Творческое мышление как качество развитой личности. Мышление и творчество

Творческое мышление как качество развитой личности. Мышление и творчество

– сложный и во многом таинственный процесс, прошедший длительный путь эволюции. Мы пользуемся им постоянно, но очень редко задумываемся о его сущности. Почему одни люди оказываются в растерянности, когда жизнь ставит перед ними сложные задачи? А другие, вроде бы и не особо напрягаясь, находят совершенно оригинальные решения, которые позволяют им не только решить возникшую проблему, но и добиться успеха, сделать карьеру, стать лидером? Потому что вторые умнее первых?

Совсем нет. Огромное количество людей привыкло решать задачи стандартно, следуя усвоенным правилам или заданному алгоритму. Нас так учат еще в школе, поэтому столкнувшись с проблемой, мы просим совета у друзей или ищем готовые рецепты в интернете. А есть люди, которые самостоятельно находят нестандартное решение и даже получают от этого удовольствие. Почему? Потому что у них творческое мышление.

О том, насколько важно творческое мышление, креативность, творческий подход к делу, сегодня можно услышать повсюду. Эти качества указываются в вакансиях на престижные должности, их предлагают развивать на многочисленных семинарах, тренингах, коучингах. О них говорят учителя родителям, руководители подчиненным. Но к сожалению, эти понятия для многих так и остаются туманными и малопонятными. Давайте разберемся в них.

Творчество как деятельность

Начнем с того, что способность к творчеству присуща исключительно человеку, а потребность в творческой деятельности есть у всех людей от рождения. Да-да, дети рождаются с этой потребностью. Потенциал, конечно, у всех разный, но он есть, и его можно развить в любом возрасте.

Творчество в психологии определяется как духовно-практическая деятельность, направленная на созидание чего-то нового. Это новое может родиться в любой сфере, а не только в области искусства или науки. В строительстве и педагогике, в кулинарии и менеджменте – везде возможно творчество.

Любая человеческая деятельность может быть двух видов:

  • Репродуктивная – это воспроизводящая деятельность по заданному образцу. Например, когда ребенок пишет диктант, хозяйка печет пирог по рецепту, строитель строит дом по чертежу, или рукодельница вяжет шарф по схеме. Это очень важная и нужная деятельность, необходимая часть обучения, без нее невозможен профессионализм. Да и в обыденной жизни нет никакого смысла каждый раз «изобретать велосипед».
  • Творческая деятельность – это то, что называют креатив, ее отличает новизна результата или методов. Она строится на основе репродуктивной, но, освоив профессиональные приемы, человек начинает испытывать потребность сделать что-то свое, оригинальное, новое, так как ему скучно и неинтересно следовать только чужому образцу.

Но творчество недаром называют духовно-практической деятельностью. Потребность создать новое рождает у человека идею, замысел, проект. Вот возникновение новой, оригинальной идеи и осмысление способов ее воплощения и есть творческое мышление.

«Открытие» творческого мышления

В течение продолжительного времени, вплоть до середины XX века высшей формой мыслительной деятельности безоговорочно считалось абстрактно-логическое мышление. Его строгие законы, выведенные еще античными философами, изучались в школе, а к людям, не склонным к логическому мышлению, относились снисходительно. Даже тесты на уровень интеллекта (IQ), разработанные еще в начале прошлого века, были ориентированы на проверку владения логикой и развитости абстрактно-логического мышления.

Но оказалось, что среди личностей с уровнем интеллекта выше 135 % почти не встречается выдающихся ученых, всемирно известных деятелей культуры, художников, писателей и тех, кто добился больших успехов в бизнесе. Люди, получившие высокие оценки по этим тестам, неспособны решать нестандартные задачи, они не могут придумать ничего нового и оригинального. А динамично развивающаяся индустрия, появление новых отраслей промышленности и сферы услуг и возрастающая конкуренция требовали именно нестандартных решений.

Тесты дорабатывались, усовершенствовались, ими занимались целые научные коллективы, например, в Стэндфордском университете США, но все равно это не решало проблемы. Люди с высоким IQ, ответственные, эрудированные, высокоинтеллектуальные профессионалы оказывались неспособны выйти за рамки строгих инструкций и придумать что-то свое. А вот успехов добивались середнячки, те, чей уровень интеллекта разве что чуть-чуть превышал допустимую границу нормы.

Вот тогда-то и стало ясно, что логическое мышление не панацея и есть более продуктивное и эффективное мышление – творческое. Оно позволяет человеку:

  • находить выход из казалось бы безвыходных ситуаций;
  • решать нестандартные задачи, не поддающиеся алгоритмическим методам;
  • открывать новые научные законы;
  • создавать новые вещи;
  • видеть любую проблему под совершенно нестандартным углом зрения.

Ведь недаром А. Эйнштейн сказал: «Я никогда не сделал бы своих открытий в процессе рационального мышления».

Мышление «в разные стороны»

Что показательно, одним из первых об особом типе мышления заговорил исследователь интеллекта и разработчик тестов IQ Дж. Гилфорд. Многолетние исследования привели его к выводу, что самые потрясающие научные открытия и оригинальные изобретения делаются не на основе логики, а вопреки ей. А классическое логическое мышление, как дедуктивное, так и индуктивное, не в состоянии решить нестандартные задачи, в которых нет одного единственно правильного ответа.

  • Особый вид мышления, которое противоречит логическому, но является основой творческого, Гилфорд назвал «дивергентным» – расходящимся, идущим в разные стороны, разнонаправленным.
  • Это мышление отличается от стандартного логического, которое является линейным, то есть направленным в одну сторону, ориентированным на достижение единственно верного или оптимального решения.

Всю вторую половину XX века творческое мышление активно изучали психологи, так как поняли, что человеческая цивилизация существует, а государство процветает благодаря креативным людям, наделенным творческими способностями. Тем, кого долгое время снисходительно называли чудаками.

Особенности творческого мышления

Сегодня к этому виду мышления относятся с должным почтением, о нем написано множество книг. И мы с вами можем выделить его особенности и даже «примерить» их на себя.

Ассоциативность

Дж. Гилфорд, назвав это мышление дивергентным, подчеркнул его нелинейный характер. Оно подчиняется не законам логики, а законам ассоциаций. Процесс творческого мышления выглядит примерно так: какая-то мысль, идея, задача, вспыхнув в мозгу человека яркой искрой, рассыпается сотнями импульсов по нейронным цепям. Эта мысль вызывает множество ассоциаций, и к решению задачи привлекается самая разнообразная, казалось бы, совсем несвязанная с ней информация.

Творческое мышление по структуре напоминает разветвленную сеть, паутину, связывающую разные участки и отделы головного мозга. И в такую паутину не может не попасться гениальная идея, а то и не одна. Нелинейное мышление обеспечивает человеку возможность увидеть проблему с разных сторон, находить различные пути ее решения. Известный американский поэт и литературный критик Эзра Паунд писал: «Гений…это способность видеть десять вещей там, где обычный человек видит одну, а талантливый человек две или три, плюс способность отражать это множественное восприятие в материале своего искусства».

Нестандартность

Это одна из важнейших характеристик творческого мышления, которое избегает любых стандартов или шаблонов, не подчиняется строгим правилам и законам алгоритма. Человек, владеющий этим мышлением, способен найти нестандартное решение даже самой банальной, обыденной и скучной задачи.

Причем оригинальные решения креативные люди выдают даже тогда, когда в этом нет особой необходимости. Потому что творческое мышление во многом спонтанно, так как оно связано с подсознанием, с областью интуиции.

Образный характер

Творческое мышление опирается на образы, а не на понятия. Именно в форме яркого образа появляется идея или замысел, а воображение для творчества имеет большее значение, чем рациональное мышление. Ведь воображение отвечает за процесс рождения новых образов. Кстати, неслучайно центр творческих способностей находится в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за операции с образами.

Но это не значит, что в творческом мышлении не участвуют слова, понятия. Они необходимы и для того, чтобы осмыслить, проанализировать, проверить правильность рожденной идеи, и для того, чтобы познакомить с ней других людей.

Проблемность

Источник и аккумулятор творческого мышления – проблема. Она может быть порождена и процессом развития науки, и потребностями совершенствования технологии, и эволюцией искусства, и развитием бизнеса, и просто жизненными обстоятельствами.

Если у человека есть склонность к творчеству, но нет проблемы, то он ее придумает или найдет и будет рад ей, так как любую проблему креатив оценивает, как ступеньку к успеху, к реализации собственного «я». И иногда само обнаружение проблемы является подлинным открытием и зависит от степени одаренности первооткрывателя.

Открытость новому

Творческое мышление требует разнообразных знаний, причем чем больше областей жизни или науки подключены к процессу мышления, тем лучше. Это связано с ассоциативным характером творческого мышления. Чем более спонтанный, легкий процесс рождения ассоциаций, тем выше у человека способности к творчеству.

Но ассоциации – это связи между различными блоками информации, хранящейся в нашей памяти. Поэтому интерес ко всему новому, жадное (а иногда и неразборчивое) поглощение новых знаний – это характерная особенность креатива. Ведь осмысление нового – это стимул для творческого мышления, а информация – строительный материал для творчества.

Можно ли управлять творческим мышлением

Многие исследователи в течение долгого времени считали творчество спонтанным процессом, а творческое мышление интуитивным, неуправляемым и подчиненным вдохновению.

В чем-то они правы, конечно. Творчество плохо подчиняется холодному рассудку. Но большей частью подобными рассуждениями пытались оправдать стихийность деятельности творцов. Так было до тех пор, пока не решили поставить творческое мышление на службу бизнесу.

В середине XX века в США появляется множество проектных бюро, фирм, контор, специалисты которых были обязаны рождать новые, оригинальные и желательно гениальные идеи для продвижения бизнеса, организации рекламы, маркетинга и т. д. Естественно, те, кто платил зарплату этим специалистам, не намерен был ждать, когда на его сотрудников снизойдет вдохновение и их озарит гениальная идея.

Вот тогда-то психологи и занялись исследованием творческого мышления всерьез. Кстати, не только на западе, но и у нас в стране. Более того, потребности в новых идеях и гениальных открытиях у нас носили государственный характер, и исследования тоже поддерживались государством.

Как выяснилось, творческое мышление действительно связано с подсознанием, но воздействовать на него можно, хоть и тоже оригинальными методами.

  • Нужна проблема. Именно она запускает процесс мышления. И чем более сложной и нестандартной будет эта проблема, тем больше гарантии, что мышление перейдет на творческий уровень. Проблема, точнее размышление над ней, активизирует мозг, создает десятки, а то и сотни очагов возбуждения в коре головного мозга. Без активной работы мозга невозможно рождение ассоциаций, подключение подсознания и творческого мышления. Просто лежа на диване ждать вдохновения бессмысленно.
  • Нужен толчок. В обычных, комфортных условиях наше мышление линейно. Так проще, легче, тратится меньше энергии. Мысль, как пучок электрохимических импульсов, тоже легче движется по проторенному пути в нейронных цепях головного мозга. И приводит к шаблонному решению или к выводу, что решения вообще нет. Поэтому в настоящее время разработано множество методик, заставляющих мысль уйти с протоптанной дороги стандартных решений и тем самым активизирующих творческое мышление. Но иногда для такой активизации достаточно внешнего толчка: необычного события, яркого образа, каскада ассоциаций.
  • Нужен положительный стимул. Стимул может быть разным – от ожидаемой похвалы, до солидного гонорара или даже удовольствия, которое получают многие люди от самого процесса творчества.

Оказалось, что эффективным стимулом может быть зависть. Да-да, обыкновенная зависть – когда, читая об успехах других, рассматривая результаты чужого творчества (изданные книги, картины, поделки и т. д.), человек начинает думать, что он так тоже мог бы.

Творческое мышление – это очень важный и нужный психический процесс, но это не дар Божий, присущий отдельным избранным. Творчество доступно абсолютно каждому, развить способности к нему можно в любом возрасте, главное – пробудить в себе потребность к этому.

Как творческое мышление работает на практике - узнайте из видео.

1.1.Понятие творческого мышления, его сущность

В практической и теоретической деятельности человек сталкивается с задачами или фактами, для которых в его мышлении нет подходящих методов и понятий. Случается, что задачи, с которыми человек столкнулся, не могут быть решены с помощью уже известных человечеству методов.

Чтобы адаптироваться в современном обществе и ориентироваться в огромном потоке постоянно меняющейся информации, необходимо самостоятельно, творчески мыслить, а этому детей нужно научить.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Формирование - это деятельность или экспериментатора-исследователя, или учителя, связанная с организацией усвоения определенного элемента социального опыта (понятия, действия) учеником.

Термин формирование обычно употребляют тогда, когда речь идет о том, что приобретает ученик: понятие, навык, новый вид деятельности (Талызина, 1998)

В исследовании А.Н. Лук указано, что творчество– есть созидание нового. Понятие творчества предполагает личное начало и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека (Лук, 1988).

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений (Выготский, 1991).

Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей(Пономарев,1960).

Главное для творческого мышления – умение охватить действительность во всех ее отношениях, а не только в тех, которые закреплены в привычных понятиях и представлениях. Чтобы полнее обнаружить свойства определенной области действительности, надо знать все факты, относящиеся к ней. Чтобы обнаружить неадекватность охватывающих их понятий и методов мышления, надо владеть этими понятиями и методами. Отсюда огромная роль знаний и умений в творческом мышлении.

Творческое мышление характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта, его оригинальностью. Это мышление появляется тогда, когда человек, попытавшись решить задачу на основе её формально-логического анализа с прямым использованием ему известных способов, убеждается в бесплодности таких попыток и у него возникает потребность в новых знаниях, которые позволяют решить проблему: эта потребность и обеспечивает высокую активность решающего проблему субъекта. Осознание самой потребности говорит о создании у человека проблемной ситуации(Лук, 1988).

Творческие способности представляют собой совокупность личностно-значимых и личностно-ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований, деятельности человека, взаимоотношения с окружающими (Гафитулин, 1990).

В настоящее время существует много подходов к определению творчества, а также смежных с данным определением понятий: креативность, нестандартное мышление, продуктивное мышление, творческий акт, творческая деятельность, творческие способности и другие (В.М. Бехтерев, Н.А. Ветлугина, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, А. Ребера и др.) (Рубинштейн, 2000).

В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность» .Креативность – способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации (Бухвалов, 2004).

Следовательно креативность и творчество являются синонимами.

Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них:

1)беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени;

2) гибкость мысли - способность переключаться с одной идеи на другую;

3) оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;

4)любознательность - чувствительность к проблемам в окружающем мире;

5) способность к разработке гипотезы;

6) ирреальность - логическая независимость реакции от стимула;

7) фантастичность - полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;

8) способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу;

9) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; ит. д.

Е. П. Торренс выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность: легкость - быстрота выполнения текстовых заданий; гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов; оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе; точность выполнения заданий.

В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличие от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

И. Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту: учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность (Лернер,1974).

По В. Н. Дружинину, творческое мышление – мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее) (Дружинин, 1999).

Суть творческого мышления сводится, по мнению Я.А Пономарева, к интеллектуальной активности и чувственности к побочным продуктам своей деятельности (Пономарев Я.В, 1960).

Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.Н. Пушкин и другие отечественные психологи считают основным признаком мышления рассогласование цели (замысла, программы) и результата. Творческое мышление возникает в процессе осуществления и связано с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом.

Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также изменённость состояния сознания.

Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как система, порождающей активность индивида.

Формирование и развитие способностей детей к творчеству – одна из актуальных проблем современной педагогики.

Психологи установили, что 37% шестилетних детей обладают высоким потенциалом творческой активности, у семилетних - этот показатель снижается до 17%. Среди взрослых выявлено лишь 2% творчески активных личностей (Сысун, 2006).

С творческим мышлением сопряжены два личностных качества: интенсивность поисковой мотивации и чувственность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.

И.Л. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты:

Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

Видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях;

Видение новой функции знакомого объекта;

Видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом;

Умение видеть альтернативу решения, альтернативу подхода к его поиску;

Умение комбинировать ранее найденные способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других (Лернер,1974).

Овладев этими чертами, можно развивать их до уровня, обусловленного природными задатками и усердием. Однако перечисленным чертам свойственна одна способность - «они не усваиваются в результате получения информации или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную деятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт и тем самым эти черты формирующую» (Лернер,1974).

В.А. Крутецкий структуру творческого мышления в математике представляет следующим образом:

Способность к восприятию математического материала, схватывание формальной структуры задач;

Способность к логическому мышлению в сфере количественных и качественных отношений, числовой и знаковой символики, способность мыслить математическими символами;

Способность к совершенствованию процесса математических рассуждений и системы соответствующих действий, способность мыслить свернутыми структурами;

Гибкость мыслительных процессов в математической деятельности;

Стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решения;

Способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли;

Математическая память (обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы перехода к ним);

Математическая направленность ума(Крутецкий, 1968)

Так же к творческому мышлению В.А. Крутецкий относит следующие «не существенные» компоненты: быстрота мыслительных процессов как временная характеристика; вычислительные способности; память на цифры, числа, формулы; способность к пространственным отношениям; способность наглядно представлять абстрактные математические отношения и зависимости (Крутецкий, 1968).

Структура творческого мышления представлена в формуле: «математическая одаренность характеризуется обобщенным, свернутым и гибким мышлением в сфере математических отношений, числовой и знаковой символики и математическим складом ума».

Д.Б. Богоявленской была выделена единица измерения творчества, названная «интеллектуальной инициативой». Она рассматривается как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт относят: когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

Алейников А.Г. утверждает, что творчеству можно и нужно учить с детства. Следует отметить довольно распространенное мнение, что способность к творчеству - «божий дар» и поэтому обучить творчеству невозможно. Однако изучение истории техники и изобретений, творческой жизни выдающихся ученых, изобретателей показывает, что все они обладали наряду с высоким уровнем фундаментальных знаний еще и особым складом или алгоритмом мышления, а также особыми знаниями, представляющими эвристические методы и приемы. Причем последние нередко сами и разрабатывали (Алейников, 1989).

Показателем, характеризующим творческое мышление и на которые мы будем основываться в своем исследовании, следующие: беглость, гибкость и оригинальность мысли.

Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, т.е. быстрота переключения - текстовых заданий и точность выполнения задания.

Гибкость мыслительного процесса - это переключение с одной идеи на другую. Способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи.

Оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе.

Итак, в отечественной психологии исследования творческого мышления теоретически обоснованы, индивидуальные различия анализируются не только с количественной, но и с качественной стороны. Тем не менее, все еще незначительно количество исследований в этой области.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    Алейников, А. Г. О креативной педагогике / А. Г. Алейников // Вестник высшей школы. – 1989. - № 12.

    Брайтовская С. И. Простейшие исследовательские задания. /С. И. Брайтовская.// Начальная школа.-1996-№9-с.72.

    Бухвалов В. А. Алгоритмы активизации творческого мышления // Школьный психолог. – 2004. – № 4.

    Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.

    Выготский Л.С. Детская психология./под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432с.

    Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. /Л. С. Выготский. //Вопросы психологии. - 1996 - №6 - с. 46.

    Гальперин П. Я. К психологии творческого мышления./ П. Я. Гальперин, Н. Р. Котик.// Вопросы психологии. - 1982 - №5 - с. 45.

    Гребцова Н.И. Развитие мышления учащихся. //Начальная школа. - 1994. - №11. - С.24-27.

    Дружинин В. П. Психодиагностика общих способностей./ В. Н. Дружинин. – М.: Академия, 1996. – 224с.

    Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников./ В. А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1968. – 432с.

    Лернер И. Я. Проблемное обучение./ И. Я Лернер.- М.: Знание, 1974. – 64 с.

    Лук А.Н. Мышление и творчество. – М.: Наука, 1988. – 133 с.

    Подласый И. П. Педагогика./ И. П. Подласый. – М.: Просвещение, 1996. – 432с.

Начало жизненного этапа человека начинается с попытки проявить способности к творческому мышлению. Человек пытается выразить себя как личность через творчество, показать свою значимость и индивидуальность. Даже несмотря на то что это не жизненно необходимая способность и не нужна для выживания.

Понятие творческого мышления включает в себя такой процесс, в ходе работы которого появляются новые идеи, создаются условия для появления предметов искусства или быта, несущие ценность для человека и окружающих.

Изучение своих творческих способностей помогает в познании себя и окружающего мира, развитию в человеке самостоятельной личности, приносящей пользу обществу и продвижению прогресса. Характер личности, память и восприятие окружающего мира влияют на способность к творчеству. Не последнюю роль в этом процессе играет способность к нестандартному мышлению, и умение использовать идеи по назначению.

  • Подготовка

Начальный этап становления, на котором происходит подготовка к размышлению, собирается информация, факты для дальнейшей переработки материала. На этом этапе затрагивается аналитическое мышление, создаются условия для решения проблем, ставятся цели.

  • Попытка к размышлению

На втором этапе проявляются условия к мыслительному процессу, за счет привлечения дивергентного мышления. Возможно появление разочарования, которое поможет критично отнестись к возникшим идеям, отбирая только самое уникальное.

  • «Высиживание» идеи

Этап приостановки творческого процесса, отвлечения на другие предметы. Он помогает отвлечься от задержавшегося процесса вынашивания идеи, посмотреть на нее с другой стороны, трезво оценив недостатки и достоинства, избегая репродуктивное творчество.

  • Творческое озарение

Происходит творческое озарение, интеллектуальный сдвиг с мертвой точки, открывающий проблемы и пути решения.

  • Анализ проделанной работы

На последнем этапе происходит оценка проделанной работы, анализ полученных идей. Он происходит с помощью аналитического мышления, задействовав основные критерии оценки.

Все этапы творческого мышления взаимосвязаны между собой. Последовательное их выполнение помогает получить лучший результат в ходе проделанной работы.

Творческое мышление предполагает развитие условия для появления нравственных и культурных начал в человеке. Творческое мышление помогает человеку выразить себя, свои мысли и чувства. Через творчество человек показывает характер, видение окружающих людей, природы и содержание своего внутреннего мира.

Основой формирования творческого начала человека должны быть следующие критерии творческого мышления:

  • Способность к анализу, сравнению и синтезированию, присутствие причинно-следственных связей.
  • Критичное мышление, своевременное выявление ошибок и противоречий.
  • Способность прогнозировать дальнейшее развитие событий.
  • Способность к представлению предмета или объекта вневременных рамок, умение видеть вещи в будущем и прошедшем времени.
  • Уметь продвигать полученные идеи, разрабатывать возможные варианты событий.
  • Способность к получению новых интересных мыслей и идей в короткий период и с наименьшими затратами.

Типы и особенности творческого мышления

В психологии принято разделять творческое мышление на два типа: конкретно - образное и словесно – логическое. Обладатели конкретно – образного мышления считаются талантливыми, так как воспринимают окружающий мир в конкретных образах. При работе мозга этот тип творческого мышления задействует правую часть мозга, которая отвечает за эмоциональную сторону интеллекта.

Словесно-логический тип склонен к выполнению приземленных абстрактных понятий, с логическим или словесным направлением. Соответственно такой тип мышления относится к левому полушарию мозга, который отвечает за логические процессы и математический склад ума.

Но способность к творчеству не останавливается на одном конкретном типе личности, а может присутствовать у всех. Особенности творческого мышления помогают объединить образы и создать абстракции.

Особенности творческого мышления

  • Неординарность

Желание творить, создавать новые идеи и предметы, уникальные в своем роде. Полученные в ходе творческого процесса вещи должны иметь ценность.

  • Многосторонность

Рассмотрение объекта с другой не свойственной ему стороны, применение к нему свежего взгляда. Попытка найти скрытый потенциал, учитывая основные характеристики и черты.

  • Гибкое восприятие

Способность к изменению взгляда на характер явления или объекта. Попытка рассмотреть стороны способные изменить область применение объекта и повысить его уникальность.

  • Адаптированность

Переход с одной точки зрения на другую. Способность перерабатывать большой объем информации и выдумывать интересные идеи и ситуации.

Связь воображения и творческого мышления в психологии

Воображение является частью творческого мышления. Они тесно связаны между собой и являются основой друг друга. Воображение связывает и объединяет структуры интеллекта: внимание, восприятие, память.

Только человеческое сознание создает условия для появления реальности в образах. Эта способность связана с психическим и смысловым видом мышления, объединяя их в одно целое. Воображение человека загадочный и необъяснимый процесс, до сих пор до конца не изученный. Благодаря ему создаются условия для появления шедевров литературы, скульптуры и живописи.

Возможности воображения безграничны, оно показывает реальность в другом ракурсе и имеет огромное значение для психологии и интеллектуального развития человека:

  • Творческое воображение планирует действия и поступки, оценивает свое поведение и полученный результат.
  • Воображение помогает «путешествовать» во времени, вызывая в сознание прошедшие события и впечатления, получая новые творческие идеи
  • Воображение выполняет цели и задачи, не реализованные в жизни. Додумываются некоторые моменты.

Воображение человека перерабатывает предметы и действия разного содержания, которые содержат черты, не имеющие аналогов в реальности. Придуманные предметы и события принято называть фантазией, а желаемое развитие событий является мечтой.

Воображение человека бывает:

  • Активное помогает вызвать образы, при содействии силы воли. Вызываемый образ не всегда имеет соответствие с описанием предмета, а несет индивидуальное представление о нем.
  • Пассивное. Мысли и идеи появляются спонтанно, в независимости от желания человека.
  • Продуктивное. Появление новых идей связано с жизненным опытом человека.
  • Репродуктивное. Воображение репродуктивное -это перенесение пережитых эмоций и действий в творчество человека. Репродуктивное воображение не содержит вымышленных элементов.

Как активизировать творческое мышление

В психологии разработаны методы активизации творческого мышления. Они помогут устранить установившийся взгляд на вещи, убрать репродуктивное мышление и освободить сознание для новых открытий. Эти методы создают специальные условия на формирование творческого мышления и повышения его продуктивности.

  • Самым популярным способом активизировать мышление в психологии является метод «мозгового штурма». Определение «мозговой штурм» появилось в 40-е годы в Америке. Его суть заключается в коллективном решении поставленных задач, разделяя присутствующих на тех, кто критикует и тех, кто «предлагает».
  • Еще одним методом активизации мыслительного процесса является изменение условия выполняемого задания. Мысленно изменяем поставленную задачу, сначала изменяя размер, затем время и стоимость. В ходе предложенного метода меняется взгляд на решение, и появляются новые идеи.

Диагностика творческих способностей

Выяснить предрасположенность к творчеству можно с помощью такой системы, как диагностика. Она поможет понять насколько вы творческая личность, уровень креативности, выявить предрасположенность к созданию предметов искусства. Диагностика креативности выполняется путем оценки конкретных черт творческих способностей.

Для полноценного и достоверного проведения диагностика креативности затрагивает все элементы творческого мышления, включая память, восприятие, мечты и воображение.

Проведенные исследования диагностики творческих способностей и креативности делятся на 2 части:

  • Креативность

Эта диагностика личности оценивает познавательные многофункциональные способности личности, связанные с развитием интеллектуальных способностей. Это направление представляют работы и тесты Э. Торренса, С. Тейлора, С. Медника, Дж. Гилфорда. Они основаны на изучении взаимосвязи интеллектуальных способностей с появлением новых образов и идей.

  • Креативность личности

Задачей этого направления является диагностика психологии личности, условия появления творчества, за счет индивидуальных особенностей человека. Это исследование направлено на поиск критериев появления креативности. Представители направления А. Маслоу, Д. Богоявленская, Ф. Баррон.

Тесты на выявление способностей к творчеству

Тест Дж. Гилфорда

Первооткрывателем оценки способностей к творчеству стала работа Джоя Гилфорда. Он определил суть творческого мышления в сочетании разработанных оригинальных, новых образов и мыслей человека. Другие тесты, разработанные после него стали интерпретацией этой работы.

Тест выявления творческих способностей Гилфорда строится по определенным принципам:

  • Насколько просто и эффективно выявляются способности к творчеству на практике, при решении задачи. Учитывается количество решений и ответов, полученных за определенное количество времени.
  • Переключаемость или гибкость ответов, переход с одного предмета на другой.
  • Уникальность ответов.

Тесты Э. Торренса

Еще одним популярным методом диагностики способностей являются тесты психолога Элиса Пола Торренса. Изучение креативности Э. Торенса представляет собой части, характеризующие творчество на вербальном, изобразительном и звуковом уровне.

Тесты Торренса выполняются в заданный промежуток времени. Полученный результат оценивается по определенным принципам:

  • Скорость выполнения, число решений, уложившихся в определенный промежуток времени.
  • Разносторонность ответов.
  • Неповторимость предложенных решений.
  • Конкретизация идей и решений.

Тесты Е. Торренса разработаны в 60-х годах и подходят для людей разного возраста и маленьких детей. Тесты Торренса постоянно видоизменялись и совершенствовались, имеют много аналогичных вариантов.

Тест Е. Туник

Тест Е. Туник направлен на определение креативности у подростков и взрослых людей. Тест помогает выявить предрасположенность человека к следующим критериям:

  • Любопытство. Любознательный человек, имеющий интересный характер. Интересуется окружающим миром, занимается самопознанием, любит размышлять и познавать строение новых вещей, механизмы работы, выполняет интересную работу, читает книги, узнает как можно больше новой информации.
  • Рискованность. Рискованность проявляется в отстаивании своих идей и мыслей перед окружающими, не боится возможной негативной реакции людей на творчество, имеет твердый характер. Человек склонный к риску имеет цель и идет к ней, невзирая на возможные препятствия, готов к последствиям ошибок, готов пойти на риск для достижения конечного результата. Считается с мнением других людей, но не поддается на провокации.
  • Воображение помогает человеку придумывать новые события и вещи, которых никогда не существовало в действительности, видеть предметы, не имеющие аналогов и то, что скрыто от глаз простого человека. Воображение способствует созданию произведений искусства и литературы.
  • Готовность к сложностям. Человек, имеющий непростой характер, занимается изучением сложных явлений и объектов. Не ищет легких путей решения поставленных задач, все делает самостоятельно, на свой страх и риск. Изучение сложных вещей является неотъемлемой частью жизни такой личности.

Латеральное мышление Эдварда де Боно

Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. Доктор медицины, имеет степень по психологии, физиологии, является разработчиком концепции латерального мышления.

Определение латерального мышление Боно (лат. Lateralis, переводится как «смещенный») - представляет собой перенаправленный вид мышления по отношению к обычному мышлению.

В своей схеме Эдвард де Боно делал попытки нахождения латерального мышления, отделяющегося от других видов мышления, имеющего отличительные черты от логического и горизонтального мышления. Учебник «Латеральное мышление» де Боно содержит описание наиболее эффективного способа мышления, помогающего развитию продуктивности творчества, созданию новых неповторимых идей. Инструментом получения таких способностей, считает Эдвард де Боно и является латеральное мышление.

Определенное место в разработанной схеме де Боно занимает память человека. Это среда сознания находится в постоянном развитии, но ограничивается своими объемами. Латеральное мышление Эдвард де Боно воспринимает, как креативность и чувство юмора, которое используется, как логическое мышление.

Латеральное мышление похоже на выработанную привычку человека мыслить по-другому. Созданы условия развития этого навыка, которые постоянно применяются на практике. Эти методы, описанные в книге де Боно, не созданы им, а позаимствованы у Филипа Котлера. Они известны и используются уже давно, Эдвард де Боно переделал их под свое видение, объясняя способы их работы.

Мышление тесным образом связано с творчеством, однако эти два процесса - творческий и мыслительный - нельзя отождествлять. Мышление - это один из видов познания, творчество же возможно не только в сфере познания, а, например, в движении, пении, искусстве и т.д.

Важный вклад в изучение вопросов творческого мышления сделал Дж. Гилфорд (1967). Он выделил два вида мышления: конвергентное и дивергентное. Конвергентное (схождение) мышление необходимо для нахождения одного единственно верного ответа. В принципе конкретных решений может быть несколько, но их количество все равно ограничено. Дивергентное мышление Гилфорд определяет как "тип мышления, идущего в разных направлениях", благодаря этому мышлению возникают оригинальные и неожиданные решения. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности как общей творческой способности.

Гилфорд также выделил четыре основные особенности креативности:

  • 1) оригинальность - способность продуцировать необычные идеи, образы, ассоциации, ответы. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение;
  • 2) семантическая гибкость - способность видеть объект под новым углом зрения, находить возможности его нового использования, расширять функциональное применение на практике;
  • 3) образная адаптивная гибкость - способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;
  • 4) семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом.

Процесс творчества включает разные этапы: порождения, или генерации, идей, анализа и доработки выдвинутых идей и выбора из нескольких идей лучших. В жизненных ситуациях не всегда присутствуют все три этапа творческого процесса. Поэтому ситуации можно разделить исходя из того, какой из этапов наиболее представлен. Есть задания, в которых требуется проявить способность к генерации идей (первый этап творческого процесса): критерием выполнения таких заданий выступает количество и качество выдвинутых идей. Существуют ситуации, которые в основном требуют умения проанализировать и доработать уже выдвинутые идеи (второй этап творчества). В этом случае человек должен выявить последствия принятия каждой из идей, найти способы усиления положительных эффектов и способы минимизации отрицательных. Наконец, бывают ситуации, в которых нужно сравнить возможные альтернативные идеи с точки зрения их практической ценности.

Сегодня психологи убеждены: творческому мышлению можно научить. Для этого необходимо развить соответствующие способности, участвующие в процессе творческого мышления, и преодолеть внутренние барьеры к творчеству. Обычно психологами называются четыре внутренних барьера к творчеству:

  • 1) конформизм - желание быть похожим на других. Люди опасаются высказывать оригинальные идеи, чтобы не выделяться среди прочих. Эти опасения чаще всего связаны с печальным детским опытом непонимания и осуждения их идей взрослыми или сверстниками;
  • 2) ригидность - трудность переключения с одной стереотипной точки зрения на другую. Ригидность не позволяет совершенствовать готовые решения, видеть необычное в обычном, знакомом;
  • 3) желание найти ответ немедленно. Замечено, что наилучшие решения приходят во время "творческой паузы", когда человек дает себе возможность отвлечься от проблемы, отдохнуть. Если же он стремится разрешить ее немедленно, во что бы то ни стало, то риск преждевременного, непродуманного решения очень велик;
  • 4) цензура - внутренняя критика любой собственной идеи. Люди с жесткой внутренней цензурой предпочитают ждать естественного разрешения проблемы или пытаются переложить ответственное решение на кого-то другого. Подобная безынициативность обычно формируется у детей, родители которых придерживаются авторитарного стиля воспитания и склонны критиковать действия ребенка по любому поводу.

Существуют два конкурирующих способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, генерацией собственных оригинальных идей, а не оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого слишком выражена тенденция к критике, уделяет ей основное внимание, хотя мог бы посвятить это время творчеству. Напротив, человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто неспособен видеть недостатки собственных суждений и оценок.

Выход из этого положения состоит в том, чтобы у ребенка с самого детства одновременно развивать как критическое, так и творческое мышление. Важно заботиться о том, чтобы оба эти вида мышления находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. Если человек высказывает какую-либо идею, то он сразу же должен ее критически осмыслить. Если оригинальная, новая мысль высказана кем-то другим, то наряду с ее критикой необходимо обязательно предложить свое решение. В жизни большинства людей, для того чтобы их творческая отдача была максимальной, необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления.

Психологи пытаются не только выяснить, как человек решает новые и творческие задачи, но и найти возможности повышения творческого потенциала личности. Среди предлагаемых способов особую популярность завоевал метод мозгового штурма, разработанный Н. Осборном, и метод синектики Дж. Гордона.

В основе метода мозгового штурма лежит идея о том, что процесс выдвижения гипотез необходимо отделить от их оценки. В повседневной жизни наши оценки часто сдерживают полет нашей фантазии и воображения, не дают смелым и новаторским идеям "прорваться" в сознание. Поэтому отказ от оценки и критики при участии в мозговом штурме помогает найти оригинальные решения. Обычно различают три фазы мозгового штурма: разминка, генерация идей и их оценка. Во время разминки людям дают несложные, часто шуточные задания типа "Как перенести воду в решете?". На этапе генерации идей предлагается проблемная ситуация, нуждающаяся в разрешении. Поощряются любые идеи, даже шуточные. Все идеи фиксируются. Обычно наиболее эффективно действует группа из шести-восьми человек. На третьем этапе группа экспертов оценивает каждую из предлагаемых идей и отбирает наиболее перспективные.

Метод синектики разрабатывался как модификация метода мозгового штурма, но в процессе практического использования выяснилось, что он подходит для отыскания не только группового, но и индивидуального решения. Данный метод использует основное свойство аналогий: сравнение какого-то сложного объекта (процесса) с простым. При этом лучше осознаются и понимаются свойства сложного объекта. Различают прямую, личную, символическую и фантастическую аналогию.

Прямая аналогия используется тогда, когда возможно прямое сравнение исследуемого объекта с хорошо знакомыми объектами и процессами. Особую ценность аналогия имеет тогда, когда объекты выбираются совершенно из других областей знаний и практической деятельности, нежели привычно человеку. Например, можно представить знакомого человека в виде домашней утвари: чайника или пылесоса.

Личная аналогия (эмпатия) используется, когда человек ставит себя на место изучаемого объекта. Так, конструктор машины может представить себя в виде втулки или шестерни, архитектор моста - в виде его несущей конструкции. При этом лучше осознаются силы, которые действуют на данный объект, и отчетливо проявляются его сильные и слабые стороны.

Символическая аналогия позволяет отобразить изучаемый объект в символической форме, подобрать такие символы (знаки), которые лучше выражают его основные закономерности. Примером могут служить задания на нахождение предметов, символизирующих профессии: учитель, врач, водитель.

Фантастическая аналогия предполагает сравнение исследуемых объектов со сказочными, фантастическими персонажами. Она позволяет сконцентрироваться на пока еще невозможных, но желаемых свойствах и признаках. Вполне вероятно, что мысль о самолете родилась на основе его сказочного прототипа - ковра-самолета.

Использование метода синектики предполагает активное включение воображения в процесс решения задач.

Сегодня в социальной сфере, экономике, образовании и промышленности преуспевают наиболее креативные и неравнодушные люди. Логическое мышление необходимо, но только его одного уже недостаточно. Организации ищут сотрудников, которые умеют находить нестандартные решения. К счастью, любой человек может развить творческие способности. Как именно? Читайте об этом в нашей новинке «Гибкий ум» . А сейчас - несколько советов и упражнений из нее.

«Освободите» мысли

При решении проблем мы опираемся на прошлый опыт, то, что случалось ранее или с чем мы когда-то имели дело. Неосознанно мы спрашиваем себя: чему я научился в жизни? После этого выбираем самый многообещающий подход и отвергаем остальные.

Такое мышление лишено гибкости, оно порождает стандартные и неоригинальные идеи. Решения, найденные с его помощью, в точности повторяют наш прошлый опыт или - по меньшей мере - внешне похожи на него.

При творческом подходе мы не бросаемся на проблему, вооружившись прошлым опытом, а задаемся вопросом: сколько есть точек зрения на нее, способов ее переосмысления и решения? Цель - придумать как можно больше ответов, в том числе нешаблонных.

Одна из форм творческого мышления - концептуальное смешение - позволяет проводить ассоциации между разными темами. Дети в этом - настоящие эксперты. Их мысли похожи на воду: такие же чистые, текучие и всеобъемлющие. Все перемешивается и сочетается, создается множество связей. Поэтому дети спонтанно творят.

В школе нас учат определять, проводить различия, разделять и распределять по категориям. В дальнейшей жизни эти категории остаются разделенными и не соприкасаются. «Жидкое» мышление ребенка как будто застывает в формочке для льда, где каждая ячейка - это категория. Поэтому многим так трудно задействовать воображение и творческие способности.

Для новых возможностей нужно «освободить» мысли. К счастью, наш мозг способен обучаться и меняться вплоть до самой смерти. Это значит, что мы можем увеличить свой творческий потенциал, если будем тренироваться.

Разогрев для мозга: создание ассоциаций

Выберите наугад четыре слова. Придумайте критерий, по которому одно станет лишним. Например: собака, облако, вода и дверь.

Критерий 1: собака, вода и дверь могут находиться в доме, а облако - нет.

Критерий 2: в словах «собака», «вода» и «облако» есть буква «о», а в слове «дверь» ее нет. И так далее…

Дополнительные техники:

Случайным образом выберите шесть слов и разделите их на две группы по три слова. Для каждой группы должен быть свой принцип выбора.

Составьте два списка (А и Б) по четыре слова в каждом. Придумайте критерий, по которому слово из списка А ассоциируется со словом из списка Б.

Составьте список из пяти слов, выбранных наугад. Выберите одно из пяти слов и найдите принципы, по которым его можно связать с остальными четырьмя.

- Выберите два любых слова. С помощью этих двух слов создайте сцену убийства. Добавьте еще три слова, выбранных наугад. Каждое из них должно стать уликой. С помощью этих доказательств придумайте обстоятельства убийства и подозреваемого.

Выберите случайным образом четыре слова. Используя именно эти слова (не производные и не ассоциации), придумайте газетный заголовок. Напишите аннотацию этой статьи.

Сформулируйте задачу

В чем суть вашей творческой задачи? Вы можете описать ее одной фразой из шести слов? «Сделать то, что никому не удавалось», «Клиенты, с радостью использующие мой товар», «Сдать в эту сессию все экзамены», «Оставаться довольным холостяком как можно дольше» и т. д.

Описывая сложную проблему одной фразой из шести слов, вы стимулируете свое воображение. Чем точнее формулировка, тем легче найдется решение. Представьте, что творческая задача - это рисунок на коробке, без которого сложно собрать пазл.

100 идей

Одно из препятствий на пути творчества: когда тебе приходит в голову хорошая идея, она может помешать придумать лучшую. Поэтому нужно производить идеи, не задумываясь о том, плохие они или хорошие, можно ли воплотить их в жизнь, решат ли они проблему.

Дайте себе возможность думать без цензуры. Для этого поставьте цель по времени и количеству идей. Тем самым вы направляете творческую энергию в нужное русло. Инновационные компании чаще всего устанавливают норму 100 идей в час. Давайте попробуем и мы.

Придумайте и запишите 100 вариантов применения кирпича. Вы увидите, что первые 10–20 будут стандартными, привычными, известными: сложить стену, подняться повыше, построить гриль, поддерживать книжные полки и т. д. Следующие 30–50 идей будут уже оригинальнее. По мере приближения к сотне мозг начнет делать дополнительные усилия и произведет более творческие и нестандартные альтернативы.

Чтобы этот процесс был наиболее эффективным, нужно обуздать внутреннего критика и начать записывать все идеи, в том числе самые очевидные и плохие. Первая треть, скорее всего, будет включать в себя старые, одинаковые идеи, во второй трети появятся более интересные, а в последней - наверняка откроются заслуживающие внимания, неожиданные и непростые изобретения. Если бы мы не поставили себе целью произвести такое большое количество идей, эти последние тридцать не увидели бы свет

Избавиться от рутины

Зачастую рутина становится врагом творчества. Внесите изменения в распорядок дня. Составьте список того, что вы делаете по привычке, всегда одинаково. Обычно занятия из такого списка исполняются почти бездумно.

Попробуйте немного изменить то, как вы их делаете, в течение недели, дня или месяца. Например, отправьтесь на работу или учебу другим путем, измените часы сна и работы, начните читать другую газету, познакомьтесь с новыми людьми, вместо чая пейте сок, сходите в другой ресторан, вместо душа примите ванну с пеной, посмотрите другую программу по телевизору и т. д.

Техника: вопросы

Большинство научили не ставить под сомнение авторитеты, в особенности на работе, в школе или семье. Из-за этого мы редко задаем правильные вопросы. Чтобы добиться свежего взгляда и развить в себе любознательность, необходимо постоянно во всем сомневаться. Сделайте это частью повседневной жизни.

Почему? Этот вопрос помогает понять настоящее положение вещей, поставить под сомнение общепринятое мнение.

Что, если?.. Помогает исследовать новые возможности, представить, что будет с миром, если вы что-то измените или воплотите в жизнь новую идею.

Почему нет? Этот вопрос поможет понять ограничения и факторы, стоящие на пути позитивных перемен.

Если вам нужно добраться до сути проблемы, используйте метод пяти «почему»:

1. Почему люди предпочитают картошку фри конкурентов, а не нашу? Потому что она вкуснее.

2. Почему она вкуснее? Потому что их приправы лучше наших.

3. Почему их приправы лучше наших? Потому что их шеф-повар лучше.

4. Почему наш шеф-повар хуже? Потому что мы считали не важной смену шеф-повара, и вот уже двадцать лет у нас работает бездарный сотрудник.

5. Почему мы до сих пор не наняли нового шеф-повара? Потому что никто не осмеливался предложить это владельцу.

Ментальные карты

Ментальные карты - один из наиболее простых и действенных инструментов высвобождения творческого потенциала. Они были разработаны британским ученым Тони Бьюзеном, вдохновленным тетрадями Леонардо да Винчи.

Сегодня ментальные карты составляют неотъемлемую часть учебных курсов и методов решения проблем во многих компаниях и институтах. Вы можете использовать их для личных целей, например планирования отдыха.

Эта техника позволяет выработать множество идей в короткий срок и представить большое количество информации в ограниченном пространстве. Все ключевые понятия, связанные с определенной темой, будут организованы таким образом, чтобы побудить к поиску ассоциаций.

Именно поиск связей между идеями и делает нас более творческими.

1. Возьмите белый лист, чем больше, тем лучше, и пять-шесть маркеров или цветных карандашей. Положите лист перед собой горизонтально. В центре листа как можно ярче нарисуйте или представьте в виде какого-нибудь символа тему вашей карты. Не беспокойтесь о качестве рисунка. Используйте разные цвета.

2. Оформив центральный образ, начните записывать наиболее показательные идеи по линиям, исходящим из центра. Затем к ним добавляйте ключевые слова и понятия, как ветви дерева. Свободно создавайте ассоциации и постарайтесь как можно быстрее заполнить лист. Создавать идеи в форме ключевых слов просто.

3. Как только вы почувствуете, что набрали достаточно материала при помощи свободных ассоциаций, посмотрите на результат. Все ваши идеи изложены на листе бумаги. Вы заметите связи, которые помогут организовать и обобщить эти задумки. Если встретится повторяющееся слово, возможно, это что-то важное. Соединяйте разные части карты стрелками, кодами и цветами. Удаляйте ненужные участки карты.

Не забывайте использовать изображения, ведь они служат якорями для запоминания ключевых слов. Старайтесь писать по одному слову в строке. Это тренирует внимание и дисциплинирует. Ментальная карта может быть бесконечной. Она завершена, только когда информации достаточно для решения творческой задачи.

Чтение, тишина, игра

Общеизвестно, что в процессе творчества наибольшую активность проявляет правое полушарие. Все перечисленные техники помогают натренировать нейронные сети этой области. А вот еще несколько способов:

1. Чтение историй, рассказов и романов. Художественная литература развивает интеллектуальные способности, необходимые для того, чтобы думать по-другому, более творчески.

2. Тишина. Занимаясь деятельностью, при которой не нужно разговаривать, мы значительно подавляем активность левого полушария. Тем самым мы снижаем активность доминантных моделей мышления в нейронных сетях, как бы уменьшая громкость нашего сознания.

3. Любая деятельность или игра, тренирующая воображение. Головоломки, настольные игры, кроссворды, театральные, музыкальные или танцевальные импровизации и многие другие занятия не только тренируют нашу способность производить разные идеи, но и позволяют увидеть развлекательную сторону творческого процесса.