Деловая игра:

Деловая игра: "Расчет прибыли коммерческого предприятия". Деловые игры по экономике

ГАПОУ ТО «Ишимский политехнический техникум»

Методическая разработка

по теме

по дисциплине: «Финансы, денежное обращение и кредит»

по специальности: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет

(по отраслям)

Преподаватель: Богданова Н.А

г. Ишим 2015

Деловая игра

Тема : «Расчет прибыли коммерческого предприятия»

Цель урока:

Образовательная :

-Обеспечить закрепление знаний по расчету прибыли коммерческого предприятия.

-Способствовать формированию умений и навыков по расчету, использованию и распределению прибыли коммерческого предприятия.

Развивающая:

-Способствовать развитию у студентов логического мышления путем выявления экономического распределения, использования прибыли предприятия.

-Формировать умение экономически грамотно излагать мысли; правильно делать выводы по результатам решения задач, конкретных практических ситуации, умение отстаивать свои позиции и взгляды на определенные экономические процессы и явления.

Воспитательная: формирование общих компетенций

ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Форма проведения урока: Деловая игра

Вид урока : практическая работа

Метод проведения урока : репродуктивный с использованием элементов деловой игры.

Оборудование: сертификаты аттестуемого бухгалтера, тестовые задания копировальные листы, калькуляторы, практические задания, калькуляторы, бухгалтерские документы, оценочные листы.

Правила игры

Деловая игра проводиться на практичном занятии по расчету прибыли коммерческого предприятия.

Мы находимся на коммерческом предприятии ОАО «Баланс» где бухгалтеры осуществляют распределение, использование прибыли другим предприятием.

Перед работой происходит совещание, которое проводит директор ОАО «Баланса». Он формирует цели и задачи, которые следует решить в ходе работы.

Директор сообщает, что необходимо аттестовать сотрудников, т.е проверить знания и умения работы в бухгалтерии на коммерческом предприятии ОАО «Баланс».

В конце работы выдаются сертификаты аттестуемого бухгалтера.

Эпиграф: Социалисты считают, что получать прибыль грех.

Я считаю, что настоящий грех терпеть убытки.

Уинстон Черчилль.

Объект: Коммерческое предприятие ОАО «Баланс» занимается оказанием и проверкой бухгалтерских, экономических услуг.

Материальное обеспечение урока:

Я - директор ОАО «Баланс»

    Раздаточный материал: тест, оценочный лист; инструкции участникам деловой игры.

2. Технические средства: компьютер и плоскостное средство (мультимедиа)

Методика проведения урока по теме:

«Расчет прибыли коммерческого предприятия»

    Организация занятия (1-2 мин)

Преподаватель проверяет подготовленность аудитории к уроку, наличие тетради для практических занятий, калькуляторов, порядок на столах, отмечает, согласно в учебном журнале, отсутствующих, выявляет причины их отсутствия.

2. Сообщение темы и цели занятия (2-3 мин)

Преподаватель отмечает, что на пройденных уроках студенты изучали формы коммерческих организаций и принципы их финансовой деятельности.

Затем объявляет тему и цель урока, его ход, порядок оценки знаний студентов.

На уроке используются межпредметные и внутрипредметные связи.

3 .Вводный инструктаж (3 мин)

Мы находимся на коммерческом предприятии ОАО «Баланс», которое занимается оказанием, проверкой бухгалтерских и экономических услуг другим предприятиям.

4. Актуализация опорных знаний студентов. (8 мин)

Директору предприятия ОАО «Баланс» пришло постановление проверить знания и умения своих сотрудников, которые проработали 1,5 года на предприятии и аттестовать сотрудников.

Раздается материал тестов с инструкцией выполнения, 1 и 2 вариант, время выполнения 8 минут.

1 зад-1минута 4 зад-2минуты

2 зад-1минута 5 зад-2минуты

3 зад-2минуты

Тест

Вариант 1

Инструкция для студента:

1.Коммерческие организации преследуют в качестве основной цели своей деятельности:

А) Решение задач благотворительности;

Б) Увеличение прибыли;

В) Осуществление управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера. (1балл)

2. Целевые поступления некоммерческой благотворительной организации составляют

А) Доходы от предпринимательской деятельности;

Б) Доходы от реализации основных фондов организации;

В) Вступительные и членские взносы; (1балл)

3. Установите соответствие между 1 и 2 столбиков (2 балла)

1. Рентабельность

А. Источник финансирования разных по экономическому содержанию потребностей.

2. Прибыль

Б. Источник возмещения затраченных на производство продукции (работ, услуг) средств, формирование денежных средств.

3. Выручка

В. Относительный показатель, характеризующий степень доходности предприятия.

4. Вставьте пропущенное слово: Сумма прибыли от реализации основных средств и от внереализационных операций называется. . . (2 балла)

5. Дополните формулу

Уровень рентабельности =прибыль *100% (2балла)

Эталон ответов

    1-В, 2-А, 3-Б

    Валовая прибыль

Тест

Вариант 2

Инструктаж для студента

Выберите один верный вариант ответа:

1) Главным источником денежных доходов коммерческой организации является:

А) Выручка от реализации продукции (работ, услуг);

Б) Членские взносы;

В) Средства государственного и местного бюджетов (1балл)

2.Что означает прямое финансирование деятельности не коммерческой организации:

А)Оплата социального заказа, выполняемого не коммерческой организацией;

Б) Предоставление налоговых льгот;

В) Средства бюджета предоставляется на возвратной основе; (1балл)

3. Установите соответствие между первым и вторым столбиков.(2 балла)

1. Эффективность

А. Принцип финансово-хозяйственной деятельности, при котором расходы предприятия полностью покрываются собственными доходами.

2. Самоокупаемость

Б. Рентабельность работы предприятия.

3. Самофинансирование

В. Принцип осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия, при котором предприятие из выручки возмещает не только издержки, но и способно нести расширенное воспроизводство.

4. Вставьте пропущенное слово: Прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов называется… (2 балла)

5) Допишите формулу:

Норма прибыли = Стоимость осн. средств+оборот. средств*100%

(2 балла)

Эталон ответов

    1-Б, 2-А, 3-В

    Чистая прибыль

Студенты, выполнив задание по времени обмениваться оценочными листами и проверяют правильные ответы на интерактивной доске, выставляют баллы.

Оценка устанавливается по следующей схеме:

0-3 баллов – «неудовлетворительно» 4-5 баллов – «удовлетворительно»

6-7 баллов – «хорошо» 8 баллов - «отлично»

5. Подведение итогов тестирования (1-2 мин)

6. Самостоятельное выполнение практических заданий (25 минут)

Задание 2. Рассчитайте чистую прибыль по коммерческому предприятию ОАО «Стиль». Сделайте вывод. (8 минут)

За каждое правильное задание – 1 балл (мах. 25 баллов)

Показатели

(тыс.руб)

5. Амортизация отчисления.

7. Финансовый результат.

10. Чистая прибыль.

Задание 3. Распределите прибыль коммерческого предприятия ЗАО «Мечта». Сделайте вывод. (8 минут)

Проверка задания на доске мультимедиа. Выставление балов в оценочный лист. (мах. 28 баллов)

Показатели

(тыс.руб)

Динамика изменений

в сумме млн.руб.

1. Балансовая прибыль, всего:

5. Налог на прибыль (24 %)

Задание 4. Использование чистой прибыли предприятия ОАО «Круиз»

Сделайте вывод.(8 минут)

Проверка задания на доске мультимедиа. Выставление балов в оценочный лист. (мах. 32 балла)

Показатели

2013 г.

2014 г.

Отклонения

Чистая прибыль всего:

в т.ч. направленно:

В резервный фонд:

В фонд накопления:

В фонд социальной сферы:

В фонд потребления:

На благотворительные цели:

На выплату дивидендов:

На другие цели:

7. Подведение итогов урока. (3 мин)

Выдача сертификатов аттестуемого бухгалтера

1 Уровень знаний, студент получивший «5» Красный

2 Уровень знаний, студент получивший «4» Сиреневый

3 Уровень знаний, студент получивший «3» Зелёный

На доске представлена картина бухгалтера, сейчас каждый студент подойдет и повешает тот значок, который считает нужным. Если игра понравилась и не вызвала вопросов «!», если есть вопросы или затруднения «?»

Думаю, что из вас получатся хорошие бухгалтера. Ну, поскольку бухгалтерская деятельность ненормированнна по времени, то и вам придется поработать дополнительно дома. (Выдать домашнее задание).

Домашнее задание. Мой брат решил заняться индивидуальной трудовой деятельностью в сфере частного извоза (частное такси). Стоимость бензина в месяц 4500 рублей, цена автомобиля, который будет использоваться в течение 5 лет, составляла 100000 рублей. Автомобиль не нуждается в ремонте, и его ликвидационная стоимость равна нулю. Предположим, что доход от извоза составит 20 000 рублей в месяц. Налог на прибыль составляет 24 %. Работая на заводе, он получал бы 10 000 рублей в месяц при налоге на доходы физических лиц 13 % (без стандартных вычетов). Определите бухгалтерскую и экономическую прибыль в год. Есть ли смысл начинать своё дело?

Всем большое спасибо за работу! Оценочный лист

Название команд Задание 1 (мах. 8 баллов) Задание 2 (мах. 25 баллов) Задание 3 (мах. 28 баллов) Задание 4 (мах. 32 балла) Итого баллов

Приложения

Задание 2. Рассчитайте чистую прибыль по коммерческому предприятию ОАО «Стиль». Объясните действия. (7 мин)

Показатели

(тыс.руб)

    Общая выручка от реализации продукции.

2. НДС, акцизы и аналогичные платежи от реализации продукции. (18 %)

3. Выручка от реализации без НДС.

4. Общие затраты на производство и сбыт продукции.

5. Амортизация отчисления.

6. Налоги, включенные в себестоимость.

7. Финансовый результат.

8. Налоги, относимые на финансовый результат.

9. Погашение основного долга и выплата процентов за кредит на прибыль.

10. Чистая прибыль.

Задание 3. Распределите прибыль коммерческого предприятия ЗАО «Мечта». Сделайте вывод.

Показатели

(тыс.руб)

Динамика изменений

в сумме млн.руб.

1. Балансовая прибыль, всего:

2.Направленно на финансирование непроизводственной базы при полном использовании суммы начисленного износа (амортизации)

3.Направленно на финансирование капитальных вложений на развитие собственной производственной базы при полном использовании сумм начисленного износа (амортизации)

4. В том числе балансовая прибыль, облагаемая налогом

5. Налог на прибыль: 24 %

6. Целевые отчисления и расходы за счет прибыли:

6.1 Погашение долгосрочных ссуд банка

6.2 Расходы на покупку лицензий.

6.3 Другие непланируемые расходы за счет прибыли.

7. Балансовая прибыль к распределению.

Задание 4. Использование чистой прибыли коммерческого предприятия ОАО «Круиз». Сделайте вывод. (8 минут).

Показатели

2010 г.

2011 г.

Отклонения

Чистая прибыль всего:

в т.ч. направленно:

В резервный фонд:

В фонд накопления:

В фонд социальной сферы:

В фонд потребления:

На благотворительные цели:

На выплату дивидендов:

На другие цели:

Использована методика подготовки и проведения «Гражданского форума», предложенная Российским центром гражданского образования. Форум позволяет создать условия для формирования компетентного общественного суждения по актуальным и сложным вопросам современности, способствовать развитию основных компетенций учащихся.

  • 2006

    Урок проходит в игровой форме – одной из наиболее приемлемых для изучения экономики в классах среднего звена. Цель урока – с помощью методов активного обучения обобщить и проанализировать полученные знания по теме "Деньги". Игровые формы позволяют раскрепостить учащихся и вовлечь их в удивительно интересный мир экономики, сделать более насыщенными и увлекательными стартовые шаги в этой области. Предлагаемые задания позволяют заинтересовать обучающихся, развить у них речь, мышление, память, воспитать культуру общения в коллективе.

  • Деловая игра "Горжусь, что я – логист!" 2017

    Цели деловой игры: изучить работу склада на примере логистической цепочки от приемки до отправки товаров (грузов) с элементами обработки документации и хранением товарных запасов, а также комплектации заказов для дальнейшей транспортировки заказчикам; развивать у учащихся умения выделить главное в изучаемом материале.


  • Деловая игра "Города" 2006

    Цель игры: поднятие и развитие экономико-социального статуса города за счет расширения сфер деятельности ведущих предприятий, сотрудничества с другими городами. Задачи игры: сплочение коллектива участников; развитие организаторских качеств участников; развитие навыков ведения дискуссий и принятия решений. Возраст участников: 13–17 лет.

  • Деловая игра "Как человеку жить по средствам своим…" 2009

    Цель деловой игры – изучить структуру семейного бюджета с помощью игровых ситуаций. Класс делится на 3 семьи: с низким, средним, высоким уровнем дохода. Каждая семья должна принять участие в предлагаемых турах. В результате учащиеся получат практический опыт определения доходной и расходной части семейного бюджета, опыт проектной деятельности, разработки стратегии увеличения доходной части семейного бюджета.

  • Деловая игра "Книжная фабрика" 2004

  • Деловая игра "Налоговый инспектор" 2006

    Игра проводится на последнем занятии в форме урока обобщающего повторения изученного курса по налогообложению. Она является имитационной игрой, так как имитируется деятельность налоговой инспекции, а каждый участник игры (учащийся) – работник налогового органа. Цели урока: в игровой форме выявить теоретические знания и практические умения и навыки учащихся; способствовать развитию логического мышления, формированию устойчивых интересов к профессии налоговый инспектор. Задача урока – через игру в контексте экономизации образования научить старшеклассников в игровой форме логике экономического мышления, показать способы решения экономических проблем с помощью игровых технологий.

  • Деловая игра "Открытие фирмы" 2003

    На уроке учащиеся в форме деловой игры закрепляют экономические понятия, определения, термины, знакомятся с современными профессиями, процедурой конкурсного отбора, отрабатывают реакцию на ситуативность, учатся искусству самопрезентации, предприимчивости.

  • Деловая игра "Рабочая неделя менеджера" 2005

    Данная разработка включает в себя планирование нескольких интегрированных уроков информатики менеджмент (или информатика-экономика). Серия уроков прошла апробацию в ОУ г. Кушва. Выше рассмотренный пример показывает, что деловые игры обеспечивают развитие творчества, заинтересованность, активность учащихся и еще они развивают речь. Кроме того, деловые игры позволяют ориентировать учащегося на какую-либо профессиональную деятельность и, тем самым, подготовить ученика к взрослой жизни. 1

  • Деловая игра "Разработка ключевых положений антикризисной программы" по дисциплине "Экономика" 2012

    Основная цель деловой игры – формирование у студентов предпринимательского мышления. У студентов вырабатываются практические умения быстрого и правильного нахождения и принятия оптимальных управленческих решений в условиях рыночной экономики.

  • Деловая игра "Фирма" 2010

    Учащиеся повторяют изученный материал "Фирма. Виды прибыли и затрат". Во время урока группы разгадывают кроссворд на основные термины, показывают свою презентацию фирмы, находят прибыль, описывают организацию предприятия.

  • 2006

    Повышение эффективности подготовки специалистов на основе внедрения новых прогрессивных форм и методов обучения – важная задача, стоящая перед педагогами. Одним из эффективных методов подготовки квалифицированных кадров, получившим широкое распространение среди других форм обучения, являются деловые игры.

  • Деловая игра по экономике "Мой бизнес-план" 2010

    В ходе подготовки к деловой игре учащиеся 10-х классов изучают основные разделы бизнес-плана. Полученные знания они закрепляют при составлении своих бизнес-планов. Самостоятельная разработка бизнес-планов учащимися формирует у них экономическое мышление, самостоятельность, ответственность за принятые решения, предприимчивость.

  • Деловая игра по экономике "Что такое деньги" 2010

    При изучении экономики, в курсе которой много проблемных и дискуссионных тем, есть несколько возможностей организовать оживленную дискуссию на занятиях. Одна из них – деловая игра. Деловая игра – это активная работа учеников в течение всего урока, заставляющая переосмысливать изучаемый материал.

  • 2006

    Урок-игра "Я и моя фирма" обобщает и систематизирует полученные знания об организации и создании фирм, развивает умение принимать решения при возникновении экономической ситуации, воспитывает умение работать командой.

  • Деловая игра - телемост: "Энергетика: вчера, сегодня, завтра…" 2005

    Игра проводится для учащихся старших классов с целью развития экономического и экологического мышления на основе межпредметной интеграции учебных предметов. Проблемой номер один называют проблему энергетических ресурсов. Ей посвящен телемост, который проводится между Россией и Германией. В ходе игры рассматриваются вопросы, связанные с традиционными и альтернативными источниками энергии; выявляются положительные стороны и отрицательные последствия, использования энергетических ресурсов.

  • Деловая игра-аукцион "Мир рыночной экономики" 2012

    В методической разработке урока дано подробное описание деловой игры-аукциона "Мир рыночной экономики" как новой организационной формы проведения занятий по основам экономики. Методическая разработка деловой игры-аукциона "Мир рыночной экономики" является частью учебного материала по курсу "Экономика". Данная методическая разработка деловой игры может быть использована на уроках истории, обществознания, литературы и других предметах.

  • Деловое общение 2009

    На уроке учащиеся овладевают техникой телефонных разговоров, служебных приемов, деловых совещаний.

  • Деловые игры на уроках экономики 2007

    На рынке самолетов разворачивается конкурентная борьба между фирмами (группами учащихся) за качественный товар, который производится в условиях ограниченности ресурсов. Каждая фирма стремится работать эффективно. В конце игры все производители понимают, что главные способы борьбы при ограниченности ресурсов – это разделение труда и специализация.

  • Деловые игры на уроках экономики 2010

    Деловые игры получили очень широкое распространение в обучении учащихся в школе, так как являются педагогическим средством и активной формой обучения. При проведении деловых игр происходит приближение обучения к реальной действительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы.

  • Деньги и банки в век электроники 2010

    Урок экономики, проведенный по проектной технологии, способствует развитию социального кругозора личности в подростковом возрасте, интереса к изучению предмета, способствует формированию ключевых компетенций.

  • Деньги и их роль в экономике 2010

    Данная форма урока направлена на развитие творческих способностей учащихся, помогает в освоении технологий поиска, отбора и анализа информации. Готовясь к конференции, учащиеся выбрали интересную для себя тему, материал которой они смогут использовать в дальнейшем. В ходе подготовки ребята изучали дополнительную литературу, находили информацию в Интернете.

  • Деньги, банки и банковская система (урок-КВН по экономике с использованием ресурсов Интернета) 2010

    Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем. Эффективность уроков-соревнований обусловлена частой сменой различных методов проверки знаний. У каждой команды имеется минимум один ноутбук или ПК с выходом в Интернет.

  • Дидактические материалы для компетентностно-ориентированного образования 2008

    При переходе школы на компетентностно-ориентированное образование необходимо изменить форму заданий для проверки знаний учащихся. Эти задания должны проверять не только знания ученика, но и способность применить полученные знания на практике. Разработанные мной задания можно применять в конце года, когда идет повторение материала, или после изучения темы. Задания подходят для 7–11-х классов.

  • Дистанционный конкурс. Каким он должен быть? 2010

    В работе излагается опыт проведения дистанционных конкурсов в режиме on line в Виртуальной школе Краевого дворца пионеров и школьников. Анализируются особенности и отличия от конкурсов традиционной формы, вопросы мотивации детей и сопровождающих процесс педагогов, привлечениz специалистов к наполнению и организации конкурса. Приводятся примеры заданий конкурса и педагогические находки.

  • Деловая игра по экономике "Что такое деньги"

    Цели :

      Познакомить учащихся со значением денег в жизни человека, с названиями денежных единиц России и стран мира.

      Развивать любознательность, творческий поиск, интеллектуальные и исследовательские умения.

    Раздаточный материал: иллюстрации, ксерокопии денег, жетоны для оценки ответов, вопросы викторины для каждого участника, задачи, оформленные на ватмане, штучный товар для продажи, упаковка и тара.

    ХОД УРОКА

    1. Вступительное слово учителя, в котором задаётся “рабочее настроение”, предлагается план проведения мероприятия, озвучиваются цели.

    2. Психологический настрой на деловую игру

    Учащиеся называют денежные знаки какой-нибудь страны, за правильный ответ получая жетон. (Повторная передача не разрешается).

    3 . Организация команд для проведения игры

    Для этого берется две ксерокопии денег разного достоинства 50 и 100 рублей. Каждая купюра разрезается на восемь частей. Все участники по очереди вытягивают из шкатулки бумажный кусочек, который является фрагментом денежной купюры какого-либо достоинства. Составив кусочки купюры, участники образуют две команды для участия в игре. Образованные команды придумывают себе название. Участники, которым не достались кусочки разорванных купюр, делятся на две команды и образуют группы болельщиков. Одна группа болельщиков “болеет” за 1-ую команду, вторая группа “болеет” за 2-ую команду.

    4. Деловая игра

    Первое задание. Команды получают карточки-задания с указанием количества жетонов за каждый правильный ответ.

    Вопрос: Что означают слова: монета, рубль, копейка?

    Вопрос: Дайте название денег, которые имели хождение в России за все время её существования.

    Вопрос: Определите, каким иностранным государствам принадлежат следующие названия денег: злотый, марка, рупия, донг, шекель, юань, иена.
    (За каждый правильный ответ – 3 жетона).
    Вопрос: Дайте определение видам денег, которые имеют хождение в России в настоящее время.
    (За правильный ответ – 1 жетон).
    Вопрос: Какие деньги называются безналичными?
    (За правильный ответ – 2 жетона).
    Вопрос: Определите, каким бывшим союзным республикам принадлежат следующие деньги: Лит, Сом, Крона, Гривна, Манат, Тенге, Лат.
    (За каждый правильный ответ – 1 жетон).

    Второе задание – практическое, на скорость подсчета денег.

    Каждая команда получает деньги (бумажные и металлические), участникам предлагается пересчитать данную сумму денег на время.
    При правильном подсчете денег за 1 минуту участники получают 5 жетонов.

    Третье задание на знание пословиц и поговорок, в которых используются слова: “деньги” или другие “денежные знаки”.

    (За каждую пословицу или поговорку – 3 жетона).

    Четвертое задание. Реализация товаров

    Каждой команде предлагается продать товар болельщикам и присутствующим. Та команда, котораявыручит больше денег за свой товар в течение 5 минут, получают 5 жетонов.

    Пятое задание. Брокерский конкурс

    Для общения часто используют язык жестов. Чаще всего этим пользуются брокеры на биржах. Жестами они показывают, какие акции, в каком количестве, за какую цену они покупают и продают. Задача брокеров – передать информацию друг другу. №1 получает информацию и передает жестами другому, второй передает, что сказал первый.
    1. Время – деньги.
    2. Без труда не выловить рыбку из пруда.

    (За каждый правильный ответ – 2 жетона)

    Шестое задание. Черный ящик

    Спрос на этот товар достаточно эластичный и зависит от цены на товар-комплемент бензин (Авто) . Продавцы хотят видеть ее большей, покупатели – меньшей. Но, как ножницы режут бумагу, так и они формируют... (цену) .

    (За каждый правильный ответ – 1 жетон)

    Подведение итогов:

    – Ребята! Давайте подведем итог нашего занятия (закрепление полученных знаний).

    Найдите правильный и наиболее полный ответ:

    Деньги – это …

    а) ценные бумаги, находящиеся в постоянном движении;
    б) цена труда ваших родителей на производстве;
    в) средство для оплаты товаров и услуг и измерения их стоимости.

    Эталон ответа: в)

    После проведения часа общения, преподаватель задает вопросы участникам:

    1. Понравилось ли Вам участвовать в такой игре или нет?
    2. Если понравилось, то почему?
    3. Если не понравилось, то почему?

    Цель: научиться применять приобретенные знания, умения и навыки для проведения урока по экономике в обстановке максимально приближенной к профессиональной школе.

    Методические рекомендации: предварительно (за 1-2 недели) распределяются роли, дается задание каждому студенту, предлагаются исходные данные (профессиональное учебное заведение, группа, курс, тема занятия, домашнее задание к этому занятию).

    Распределение ролей:

    «Педагог» - 3 человека: 1- ведет занятие, 2и 3 – оппоненты.

    «Заведующий кафедрой» - 2 человека: анализ педагогических аспектов занятия.

    «Учащиеся» - все остальные студенты в процессе проведения занятия.

    «Методист» - все студенты при обсуждении урока.

    Домашнее задание участникам:

    Общее: проработать учебное пособие с тем, чтоб представлять себе знания учащихся на данный момент, продумать ведение предстоящего занятия.

    Специальные задания:

    «Педагогу» - написать подробный конспект, подготовиться к проведению занятия.

    «Заведующему кафедрой» - продумать вопросы организации занятия, контроля знаний учащихся, оборудование занятия, характер записей на доске и в тетради, взаимосвязь «педагог – учебник – учащийся».

    «Учащимся» - изучив материал по данной теме, продумать возможные ответы учащихся, содержащие ошибки, возможные вопросы «плохих» и «хороших» учащихся.

    «Занятие» - происходит в более насыщенном темпе, благодаря соответствующей подготовке к нему «учащихся». «Педагогу» приходится показывать свою эрудицию в объяснении нового материала и в ответах на вопросы «учеников», свою методическую подготовку в составлении системы вопросов, в подборе задач, в построении занятия. На данном занятии проигрывается большое количество ситуаций, которые могли бы произойти на подобном занятии у разных педагогов.

    При обсуждении занятия первое слово предоставляется «педагогу», затем «педагогам-дублерам». Если в процессе «занятия студент был свидетелем одной точки зрения на изложение материала, то в процессе обсуждения он может услышать и оценить различные точки зрения, а также высказаться сам.

    Преподаватель руководит дискуссией (по необходимости), последовательно выдвигая вопросы, которые бы концентрировали внимание студентов в нужном направлении.

    Приложение 4

    Деловая игра аудиторного типа «Фондовая биржа»

    Предусматривает деление студентов на три части. Во-первых, выбирается банкир и его помощник, осуществляющие основные расчетные операции. Во-вторых, выбираются четыре дилера, занимающиеся куплей-продажей ценных бумаг, вкладыванием денег в различные отрасли экономики. В-третьих, основная группа представляет собой держателей акций, получающих дивиденты и занимающихся куплей и перепродажей ценных бумаг в зависимости от их котировки.

    Ход игры:

    1. Объясняются условия игры и функциональные обязанности банкира, дилеров и держателей акций.

    2. На классной доске вычерчивается таблица курса акций.

    3. Очерчивается колонка норм ссудного процента.

    4. Записывается формула расчета дивидента:

    Д=КА*5%

    5. Оформляется система отчетности держателей акций.

    Приложение 5

    Деловая игра аудиторного типа «Валютный рынок»

    Для проведения игры необходимо, в первую очередь, выбрать банкиров, осуществляющих основные расчетные операции по валюте. Для этого достаточно два человека, обслуживающих всю группу. Остальные участники игры активно работают в экономическом процессе кругооборота денег.

    Ход игры:

    6. Объясняются условия игры и функциональные обязанности банкиров.

    7. Вывешивается градационная модель с обозначением валют участвующих в деловой игре.

    8. Расчерчивается таблица курса валют и налоговая ставка за обмен.

    9. Определяется обменный курс единицы валюты по отношению к курсу других валют. Определяется котировка валют.

    10. Показывается схема кругооборота валют.

    11. Оформляется система отчетности:

    a) для банкиров:

    b) для участников игры:

    Приложение 6

    Экономическая деловая игра

    Группового типа «Земельный капитал или Фермер»

    Цель игры: формирование творческого экономического мышления, когда участник игры предоставлен самому себе и должен самостоятельно найти выход из быстро изменяющейся экономической ситуации, складывающейся на рынке сельхозпродукции.

    Задачи:

    - постановка экономической проблемы эффективности собственного сельскохозяйственного производства;

    Определение имеющихся в наличии природных и трудовых ресурсов производства;

    Рациональное использование имеющихся ресурсов;

    Определение выгодности расположения собственного производства от рынков сбыта продукции и покупки средств производства;

    Зависимость качества обработки земли от количества трудовых ресурсов;

    Моделирование экономических ситуаций;

    Рентабельность производства.

    Материальное обеспечение:

    - игровые поля, раскрашенные в три цвета (означающие плодородие почв) для групп студентов от 6 до 10 человек;

    Игровые карточки: дома, лошади, трактора, грузовики, комбайны и т.д.;

    Игровые деньги;

    Средства, определяющие количество-качество;

    Схемы отчетности, представляющие анализ всей хозяйственной деятельности.

    Ход игры:

    Весь имеющийся в наличии коллектив студентов подразделяется на мелкие группы по 6-10 человек. Этим группам раздается все необходимое для проведения игры. В каждой группе выбирается общественный банкир, являющийся участником игры и по завершении одного игрового цикла осуществляющий расчетные операции с деньгами. Объясняются условия игры и игроки устанавливают свои дома на игровое поле и определяют количество принадлежащих им земель. Покупка трудовых ресурсов неизбежно влечет за собой расширение площади посевных культур. Средствами количества-качества определяется урожайность тех или иных сельхозкультур. По завершении одного кругооборота, означающего истечение года, производится продажа полученной продукции, покупка дополнительных трудовых ресурсов, выплата налогов. Таким образом, рассчитывается рентабельность производства. Студенты хорошо усваивают понятия дифференциальных рент 1 и 2, абсолютной ренты, налогов на собственность и рентабельность производства.

    Приложение 7

    Деловая игра

    «Отборочное интервью при устройстве на работу»

    Цель игры: научить студентов правильно определять и практически демонстрировать те навыки и характеристики, которые требуются для успешного устройства на работу.

    Условия и правила игры: в учебной группе формируется отборочная комиссия из трех человек: преподавателя и двух студентов, остальные студенты выступают в роли претендентов на вакантные должности. Ведущий объявляет о конкурсном наборе в службу персонала во вновь создаваемый филиал престижной фирмы по производству и сбыту компьютерного оборудования в следующие группы: планирования и найма сотрудников; мотивации, стимулирования и оплаты труда; трудовых и дисциплинарных отношений; профориентации и социальной адаптации; подготовки и продвижения кадров, изучения и оценки кадров; повышения качества трудовой жизни; охраны труда и техники безопасности (количество групп можно сократить до двух-трех).

    Для отбора претендентов используется панельное интервью, которое проводит специальная отборочная комиссия. Каждому кандидату дается 5 минут на подготовку и 10 минут на выступление.

    В своем выступлении он должен:

    · охарактеризовать мотивы, побудившие его принять участие в конкурсе, объяснить свой выбор конкретной группы;

    · продемонстрировать профессиональную компетентность;

    · рассказать о том, что нового и полезного он может принести фирме.

    Отборочная комиссия оценивает кандидатов в специальных карточках по пятибалльной системе.

    Набравший наибольшее количество баллов объявляется победителем, т.е. будет принят на работу.

    Приложение 8

    Модульный состав курса

    «Педагогические технологии»

    Названия модулей

    М-0–Введение в курс. Общая дидактическая цель

    М-1– Введение в педагогические технологии

    М-2– Игровые технологии

    М-3– Модульная технология профессионального обучения

    М-4– Разработка обучающего модуля

    М-5– Технология концентрированного обучения

    М-6– Технология дистанционного обучения

    М-8– Основы проектирования педагогических технологий

    М-R– Резюме (обобщение)

    М-K–Контроль (зачет)

    Названия учебных элементов

    УЭ-0– Введение в модуль. Цель изучения модуля.

    УЭ-1– Понятие «игровые педагогические технологии»

    УЭ-2– Классификация игровых технологий

    УЭ-3– Психолого-педагогическое и научно-методическое обеспечение игровых технологий

    УЭ-4– Психолого-педагогические принципы проектирования игровой технологии

    УЭ-5– Основные этапы разработки и реализации игровой технологии

    УЭ- R– Резюме, обобщение по модулю

    УЭ- K– Контроль (итоговый) по модулю

    Подробности

    Ав торы: Ширяева В.В., зам. директора по УР, Смирнова В.Н., преподаватель спецдисциплин, ГБОУ СПО МКМП

    Методическая разработка

    по профессиональной ориентации школьников

    Экономическая игра «ПРЕДПРИНИМАЙка»

    Пояснительная записка

    «Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь,

    чтоб в делах успешный был конец»

    И.А. Крылов

    Каждый старшеклассник сталкивается с проблемой выбора будущей профессиональной деятельности. В современном мире насчитывается более 10 тысяч профессий.

    Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки (знаний, практических навыков, компетенций). Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Однако на этом пути школьники сталкиваются с различными неожиданностями, препятствиями, сложностями. Это связано с недостаточной информированностью о мире профессий, нехваткой знаний о самих профессиях и требованиях, которые предъявляются к работающим.

    На сегодняшний день в профориентационной работе актуально взаимодействие старшей ступени школы с образовательными учреждениями системы СПО. Целью этого взаимодействия является оказание профориентационной поддержки учащимся школ в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, профессиональное самоопределение студентов в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом потенциальных работодателей.

    Новизна представленной разработки заключается в том, что она отличается от традиционных, наиболее часто используемых форм проведения профориентационной работы (профтестирование, экскурсии на производство, ярмарки профессий и т.п.). Проведение профориентационной работы в форме деловой игры:

    1. усиливает заинтересованность ее участников в более глубоком понимании мира профессий;

    2. является весьма продуктивной и эффективной;

    3. активизирует творческую, познавательную деятельность школьников в области выбора профессии;

    4. способствует закреплению уже приобретенных знаний о профессиях в рамках школьных уроков по профессиональному самоопределению.

    Представленная деловая экономическая игра имеет практическую значимость не только для совершенствования профориентационной работы. Также она может завершать учебный школьный курс «Основы предпринимательской деятельности». Игра может проводиться автономно или включаться в серию тематических игр.

    Социально-экономические преобразования в нашей стране предопределили появление и развитие предпринимательской деятельности.

    Одним из направлений деятельности ГБОУ СПО МКМП является подготовка выпускников по специальностям экономического цикла. Для освоения этих специальностей необходимы знания основ предпринимательской деятельности.

    Экономическая деловая игра «ПРЕДПРИНИМАЙка» проводится с целью знакомства учащихся 9-11 классов с такими популярными и востребованными профессиями как менеджер, коммерсант, экономист и др. Знакомство участников с игрой происходит непосредственно перед ее началом. Форма игры – командная. Место проведения – большая аудитория или актовый зал. Подготовительная работа к проведению игры заключается в подготовке раздаточного материала к конкурсным заданиям. Рабочая группа и ведущие – студенты Колледжа. Привлечение студентов к проведению игры обусловлено лучшим восприятием школьниками материала, в следствие небольшой возрастной разницы между участниками игры и ведущими.

    Деловая игра способствует проявлению таких качеств личности участников, как дисциплинированность, ответственность, чувство долга, умение работать в коллективе и создает условия для большой эмоциональной включенности игроков в процесс.

    Подведение итогов игры сопровождается вручением призов, специально учрежденных наград за отдельные этапы игры и служит фактором мотивации для дальнейшего знакомства с профессиями экономической направленности и выбора учебного заведения СПО.

    Рефлексия:

    · выделяется общий положительный результат работы;

    · освещаются позиции, занятые командами;

    · анализируются правильные и ошибочные решения;

    · обосновываются оптимальные подходы к решению заданий;

    · очерчивается круг знаний и навыков, необходимых для изучения профессий экономической направленности.

    Сценарий проведения деловой игры

    «ПРЕДПРИНИМАЙка»

    Цель игры – познакомить участников игры с основными понятиями предпринимательской деятельности.

    1. формирование навыков работы в группе;

    2. оценить свою готовность к профессиональной деятельности области предпринимательства;

    3. профессиональное ориентирование по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет», «Коммерция»

    Материально-техническое обеспечение:

    1. мультимедийный комплекс;

    2. раздаточный материал: карточки-задания, ребусы, кроссворды;

    3. канцтовары

    Ход мероприятия

    1.Организационный момент (5-8 мин.)

    Участники знакомятся с конкурсной программой, составом жюри.

    Формирование двух команд по 7-10 человек, выбор капитанов.

    Каждая команда придумывает название и девиз.

    Представление команд.

    Команды получают конкурсное задание.

    2. Выполнение конкурсных заданий.

    1. Конкурс «Найди пару» Время выполнения задания 10 мин.

    Задание: каждой команде выдаются карточки-задания. Необходимо разделить слова на части, которые могли бы служить частями новых слов (название некоторых профессий и экономических понятий).

    Пример: ПРОГ-рамма и гип-НОЗ = ПРОГНОЗ

    Побеждает та команда, участники которой за определенное время найдут пару из двух частей разных слов, составят новое слово.

    Задание для 1 команд Задание для 2 команды:

    ЦЕ – МЕНТ ИМ – ПУЛЬС

    НА – РЕЗ БЕ – ДА

    КОН – ТАКТ РЕБЕ – НОК

    АН – ТРАКТ САМО – ВАР

    БАР – ЖА ОБ – МЕР

    БИР – КА ФЕР – МЕНТ

    ЛЕС – КА РЫ – БА

    ПРЯ – НИК ПОРТ – РЕТ

    БРО – НЯ ТО – ПАЗ

    АН – КЕР АРЕН – А

    ХА – ЛИФ ПО – ТОК

    ТЕР – КА ВАР - ВАР

    ЛИФТЕР, ЛЕСНИК, ПОВАР, ФЕРМЕР

    БРОКЕР, БИРЖА АРЕНДА. РЫНОК,

    КОНТРАКТ, ЦЕНА ТОВАР, ИМПОРТ

    2.Ребусы. Примерное время выполнения задания 6-8мин.

    Задание: каждой команде выдается равное количество карточек-ребусов, в которых зашифрованы некоторые понятия профориентации. Расшифруйте их. Побеждает команда, которая быстрее расшифрует все ребусы.

    3.Конкурс капитанов. Метаграммы.

    Примерное время выполнения задания 3-5 мин.

    Метаграмма – это загадка, в которой из слова путем замены одной буквы на другую слово получает новое значение.

    Пример: БаРЖА – БиРЖА, чЕСТЬ – лЕСТЬ.

    Задание: капитаны получают по две карточки-задания с метаграммами. Побеждает команда, чей капитан быстрее выполнит задание.

    Задание для 1 команды:

    С буквой «Т» со сцены звучат стихи,

    песни и музыкальной исполнение.

    С «Н» - предприятий формы объединения.

    (концерТ - концерН)

    С «А» - я полосатый и мягкий,

    Удобный для отдыха взрослых и детей.

    С «О» - у меня на лентах золотые якоря.

    На реях и по мачте карабкаюсь кошкой я.

    (матрАс – матрОс)

    Задание для 2 команды:

    В магазине и рынке

    Ты легко найдешь меня.

    Если сменишь «Т» на «П»,

    То профессией стану я,

    И на кухне увидишь ты меня.

    (Товар – Повар)

    С буквой «О» товары вывозят из страны.

    А с «Е» - специалист по разрешению

    Спорных и трудных вопросов между людьми.

    (экспОрт – экспЕрт)

    4. Пять «Я»

    В мире слов есть много слово,

    Которые в конце содержат «Я».

    Ты эти слова не раз встречал,

    Пусть они заговорят.

    Задание для 1 команды:

    1. приспосабливает нас к окружающей жизни и труду (адаптация)

    2. приносит владельцу постоянный дивиденд (акция)

    3. объединяет людей (ассоциация)

    4. вложение деньг в дело (инвестиция)

    5. снижает количество бумажных денег у людей (дефляция)

    Задание для 2 команды:

    1.соперничество между деловыми людьми (конкуренция)

    2. помогает выбрать профессию (профориентация)

    1. создает малое предприятие (кооперация)

    4.приносит владельцу ежегодный процентный доход (облигация)

    5.Передает человеку часть государственного имущества (приватизация)

    5. А ну-ка, собери!

    Задание: каждая команда получает комплект с равным количеством карточек. В каждом комплекте есть карточки с буквами, пустые карточки обозначают пробелы между словами. У 1-ой команды первая часть пословицы о труде, у второй – вторая часть той же пословицы.

    Подсказка: в первой части пословицы есть частица отрицания и глагол, вторая часть пословицы начинается с тире и тоже содержит глагол.

    Ответ: Не спеши языком – торопись делом.

    Список литературы

    1. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера». Кн. для учителя / И.П. Арефьев, Т.В. Васильева, А.Я. Журкина и др. Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 1998

    2. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений / М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др. Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной – М.: Просвещение, 1998

    3. Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения: учеб. пособие для студентов вузов – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005

    4. Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1998