Диагностика стилей поведения в конфликтных ситуациях. Диагностика особенностей поведения в конфликтных ситуациях учащихся

Тест Томаса - типы поведения в конфликте Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации (точнее, в конфликте интересов) является опросник Кеннета Томаса (Kenneth Thomas) «Определение способов регулирования конфликтов». К. Томас исходил из того, что людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметь грамотно ими управлять. Он совместно с Ральфом Килманном (Ralph Kilmann) предложил двухмерную модель регулирования конфликтов, одно измерение которой - поведение личности, основанное на внимании к интересам других людей; второе - поведение, подразумевающее игнорирование целей окружающих и защиту собственных интересов. Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость): 1. Соревнование (конкуренция) - стремление добиться своих интересов в ущерб другому. 2. Приспособление - принесение в жертву собственных интересов ради другого. 3. Компромисс - соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие. 4. Избегание - отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. 5. Сотрудничество - участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. тест "Конфликтная личность" (Пугачев В.П., 2003) позволяет выявить степень конфликтности личности. Тест состоит из 11 вопросов. Индивиду, проходящему обследование, необходимо для каждого вопроса выбрать один ответ из трех возможных. Полученные ответы оцениваются в баллах в соответствии с ключом. В результате может быть получено от 10 до 44 баллов. Показатель, находящийся в пределах 10-14 баллов, свидетельствует о склонности личности к конфликтному поведению. Результат от 30 до 44 баллов указывает на стремление избегать конфликтных ситуаций. Диагностика стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М) Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения. Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта – адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направленно на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения. Обработка и интерпретация результатов теста Преодолевающее поведение может оказаться как эффективным, так и неэффективным с точки зрения разрешения конфликта или достижения психического благополучия. Не существует универсально эффективных форм преодоления. Например, попытка отложить решение проблемы "в долгий ящик" и постараться на время забыть о ней в одних случаях лишь усугубит трудности, а в других – позволит впоследствии посмотреть на проблему более спокойно, что поможет успешно ее решить. Снятие напряжения с помощью успокоительных средств (лекарств или алкоголя) может быть совершенно необходимым в одних случаях и вредным в других. Рассмотрим некоторые механизмы эмоционально-ориентированного преодоления, которые показали свою эффективность. Выражение чувств, сколь бы интенсивными они ни были, желательно, если оно уместно и не создает трудностей в социальном взаимодействии. Это могут быть слезы, крик, "облегчение души" в откровенном разговоре, дневниковые записи, письма и многое другое – в зависимости от ситуации. Замещающая деятельность сродни психоаналитическому понятию сублимации, только несколько шире. В ней могут найти выход стремления, непосредственная реализация которых невозможна. Так, те, кто лишен семейного тепла, часто заводят домашних животных для реализации потребности в любви и тепле; те, кто не смог состояться профессионально, "уходят" в различные хобби или общественную деятельность. Разрядка в узком смысле (более мягкий вариант психологической защиты вымещения) – это перенос негативных эмоций на предметы, которые можно сломать, разбить или испортить. Подобные действия обычно осуждаются окружающими, однако, если осуждения можно избежать (остаться одному), а материальный ущерб невелик, то подобный способ "справиться с чувствами" иногда целесообразен. Разрядкой в широком смысле слова являются любые интенсивные физические нагрузки (занятия спортом, дальние прогулки, пробежки, тяжелая домашняя работа), в которых находит выход энергия, связанная с отрицательными эмоциями. Фантазия (преодоление вне реальности) позволяет достичь желаемого хотя бы в воображении, а возникающие при этом положительные эмоции дают силы для существования в трудных жизненных ситуациях. Эффективность творчества как преодолевающего поведения основана на действии нескольких или даже всех из вышеперечисленных форм преодоления. Оно позволяет выразить чувства (например, на бумаге или в актерской игре), служит социально одобряемым вариантом замещающей деятельности, дает разрядку и позволяет воплотить фантазии в созданном произведении. Сдерживание (аналог психологической защиты вытеснения) – это сознательное или полуосознанное избегание неприятных мыслей, дел или проблем. Часто сочетается с отвлечением на другие занятия и мысли. Отстранение – это восприятие ситуации без эмоциональной реакции (эмоции как бы "выключены") или с ощущением нереальности происходящего (все происходит "как бы не на самом деле" или "как бы не со мной"). Юмор – это переосмысление проблемы с подчеркиванием ее смешных сторон. Наконец, один из наиболее важных механизмов преодолевающего поведения – переоценка ценностей и самоизменение.

Инструкция. Тест оценивает психологические особен­но­сти, определяю­щие успех и неудачи в работе, взаимоот­но­ше­ниях с людьми. Позволяет проанализировать поведение уча­стников конфликтной ситуации. Выберите из двух утвержде­ний то, которое больше соответствует вам. Если какое-либо утвержде­ние покажется неподходя­щим, постарайтесь дать наи­лучший предположитель­ный ответ.

Опросник

1. А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного во­проса.

Б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обра­тить внимание на то, с чем мы оба не со­гласны.

2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я стараюсь успокоить другого и, главным обра­зом, сохра­нить наши отношения.

4. А) Улаживая спорную ситуацию, я все время ста­раюсь найти поддержку у другого.

5. А) Я пытаюсь избежать возникновения неприят­ностей для себя.

Б) Я стараюсь добиться своего.

6. А) Я стараюсь отложить решение спорного во­проса с тем, чтобы со временем решить его оконча­тельно.

Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

7. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем со­стоят все затронутые интересы и вопросы.

8. А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться сво­его.

9. А) Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

10. А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем со­стоят все затронутые интересы и вопросы.

Б) Я стараюсь успокоить другого и, главным об­разом, сохра­нить наши отношения.

11. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

12. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.



Б) Я пытаюсь показать другому логику и пре­имущества моих взглядов.

13. А) Я стараюсь успокоить другого и, главным об­разом, сохра­нить наши отношения.

Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать на­пряженности.

14. А) Обычно я настойчиво стараюсь добиться сво­его.

Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать беспо­лезной на­пряженности.

15. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож­ность настоять на своем.

Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

16. А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши раз­ногласия.

Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

17. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть вниматель­ным к жела­ниям другого.

Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

18. А) Если позиция другого кажется ему очень важ­ной, я поста­раюсь пойти навстречу его желаниям.

Б) Я стараюсь убедить другого прийти к компро­миссу.

19. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовле­творить желания каждого из нас.

20. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, кото­рая может вы­звать споры.

Б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож­ность настоять на своем.

Анализ результатов теста и ключевые вопросы

· Стратегия соперничества (конкуренции) проявляется как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому). Ключевые утверждения: 3а, 5б, 7а, 8б, 9а, 11б, 12б, 14а.

· Стратегия сотрудничества, при которой участник кон­фликтной ситуации стремится прийти к альтернативе, удовле­творяющей интересы обеих сторон. Ключевые ут­вер­ж­де­ния: 2б, 4а, 7б, 10а, 12а, 16а, 17б, 19б.

· Стратегия компромисса – готовность отказаться в кон­фликте от части своих притязаний и ожидание ответных усту­пок: 2а, 6б, 9б, 11а, 15б, 16б, 18б, 19а.

· Стратегия избегания – характерно как отсутствие стремле­ния к кооперации, так и отсутствие тенденции к дос­тиже­нию собственных целей. Ключевые утверждения: 1а, 4б, 5а, 6а, 8а, 13б, 14б, 20а.

· Стратегия приспособления , для которой типично привне­сение в жертву собственных интересов ради другого. Клю­че­вые утверждения: 1б, 3б, 10б, 13а, 15а, 17а, 18а, 20б.

Задание 2. Ответьте на вопросы опросника «Психологические защиты личности» (см. ниже). Проанализируйте результаты. Сделайте выводы. Какие ошибки в оценке ситуаций и других людей вы чаще допускаете (по результатам теста). Какова специфика вашего осознания отдельных аспектов поведения участников конфликтной ситуации и самого себя?

Диагностика психологических защит личности

Инструкция. Прочитайте утверждения, касающиеся состояния Вашего здоровья и характера. Решите, верны ли они по отношению к Вам. Не тратьте времени на раздумье, используйте тот ответ, который первым пришел в голову. Если Вы решили, что утверждение верно, поставьте знак «+». Если утверждение по отношению к Вам неверно – «-». Утверждение, которое Вы не можете оценить по отношению к себе как верное, следует признать неверным.

Текст опросника

1. Я человек, с которым легко поладить.

2. Когда я чего-то хочу, у меня не хватает терпения подождать.

3. Всегда существовал человек, на которого я хотел бы походить.

4. Люди считают меня сдержанным, рассудительным человеком.

5. Мне противны непристойные кинофильмы.

6. Я редко помню свои сны.

7. Люди, которые всюду распоряжаются, приводят меня в бешенство.

8. Иногда у меня появляется сильное желание пробить стену кулаком.

9. Меня раздражает тот факт, что люди слишком много задаются.

10. В своих фантазиях я всегда главный герой.

11. У меня не очень хорошая память на лица.

12. Я чувствую некоторую неловкость, пользуясь общественной баней.

13. Я всегда внимательно выслушиваю все точки зрения в споре.

14. Я легко выхожу из себя, но быстро успокаиваюсь.

15. Когда кто-нибудь толкает меня в толпе, я испытываю желание ответить тем же.

16. Многое во мне восхищает людей.

17. Отправляясь в поездку, я обязательно планирую каждую деталь.

18. Иногда, без всякой причины, на меня нападает упрямство.

19. Друзья почти никогда не подводят меня.

20. Мне случалось думать о самоубийстве.

21. Меня оскорбляют непристойные шутки.

22. Я всегда вижу светлые стороны вещей.

23. Я ненавижу недоброжелательных людей.

24. Если кто-нибудь говорит, что я не смогу что-либо сделать, то я нарочно хочу сделать это, чтобы доказать ему неправоту.

25. Я испытываю затруднения, вспоминая имена людей.

26. Я склонен к излишней импульсивности.

27. Я терпеть не могу людей, которые добиваются своего, вызывая к себе жалость.

28. Я ни к кому не отношусь с предубеждением.

29. Иногда меня беспокоит, что люди подумают, будто я веду себя странно, глупо или смешно.

30. Я всегда нахожу логичные объяснения любым неприятностям.

31. Иногда мне хочется увидеть конец света.

32. Порнография отвратительна.

33. Когда я чем-нибудь расстроен, я много ем.

34. У меня нет врагов.

35. Я не очень хорошо помню свое детство.

36. Я не боюсь состариться, потому что это происходит с каждым.

37. В своих фантазиях я совершаю великие поступки.

38. В большинстве своем люди раздражают меня, так как они слишком эгоистичны.

39. Прикосновение к чему-то склизкому вызывает у меня отвращение.

40. У меня часто бывают яркие, сюжетные сновидения.

41. Я убежден, что если буду неосторожен, люди воспользуются этим.

42. Мне требуется много времени, чтобы разглядеть плохие качества в людях.

43. Когда читаю или слышу о трагедии, это не слишком трогает меня.

44. Когда есть повод рассердиться, я предпочитаю основательно все обдумать.

45. Я испытываю сильную потребность в комплиментах.

46. Сексуальная невоздержанность отвратительна.

47. Когда в толпе кто-то мешает моему движению, у меня иногда возникает желание толкнуть его плечом.

48. Как только что-нибудь не по-моему, я обижаюсь и мрачнею.

49. Когда я вижу кого-нибудь в крови, это почти никогда не беспокоит меня.

50. В сложных жизненных ситуациях я не могу обойтись без поддержки и помощи друзей.

51. Большинство окружающих считают меня очень интересным.

52. Я ношу одежду, которая скрывает недостатки моей фигуры.

53. Для меня очень важно всегда придерживаться общепринятых правил поведения.

54. Я часто склонен противоречить людям.

55. Почти во всех семьях супруги друг другу изменяют.

56. По-видимому, я слишком отстраненно смотрю на вещи.

57. В разговорах с представителями противоположного пола я стараюсь избегать щекотливых тем.

58. Когда я не могу справиться с чем-либо, я готов заплакать.

59. Из моей памяти часто выпадают некоторые мелочи.

60. Когда кто-то толкает меня, я испытываю негодование.

61. То, что мне не нравится, я выбрасываю из головы.

62. В любой неудаче я обязательно нахожу положительные стороны.

63. Я терпеть не могу людей, которые всегда оказываются в центре внимания.

64. Я почти ничего не выбрасываю и бережно храню множество разных вещей.

65. В компании друзей мне больше всего нравятся разговоры о прошедших событиях, развлечениях и удовольствиях.

66. Меня не слишком раздражает детский плач.

67. Я бываю так сердит, что мне хочется крушить все вокруг.

68. Я всегда оптимистичен.

69. Я чувствую себя неуютно, когда на меня не обращают внимания.

70. Какие бы страсти не разыгрывались на экране, я всегда отдаю себе отчет в том, что это только на экране.

71. Я часто испытываю чувство ревности.

72. Я бы никогда специально не пошел на откровенно эротический фильм.

73. Неприятно, что людям, как правило, нельзя доверять.

74. Я готов делать все, чтобы произвести хорошее впечатление.

75. Я никогда не был панически напуган.

76. Я не упущу случая посмотреть хороший триллер или боевик.

77. Я думаю, что ситуация в мире лучше, чем полагает большинство людей.

78. Даже небольшое разочарование может привести меня в уныние.

79. Мне не нравится, когда люди откровенно флиртуют.

80. Я никогда не позволяю себе терять самообладание.

81. Я всегда готовлюсь к неудаче, чтобы не быть застигнутым врасплох.

82. Кажется, некоторые мои знакомые завидуют моему умению жить.

83. Мне случалось со зла так сильно ударить или пнуть по чему-нибудь, что я неумышленно причинял себе боль.

84. Я знаю, что за глаза кое-кто отзывается обо мне дурно.

85. Я едва ли могу вспомнить свои первые школьные годы.

86. Когда я расстроен, я невольно поступаю как ребенок.

87. Мне намного проще говорить о своих мыслях, чем о своих чувствах.

88. Когда я бываю в отъезде, и у меня случаются неприятности, я сразу начинаю сильно тосковать по дому.

89. Когда я слышу о жестокостях, это не слишком трогает меня.

90. Я легко переношу критику и замечания.

91. Я не скрываю своего раздражения по поводу привычек некоторых членов моей семьи.

92. Я знаю, что есть люди, настроенные против меня.

93. Я не могу переживать свои неудачи в одиночку.

94. К счастью, у меня меньше проблем, чем у большинства людей.

95. Если что-то волнует меня, я иногда испытываю усталость и желание выспаться.

96. Отвратительно то, что почти все люди, добившиеся успеха, достигли его с помощью лжи.

97. Нередко я испытываю желание почувствовать в своих руках пистолет или автомат.

Обработка и анализ результатов опросника. Подсчитайте количество баллов по каждому показателю:

1) отрицание (номера утверждений): 1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94 (всего 13 утверждений);

2) подавление: 6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89 (всего 12).

3) регрессия (номера утверждений): 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95 (всего 14);

4) компенсация: 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74 (всего 10);

5) проекция: 7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96 (всего 13);

6) замещение: 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97 (всего 13);

7) рационализация: 4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87 (всего 12);

8) противодействие: 5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79 (всего 10).

Число положительных ответов по каждому показателю разделите на число вопросов в нем. Высокое значение показателя говорит о доминировании данного вида защитных механизмов. Описание защит см. ниже.

«Отрицание» – защитный механизм, с помощью которого осуществляется отказ от сознательно непереносимых мыслей, желаний, фактов и поступков. Реальное оказывается как бы несуществующим или преобразуется так, что больше не является болезненно переживаемым. Эта защита в конструктивном ее варианте напоминает самовнушение благоприятного эмоционального настроя и надежды на лучшее, а в деструктивном – может приводить к игнорированию имеющихся проблем и отказу от их решения. Если «вытеснение» направлено вовнутрь, то «отрицание» – вовне. Повышенная внушаемость и доверчивость связаны с действием данного механизма, за счет которого у социального окружения отрицаются нежелательные, внутренне неприемлемые черты, свойства или негативные чувства к субъекту. Отрицание как механизм психологической защиты реализуется при разнообразных конфликтах и характеризуется искажением восприятия действительности.

«Подавление» – вытеснение неприемлемых побуждений, желаний и мыслей из сознания в бессознательное. Вытесненное не разрушается, а при ослаблении механизма подавления вызывает чувство тревоги и включение других защитных механизмов. Проявляется в забывании, игнорировании очевидных фактов неправильного поведения или симптомов болезни, а при умеренной выраженности – в уменьшении отрицательного воздействия окружения.

«Регрессия» – возврат к детским формам поведения при реагировании на проблемы, обусловленные внешними обстоятельствами и внутренними конфликтами. Как и любой механизм защиты, становится препятствием для личностного роста. Проявлением этого способа защиты является стремление «забыться» с помощью алкоголя или психоактивных веществ.

«Компенсация» – механизм восполнения реальной или воображаемой неполноценности. Включает стремление к замещению неудач в одной области за счет успеха в другой, к достижению успеха в том, что было наиболее трудным, фантазирование, идентификацию со значимыми лицами.

«Проекция» – приписывание другим людям своих неприемлемых мыслей, чувств, намерений. Проявляется в приписывании вины за недостатки или промахи кому- или чему-нибудь, стремлении найти в своем окружении то, что будет соответствовать душевному состоянию.

«Замещение» (перенос) – бессознательный механизм, при котором недосягаемая или неприемлемая цель или объект заменяются сознательно более приемлемыми. Чувство переносится с актуального объекта на заменитель. Так, истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта.

«Рационализация» – субъективно приемлемое объяснение поведения и событий, нахождение т. н. объективных причин (при этом подлинные причины могут оставаться неосознанными). Тем самым утверждается чувство собственного достоинства и снижается переживание вины.

«Противодействие осознанию» – такие черты характера или установки, которые противоположны содержанию бессознательного, обеспечивают защиту от осознания неприемлемых переживаний. Противодействие особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, испытывающая тревогу в связи с собственным выраженным сексуальным влечением, может стать непреклонным борцом с порнографическим фильмами, писать письма протеста в кинокомпании, выражая сильную озабоченность деградацией современного киноискусства. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от своих собственных гомосексуальных побуждений.

По теме 4

Задание. Проанализируйте возможность реализации т.н. Гарвардских правил ведения переговоров при проведении процедуры медиации. С какими трудностями сталкивается медиатор при их реализации? Обратите внимание на то, что переговоры – одно из эффективных средств разреше­ния кон­фликта. Метод принципиальных переговоров – реше­ние про­блемы, исходя из сути дела. Он позволяет, как считают его авторы Фишер и Юри, «достичь того, что вам по­лагается по праву и остаться при этом в рамках прили­чий»1.

Правила переговоров в конфликтах

1. Отделите человека от проблемы – обсуждайте про­блемы, а не друг друга. В условиях конфликта возникает тен­денция переносить недовольство позицией оппонента на лич­ность этого оппонента. Будьте тверды, говоря о проблеме, но мягки с людьми. Чтобы разрешать конфликт, необяза­тельно изменять личность оппонента. Более того, лучше постараться понять его переживания и образ мыслей.

2. Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях. Пози­ции более или менее открыто формулируются конфликтую­щими сторонами, тогда как каждая из них даже свои собст­венные интересы не всегда ясно осознает, не говоря уже об интересах другой стороны. Конфликт обычно разгорается во­круг позиций, но подлинными движущими силами его явля­ются интересы. Как правило, согласовать интересы конфлик­тующих сторон удается лучше, чем согласовать их позиции. У человека интересов гораздо больше, чем те, ко­торые выража­ются в занятой им позиции.

3. Ищите взаимовыгодные варианты. Нередко люди опа­са­ются предлагать оппоненту в процессе переговоров какие-то недостаточно продуманные или кажущиеся не слишком для них выгодными варианты, боясь, что это ослабит их позиции: оппонент может сходу ухватиться за то, что пред­ложено, и добиться преимущества. Чтобы избежать этого, следует отде­лять предложение вариантов от принятия окончательного ре­шения. Предлагая оппоненту разнооб­разные варианты, вы можете выяснить его предпочтения и учесть его интересы.

4. Настаивайте на использовании объективных критериев. Вариант, в котором учтены интересы оппонента, может не устроить его. Чтобы выйти из такого положения, необхо­димо иметь объективные критерии оценки предлагаемых решений. Эти критерии должны признаваться обеими кон­фликтующими сторонами. Они не должны зависеть от же­ланий одной из сто­рон, а быть справедливыми и практич­ными. Пример крите­риев: традиция, экспертная оценка, профессиональная норма, научный расчет и т. п.

По теме 5

Задание. Изучите интервью М. Сукэ, касающееся законодательства Франции по урегулированию семейно-правовых споров с участием медиатора. Поразмышляйте о перспективах семейной медиации в нашей стране. Дополнительно изучите Справку Президиума Верховного суда от 01.04.2015 г. о применении медиации судами. Об истории развития медиации в США изучите статью: *Барретт Д. 51 год для прогноза // Медиация и право. Посредничество и примирение.– 2015.– № 1.– С. 34–38.

Ниже приведены описания возможных вариантов поведения в конфликтных ситуациях, сгруппированные в ЗО пар. Выберете из каждой пары то суждение, которое является более типичным для характеристики вашего поведения (одно суждение из каждой пары).

Скорее всего, кто-нибудь из участников обратит внимание на то, что вопросы повторяются, и потребует разъяснений по этому поводу. В таком случае, следует похвалить его за внимательность и разъяснить, что отдельные формулировки действительно повторяются, но они находятся в разных сочетаниях друг с другом, так что выбор все равно необходимо каждый раз делать заново.

а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

б) Я постараюсь уладить дело с учетом всех интересов другого человека, и моих собственных.

а) Обычно я стремлюсь добиться своего.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

а) Я стараюсь найти компромиссное решение.



а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

а) Я стараюсь избежать возникновение неприятностей для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные

а) Я думаю, что не всегда следует волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

а) Я твердо намерен добиться своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

а) Я предлагаю среднюю позицию

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

б) Я попытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

б) Я стараюсь сделать все возможное, чтобы избежать напряжения.

а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я обычно стараюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

а). Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу

а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей и позицией другого

человека.

б) Я отстаиваю свою позицию.

а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас.

б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

а) Если позиция другого человека кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему на встречу.

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

а) Зачастую стремлюсь избежать споров.

б) Если это делает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

а) Я пытаюсь щадить чувства другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы могли совместно добиться успеха.

Ключ опросника.

№ вопроса Противоборство (соперничество) Сотрудничество Компромисс Избегание Уступчивость (приспособление)
А Б
Б А
А Б
А Б
А Б
Б А
Б А
А Б
Б А
А Б
А Б
Б А
Б А
Б А
Б А
Б А
А Б
Б А
А Б
А Б
Б А
Б А
А Б
Б А
А Б
Б А
А Б
А Б
А Б
Б А
ИТОГО

ПРОТИВОБОРСТВО - СОПЕРНИЧЕСТВО (я выигрываю - ты проигрываешь)

Человек, использующий этот стиль весьма активен, предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Меня не беспокоит то, что думают другие. Я собираюсь доказать им, что у меня есть свое решение проблемы: так можно выразить мысли такого человека. Он старается в первую очередь удовлетворить свои собственные интересы в ущерб, интересам других, вынуждая других принимать свое решение проблемы.

Этот стиль может быть эффективным в случаях:

1. решение нужно принять быстро;

2. вы чувствуете, что не иного выбора и вам нечего терять;

3. в ситуациях требующих мгновенного реагирования.

ИЗБЕГАНИЕ (я проигрываю - ты проигрываешь)

Вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения проблемы просто уклоняетесь от разрешения конфликта. Короче говоря, вы не делаете попыток удовлетворить собственные интересы или интересы другого человека. Вместо этого от проблемы, игнорируя ее, перекладывая ответственность за ее решение на другого.

«Я сейчас не могу заниматься этим. Я подожду»: вы просто отталкиваете от себя проблему. Уход или отсрочка могут быть вполне подходящими и конструктивными реакциями на конфликтную ситуацию в случаях:

1. проблема не важна для вас;

2. положение безнадежно;

3. необходимости принимать решение сейчас;

4. необходимость выиграть время;

5. мало власти для решения этой проблемы;

6. чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ - УСТУПЧИВОСТЬ (я проигрываю - ты выигрываешь)

Вы действуете совместно с другим человеком, не пытаетесь отстаивать свои интересы. стиль немного напоминает стиль уклонения, поскольку его можно использовать

получения отсрочки в решении проблемы. Однако основное отличие состоит в том, действуете вместе с другим человеком, вы участвуете в ситуации и соглашаетесь делать другой. Этот стиль может быть эффективным в случаях:

1. исход дела более важен для другого человека, чем для вас;

2. изначально не можете одержать верх из-за больших полномочий другого;

3. более важны мир и добрые отношения с человеком, чем победа к конфликте;

4. понимаете, что правда изначально не на вашей стороне.

СОТРУДНИЧЕСТВО (я выигрываю - ты выигрываешь)

Вы активно участвуете в разрешении конфликта и отстаиваете свои интересы, но стараетесь при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с другими подходами к конфликту, поскольку вы сначала «выкладываете на стол» нужды и заботы обеих сторон, а затем обсуждаете их. у вас есть время и решение проблемы имеет для вас достаточно важное значение, это хороший способ для поиска обоюдовыгодного результата и удовлетворения интересов обеих сторон. для успешного использования этого стиля необходимо затратить некоторое время на поиск скрытых интересов и нужд для разработки способа удовлетворения истинных желаний обеих сторон. Ситуации, в которых приемлем стиль сотрудничества:

1. стороны имеют различные скрытые нужды;

2. решение проблемы очень важно для обеих сторон;

3. важны тесные и длительные взаимоотношения с другой стороной.

КОМПРОМИСС

Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая делает тоже самое. Иными словами вы сходитесь на частичном удовлетворении и частично выполняете желание другого человека. Вы делаете это обмениваясь уступками и взвешивая все для разработки компромиссного решения, которое устроило Эти действия могут напоминать сотрудничество, но компромисс достигается на поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством. Вы рассматриваете только то, говорите друг другу о своих желаниях. «Я могу смирить с этим», мы не можем полностью выполнить своп желания, следовательно, необходимо прийти к решению, которым каждый из нас мог бы смириться».

1.-обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие цели;

2.-может устроить временное решение;

4.чем все потерять.

Противоборство, сотрудничество, компромисс- это стратегии достижения деловых коммуникациях, так как позволяют участникам активно управлять процессом результативностью взаимодействия.

Стратегии избегания, уступчивости и частично компромисса являются «стратегиями приспособления», которые позволяют в деловых коммуникациях демонстрировать пассивную, управляемую позицию, что так же не мешает достигать собственных целей.

4. Упражнение «Придумай ситуацию»

Цель: Перенести полученные психологические знания на анализ реальных жизненных ситуаций.

Инструкция: Разделите группу на 3 подгруппы, каждой в отдельности дается задание придумать, пример ситуации и как можно действовать в подобных ситуациях в соответствии с каждым из описанных стилей поведения.

Пример. В темном переулке на вас напал грабитель, который требует отдать ему все деньги. Возможные сценарии действия:

1. Соперничество - оказать физическое сопротивление.

2. Сотрудничество - попытаться «навести» этого грабителя на более богатого знакомого, поставив условие: вырученные таким путем деньги поделить.

З. Компромисс договориться с грабителем, что он берет только часть имеющихся денег в обмен на обещание жертвы не обращаться с заявлением в милицию.

4. Избегание - попытаться убежать.

5. Приспособление - безропотно отдать всю имеющуюся наличность.

5. Упражнение «Конфликты»

Цель: Актуализация знаний о различных стилях поведения в ситуациях межличностного конфликта, их демонстрация на жизненных примерах.

Инструкция: Разделить подростков на новые 3 подгруппы, каждой подгруппе раздать ситуацию, которую они должны проиграть в виде сценки выбрав 2 стиля поведения в конфликте. Остальные должны угадать, какой стиль поведения показан. На подготовку подгруппам 15 минут, на проигрывание каждой сценки 5 минут. Готовьтесь.

Примеры конфликтных ситуаций

1. Ты договорился(лась) идти на дискотеку с друзьями (подругами) по случаю дня рождения. А мама говорит: Никуда ты у меня не пойдешь на ночь глядя, маленький(ая) еще!»

2. Вы узнали что ваш одноклассник собиравший с класса деньги на ремонт школы, часть денег из этой суммы потратил на себя. А он говорит, что такого не было, и вы все придумали.

З. Ты купил в магазине полкило колбасы, принес ее домой и тут обнаружил, что она несвежая. Ты возвращаешься в магазин, отдаешь продавцу колбасу и чек и просишь вернуть деньги за некачественный товар. А он отвечает «Ничего не знаю, у вас все продукты свежие. Вы приобрели это в другом месте».

Обсуждение: При обсуждении этой ролевой игры следует обратить внимание на то, что целесообразность использования разных стилей поведения в зависимости от типа конфликтной ситуации может сильно меняться. В частности, жесткость применяемых стилей может зависеть от степени близости участников конфликта, (в нашем примере: мать, друг, посторонний человек), обоснованности их требований (беспокойство матери за сына или дочь вполне понятно, продавец же просто хамит). Взаимной зависимости конфликтующих сторон (с родителями предстоит еще долго вместе жить, с другом тоже придется еще учиться, а с нерадивым продавцом можно больше не встречаться).

6. Обратная связь. Что вам понравилось на сегодняшнем занятии, что нет?

Занятие № 4

Цель: Познакомить подростков с основными способами психологических манипуляций и путями защиты от них.

1. Упражнение: «Толкачи»

Цель: Снятие эмоционального напряжения, демонстрация сущности манипуляции.

Инструкция: Участники разбиваются на пары и встают на расстоянии примерно метра друг от друга. Каждый из них стоит на одной ноге, поджав другую. Подростки выставляют руки ладонями вперед и начинают толкаться «ладонь в ладонь, стараясь вывести соперника из равновесия, заставив его опустить вторую ногу и/или сдвинуться с места. Каждую минуту состав пар по команде ведущего меняется. Общая длительность игры 3-4 минуты. Желательно дать участникам попробовать свои силы, как в однополых, так и в смешанных (мальчик-девочка) парах.

Обсуждение: Сообщить о том, что эта игра позволяет продемонстрировать сущность манипуляции: в ней идет преимущественно не силовая борьба и даже не состязание в ловкости, а влияние на партнера с помощью хитрости. Побеждает тот, кто смог в нужное время скрыть свои намерения, а потом неожиданно для партнера реализовал их.

Что помогло вам победить?

Зависит ли победа от физических данных?

2. Дискуссия: «Что такое манипуляция».

Вопрос к вам: «Что такое манипуляция?».

Манипуляция - это такое влияние на человека, которое осуществляется исподтишка, до поры до времени оно скрыто от адресата.

Манипулятор побеждает не с помощью силы, а с помощью хитрости.

Образно говоря, манипуляция - «игра на струнах души»- человека. Эти «струны» - его переживания, слабости, нереализованные амбиции и т. п. (в манипуляциях чаще всею используется стремление к самоутверждению, чувство вины, жадность).

В следующем упражнение вы познакомитесь с некоторыми способами, которыми осуществляется манипуляция.

3. Упражнение: «Зигзаг».

Цель: Познакомиться со способами манипулирования, активизировать групповое взаимодействие подростков.

Инструкция: 1). Разделить участников на 4 подгруппы, каждая подгруппа получает раздаточные материалы, содержащие описание различных способов манипуляции.

2). Внутри подгрупп подростки читают материалы, обсуждают их, придумывают свои примеры (время работы 5-7 минут).

3). Придумать подгруппой свой способ передачи полученной информации остальным подгруппам, это может быть сценка, песня, лекция, и т. д. Если возникнут вопросы, то на них тоже отвечает подгруппа (время работы 10 минут)

Раздаточные материалы .

Подгруппа 1

Преувеличение типичности поведения. Большинству людей свойственно присматриваться к окружающим и стараться вести себя так же, как и они, делать то, что «принято». Мало кто хочет быть «белой вороной». И поэтому когда человека хотят склонить к определенному поведению, то ему обычно представляют данное поведение как широко распространенное, типичное для многих.

«Сто тысяч человек в день пользуются сетью наших магазинов. Присоединяйтесь!

«По результатам опроса, за этого политика собираются проголосовать 75% избирателей. Выбор за вами!»

«В нашей компании все уже пили пиво и “забивали косячок»! А тебе что, слабо»?

Ссылка на авторитеты. Людям свойственно прислушиваться к мнению тех, кто хорошо известен, достиг определенного веса в обществе, обладает какими-либо важными знаниями и т. п. Естественно, манипуляторы злоупотребляют этим; демонстрируют ложный авторитет (как в рекламах, где актер играет «врача-стоматолога»- или «мастера по ремонту стиральных машин») или просто покупают публичное заявление авторитета (опять же это рекламные ролики, в которых за большие деньги снимаются знаменитости).

Подгруппа 2

Создание спешки, ажиотажа . Чтобы основательно обдумать свои поступки, человеку требуется некоторое время. Так вот, времени-то его и стремятся лишить, когда хотят склонить к сомнительным действиям. Создав у человека ощущение спешки, его куда легче заставить действовать под влиянием сиюминутного импульса, а не разума. Навязывается формула: «Действуй немедленно или ты проиграешь!» Способ очень широко используется в торговле и рекламе, особенно при организации распродаж. Создается ощущение дефицита: дешевого товара осталось мало, на всех не хватит, чтобы досталось тебе - хватай немедленно!

«У нас осталась всего 15 телефонов, продающихся со скидкой! Приносим извинения тем, кто не успеет их купить».

«Эта юбочка, к сожалению, последняя, все уже разобрали!»

«Приходите на нашу дискотеку - это последняя возможность “от- тянуться” перед началом учебного года

Экскурсионный автобус отправляется прямо сейчас, осталось всего два места!»

Впрочем, дефицит времени не всегда свидетельствует о попытке манипулирования. В жизни возникает довольно много ситуаций, действительно требующих быстрых решений. Необходимость действовать быстро свидетельствует о манипуляции лишь тогда, когда спешка создается искусственно.

Подгруппа З

Злоупотребление правилом взаимного обмена . Правила хорошего тона предписывают нам отвечать взаимностью в тех ситуациях, когда нам помогают чем-либо, оказывают услугу, делают подарок (это называется правилом взаимного обмена). Но порой нам могут сделать «подарок» или оказать непрошенную услугу специально - с целью оказать влияние, добиться от нас чего-нибудь. И очень часто это удается. Ведь принимая подарок или какую-нибудь «любезность», мы начинаем чувствовать себя обязанными и нам становится «неудобно» отказать тому, от кого мы этот подарок приняли. Примеры таких манипуляций:

· Бесплатные дегустации в продуктовых магазинах, после которых предлагается купить тот товар, который человек попробовал.

· Ну ладно, давай задачку...

· Мальчишки моют стекла у машин, стоящих на перекрестке, а потом просят водителей заплатить за работу, «сколько сможете».

· Сектанты «дарят» прохожим цветные журналы с описанием своей доктрины, а потом просят о материальном пожертвовании.

Подгруппа 4

Навязывание обязательств . Когда человек принимает на себя какие-либо обязательства хотя бы в общих чертах (заявляет о своей дружбе, обещает помочь и т. п.), потом его гораздо легче убедить принять и те детали, о которых он не знал. Ведь человеку свойственно стремление к тому, чтобы его поведение было последовательным, т. е. новые поступки логично вытекали из того, что сказано или сделано раньше. Об этом идет речь в поговорке «Если сказал “А”, скажи и “Б”». Занес ногу, чтобы шагнуть, - значит нужно сделать шаг. Как этим пользуются манипуляторы? Сначала добиваются от человека, чтобы он согласился на что-нибудь в общих чертах (Ты согласен помочь мне?») или что-нибудь пообещал или высказал (публично) намерение что-либо сделать. Написал бы, например, расписку, что он обязуется что-либо выполнить. Поставил свою подпись под каким-нибудь обращением, дал клятву, принес присягу. Вот пример диалога, где используется такой механизм манипуляции:

Ты мне друг?

Конечно, друг!

А тогда решишь за меня задачку по алгебре?

Ну ты же сам сказал, что друг! А друзья всегда помогают.

Обсуждение: Какими способами манипуляции вы пользовались? Вспомнились ли вам случаи когда вами манипулировали, и вы поддались на манипуляцию?

4. Дискуссия: «Как можно защититься?»

Ну вот, теперь вы знаете о некоторых способах манипуляции. А как же от них защититься?

Если речь идет об использовании манипуляций в рекламе или торговле - проще всего просто отключить этот источник информации (выйти из магазина со слишком навязчивыми продавцами, переключить телевизор на другую программу на время рекламной паузы, пролистнуть, не читая, соответствующие страницы газеты и т. п.).

А как быть, если манипулятор - близкий тебе человек.

Ведущий рассказывает о способах защиты, участники приводят примеры, как конкретно это может выглядеть.

· Прежде всего, разглядеть сам факт манипуляции! Для этого и нужно знание ее способов.

· Использовать прием «бесконечных уточнений»: не отвечать манипулятору по существу, а долго и подробно расспрашивать его – что конкретно он хочет, зачем ему это нужно, почему он завел этот разговор именно сейчас и т. п.

· Использовать прием «заезженная пластинка» - раз за разом повторяя свою позицию, не вступая в пререкания.

· Брать тайм-аут: не делать сразу то, чего добивается манипулятор, а просить подумать, посоветоваться с окружающими т.п.

5. Обратная связь. Что понравилось? Что нового узнали? Что не понравилось?

Занятие № 5.

Цель: Закрепление результатов, достигнутых в ходе тренинга.

1. Упражнение: «Протяни на встречу руку»

Цель: Самовыражения, а также социометрическая нагрузка (расположение отпечатков на листе, их взаимные позиции).

Инструкция: Выкладывается лист бумаги формата А2 или А1, участники одновременно кладут на него свои ладони, каждый обводит контур своей ладони и раскрашивает свою часть получившегося рисунка. По желанию участников, можно не обводить контур, а намазать краской саму ладонь и отпечатать ее на бумаге.

Обсуждение. Где, чья рука? Что побудило расположить ее именно в этом месте листа и раскрасить таким образом?

2. Упражнение «Чепуха».

Цель: Осмысление данного тренинга и сбор информации, что для подростков в проделанной работе оказалось «эмоциональными доминантами».

Инструкция: Шуточный вариант обратной связи, в основу которого положена одноименная детская игра. Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нем ответ на вопрос ведущего, после чего загибает лист таким образом, чтобы его ответ не был виден, и передает своему правому соседу. Тот письменно отвечает на следующий вопрос ведущего, вновь загибает лист, передает дальше и т. п. Обратите внимание подростков, что отвечать на эти вопросы нужно «не вообще», а именно применительно к прошедшему тренингу. Когда вопросы закончатся, каждый участник разворачивает лист, оказавшийся у него в руках, и вслух, как связный текст, читает записанные на нем ответы.

Примерный перечень вопросов.

Чем занимались?

Как это происходило?

Что запомнилось?

И что в итоге получилось?

3. Групповая дискуссия «Шляпы».

Инструкция: Участники разбиваются на 4 подгруппы. Каждая из подгрупп выбирает представителя, который вытягивает жребий - бумажку, на которой написан «цвет шляпы», достающейся подгруппе. Когда шляпы распределены, подгруппам дается 5-10 минут на обсуждение и подготовку к выступлению, после чего они кратко рассказывают о прошедшем тренинге с позиции доставшегося им цвета.

Зеленая шляпа. Охарактеризовать тренинг с позиции разума. Какие знания и умения дал тренинг, что представляется наиболее полезным, а что не очень? Где и как можно использовать полученные знания и умения?

Красная шляпа. Описать тренинг с позиции эмоций и чувств. Что вызвало положительные переживания, а что - отрицательные? Какие упражнения были самыми яркими в эмоциональном плане?

Черная шляпа. Дать отрицательную обратную связь: отметить, что не понравилось, оказалось неприятным, скучным или бесполезным, что следовало бы сделать по-другому.

Белая шляпа. Дать положительную обратную связь: отметить, что понравилось на тренинге, что удалось, было полезным, в чем участники видят основные достижения лично для себя.

Обсуждение: Возможно, кто-нибудь хочет добавить высказывание с позиции “шляпы” другого цвета? Сейчас есть такая возможность».

4. Упражнение: «Пожелание».

Цель: Развитие навыка межличностного восприятия, эмпатии, наблюдательности.

Инструкция: Скажите своему соседу с лева, что он сделал на тренинге такого, что вам понравилось больше всего, или то, чему бы вы тоже хотели бы научиться. Задание выполняется по кругу начиная с ведущего.

Спасибо всем. До свидания!

Адаптация Н.В. Гришиной. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.

Двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликте
Двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии разработанная К. Томасом и Р. Киллменом получила широкое распространение в конфликтологии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. Оценка интересов в конфликте — это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса—Киллмена она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы. В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю...?», «Что я потеряю...?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника...?» и т. д. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс; уступка или сотрудничество). Часто бывает так, что отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.
При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:
1) содержания предмета конфликта;
2) ценности межличностных отношений;
3) индивидуально-психологических особенностей личности. Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

Инструкция: Выберите из пары суждение, которое является наиболее типичным способом поведения для Вас. Время выполнения теста 15-20 минут.

Опросник
1. А.Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся. Я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интереса другого и моих собственных.
3. А. обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь добиться своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую, я избегаю занимать позицию, которая может вызывать споры.

13.А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
15.А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществе моей позиции.
17.А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б.. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А.Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стараюсь найти найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому решению проблемы.
22. А Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желанию.
23. А. .Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. .Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27. А. Зачастую, я избегаю занимать позицию, которая может вызывать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30.А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю в спорном вопросе такую позицию, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Количество баллов, набранных по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденций к проявлению определенной стратегии поведения в конфликтьных ситуациях. Тест можно использовать для исследования тенденций в группе.

номер вопроса Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
1 А Б
2 Б А
3 А Б
4 А Б
5 Б Б
6 Б А
7 Б А
8 А Б
9 Б А
10 А Б
11 А Б
12 Б А
13 Б А
14 Б А
15 Б А
16 Б А
17 А Б
18 Б А
19 А Б
20 А Б
21 Б А
22 Б А
23 А Б
24 Б А
25 А Б
26 Б А
27 А Б
28 А Б
29 А Б
30 Б А

Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации является опросник Кеннета Томаса «Определение способов регулирования конфликтов». К. Томас исходил из того, что людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметь грамотно ими управлять. Он совместно с Ральфом Килманном предложил двухмерную модель регулирования конфликтов, одно измерение которой - поведение личности, основанное на внимании к интересам других людей; второе - поведение, подразумевающее игнорирование целей окружающих и защиту собственных интересов.

Для описания типов поведения людей в конфликтах К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственные интересы.

Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость):

Соревнование (конкуренция) - стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

Приспособление - принесение в жертву собственных интересов ради другого.

Компромисс - соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.

Избегание - отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Сотрудничество - участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Ответы заносятся в бланк.

Инструкция:

Тест состоит из ряда утверждений, которые помогут определить некоторые особенности поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Имеются два варианта, А и В, из которых нужно выбрать один, в большей степени соответствующий испытуемому, его мнению о себе. В бланке для ответов ставится отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения. Отвечать надо как можно быстрее.

Бланк вопросника

Ключ к опроснику:

Соперничество: 3А, 6Б, 8А, 9В, 10А, 13В, 14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А.

Сотрудничество: 2В, 5А, 8В, 11А, 14А,19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, 30В.

Компромисс: 2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А.

Избегание: 1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В.

Приспособление:1В, 3В, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21А, 24А, 25В, 27В, 30А

Обработка результатов:

В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

В тестировании принимали участие учащиеся 10 класса ГБОУ СОШ № 744 имени П.Н. Еремеева в количестве 15 человек, из них 9 мальчиков и 6 девочек. Возраст ребят 15-16 лет. Класс достаточно дружный, с хорошими умственными способностями, коммуникабельный и спокойный. Мне было очень интересно с ними работать. На момент самого тестирования они были довольно сосредоточены, поэтому внимательно слушали вопросы и отвечали на них.

После обработки данных выяснилось, что в большей степени подростки регулируют конфликты при помощи соревнования. Этот стиль поведения, в большей степени свойственный активным и агрессивным людям с мотивацией активно-оборонительного поведения и/или самоутверждения в качестве доминирующих мотиваций. Соперничество часто вызывает максимальное сопротивление у партнеров по общению, так как противоречие разрешается в одностороннем порядке. Это наиболее опасный стиль, который может перевести внешний конфликт в прямую конфронтацию и столкновение с применением силы. Индивид, демонстрирующий этот стиль, как правило, озабочен отношением к себе со стороны окружающих и стремится во всех ситуациях выглядеть победителем. Можно допустить, что при этом стиле поведения проявляется адекватное завышение самооценки, сохранение которой удается с помощью использования определенных форм психологической защиты.

Из всего это следует, что в подростковом возрасте действительно повышенная конфликтность. Все это делает область взаимоотношений подростка со сверстниками и взрослыми более сложными и напряженными. Учитывая все эти аспекты, проявление агрессии, а иногда и жестокости может быть неизбежным. Именно для того, чтобы избежать эти трудности или хотя бы попытаться их сгладить необходимо знать как это сделать правильно и не довести ситуацию до предела.