, размышления. Хотя делить стихотворения по рангу очень трудно, в лирике можно выделить виды.

Виды лирики Философская (медитативная). Философия – это любовь к мудрости. Размышления о жизни и смерти, о предназначении человека, смысле жизни, о добре и зле, бессмертии, мире и войне, о творчестве, о следе, который человек оставит на земле, - человек о многом думает, и эти размышления вызывают определенные эмоции, которые поэт вместе со своими мыслями выражает в стихотворении. Например, стихотворение Пушкина «Птичка» В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны. Я стал доступен утешенью; За что на Бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать!

Гражданская (политическая). Человек связан чувствами не только с любимыми, друзьями, врагами, но он еще и гражданин, член общества, единица государства. Отношение к обществу, родине, стране, отношение к политическим событиям находят свое отражение в гражданской лирике. Стихотворение Н.А. Некрасова представляет собой яркий пример гражданской лирики. Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя… И музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!»

Интимная (дружеская и любовная). Интимное - это небезразличное, близкое отношение одного человека к другому, прежде всего чувство любви. Любовь отличает человека, она имеет много оттенков и выражений. Это одно из главных чувств в жизни каждого человека. Оно определяет степень его счастья. Все мечтают любить и быть любимыми. Во все времена поэты создавали стихотворения о любви, но этой теме нет конца и края. Кроме любви, двух людей могут связывать отношения дружбы, уважения, признательности. Обо всем этом рассказывает интимная лирика. Примером интимной лирики может послужить стихотворение Пушкина Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренне, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим.

Пейзажная. У каждого человека складывается свое особое отношение к природе. Ее восприятие зависит от настроения, от состояния. А порой сама природа изменяет человека, дает ему новое представление о законах жизни, наполняет его новыми силами и чувствами. Поэты особенно восприимчивы к картинам природы, поэтому в их творчестве большое место занимает пейзажная лирика. Стихотворения А.А. Фета часто запечатлевают необыкновенные картины природы. Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли - эти слезы, Этот пух – не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это все - весна.

Жанры лирики. По своим жанрам лирика делится: 1.Лирическое стихотворение 11. Ода 2.Песня или песнь 12.Пастораль 3.Элегия 13.Послание 4.Баллада 14.Романс 5.Буриме 15.Рондо 6.Бурлеск 16.Рубан 7.Вирши 17.Сонет 8.Вольный стих 18.Стансы 9.Дифирамб 19.Эклога 10.Мадригал 20.Элегия

Особенности лирики Особенность лирики в том, что главным в ней является лирический герой. Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, сего отношением к природе, общественной жизни, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений.

Лирику от прозы отличает ритм и рифма. Стихосложение основывается на правильном, едином для всех строчек-стихов чередовании ударных и безударных слогов. Ритм - это повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых особенностей. Рифма – это совпадение, повтор звуков, связывающих отдельные слова или строки. Каждое сочетание ударных и неударных слогов, которые повторяются в определенном порядке, называется стопой. При сочетании нескольких стихотворных строк возникает стихотворный размер. Стопы бывают двухсложные и трехсложные. Двусложные: хорей (ро-за), ямб (ре-ка). Ва-ня И-ван. Тресложные: дактиль), амфибрахий, анапест (де-ре-во (бе-ре-за) (би-рю-за) Ва-неч-ка Ва-ню-ша И-ва-нов

По количеству стоп существуют двустопный (трех-, четырех-, пяти- , шестистопный) хорей или ямб, двустопный (трех-, четырехстопный) дактиль, амфибрахий, анапест. Стопа помогает улавливать ритм. Сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных или системой рифм или интонацией называется строфой. Строфы бывают от простейших до сложных.

Одностишие: О, закрой свои бледные ноги! (В.Брюсов) Двустишие(дистих):Поэзия - в тебе. Простые чувства Ты возвышать умеешь до искусства (В.Шекспир) Трехстишие (терцина): Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить сумеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник?» (А.С.Пушкин.)

Четверостишие (катрен) Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… Ф.И. Тютчев Пятистишие (квинтет) Еще весны душистой нега К нам не успела низойти, Еще овраги полны снега, Еще зарей гремит телега На замороженном пути. А.А. Фет Шестистишие (секстина) Мама, глянь-ка из окошка – Знать вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело – Видно, есть мороз. А.А. Фет

Семистишие (сентима) - Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! М. Лермонтов Восьмистишие (октава) Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят, Но, по степи разлетаясь, Он лукавый принял вид И, приветливо ласкаясь, Морю Каспию журчит…

Реже применяются Девятистишие (нона) Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногрудого коня, Дайте раз по синю полю Проскакать на том коне; Дайте раз на жизнь и волю, Как на чуждую мне долю, Посмотреть поближе мне. Десятистишие (децима) Науки юношей питают, Отраду юным подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут, В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде. М. Ломоносов

Одиннадцатистишие Допустимы и двенадцатистишия и тринадцатистишия. Особые формы: триолет (восьмистишье, в котором строки повторяются в определенном порядке), рондо (два пятистишия и трехстишия между ними), сонет (два катрена, два терцета) и онегинская строфа (четырнадцать строк, особо организованные). Строфа организуется рифмой. Существуют рифмы: перекрестная (аб аб), смежная или парная (аа бб), кольцевая или опоясывающая (аб ба).

Рифмы бывают мужские – с ударением на последнем слоге строки (окно - давно), женские – с ударением на втором от конца слоге строки (даром – пожаром), дактилические – с ударением на третьем от конца строки слоге (расстилается – разливается), гипердактилические с ударением на четвертом и последующем от конца слогах (свешивающиеся – смешивающиеся). Различаются рифмы точные (повторяющиеся звуки одинаковые: гор - сор, он - сон),неточные(с несовпадающими звуками: рассказ – тоска, распят - паспорт)

Основным в лирике является художественный образ, который создается при помощи самых разных изобразительно-выразительных средств. Наиболее распространенными тропами являются метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения. Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком- либо отношении двух предметов или явлений: алмазная роса (сверкает, как алмаз,)заря новой жизни (начало, пробуждение). Олицетворение – образное средство, заключающееся в приписывании неодушевленным предметам свойств живых существ: О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так сетуешь безумно. Эпитет – поэтическое, образное определение, обычно выраженное прилагательным, иногда существительным, наречием, деепричастием: бархатные глаза, бродяга-ветер, жадно глядит, несется сверкая. Сравнение – образное сопоставление двух явлений: Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА – соединение нескольких метафор, когда связующее звено между ними не называется и существует в открытом виде. В воде опрокинулся лес, Зубцами вершин он в воде потонул, Меж двух изгибаясь небес. Мысленно нарисовав картину, мы восстановим пропущенный в тексте образ: зеркало воды. Восстановление пропущенного образа создает развернутую метафору. В стихосложении применяются и другие самые разнообразные тропы и фигуры речи.

Заключение. Мне удалось рассмотреть только некоторые особенности лирики и ее жанров. Можно сделать вывод, что лирика – это целый огромный мир литературы, который живет по своим законам, зная которые, мы сможем не только понимать стихотворения, но и обогащать свой духовный мир, и развивать свои творческие способности.

Лирике свойственен субъективизм, самораскрытие автора, искреннее представление его внутреннего мира, его порывов и желаний.

Главного персонажа лирического произведения – носителя переживания – обычно называют лирическим героем.

Большинство лирических произведений написаны в стихотворной форме, хотя лирика может быть и прозаической. Лирике в большей степени свойственны малые формы.

Обычно выделяют следующие лирические виды:

– гимн,

– ода,

– послание,

– эпитафия,

– сонет,

– лирическое стихотворение,

– элегия,

– эпиграмма,

– песня,

– романс,

– мадригал.

Гимн

Гимн (от греч. ὕμνος – хвала) – это торжественная, прославляющая песня в честь богов, победителей, героев, важных событий. Изначально элементами гимна были: эпиклеза (священное имя), просьба, ареталогия (эпическая часть).

Одним из самых известных гимнов является «Гаудеамус» (лат. gaudeamus – возрадуемся) – студенческий гимн.

«Итак, будем веселиться,

Пока мы молоды!

После веселой молодости,

После горестной старости

Нас возьмет земля…

Да здравствует Академия!

Да здравствуют профессора!

Да здравствуют все члены ее!

Да здравствует каждый член!

Пусть вечно они процветают!..»

(Из гимна «Гаудеамус», пер. С.И.Соболевского)

Ода

Ода – это поэтическое, а также музыкально-поэтическое произведение, которому свойственны торжественность стиля и возвышенность содержания. Об оде также говорят, как о прославлении в стихах.

Широко известны оды Горация, М. Ломоносова, А. Пушкина и т.д.

«Самовластительный Злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу…»

(Из оды «Вольности», А.Пушкина)

Послание

Послание – это поэтическое письмо, обращенное к какому-либо лицу или группе лиц. По содержанию послания бывают: дружеские, лирические, сатирические и др.

«Ты, меня любивший фальшью

Истины – и правдой лжи,

Некуда! – За рубежи!

Ты, меня любивший дольше

Времени. – Десницы взмах! -

Ты меня не любишь больше:

Истина в пяти словах».

(М.Цветаева)

Эпитафия

Эпитафия (от греч. epitaphios – «надгробный») – изречение, сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи. Обычно эпитафия представлена в стихотворной форме.

«Из лавров и из роз положьте здесь венец:

Под камнем сим сокрыт любимец Муз и Граций,

Фелицы славныя певец,

Державин, Пиндар наш, Анакреон, Гораций.

(А. Е. Измайлов, «Эпитафия Г. Р. Державину»)»

Сонет

Сонет – поэтическое п роизведение, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Итальянский сонет состоит из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета. Английский – из 3-х катренов и заключительного двустишия.

Как правило, содержание сонета точно соответствует распределению мыслей: в первом четверостишии – тезис, во втором – антитезис, в двух трехстишиях – вывод.

Венок сонетов – это пятнадцать сонетов, которые в особом порядке связаны между собой. При этом последний сонет венка состоит из первых строк всех сонетов.

«Вздыхаю, словно шелестит листвой

Печальный ветер, слезы льются градом,

Когда смотрю на вас печальным взглядом,

Из-за которой в мире я чужой.

Улыбки вашей видя свет благой,

Я не тоскую по иным усладам,

И жизнь уже не кажется мне адом,

Когда любуюсь вашей красотой.

Но стынет кровь, как только вы уйдете,

Когда, покинут вашими лучами,

Улыбки роковой не вижу я.

И, грудь открыв любовными ключами,

Душа освобождается от плети,

Чтоб следовать за вами, жизнь моя».

(«На жизнь мадонны Лауры (XVII)», Ф.Петрарка)

Лирическое стихотворение

Лирическое стихотворение – малое поэтическое произведение, написанное от лица автора или вымышленного лирического героя. В лирическом стихотворении описывается внутренней мир, чувства, эмоции автора или героя произведения.

«Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне».

(«Утес», М.Лермонтов)

Элегия

Элегия – поэтическое произведение, посвященное печальным раздумьям, проникнутое грустью. Содержание элегий обычно составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь, разочарование, обреченность и т.д.

«Здравствуй, моя гора с красноватой блещущей высью,

Здравствуй, солнце, чей свет мягко ее озарил!

Вас я приветствую, нивы, тебя, шелестящая липа,

И на упругих ветвях звучный и радостный хор;

Здравствуй и ты, лазурь, объявшая неизмеримо

Бурые склоны горы, темную зелень лесов

И – заодно – меня, кто бежал из темницы домашней

И от избитых речей ищет спасенья в тебе…»

(«Прогулка», Ф.Шиллер)

Эпиграмма

Эпиграмма (от греч. ἐπίγραμμα – надпись) – небольшое сатирическое поэтическое произведение, в котором высмеивается конкретное лицо. Характерные черты эпиграммы – это остроумие и краткость.

«Гораздо меньше на земле армян,

Чем фильмов, где сыграл Джигарханян».

(В.Гафт)

Песня

Песня – небольшое поэтическое произведение, являющееся основой для последующих музыкальных обработок. Обычно состоит из нескольких куплетов и припева.

«А не спеть ли мне песню о любви

И не выдумать ли новый жанр

Попопсовей мотив и стихи

И всю жизнь получать гонорар…»

(«О любви», О.Тарасов)

Романс

Романс – небольшое напевное поэтическое произведение, которое может быть наложено на музыку. Обычно в романсе отражаются п ереживания, настроения, чувства лирического героя.

«А напоследок я скажу:

прощай, любить не обязуйся.

С ума схожу. Иль восхожу

к высокой степени безумства.

Как ты любил? – ты пригубил

погибели. Не в этом дело.

Как ты любил? – ты погубил,

но погубил так неумело…»

(«А напоследок я скажу», Б. Ахмадулина)

Мадригал

Мадригал (итал. madrigale , от лат. matricale – песня на родном языке – это небольшое музыкально-поэтическое произведение. Обычно имеет любовно-лирическое или шутливо-комплиментарное содержание.

«И как в раю магометанском

Сонм гурий в розах и шелку,

Так вы лейб-гвардии в уланском

Ее Величества полку.

(«Мадригал полковой даме», Н. С. Гумилев)

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книгах А. Назайкина

Жанры лирики берут свое начало в синкретических видах искусства. На первом плане оказываются личные переживания и чувства человека. Лирика - самый субъективный род литературы. Диапазон его достаточно широк. Лирическим произведениям свойственен лаконизм высказывания, предельная концентрация мыслей, чувств и переживаний. Через различные жанры лирики поэт воплощает то, что его волнует, огорчает или радует.

Особенности лирики

Сам термин происходит от греческого слова lyra (разновидность музыкального инструмента). Поэты периода античности исполняли свои произведения под аккомпанемент лиры. В основе лирики - переживания и думы главного героя. Его часто отождествляют с автором, что не совсем верно. Характер героя зачастую раскрывается через поступки и действия. Большую роль играет прямая авторская характеристика. Немаловажное место отводится Наиболее часто используется монолог. Диалоги встречаются редко.

Главным средством выражения считается размышление. В некоторых произведениях переплетаются лирики и драмы. В лирических сочинениях отсутствует развернутый сюжет. В некоторых присутствует внутренний конфликт героя. Существует и «ролевая» лирика. В таких произведениях автор играет роли разных лиц.

Жанры лирики в литературе тесно переплетаются с иными видами искусства. Особенно с живописью и музыкой.

Виды лирики

Как лирика была сформирована в Древней Греции. Наивысший расцвет произошел в Древнем Риме. Популярные античные поэты: Анакреонт, Гораций, Овидий, Пиндар, Сапфо. В эпоху Возрождения особо выделяются Шекспир и Петрарка. А в 18-19 веках мир был потрясен поэзией Гете, Байрона, Пушкина и многих других.

Разновидности лирики как рода: по выразительности - медитативная или суггестивная; по тематике - пейзажная или урбанистическая, социальная или интимная и т. д.; по тональности - минорная или мажорная, комическая или героическая, идиллическая или драматическая.

Виды лирики: стихотворная (поэзия), драматизированная (ролевая), прозаическая.

Тематическая классификация

Жанры лирики в литературе имеют несколько классификаций. Наиболее часто такие сочинения распределяют по тематике.

  • Гражданская. На первый план выступают общественно-национальные вопросы и чувства.
  • Интимная. Передает личные переживания, которые испытывает главный герой. Подразделяется на следующие типы: любовная, лирика дружбы, семейная, эротическая.
  • Философская. В ней воплощается осознание смысла жизни, бытия, проблемы добра и зла.
  • Религиозная. Чувства и переживания о высшем и духовном.
  • Пейзажная. Передает размышления героя о природных явлениях.
  • Сатирическая. Разоблачает человеческие и общественные пороки.

Разновидности по жанрам

Жанры лирики многообразны. Это:

1. Гимн - лирическая песнь, выражающая празднично-приподнятое чувство, образовавшееся от какого-то хорошего события или исключительного переживания. Например, «Гимн чуме» А. С. Пушкина.

2. Инвектива. Означает внезапное обличение или сатирическое высмеивание реального лица. Для данного жанра характерна смысловая и структурная двуплановость.

3. Мадригал. Изначально это были стихотворения, изображающие сельскую жизнь. Спустя несколько столетий мадригал существенно трансформируется. В 18-19 веках свободной формы, воспевающие красоту женщины и содержащие комплимент. Жанр интимной поэзии встречается у Пушкина, Лермонтова, Карамзина, Сумарокова и других.

4. Ода - хвалебная песнь. Это поэтический жанр, окончательно сформировавшийся в эпоху классицизма. В России данный термин введен В. Тредиаковским (1734 год). Теперь она уже отдаленно связана с классическими традициями. В ней происходит борьба противоречивых стилевых тенденций. Известны торжественные оды Ломоносова (развивающие метафорический стиль), анакреонтические - Сумарокова, синтетические - Державина.

5. Песня (песнь) - одна из форм словесно-музыкального искусства. Бывают лирические, эпические, лиро-драматические, лиро-эпические. Лирическим песням не свойственно повествование, изложение. Для них характерно идейно-эмоциональное выражение.

6. Послание (письмо в стихах). В русской данная жанровая разновидность была чрезвычайно популярна. Послания писали Державин, Кантемир, Костров, Ломоносов, Петров, Сумароков, Тредиаковский, Фонвизин и многие другие. В первой половине 19 столетия они также были в ходу. Их пишут Батюшков, Жуковский, Пушкин, Лермонтов.

7. Романс. Так называется стихотворение, имеющее характер любовной песни.

8. Сонет - твердая стихотворная форма. Состоит из четырнадцати строк, которые, в свою очередь, распадаются на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета).

9. Стихотворение. Именно в 19-20 веках данная структура становится одной из лирических форм.

10. Элегия - еще один популярный жанр лирической поэзии меланхолического содержания.

11. Эпиграмма - короткое стихотворение лирического склада. Характеризуется большой свободой содержания.

12. Эпитафия (надгробная надпись).

Жанры лирики Пушкина и Лермонтова

А. С. Пушкин писал в разных лирических жанрах. Это:

  • Ода. Например, «Вольность» (1817).
  • Элегия - «Погасло дневное светило» (1820).
  • Послание - «К Чаадаеву» (1818).
  • Эпиграмма - «На Александра!», «На Воронцова» (1824).
  • Песня - «О вещем Олеге» (1822).
  • Романс - «Я здесь, Инезилья» (1830).
  • Сонет, сатира.
  • Лирические сочинения, выходящие за рамки традиционных жанров - «К морю», «Деревня», «Анчар» и многие другие.

Многогранна и тематика у Пушкина: гражданская позиция, проблема свободы творчества и многие другие темы затрагиваются в его произведениях.

Разнообразные жанры лирики Лермонтова составляют основную часть его литературного наследия. Он является продолжателем традиций гражданской поэзии декабристов и Александра Сергеевича Пушкина. Изначально самым любимым жанром был монолог-исповедь. Затем - романс, элегия и многие другие. А вот сатира и эпиграмма встречаются в его творчестве крайне редко.

Заключение

Таким произведения могут быть написаны в различных жанрах. Например, сонет, мадригал, эпиграмма, романс, элегия и т. д. Также лирика нередко классифицируется по тематике. Например, гражданская, интимная, философская, религиозная и проч. Стоит обратить внимание на тот факт, что лирика постоянно обновляется и пополняется новыми жанровыми образованиями. В поэтической практике встречаются жанры лирики, заимствованные из смежных видов искусства. Из музыки: вальс, прелюдия, марш, ноктюрн, кантата, реквием и т. д. Из живописи: портрет, натюрморт, этюд, барельеф и проч. В современной литературе происходит синтез жанров, поэтому лирические произведения делят на группы.

Ода – ведущий жанр высокого стиля, характерный прежде всего для поэзии классицизма. Ода отличается каноническими темами (прославление бога, отечества, жизненной мудрости и пр.), приемами (“тихий” или “стремительный” приступ, наличие отступлений, дозволенный “лирический беспорядок”) и видами (оды духовные, торжественные – “пиндарические”, нравоучительные – “горацианские”, любовные – “анакреонтические”).

Гимн – торжественная песнь на стихи программного характера.

Элегия – жанр лирики, стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего – от первого лица, без отчетливой композиции”.

Идиллия – жанр лирики, небольшое произведение, рисующее вечно прекрасную природу, иногда в контрасте с мятущимся и порочным человеком, мирную добродетельную жизнь на лоне природы и т. п.

Сонет – стихотворение из 14 строк, образующих 2 катрена и 2 терцета или 3 катрена и 1 двустишие. Известны следующие виды сонетов:

“французский” сонет – abba abba ccd eed (или ccd ede);

“итальянский” сонет – abab abab cdc dcd (или cde cde);

“английский сонет” – abab cdcd efef gg.

Венок сонетов – цикл из 14 сонетов, в которых первый стих каждого повторяет последний стих предыдущего (образуя “гирлянду”), а вместе эти первые стихи складываются в 15-й, “магистральный” сонет (образуя глоссу).

Романс – небольшое стихотворение, написанное для сольного пения с инструментальным аккомпанементом, для текста которого характерны напевная мелодика, синтаксическая простота и стройность, законченность предложения в границах строфы.

Дифирамб – жанр античной лирики, возникший как хоровая песнь, гимн в честь бога Диониса, или Вакха, позднее – в честь других богов и героев.

Мадригал – небольшое стихотворение преимущественно любовно-комплиментарного (реже отвлеченно-медитативного) содержания, обычно с парадоксальным заострением в концовке.

Дума – лироэпическая песня, для стиля которой характерны символические картины, отрицательные параллелизмы, ретардация, тавтологические обороты, единоначатия.

Послание – жанр лирики, стихотворное письмо, формальным признаком которого является наличие обращения к конкретному адресату и соответственно такие мотивы, как просьбы, пожелания, увещевание и пр. Содержание послания по традиции (от Горация) – преимущественно морально-философское и дидактическое, но были многочисленные послания повествовательные, панегирические, сатирические, любовные и пр.

Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворения, обычно с остро"той в конце.

Баллада – стихотворение с драматическим развитием сюжета, в основе которого лежит необыкновенная история, отражающая сущностные моменты взаимодействий человека и общества или межличностных взаимоотношений. Характерные черты баллады – небольшой объем, напряженный сюжет, обычно насыщенный трагизмом и таинственностью, отрывистое повествование,драматический диалогизм, напевность и музыкальность.

Синтез лирики с другими родами литературы

Лиро-эпические жанры (виды) – литературно-художественные произведения, сочетающие признаки эпоса и лирики; сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально-медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического “я”. Связь двух начал может выступать как единство темы, как саморефлексия повествователя, как психологически-бытовая мотивировка рассказа, как прямое участие автора в разворачивающемся сюжете, как обнажение автором собственных приемов, становящееся элементом художественной концепции. Композиционно это соединение часто оформляется в виде лирических отступлений.

Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме, обладающее такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания.

Лирический герой – образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Лирический герой – художественный “двойник” автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью индивидуальной судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластического облика.

Формы лирического высказывания:

    монолог от первого лица (А.С. Пушкин – “Я вас любил…”);

    ролевая лирика – монолога от лица введенного в текст персонажа (А.А. Блок – “Я – Гамлет, / Холодеет кровь…”);

    обращение к какому-либо неопределенному лицу (Ф.И. Тютчев – “Silentium”);

    сюжет (М.Ю. Лермонтов – “Три пальмы”).

1. Ода - жанр, воспевающий обычно какое-либо важное историческое событие, лицо или явление (напр., ода А С. Пушкина «Вольность», ода «На день восшествия...» М. В. Ломоносова). Истоки жанра восходят к античности (напр., оды Горация). Особое развитие получила в классицизме. 2. Песня - может выступать и как эпический, и как лирический жанр. Эпическая песня обладает сюжетностью (см. определение эпических жанров) и, как правило, она больших объемов, нежели лирическая (напр., «Песнь о Вещем Олеге» А. С. Пушкина), в основе же лирической песни лежат переживания главного героя или автора (напр., песня Мери из «Пира во время чумы» А. С. Пушкина). 3. Элегия - жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в этом мире (напр., «Погасло дневное светило» А. С. Пушкина). 4. Послание - жанр, не связанный с определенной традицией (романтической, классицистической и т. п.). Основная характерная черта - обращенность к какому-либо лицу (напр., «Пущину», «К Чаадаеву» А. С. Пушкина). 5. Сонет - особый вид лирического стихотворения, характеризующийся жесткими требованиями к форме: в сонете должно быть 14 строк (напр., «Суровый Дант не презирал сонета...» А. С. Пушкина). Различают два типа сонета: 1. Английский сонет, состоящий из трех четверостиший и одного двустишия в конце (напр., сонеты В. Шекспира). 2. Французский сонет, состоящий из двух четверостиший и двух трехстиший. Эта разновидность, как явствует из названия, широко использовалась французскими поэтами (напр., поэтами «Плеяды» - П. Ронса-ром, Ж. Дю Белле и др., позже французскими символистами - П. Верденом, Ш. Бодлером и др.). В России эта разновидность была особо популярна в эпоху символизма, практически все русские символисты использовали ее в своем творчестве (напр., К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, А. А. Блок и другие). 6. Эпиграмма, сатира . Эпиграмма - короткое стихотворение, как правило, не более четверостишия, высмеивающее или представляющее в юмористическом ключе какое-либо конкретное лицо - (напр., «На Воронцова» А. С. Пушкина). Сатира - более развернутое стихотворение, как по объему, так и по масштабу изображаемого. Обычно в сатире высмеиваются не недостатки какого-либо конкретного лица, но пороки социальные. Для сатиры характерен гражданский пафос (напр., сатиры А. Д. Кантемира, «Румяный критик мой, насмешник толстопузый...» А. С. Пушкина). Истоки эпиграммы и сатиры восходят к античности, в особенности к древнеримской литературе (напр., произведения Марциалла, Катулла и др.). Подобное разделение на жанры условно, так как в чистом виде перечисленные жанры встречаются достаточно редко. Обычно стихотворение сочетает в себе признаки нескольких жанров. Напр., «К морю» А. С. Пушкина сочетает в себе признаки элегии и послания, «Деревня» Пушкина же - является элегией, но одновременно поднимает гражданские проблемы.

Жанры драматургии

Драматургия зародилась еще в античные времена. Уже тогда возникли два важнейших драматических жанра - трагедия и комедия. Основным конфликтом в трагедии был конфликт в душе главного героя между долгом и совестью. Однако античная драма имела свои отличительные особенности, самая главная из которых - идея фатума, предопределенности, судьбы. Важную роль в античной драме играл хор - он формулировал отношение зрителей к происходящему на сцене, подталкивал их к сопереживанию (т. е. зрители как бы сами являлись участниками действия). Предполагается, что разыгрывание трагедий изначально являлось неотъемлемой частью так называемых «дионисий» или, в римском варианте, «вакханалий», празд-.. неств, связанных с почитанием бога виноделия и виноградарства Диониса (Вакха); представление сцен из жизни этого бога являлось важным звеном в так называемых «оргаистических» (т. е. эротических) ритуалах, конечной целью которых было: высвободив сдерживаемые инстинктивные желания, пережить очищение, так называемый «катарсис», который в «Поэтике» Аристотеля определяется как «очищение при помощи страха и сострадания». Комедия строилась в основном на бытовых сюжетах, в основе которых лежали забавные недоразумения, ошибки, комические случаи и проч. В средние века христианская церковь способствует возникновению новых драматических жанров - литургическая драма, мистерия, миракль, моралите, школьная драма. В 18 веке как жанр сформировалась драма (см. ниже), распространились также мелодрамы, фарсы, водевили. Особого расцвета драматургия после античных времен достигает в эпоху классицизма. Именно ъ эпоху классицизма формулируются особые правила драматургии, основным из которых было так называемое «единство места, времени и действия» (см. раздел «Классицизм»). В современной драматургии все большее значение приобретает такой жанр, как трагикомедия. Драма последнего столетия включает в себя и лирическое начало - так называемые «лирические драмы» (М. Метерлинк, А. А. Блок).