Изменение группой своего социального статуса. Изменение человеком (группой людей) места, занимаемого в социальной структуре

Задания уровня В

Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.

В1. Определите понятие: «Изменение человеком или группой своего соци­ального положения в обществе называется...»

В2. Вставьте пропущенное слово.

«На основе усиления межплеменных связей складываются народно­сти, а из родственных и не родственных друг другу народностей в результате развития экономических связей возникли...»

ВЗ. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Правила, требования общества к человеку, в которых более или ме­нее точно определены объем, характер, а также границы возможного в его поведении».

В4. Установите соответствие понятий, приведенных в первом столбце, оп­ределениям, приведенным во втором.

В6. В приведенном ниже списке отметьте цифры, характеризующие тра­диционную (патриархальную) семью.

1) Отец семейства занимает главенствующее положение.

2) Взрослые дети живут отдельно от родителей.

3) Главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни.

4) Представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство.

5) Женщина находится в подчинении у мужчины.

6) Отношения между супругами строятся на взаимном уважении и ра­венстве.

В7. Вставьте пропущенное слово.

«Социальная... - это группа людей, выделяемая на основе дохода, власти, престижа, образования и отличающаяся от других по своему стилю жизни и менталитету».

В8. Установите соответствие нормативных систем, приведенных в первом столбце, и конкретных примеров, приведенных во втором.

Задания уровня С

Дайте развернутый ответ.

С1. Какие социальные санкции существуют?

С2. Прочитайте высказывание: «Общество как таковое не существует. Есть лишь индивидуальности - мужчины и женщины, и еще - се­мьи» (М. Тэтчер). Ответьте на вопросы:

1) Какую проблему затрагивает М. Тэтчер?

2) Согласны ли вы с этим мнением? Почему?

3) Что включает в себя социально-демографическая структура общества?

4) Что такое семья, какую роль в обществе она играет?

СЗ. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Молодежь - это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значи­телен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.

Традиционные, статичные общества опираются прежде всего на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи. „, ис­пользуя молодежь по необходимости, механически, частично. Моло­дежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя, и в этом смысле - потерянным поколением.

Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к мо­лодежи. Если они этого не делают, то революции (или реформы) вско­ре захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хвата­ет. У молодежи практически нет собственного прошлого, ее сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные рефор­маторы не могут не понимать этого, не видеть в молодежи обновляю­щую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный и энергетиче­ский резерв, который выступает на передний план и вводится в дейст­вие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и каче­ственно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социологиче­ская функция молодежи в обществе.

ИМ. Ильинский. «О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи»

3) Какие особенности молодежи как особой социальной группы позво­ляют ей играть эту роль?

4) Опираясь на характеристику различных обществ, данных в тексте, объясните, в каком обществе живет современная российская моло­дежь.

С4. В Конституции Российской Федерации (ст. 7) записано: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий жизни, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека».

1) Как определяет главную цель политики социального государства Конституция РФ?

2) Что вкладываете вы в понятия «достойная жизнь» и «свободное раз­витие»?

3) Какие направления социально-экономической политики могут обес­печить главную цель социального государства? Назовите не менее трех.

4) Назовите два фактора, препятствующих реализации этого направ­ления, и приведите к ним примеры из жизни современного россий­ского общества.

С5. Из предложенных проблемных высказываний выберите одно и изло­жите в виде сочинения-эссе свои мысли.

1. «Семья - очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение». (А. С. Макаренко)

2. «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории». (Р.Дарендорф)

3. «Неравенство лежит в самой природе; оно является неизбежным следствием свободы». (Ж.Ренан)

Тема 6. Социальные отношения

УРОВЕНЬ А

№ задания Верный ответ

УРОВЕНЬ В

УРОВЕНЬ С

С1. Формальные и неформальные.

1) М. Тэтчер затрагивает проблему общества как сложного организма, динамичной системы, включающей социальные группы, социальные институты и взаимодействие между ними.

2) При утвердительном ответе могут быть приведены следующие позиции: Общество - результат взаимодействия людей.

Безусловно, общество и человек взаимосвязаны, они - результат ан-тропосоциогенеза. Только в обществе человек может проявить себя не только как индивид, но и как личность.

Семья - первичная основа любого общества, обеспечивающая его вос­производство.

Могут быть приведены любые другие формулировки, не противореча­щие суждению.

3) Социально-демографическая структура общества предполагает его деление по половому (мужчины и женщины) и возрастному признакам.

В строгом смысле семья - это общность людей, основанная на единой об­щесемейной деятельности, супружеских узах, осуществляющая воспро­изводство населения, преемственность поколений и социализацию детей. В любом государстве семейные отношения регулируются Семейным кодексом.

Функции семьи как социального института вытекают из ее определения: дисциплинирование, воспитание и образование своих членов; религиозное влияние;

подготовка к производственной деятельности; наделение наследственными статусами: национальностью, полом; эмоционально-психологическая функция направлена на эмоциональ­ное общение, защищенность своих членов.

Семья была единственным социальным институтом в первобытном об­ществе. По мере развития общественных отношений она постепенно передавала некоторые функции таким социальным институтам, как образование, религия, органы правопорядка и др. Вместе с тем роль

семьи в современном обществе остается важной, сохраняя в основном

все свои основные функции.

В ответе допускаются иные формулировки, не искажающие смысла

проблемы.

1) В традиционных обществах молодежь не востребована - «потерян­ное поколение», т.к. «традиционные, статичные общества опираются прежде всего наюпыт старших поколений» и опасаются «стихии моло­дежи».

В динамичных обществах молодежь используется как «интеллекту­альный и энергетический резерв», т.е. резерв обновления общества.

4) Российская молодежь живет в динамичном обществе - обществе глубоких перемен, и задача состоит в том, чтобы молодежь активнее была задействована в этих переменах.

Примеры могут быть приведены произвольно, в соответствии с сужде­ниями.

С4. Правильный ответ может содержать следующие позиции:

1) «... политика... направлена на создание условий жизни, обеспечи­вающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

2) Ответ может быть свободным, но обязательно с учетом знания обще­ствоведческого курса. Например: «достойная жизнь» и «свободное раз­витие» предполагают наличие правового государства, т.е. верховенство закона, единого для всех; защиту старости, детства; социальную спра­ведливость и т.д.

3) Могут быть названы:

обеспечение политической и экономической независимости личности; демократические формы правления; равенство граждан перед законом;

приоритет национальных интересов во внешнеполитической деятель­ности;

налоговая политика; защита интересов незащищенных категорий населения.

4) Могут быть названы следующие факторы и приведены самостоя­тельные примеры, отвечающие содержанию вопроса: несоответствие декларированных положений реальному положению делв социально-экономической сфере;

межнациональные конфликты;

социальные конфликты, возникающие на почве расхождения в уровне жизни и образе жизни и связанных с этим обид, непонимания и т.д. в условиях отсутствия правовых средств решения и смягчения социаль­ных проблем;

сложная экономическая и социокультурная ситуация, как, например, сегодня в нашей стране;

производственные отношения в нашей стране в государственных учре­ждениях и бюджетной сфере остаются- вялыми, выжидательными.

В коммерческой же сфере эти отношения сталкиваются с недостаточ­но сформированной юридической базой;

в силу коммерциализации творческой деятельности в нашей стране, слабозащищенным категориям населения стали недоступны некото­рые театры, музеи, а сама творческая деятельность не всегда имеет вы­сокий уровень, отвечая сиюминутным требованиям.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30

Социальная сфера.

1. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними называется: 1) политика общества 2) структура общества 3) характер общества 4) рисунок общества 2. Социально-демографической общностью являются : 1) племя 2) христиане 3) горожане 4) дети

3. Молодежь – это: 1) социально-классовая общность 2) социально-этническая общность 3) социально-демографическая общность 4) социально-культурная общность

4. Положение индивида в малой группе, определяемое отношением к нему окружающих людей называется: 1) социальным статусом 2) личным статусом 3) социальной мобильностью 4) социальной стратификацией

5. Изменение человеком или группой своего социального положения в обществе, называется:

1) социальной дифференциацией 2) социализацией

3) социальной мобильностью 4) социальной стратификацией

6. Племена, народности, нации – это стадии развития… 1)демоса 2)этноса 3)консенсуса 4)стратификации

7. Семью, как малую группу, отличает от других малых групп:

1) общность быта 2) совместное владение средствами производства

3) постоянство состава 4) единство политических взглядов

8. Социальной нормой является : 1) образец поведения людей 2) пожелание на будущее 3) правила, нейтральные по отношению к людям

4) предложения правительства по реорганизации общества

9. К позитивным проявлениям отклоняющегося поведения относится :

1) наркомания 2) алкоголизм 3) религиозный фанатизм 4) новаторское предложение

10. Теория стратификации предполагает деление общества на : 1) высший, средний и низший класс; 2) пролетариат и буржуазию; 3) мужчин и женщин; 4) детей и взрослых.

11. Нация в отличие от класса : 1) является этнической общностью 2) сформировалась на ранних этапах истории человечества

3) служит базой возникновения государства 4) является большой группой людей

12. К достигнутым статусам личности относится : 1) образование 2) пол 3) национальность 4) раса

13. К восходящей социальной мобильности относится :

1) переезд из удаленного района в центр города 2) переход из мелкой фирмы в более крупную

3) смена гражданства 4) брак с представителем высшего класса

14. Вставьте недостающее в предложении слово: Под влиянием особенностей природной среды, социальных и экономических факторов складывались

характерные для ___ черты культуры, быта, нравов. 1) касты 2) демоса 3) этноса 4) курии

15. Основными функциями семьи являются : 1) рождение и содержание детей 2) накопление и передача собственности

3) поддержка нетрудоспособных и несовершеннолетних членов семьи 4) все выше перечисленное

16. Правовые нормы: 1) закрепляются в государственном законодательстве 2) обеспечиваются авторитетом религии 3) основаны на вере в сверхъестественные силы 4) закрепляют представления о прекрасном и безобразном

17. Отклоняющееся поведение в социологии принято называть :

1) нормальным 2) девиантным 3) неправомерным 4) аморальным

В 1.Установите соответствие .

Каждый мусульманин должен в праздник Курбан-байрам подать бедным деньги или пищу

Не убий (запрет убийства)

политические нормы

религиозн религиозные нормы

Назначение премьер-министром лидера партии, победившей на выборах

В 2. Установите соответствие .

Социальная мобильность

Социальные функции, выполняемые человеком в соответствии с его социальным статусом.

Социальная дифференциация

ПеремещеПеремещение из одной социальной группы в другую.

Социальная роль

Установленное в обществе правило (образец) поведения

Социальная норма

Разделение общества не группы, занимающие разное социальное положение

В 3. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по

конфессиональному признаку. Найдите термин, выпадающий из этого ряда.

Православные, буддисты, мусульмане, либералы, католики.

В 4. Вставьте пропущенное в предложении слово.

Мораль, право, обычаи, традиции, ритуалы представляют собой социальные…

С 1. Закончите предложение.

К наиболее типичным для большинства людей относятся роли: 1)труженика, 2)__ , 3)___ , 4)__.

Социальная мобильность и механизмы расслоения общества.

План

Понятие социальной мобильности.

Виды и каналы социальной мобильности.

1. Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е.изменений своего статуса, называется социальной мобильностью .

Под социальной мобильностью понимается перемещение индивида или группы вверх, вниз или по горизонтали. Социальная мобильность характеризуется направлением, разновидностью и дистанцией социальных перемещений людей в обществе (индивидуально и группами).

Человеческая история складывается не только из индивидуальных перемещений, но также из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых «белых воротничков» - инженерами, программистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимал на вершину пирамиды одних и опуская других.

Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции 1917 г. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите пришла бизнес-элита.

Движение вверх и вниз называется вертикальной мобильностью, она бывает двух типов; нисходящей (сверху вниз) и восходящей (снизу вверх). Горизонтальной мобильностью называется такое перемещение, при котором индивид меняет социальное положение или профессию на равноценные. Особую разновидность представляет межпоколенная, или межгенерационная, мобильность. Она относится к изменению статуса детей по сравнению со статусом родителей. Межпоколенную мобильность исследовали А.В. Кирх, а в глобально-историческом аспекте - А. Пиренн и Л. Февр. Одним из родоначальников теорий социальной стратификации и социальной мобильности был П. Сорокин. Зарубежные социологи обычно связывают эти две теории.

Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа - вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения говорят о восходящей мобильности (социальный подъем, движение вверх) и о нисходящей мобильности (социальный спуск, движение вниз). Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение - явление добровольное, а нисхождение - вынужденное.

Повышение в должности - пример восходящей мобильности индивида, увольнение, понижение в должности - пример нисходящей. Вертикальная мобильность - изменение человеком в течение жизни высокого статуса на низкий или наоборот. Скажем, перемещение человека со статуса водопроводчика на должность президента корпорации, как и обратное движение, служит примером вертикальной мобильности.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Горизонтальная мобильность подразумевает изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, являющийся приблизительно эквивалентным. Скажем, человек был сначала водопроводчиком, а затем стал плотником.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером может служить международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное жительство и получил здесь работу, то это уже миграция.

Классификация социальной мобильности может быть проведена и по иным критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у индивида независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый господствующий класс уступает свои позиции новому господствующему классу.

На других основаниях мобильность может классифицироваться, скажем, на стихийную или организованную. Примером стихийной мобильности могут служить перемещения с целью заработка жителей ближнего зарубежья в крупные города России. Организованная мобильность (перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали) управляется государством. Эти перемещения могут осуществляться: а) с согласия самих людей, б) без их согласия. Примером организованной добровольной мобильности в советское время могут служить перемещения молодежи из разных городов и сел на комсомольские стройки, освоение целинных земель и т.п. Примером организованной недобровольной мобильности может служить репатриация (переселение) чеченцев и ингушей в годы войны с немецким нацизмом.

От организованной мобильности следует отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей.

Социальная мобильность может измеряться с помощью двух систем показателей. В первой системе единицей счета выступает индивид, во второй - статус. Рассмотрим в начале первую систему.

Под объемом мобильности понимается число индивидов, которые переместились по Социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Если объем исчисляется количеством переместившихся индивидов, то он называется абсолютным, а если отношением этого количества по всему населению, то относительным объемом и указывается в процентах.

Совокупный объем, или масштаб, мобильности, определяет количество перемещений по всем стратам вместе, а дифференцированный - по отдельным стратам, слоям, классам. Тот факт, что в индустриальном обществе две трети населения мобильны, относится к совокупному объему, а 37% детей рабочих, ставших служащими, - к дифференцированному.

Изменение мобильности по отдельным слоям описывается двумя показателями. Первый - это коэффициент мобильности выхода из социального слоя. Он свидетельствует, например, о том, сколько сыновей квалифицированных рабочих стали интеллигентами или крестьянами. Второй - коэффициент мобильности входа в социальный слой, свидетельствующий о том, из каких слоев пополняется, например, слой интеллигентов. Он обнаруживает социальное происхождение людей.

Степень мобильности в обществе определяется двумя факторами: диапазоном мобильности в обществе и условиями, которые позволяют людям перемещаться.

Диапазон мобильности (amount mobility), который характеризует данное общество, зависит от того, какое количество различных статусов в нем существует. Чем больше статусов, тем больше у человека возможности переместиться из одного статуса в другой.

В традиционном обществе число высокостатусных позиций оставалось приблизительно постоянным, поэтому наблюдалась умеренная нисходящая мобильность отпрысков из высокостатусных семей.

Кастовое и сословное общества ограничивают социальную мобильность, накладывая серьезные ограничения на любое изменение статуса. Такие общества называются закрытыми.

При изучении социальной мобильности социологи обращают внимание на следующие характеристики:

Число и размер классов и статусных групп;

Объем мобильности индивидов и семей из одной группы в другую;

Степень разграничения социальных страт по типам поведения (стилю жизни) и уровню классового самосознания;

Вид или размер собственности, которой владеет человек, род занятий, а также ценности, которые определяют тот или иной статус;

Распределение власти между классами и статусными группами.

Из перечисленных критериев особенно важны два: объем (или сумма) мобильности и разграничение статусных групп. Они используются для того, чтобы можно было отличить один тип стратификации от другого. В США и СССР, как и в большинстве других индустриальных обществ, существовала открытая структура: статус был основан на достижении и движении вверх-вниз по социальной лестнице. Такие перемещения происходят достаточно часто. Напротив, в Индии и большинстве традиционных обществ Система стратификации закрытая: в большинстве своем статус здесь приписываемый, а индивидуальная мобильность ограничена.

Движение вверх происходит главным образом благодаря образованию, богатству или членству в политической партии. Образование играет важную роль не только при получении индивидом более высокого дохода или более престижной профессии: уровень образования один из отличительных знаков принадлежности к более высокой страте. Богатство служит отличительным знаком в высших стратах. Американское общество представляет собой стратификационную систему с открытыми классами. Хотя оно не является бесклассовым обществом, в нем сохраняется дифференциация людей по социальному статусу. Это общество открытых классов в том смысле, что человек не остается всю жизнь в том классе, в каком он был рожден.

Перейдем к рассмотрению второй системы показателей мобильности, где за единицу счета принимается статус или ступеньки социальной иерархии. В этом случае социальная мобильность понимается как изменение индивидом (группой) одного статуса на другой, расположенный по вертикали или горизонтали.

Объем мобильности - это количество людей, переменивших свой прежний статус на другой вниз, вверх или по горизонтали. Представления о перемещениях людей вверх, вниз и по горизонтали социальной пирамиды описывают направление мобильности . Разновидности мобильности описываются типологией социальных перемещений.

Мера мобильности указывается шагом и объемом социальных перемещений.

Дистанция мобильности - это количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Большинство социальных перемещений происходит именно так. Ненормальная дистанция - неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.

Единицей дистанции мобильности выступает шаг перемещений . Для описания шага социальных перемещений используется понятие статуса: из низшего в высший статус - восходящая мобильность; перемещение из высшего в низший статус - нисходящая мобильность. Перемещение может проходить на один шаг (статус), на два я более шагов (статусов) вверх, вниз и по горизонтали. Шаг может измеряться в 1) статусах, 2) поколениях. Поэтому выделяют следующие виды:

· межпоколенная мобильность;

· внутрипоколенная мобильность;

· межклассовая мобильность;

· внутриклассовая мобильность.

Понятие «групповая мобильность характеризует общество, переживающее социальные сдвиги, где повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, страты. Например, Октябрьская революция привела к возвышению большевиков, прежде не имевших признанного высокого положения, а брахманы в древней Индии стали высшей кастой в результате упорной борьбы, тогда как раньше их каста находилась на одном уровне с кастой кшатриев.

Как показал на огромном историческом материале П. Сорокин, причинами групповой мобильности выступали следующие факторы:

· революции;

· иностранные интервенции, нашествия;

· межгосударственные войны;

· гражданские войны;

· военные перевороты;

· смена политических режимов;

· замена старой конституции новой;

· крестьянские восстания;

· междоусобная борьба аристократических родов;

· создание империи.

Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации, т.е. самой основы того или иного общества.

Геологическая метафора, которую социологи используют для изображения социальной стратификации, многое позволяет объяснить в механизме социальной мобильности. Однако проведение механической аналогии между горными породами и социальными группами в обществе чревато искусственными натяжками и непониманием существа вопроса. Жесткая аналогия с горными породами, закрепленными на одном месте, не позволяет объяснить, к примеру, индивидуальную мобильность. Частицы гранита или глины не способны переместиться в другой слой земли самостоятельно. Однако в человеческом обществе индивиды, совершив восходящую мобильность, то и дело перемещаются из одной страты в другую. Чем более демократичным является общество, тем свободнее межстратовые перемещения.

В течение семидесяти лет советское общество, наряду с американским, представляло собой самое мобильное в мире общество, доступное всем слоям бесплатное образование открывало перед каждым такие же возможности продвижения, какие были только в США. Больше нигде в мире элита не формировалась буквально из всех слоев общества.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступень, чем занимали их родители. Пример: сын шахтера становится инженером. Межпоколенная мобильность - это изменение статуса детей относительно статуса их отцов. Например, сын водопроводчика становится президентом корпорации, или, наоборот, сын президента корпорации становится водопроводчиком. Межпоколенная мобильность является самой важной формой социальной мобильности. Ее масштаб свидетельствует о том, до какой степени в том или другом обществе неравенство переходит от одного поколения к другому. Если межпоколенная мобильность невелика, то это означает, что в данном обществе неравенство пустило глубокие корни, и шансы человека изменить свою судьбу зависят не от него самого, а предопределены рождением. В случае значительной межпоколенной мобильности люди достигают нового статуса благодаря собственным усилиям независимо от их происхождения. Общее направление межпоколенной мобильности молодежи - из группы работников физического труда в группу работников умственного труда.

]Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли. Первый вид мобильности относится к долговременным, а второй - к кратковременным процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором - перемещение из сферы физического труда в сферу умственного. Внутрипоколенческая мобильность меньше зависит от факторов происхождения в изменяющемся обществе, чем в обществе стабильном.

3) уважение статуса, сложившегося в общественном мнении

4) статус, приобретенный индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям

14. Предписанный статус – это

1) статус, который индивид получает его в течение жизни, как правило, благодаря собственным усилиям, желанию, удаче.

Статус, который индивид получает его независимо от своей воли, как правило, от рождения

3) статус, который определяет общественное положение человека

4) позиция человека в обществе, связанная с определенными правами и обязанностями

15.Функция образования, связанная с изменением статуса человека, его продвижением по карьерной лестнице называется…

1) селекция

2) мобильность

3) социализация

4) воспроизводство

16.Количество ступенек, на которые удалось подняться или опуститься социальным субъектам называет... мобильности.

1) дистанцией

2) объемом

3) образованием

4) скоростью

17.Общество, в котором социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены, называется…

1) закрытым

2) тоталитарным

3) демократическим

4) открытым

18.Критерием стратификации НЕ является...

1) престиж

2) характер

3) богаство

Социология личности: Типология личности в социологии. Понятие социализации и юридизации.

19.Социализация является процессом...

1) охватывающем только отдельных личностей

2) охватывающем всех в детском и подростковом возрасте

3) дискретным, прерывающимся процессом

4) охватывающем всех индивидов на протяжении всей жизни

20.Согласно типологии личности Р. Мертона, человек-новатор это

1) тот, кто принимает институциональные средства, одобряемые обществом, но цели, к которым стремится общество, игнорирует

2) тот, кто достигает социально одобряемые цели неинституциональными средствами

3) тот, кто не принимает ни целей общества, ни институциональных средств их достижения

4) тот, кто отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей

21.Мыслитель, который искал причину девиации в росте аномии общества - …

1) Г. Спенсер

2) Т.Парсонс

3) Э.Дюркгейм

4) Р.Мертон

22.Наиболее часто встречающийся в конкретном обществе тип личности, адаптированный к социальным условиям, обозначается в современной социологии термином...

1) конфликтная личность

2) деструктивная личность

3) модальная личность

4) идеальная личность

23.Процесс окультуривания человека, цель которого - привить ему наперед заданные культурные черты называется …

1) образованием

2) общением

3) социализацией

4) воспитанием

24.Механизм социализации, выражающийся в более или менее точном копировании индивидом поведения других людей, называется...



1) имитация

2) убеждение

3) интериоризация

4) воспитание

25.Ретретизм в социологии Р. Мертона – это...

1) форма нормального поведения

2) делинквентное поведение

3) поведение, характерное для «белых» воротничков

Форма девиантного поведения, когда человек отвергает и цели общества, и средства их достижения

26.По этапам социализации выделяют...

Буду крайне благодарна, если скинете ответы.

Вариант №1

1.К общественным отношениям относятся связи между:
А.Климатическими условиями и сельским хозяйством
Б. Человеком и техникой
В. Природой и обществом
Г. Людьми внутри социальных групп.

2.Понятием «индивид» определяется:
А.Неразделимость в человеке психических и физиологических свойств
Б. Конкретный носитель определяющих свойств человека
В.Психическая составляющая природы личности
Г. Совокупность социально значимых черт человека

3.Взаимодействие человека с миром определяется понятием
А.Осязание Б.Рефлекс В. Творчество Г.Деятельность

4.Элементом духовной сферы общества являются

А.Представительные органы власти
Б. Общественные науки
В. Нормативные акты
Г. Малые предприятия

5.Верно ли суждение
А.Прогресс – это движение общества вперед
Б.»Прогресс» в переводе с латыни означает возврат к изжившим себя формам и структурам».
Варианты ответов:

6.Существенным отличием человека от животного является
А. Мышление Б.Инстинкты В.Рефлексы Г.Потребности.

7.Коммуникация –это
А Обмен информацией двух и более субъектов
Б. Вид технического сооружения
В. Передача информации от субъекта к объекту
Г. Общественное объединение

8. Рациональное познание осуществляется с помощью
А. наблюдения Б. прямого контакта В. мышления Г. на уровне инстинкта


А. свободное ценообразование на товары и услуги

В. Централизованное распределение ресурсов

10. Высшим исполнительным органом власти РФ является

А. Федеральное Собрание
Б. Правительство
В. Администрация Президента
Г. Конституционный Суд

В1. Вставьте пропущенное слово
Мораль, право, обычаи, традиции, ритуалы представляют собой социальные____________

В2. Ниже приведен ряд терминов. Все, за исключением одного, относятся к понятию «познание». Выпишите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другой теме.
Ощущение, чувства, умозаключение, разум, представление, нация, восприятие.

В3. Завершите фразу:
«Совокупность нравственных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливого - это__________________________________»

Дайте характеристику сферам общественной жизни и приведите примеры из жизни.

Вариант №2

1. К общественным отношениям относятся связи между:

А природой и обществом
Б. группами людей
В. человеком и техникой
Г. географическими условиями и разделением труда

2. Понятием «индивид» определяется:
А. отдельный представитель человеческого рода
Б. выдающийся политический деятель
В. Отдельный представитель животного мира
Г. только выдающийся деятель культуры

3. Закончите определение: «общество – это..»
А. направленное развитие от менее совершенного к более совершенному
Б. способы взаимодействия и формы объединения людей
В. часть природы
Г. материальный мир в целом

4. Вид деятельности, характерный только для человека
А.удовлетворение физиологических потребностей В. взаимодействие в группе
Б. изменение условий своего существования Г. забота о потомстве

5. Верно ли суждение?
А. Общество и природа составляют части единого материального мира
Б. Общество и природа оказывают влияние друг на друга
Варианты ответов:
1.верно только А. 2.верно только Б 3.Верно А и Б 4.Оба неверны.

6. Представления человека об окружающем мире называется
А. знаниями Б. мировоззрением В. мечтами Г. фантазиями

7.Общение – это
А. обмен информацией двух и более субъектов
Б. форма литературного произведения
В. объединение первобытных племен
Г. стадия чувственного познания

8.К формам чувственного познания не относятся:
А. ощущение Б. представление В. умозаключение Г. восприятие
9. Один из признаков рыночной экономики
А. конкуренция товаропроизводителей
Б. господство государственной формы собственности
В. централизованное распределение ресурсов
Г. Директивное планирование хозяйственной деятельности

10. Высшим законодательным органом власти РФ является

А. администрация Президента
Б. Государственная Дума
В. Совет Федерации
Г. Федеральное собрание

В 1. Вставьте пропущенное слово
Совокупность общеобязательных правил поведения, разработанных и утвержденных государством, - это_______________________

В2. Ниже приведен ряд терминов. Все, за исключением одного, относятся к понятию «деятельность».Выпишите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другой теме: Субъект, цель, средства, партия, объект, результат, действие.
______________________________________________________________________

В3. Завершите фразу:
«Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении – это______________________________»

Запишите все определения термина «общество» и приведите примеры.

Работа с текстом

Мировоззрение личности

Мировоззрение человека находится в постоянном развитии. Оно может существенно меняться под влиянием открытий в области естественных и гуманитарных наук. Однако при всех его самых глубоких изменениях в мировоззрении сохраняется некоторая его постояннаясоставляющая. Она в конечном счёте и представляет мировоззренческую позицию личности: религиозную или атеистическую, базирующуюся на научном или псевдонаучном знании и т.п.

Структурно мировоззрение включает в себя две относительно самостоятельные части: мировосприятие (мироощущение0 и миропонимание. Мировосприятие связано со способностью человека познавать мир на чувственно-наглядном уровне, т.е. на уровне образов, в том числе и художественных. И в этом смысле оно определяет эмоциональный настрой человека: восторженность или уныние, оптимистическое отношение к жизни или пессимистическое, дружелюбие или враждебность по отношению к другим и др.

В отличие от мировосприятия миропонимание формируется на основе процесса и результатов познавательной и практической деятельности человека. В связи с этим основными его элементами оказываются истинные знания и заблуждения, практика самого человека и общества.

Знание миропонимания состоит в том, что оно является основой формирования интересов и потребностей человека, системы его ценностных ориентаций, а значит, и мотивов деятельности.

Добрынина В.И. Мировоззрение, его роль в современном мире.

какие две части (два структурных элемента) включает в себя структура мировоззрения?

соотнесите известные вам типы мировоззрения со структурными элементами мировоззрения?

Как правило, мировоззрение человека можно определить по тем понятиям, терминам и устойчивым выражениям, которые он употребляет. Например, для мироощущения может быть характерен такой понятийный набор: вера, одиночество, жизненный порыв. Для миропонимания такой набор: закономерность, доказательство, социальная система. Приведите по два примера понятий и терминов, характеризующих два структурных элемента мировоззрения, выделенных в тексте автором.