Как сохранить душевный мир? Обретение покоя в руках божиих

Мы живем в мире с высоко развитой системой коммуникации, но и со своими сложными, иногда неразрешимыми проблемами. Одного этого достаточно, чтобы объяснить, почему у многих людей уже нормой стала сильная внутренняя тревога и напряженность, проявляющаяся также и во внешнем мире. Когда вы в последний раз ощущали внутреннее спокойствие внутри себя? Такое , которое придаёт уверенности и себе, и другим? Наш мир пульсирует в ритме стресса и безудержного бега. И это - сказывается на жизни каждого. Сегодня даже дети младших классов страдают депрессиями, комплексами неполноценности. А всего-то надо - успокоиться.

И как всегда, способ восстановить своё внутреннее равновесие очень прост. И хочется думать, что выполнить три простых шага может каждый человек. 3 шага, три действия - незамысловатых, но действенных.
Хотите узнать какие это действия? Тогда могу предложить вашему вниманию бесплатный курс "3 шага к внутреннему спокойствию" . Три методики, которые элементарны, но дают результат.

И спасибо владельцу этого сайта, что он даёт вам возможность улучшать свою жизнь. Поблагодарите его, пусть над его дорогою всегда светит солнце и в душе царит покой.

3 простых способа сохранить внутреннее спокойствие в любой ситуации

Изучите этот курс и Вы получите:

  • 3 простых и работающих методики по тренировке обретению внутреннего спокойствия;
  • Способность оставаться уравновешенным в любой ситуации;
  • Способность принимать правильные решения;
  • Силу противостоять стрессам;
  • Веру в свои возможности;
  • Укрепление психологического и физического здоровья;
  • Толчок к творческому развитию.

_____________________________________________________________________________

Как можно обрести внутреннее спокойствие

Мир и спокойствие - это внутренняя реальность, внутреннее состояние, основанное на гармонии. Это в целом и отдельных его частей между собой. Философы древности учили, что человек - не просто телесная оболочка, над которой витает некая субъективная и весьма абстрактная душа. Человек - существо намного более сложное, обладающее, можно сказать, семью частями, или телами. Кто же мы? Мы - Тайна. Наша суть - в Сокровенном. В каждом из нас есть загадочный наблюдатель, проникающий в душу, за грань проявленного мира. Так как же можно обрести внутреннее спокойствие?

Мы должны искать его не в покое и не в движении, а в подлинной гармонии, в ее универсальных законах, управляющих всей Вселенной, согласно которым человек - не изолированный элемент, враждебный другим людям и самой Природе, а настоящий друг всего сущего. А друг - это не тот, кто сидит с нами за одним столом и делит с нами пищу, а тот, о ком с полной уверенностью можно сказать, что он всегда рядом, что мы с ним всегда вместе. Как говорили древние римляне, это тот, кто живет в согласии с нами - сердце с сердцем.
Итак, нужно понимать, что внутреннее спокойствие - это прежде всего мир с самим собой. Никто никогда не мог ни вызвать, ни создать его искусственно, но в нас всегда была, есть и будет гармония, естественная, врожденная. Проблема в том, что человек часто разрушает ее собственным образом жизни. Мы должны искать . При наличии искреннего желания обрести ее не так уж сложно.

Каждый из нас должен обладать немалой нравственной силой, чтобы найти внутри себя единственный и неповторимый "луч света", ведущий нас по Пути, и следовать за ним, как бы банально или нелепо это ни выглядело в глазах других людей. Мы должны идти по тому пути, который сами считаем правильным, не обращая внимания на то, что скажут другие. Речь идет не о том, чтобы стать эгоистом или пренебрегать чужим мнением, а о том, чтобы сохранить собственную индивидуальность. Мы должны возвести внутри себя цитадель своей свободы, без которого нам никогда не достичь ни мира, ни спокойствия.

Это способность встретиться с самим собой, способность понять, что благодаря Великой Божественной Мудрости каждому дано предназначение. Каждый из нас родился для того, чтобы выполнить свою жизненную задачу: у каждого свой Путь, своя Судьба, своя , свой попутный ветер, свой, только ему присущий образ существования и самовыражения.

Иногда мы сами не ведаем, куда идем. Но если отыщем в собственной душе внутренний компас, то всегда будем знать направление. Страдания, удары и неожиданности станут для нас просто испытаниями. Все в природе учит нас этому. Чтобы стать по-настоящему великим, нужно обладать мудростью огня. Какой ни разжигай костер, как ни поворачивай свечу, пламя всегда остается вертикальным. Если, пройдя испытания жизни, человек сможет стоять прямо, он найдет мир в своем сердце.
Чтобы обрести внутреннее спокойствие , это личное, интимное состояние человека, недостаточно просто читать книги или слушать лекции. Необходимо учиться у природы. Наблюдая за тем, как ведут себя огонь, вода, ветер, горы, можно узнать очень много. Чтобы понять сокровенную суть человека, недостаточно обладать большим количеством информации. Необходимо проникать в глубину всего, что нас окружает, и всего, что находится в нашей душе.

Возможно ли когда-нибудь достичь мира и внутреннего спокойствия среди людей, всеобщего мира на всей планете? Это очень трудная задача. Чтобы добиться великого мира, человечество должно быть мирно настроено, должно стремиться к внутреннему спокойствию и согласию и желать его сердцем. Пока все люди не поймут это, пока к миру не будут стремиться хотя бы те, кто обладает властью и силой, он никогда не будет достигнут. Недостаточно только говорить о важности всеобщего мира, о том, что наша жизнь должна становиться лучше. Необходимо всем вместе задуматься не об утопическом обществе, а о человечестве в целом; о человечестве, которое двигалось бы по своему пути, внимая Богу.

Мы можем любить ласточек, камни, людей, ветер, древние флаги и древнюю славу, но нам необходим мир. И он возможен. Если мы будем способны увидеть в весеннем воздухе знамения Бога, вестниками которого являются ласточки, и услышать их пение, если разглядим белую пену водопада, если сможем понять пламя, всегда стремящееся вверх, мы обретем мир, ибо он рождается из нашей внутренней борьбы, из наших усилий и действий, из нашей огромной любви. Благословенны те, кто способен чувствовать эту любовь; благословенны те, кто несет в себе внутреннее спокойствие; те, кто имеет мужество сказать, что мир - это очень важно, он нужен всем и всему независимо от той цены, которую необходимо за него заплатить. Тот, кто больше любит всем сердцем, тот, кто прилагает больше усилий в своих действиях, в своих размышлениях, тот в душе является настоящим отцом. Он наилучшим образом, просто и естественно, может передать все то, чем внутренне владеет; передать так, что все смогут понять это и ощутить на себе его заботу. Мы бы хотели, чтобы каждый почувствовал в своем сердце некоторое волнение - если не любовь, то хотя бы немного мира и спокойствия. Если каждый сотворит свою внутреннюю молитву, если сможет чуть чаще улыбаться, если завтра после восхода солнца увидит в зеркале свое лицо более открытым, если подарит другим свою улыбку, то он обретет внутреннее спокойствие.

- это радость, гармония, способность осуществить лучшее.

Современные люди живут в спешке и суете. Мало кто может сохранять спокойствие и мир в сердце. Неправильный подход к жизни и самому себе, оборачивается тем, что человек теряет чувство контроля над своей жизнью и мыкается в поисках счастья и чувства удовлетворения. Но, есть и другой вариант. Вы можете жить, сохраняя душевное спокойствие. Как это сделать? Давайте рассмотрим 7 советов.

1. Все начинается с прощения. В первую очередь вам нужно простить самого себя. За что? За ошибки прошлого, потерянные возможности, за свои недостатки. Для этого нужно просто осознать, что вы вчерашний и вы сегодняшний - это 2 разные личности. Вчерашний вы поступили так, как позволял уровень вашего сознания, а сегодняшний уже приобрел опыт и стал мудрее. Не вините себя за ваше прошлое - это бессмысленно. Просто простите и поблагодарите жизнь за то, что вы смогли осознать и понять свои ошибки. Отпустите их и не оглядывайтесь назад.

2. Получите свободу от зависимостей , которые отягощают вашу душу. Кто-то не может справиться с курением, кому-то дороги социальные сети, а есть и те, у кого развилась зависимость от людей. Не бойтесь порвать с этими контролирующими зависимостями, и вы обретете легкость и свободу, которые являются основой душевного спокойствия.

3. Еще один компонент нашей жизни, который уничтожает душевное спокойствие - это спешка . Справиться с этим явлением немного сложнее, потому что потребуется время на формирование новых привычек. Планирование, умение отказывать, контроль своих обещаний, а также осознание ценности времени, помогут вам освоить навыки управления временем. Когда вы будете планировать свое время, не позволяя никому и ничему воровать его у вас, вы забудете о спешке и стрессе, который она провоцирует.

4. То, чем мы наполняем свою душу и разум, определяет наше внутреннее состояние. Если вы подвергаете себя излишним информационным нагрузкам, не следите за тем, что читаете, смотрите и слушаете, у вас будет всегда «каша в голове» и «коктейль из сложных эмоций». Начните сегодня контролировать поток информации, не допуская в свой разум то, что не приносит пользы, и ваш ум всегда будет ясным, а эмоции - контролируемыми.

5. Отдых необходим всем нам, чтобы восстанавливать свое душевное равновесие, энергию, силы. Его недостаток негативно сказывается на всех сферах нашей жизни, но в первую очередь страдает наша душа. Потеря гармонии и спокойствия из-за переутомления, просто неизбежна. Находите время на восстановление душевных и физических сил.

6. Необходимо научится видеть во всем положительные перспективы , извлекая из каждой ситуации все самое лучше. Какой бы негативной ни была ситуация, всегда есть что-то хорошее, что можно вынести из нее. Поэтому, перестраивайте свое мышление на поиски положительных моментов, и когда это станет вашей привычкой, вы всегда будете сохранять спокойствие и радость в душе.

7. Помните о самом важном - на наше душевное состояние влияют люди, с которыми мы сближаемся и проводим много времени. Поэтому, пересмотрите свой круг общения и постарайтесь отдалить себя от тех людей, которые всячески стараются нарушить ваше спокойствие, подорвать веру в успех и собственные силы! Замените их теми, кто помогает вам, заряжает позитивной энергией и наполняет радостью.

Это нетрудно, надо только себя настроить, сказать себе, что с сегодняшнего дня я больше не буду обращать внимание на пустяки, не буду раздражаться, обижаться, сердиться на ближних, а все, что бы ни случилось, буду принимать с благодарностью и не буду роптать; начну считать, что посланное мне - по грехам моим. Если мы так себя не настроим, то вся жизнь пройдет впустую: какими мы были - с пороками и страстями - такими и останемся. Для того, чтобы в душе всегда были мир и покой, надо всецело предаться Богу, чтобы Господь жил в нас, а мы - в Нем. Когда мы будем жить не по своей воле, а по воле Божией, тогда все станет на свои места, душа умиротворится и успокоится.

🔷Как стяжать дух мирен?

Все знаем, как стяжать, но не все хотим потрудиться. Теорию знаем, а на практике - ну никак не получается!

Знаете, как настраивает себя смиренный человек? Он доволен и рад всему, что ему дает Господь. Местечко дали, где уберется только подстилочка - он и рад этому; там поспит и Бога поблагодарит. Однажды в Александрии в большой праздник съехалось в монастырь множество нищих, калек и убогих. Места, где можно переспать, многим не нашлось; прямо в коридоре устраивались. Один старец после молитвы в своей келье через полуоткрытую дверь слышит: "Господи, Господи, как Ты нас любишь! Как все прекрасно, как хорошо! Вот, у меня рогожа - я ее подстелил, ею же и накрылся. Сколько людей голодных сейчас, а мы сегодня даже поели, хоть и не досыта, но поели. Многие люди в холоде, в тюрьме, в камерах находятся, воздуха там нет. А здесь все прекрасно, все хорошо. Мы на свободе, а есть люди, которые белого света не видят. У них кандалы на руках и ногах и цепи. А здесь полная свобода. Господи, какая Твоя милость великая!" Так благодарил Господа больной нищий. Надо уметь благодарить Господа везде и всегда. Тогда и душа умиротворится.

Когда Юлиан - отступник - злейший враг христиан уничтожал веру православную, жил и служил в Каппадокии святитель Василий Великий. Там было 17 еретических храмов ариан, и только один православный. За очень короткое время святитель поработал так, что стало 17 православных и остался один еретический. Приехал представитель Юлиана - Модест, стал убеждать святого, чтобы он прекратил свою деятельность, перестал исповедовать веру Христову, чтобы перешел в арианство, пугал его смертью, ссылкой, лишением богатства. Святитель Василий Великий ответил на это так:

То богатство, которое ты думаешь у меня отнять, я давно передал через руки нищих, вдов и сирот в потусторонний мир. У меня ничего не осталось, кроме кожаных книг. Ты меня пугаешь ссылкой, но Бог на всяком месте. Где бы я ни был - везде Господь. Ты меня пугаешь смертью, а я к этому стремлюсь! Быстрее хочу разрешиться от тела и соединиться с Господом.

Вот как рассуждали святые люди.

Что делать, если потерял душевный мир, любовь? С каждым днем становлюсь все хуже и хуже. Хочется быть прежним, но душа умерла и никак не воскреснет.

Бывают у человека разные периоды. Поначалу, когда ребенок только учится ходить, его поддерживают родители. У него еще нет своей силы стоять: с помощью родительской он стоит на ножках и радуется. А когда родители его отпускают, позволяют самому свободно идти, он постоит немного и падает. Так и у нас. Господь Своею благодатию нас поддерживает; мы тогда себя чувствуем сильными, крепкими - все можем! Крепко стоим в вере и можем ходить. Но как только благодать отошла от нас - мы падаем и не в силах подняться, чтобы идти. Поэтому на себя надеяться никогда не надо. Надо всецело предаться в руки Божий. Почему у нас нет сил духовных? Потому, что надеемся на себя, на свои силы. А ведь если Господь нам не поможет, мы ничего сделать не сможем. Потому-то всегда надо уповать на помощь Божию, помнить, что Господь все управит, как лучше.

🔷 Есть желание уйти в иной мир. Как выйти из этого состояния?

Чтобы это желание было спасительно, надо подготовить свою душу, ведь с грязной душой попадешь только в ад. Надо еще здесь на земле потрудиться в поте лица, послужить Господу Богу. Надо постоянно духовно совершенствоваться... А пока то состояние, в каком мы сейчас находимся, не соответствует Царству Небесному. Не исправившись здесь, мы не исправимся и там, а в Царство Небесное ничто нечистое не входит. Какие мы есть, такими и там останемся... Если же мы с вами достигли такого совершенства, что у нас нет уже ни гнева, ни раздражения, ни обиды, ни ревности, находимся в любви к Богу и ближнему, то нам не от чего бежать из этого мира. Для нашей души уже пришло время покоя. Такая душа не стремится перейти в тот мир, она сознает свое несовершенство. Порой бывает, проживет человек долгую - 90-100 -летнюю жизнь. Уж и физических сил нет, а он все не умирает. Это оттого, что, может быть, есть грехи нераскаянные, душа не готова для рая, а Господь желает этой душе спасения. Потому-то и нет этой душе смерти. Так что не торопитесь из этого мира выходить.

🔷 Как избавиться от уныния?

Обычно, если у человека нет молитвы, у него постоянно уныние. Особенно у гордых, тех, кто любят осуждать ближнего, разбирать его по косточкам. Такому человеку говоришь, что этого делать нельзя, уныние замучает, но он не понимает. Ему хочется быть начальником, в каждую дырочку нос сунуть, все знать, всем доказать свою правоту. Такой человек ставит себя высоко. А когда встречает отпор, тогда происходят скандалы, обиды, - благодать Божия уходит, и человек впадает в уныние. Особенно часто в унынии тот, кто нераскаян в грехах - душа его не примирена с Богом. Почему у человека нет мира, покоя и радости? Потому, что нет покаяния. Многие скажут: "А я каюсь! " Каяться на словах, одним языком - это мало. Если ты покаялась, что осуждала, думала плохое, так не возвращайся к этому больше, подобно тому, как по словам апостола Петра "вымытая свинья снова идет валяться в грязи" (2 Петр. 2, 22).

Не возвращайся в эту грязь, и тогда душа всегда будет спокойна.

Допустим, подошел ближний и нас оскорбил. Ну, перетерпи его немощи. Ведь ты от этого не похудеешь и не постареешь. Конечно, плохо тому человеку, который долгое время себе цену набивал, высокое мнение о себе создавал, и вдруг его кто-то смирил! Обязательно он взбунтуется, будет недоволен, обидится. Что ж, таков путь человека гордого. Смиренный считает, что если что-то ему выговорили, значит, так надо...

Наш путь христианский - ни о ком плохое не говорить, никого не возмущать, всех терпеть, всем нести мир и покой. И постоянно пребывать в молитве. И на свой злой язык наложить епитимию, сказать ему: "Всю жизнь ты болтал - теперь хватит! Принимайся за дело - читай молитву. Не хочется? Заставлю! "

Если уныние только пришло, только началось - открывайте Евангелие и читайте до тех пор, пока бес не отойдет от вас. Допустим, алкоголику захотелось выпить - если он понимает, что бес напал, пусть открывает Евангелие, несколько глав прочитает - и бес сразу отойдет. И так любую страсть, которой человек страдает, можно победить. Начинаем Евангелие читать, призывать на помощь Господа - сразу бесы отходят. Как было с одним монахом. Он молился в келий и в это время бесы явно подошли к нему, схватили его за руки и потащили из келий. Он уперся руками в косяки двери и вскричал: "Господи, до чего бесы обнаглели - уже из келий насильным путем вытаскивают!" Бесы мигом исчезли, а монах снова обратился к Богу: "Господи, что же Ты не помогаешь? " А Господь и говорит ему: "А ты ко мне не обращаешься. Как только обратился, Я тебе сразу помог".

Многие не видят милости Божией. Бывали разные случаи. Человек один все роптал, что Матерь Божия, Господь не помогают ему ни в чем. Однажды явился к нему Ангел и сказал: "Вспомни, вот когда вы на лодке плыли с друзьями, лодка перевернулась - и твой друг утонул, а ты жив остался. Тебя тогда Матерь Божия спасла; Она слышала и внимала молитвам твоей матери. А теперь вспомни, когда вы ехали на бричке, и конь рванул в сторону - бричка перевернулась. Друг с тобой сидел; он был убит, а ты остался жив". И стал Ангел приводить столько случаев, которые были с этим человеком в его жизни. Сколько раз грозила ему смерть или неприятность, и все проносило мимо его... Просто мы слепы и думаем, что все это случайно, и поэтому неблагодарны Господу за спасение нас от бед.

Для того, чтобы жить с ближними в мире, согласии и любви надо научиться друг другу уступать. Если один возмутился, из него пошел "геенский огонь", то не надо бензин возражений и возмущений подливать, потому что пламя будет еще выше. Надо смириться, перетерпеть, и пламя кончит бушевать. Мне как-то одна послушница говорит: "У меня папа и мама - безбожники, даже некрещеные. Вот, я поеду сейчас домой; если они ругаться будут, как мне себя вести?" Я ей ответил: "Не ругайся. Если кто-то из них вспыхнет, начнет тебя ругать - ты их просто выслушай. Пусть они все-все выскажут тебе, что у них на душе, на сердце... Если же начнешь оправдываться - получится скандал". Выслушай все с радостью и прими за прошлые грехи со смирением.


В наше время такие грехи, как гневливость и раздражительность, весьма распространены даже среди верующих. Не зря старец Алексий Зосимовской говорил одной супружеской паре: «Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир, вы будете счастливы». Однако душевный мир необходимо отличать от мира духовного, то есть дара Божия. В одном из писем архиепископ Феофан (Быстров) написал: «Вы спрашиваете о мире душевном: приходит ли он совне или зависит от усилий самого человека и является своего рода искусством жить мирно? Нужно различать мир душевный и мир духовный, благодатный. Благодатный мир есть дар Святого Духа, а мир душевный зависит от нас самих...» Авва Дорофей учил оставлять всякое дело, если оно грозит потерей внутре ннего «устроения», то есть мира души.

Поговорить о душевном мире и его стяжании мы решили с иеромонахом Иосифом (Короле вым), настоятелем храма Покрова Прес вятой Богородицы на Высоком, подворья Св ято-Пафнутьева Боровского мо настыря.

- Отец Иосиф, насколько важно для православного человека стяжать душевный мир?

Господь заповедовал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам», «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременении, и Я упокою вас», «...Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». И апостол Павел говорит, что плоды Духа - это «любовь, радость, мир...» Этот мир человеку дается от Бога. Мешают стяжать этот мир страсти человеческие, которые мучают каждого. Не какие-то обстоятельства бывают причиной внутреннего неустройства души, хотя человек часто пытается бороться именно с ними. Душевный покой и сердечный мир можно найти только внутри себя, живя по заповедям Божиим.

Если рассмотрим слово смирение, то там тоже корень «мир». А смирение, как известно, - одна из главнейших добродетелей христианина. Господь призывает нас быть подражателями Ему, научившись от Него смирению Это главное качество христианина.

- «Ирини» - по-гречески «мир», благодатный духовный мир души, мир от Бога.

Да. «Ирини» - мирное, безмятежное, бесстрастное состояние духа. Есть и другое понятие «исихия» - «тишина».Слово «исихия» употребляется применительно к подвижникам, которые стремятся достичь внутренней тишины. В миру это не представляется возможным. В поисках исихии надо жить где-нибудь на Афоне в полнейшем уединении.

- В начале утреннего молитвенного правила есть замечательные слова о том, что перед тем, как начать молитву, нужно свои чувства привести в тишину.

Да, но не всегда это получается. Часто бывает, что только в процессе молитвы у человека наступает успокоение. Кто-то из святых отцов сказал: что длинные молитвенные правила нужны, чтобы мог человек отойти от суеты и успокоиться. Краткость тоже нужна, но одна из целей тех же долгих всенощных бдений и других пространных молитвословий - отрешиться от суеты и приобрести душевный мир.

- Можно ли такое внутреннее состояние тишины, образно говоря, «включать» в течение дня?

Нужно к этому стремиться. Сохранять спокойствие постоянно, при любых обстоятельствах - одна из основных задач христианина.

- Как, несмотря ни на что, сохранять внутренний мир?

Это приходит с опытом. Главная помеха здесь - страсти и, прежде всего, гнев. Святой Иоанн Лествичник говорит: «Начало безгневия - молчание уст при возмущении сердца». То есть прежде всего необходимо сдерживать свои уста, когда что-то выводит из внутреннего равновесия. И когда мы раз за разом таким образом побеждаем себя, то приходит внутреннее успокоение. Стяжание внутреннего спокойствия начинается с внешнего, как и любая другая добродетель. Каждое сопротивление страсти ослабляет ее, и, наоборот, всякое потакание греху усиливает его действие. Это и есть духовная борьба. Постепенно такая внутренняя работа входит в привычку, а точнее, становится определенным состоянием души человека, несмотря на вражеские нападения через людей или обстоятельства.

- Как спокойствие-равнодушие отличить от «православного» спокойствия?

Богоугодное спокойствие основывается на смирении. У аввы Дорофея есть пример, когда у одного монаха спросили, как ему удается сохранять спокойствие, а он ответил: «Что мне на этих псов обижаться?..» Если человек - христианин, то он никого не осуждает, ни о ком плохо не думает, считая себя недостойным рабом Божиим. И на основании этого воспринимает все события спокойно, как посланные от Господа. Он благодарит Бога за все жизненные обстоятельства, даже за скорби. И мир в его душе сохраняется.

Всегда необходимо помнить: Господь ведет нас ко спасению разными путями, и часто человек должен пройти через скорби и страдания для очищения своей души.

- В народе говорят: «Что Бог ни делает - все к лучшему», и в Слове Божием написано: «любящим Бога... все содействует ко благу».

Через искушения и скорби человек должен обрести мир душевный.

- После исповеди вы говорите прихожанам, чтобы они шли домой в спокойствии и старались сохранять это состояние?

Конечно. Об этом же говорю и в процессе исповеди. Например, часто супруги пытаются воспитывать друг друга, выплескивая при этом свои гнев и раздражение. Но главное для семейных отношений - хранить мир. Здесь мы уже говорим не о внутреннем мире, а о мире в семье. Нужно уметь уступать в житейских мелочах. Более духовному супругу лучше смириться, и его вторая половина начнет исправляться, глядя на христианское поведение другого. В этом смысле смирение, душевный мир - важнее всех семейных обстоятельств. Все Господь потом устроит во благо. Нередко из-за пустяшной мелочи начинается ссора, а лучше уступить и сохранить мир.

Если же кто-то борется за правду, хочет добиться справедливости, то и это необходимо делать, сохраняя внутренний мир. Будет неправильным отстаивать правду с чувством раздражения, неприязни, злобы, вражды. Это уже от лукавого. Когда даже правое дело делается без душевного мира, оно не приносит пользы человеку, а только вред.

- Как вы считаете, почему в миру очень много раздражительных людей?

Всему виной человеческая гордость: кто-то, например, считает себя лучше другого, потому раздражается и не может успокоиться. Не принимает все как волю Божию. Раздражительность - это отсутствие смирения. Смиренный же человек все спокойно воспринимает.

- Сложно ли священнику исповедовать людей?

Если у батюшки есть контакт с исповедующимся, если он видит, что у человека наступило облегчение после таинства, то это приносит радость и удовлетворение священнослужителю. Так чаще всего и бывает. К нам в монастырь приходят люди со своими скорбями и проблемами, тем не менее, мы пониманимаем друг друга. Когда человек чувствует, что священник его понимает, то обоим становится легко: и священнику, и исповедующемуся, и после духовной беседы человек уходит со спокойной душой и хорошими чувствами.

- Наверное, батюшка больше устает, если исповедь не складывается?

Бывают разные люди. Если они наши прихожане, те, кто на причастие приходит каждую неделю, - это одно. А с теми, кто приходит на исповедь первый раз или приезжает издалека, - сложнее. У нас много прихожан-паломников, и с Божьей помощью стараемся помогать им решать их проблемы.

- Некоторые светские люди под душевным спокойствием понимают довольство собой. Это же неправильно?

Конечно. Никогда нельзя быть довольным собой. Это противоположно смирению: гордыня, духовное самолюбование приводят к состоянию прелести и падения.

- Одна девушка начала воцерковляться, а семья была против. Она обратилась к батюшке, а он ей сказал, что главное в семье - мир, и лучше пока не ходить в храм, а священник и прихожане будут за нее молиться.

Компромиссы нужны, конечно. Но каждая ситуация индивидуальна. А если говорить в общем: в воскресный день надо, несмотря ни на что, идти в храм. Но я согласен, что не должно быть конфликтов и скандалов в семье. Бывает, человеку явно мешают идти к Богу. В какой-то ситуации, возможно, нужно и потерпеть «гонения» от родственников. Родители той девушки постепенно успокоятся, в какой-то степени через них действует лукавый. Нельзя потакать этому, отказываясь от спасительной веры Христовой.

- А если человек расстроен, получил неприятное известие. Как ему успокоиться?

Нужно помнить, что все посылается от Бога, и благодарить Его за все. Есть даже акафист «Слава Богу за все». Надо стараться спокойно относиться к разным обстоятельствам жизни. Но некоторые из них мы не можем воспринимать спокойно, поскольку мы живые люди. Потерю родственников или другие скорбные обстоятельства человеку свойственно воспринимать эмоционально. Но в отличие от неверующих, мы не должны впадать в панику, доходить до отчаяния и заставлять страдать других. В молитве и уповании на Бога мы черпаем силы.

- Как тем, кто живет в миру, отойти от суеты?

С утра хорошо читать молитву оптинских старцев, где есть такие слова: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день...» Надо помнить о том, что все происходит по Промыслу Божию. Как сказано в той же молитве оптинских старцев: «Господи, во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой...». Если человек это понимает, то все воспринимает правильно. Если, допустим, на работе, человек ведет себя спокойно, то и другие вокруг него будут успокаиваться. Как преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся...»

- Кстати, как правильно понимать «дух мирен»?

Это духовный мир, который ничем не возмущается, ничем не раздражается. Это не душевное состояние, а духовное. Оно достигается именно борьбой со страстями, годами непрестанной внутренней работы над собой. Когда человек благодушно терпит оскорбления, не помнит зла и правильно воспринимает неприятности в жизни, то постепенно доходит до состояния, когда со спокойствием и благодарностью относится ко всему, что с ним происходит.

- Следовательно, существует прямая зависимость между духовностью и спокойствием. Чем человек духовнее, тем должен быть спокойнее.

Да. От природы по темпераменту все люди разные. Кому-то это бывает тяжелее, кому-то легче.

- Святой Ефрем Сирин писал, что сам поначалу был весьма раздражительным...

Тем не менее, все мы должны стремиться к приобретению душевного мира. А страсти у каждого свои, и с ними нужно бороться.

- Способствует ли обретению спокойствия физическая нагрузка, например, занятия спортом?

Да. В городских условиях сейчас нет иного способа дать телу достаточную физическую нагрузку, кроме как с помощью физкультуры. А вообще святые отцы всегда советовали трудиться. В молитве человеку тяжело успокоиться, а в труде он находит успокоение от помыслов и суеты. Это одно из средств. Молитва и труд приводят к состоянию внутреннего успокоения. Молиться бывает тяжело, особенно в состоянии, когда человек раздражен, а труд успокаивает.

Если навязчивые мысли не дают человеку покоя, как с ними бороться?

Они бывают разных видов. У святых отцов об этом можно почитать. Есть хульные помыслы, в которых подробно не исповедуются, а есть навязчивые. Все люди разные. Например, у женщин часто бывает очень развита мнительность, тяжело им бывает от этого уйти. Святые учат: если хульные помыслы приходят, то говори: «Не мое это, не принимаю». Это состояние не от Бога, поскольку дурные мысли человеку всевает враг рода человеческого. Греха в этом нет.

От многих невоцерковленных людей приходилось слышать: «Когда заходим в храм поставить свечку, все успокаивает, умиротворяет».

Этому способствует атмосфера храма - Царства Божия на земле. В любом храме это чувствуется. Заходя туда, человек попадает в другой мир. Дом Божий, даже среди суетной Москвы и любого большого города, как островок умиротворения. Когда люди туда заходят хотя бы поставить свечу, то, по-мирски говоря, они «заряжаются» благодатью. Мы это объясняем духовно: побыв в храме даже несколько минут, люди получают от Бога благодать, выходят уже другими. От сердечного настроя человека тоже многое зависит. Он может прийти в храм просто формально, тогда благодать не коснется его: Бог зрит на наши сердца. Если человек готов принять благодать, милость Божию - он принимает. Чаще всего в монастыре мы видим хороших людей. Благоговейные к нам люди приходят, потому и получают просимое от Бога, и изменяются к лучшему.

Еще успокаивает, когда думаешь о другом человеке только хорошее, видишь в нем только положительные черты.

Да, особенно, если это касается наших близких или сослуживцев. Конечно, видеть в людях необходимо только хорошее, понимая при этом: у каждого свои недостатки.

Тем более, что Бог дает силу быть любящим и добрым.

Да. В каждом человеке мы стараемся видеть образ Божий, его хорошие качества и не замечать ничего плохого. А если видим что-то негативное, то относимся к этому как к немощи человеческой, как к болезни. Например, видим, что в миру молодежь грех творит, но у нас нет плохого чувства. Есть чувство жалости, сострадания. Жалко поколение, которое пропадает. Мы любим грешника, но ненавидим грех.

А если творить Иисусову молитву, это тоже способствует спокойствию?

Да. Некоторые святые отцы говорят, что заниматься умным деланием тяжело, сложно и даже опасно - можно в прелесть впасть. Но есть опыт святых отцов, которые советуют, как правильно это делать. Известно, что оптинские старцы благословляли своих уже воцерковленных духовных чад заниматься Иисусовой молитвой. Очень большую силу она имеет. Помогает, прежде всего, успокаивать свои страсти, находить душевный мир во всех обстоятельствах. Она краткая, поэтому ей удобно молиться в течение дня. Человеку легче сосредоточиться на словах краткой молитвы, чем длинной. В миру, конечно, сложно этим заниматься, но все равно к этому призывают все, про это много книг написано, «Добротолюбие для мирян», например.

Читал о том, что помогает обрести душевный мир богомыслие. Что это такое?

Это чтение Священного Писания, духовной литературы и размышление о Божественном. Если какое-то слово Священного Писания касается сердца человека, то святые советуют остановиться и поразмышлять над ним.

И вообще чтение Священного Писания и духовной литературы успокаивает. Конечно, иной раз тяжело бывает человеку приступить к душеполезному чтению, но все равно надо понудить себя к этому. Надо потрудиться. Чтение очень помогает.

Православный психотерапевт Д.А. Авдеев советует для успокоения научиться переключать внимание: «Переключение - простой и эффективный прием. Все знают, как успокаивает прогулка по лесной тропинке (послушать пение птиц, полюбоваться цветами) или занятие рукоделием. Одному доставляет радость работа на даче, другому - встреча с другом. Умение отдыхать с пользой для души - премудрость, которая стоит того, чтобы ею овладеть. Уединение и безмолвие совершенно необходимы. Каждому из нас нужно на время уединяться (хотя бы на полчаса), безмолвствовать, привести в порядок мысли, помолиться в тишине, отключиться от повседневных забот, побыть наедине с Богом и самим собой».

Конечно, нужно уметь отвлекаться. Бывает, поговорил с кем-то человек, поспорил, и начинает внутри себя переживать заново ситуацию: почему я это не сказал, так не сделал и т.д. Чаще всего это ни к чему хорошему не приводит. И вообще житейские споры не приводят ни к смирению, ни к добру. Когда беседуют два смиренных человека, готовых друг друга услышать, истина может и родиться. Но это редкий случай. А когда они не слышат друг друга, истина не родится. Мы это часто видим. Просто общаюсь с супругами, иногда мирю их.

А чаще обращаются женщины или мужчины по поводу разногласий в семье?

Когда один священник венчал пару и ведет ее, то бывает по-разному. Хорошо, когда к одному священнику ходят муж и жена. Если жена одна ходит - это сложнее. В таком случае просто говорю ей, чтобы смирялась, терпела. Когда один человек начинает исправляться, то и другой исправится. Но надо прийти к этому состоянию смирения.

А обращаются ли к вам, допустим, свекровь с невесткой по случаю разногласий?

Отец Андрей Ткачев говорит, что современные родители нарушают заповедь Божию: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей». А родители вмешиваются в отношения детей-супругов. Даже часто разрушение браков происходит из-за этого.

В таких случаях говорим, что если есть возможность - нужно жить отдельно от взрослых детей. А нет такой возможности - с любовью терпеть, молчать. Раз Господь такой крест послал, то надо его нести. Значит, такой период жизни, надо потерпеть... Раньше наши родители, бабушки, дедушки жили в одном доме и по двадцать человек - нормально, дружно жили.

А что вы еще хотели бы сказать по нашей теме?

Без мира душевного никакая добродетель не принесет пользы, никакое дело не совершится во благо. Мир в душе должен быть в любой ситуации. Это особенно необходимо в современном обществе, где кипят страсти и суета.

Беседовал

Андрей Сигутин

В своей новой статье Сергей Худиев размышляет о том, почему грех лишает человека мира в душе.

Мир в душе - это то, чего ищут многие. В лучшем случае, ходят на тренинги, в худшем - глушат себя таблетками. Недавно я читал статью одного человека, который хотел поверить в Бога, чтобы обрести мир в душе - потому что его знакомые атеисты такого мира не имели.

Стремление к миру в душе совершенно понятно, естественно, и ничего неправильного в нем нет - но слово Божие подходит к проблеме с другой стороны.

Проблема нераскаянных грешников не в том, что они не имеют мира в душе; их проблема в том, что они не имеют мира с Богом. Это не психологическая, а онтологическая проблема. Она существуем в реальности, а не в наших головах. Часто мы не чувствуем мира по очевидной причине - мы его не имеем.

Грех неизбежно порождает вражду - он и есть вражда. Прежде всего, вражда против Бога, упорное и ожесточенное противление Его воле. Корень греха в отказе признавать Бога - Богом, центром, смыслом, содержанием и оправданием нашей жизни. Как сказал блаженный Августин «Ты создал нас для Себя, и мятется сердце наше, пока не успокоится в Тебе».

Мы созданы для того, чтобы познать Бога и возрадоваться Ему во веки; в Нем - и только в Нем - мы можем обрести подлинную жизнь. Мы так созданы. И пока мы ищем жизни где-то еще, мы находимся в трагическом конфликте с самой реальностью - с Богом, с нашей собственной природой, с ближними, со всем мирозданием. Как говорит Апостол Иаков, «Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак.4:2,3)

Утратив подлинную цель своей жизни - Бога, человек устремляется к ложным целям. Отвергнув над собой власть Бога, люди бесконечно враждуют из-за того, кто из них будет властвовать над кем. Отказавшись от пира в доме Отца, люди вырывают друг и друга гнилые коренья, которыми пытаются утолить свой голод. Корень всех, всех без исключения человеческих бед именно в этом - «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер.2:13)

Пока человек избирает путь противления Своему Создателю, он обречен на войну - с Богом, с ближними, с самим собой. Как говорит Бог через Пророка Исайю, «А нечестивые - как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь. Нет мира нечестивым, говорит Бог мой» (Ис.57:20,21)

И Бог предлагает людям мир - мир в Иисусе Христе, который умер за наши грех и воскрес из мертвых. Как говорит святой Иоанн Златоуст: «Бог гневался на нас, мы отвращались от Бога, человеколюбивого Владыки; Христос же, предложив Себя в посредники, примирил то и другое естество. Как же Он предложил Себя в посредники? Он принял на Себя наказание, которое мы должны были понести от Отца, и претерпел следовавшее затем мучение и здешнее поношение. Хочешь ли знать, как Он принял на Себя то и другое? «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» ,- говорит Апостол (Гал. 3:13). Видишь ли, как Он принял наказание, угрожавшее свыше? Посмотри, как претерпел Он и поношения, причиняемые на земле. «Злословия злословящих Тебя - говорит псалмопевец - падают на меня» (Пс. 65:10). Видишь ли, как Он прекратил вражду, как Он не переставал делать и терпеть все, и употреблять все меры, пока не привел неприятеля и врага к Самому Богу и сделал его другом?» (св. Иоанн Златоуст. Беседа на Вознесение//Творения: В 12 т. СПб., 1899.
Т.2. Кн. 1. С. 494-495 .)

Высшее проявление враждебности человека к Богу произошло тогда, в Страстную Пятницу, когда воплощенный Бог был убит людьми. Христос принял всю человеческую враждебность на Себя - и простил ее. Умирая, он молился за своих распинателей.

Все праведное осуждение, которое заслуживали наши грехи, совершилось, когда Христос умер смертью проклятого, неся на себе проклятие всех грешников. Если - через Крещение, Евхаристию и хранение заповедей - мы пребываем в Нем, у Бога больше нет для нас гнева. Как говорит Пророк, «Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, - а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь» (Ис.54:9,10)

Мы в мире с Богом. Как говорит Апостол - «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим.5:1)

Этот мир - это нечто гораздо большее, чем психологический комфорт, это объективная реальность отношений между человеком и его Создателем.

Представьте себе человека, который совершил тяжкое преступление. Его разыскивают, чтобы наказать. Субъективно он может не переживать по этому поводу - некоторые закоренелые злодеи имеют, как говорят психиатры, низкий уровень тревожности. Но объективно он в опасности - ему предстоит расплата за его дела.

Теперь представим себе человека, который является наследником огромного состояния. Субъективно он может впадать в сомнения и даже приступы паники - а правда ли это? Вдруг мне все это приснилось? - но объективно он действительно наследник, и его богатство его дожидается.

Нераскаянный грешник может прекрасно себя чувствовать - но у него нет мира с Богом. Верующий может быть встревожен и беспокоен - но в реальности Бог уже даровал ему прощение и мир.

Мир, который дает Христос, есть объективная реальность - Бог принимает тех, кто приходит к Нему с покаянием и верой, прощает и усыновляет их, делает их наследниками небесных благ, вписывает в книгу Жизни. Верующий может ясно осознавать реальность этого мира - а может сомневаться и колебаться, но он есть. Он запечатлен Святым Крещением и утверждается с каждым Причастием Святых Христовых Тайн.

Постепенно, по мере нашего духовного возрастания, мы осознаем этот мир - и он проникает в наши мысли и чувства. Мы учимся воспринимать Бога, мир, других людей и самих себя, как люди примирившиеся, посланные с посланием примирения к другим: «Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом».