Противник марии стюарт нокс. Джон нокс не боялся никакого человека. Джон Нокс и Мария Стюарт

Противник марии стюарт нокс. Джон нокс не боялся никакого человека. Джон Нокс и Мария Стюарт

Молодые годы

Джон Нокс родился в семье небогатых дворян в пригороде Хаддингтона в Лотиане . По всей видимости в юности Нокс обучался у известного шотландского гуманиста Джона Мейджора в университете Глазго . В начале 1540-х гг. он был рукоположен в сан католического священника и начал службу в одной из приходских церквей Лотиана.

Вероятно под влиянием проповедей Джорджа Уишарта в г. Нокс перешел в протестантство . Он очень сблизился с Уишартом и сопровождал его в поездках по стране. Однако в конце г. Уишарт был арестован сторонниками кардинала Битона и вскоре казнен. В отместку за смерть Уишарта радикальные протестанты захватили замок Сент-Эндрюс и казнили кардинала. Нокс прибыл в Сент-Эндрюс и здесь началась его карьера в качестве протестантского проповедника.

Последний период жизни

Джон Нокс в старости

Вернулся Джон Нокс в Шотландию незадолго до свержения Марии Стюарт в г. Именно ему поручили организацию богослужения во время коронации сына королевы, годовалого Якова VI . Новое правительство регента Морея , хотя и провозгласило курс на осуществления протестантских преобразований, однако, не нуждалось в радикализме Нокса. Поэтому самый влиятельный шотландский реформатор не занял достойного его места в новой системе власти, оставшись приходским священником церкви Св. Жиля. В г., когда Эдинбург захватили сторонники свергнутой Марии Стюарт, Джон Нокс был вынужден переехать в Сент-Эндрюс. В столицу он вернулся лишь в г., накануне своей смерти.

Джон Нокс, поражающий современников своим истовым религиозным чувством и неспособностью к компромиссам с совестью, стал для шотландцев почти пророком. Пресвитерианская церковь окончательно оформилась уже после смерти Нокса, в конце XVI века , однако именно он стал ее отцом-основателем.

Потомком Нокса был президент США Джеймс Нокс Полк .

Литература

  • Laing, David, ed. (1895), «The Works of John Knox» , Edinburgh: James Thin, 55 South Bridge , OCLC 5437053 .
  • Melville, James (1829), «Diary of James Melville» , Edinburgh: Bannatyne Club , OCLC 1697717 .
  • Guy, John (2004), «My Heart is my Own: The Life of Mary Queen of Scots» , London: Fourth Estate, ISBN 9781841157528 .
  • Kingdon, Robert M. (1995), "Calvinism and resistance theory, 1550–1580", in Burns, J.H., «The Cambridge History of Political Thought 1450–1700» , Cambridge: Cambridge University Press, ISBN 0521477727 .
  • MacGregor, Geddes (1957), «The Thundering Scot» , Philadelphia: The Westminster Press, OCLC .
  • Marshall, Rosalind (2000), «John Knox» , Edinburgh: Birlinn, ISBN 9781841580913 .
  • Reid, W. Stanford (1974), «Trumpeter of God» , New York: Charles Scribner"s Sons, ISBN 0-684-13782-8 .
  • Ridley, Jasper (1968), «John Knox» , Oxford: Clarendon Press, OCLC .
  • Warnicke, Retha. M. (2006), «Mary Queen of Scots» , New York: Routledge, ISBN 0-415-29183-6 .

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в Шотландии
  • Умершие 24 ноября
  • Умершие в 1572 году
  • Умершие в Эдинбурге
  • Пресвитерианство
  • Богословы Шотландии
  • Богословы XVI века
  • Церковные деятели XVI века
  • Деятели протестантизма
  • Основатели христианских деноминаций

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Пинакотека
  • Реакция Белоусова - Жаботинского

Смотреть что такое "Нокс, Джон" в других словарях:

    Нокс Джон - Джон Нокс Джон Нокс (англ. John Knox; ок. 1513 24 ноября 1572 г.), крупнейший шотландский религиозный реформатор XVI века, заложивший основы пресвитерианской церкви. Содержание 1 … Википедия

    Нокс Джон - (1505 или около 1514 1572), пропагандист кальвинизма в Шотландии, основатель шотландской пресвитерианской церкви. Политический противник шотландской королевы католички Марии Стюарт. * * * НОКС Джон НОКС Джон (Knox) (1505 или около 1514, близ… … Энциклопедический словарь

25.03.2011

Джон Дункан Макки

История Шотландской Реформации

Глава VII. ДЖОН НОКС

Источник: http://refspb.ru/

Долгое время Джона Нокса считали выдающейся личностью шотландской Реформации. Веками на него смотрели с почитанием, как на основателя нашей национальной церкви. Однако одновременно его и критиковали. Под конец его осудили, как человека, который забрал из религии всю красоту и счастье и навязал своей стране тяжёлый порядок Женевы.

Кем он был и что делал, станет ясно из следующих страниц, но некоторые недоразумения можно исключить с самого начала. Нет сомнений по поводу силы его великой личности, но неверно полагать, что он всегда мог навязать свою волю, даже своим братьям реформатам, и тем более всей Шотландии. С человеческой точки зрения, победа его дела не была предрешённой. Если бы оно потерпело неудачу, он оказался бы в опасности жестокой смерти.

Среди его союзников были религиозные люди, которые не разделяли всех его взглядов, а также те, которые были движимы политическими и религиозными интересами. Для последних он временами был скорее препятствием, нежели лидером. Ещё один момент. Допуская, что во всём он мог иметь своё собственное мнение, не значит, что он сымитировал Женеву во всех отношениях. Не следует забывать, что он редактировал и резюмировал «Трактат об Оправдании Верой» Генриха Балнавеса , который был послан ему в Руен , когда он «лежал в кандалах и тяжко страдал от телесной немощи на галере, называемой Нотр Д ам, а [трактат] был написан честным человеком и верным христианским братом М. Генри Балнавесом из Халхилла , ибо этот самый является заключенным (хотя незаконно) старого Руенского дворца». И трактат этот определённо был лютеранским.Более того, какое-то время он служил в Англиканской церкви и, должно быть, был знаком со взглядами континентальных реформаторов, нашедших там убежище, с польским экстремистом Джоном Аласко , «которому позволили основать церковь иностранцев в Остин Фриарс в Лондоне, и с Валлеранд Пауллайн , который управлял колонией фламандских ткачей в Гластонбере ». Позднее он стал служителем английской общины во Франкфурте в церкви, которая была закреплена за Пауллайном и группой французских протестантов; а с французским протестантством он, должно быть, познакомился в Диппе через гонения, которые, как говорилось, должны были искоренить там ересь.

Поэтому не стоит предполагать, что его религиозная политика сформировалась только на Женевском опыте. Женева, в конце концов, была городом-государством, а Шотландия была нацией.

Тем не менее, верно, что он понимал, что Женева была местом, «которая, я никогда не побоюсь и не постыжусь сказать, является самой совершенной школой Христа, когда-либо существовавшей на земле после апостольских времен». В Женеве он жил со своей женой, и там у него родились два сына.

Когда всё сказано, прежние идеи в основном правильны. Нокс был доминирующей личностью в Шотландской Реформации, и национальная Церковь, созданию которой он способствовал, была основана в основном по гельветическому образцу.

Кем тогда был Джон Нокс ?

Джон Нокс родился в Гиффордгейте , пригороде Хаддингтона , где-то между 1513 и 1515 гг. Он получил образование в С в. Андрее по руководством Джона Мэйора и стал священником. Как священнослужителя, его называли «сэр», и то, что его не называли «мистер», было доказательством того, что он так и не закончил учебное заведение. В течение некоторого времени он служил как папский юрист в Лофиане .

Говорят, что изучение Иеронима и Августина заставило его усомниться в богословии Мэйора , и согласно одному неясному источнику, кардинал Битон осудил его за ересь. Определённо, он попал под влияние Висхарта и однажды понёс двуручный меч вместе с проповедником, чьей жизни угрожал кардинал. В «Истории Реформации в Шотландии» он рассказывает, что Висхарт , зная, что недоброжелатели окружат его в Хаддингтоне , отпустил Нокса , говоря: «Возвращайся к своим детишкам, и да благословит тебя Бог. Для одного жертвоприношения достаточно и одного». Предположительно, он уже работал домашним учителем для двух сыновей Хью Дугласа из Лонгнидри ; во всяком случае, вместе с ними и сыном Александра Кокбурна из Ормистона он нашёл убежище в замке С в. Андрея во время пасхи 1547 года.

Во время его прибытия существовало странное перемирие, когда осаждённые могли свободно передвигаться по городу и посещать приходскую церковь. Естественно, он стали спорить с приверженцами старой религии. Их проповедника, Джона Роу , бывшего скорее протестантом, нежели ученым, беспокоили доводы Джона Аннанда , директора колледжа С в. Леонарда, и после совещания с Балнавесом и сэром Дэвидом Линдсеем из «Горы» (который был в Св. Андрее, но не из замка) Роу обратился за помощью к Ноксу , преподававшему в часовне замка и обучающему катехизису в городской церкви. После совещания было решено, что, независимо от того, насколько невелико собрание, оно имеет право избирать служителя, у которого, как они считали, есть Божий дар, и Роу открыто пригласил Джона Нокса взять на себя должность проповедника. Нокс залился слезами, но не посмел отказаться от возложенной на него ответственности и смело вызвал Аннанда к полемике в приходской церкви. Он решил доказать, что римская католическая церковь того времени еще более вырождалась от чистоты, которая была ей свойственна в дни апостолов, чем церковь древний евреев отходила от установлений Моисея, когда он согласились с невинной смертью Иисуса Христа. В следующее воскресенье в ответ на всеобщее требование он прочитал проповедь, после которой говорили, что «другие только надрезают ветви папизма, но он [Нокс ] наносит удар в самый корень, чтобы разрушить его целиком».

В результате лидеры старой церкви были вынуждены оправдываться, и между Джоном Ноксом и монахом Арбукле была организована официальная полемика под председательством Джона Винрама , главного викария. Во время дебатов францисканец, отстаивая обряды, не установленные Писанием, воспользовался неудачным аргументом, говоря, что «апостолы еще не приняли Святого Духа, когда писали свои послания; а когда они его приняли, тогда и установили обряды».

Это разительное признание разрушило дело монаха. Но и ранее старая церковь оправдывалась с помощью средств самозащиты, а не логики. Французские канониры покорили замок и в нарушение условий капитуляции (согласно Ноксу ) заключенные были перевезены во Францию, где некоторых, включая самого Нокса , послали на галеры.

О своих испытаниях он говорит мало. Возможно, не всегда они были крайне тяжелыми, потому что каким-то образом он смог пересмотреть «Трактат» Балнавеса , но, когда галеры отошли от берегов Шотландии, он был почти при смерти, хотя ещё мог предсказать, что будет проповедовать в церкви С в. Андрея, чью колокольню он видел из-за волн.

Несомненно, он перенёс достаточно несчастий, но так как считал себя участником битвы между Богом и «Сатаной», он не думал о большом значении периода, когда он «вышел из строя». В своей «Истории» он записывал вопросы, которые ставил в деятельности проповедника, или его определённые действия в защиту Истины; но относительно пленения он упоминает только несколько случаев, когда он мог оправдать свое положение.

По настоянию Англии, готовой заключить мир с Францией, в 1549 году его освободили, и он стал признанным проповедником сначала в Бервике , а затем в Ньюкасле. Нокс утверждает, что с его помощью мир пришёл в город, отличающийся своим беспокойством, и он был принят в качестве духовного советника Елизаветы Боус , представительницы знатного дома, на чьей дочери Мариори он впоследствии женился, несмотря на нежелание ее родственников. В 1551 году его сделали королевским капелланом, а на следующий год призвали на юг, возможно, чтобы подальше отстранить его от Шотландии, или чтобы разобраться с анабаптистами, которые становились беспокойными, но, может быть, чтобы поторопить Кранмера на пути дальнейших реформ, которые тот проводил довольно неохотно по настоянию иностранных докторов. Вероятно, под его влиянием во вторую Книгу общественного богослужения были включены известные «Черные правила богослужения», которые объясняют, что положение на коленях во время принятия Таинства не подразумевает признание доктрины о пресуществлении .

Тем не менее, не стоит преувеличивать его влияние. В английской «Книге общественного богослужения» было много того, с чем он не соглашался, как с «введенным только по правомочию человеческой власти, не имеющим основания в Слове Божьем; чем долгое время злостно и очень суеверно злоупотребляли в Мессе».

Он отказался от прихода В сех Святых на Бред Стрит, и когда ему предложили Рочестерский приход, от него он тоже отказался. Понятно, что Нокс сомневался в искренности Нортумберленда, которого сравнивал с Ахитофелом , и который, в свою очередь, считал его «неблагодарным и неприятным». Но, возможно, его отказ от епископства был вызван расхождением мнений, даже с Кранмером , относительно должности епископа. В «Трактате» Балнавеса должность епископа приравнивается к «служителю Слова Божьего», и Нокс в «Резюме» к этой работе опускает слово «служитель», но повторяет утверждение Балнавеса о том, что основной обязанностью епископа является проповедование истинного Евангелия Ии суса Христа, не смешиваясь «с временными или светскими делами».

Каковы бы ни были основания, Нокс отказался от продвижения и, возможно, поэтому его дважды вызывали в тайный совет. Неизвестно, чем бы всё закончилось, если б протестантское правление продолжилось, но в июле к власти пришла католичка Мария, и Нокс , прождав в Амершаме (Бакс ) в надежде, что Мария дарует веротерпимость, был вынужден искать убежище за границей. 22 декабря он был уже в Ньюкасле, а в марте 1544 года пересек море. Он прибыл в Диппе с десятью гротами в качестве всего его состояния, но, несомненно, получил помощь от шотландских купцов, которые там торговали.Завершив «Благочестивое письмо предупреждение и наставления верующим Лондона, Ньюкасла и Бервика », Нокс отправился в Швейцарию, где обратился за советом к Кальвину в Женеве и Буллинджеру в Цюрихе касательно отношения христианского подданного к идолопоклонническому правителю. Ни один из авторитетов не поддержал мнение о том, что вооруженное сопротивление неверующему правителю является простым долгом хороших христиан.

Он вернулся в Диппе , чтобы убедиться, что ситуация и в Англии и в Шотландии ухудшилась, потому что испанская Мария обдумывала брак с Филипом испанским , а в Шотландии Мария Гиз принимала на себя регентство. Он возвратился в Женеву и, проучившись там некоторое время, принял вызов во Франкфурт, где собранию английских беженцев разрешили проводить богослужения в церкви, приписываемой Валлеранду Пауллайну и французским протестантам, при условии, что их служба будет такой же, как и у французов. С этой должности его вытеснил свежий наплыв англичан под руководством Ричарда Кокса, впоследствии епископа Елийского .

Он допустил, чтобы вновь прибывшие, использовавшие английскую «Книгу общественного богослужения», присоединились к собранию, хотя в действительности они не отвечали требованию касательно французского ритуала. И они отплатили ему тем, что, имея на своей стороне большинство, стали пугать магистратов рассказом о том, что сила произведений Нокса подвергает город опасности.

Это произошло в марте 1555 года. Нокс снова вернулся в Женеву, но вскоре смог приехать в Шотландию. Удивительно: его знали как бунтовщика, а его трактат «Верное предостережение профессорам Божьей истины в Англии» (1554) был почти подстрекательством к тираноубийству. Объяснение состоит в том, что ситуация в Шотландии изменилась.

Нокс приписывал это изменение сильной руке Божьей, который поразил «Сатану» его же оружием. Гонения английской Марии привели в Шотландию сильных лидеров новой веры: полного энтузиазма Вильяма Харлоу и опытного Джона Виллока . Несомненно, проповедование этих людей было очень полезно, но улучшенное положение шотландских протестантов в основном было вызвано политическими интересами, которые вынудили Марию Гиз не отворачиваться от них. Прежде всего, Мария Гиз , изгоняя Аррана из регентства, вызвала вражду незаконнорожденного полукровного брата Аррана , сильного архиепископа Гамильтона, в результате чего силы католичества разделились. И снова, пытаясь сделать Шотландию французской провинцией, она не хотела возбуждать недовольство и с радостью искала помощи с любой стороны. Важно, что нет свидетельств о мученических смертях в Шотландии в период между сожжениями Адама Уоллеса летом 1550 и пожилого Уолтера Милна в апреле 1558. Следует также добавить, что к этому времени все более мощным становилось влияние книг, на которые мы уже ссылались.

Авторы не всегда были протестантами. Одним из наиболее эффективных критиков церкви был сэр Дэвид Линдсей из «Горы», сильный король-лев. В его хорошо известной «Сатире о трех сословиях», недавно успешновозрожденной, характер «Spiritualitie » (духовенства) показывается в самом невыгодном свете; а некоторые другие его работы, к примеру, «Kitteis Confessioun », еще более сильны в своих нападках на духовенство. Хотя он никогда не переходил границы старой Церкви, его с самого начала считали иконоборцем, а сэр Уолтер Скотт правильно объясняет его место в шотландской традиции, когда говорит следующее:

«Вспышка сатирической ярости, которая, взрываясь на первой стадии, заклеймила пороки времени и сломала ключи Рима».

Иллюстрация XVI века изображает, как он с молотком в руке разбивает ключи.

Король, как уже говорилось, сам видел постановку этой пьесы, и духовенство, предположительно, пользуясь его намеком, позволили событиям какое-то время идти своим чередом. Но ещё ранее они понимали опасность и стремились принять меры. Постановления парламента, запрещающие импортируемые книги (1525 и 1535 гг.) были вновь утверждены в 1543 году обязательным Актом Совета; и архиепископский собор 1549 года приказал, чтобы все епископы усердно следили, «какие люди хранят книги поэзии или низкой клеветы», обещая суровое наказание тех, у кого они будут найдены.

Закон не действовал. Книги из-за границы продолжали приходить - несколько английских Библий и произведение Гау «Richt Vay », а позднее и трактаты Нокса .

Одна из трудностей запрещения осужденных книг состояла в том, что нелегко было установить, где эти книги печатались, потому что печатники, по обычаю времени, помещали на титульный лист ложную информацию. На одном из памфлетов Нокса было написано «Напечатано в Риме перед замком С в. Ангелия в присутствии Св. Петра», а другой был якобы «напечатан в Каликау », хотя по всей вероятности оба были изданы в Лондоне.

Однако не все нежелательные книги ввозились. В 1547 году мэра Дунди попросили задержать книгу «Johne Scott , prentar ». Парламент 1551-1552 гг., осуждая греховные баллады, песни и стихи, как на английском , так и на латинском, заявляет, что их постоянно печатают в Шотландии, и запрещает всякому печатнику издавать какую-либо книгу, не признанную церковной властью. Ссылка на баллады даёт понять, что книги, возбуждающие клерикальное беспокойство, не всегда были академическим работами о разуме и богословии. Некоторые были эпиграммами и песнями, не всегда деликатными по тону. Самыми известными были «Gude and Godlie Ballatis », за которые отвечали, как считали, три брата Веддерберн из Дунди , особенно, Джеймс. Все авторы, которых впоследствии сослали, получили образование в С в. Андрее, но в их собрание включены измененные вариации популярных песен. Некоторые из них можно было петь как гимны современности; другие, основанные на любовных песнях или преисполненные ненависти, вызвали бы большое удивление, если бы были представлены на богослужении в церкви. Большей частью они не были предназначены для пения в церкви. Их пели на улицах и в поле. Именно это и сделало их очень опасными.

Намного позже очень мудрый человек сказал Флетчеру Салтоунскому (1655-1716), что «по его мнению, если человеку разрешить сочинять все баллады, не нужно заботиться о том, кто будет создавать законы нации».

Ясно, что Шотландию наводнила популярная литература, которая была очень привлекательна.

Поэтому Нокс , прибыв в Шотландию «в конце жатвы» 1555 года, смог осуществить миссию, которой почти не мешали. Он учил в Эдинбурге и свободно передвигался по стране, проповедуя и проводя Таинство; он обсуждал уместность поклона в Палате Риммона с группой людей, включая Джеймса Майтланда из Летингтона , на ужине, который давал Эрскин Дунский .

Его вызвали в доминиканскую церковь в Эдинубрге в мае 1556, но «предписанного распорядка придерживаться не смогли», потому что его сторонники предприняли различные меры, и, фактически, он проповедовал перед большим собранием в огромном помещении, принадлежащем епископу Дункельдскому . Очевидно, он нашел приют в домах помещиков и горожан, иподдержку со стороны некоторых дворян. Несомненно, он стимулировал рост «тайной церкви», которая, вероятно, использовала те же должности, которые он и другие установили для Франкфуртской общины. Он был достаточно оптимистичен, чтобы послать письмо регенту королевы (которая в то время, как уже была сказано, по политическим причинам придерживалась политики веротерпимости) с надеждой обращения к вере. Она, не сомневающаяся в его неистовстве, просто передала письмо архиепископу Глазго, усмехаясь: «Пожалуйста, отче, прочтите пасквиль». Но в тот момент ничего, кроме презрительной усмешки, она сделать не могла. Нокса осудили только после его отъезда из Шотландии, когда сожгли его изображение. А уехал он не из-за гнева королевы, а потому, что его срочно вызвала Женевская община, чтобы он стал одним из ее служителей.

Снова он возвращается в Женеву, на это раз вместе со своей женой и тещей. Во время его энергичного служения община приняла должности, которые использовались во Франкфурте, и в 1556 году вышла «Женевская книга», литургические разделы которой с небольшими изменениями вошли в общее употребление в Шотландии как «Книга общественного богослужения», которую официально не заменяли до опубликования «Вестминстерской Директории» в 1647 году.

В 1557 году в ответ на приглашение он покинул Женеву, чтобы вернуться в Шотландию, но, хотя уже доехал до Диппе , повернул обратно, получив письма, которые отговорили его от поездки.

Почему Нокс вернулся? Из-за страха? Он должен был понимать, что сила некоторых его произведений, к примеру, «Верное предостережение профессорам Божьей истины в Англии» (1554) сделала его отвратительным для римских католиков. Некоторые считали, что его собственные размышления по поводу «бегства» на континент свидетельствовали о тревожных настроениях. Тем не менее, Нокс не подчинился страху и, в конечном итоге, посетил Шотландию в 1555-1556 годах. Вполне вероятно, что обескураживающие письма были посланы кем-то из влиятельных протестантов Шотландии, которые считали, что все идет довольно хорошо, и надеялись, что можно, убедив в политической необходимости, заставить королеву мать заключить компромисс с пользой для их религии. Для них приезд смутьяна, подобного Ноксу , был очень нежелателен, и вполне вероятно, они просто попросили его в тот момент не приезжать.

Он вернулся в Женеву и в раздражении начал писать «Первый удар трубы чудовищного правления женщин», в котором, основываясь на злосчастных последствиях правления Марии Тюдор в Англии и Марии Гиз в Шотландии, развил тезис о том, что все женское правление «противоречит природе, является оскорблением для Бога, абсолютно противоположно его явленной воле и установлению».

Подготовленные второй и третий «удары» никогда не были озвучены. Первый «достаточно разрушил трубача». Потому что в год, когда была обнародована книга, умерла Мария Тюдор, и Нокс решил, что он приговорил Елизавету, на которую рассчитывали протестанты.Он приложил все усилия, как впоследствии и с шотландской Марией, чтобы использовать имя Деворы в качестве примера счастливого исключения из его правила; но ни одна правительница так и не простила его и в действительности, как казалось многим, оправдание, которое он послал английской королеве скорее рассердило и озлобило её, но не успокоило.

Вскоре стали ясны последствия его трактата. Когда события 1558-1559 гг. предоставили возможность, а в действительности бросили вызов, на возвращение в Шотландию, он отправился домой. Свою последнюю поездку из Женевы он совершил в январе 1559 года, но когда в марте прибыл в Диппе , он обнаружил, что, несмотря на его знакомство с Сесил , английское правительство не выдало ему паспорта. Елизавета в тот момент просто заключала соглашение с Францией и, в любом случае, не решалась дать официальное признание автору «Первой трубы» и «Верного предостережения».

Неспособный по этой причине пересечь Англию, Нокс отправился в путешествие по морю. 26 апреля из Диппе он отбыл в Лейт и 2 мая достиг Эдинбурга. К моменту его прибытия силы для Армагеддона уже были собраны, и он поспешил влезть в драку.

В то время люди, сдавшие все экзамены и получившие право преподавать, иногда избегали излишних расходов и обязательства окончить учебное заведение.

"Один человек вместе с Богом всегда в большинстве". - Джон Нокс

Джон Нокс (англ. John Knox; ок. 1510-24 ноября 1572 г.) - крупнейший шотландский религиозный реформатор XVI века, заложивший основы пресвитерианской церкви.

Молодые годы

Джон Нокс родился в семье небогатых дворян в пригороде Хаддингтона в Лотиане. По всей видимости в юности Нокс обучался у известного шотландского гуманиста Джона Мейджора в университете Глазго. В начале 1540-х гг. он был рукоположен в сан католического священника и начал службу в одной из приходских церквей Лотиана.

Вероятно под влиянием проповедей Джорджа Уишарта в 1545 г. Нокс перешел в протестантство. Он очень сблизился с Уишартом и сопровождал его в поездках по стране. Однако в конце 1545 г. Уишарт был арестован сторонниками кардинала Битона и вскоре казнен. В отместку за смерть Уишарта радикальные протестанты захватили замок Сент-Эндрюс и казнили кардинала. Нокс прибыл в Сент-Эндрюс и здесь началась его карьера в качестве протестантского проповедника.

В конце 1547 г. Сент-Эндрюсский замок был взят штурмом французским экспедиционным корпусом, организаторы убийства кардинала, а вместе с ним и Джон Нокс были схвачены и отправлены во Францию отбывать наказание на галерах. Полуторогодовая служба на галерах подорвала здоровье проповедника, но не изменила его взгляды. Рассказывают, что когда французы попросили Нокса поцеловать изображение Девы Марии, стремясь заставить его отречься от протестантства, он выбросил его в море со словами «пусть Дева Мария сама спасет себя, она достаточно легка и научится плавать» .

Джон Нокс в Англии, Швейцарии и Франции

В 1549 г. Нокс получил свободу и отправился в Англию, где в это время активно осуществлялись протестантские реформы короля Эдуарда VI, заложившие фундаментальные принципы англиканской церкви. Нокс продолжил работу проповедника, причем независимо от официальной церковной организации. В это время его уже не удовлетворяла епископальная система, сохранившаяся в англиканстве, Нокс все более склонялся в сторону радикального кальвинизма, отрицающего особое священство епископов.

После смерти Эдуарда VI в 1553 г. на английский престол вступила католичка Мария I Тюдор. Это вызвало эмиграцию английских протестантов на континент. Нокс уехал в Швейцарию, где поселился в Женеве, европейском центре кальвинизма. Периодически он также посещал Шотландию. Во время этих поездок ему удалось обратить в протестантство большое число шотландских горожан и дворян, а также таких влиятельных аристократов, как граф Аргайл, лорд Лорн и лорд Джеймс Стюарт. Все более отдаляясь от умеренного англиканизма, Нокс в период проживания в Женеве активно работает над проблемой предопределения и публикует памфлет «Трубный глас против чудовищного правления женщин» (англ. The First Blast of the Trumpet Against the Monstrous Regiment of Women), в котором он осудил феминизм и матриархат и выступил с идеей о вредоносности женщин-правительниц государств (адресовано прежде всего современным ему королевам Англии и Шотландии), где Нокс писал:

"Ставить женщину на любой руководящий пост над любой областью, нацией, городом, отвратительно, противоестественно, богохульно, это наиболее всего противоречит Божьей воле и здравому порядку, и в конечном счете извращает хороший порядок, все добро и справедливость."

В 1557 г. Нокс переехал в Дьепп, Франция, где он встретил известия о смерти Марии Тюдор и вступлении на престол Елизаветы I. В Англии вновь сложились благоприятные возможности для развития протестантства, однако королева Елизавета I не желала допускать в свои владения автора «Трубного гласа». Узнав об отказе королевы от выдаче ему разрешения на возвращение в Англию, Нокс заявил, что «Англия, отказываясь от меня, отказывается от друга», и 2 мая 1559 г. прибыл в Шотландию.

Протестантская революция

11 мая 1559 г. проповедь Джона Нокса в церкви св. Иоанна в Перте против католического идолопоклонства и незаконности правления регента Шотландии Марии де Гиз вызвала восстание горожан, которое быстро перекинулось на другие области Шотландии и вскоре перерасло в протестантскую революцию . К восставшим присоединились крупные шотландские бароны (Аргайл, лорд Джеймс Стюарт, позднее – Шателеро и Хантли), была сформирована армия, которая захватила Эдинбург. По инициативе Нокса восставшие обратились за помощью к Англии, в страну были введены английские войска. Война между английской и французской армиями в Шотландии завершилась 6 июля 1560 г. Эдинбургским миром и эвакуацией иностранных войск из страны. Смерть 11 июня 1560 г. Марии де Гиз означала победу революции.

Парламент Шотландии под влиянием Джона Нокса провозгласил в конце 1560 г. запрещение католической доктрины и обрядов, принял протестантский символ веры и утвердил «Книгу дисциплины» о порядке протестантского богослужения. Таким образом протестантство было утверждено в качестве государственной религии Шотландии. Началось формирование новой церковной организации с опорой на приходские церкви и системой «супреинтендантов», призванных заменить епископальное устройство (полностью не реализовано). Именно в этот период Нокс начал работу над своим фундаментальным трудом «История Реформации» , который благодаря вложенной в него реформаторской страсти на протяжении нескольких веков оставался одной из наиболее влиятельных работ по протестантству.

Джон Нокс и Мария Стюарт

Возвращение в 1561 г. в Шотландию королевы Марии Стюарт было враждебно встречено Джоном Ноксом. Группирующиеся вокруг него радикальные протестанты потребовали брака королевы с одним из своих лидеров, Джеймсом Гамильтоном. Отказ Марии спровоцировал восстание радикальных протестантов, которое однако было быстро подавлено правительством. Нокс неоднократно встречался с королевой, но так и не нашел с ней общего языка. Радикализм Нокса оттолкнул от него часть его бывших сторонников, не готовых признать провозглашенную реформатором доктрину права нации на свержение законного монарха.

Тем не менее на протяжении всего правления Марии Стюарт (1561-1567) Джон Нокс оставался самым непримиримым противником королевы. Он постоянно возбуждал прихожан против католических богослужений при дворе, считая Марию агентом папской власти и идолопоклонницей. Джон Нокс вообще был резко против женского правления, которое, к его неудовольствию, раскинулось к тому времени на пол Европы (в Шотландии правила Мария Стюарт, сменившая свою мать, в Англии Мария Тюдор, а после Елизавета I, во Франции Екатерина Медичи, в Нидерландах Мария Венгерская (Австрийская), в Наварре Жанна д"Альбре, в Португалии Екатерина Австрийская). Отношения Нокса и королевы хорошо иллюстрирует тот факт, что реформатор с восторгом принял сообщение о заговоре против Марии Стюарт и убийстве Риччо, за что был вынужден покинуть Эдинбург, где со времен революции занимал пост священника церкви Св. Жиля, и укрыться в Англии.

Среди шотландских пресвитериан было популярным сравнение взаимоотношений Джона Нокса и королевы Марии с противостоянием библейского пророка Илии царице Иезавели.

Последний период жизни

Вернулся Джон Нокс в Шотландию незадолго до свержения Марии Стюарт в 1567 г. Именно ему поручили организацию богослужения во время коронации сына королевы, годовалого Якова VI. Новое правительство регента Морея, хотя и провозгласило курс на осуществления протестантских преобразований, однако, не нуждалось в радикализме Нокса. Поэтому самый влиятельный шотландский реформатор не занял достойного его места в новой системе власти, оставшись приходским священником церкви Св. Жиля. В 1570 г., когда Эдинбург захватили сторонники свергнутой Марии Стюарт, Джон Нокс был вынужден переехать в Сент-Эндрюс. В столицу он вернулся лишь в 1572 г., накануне своей смерти.

Джон Нокс, поражающий современников своим истовым религиозным чувством и неспособностью к компромиссам с совестью, стал для шотландцев почти пророком. Пресвитерианская церковь окончательно оформилась уже после смерти Нокса, в конце XVI века, однако именно он стал ее отцом-основателем.

Потомком Нокса был президент США Джеймс Нокс Полк.

Литература

  • Laing, David, ed. (1895), «The Works of John Knox», Edinburgh: James Thin, 55 South Bridge, OCLC 5437053.
  • Melville, James (1829), «Diary of James Melville», Edinburgh: Bannatyne Club, OCLC 1697717.
  • Guy, John (2004), «My Heart is my Own: The Life of Mary Queen of Scots», London: Fourth Estate, ISBN 9781841157528.
  • Kingdon, Robert M. (1995), "Calvinism and resistance theory, 1550–1580", in Burns, J.H., «The Cambridge History of Political Thought 1450–1700», Cambridge: Cambridge University Press, ISBN 0521477727.
  • MacGregor, Geddes (1957), «The Thundering Scot», Philadelphia: The Westminster Press, OCLC 740182.
  • Marshall, Rosalind (2000), «John Knox», Edinburgh: Birlinn, ISBN 9781841580913.
  • Reid, W. Stanford (1974), «Trumpeter of God», New York: Charles Scribner"s Sons, ISBN 0-684-13782-8.
  • Ridley, Jasper (1968), «John Knox», Oxford: Clarendon Press, OCLC 251907110.
  • Warnicke, Retha. M. (2006), «Mary Queen of Scots», New York: Routledge, ISBN 0-415-29183-6.

Г.), - крупнейший шотландский религиозный реформатор XVI века , заложивший основы пресвитерианской церкви .

Молодые годы

Джон Нокс родился в семье небогатых дворян в пригороде Хаддингтона в Лотиане . По всей видимости в юности Нокс обучался у известного шотландского гуманиста Джона Мейджора в университете Глазго . В начале 1540-х гг. он был рукоположен в сан католического священника и начал службу в одной из приходских церквей Лотиана.

Вероятно под влиянием проповедей Джорджа Уишарта в г. Нокс перешел в протестантство . Он очень сблизился с Уишартом и сопровождал его в поездках по стране. Однако в конце г. Уишарт был арестован сторонниками кардинала Битона и вскоре казнен. В отместку за смерть Уишарта радикальные протестанты захватили замок Сент-Эндрюс и казнили кардинала. Нокс прибыл в Сент-Эндрюс и здесь началась его карьера в качестве протестантского проповедника.

В конце г. Сент-Эндрюсский замок был взят штурмом французским экспедиционным корпусом, организаторы убийства кардинала, а вместе с ним и Джон Нокс были схвачены и отправлены во Францию отбывать наказание на галерах . Полуторогодовая служба на галерах подорвала здоровье проповедника, но не изменила его взгляды. Рассказывают, что когда французы попросили поцеловать Нокса изображение Девы Марии , стремясь заставить его отречься от протестантства, он выбросил его в море со словами «пусть Дева Мария сама спасет себя, она достаточно легка и научится плавать ».

Джон Нокс в Англии, Швейцарии и Франции

В г. Нокс получил свободу и отправился в Англию , где в это время активно осуществлялись протестантские реформы короля Эдуарда VI , заложившие фундаментальные принципы англиканской церкви . Нокс продолжил работу проповедника, причем независимо от официальной церковной организации. В это время его уже не удовлетворяла епископальная система, сохранившаяся в англиканстве, Нокс все более склонялся в сторону радикального кальвинизма , отрицающего особое священство епископов.

После смерти Эдуарда VI в г. на английскийский престол вступила католичка Мария I Тюдор . Это вызвало эмиграцию английских протестантов на континент. Нокс уехал в Швейцарию , где поселился в Женеве , европейском центре кальвинизма. Периодически он также посещал Шотландию. Во время этих поездок ему удалось обратить в протестантство большое число шотландских горожан и дворян, а также таких влиятельных аристократов, как граф Аргайл , лорд Лорн и лорд Джеймс Стюарт . Все более отдаляясь от умеренного англиканизма, Нокс в период проживания в Женеве активно работает над проблемой предопределения и публикует памфлет «Трубный глас против чудовищного правления женщин » (англ. The First Blast of the Trumpet Against the Monstrous Regiment of Women ), в котором он выступил с идеей о вредоносности женщин-правительниц государств (адресовано прежде всего современным ему королевам Англии и Шотландии).

В г. Нокс переехал в Дьепп , Франция , где он встретил известия о смерти Марии Тюдор и вступлении на престол Елизаветы I . В Англии вновь сложились благоприятные возможности для развития протестантства, однако королева Елизавета I не желала допускать в свои владения автора «Трубного гласа». Узнав об отказе королевы от выдаче ему разрешения на возвращение в Англию, Нокс заявил, что «Англия, отказываясь от меня, отказывается от друга », и 2 мая г. прибыл в Шотландию.

Протестантская революция

11 мая 1559 г. проповедь Джона Нокса в церкве св. Иоанна в Перте против католического идолопоклонства и незаконности правления регента Шотландии Марии де Гиз вызвала восстание горожан, которое быстро перекинулось на другие области Шотландии и вскоре перерасло в протестантскую революцию . К восставшим присоединились крупные шотландские бароны (Аргайл, лорд Джеймс Стюарт, позднее – Шателеро и Хантли), была сформирована армия, которая захватила Эдинбург . По инициативе Нокса восставшие обратились за помощью к Англии, в страну были введены английские войска. Война между английской и французской армиями в Шотландии завершилась 6 июля г. Эдинбургским миром и эвакуацией иностранных войск из страны. Смерть 11 июня 1560 г. Марии де Гиз означала победу революции.

Парламент Шотландии под влиянием Джона Нокса провозгласил в конце 1560 г. запрещение католической доктрины и обрядов, принял протестантский символ веры и утвердил «Книгу дисциплины» о порядке протестантского богослужения. Таким образом протестантство было утверждено в качестве государственной религии Шотландии. Началось формирование новой церковной организации с опорой на приходские церкви и системой «супреинтендантов» , призванных заменить епископальное устройство (полностью не реализовано). Именно в этот период Нокс начал работу над своим фундаментальным трудом «История Реформации », который благодаря вложенной в него реформаторской страсти на протяжении нескольких веков оставался одной из наиболее влиятельных работ по протестантству.

Джон Нокс и Мария Стюарт

Возвращение в г. в Шотландию королевы Марии Стюарт было враждебно встречено Джоном Ноксом. Группирующиеся вокруг него радикальные протестанты потребовали брака королевы с одним из своих лидеров, Джеймсом Гамильтоном . Отказ Марии спрвоцировал восстание радикальных протестантов, которое однако было быстро подавлено правительством. Нокс неоднократно встречался с королевой, но так и не нашел с ней общего языка. Радикализм Нокса оттолкнул от него часть его бывших сторонников, не готовых признать провозглашенную реформатором доктрину права нации на свержение законного монарха.

Когда хоронили Джона Нокса, кто-то сказал о нем так: "Он столь боялся Бога, что не боялся никакого человека".

НОКС, ДЖОН (Knox, John) (1505-1572), проповедник и историк шотландской Реформации, родился в крестьянской семье в Хаддингтоне (Шотландия). Дата рождения крайне ненадежная, есть аргументы в пользу трех дат - 1505, 1513 и 1515.

Нокс учился в начальной школе в Хаддингтоне, а позднее в университете Глазго или Сент-Андруса (или в обоих). Он готовился к принятию сана священника, но после смерти Джорджа Уишарта, сожженного на костре (1546), перешел на сторону протестантов и возглавил антикатолическую партию в Шотландии. В июле 1547 был взят в плен французами после падения замка Сент-Андрус и пробыл на каторжных работах до февраля 1549. Без сомнения, Эдуард VI и лорд-протектор, герцог Сомерсетский, способствовали его освобождению и возвращению в Англию после короткого пребывания в Женеве. Он был назначен королевским капелланом (1551) и принял участие в пересмотре Книги общественного богослужения (1552). Отказался принять сан епископа в 1552 и активно противился использованию католических форм богослужения.

В течение почти всего периода правления Марии Тюдор (1553-1558) Нокс пребывал в Швейцарии, поддерживал связь с европейскими реформаторами, предстоял в качестве священника английским протестантским общинам эмигрантов во Франкфурте-на-Майне и Женеве и выполнял функции советника при шотландских «лордах Конгрегации» (группа протестантских лордов, объединившихся в антикатолическую Конгрегацию). В 1559 он возвратился в Шотландию.
Его строгий кальвинизм, ревностное отстаивание пуританского богослужения и образа поведения, любовь к пресвитерианской форме церковного устройства оказались необходимыми слагающими победы протестантов. В 1566 были заложены основы шотландского пресвитерианства: тогда Нокс содействовал лишению законной силы Римско-католической церкви в Шотландии, утверждению Шотландского исповедания в шотландском парламенте и принятию первой Книги церковной организации и литургии Нокса первой Генеральной ассамблеи недавно возникшей пресвитерианской церкви. Труды Нокса включают Трубный глас против чудовищного правления женщин (Blast of the Trumpet Against the Monstrous Regiment of Women, 1558), Трактат о предопределении (Treatise on Predestination, 1560), Историю Реформации в Шотландии (History of the Reformation in Scotland, опубликована в 1664).
В течение семи лет правления Марии Стюарт, королевы Шотландской, Нокс, с истовой преданностью к новой церкви, вступил в бой с католической государыней. Эта борьба закончилась триумфом реформатора, когда Мария отреклась в 1567. Умер Нокс 24 ноября 1572 в Эдинбурге.