Шаблонное мышление. Стереотипное мышление и его влияние на человеческую жизнь

Шаблонное мышление. Стереотипное мышление и его влияние на человеческую жизнь

Но никто толком не говорит, как это сделать.

Дело в том, что человек по другому думать не умеет.
Точнее не сам человек - так работает его мозг, он мыслит шаблонами, а выражаясь по-научному нейронными сетями.

Я на каждой лекции, семинаре или тренинге акцентирую внимание слушателей на этом главном инструменте работы мозга.

На образовании и распаде нейронных сетей строится основная концепция Школы креативного мышления.

Суть её заключается в том, что креативные способности можно и нужно развивать, практикуясь в решении реальных творческих задач.

Другими словами, при креативной работе в мозгу образуются нейронные сети под конкретную задачу. И чем чаще вы выполняете подобные действия тем мощнее становится нейронная сеть.
На этом строится и обучаемость человека определенным навыкам.

Так и образуются в нашей голове мыслительные шаблоны.

С одной стороны, это хорошо, потому что они позволяют быстро добиваться результата в типичных ситуациях, и при выполнении стандартных операций.

Но с другой стороны шаблоны мешают нам генерировать оригинальные идеи.

Но шаблоны шаблонам – рознь.

Те, о которых шла речь выше - полезные рабочие шаблоны, или шаблончики.

Нас интересуют шаблоны глобальные, которые мешают развиваться как отдельному человеку, так и крупным компаниям.

Что касается компаний и бизнеса в целом, то проблема заключается в том, что эти тотальные шаблоны очень заразны и поражают всех членов команды.

Единственная возможность выйти за рамки шаблонного мышления - это старые шаблоны заменить на новые.

Если внимательно изучить успешные компании, то так и происходит их развитие.

Ярчайший пример Apple и Стив Джобс, который заменил старые шаблоны мышления, на новые.
Но эти новые шаблоны не появились неоткуда, он их сначала создал в своем мозгу в виде мощнейших нейронных сетей.

Новаторское лидерство - это ещё одна важная концепция Креативного мозга.

Я не верю в коллективный разум.
Но это тема отдельного разговора.

Заменить старые шаблоны на новые гораздо проще, чем с пустого места создать новые.

Уже анализ действующих догм, установок, правил, «железобетонных путей» приведёт к значительным структурным изменениям в мышлении и оценки ситуации в целом.

Такой подход эффективен, потому что он облегчает работу мозгу.
Мозг видит цель, понимает, что и как нужно делать и начинает создавать новые шаблоны (нейронные сети).

Важный момент.
Чтобы добиться существенного результата нужно поставить цель создать новое, а не внести изменения.

На практике это выглядит так:

  1. Нужно тщательно проанализировать креативную задачу или проблему в бизнесе, разложить всё на составляющие.
  2. Выявить и составить список тех шаблонов, с использованием которых вы пытаетесь или пытались долгое время решить задачу.
  3. Заменить старые шаблоны на новые. Но делать это нужно поэтапно. Если сразу работать со всеми шаблонами очень трудно будет понять какая замена дала эффект.

При замене одних шаблонов на другие нужна определённая творческая смелость и твёрдость в принятии решений.
Мозг всеми силами будет сопротивляться любым нововведениям, да и мозги ваших сослуживцев тут же вступят в борьбу за привычные способы думанья.

Еще один эффективный способ борьбы с шаблонным мышлением человека и коллектива в целом это разработка новых ментальных моделей .
В контексте данной статьи – ментальная модель это мыслительная структура из новых шаблонов, которая создается на время решения задачи или на определенный период деятельности компании.

Разработка и создание ментальных моделей – это тема отдельной статьи и специальной практики.

Изыскивайте шаблоны в своем мышлении и мышлении своих сотрудников и заменяйте их на другие, и креативный прорыв гарантирован.

«Ломать – не строить»
это не про шаблонное мышление.

Шаблонность – это качество индивидуума, которое выражается в склонности мыслить общепринятыми, трафаретными истинами, проявлять в поведении неоригинальность, невыразительность, стереотипность.
сайт

«Жить по шаблону» означает жить без разума, подчиняясь укоренившимся в сознании привычкам и штампам. Косность, однобокость мышления приглушает сознание и лишает человека способности к анализу, снижая возможность найти решение нетривиальных, неизвестных ему задач.

Привычку действовать традиционно часто провоцирует неуверенность в себе - человек боится неудач и не чувствует себя готовым к ответственности, пользуясь готовыми подсказками-шаблонами других. Однако чаще всего шаблонность поведения связывают с конформизмом и ленью.

Опасность шаблонного мышления заключается в том, что оно «живет» в нашем подсознании: мы не осознаем ни наличия у себя шаблонов, ни того, почему и как мы их используем. Человек «пляшет под дудку» укоренившихся в нем убеждений и штампов, пребывая в иллюзии свободной воли, а, ощущая на себе последствия стереотипного мышления, не понимает их истинной причины.

Чтобы перестать мыслить статично, человеку нужно развить в себе привычку задаваться вопросами и находить самостоятельные ответы, не пользуясь готовыми решениями.

  • Шаблонность - это поведение без осмысления, анализа и самоконтроля.
  • Шаблонность - это жонглирование стереотипами.
  • Шаблонность - это отсутствие индивидуального подхода.
  • Шаблонность - это неумение взглянуть на ситуацию с разных сторон.
  • Шаблонность - это бездумная жизнь «по привычке».

Недостатки шаблонности

  • Шаблонность притупляет сознание и лишает ясности мысли.
  • Шаблонность делает человека предсказуемым и легкоуправляемым.
  • Шаблонность препятствует самосовершенствованию и развитию.
  • Шаблонность лишает свободы воли и радостей творчества.
  • Шаблонность приводит к умственной лени и тугодумству.

Проявления шаблонности в повседневной жизни

  • Точные науки. Любая точная формула по своей сути шаблонна: она приведена к конкретному типу, и методика ее решения известна заведомо. Аналогичным свойством обладают блок-схемы алгоритмов в информатике - простых последовательных действий, доведенных до автоматизма.
  • Образование. Та форма образования, которая существует сегодня, вкладывает в мышление детей базовые понятия и принципы, стремясь подогнать знания учеников под экзаменационные рамки. Из года в год студенты и школьники учатся по похожим программам, в которых нестандартность, оригинальность и самовыражение не поощряются.
  • Психология. В психологии борьбу с пагубными психическими шаблонами называют рефреймингом - приемом, позволяющим перестроить механизм восприятия ситуации или предмета. Метод рефрейминга часто используется в НЛП и психологии продаж.
  • Программа-робот Cyberlover. Задача программы - выманить у посетительниц чатов приватную информацию, выдавая себя за темпераментного мужчину. Киберпикапер использует шаблонные сценарии общения и соблазнения; чтобы «разорвать сценарий», достаточно задать любой непредсказуемый вопрос типа «Был ли ты в Америке?». Статистика неумолима: 99% девушек так и не догадались, что беседуют с машиной.

Как преодолеть шаблонность

  • Развивайте уверенность в себе. Самодостаточный человек проявляет индивидуальность без опасения вызвать насмешку, критику или совершить ошибку. Уверенность в себе позволит вам сказать: «Я не настолько глуп, возможно, ошибается кто-то другой».
  • Учитесь думать самостоятельно. Приучите себя анализировать природу каждого своего действия. Продиктовано ли оно свободной волей или спровоцировано шаблоном, привычкой? Приближает ли оно реализацию ваших целей? Если шаблонное поведение вынуждает вас «топтаться на месте», заставляя работать на совершенно чуждые вам задачи и цели, найдите способ его модифицировать.
  • Развивайте креативность. Банальное решение приводит к банальному результату. Постарайтесь смотреть на привычные концепции свежим, отвлеченным взглядом. Задействуйте ассоциативное мышление, совершая интуитивные, спонтанные действия. Используйте метод «мозгового штурма», записывая любые, самые нелепые идеи, которые пришли в голову. Трансформируйте проблемы в возможности.
  • Расширяйте кругозор. Любознательные по своей природе дети редко мыслят шаблонно. Будьте как дети: используйте любую возможность узнать или увидеть что-то новое. Чем больше знаний, тем проще рассмотреть ситуацию с необычных сторон.

Золотая середина

Шаблонность

Креативность

Претенциозность, сверхоригинальность

Крылатые выражения о шаблонности

Стереотипы сковывают наши мысли и поступки. Они ограничивают нашу свободу, рушат шкалу приоритетов, а порой и деформируют логику. - Харуки Мураками - Стереотип – плоскость, пытающаяся изобразить из себя объём. - В.А. Чернов - Попытка постичь истину требует отказа от стереотипов и клише. - Гарольд Эванс - Стараясь всегда быть нормальной, ты никогда не узнаешь, насколько удивительной ты могла бы быть. - Майя Анджелоу - Чарльз Дахигг / Сила привычки: почему мы живем и работаем именно так, а не иначе Книга, подробно объясняющая механизм возникновения шаблона (привычки), принцип действия, а также способы, которые позволяют устранить вредные привычки и закрепить полезные. Автор простым языком рассказывает о том, как важно нести ответственность за стереотипы поведения, живущие в нашем сознании. Игорь Вагин / Умейте мыслить гениально Автор книги убежден, что любой человек, благодаря своей индивидуальности и неповторимости, может удивить других поразительными способностями или совершить что-то невероятное - достаточно пробудить его креативность шестью простыми способами.

Стереотипное мышление – это проблема, знакомая практически всем людям. Каждый временами попадает под влияние стереотипов, просто у кого-то это случается иногда, а у кого-то стереотипы стали основой мышления. Говоря о том, что такое стереотипное мышление, можно представить себе определенный шаблон, который все обобщает, и люди применяют его во всех ситуациях, хотя практически всегда ситуация выходит за рамки этого шаблона. Общество внедряет в сознание определенный образ мыслей, и человек, не имея собственного опыта в каких-либо вопросах, доверяется стереотипам, которые на деле оказываются бесполезными.

Еще во время учебы в университете я познакомилась с одним очень интересным мальчиком. Звали его Андрей. Андрей был умным, симпатичным, весьма добросердечным, но вот был у него один явный недостаток – он все видел в черно-белом цвете. Любая ситуация у него имела четкие границы, и если что-то за эти границы выходило, оно автоматически становилось неправильным. По мнению Андрея, все профессии делились на женские и мужские, все богатые люди нажили свое состоянием воровством, у каждого мусульманина под одеждой спрятана бомба, а женщины все мечтают только об одном – найти жениха побогаче.

Подобное стереотипное мышление часто мешало ему в жизни. В школе он очень любил иностранные языки, которые к тому же ему легко давались, но поступил он в технический университет, ибо «не мужская это профессия в словарях копаться». Так и выучился на специальность, которая ему неинтересна. Когда Андрей искал съемное жилье, его стереотипы мышления вынудили его отказаться от весьма хорошего варианта, просто потому что рядом жил кавказец (будет еще баранов в своей однушке резать). Личная жизнь тоже страдала от его подхода к жизни, ведь девушку, с которой Андрей встречался три года, он бросил, потому что «не должна женщина зарабатывать больше мужчины».

Так Андрей до сих пор и живет: работает на нелюбимой работе, живет в убогой квартирке (зато соседи – славяне), встречается с истеричкой-кассиршей. Недавно слышала от подруги историю, как Андрея привезли на скорой в больницу (отравился курочкой, которую приготовила «любимая»), и он целый час весь зеленый и дрожащий требовал мужчину-врача, так как женщины ничего не смыслят в медицине. Никакие уговоры на него не действовали, и не переубедило даже то, что у женщины, которой его изначально доверили, был красный диплом, многолетний опыт работы и множество научных статей.

Ограничивающие типы стереотипного мышления

Примеры шаблонного мышления встречаются повсюду. При общении с людьми нередко можно услышать подобные фразы: «Мужчинам от женщин нужен только секс», «Каждая женщина мечтает о детях», «Все рокеры – анархисты», «У блондинок мозгов как у амебы», «На эстраду попадают только через постель» и многое другое. Люди обобщают других по какому-то признаку (пол, возраст, национальность, профессия, внешность и т.д.), не принимая во внимание индивидуальные особенности каждого человека.


Какие существуют типы стереотипного мышления

Стереотипное мышление можно разделить на отдельные виды:

  • Полярное или черно-белое мышления (такое мышление заставляет человека делить все на плохое и хорошее, без каких-либо компромиссов);
  • катастрофизация мышления (характеризуется исключительно негативными прогнозами на свое будущее);
  • обесценивание позитивных явлений (человек замечает только свои неудачи, а весь позитивный опыт остается без внимания);
  • изменение мышления на фоне всплеска эмоций (человек доверяет стереотипам, так как он чувствует, что это правда);
  • наделение людей ярлыками (создание стереотипов относительно определенных групп людей);
  • минимизирующее мышление (человек все воспринимает слишком негативно, и даже положительные явления ему кажутся не столь радостными, как они есть на деле);
  • выборочное мышление (из всего, что случается с человеком, он воспринимает только неудачи);
  • уверенность в своем умении читать мысли (человек отказывается верить в то, что его первое впечатление может быть неверным);
  • чрезмерное обобщение (имея негативный опыт в какой-либо истории, человек обретает уверенность, что так будет во всех подобных ситуациях);
  • персонализация (человек считает себя причиной любых отрицательных эмоций со стороны окружающих);
  • долженствование (убеждение в том, что все должны действовать по определенному образцу без каких-либо отхождений от правил);
  • туннельное мышление (даже при наличии каких-то плюсов от ситуации, человек замечает только минусы).

Если Вы за собой заметили хотя бы одну разновидность стереотипного мышления, то советую Вам сразу же заняться изменением своих убеждений. В случаях когда самостоятельно с проблемой справиться не получается, необходимо обратиться к психологу.


К чему приводит стереотипное мышление

Стереотипное мышление – это мышление, которое вредит как своему носителю, так и людям, окружающим его. В зависимости от типа мышления и степени подверженности шаблонному мышлению человек подвергается различным видам негативного воздействия.

  1. Человек рискует потерять свою индивидуальность. Стереотип мышления – это некий шаблон, который подгоняет людей под определенный паттерн (модель поведения, образец). Так, при общении с человеком учитываются лишь стереотипы, а его индивидуальные особенности и навыки остаются без внимания при формировании образа. Паттерное мышление обезличивает окружающих, создавая тем самым преграды для выстраивания отношений.
  2. Заниженная самооценка. Под воздействием стереотипов человек осознает свое несовершенство. Понимая, что он не соответствует идеалам общества, человек перестает себя любить. Постепенно развиваются комплексы, а вера в себя практически исчезает. Замечая недовольство по отношению к себе со стороны окружающих, человек со стереотипным мышлением чувствует к себе отвращение. Желание всем понравиться в данной ситуации сильно вредит, так как неодобрение общества, даже если таких людей найдется и немного, повлияет на самооценку. Концентрируясь на своей неидеальности, человек неосознанно заменяет веру в себя массой комплексов касательно внешности, характера, достижений, финансового состояния.
  3. Боязливость. Человек испытывает сильное чувство страха касаемо своих слов и поступков. Любое действие, так или иначе, вызывает отклик в обществе. Стереотипное мышление пробуждает страх того, что окружающие осудят любой шаг. Каждый хочет одобрения и признания со стороны общества, но если какие-либо действия идут вразрез с общепринятыми нормами, то общество может запросто отвернуться от человека. Таким образом, боязнь общественного порицания приводит к тому, что человек старается никак не выражать свое мнение, чтобы случайно не потерять одобрение окружающих.

Последствия стереотипного мышления не всегда бывают столь катастрофическими. Часто жизнь людей не сильно зависит от стереотипов, но в запущенной форме подобное мышление может кардинально изменить жизнь.

Как избавиться от стереотипного мышления

Чтобы избавиться от стереотипного мышления, достаточно следовать нескольким правилам.

  1. Медитируйте. Подобное упражнение позволяет посмотреть на ситуацию со стороны. Медитации освобождают разум, и он, не подверженный никаким стереотипам, может порассуждать спокойно и без чужого влияния.
  2. Контролируйте собственные мысли. Пуская ход рассуждений на самотек, человек неосознанно подвергается влиянию стереотипов. Если в этот момент попробовать сосредоточиться на рассуждении и взглянуть на дело отчужденно, то мышление абстрагируется от стереотипов.
  3. Задавайте себе вопросы: «Зачем я так поступаю?» и «Почему?» помогут трезво взглянуть на ситуацию.

Первое время человеку сложновато следовать этим правилам, но со временем все эти упражнения становятся неотъемлемой частью рассуждений.


Итоги

Стереотипное мышление присутствует у многих людей, но лишь некоторые готовы признать проблему и попытаться исправить ситуацию. Постоянное саморазвитие – это необходимое условие для становления успешным человеком. Для более детального погружения в проблему можно почитать другие статьи на сайте, так как чем больше известно о сути проблемы, тем больше способов ее решения отыщется. Работайте над собой, над своим мышлением, над своим внутренним миром, ведь главный человек в вашей жизни – это Вы сами.

Когнитивное искажение - это ошибка в человеческом мышлении, логическая ловушка. В некоторых ситуациях мы склонны действовать стереотипно, даже когда нам кажется, что это не совсем разумно.

Итак, рассмотрим основные ошибки нашего разума, которые заставляют нас использовать шаблоны мышления.

1 шаблон мышления. Иллюзия контроля

Люди в большинстве своем склонны переоценивать собственное влияние на происходящие вокруг них события, если они заинтересованы в их благополучном исходе.

Явление открыто еще в 1975 году американским психологом Эллен Лангер в ходе экспериментов,
проводимых с лотерейными билетами. Участников этого опыта разделили на две группы. Члены первой группы сами выбирали себе лотерейные билеты, а людям из второй группы выдавали их без права выбора. За несколько дней до подведения итогов розыгрыша экспериментаторы предложили участникам обеих групп обменять их билеты на другие - уже в новой лотерее с гораздо большим шансом на выигрыш.

Предложение было очевидно выгодным, но участники, сами выбиравшие билеты, не спешили расстаться с ними. Это объясняется тем, что они подсознательно полагали, что их мог как-то повлиять на возможность выиграть.

2 шаблон мышления. Предпочтение нулевого риска

Если людям предоставить выбор: обнулить не очень большой риск или значительно уменьшить гораздо больший риск. К примеру, свести к нулю вероятность авиакатастрофы либо резко снизить количество автомобильных аварий.

Опираясь на , разумнее выбрать именно второй вариант, т.к. процент смертности от авиакатастроф намного ниже, нежели показатель смертности от автоаварий. В итоге подобный выбор спасет большое число человеческих жизней. Но исследования показывают, что большая часть людей выберет первый вариант. Для них нулевой риск выглядит многообещающе, даже если шанс стать жертвой авиакатастрофы ничтожно мал.

3 шаблон мышления. Селективное восприятие

Это когда люди воспринимают только то, о чем они знают. Например, многие не доверяют ГМО. И если данная тема их сильно волнует, то они наверняка читают новости, статьи касательно генетически модифицированных организмов. Читая, такие люди все больше убеждаются, что они правы, т.к. опасность налицо.

Но есть одна загвоздка: такие предвзятые читатели однозначно уделяют намного больше , подкрепляющим их точку зрения, нежели аргументации в защиту ГМО. А значит, они теряют свою объективность.

Подобная склонность людей уделять внимание лишь тем сведениям, которые согласуются с их ожиданиями, а все остальное игнорировать и называется селективным восприятием.

4 шаблон мышления. Ошибка игроков

Чаще всего такая ошибка подстерегает прожигателей жизни, любителей азартных игр. Они часто пытаются найти взаимосвязь между вероятностью желаемых для них исходов и их предыдущими результатами. Наипростейший пример - подбрасывание монетки. Если 9 раз подряд выпадет «орел», то большинство людей в следующий раз будет ставить на «решку», будто бы слишком частое выпадение «орла» как-то увеличивает вероятность ее выпадения. Но это вовсе не так. В действительности же шансы остаются при этом одинаковыми, то есть 50/50.

Вот такие шаблоны мышления, наверное, замечал в себе каждый, а это, оказывается, всего лишь ловушки.

Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет нищей и умрет с голоду.

Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.

Теперь представьте себе, что это вы стоите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?

Какой тип мышления вы бы использовали для решения этой задачи? Вы вправе утверждать, что тщательный логический анализ должен помочь девушке найти оптимальное решение, если таковое существует. Такой тип мышления представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.

В данной ситуации шаблонно мыслящие люди вряд ли смогут чем-либо помочь девушке, так как, по-видимому, метод, которым они могли бы решить эту проблему, имеет три возможных варианта:

1) девушке следует отказаться тащить камешек;

2) девушка должна дать попять, что ей известна хитрость ростовщика, и выставить его таким образом мошенником;

3) девушке остается вытащить черный камешек и пожертвовать собой ради спасения отца.

Все предложенные варианты в равной степени беспомощны, ибо, если девушка откажется от жребия, отца бросят в тюрьму, если же она вытащит камешек, ей придется выйти замуж за ненавистного ростовщика.

Эта история показывает различие шаблонного и нешаблонного мышления. Шаблонно мыслящие люди в этой ситуации сосредоточили бы внимание главным образом на камешке, который девушка должна вытащить. Однако люди, мыслящие нешаблонно, по-видимому, направили бы внимание на тот камешек, который останется в сумке. Шаблонно мыслящие люди избирают с их точки зрения самую разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются разрешить проблему. Что же касается тех, кто мыслит нешаблонно, то они предпочитают по-новому взглянуть на проблему и исследовать ее с разных точек зрения, вместо того чтобы придерживаться раз избранной позиции.

Итак, девушка в истории с камешками опустила руку в сумку, вытащила камешек и, не взглянув на него, выронила прямо на дорожку, усыпанную гравием, где камешек мгновенно затерялся.

«Экая досада! — воскликнула она. — Ну да дело поправимое. Ведь по цвету оставшегося мы тотчас узнаем, какого цвета камешек достался мне».

А поскольку камешек, оставшийся в сумке, был, как известно, черный; стало быть, она могла вытащить только белый камешек. Ведь ростовщик не станет признаваться в собственном мошенничестве! Вот каким образом, применив нешаблонное мышление, девушка не только вышла из, казалось бы, безвыходного положения, но, более того, оказалась даже в лучшем положении, чем прежде. Ибо, если бы ростовщик вел честную игру, положив в сумку черный и белый камешки, девушка имела бы равные шансы как на спасение, так и на гибель. Сейчас же она избежала нежелательного замужества и погасила долг отца.

Шаблонное мышление всегда было единственно почитаемым способом мышления. Логика, как крайняя форма такого мышления, превозносилась как образец, достойный подражания. При этом не учитывалось, сколь серьезны ее недостатки. Лучшим примером ограниченности шаблонного логического мышления могут служить вычислительные машины. Инженер-программист четко определяет задачу и указывает тот метод, каким эта задача должна быть решена. Затем вычислительная машина на жесткой, логической основе приступает к ее решению. Гладкий переход шаблонного мышления от одной надежной ступеньки к другой в корне отличен от нешаблонного мышления.

Возьмем, к примеру, набор детских кубиков и начнем ставить кубики один на другой так, чтобы каждый кубик стоял на нижнем твердо и устойчиво. Мы получим наглядную иллюстрацию функционирования шаблонного мышления. Если же мы рассыпем кубики в беспорядке, то получим пример нешаблонного мышления. Кубики можно как угодно соединять друг с другом или же не соединять вообще. Однако тот узор, который при этом, возможно, получится, может оказаться в такой же степени полезным, как и вертикально возведенная постройка.

Нешаблонное мышление легче оцепить, когда его показывают в действии, как в истории с камешками. Каждому приходилось сталкиваться с проблемами, разрешить которые, казалось бы, невозможно, пока вдруг неожиданно не обнаружится удивительно простое решение. А как только решение найдено, оно сразу же становится столь очевидным, что остается только удивляться, как оно раньше не приходило в голову, И в самом деле, такого рода задачи, видимо, трудно решить, пока для их решения используется шаблонное мышление.

Нешаблонное мышление занимается не только решением проблем, ему приходится также иметь дело с новым взглядом на вещи и с различного рода новыми идеями.

Если бы историю, подобную истории с камешками, сразу рассказать от начала до конца, сообщив таким образом ее решение, то слушатели, по-видимому, только усмехнутся — столь тривиальной она им покажется. И лишь в том случае, если дать возможность слушателям самим попытаться найти решение, становится очевидным, что это совсем не просто. Даже в наиболее удачных примерах нешаблонного мышления решение становится логически очевидным лишь после того, как уже найдено. И тот факт, что оно найдено нешаблонным путем, быстро забывается. Как только решение уже есть, сразу находится масса желающих объяснить, как с таким же успехом его можно было получить с помощью шаблонного мышления. Зная ответ, довольно просто обнаружить логическую связь между задачей и ее решением.

Субъекту, находящемуся в состоянии гипнотического транса, можно дать инструкцию вести себя самым странным образом после выхода из транса. Когда подходит время, субъект выполняет задания гипнолога, среди которых могут быть, например, такие: раскрыть, зонтик в гостиной, дать каждому по стакану молока или же встать на четвереньки и лаять по-собачьи. Если спросить, почему испытуемый ведет себя таким странным образом, он немедленно приведет вполне разумное объяснение, убедительно доказывающее силу рационализации. И хотя все участники опыта прекрасно знают истинную причину столь странного поведения испытуемого, тот может дать ему настолько разумное объяснение, что убедит любого неискушенного человека.

Когда решение проблемы уже найдено посредством нешаблонною мышления, вполне возможно (и в этом нет ничего плохого) дать ему рациональное объяснение. Опасность заключается лишь в том, что поскольку шаблонный путь к решению задачи можно ретроспективно проследить, то создается впечатление, что с помощью шаблонного мышления можно с такой же легкостью решить любую задачу, как и с помощью нешаблонного.

Один из приемов нешаблонного мышления состоит в умышленном использовании рационализирующей способности ума. Вместо того чтобы продвигаться шаг за шагом обычным, шаблонным путем, вы занимаете новую, совершенно произвольную позицию. Затем вы возвращаетесь обратно и стараетесь воссоздать логический путь между вашей новой позицией и отправной точкой. Возможность такого пути следует проверить в конечном счете со всей логической строгостью. Если ваш путь оказался вполне логичным — вы стоите на правильной позиции, которую никогда бы не заняли, используя шаблонное мышление. Если же эта произвольно выбранная позиция оказалась логически неправильной — вы так или иначе приобрели ряд полезных новых идей, пытаясь установить ее правильность.

Некоторые до такой степени увлекаются идеей нешаблонного мышления, что начинают постоянно его использовать вместо шаблонного. Большинство же вообще отвергают нешаблонное мышление, полагая, что для них вполне достаточно одного шаблонного, логического. Фактически оба типа мышления не исключают, а дополняют друг друга; они, как говорят, комплементарны. В том случае, когда нет возможности решить проблему шаблонным мышлением или когда возникает потребность в повой идее, следует применить нешаблонное мышление. Новые идеи зависят от нешаблонного мышления, ибо самой природе шаблонного мышления свойственны ограничения, делающие его неэффективным для подобных целей. В то же время ограничения шаблонного мышления имеют и свои положительные стороны.

Функциональная организация мозга, являясь оптимизирующей системой, заставляет его интерпретировать любую ситуацию наиболее вероятным образом. Степень вероятности определяется опытом и требованиями данного момента. Шаблонное мышление оперирует высокими вероятностями; без этого повседневная жизнь была бы невозможной. Любое ощущение или действие пришлось бы анализировать самым тщательным образом, поскольку оно всегда нуждалось бы в доказательствах. Подобно тому, как сороконожка, обладая «самосознанием», не знала бы, с какой ноги начать движение, так и человек в силу сложности и запутанности окружающей его обстановки не мог бы начать действовать. Задача мышления как раз и сводится к тому, чтобы дать возможность приступить к действию на основе осознанной ситуации. Это становится возможным только тогда, когда наиболее вероятная интерпретация какой-либо ситуации побуждает к наиболее эффективному действию.

Подобно тому как вода, стекая вниз по склону горы, прорывает себе все более глубокое русло, так и шаблонное мышление, следуя по пути наивысшей вероятности, постепенно все более увеличивает степень вероятности этого пути. Если шаблонное мышление является наиболее высоковероятстным, то нешаблонное мышление оперирует малыми вероятностями. Чтобы изменить направление потока воды, нужно умышленно прорыть новое русло, либо перегородить дамбами старое в надежде на то, что вода отыщет новые и значительно более удобные способы протекания. Иногда даже воду реки приходится гнать вверх с помощью насосов. Когда маловероятностное направление мысли приводит к новой, более действенной идее, наступает эвристический момент, в результате которого маловероятностный подход к решению задачи мгновенно приобретает наивысшую вероятность. Это как раз тот момент, когда вода, с трудом поднятая насосом наверх, переливается через край и тотчас же начинает течь свободно. Достижение этого момента и есть цель нешаблонного мышления.

Поскольку нешаблонное мышление нацелено на новые идеи, его, по-видимому, следует отнести к творческому мышлению. Творческое мышление является особой разновидностью нешаблонного мышления, охватывающего более широкую область. В одних случаях результаты нешаблонного мышления представляют собой гениальные творения, в других они являются не чем иным, как просто новым взглядом на вещи, и, следовательно, чем-то менее значительным, чем подлинное творчество. В большинстве случаев творческое мышление для своего проявления нуждается в таланте, тогда как нешаблонное мышление доступно каждому, кто заинтересован в получении новых идей.

В данной статье мы не рассматриваем в качестве примера нешаблонного мышления творческое мышление в сфере искусства, поскольку какая-либо оценка результатов деятельности в области искусства и литературы является весьма субъективной. Гораздо легче показать действенность нешаблонного мышления на примере изобретения любого механического устройства — ведь оно либо работает, либо нет. В этом случае легко установить также и степень эффективности решения той или иной проблемы посредством нешаблонного мышления. Оценка же творческих достижений в области искусства — дело вкуса и моды.

Чем дальше нешаблонное мышление отклоняется от логических законов шаблонного, тем больше оно, казалось бы, приближается к безумию. Быть может, нешаблонное мышление — это просто форма временного и умышленного помешательства? Отличается ли мышление с малыми вероятностями от беспорядочных ассоциаций больного шизофренией? Одной из наиболее характерных особенностей шизофрении является разорванное, порхающее, как мотылек, мышление, которое легко перескакивает с одной мысли на другую. Если кому-либо захотелось отойти на время от очевидного взгляда на вещи, то почему бы не воспользоваться для этого психоделическими наркотиками? Главное отличие нешаблонного мышления от мышления психически больных состоит в том, что при нешаблонном мышлении весь процесс мышления строго контролируется и управляется. Если нешаблонное мышление предпочитает пользоваться хаосом, то это хаос управляемый, а не хаос как следствие отсутствия управления. Наряду с этим логическая способность ума всегда предполагает тщательную разработку и, в конечном счете, оценку новой идеи, когда бы она ни появилась. Различие между шаблонным и нешаблонным мышлением состоит в том, что при шаблонном мышлении логика управляет разумом, тогда как при нешаблонном она его обслуживает. Неизменно ли у человека умение мыслить или же его способности зависят от его заинтересованности и возможностей их развития? Лишь незначительное число людей обладает естественной склонностью к нешаблонному мышлению, однако при желании любой может развить в себе определенные навыки к мышлению такого рода. Обычно ортодоксальное образование не ставит себе целью развить в человеке навыки нешаблонного мышления. Более того, оно намеренно препятствует их развитию, подгоняя свои требования под рамки экзаменационных.

Нешаблонное мышление не является какой-то магической формулой, которую, заучив однажды, можно с успехом применять в дальнейшем. Оно является лишь привычкой, складом ума. Различные описанные ниже технические приемы приведены для того, чтобы ознакомить читателя с процессом нешаблонного мышления;

Они вовсе не претендуют на решение всех проблем. Да и не может быть внезапного перехода от веры во всемогущество шаблонного мышления к вере в абсолютную полезность нешаблонного мышления. Нешаблонное мышление — дело знания и практики, а не откровения.