Анализ «Сказки о потерянном времени» Шварца

Анализ «Сказки о потерянном времени» Шварца

Год издания книги: 1945

Свое произведение Шварц «Сказка о потерянном времени» написал еще в 1940 году. Однако издано оно было только через пять лет в детском журнале «Мурзилка». По мотивам произведения было снято несколько фильмов, в том числе и мультипликационный одноименный фильм 1978 года. Сегодня «Сказка о потерянном времени» включена в школьную программу, а также переведена на многие иностранные языки.

Книги «Сказка о потерянном времени» краткое содержание

Петя Зубов учился в третьем классе. Он не отличался хорошей успеваемостью и все время оправдывался тем, что все успеет в следующей четверти. Но по прошествии времени он так и не выполнял своих обещаний и продолжал учиться на двойки.

Однажды он пришел в школу и пошел сдавать свое пальто гардеробщице тете Наташе. Женщина удивилась, почему это у Пети такой хриплый голос. Когда она вышла к нему, то ужаснулась – вместо третьеклассника перед ней стоял старый дед. Петя посмотрел на себя в зеркало и испугался. Он не понимал, что с ним произошло и почему он так быстро постарел.

Третьеклассник решил побежать домой и проверить, узнает ли его мама. Мама посмотрела на стоящего перед ней дедушку, но так и не смогла узнать его. Расстроился Петя и пошел прочь. Всю дорогу он думал о том, какой же он одинокий и беспомощный. Все люди в преклонном возрасте имеют внуков, пенсию, звания и должности. Он же так ничего и не добился в жизни и теперь, как и главный герой понял ценность жизни.

Незаметно для себя Петя оказался в лесу. Он захотел где-то отдохнуть и заметил небольшой домик. Он зашел внутрь. Хозяев не было дома, но Петя так устал, что решил остаться и прилечь в стоге сена. Проснулся он от того, что услышал странные голоса. Открыв глаза, мальчик заметил, что за столом сидят дети, которые что-то считают на счетах. Голоса у них были странные, как у стариков и при разговоре они часто кряхтели.

Позже в произведении «Сказка о потерянном времени» читать можем, как Петя понял, что перед ним – злые волшебники. Это именно они превратили мальчика в старика. Четыре волшебника поняли, что человек, который ленится, сам не замечает, как он стареет. Поэтому они выбрали четырех самых ленивых школьников и забрали их молодость себе.

Позже один из этих волшебников по имени Сергей Владимирович подозвал к себе остальных и тихо сказал им, что ребята, превратившиеся в стариков, еще имеют возможность вернуть себе свое детство. Для этого им надо собраться всем вместо в этом доме и ровно в полночь повернуть стрелку часов в обратную сторону семьдесят семь раз. Как только дети коснуться стрелки, волшебники не смогут сдвинуться с места, поэтому им необходимо тщательно охранять часы.

Услышав это, Петя решил тут же найти товарищей, которых злые волшебники превратили в стариков. Он вышел из лесу и в городе заметил медленно идущую старушку. Петя подошел к ней и спросил, не школьница ли она. Бабушка рассердилась и замахнулась на него корзиной. После этого Петя стал обращать внимание на всех пожилых людей, проходящих мимо него. Но не заметил в них ничего подозрительного.

Далее в «Сказке о потерянном времени» краткое содержание описывает, как расстроенный и немного уставший Петя решил отдохнуть на скамейке в скверике. Там он заметил Старушку, которая сидела и плакала. Чуть позже она достала из кармана газету «Пионерская правда». Петя подошел к ней и спросил, не происходило ли с ней на днях что-то странное. Старушка призналась, что на самом деле она – третьеклассница Маруся. Петя рассказал ей все, что ему было известно о четырех волшебниках. Ребята стали искать остальных заколдованных.

В поисках они провели более двух часов, когда во дворе одного дома увидели, как одна старушка начертила мелом классы и играет в них. Петя и Маруся подошли к ней и узнали, что перед ними – третьеклассница Наденька. Втроем они стали искать последнего заколдованного школьника. Внезапно они увидели проезжающий мимо трамвай, а на его «колбасе» — старичка, который едет и весело посвистывает. Когда трамвай остановился на светофоре, ребята узнали, что старичка зовут Вася и он ученик второго класса.

Далее в произведении «Сказка о потерянном времени» краткое содержание рассказывает, как четверо ребят направились в лес. Они долго искали тот домик, поскольку Петя забыл дорогу к нему. Школьники долго бродили по лесу, пока не наткнулись на дом волшебников. Убедившись, что те спят, главные герои потерянного времени вошли внутрь и подошли к часам. Как часы стали бить двенадцатый час, Петя быстро стал переводить стрелки.

Волшебники проснулись, но не смогли сдвинуться с места. С каждым поворотом стрелки они становились все старше и старше, а школьники снова становились детьми. Вскоре Петя не мог самостоятельно достать до часов, и другие ребята держали его. Заканчивается книга о потерянном времени тем, что детям удается снять заклятие злых волшебников. Но с тех пор они навсегда запомнят, что тот, кто зря теряет свое время, может не заметить, как постареет.

Книга «Сказка о потерянном времени» на сайте Топ книг

Книга Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени» известна уже не одному юному поколению в нашей стране. На ней выросли многие дедушки и бабушки нынешних детей. Поэтому вполне закономерно, что интерес к ней не убывает, а само произведение заняло высокое место среди самых

«Потерянное время нельзя найти» - говорится в старинной английской пословице. Это так. Мы часто жалуемся на недостаток и нехватку времени. И задаемся вопросом: «Почему одни успевают сделать больше, чем другие?» Но не всегда отдаем себе отчет в том, что причины потери времени кроются в нас самих. Не осознаем разрушительной силы уходящих часов и минут, из которых соткана наша жизнь.

Бесценный дар

Каждая потерянная минута - это несбывшаяся мечта, упущенные возможности. И они находятся в наших руках. Только стоит определиться - пользоваться ими или нет. Чем раньше человек осознает этот факт, тем скорее сделает правильный выбор. Еще лучше научиться этому с детства. Как донести это до ребенка? Конечно, на примере других. И в этом помогут книги, например «Сказка о потерянном времени», автор которой учит юных читателей ценить каждый час, каждую минутку и помогает им осознать важную истину: время - бесценно. Писатель Евгений Шварц вошел в историю литературы как сказочник. Свои лучшие произведения - как для детей, так и для взрослых - он написал в этом жанре.

Герой одной из его книг говорит, что в сказке уживаются чудесное и обыкновенное. Это действительно так. Оригинальным способом, переплетая сказку с былью, автор открывает юному читателю важную истину: не теряй время. Краткое содержание «Сказки о потерянном времени» поможет понять главную идею этой трогательной и необычной истории.

Главные герои

Прежде чем пересказывать содержание этого замечательного произведения, познакомимся с персонажами. Сказка написана для юных читателей, и вполне естественно, что герои этой поучительной истории - школьники. Главный герой - ученик третьего класса Петя Зубов, его товарищи по несчастью - второклассник Вася Зайцев и третьеклассницы Наденька Соколова и Маруся Поспелова.

Какое несчастье объединило этих ребят? Бедные дети состарились. Как это произошло? Кто сыграл с ними эту злую шутку? Почему именно этих ребят настигла такая беда? Ответы на эти вопросы можно получить, прочитав это замечательное произведение (ну или хотя бы краткое содержание «Сказки о потерянном времени»).

Как все начиналось

Петя Зубов учится в третьем классе. Прежде чем отправиться в школу, мальчик рассуждает, а не погулять ли ему по городу. Опоздать на уроки Петя не боится - все равно учиться он не любит. Домашние задания - это такая скука, что не особо он торопится их выполнять.

Петя вообще любит откладывать дела на потом. Куда торопиться? День за днем мальчик дает себе обещание не опаздывать в школу и не пропускать уроков. В каждой четверти обещает исправиться и догнать в учебе одноклассников. Потом машет на все рукой: зачем спешить? Успеется.

На что могут уходить потраченные напрасно драгоценные часы и минуты, прекрасно показал в своей книге Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени» повествует и о других детях, которые не дорожат временем. Надя Соколова и Марусенька Поспелова - две лентяйки и болтушки. Им всегда некогда. Они за важными разговорами по телефону не замечают, как быстро тикают ходики.

Вася Зайцев тоже никуда не торопится - куда интереснее ворон погонять, да и считает он отлично. Знает, сколько раз за урок чихнула Марья Ивановна. Учится тоже неплохо. Вчера - двойка, сегодня - двойка, а два плюс два - это же целая четверка!

Невероятное превращение

Как-то пришел Петя в школу. Зашел в раздевалку и протягивает пальто гардеробщице. Та глянула на Петю и испугалась - перед ней не Петя Зубов, а старик. Скорее всего, его дедушка. Глянул Петя в зеркало и обомлел. Оттуда на него смотрел худой бледный старик. И кинулся он прочь из школы.

Прибежал домой, чуть не плачет. Но и тут его ждало горе-горькое: даже мама его не узнала. Вышел он из дому, идет, жалеет себя. А как иначе? Одинокий, несчастный старик. Ни детей у него нет, ни внуков. Даже выучиться не успел. И пенсию ему не дадут. Отработал-то всего три года, да и те на двойки да на тройки. Бедный мальчик-старик...

Даже краткое содержание «Сказки о потерянном времени» позволяет понять, что мальчик задумался о том, что ничего не успел сделать. Но в книге встречаются такие выражения, как «шлепнул», «пальтишко», которые обращают внимание читателя на небрежность главного героя. Что хотел этим сказать автор? Вероятно, подчеркнуть, что если человек не ценит вещи, которые видит, как он может ценить то, что невидимо?

Продолжим рассматривать краткое содержание «Сказки о потерянном времени».

Страшная тайна

Шел Петя долго, пока не попал в лес. Нашел избушку, зашел в нее, зарылся в сено и уснул. Просыпается, а в комнате уже лампа горит, за столом сидят две девочки и два мальчика. Только странные они какие-то. Обращаются друг к другу по имени-отчеству, кряхтят да охают, как старички. И что-то на счетах высчитывают.

Затаился Петя, ни одного слова старается не упустить. И открылась ему страшная тайна. Не дети это вовсе, а злые волшебники. Ловят они детей, которые время напрасно тратят, и превращают их в стариков. А найденное время забирают себе и молодеют. Понятно стало мальчику, что попал он в большую беду. Но что же делать? Как быть?

Тут один из волшебников рассказал великий секрет: человек может спастись от любого несчастья. Даже эти школьники, которых они превратили в старичков, смогут снова стать детьми. Для этого им надо прийти в избушку ровно в двенадцать часов и повернуть стрелки на семьдесят семь оборотов назад.

На что обращает здесь внимание своих читателей Е. Шварц? «Сказка о потерянном времени» рассказывает о детях, которые ленились, не берегли время и всегда опаздывали. Автор показывает, насколько уверены волшебники, что детям не удастся снять заклятие по той простой причине, что они не успеют - «хоть на минуту, да опоздают».

Главное - успеть

Волшебники ушли «на работу» - искать новых детей, которые не дорожат временем. А Петя, услышав о том, что есть путь к спасению, со всех ног кинулся искать несчастных школьников, которых, как и его, превратили в стариков. Ему надо было найти двух девочек и одного мальчика. Но времени совсем мало. Надо торопиться.

Впервые в жизни Петя понял, насколько дорога каждая минута. Он бегает по городу в поиске товарищей по несчастью. Петя находит стариков-школьников. Он узнает их по поведению - ведут они себя не как пожилые люди, а как дети. Первую девочку-старушку Петя узнал по «Пионерской правде» - газете, которую та читала. Вторая старушка-школьница скакала на одной ноге - играла в «классики».

Самым трудным оказалось найти старика-мальчика, который катался по городу на подножке трамвая. Наконец герои «Сказки о потерянном времени» встретились. Впервые они осознали, насколько важно не опоздать и прийти вовремя. Не теряя ни минуты, они отправились в избушку. Но автор сделал трудным их возвращение - заблудились они в лесу.

Непросто пришлось школьникам-старичкам. Но уж очень они хотели стать снова детьми. В книге автор приготовил для читателей ответы на многие вопросы. В заключение истории, когда дети добрались до ходиков, Петя начал крутить стрелки и стал уменьшаться в росте. Чтобы он смог дотянуться до ходиков, его товарищам пришлось его поднимать.

А если бы Петя не нашел своих товарищей? Смог бы он справиться один с этой задачей? Как бы тогда закончилась «Сказка о потерянном времени»? Автор ясно показывает, что помимо желания исправить свои ошибки главному герою потребовалась и товарищеская поддержка. Благодаря этому все вернулось на свои места: дети снова стали школьниками, злые волшебники исчезли.

«Сказка о потерянном времени» - книга, которая учит дорожить каждым мгновением. Утерянного не вернуть. Поэтому нужно ценить время и проводить его с пользой. В произведении есть слова, которые намекают на главную мысль сказки: человек, который напрасно теряет время, не замечает, как стареет.

Автор читательского дневника

Электронный читательский дневник

Информация о книге

Название и автор книги Главные герои Сюжет Мое мнение Дата чтения Количество страниц
Евгений Шварц "Сказка о потерянном времени" Петя Зубов Сказка о том, как мальчик Петя Зубов любил убивать время: бездельничал, баловался и опаздывал в школу. И однажды этим воспользовались злые волшебники. Они забрали время Пети и после чего он начал стареть вместе со своими друзьями, которые также как и Петя были ужасными лодырями. И теперь им нужно преодолеть много испытаний, чтобы вернуть потерянное время. Апрель 2015 г. 20 страниц

Иллюстрация обложки книги

Об авторе книги

  • Евге́ний Льво́вич Шва́рц (1896 - 1958) - русский советский драматург, автор более двадцати пьес для драматического театра и театра кукол, а также сценариев к одиннадцати игровым кинофильмам и одному мультфильму.
  • В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет Московского народного университета имени А. Л. Шанявского, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста, посвятив жизнь театральному искусству и литературе.
  • Весной 1917 года был призван в армию.
  • В апреле 1917 года находился в запасном батальоне в Царицыне, откуда его должны были перевести в числе других новопризванных студентов в военное училище в Москву.
  • После Октябрьской революции поступил в Добровольческую армию. Участвовал в «Ледяном походе» Корнилова. При штурме Екатеринодара получил контузию, последствия которой - тремор рук - ощущал всю оставшуюся жизнь.
  • После контузии был демобилизован и поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской».
  • Помимо театра, Шварц работал фельетонистом в провинциальной газете «Всесоюзная кочегарка», где судьба его свела с Николаем Олейниковым, ставшим впоследствии близким другом и соавтором, там в 1923 году, по инициативе Михаила Слонимского, Евгений с Николаем выпустили первый номер журнала «Забой» (ныне «Донбасс»), который стал генератором развития литературного движения Донбасса.
  • В 1921 году он приехал в Петроград в составе ростовской театральной труппы. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского, а в 1923 году начал публиковать свои фельетоны.
  • С 1924 года Шварц жил в Ленинграде, работал в Госиздате под руководством С. Я. Маршака, тогда же сблизился с представителями литературного объединения ОБЭРИУ. Активно участвовал в создании популярных детских журналов «ЁЖ» и «ЧИЖ».

О фильме

История создания фильма по книге

Изначально экранизация «Сказки о потерянном времени» была задумана режиссёром Тамарой Лисициан; был написан сценарий, произведена раскадровка, подобраны актёры. Однако во время подготовительного периода съёмок, несмотря на обещания со стороны руководства запустить фильм, картина была «отдана» Птушко. «Сказка о потерянном времени» - единственный фильм Александра Птушко, снятый на современном материале.

Интересные факты

  • В фильме снялся пёс Дружок, который затем играл и в фильме «Морозко».
  • Хотя действие сказки происходит зимой, фильм снят в тёплое время года.
  • В сказке ребятам, чтобы вернуть свой прежний вид, требовалось крутить стрелку часов на 77 кругов назад. В фильме стрелку нужно открутить назад всего на три круга.
  • В фильме волшебники носят другие имена и отчества, чем в сказке.

Шварц Е. "Сказка о потерянном времени"

Главные герои "Сказки о потерянном времени" и их характеристики

  1. Петя Зубов, ученик 3 класса, ротозей и лодырь, даром тратил время и чуть не остался старичком.
  2. Маруся Поспелова, ученица 3 класса, также лентяйка.
  3. Наденька Соколова, ученица 3 класса, тоже лентяйка и прогульщица
  4. Вася Зайцев, ученик 2 класс, лентяй, лодырь, проказник, легкомысленный человек.
  5. Сергей Владимирович, Пантелей Захарович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна - злые волшебники, которые отбирали у детей время, чтобы самим стать молодыми.
План пересказа "Сказки о потерянном времени"
  1. Лентяй Петя Зубов
  2. Пальто и гардеробщица
  3. Мама не узнает Петю
  4. Лес и домик
  5. Подслушанная тайна волшебников
  6. Старушка с корзиной
  7. Как много вокруг стариков
  8. Старушка играет в мячик
  9. Старушка прыгает в классы
  10. Старик на колбасе
  11. Блуждания в темноте
  12. Домик волшебников
  13. Петя крутит стрелки
  14. Возвращение молодости.
Кратчайшее содержание "Сказки о потерянном времени" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Петя Зубов вдруг превращается в старика и его никто не узнает
  2. Он спит в домике волшебников в лесу и узнает, как детям вернуть свою молодость.
  3. Петя ищет других детей-старичков и находит Марусю.
  4. Петя и Маруся находят Наденьку, а потом все вместе снимают с колбасы Васю
  5. Дети-старики проникают в дом волшебников и откручивают стрелки часов
  6. Злые волшебники исчезают, а старики вновь становятся детьми.
Главная мысль "Сказки о потерянном времени"
Если человек напрасно теряет свое время, он сам не замечает, как стареет

Чему учит "Сказка о потерянном времени"
Эта сказка учит ценить и дорожить не только свое время, но и время всех остальных людей. Учит тратить время только на полезные, нужные дела, учит хорошо учиться, быть примерным и послушным.

Отзыв на "Сказку о потерянном времени"
Мне очень понравилась эта милая и добрая сказка. В ней говорится о том, что дети, которые не берегли свое время, вдруг стали стариками и старушками. Они вовремя спохватились, и главный герой - мальчик Петя узнал, как им вернуть молодость. Он понял, что временем надо дорожить и потому у детей все получилось. Я советую всем прочитать эту сказку, чтобы научиться ценить и свое собственное время и не стареть раньше срока.

Пословицы к "Сказке о потерянном времени"
Время как воробей - упустишь, не поймаешь.
Упустишь минутку, потеряешь час.
Потерянную вещь можно найти, потерянное время никогда.

Краткое содержание, пересказ "Сказки о потерянном времени"
В третьем классе 14 школы учился мальчик Петя Зубов, который всегда отставал по всем предметам. Он обещал нагнать, но так и нагонял отставание.
Однажды он как обычно опоздал на занятия, и вбежав в школу протянул пальто гардеробщице. Та удивилась хриплому голосу, а потом приняла Петю за его дедушку. Она предложила мальчику посмотреть на себя в зеркало и Петя увидел бороду и седину.
Испуганный Петя бросился домой, надеясь, что его узнает мама. Но мама не признала старика.
Унылый Петя пошел куда глаза глядят и пришел в лес. Темнело и Петя набрел на какой-то домик. Он зашел внутрь, увидел табуретки, часы и в углу сено. Он зарылся в сено и уснул.
Проснулся он от голосов. За столом сидели два мальчика и две девочки, кряхтели, охали и называли друг друга по имени-отчеству.
Петя услышал, что это злые волшебники, которые ловят детей теряющих время понапрасну. Так они поймали Петю Зубова и еще трех детей, которые тоже стали стариками.
Один из волшебников, Сергей Владимирович, признался, что ребята-старики могут снова помолодеть, если ребята придут завтра в полночь и повернут стрелки часов на 77 оборотов назад.
Остальные волшебники сказали, что ребята точно не придут, а Сергей Владимирович предложить быть осторожнее.
Волшебники ушли, а Петя Зубов побежал искать других детей, превращенных в стариков.
Он увидел старушку с корзиной и спросил, не школьница ли она. Но старушка замахнулась корзиной. Вокруг мальчика бежали настоящие старики - учителя, маляры, начальник пожарной охраны.
В полдень Петя зашел в парк и сел на скамейку отдохнуть. Вдруг видит, старушка сидит и плачет. Потом вдруг достает булку с изюмом и газету "Пионерская правда". А затем начинает в мячик играть.
Петя подбежал к ней, сказал, что она школьница и старушка обрадовалась. Точно, отвечает, я Маруся Поспелова, ученица 3 класса. Пошли Петя и Маруся остальных ребят искать. Зашли во двор, а там старушка в классики прыгает. Оказалось, что это Наденька Соколова.
Пошли ребята вместе последнего мальчика искать, а того нигде нет. Уже темнеть начало. Вдруг видят они на колбасе трамвая старичок едет, посвистывает. Оторвали его ребята от колбасы, оказалось это ученик 2 класса Вася Зайцев.
Сели старички в трамвай, а им школьники место уступают. Смутились старички, но тут как раз лес показался. Выскочили они из трамвая и к избушке бегом.
Долго ходили по лесу, заблудились, но тут луна выглянула, нашли ребята домик. В окно смотрят - спят волшебники.
Прокрались ребята к ходикам. Ровно в полночь Петя начал стрелки часов обратно откручивать. Проснулись волшебники, а сдвинутся не могут, стареют прямо на глазах.
На 77 обороте вскрикнули волшебники и пропали, словно их и не было, а старички снова стали детьми и весело засмеялись.

Рисунки и иллюстрации к "Сказке о потерянном времени"

Невероятное произведение Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени» было экранизировано в 1964 году. Поражает в фильме тонкое переплетение морали и чувства юмора. Сюжет произведения захватывает. Главного героя зовут Петя Зубов. Он большой лентяй, который никуда и никогда не спешит. Зачем спешить? Правда Петя вовсе не осознает, что его лень – это время, потраченное зря. Однажды утром Петя собирается в школу. Конечно, он опаздывает, ведь получать знания ленится. Тем временем четыре злых чародея понимают, что их силы слабнут. К ним пришла слабость. Вернуть свою силу можно, если найти лентяев и забрать у них их время.

Шварц: «Сказка о потерянном времени» краткое содержание

Волшебники забрали у детей время и сделали из них муку, а из них замесили тесто, из теста выпекли лепешки. Вот только немного не рассчитали с порцией и скушали лишнее. В итоге чародеи стали детьми, а дети стариками. Не обошла злая участь и главного героя Петю. Он пришел в школу и обнаружил, что теперь он старенький дедушка. Мальчик решил, что все это сон, поэтому он продолжает играть свою роль. После школы отправляется в город. Большим разочарованием является то, что взрослый дедушка ничего не умеет и не знает. А ему нужны деньги. Даже мама не узнала Тома.

На помощь мальчику приходит пес. Петя в отчаянии решает уйти в лес, ведь он не может больше жить в городе. Лес оказывается не обычным, а волшебным. Именно там живут злые чародеи. Петя находит их дом, а там обиженную кукушку. Волшебники ее не замечали и не давали воды. Петя в образе старика дает птичке воды. Она же помогает мальчику вернуть прежнее состояние вещей. Петя Зубов поворачивает часы в обратную сторону, заклинание перестает действовать, а колдуны исчезают.

Очень поучительной является сказка о потерянном времени. Краткое содержание дает понять, в ней есть много морали. Главная – время – это наша самая главная ценность. Его нельзя постоянно терять впустую. Друзья познаются в беде. А доброта всегда возвращается к тем, кто ее излучает. Если бы Петя не помог кукушке, она бы не захотела рассказать ему секреты. А если бы волшебники не были такими злыми, то птица не затаила бы на них обиду, не рассказала обо всем Пете.


Оказавшись такой любимой у детей, сказка была экранизирована. Мы предлагает посмотреть фильм «Сказка о потерянном времени» всей семьей. Устраивайтесь поудобнее и приятного просмотра!

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!