Конспект урока литературного чтения

Конспект урока литературного чтения "Дорогами сказок. Тема семьи в русской народной сказке "Белая уточка"". Значение сказок для детей. "Белая уточка" - русская народная сказка

Один князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках.

Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть. Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить. Князь уехал, она заперлась в своем покое и не выходит.

Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщина, казалось — такая простая, сердечная!

— Что,- говорит,- ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала.

Долго княгиня отговаривалась, не хотела, наконец подумала: по саду походить не беда,- и пошла.

В саду разливалась ключевая хрустальная вода.

— Что,- говорит женщина,- день такой жаркий, солнце палит, а водица студеная так и плещет, не искупаться ли нам здесь?

— Нет, нет, не хочу!- А там подумала: ведь искупаться не беда!

Скинула сарафанчик и прыгнула в воду.

Только окунулась, женщина ударила ее по спине.

— Плыви ты,- говорит,- белою уточкой!

И поплыла княгиня белою уточкой.

Ведьма тотчас нарядилась в ее платье, убралась, намалевалась и села ожидать князя.

Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее.

А белая уточка нанесла яичек, вывела деточек: двух хороших, а третьего — заморышка; и деточки ее вышли — ребяточки.

Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики собирать, кафтанчики сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.

— Ох, не ходите туда, дети!- говорила мать.

Дети не слушали; нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше, дальше — и забрались на княжий двор.

Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила-напоила и спать уложила, а там велела разложить огня, навесить котлы, наточить ножи.

Легли два братца и заснули; а заморышка, чтоб не застудить, приказала им мать в пазушке носить,- заморышек-то и не спит, все слышит, все видит.

Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает:

— Спите вы, детки, иль нет? Заморышек отвечает:

— Не спят!

Ведьма ушла, походила-походила, опять под дверь.

— Спите, детки, или нет? Заморышек опять говорит то же:

— Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати: огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!

Поутру белая уточка зовет деток: детки не идут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор.

На княжьем дворе, белы как платочки, холодны как пласточки, лежали братцы рядышком.

Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:

Кря, кря, мои деточки! Кря, кря, голубяточки! Я нуждой вас выхаживала, Я слезой вас выпаивала, Темну ночь недосыпала, Сладок кус недоедала!

— Жена, слышишь, небывалое? Утка приговаривает.

— Это тебе чудится! Велите утку со двора прогнать!

Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:

Кря, кря, мои деточки! Кря, кря, голубяточки! Погубила вас ведьма старая, Ведьма старая, змея лютая, Змея лютая, подколодная; Отняла у нас отца родного, Отца родного - моего мужа, Потопила нас в быстрой реченьке, Обратила нас в белых уточек, А сама живет-величается!

“Эге!” — подумал князь и закричал:

— Поймайте мне белую уточку! Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается;

выбежал князь сам, она к нему на руки пала.

Взял он ее за крылышко и говорит:

— Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!

Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню.

Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой — говорящей.

Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою — они встрепенулись, сбрызнули говорящею — они заговорили.

И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.

А ведьму привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю: где оторвалась нога — там стала кочерга; где рука — там грабли; где голова — там куст да колода. Налетели птицы — мясо поклевали, поднялися ветры — кости разметали, и не осталось от ней ни следа, ни памяти!

(Из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки)

ученица 5 класса дистанционного обучения МБОУ СОШ №1 г.Шагонара

Выявление роли цветовой гаммы в русской народной сказке "Белая уточка" и тувинской сказке "Ак-Сагыш и Кара-Сагыш"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сравнительная символика белого цвета в русской сказке «Белая уточка» и тувинской сказке «Ак- сагыш и Кара- сагыш » Исследовательская работа в ыполнила ученица 5 Б класса дистанционного обучения при МБОУ СОШ №1 г.Шагонара Ондар Айыран.

Актуальность Вся наша жизнь с детства связана со сказками. Родители шептали их, когда мы засыпали. Мы их изучали в школе. Они нас сопровождают и сейчас. Удивительная сказка передавалась из уст в уста. Их очень ценил народ. Я постаралась п ередать смысл белого цвета в русской народной и тувинской сказках.

Цель работы: Выявить роль цветовой гаммы в русской сказке «Белая уточка» и тувинской «Ак - сагыш и Кара - Сагыш ».

Новизна: В нашей школе раньше символика белого цвета не рассматривалась. Эта первая попытка раскрыть символ белого цвета в русской и тувинской сказках.

Объект Русская народная сказка «Белая уточка» и тувинская народная сказка «Ак- Сагыш и Кара- Сагыш » (Чум зверей).

Методы работы: Метод сплошной выборки; Метод сравнительного и сопоставительного анализа; Метод комплексного анализа текста.

Основная часть Сказка – это один из видов устного народного творчества. Она учит нас добру, смелости, учит защищать слабых, любить Родину и не просто жить, а приносить пользу другим. В сказках добро побеждает зло.

Для сравнительного анализа мы выбрали русскую народную сказку о животных « Б елая уточка» и тувинскую сказку о животных «Ак- сагыш и Кара- сагыш »

Словарь Ожегова Прежде чем анализировать и прочитать сказки, мы просмотрели два словаря: Словарь Ожегова, где лексическое значение таково:) 1) Белый - Со светлой кожей (как признак расы) 2) Белый - Светлый, в противоположность чему-нибудь более темному, именуемому черным 3) Белый - Контрреволюционный 4) Белый - Цвета снега или мела

Словарь символов Белый. Это цвет простоты, света, Солнца, воздуха, прозрения, чистоты, невинности, непорочности, святости, священства, спасения, духовной власти. Белые одежды означают чистоту, непорочность или триумф духа над плотью. У буддистов - овладение самим собой, спасение, Белая Тара - высочайшая духовная трансформация через женственное, та, которая ведет наружу, за тьму оков, Мать всех Будд. У христиан - очищенная душа, радость, чистота, девственность, невинность, святая жизнь, свет, целостность. Белое носят во всех ритуально важных случаях: крещение, конфирмация, помолвка, брак, смерть. Это цвет святых, не испытавших мучений и святых девственниц, а также Пасхи, Рождества, Крещения и Вознесения.

Основное содержание сказок Русская сказка «Белая уточка» В сказке говорится, как злая ведьма обманом вывела молодую княгиню в сад, когда князь уехал. Сгубила ее и превратила в белую уточку. Уточка снесла яички и вырастила детей. Но ведьма сгубила и детей. Уточка причитала, ее услышал князь и догадался. Он спас княгиню и детей. Тувинская сказка «Ак – сагыш и Кара - сагыш » Жили два брата Ак- Сагыш и Кара- Сагыш. Кара- Сагыш оставляет брата и сбегает. А Ак- Сагыш, случайно подслушав разговор зверей в чуме, спасает людей и скот Караты-Хана. У хана пропал родник. Ак- Сагыш освободил родник Хан щедро вознаградил его. Об этом узнал брат Кара- Сагыш. Он также отправился в чум зверей, но звери чуть не растерзали его. И снова брат Ак- Сагыш спасает Кара- Сагыша.

Анализ сказок Все сказки делятся на волшебные, сказки о животных и социальные. Прочитав данные сказки, мы отнесли русскую к волшебной, а тувинскую о животных. Русская сказка не имеет зачин, она сразу начинается со слов «Один князь женился на прекрасной княжне…», тувинская имеет зачин «Давным-давно жили два брата – Ак- Сагыш И Кара- Сагыш »

Особенности сказки: «Белая уточка» Есть, как и в любой сказке, отрицательная героиня – ведьма, которая из зависти погубила княгиню и превратила в белую уточку. «Ак- Сагыш и Кара- Сагыш » Также есть отрицательный герой – брат, который бросив его, хочет нажиться и стать богатым.

Троекратный повтор в сказках Чаще всего в мировой литературе можно встретить троекратный повтор, но в русской народной сказке «Белая уточка» повтор двухкратный: Ведьма дважды спрашивает детей «Спите, детки, или нет?», а третий ребенок заморышек дважды отвечает «Мы спим-не спим, думу думаем, что хотят нас порезати …». Также дважды причитает о смерти детей сама белая уточка « Кря,кря, мои деточки! Кря,кря, голубяточки! Погубила вас ведьма старая…» В тувинской сказке прямого троекратного повтора нет, но мы можем проследить добрые дела Ак- Сагыша: он первый раз отдал своего белого коня, чтобы оба они насытились, второй раз он спасает скот Караты-Хана и в третий раз спасает брата Кара- Сагыша от голодных зверей.

Прилагательное «белая » символизирует не только цвет, но и характер, душу – это символ простоты, чистоты, невинности. Княгиня из-за своей простоты поверила ведьме, которая превратилась в женщину и погубила ее. В тувинской сказке говорящее имя «Ак- Сагыш », что в переводе белая душа. И действительно, что бы ни делал «Кара- Сагыш », т.е. «Черная душа», брат всегда спасает жадного родственника. Значит душа его также невинна, чиста и проста.

Сколько раз встречается слово «белый» Русская сказка Встречается три раза: белая уточка, белы как платочки (сравнительный оборот) в предложении «На княжьем дворе, белы как платочки, холодны как пласточки, лежали два брата рядышком». Так умертвила ведьма и двоих детей белой уточки. И в третий раз нам встречается слово «Белый» в просьбе князя «Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!» Тувинская сказка Прилагательное встречается два раз. В предложении «Не было у них ничего, кроме двух коней: белого у Ак- Сагыша, и черного у Кара- Сагыша ». В имени «Ак - С агыш » также можно заметить слово «белый», но только в переводе с тувинского.

Вывод В обеих сказках добро побеждает зло, хотя в тувинских сказках иногда зло не наказывается. Символика белого цвета применена не спроста, ее применяли, чтобы показать не только цвет положительного героя, но и качество души, характер: простоту, наивность, чистоту. В русской сказке отсутствует традиционный зачин, отсутствует троекратный повтор, но трижды используется прилагательное «белый». В тувинской, наоборот, все сказочные элементы сохранены: зачин, троекратные действия положительного героя.

Таким образом, символика белого цвета используется не только, чтобы показать цвет у чего или кого-либо, но и показать положительные качества героев. Цветовая символика помогает составить полную характеристику литературному персонажу, следовательно, глубже понять образ того или иного героя. Это помогло мне стать более внимательным читателем, понять многогранность каждого слова в разных сказках.

Главные герои русской народной сказки «Белая уточка» — князь и княгиня. Княгиня вскоре после свадьбы вынуждена была остаться одна в тереме, потому что князь уехал в далекие края. По совету мужа она никуда не выходила. Но пришла однажды женщина и стала уговаривать княгиню выйти на прогулку.

Поддавшись на уговоры, княгиня покинула терем и пошла с этой женщиной гулять по саду. В саду женщина предложила княгине искупаться, но как только та поплыла, женщина, которая оказалась колдуньей, превратила княгиню в белую уточку. А сама колдунья приняла облик княгини и стала ждать возвращения князя.

Князь по возвращении не заметил подмены. А у белой уточки со временем появились детки, да не утята, а ребята. Дети уточки часто выходили играть на берег, и однажды забрались на княжеский двор.

Там их узнала колдунья и решила извести. Она заманила детей в дом и уложила спать. А когда дети уснули, обвела их мертвой рукой, и они стали неживые.

Утром мать-уточка стала искать своих деток, и нашла их на княжеском дворе бездыханными. Она стала плакать и причитать. Это увидел князь и стал он удивляться, что утка человеческим голосом плачет. Он велел поймать уточку и затем произнес волшебные слова. Уточка превратилась обратно в молодую княгиню и князь ее сразу узнал.

Тотчас же отправили сороку за живой и мертвой водой. Деток княгини оживили, и у князя стала большая дружная семья. А ведьму к лошадиному хвосту привязали, да пустили в поле. И памяти о ней не осталось.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Белая уточка» заключается в том, что следует быть осторожным и внимательным при общении с незнакомыми людьми. Молодая княгиня начала общаться с незнакомой женщиной, а та оказалась ведьмой – она сделала княгиню уточкой и заняла ее место.

Сказка учит прислушиваться к советам близких людей. Князь советовал княгине не выходить из терема, но она не послушала его и попала в беду.

В сказке «Белая уточка» мне понравился князь. Он сразу почувствовал неладное, увидев уточку. Князь сумел превратить уточку обратно в княгиню и оживил ее детей.

Какие пословицы подходят к сказке «Белая уточка»?

Жена без мужа - что дом без крыши.
Доверяй, да проверяй.
Добро побеждает зло.
Все хорошо, что хорошо кончается.

Один князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть.

Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить.

Князь уехал, она заперлась в своем покое и не выходит.

Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщина, казалось - такая простая, сердечная!

Что,- говорит,- ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала.

Долго княгиня отговаривалась, не хотела, наконец подумала: по саду походить не беда,- и пошла.

В саду разливалась ключевая хрустальная вода.

Что,- говорит женщина,- день такой жаркий, солнце палит, а водица студеная так и плещет, не искупаться ли нам здесь?

Нет, нет, не хочу!- А там подумала: ведь искупаться не беда!

Скинула сарафанчик и прыгнула в воду. Только окунулась, женщина ударила ее по спине.

Плыви ты,- говорит,- белою уточкой!

И поплыла княгиня белою уточкой.

Ведьма тотчас нарядилась в ее платье, убралась, намалевалась и села ожидать князя.

Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее.

А белая уточка нанесла яичек, вывела деточек: двух хороших, а третьего - заморышка; и деточки ее вышли - ребяточки.

Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики собирать, кафтанчики сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.

Ох, не ходите туда, дети!- говорила мать.

Дети не слушали; нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше, дальше - и забрались на княжий двор.

Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила-напоила и спать уложила, а там велела разложить огня, навесить котлы, наточить ножи.

Легли два братца и заснули; а заморышка, чтоб не застудить, приказала им мать в пазушке носить,- заморышек-то и не спит, все слышит, все видит.

Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает:

Спите вы, детки, иль нет? Заморышек отвечает:

Не спят!

Ведьма ушла, походила-походила, опять под дверь.

Спите, детки, или нет? Заморышек опять говорит то же:

Мы спим - не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати: огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!

Поутру белая уточка зовет деток: детки не идут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор.

На княжьем дворе, белы как платочки, холодны как пласточки, лежали братцы рядышком.

Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:

Кря, кря, мои деточки!
Кря, кря, голубяточки!
Я нуждой вас выхаживала,
Я слезой вас выпаивала,
Темну ночь недосыпала,
Сладок кус недоедала!

Жена, слышишь, небывалое? Утка приговаривает.

Это тебе чудится! Велите утку со двора прогнать!

Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:

Кря, кря, мои деточки!
Кря, кря, голубяточки!
Погубила вас ведьма старая,
Ведьма старая, змея лютая,
Змея лютая, подколодная;
Отняла у нас отца родного,
Отца родного - моего мужа,
Потопила нас в быстрой реченьке,
Обратила нас в белых уточек,
А сама живет-величается!

“Эге!” - подумал князь и закричал:

Поймайте мне белую уточку! Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается; выбежал князь сам, она к нему на руки пала. Взял он ее за крылышко и говорит:

Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!

Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню.

Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой - говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою - они встрепенулись, сбрызнули говорящею - они заговорили.

И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.

А ведьму привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю: где оторвалась нога - там стала кочерга; где рука - там грабли; где голова - там куст да колода. Налетели птицы - мясо поклевали, поднялися ветры - кости разметали, и не осталось от ней ни следа, ни памяти!

Тема урока: Дорогами сказок.

Тема семьи в русской народной сказке "Белая уточка"

Цель: Создание условий для развития критического мышления через анализ русской народной сказки «Белая уточка».

Задачи:

Образовательные : познакомиться с русской народной сказкой «Белая уточка» и проанализировать её; актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.

Развивающие: формировать познавательные универсальные учебные действия в ходе работы с текстом;

Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству; пробуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность; мотивировать ситуацию успеха и достижений, творческой самореализации учащихся; воспитывать сочувствие и сопереживание по отношению к близким людям.

Планируемые результаты:

Предметные: развитие смыслового чтения через анализ русской народной сказки «Белая уточка»;

Метапредметные:

Регулятивные:

Осознание значимости чтения для личного развития;

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Овладение логическими действиями анализа, обобщения; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений;

Познавательные:

Использование разных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое);

Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику сказки, участвовать в её обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Коммуникативные:

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Личностные:

Формирование уважительного отношения к иному мнению;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - самооценка своей деятельности на уроке;

Оборудование:

    учебная хрестоматия Л.А. Ефросининой "Литературное чтение" 2 класс;

    презентация к уроку

    книжка-раскладушка

    карточки для групповой работы и для работы в паре.

    карточки для словарной работы

    толковый словарь В. Даля, словарь русского языка Ожегова.

Ход урока 1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Поприветствуйте наших гостей. Пожелайте друг другу удачи. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца прекрасными чувствами. Итак, у нас урок литературного чтения. – Для чего нам необходим урок литературного чтения?

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Давайте, вспомним, с произведениями, какого жанра мы работали на предыдущих уроках? (сказка) - Что такое сказка? (Сказка это - повествовательное, обычно народнопоэтическое или авторское, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических лиц.) Слайд 2 – Что это? (названия сказок) . «Воробьишко» (авторская) , народные: «Теремок» (о животных) , «Каша из топора» (бытовая) , «Царевна-лягушка» (волшебная) . Исключите лишнюю. («Воробьишко» Почему? (авторская, остальные народные) - Проверка д/з.(М. Горький Воробьишко) (тест) Самопроверка

Ключ к тесту

Слайд 3

Слайд 4 - А теперь разделите оставшиеся сказки на три группы. (волшебная, бытовая, о животных ) Смена динамических поз II. Введение в тему урока, постановка целей урока.

Я думаю, что вам хочется сегодня на уроке познакомиться с новой сказкой?

Ну, тогда в путь! Слайд 5

Прочитайте предложение: «В какой семье любовь да совет, в той и горя нет».

Что можете сказать о прочитанном? (это пословица)

Как вы понимаете данную пословицу?

- Как вы думаете, какое отношение она имеет к сегодняшнему уроку? (высказывание предположений) Постановка учебной задачи. - Ребята, вы, наверное, уже догадались с произведением какого жанра и на какую тему мы познакомимся сегодня на уроке. Название этой сказки вы узнаете поработав в паре. (карточка) Зачеркните повторяющиеся буквы, из оставшихся получите название этой сказки (работа в парах).

Может кто-то попытается сформулировать тему нашего урока?

Итак, сегодня мы знакомимся с РНС «Белая уточка» (Выставляю в книжку-раскл. титул сказки)

Поставим задачи на сегодняшний урок.

КАРТОЧКА НА ДОСКУ:

- Познакомимся со сказкой.

- Обсудим её.

- Выполним задания

- Определим основную мысль.

- Составим книжку-раскладушку

Путешествие в сказку продолжается. Надеюсь на вашу активную работу. - Откройте учебник на 128 стр. прочитайте название сказки - Выскажите свои предположения, о чём пойдёт речь в этой сказке? (высказывание предположений) Смена динамических поз

IV. Работа по теме урока.

1. Первичное восприятие произведения. – Послушайте сказку. (читают 3 хорошо читающих учащихся). – Понравилась ли вам сказка? - Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытывали, слушая сказку? (радость, тревогу, огорчение, …)

Работа со зрительными метками. (зоны)

Посмотрите внимательно по классу и найдите слова из сказки, которые мы сейчас не употребляем в речи (устаревшие слова). - Где можем узнать лексическое значение слова? (Толковый словарь В.Даля).- Пока ребята ищут значение в словарях, давайте попытаемся объяснить их толкование.

Размыкать тоску – рассеять, забыть, развеять.

Заморыш – особый ребенок (дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачок», «заморыш», чтобы уберечь от дурного завистливого взгляда и злых сил).

Завопила – жалобно запела, запричитала.

Худые речи – дурные, плохие, нехорошие.

Физкультминутка. Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
1 – 2 – 3 – 4 – 5 – все умеем мы читать

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва

Опускаем руки мы по команде «два»

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз - наклон, два – наклон,

Зашумел листвою он. Смена динамических поз

2. Повторный анализ сказки, выборочное зачитывание: -Текст мы будем читать с остановками, будем думать, рассуждать, отвечать на вопросы. (Обратить внимание на план. - Мы познакомились со сказкой, обсудили её, а теперь выполним задания)

– Прочитайте 1 часть сказки жужжащим чтением и проведите «расследование»: - Почему князю и княжне пришлось расстаться? - Какой наказ дал князь своей жене?

– Прочитайте 2 часть сказки чтением молча и найдите ответ на вопрос: – О чём беспокоилась уточка, о чём просила детей? Зачитайте эти строки. - Послушались ли дети матери? Что они сделали и что из этого вышло? - Как себя в сложной ситуации ведёт младший сын? Каким он показан в сказке? (Смелым, сообразительным, находчивым)

Сердце матери чует беду. Почуяла её и уточка-мать.

– Прочитайте 3 часть сказки и отметьте карандашом ответ на вопрос: - Как повела себя уточка-мать на княжьем дворе, увидев своих деток, лежащих рядком? (жалобно запела, запричитала). Пометки выполняйте аккуратно.

Кто помог уточке в горе? (князь)

С помощью чего были разрушены колдовские чары? (заклинание, живящая и говорящая вода). – Какое заклинание произнёс князь? Прочитайте.

Что стало с источником зла – ведьмой? Зачитайте отрывок.

– Докажите, что это сказка. - К какому виду сказок относится данная сказка? (волшебная). - Какие признаки волшебной сказки присутствуют? (чудесные превращения, троекратные повторы, присказки, сказочные помощники, невероятные события) - Семья воссоединилась, злые силы побеждены. - В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Какой урок для себя вы вынесли, познакомившись с этой сказкой? (Всегда нужно слушаться и выполнять то, о чем тебя просит тот, кто тебя сильно любит. Не стоит доверять незнакомым людям. В мире кроме добра есть и зло). (сначала княжна ослушалась мужа, потом сыновья ослушались мать)

Какой пункт плана мы выполнили?

Физминутка для глаз (офтальмотренажер)

Глазки наши, отдохните,

Под ресничками вздремните.

Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем,
И работать продолжаем.Смена динамических поз (все дети сидят за партами)

Работа в группах над осмыслением содержания сказки. - Чтобы глубже разобраться в сказке, в её содержание, поработаем в группах. Времени даётся на работу в группе – 5 минут. Результат работы групп мы помещаем на книжку-раскладушку.

А помните ли вы правила работы в группе?

    Умей выслушать каждого.

    Уважай собеседника.

    Приди к единому мнению.

    Добивайся успеха.

Читаем задание, быстро обсуждаем и выполняем.

1 группа – Составьте модель обложки. - Пользуясь моделью, расскажите о произведении все. (Русская народная сказка «Белая уточка»; волшебная сказка).

2 группа – Расположите иллюстрации в порядке развития сюжета.

3 группа – Обсудите в группе, кто из героев сказки является положительным, а кто отрицательным. Соедини стрелками героя и качество, которым этот герой обладает.

4 группа – Соедините начало пословиц с продолжением:

    На что и клад..(когда в семье лад).

    Вся семья вместе…(так и душа на месте)

    Нет милее дружка…(чем родная матушка)

    Кто мать и отца почитает … (тот вовеки не погибает)

Обсудите с товарищами, какая пословица подходит к этой сказке. - Какой пословицей можно заменить заголовок сказки.

Отчет групп о проделанной работе.

Тест – А теперь, я предлагаю вам ответить на несколько вопросов теста. (Тест-презентация )

Ребята 3 группы назвали положительных и отрицательных героев сказки.

Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, чем плохих. Поэтому добро всегда побеждает зло.

Обратимся к нашим задачам в начале урока. Всё ли мы выполнили?

Что нового для себя сегодня узнали?

– Чему учит сказка? (Послушанию. Когда дети себя ведут послушно – это для родителей радость. С непослушными детьми всегда что-то случается плохое.) - О чем ты расскажешь дома после уроков? Что вы взяли с собой в портфеле после нашего урока?

Дома вам нужно подготовить пересказ сказки.

V . Итог урока. (Слайд)

VI . Рефлексия учебной деятельности

Теперь проанализируйте всё, что сегодня было на уроке, что вы делали, всё ли вам понравилось, всё ли удалось, оцените свою работу. Если всё получилось, вы довольны своей работой - подарите уточке белое пёрышко. Не всё получилось, но понял какие ошибки допустил - голубое. Ничего не получилось, но хотел бы работать лучше - синее.