Прямое и непрямое влияние. Прямое управляющее воздействие

Прямое и непрямое влияние. Прямое управляющее воздействие

Прямое влияние заключается в открытом предъявлении клиенту притязаний и требований консультанта: прямое со­общение, предписание.

Прямое сообщение предполагает открытое предъявление своих мыслей, чувств по поводу какого-либо события или явления. В консультативной практике может быть исполь­зовано как для получения обратной связи от клиента, так и как прием для инициирования клиента к большей откровен­ности, для создания доверительной атмосферы. К прямому влиянию относят предписания.

Предписания представляют задания для клиента (или кли­ентов, если на приеме - супружеская пара или семья), кото­рые он выполняет в промежутках между встречами с консуль­тантом.

Предписания отличаются от совета тем, что консультант настаивает на его выполнении.

Выделяют два типа предписаний: прямые и непрямые.

Прямые предписания даются, когда у консультанта доста­точно авторитета, чтобы предписания были выполнены.

Хейли выделяет следующие ситуации применения предпи­саний:

1) предписания даются с целью приобретения клиентом нового субъективного опыта;

2) предписания используются для того, чтобы сделать вза­имоотношения между семьей и консультантом более ин­тенсивными (на весь срок, на который дано предписа­ние, консультант присутствует в жизни клиента);

3) предписания служат для сбора информации (реакции клиента на само предписание, его выполнение или не выполнение).

Для того чтобы предписание было выполнено, оно долж­но быть дано в четкой и понятной для клиента форме. Кроме того, перед тем как давать предписание, необходимо моти­вировать клиента на его выполнение. Для этого консультант должен объяснить клиенту, что выполнение предписания со­ответствует его целям. Если предписание дается семье и цели членов семьи неодинаковы, то необходимо объяснить каждо­му, каким образом данное предписание связано с достиже­нием именно его цели.

В том случае, если задание сложное, то необходимо по­просить клиента повторить его, а также обсудить с ним, ка­ким образом он будет напоминать себе о его выполнении. «Прежде всего, терапевту следует учитывать, что труднее все­го настоять на том, чтобы человек прекратил делать то, что он делает. Это возможно только в том случае, если автори­тет терапевта очень велик, а проблема очень незначительна. Терапевт достигнет большего, если предпишет членам семьи вести себя по-другому, не так, как они вели себя раньше. Например, если терапевт во время сеанса просит отца вме­шаться и помочь матери и дочери, то выполнение этого пред­писания в течение следующей недели будет восприниматься просто как продолжение. Терапевту необходимо подбирать задания, подходящие семье. Например, некоторым семьям лучше преподнести предписания, как нечто небольшое и легко выполнимое. Это может подойти в случае с сопротив­ляющейся семьей. Другие семьи любят кризисы, у них раз­вито чувство драматического, и им следует преподнести предписание, как нечто большое и значительное. В неко­торых случаях терапевту лучше вообще не давать никаких мотивировок. Это подействует, если перед ним семья ин­теллектуалов, придирающихся к каждому слову и развенчивающих любую идею. В этом случае он может просто сказать: «Я хочу, чтобы вы делали «кг-то и холод « у меня есть свои причины для этого предписания, но я предпочитаю их не обсуждать. Я просто хочу чтобы вы это сделали в течение следующей недели;, Кроме того», многие люди будут готовы выполнить любые предписания, только чтобы доказать, что терапевт был не прав и его метод не подействовал» 91 . В конце сессии назначается дата следующей встречи, которая на­чинается с проверки выполнения задания. Существует три возможных варианта: выполнение предписания, частичное выполнение, невыполнение. В том случае, если присут­ствуют два последних варианта, то консультант, по мнению Хейли, должен отнестись к этому серьезно. Он может, в за­висимости от ситуации, выбрать один из двух возможных спо­собов поведения в данной ситуации. «Приятный» для кли­ента, заключающийся в извинениях со стороны консультан­та: «Наверно, я неправильно понял вас или вашу ситуацию, иначе вы бы обязательно выполнили задание». «Неприят­ный» для клиента - консультант выражает свое неудоволь­ствие, осуждая его за то, что он «провалился», поскольку задание было важным для разрешения клиента.

Косвенное «лютее может проявляться двойственно: во-пер­вых, по дели направленности, в том случае, когда влияние имеет непосредственную направленность, но не самого кли­ента, а на его среду; во-вторых, когда влияние направленно на клиента, но в непрямых способах воздействия. В каче­стве примеров косвенного влияния можно выделить парадок­сальные предписания и метафорические сообщения.

Парадоксальные предписания относятся к виду непрямых предписаний. Непрямые предписания применяются, если этого требуют личностные особенности клиента или консуль­тант не уверен в своем авторитете. Вследствие этого ему при­ходится работать непрямыми методами, чтобы произошли те
изменения, которые он определяет как благоприятные для клиента.

Смысл парадоксальных предписаний заключается в том, чтобы клиенты им сопротивлялись и, сопротивляясь - из менялись. Они эффективны с клиентами, которые «борют­ся» с консультантом. «Например, мать чересчур опекает ре­бенка, так что он не может сам принимать решения и брать на себя ответственность за то, что он делает. Если терапевт попытается убедить ее делать меньше для ребенка, она в от­вет начнет делать больше, да еще будет говорить, что терапевт не понимает, какой у нее беспомощный ребенок. Тера­певт может использовать парадоксальный поход и предписать матери посвятить неделю опеке над ребенком. Ей нужно за ним наблюдать, защищать и делать все за него. Терапевт мо­жет привести разные доводы в пользу своего предписания, он мог бы, например, сказать, что ей нужно это сделать, чтобы понять, что она на самом деле чувствует в этой ситуа­ции, или чтобы она могла понаблюдать за собой и за ребен­ком. Чтобы этот подход хорошо подействовал, терапевту сле­дует настаивать на еще более крайнем поведений по сравне­нию с первоначальным. Например, матери нужно не только опекать ребенка, но и уделять час в день, чтобы предупре­дить ребенка обо всех опасностях, с которыми он может стол­кнуться в жизни. Если этот подход применен удачно, то ре­акцией матери будет протест против предписаний терапевта и она начнет опекать ребенка меньше» 92 . Этапы парадоксального подхода:

1. Консультант устанавливает отношения с клиентом, оп­ределяя их как отношения, ведущие к решению проблемы.

2. Консультант четко определяет проблему и цели.

3. Предлагает свой план работы, предлагая разумные обоснования своему плану и парадоксальным предписаниям.

4. В случае семейного консультирования, дисквалифицирует других «экспертов» поданной проблеме (кто-либо из членов семьи),

5. Консультант дает парадоксальное предписание.

6. Наблюдает за реакцией клиента и побуждает его про­должать свое проблемное поведение или выражает сомнение по поводу стабильности изменений.

7. Изменения стабилизируются, но консультант не при­знает это своей заслугой.

91 Коннер Р.В.Стратегическая семейная терапия. - Новосибирск, 2001. Ч. I. С. 21-22.

92 Коннер Р.В.Стратегическая семейная терапия. - Новосибирск, 2001. Ч. II. С. 7-8.

Пример

«Подобный подход был применен в семье, обратившейся к терапевту по поводу проблем сына: он отказывался ис­пражняться в унитаз, и поэтому пачкал одежду и постель". Терапевт выразил свою озабоченность тем, что может слу­читься, если ребенок научится ходить в туалет и станет нормальным. Он поставил под сомнение способность родителей вынести нормального ребенка и нормальную супружескую жизнь. На самом деле терапевт даже попро­сил родителей написать список нежелательных последствий этого изменения. Супруги не смогли придумать ни одно­го нежелательного последствия и отвергли все послед­ствия, предложенные терапевтом. Но терапевт продол­жал выражать сомнения. На следующем сеансе семья объя­вила, что они решили проблему. И тогда терапевт, как и следует поступать в этом случае, выразил свое удивление и сомнение по поводу того, что это изменение сохранит­ся. И семье ничего не оставалось делать, как только из­мениться навсегда, чтобы доказать терапевту, что он был не прав. Этот подход требует определенных навыков, так как терапевт передает несколько сообщений одновре­менно. Он сообщает: «Я хочу, чтобы вам стало лучше» и «Я полон доброжелательности и заботы о вас». И в то же время он говорит семье такие вещи, которые находятся на грани оскорблений: он. говорит, что, по его мнению, чле­ны семьи на самом деле могут выдержать «нормальность», но одновременно он говорит, что они не могут» 93:

Метафорические сообщения являются частью нашего мыш­ления. Человечество мыслит, воспринимая себя, мир, себя в мире и мир в себе, при помощи символов. Достаточно вспомнить любой вид искусства, чтобы убедиться в этом, поскольку искусство - это символическое изображение того, что принято называть объективной реальностью, сквозь при­зму субъективизма. Некий символ в кубе. В психотерапев­тической практике метафоры символы могут применяться и как элемент, и как самостоятельный вид воздействия. В по­следнем случае говорят о метафоротерапии, основные прин­ципы которой изложены в следующей главе.

Применение метафорических сообщений будет полезно на любой стадии процесса консультирования.

На стадии сбора информации о проблеме, когда клиент затрудняется почать говорить б своих трудностях, кон­сультант может предложить ему выбрать в окружающем про­странстве любой привлекательный для него предмет и пого­ворить от имени данного предмета.

Пример,

Клиент может сказать: «Я - окно. Ко мне подходят люди; Смотрят на мир за мной, не замечая меня, несмотря на то, что именно я сохраняю в их жилище тепло». Таким изящным способом консультант получит представление и о структуре проблемы клиента и о специфике его восприя­тия себя в ней.

Некоторым клиентам трудно говорить о лицах, вовлечен­ных в проблему. В подобных случаях для прояснения сути проблемы и способов ее разрешения полезно перевести про­блему из субъективной реальности клиента в метафориче­скую. Данный переход можно осуществить при помощи во­проса: «Как бы это могло происходить на корабле (если клиент ходит в море), в саду (если клиенту нравится этот вид дея­тельности), в магазине?» и т.п. Подбираете метафору, основываясь на предварительно собранной информации, под спе­цифику жизненной ситуации клиента. И клиент может сказать: «Садовник ухаживает за садом, но ему грустно при мысли, что когда он устанет, растения не дадут ему возмож­ности укрыться от лучей- палящего солнца». И тогда консуль­тант может спросить: «Что может сделать садовник для того, чтобы ситуация изменилась?» И, возможно, клиент скажет: «Он должен четко сказать растениям, что он от них ожида­ет». Когда специалист понимает, что располагает достаточ ной информацией, он может осуществить обратный переход из метафорической реальности в реальность клиента при по­мощи вопроса: «Что это может значить для вашей ситуации?»

В тех случаях, когда у клиента имеется воспоминание о некой ситуации, итог которой ему хотелось бы изменить, консультант может предложить ему придумать сказку (исто­рию, анекдот), в которой он был бы главным героем (или главный герой попадал в подобную ситуацию) и вел бы себя таким образом, что данная ситуация имела желательный для него исход, который удовлетворил бы клиента и впослед­ствии, оказавшись в подобной ситуации он мог бы восполь­зоваться данной структурой поведения для получения желае­мого результата.

Метафоры также полезны для прояснения отношения кли­ента к своему прошлому, настоящему и будущему. С этой целью консультант может спросить клиента, какие метафоры он мог бы использовать для описания своей жизни в любом из данных временных отрезков. Выслушав метафоры, пси­холог должен продолжать работать над их прояснением. На­пример. Если клиент определяет свое прошлое как черную дыру, то выясните: ведет ли она куда-нибудь, что за ней на­ходится, есть ли в ней жизнь и если да, то кто населяет дан­ное пространство.

93 Коннер Р.В. Стратегическая семейная терапия. - Новосибирск, 2001. Ч. П. С. 8.

Задание (выполняется в паре)

Запишите на листке то стихотворение, строчку из песни, пословицу, цитату из книги, которые в последнее время вы могли бы сделать эпиграфом своей жизни. Поменяйтесь листками с партнером. Сделайте анализ полученного текста по направлениям: пси­хоэмоциональное состояние, актуальная проблема на дан­ный момент, возможные способы решения ситуации. Под­берите метафору. Объясните ваш алгоритм рассуждений: на основании чего вы пришли к данному заключению? Снова обменяйтесь текстами. Прочтите анализ вашей си­туации, сделанный коллегой. Оцените степень достоверно­сти психологического диагноза и степень результативности

предложенных мероприятий исходя из специфики вашей личности и жизненной ситуации.

P.S. Многие методы и техники влияния сложно отнести к какому-либо одному виду вследствие их многоаспектности воздействия на клиента.

Литература

1. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. - СПб., 1994.

2. Коннер Р.В. Введение в семейную психотерапию / Институт семейной терапии. - Новосибирск, 2001.

3. Коннер Р.В. Стратегическая семейная терапия. Ч. I. - Новоси­бирск, 2001.

4. Коннер Р.В. Стратегическая семейная терапия. Ч. П. - Ново­сибирск, 2001.

5. О"Коннор Дж. НЛП: Практическое руководство для достижения желаемых результатов / Пер. с англ. - М., 2003.

6. Психотерапевтическая энциклопедия // Под общей ред. Б.Д. Карвасарского - СПб.: Питер Ком, 1998.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение процессу влияния.

2. Какие существуют виды влияния? Охарактеризуйте их.

3. Какие классификации видов влияния вы знаете?

4. Какие основные принципы лежат в основе данных классифи­каций?

5. Что такое «невербальное воздействие»? Из каких элементов состоит невербальное воздействие?

6. В чем отличие между прямым и косвенным влиянием?

7. Какой из видов влияния, с вашей точки зрения, наиболее эф­фективен?

8. Перечислите правила преподнесения предписаний клиенту.

10.В чем заключается смысл парадоксального подхода?

11.Какие этапы парадоксального подхода вы знаете?

Пока слово не сказано, оно словно нахо­дится в заточении, из которого стре­мится вырваться на волю. Но стоит слову вырваться на свободу, как тот, кто был его хозяином, становится его плен­ником.

Человечество существует на планете Земля более 2 млн лет и с древнейших времен оказывает на природу различное воздействие. Люди стали вырубать леса, чтобы освободить место для строительства сначала поселений, потом - городов, истреблять животных, используя их мясо в пищу, а шкуры и кости - для создания одежды и жилищ. Многие представители фауны исчезли с лица планеты, став жертвами людей. Рассмотрим влияние людей на животных.

Уничтожение лесов

Влияние человека на животный мир может носить как положительный, так и отрицательный характер. Прежде всего, люди с давних времен активно вторгаются в жизнь дикой природы, уничтожая леса. Человечеству необходима древесина, которая используется в строительстве и промышленности. Население планеты растет с каждым годом, поэтому требуется также и свободное место, где будут располагаться города. На месте некогда густых лесов человек устраивает пастбища.

Поэтому леса подвергаются вырубке. Диким представителям фауны становится негде жить, поэтому год от года их популяции сокращаются. Помимо этого, леса - это зеленые легкие планеты, поскольку деревья в процессе фотосинтеза выделяют в воздух кислород. Чем их меньше, тем хуже становится и сам воздух, делая жизнь некоторых видов очень нелегкой. Если раньше большая часть североамериканского континента была покрыта густыми лесами, то теперь на их местах гордо разместились города. Тропики, известные своей разнообразной фауной, раньше покрывали более 10% поверхности планеты, сейчас же их всего 6%. Нередко животные исчезают вместе со своим «домом».

Итак, первый фактор негативного влияния людей на животных - уничтожение леса, которое приводит к гибели целых видов и даже экосистем.

Охота

С древнейших эпох одним из основных способов добычи пищи для людей была охота. Человек научился использовать копья и гарпуны, лук и стрелы, чтобы как можно более просто и безопасно убивать представителей дикой фауны. Однако охота первобытных людей, основной целью которой была добыча пропитания, не оказалась такой уж губительной для зверей, гораздо хуже с ними поступил современный человек. Мясо уже не представляло ценности само по себе, но животных истребляли в огромных количествах из-за ценного меха, кости, бивней. Поэтому полностью уничтоженными оказались многие виды:

  • Пример ужасающей жестокости и самого негативного влияния человека на животных - стеллеровы коровы. Эти добродушные неповоротливые гиганты на свою беду имели очень вкусное нежное мясо и плотную шкуру, которая применялась для изготовления лодок. Поэтому менее чем за 30 лет знакомства с цивилизованными людьми они полностью исчезли с лица земли.
  • Бескрылые гагарки - жители Северной Антарктики. Когда люди добрались сюда, им по вкусу пришлись мясо и яйца этих птиц, а мягким пухом стали набивать подушки. В итоге редкая птица была уничтожена.
  • Черные носороги имели очень ценный рог, из-за которого стали желаемой добычей охотников и браконьеров. Сейчас этот вид считается полностью уничтоженным, а сами животные - редкими и находятся под охраной.

Помимо вымерших животных, которых наши потомки уже никогда не увидят, можно привести массу примеров представителей фауны, чью численность резко сократили необдуманные действия людей. Это слоны, тигры, коалы, морские львы, галапагосские черепахи, гепарды, зебры, бегемоты. Далее рассмотрим прямое и косвенное влияние человека на животных.

Загрязнение природы

Промышленность активно развивается, постоянно открываются все новые заводы, которые, при всей своей полезности, выпускают в воздух ядовитые отходы, оказывающиеся губительными для живой природы. Загрязнение воздуха и почвы - пример влияния человека на животных, причем влияния отрицательного.

Чтобы заработал завод, ему необходима энергия, получаемая при помощи сжигания топлива, в роли которого выступают древесина, уголь, нефть. Горя, они образуют дым, в составе которого больше всего двуокиси углерода. Он отравляет атмосферу и может даже вызвать парниковый эффект. Поэтому представителям дикой фауны становится все труднее выживать в условиях, созданных ненасытной цивилизацией. Гибель сотен зверей вызывают кислотные дожди, употребление отравленной воды из водоемов, куда современные предприятия сливают свои отходы.

Экологические катастрофы

Отрицательное влияние человека на животных может быть вызвано и трагической случайностью. Так, к числу наиболее страшных экологических катастроф, приведших к гибели большого числа представителей фауны, можно отнести следующие:

  • В 2010 году потерпел крушение промышленный танкер, едва не уничтожив главную природную достопримечательность Австралии - Большой Барьерный риф. В воду тогда попало более 900 тонн нефти, поэтому событие по праву считается одной из самых страшных по последствиям экологических катастроф. На поверхности воды образовалось нефтяное пятно площадью около 3 км, и лишь оперативное вмешательство людей спасло природу от полного уничтожения.
  • Утечкаметилизоцианата в индийском городе Бхопал в 1984 году. Тогда в атмосферу попало более 40 тонн ядовитых паров, что стало причиной смерти тысяч людей и животных.
  • Взрыв на Чернобыльской АЭС навсегда изменил природный мир Украины. Последствия этой чудовищной катастрофы до сих пор дают о себе знать.

Примеров ужасающих экологических катастроф можно привести множество, все они оказывают косвенное воздействие на мир дикой природы и ее фауну.

Осушение болот

При кажущейся пользе этот процесс приводит к нарушению экологического баланса и может вызвать гибель животных. Он влечет за собой гибель растений, которые нуждаются в повышенной влажности, что не может не отразиться на сокращении численности и видов диких животных, которые использовали эти растения в пищу. Таким образом, осушение болот - пример негативного воздействия человечества.

Использование пестицидов

Желая получить богатый урожай, люди опрыскивают поля ядовитыми веществами, которые позволяют уничтожить бактерии и грибы, поражающие культурные растения. Однако жертвами нередко становятся и представители животного мира, которые, поглотив химикат, погибают сразу или получают заражение.

Исследования

Наука шагает вперед широкими шагами. Люди научились создавать вакцины против таких заболеваний, которые пару столетий назад считались неизлечимыми. Но страдают от этого снова животные. Именно на них проводятся опыты, исследуются новые препараты. С одной стороны, своя логика в этом есть, но с другой - страшно представить, сколько невинных созданий погибло в муках в лабораториях.

Заповедники

Стремясь сохранить редкие и исчезающие виды, человек берет их под свою защиту, открывая разнообразные заповедники, заказники, парки. Здесь звери живут на свободе, в естественной для себя среде обитания, охота на них запрещена, а численность регулируется опытными исследователями. Для мира фауны созданы все условия. Это пример положительного влияния человека на животных.

Помощь природным сокровищам

Уже упомянутый Большой Барьерный риф в Австралии - пример не только негативного, но и положительного влияния человечества на природу. Так, природную достопримечательность образуют кораллы - небольшие по размеру организмы, которые проживают настолько обширными колониями, что образуют целые острова. Люди с давних времен берегут это природное сокровище, ведь в коралловых рифах нашли себе дом множество удивительных морских обитателей: рыбы-попугаи, рыбы-бабочки, тигровые акулы, дельфины и киты, морские черепахи и множество ракообразных.

Однако Большой Барьерный риф находится в опасности: коралловые полипы, его образующие, являются любимым лакомством прожорливой морской звезды «терновый венец». За год одна особь способна уничтожить более 6 кв. м кораллов. Человечество борется с этими вредителями, искусственным образом сокращая их численность, но это довольно проблематично, поскольку единственный эффективный, но безопасный для экосистемы способ - сбор тернового венца вручную.

Мы рассмотрели прямое и косвенное влияние человека на животных и можем сделать вывод о том, что негативное воздействие выражено гораздо сильнее. Люди уничтожают целые виды и делают невозможной жизнь других, многочисленные экологические катастрофы XX-XXI вв. стали причиной гибели целых экосистем. Сейчас прикладываются усилия к охране и защите редких и исчезающих видов, но пока результаты неутешительны.

С появлением человека возник антропогенный круговорот или обмен веществ. Антропогенный круговорот (обмен) -- круговорот (обмен) веществ, движущей силой которого является деятельность человека. В нем можно выделить две составляющие: биологическую, связанную с функционированием чело -века как живого организма, и техническую, связанную с хозяйственной деятельностью людей (техногенный круговорот (обмен)).

В отличие от геологического и биологического круговоротов веществ, антропогенный круговорот веществ в большинстве случаев является незамкнутым. Поэтому часто говорят не об антропогенном круговороте, а об антропогенном обмене веществ. Незамкнутость антропогенного круговорота веществ приводит к истощению природных ресурсов и загрязнению природ-ной среды.

Помимо влияния на круговорот веществ, человек оказывает воздействие на энергетические процессы в биосфере. Наиболее опасным является тепловое загрязнение биосферы, связанное с использованием ядерной и термоядерной энергии .

Таким образом, воздействие человека на природу заключается в перераспределении вещества в окружающей среде и изменении ее физических, химических и биологических характеристик.

Воздействие человека на природу бывает прямое (непосредственное) или косвенное (опосредованное).

Прямое (непосредственное) воздействие -- изменение природы в результате прямого воздействия хозяйственной деятельности человека на природные объекты и явления. Косвенное (опосредованное) воздействие -- изменение природы в результате цепных реакций или вторичных явлений, связанных с хозяйственной деятельностью человека .

Под влиянием неприродных факторов изменяется как структурная организация экосистем, так и их функциональные свойства. В зависимости от характера воздействия происходит либо усложнение, либо упрощение структуры, а иногда и полная ее трансформация и формирование новых, не свойственных природным образованиям, техногеосистем (рис. 2).

Рисунок 2 - Схема воздействия антропогенного фактора на экосистему

Техногенное воздействие добывающих предприятий на окружающую среду коренным образом отличается от других промышленных объектов тем, что затрагивает литосферу, гидросферу, атмосферу и биосферу .

Воздействие на три последние сферы всегда возникает в результате техногенного изменения литосферы при извлечении полезного ископаемого, геологическая же предопределенность расположения добывающего предприятия приводит к тому, что в зоне этого воздействия может оказаться любая из существующих на Земле экосистем. При такой постановке общая проблема экологической безопасности при освоении недр может быть расчленена на несколько самостоятельных частей, детерминированных через единство конечной цели, а глобальное противоречие между техно- и биосферой преодолевается путем превращения его в ряд локальных противоречий, разрешаемых на основе различных методологических подходов.

Как показал анализ наиболее распространенных систем оценки уровня техногенного изменения биоты, различие между технократической и биотической позицией здесь заключается в том, что в первом случае понятие общего воздействия формируется путем соединения различных детально дифференцированных техногенных факторов, а во втором -- по такому же принципу формируется понятие биоты. Другой же элемент рассматриваемой системы «воздействие -- экосистема» в обоих случаях априори принимается интегральным.

Внутренняя противоречивость такого подхода заключается в неодинаковости принципов формирования критериев, оценивающих состояние одинаково сложных взаимодействующих объектов .

Как следует из логической схемы развития любых техногенных процессов, приведенной на рис. 3, применение любой геотехнологии сопровождается появлением каких-либо техногенных факторов (поллютантов). Распространяясь в транзитной среде, они образуют зону техногенного поражения, в границах которой экосистема испытывает техногенную нагрузку. В результате ее появления меняются значения тех или иных жизнеобеспечивающих факторов для объектов биоты, что и приводит к ее последующему нарушению (деградации).


Рисунок 3 - Логическая схема формирования техногенных нагрузок на экосистемы

На экономику. В первую очередь - это блок силовых министерств (Минобороны, Министерство внутренних дел, Федеральная пограничная служба, Федеральная служба контрразведки, а также Госкомитет по чрезвычайным ситуациям). Функции данных организационных структур обусловлены конституционными требованиями, а объект регулирования напрямую не связан с экономическими отношениями (за исключением труда военных строителей на гражданских объектах и заключенных в системе МВД). Эти отрасли имеют изначально бюджетную природу финансирования. Их функции стабильны, а механизм управления достаточно консервативен.  

Эффективность функционирования системы управления качеством изначально представлена её структурой, то есть составом и схемой взаимодействия составляющих её элементов. Мера её сложности должна соответствовать сложности объекта управления , то есть она должна быть способна вырабатывать оптимальные управляющие воздействия на все факторы, прямо или косвенно влияющие на качество продукции . Она должна быть адаптирована к возможным изменениям требований к качеству, метода его изменения и контроля, технического и организационного обеспечения восприимчива к новым теориям менеджмента.  

Процесс уничтожения разнообразия - есть процесс информационный , основанный на получении и переработке информации, выработке управляющих воздействий , осуществляемый с помощью каналов прямой и обратной связи.  

Как известно из истории цивилизации, социальные системы , ограниченные жесткими линейными коммуникациями, были обречены на постепенную гибель. Традиционный, господствующий до сих пор подход к управлению природными и социальными процессами был основан на упрощенном представлении о функционировании систем природы и общества. Согласно этому представлению результат внешнего управляющего воздействия есть прямо пропорциональное следствие прилагаемых усилий. Чем больше вкладываешь энергии и усилий, тем выше (результат).  

В некоторых случаях наиболее эффективной возможностью избежания негативных последствий или снижения уровня риска инновационной деятельности являются прямые управленческие воздействия на возможные управляемые факторы риска. Такие, как  

В подавляющем большинстве случаев частные подходы страдают существенной односторонностью, что недопустимо. Так, нередко, проблематику риск-менеджмента сводят лишь к уровню стабилизации финансового состояния. Несомненно, достижение такой частной цели является успехом. Но в подавляющем большинстве случаев финансовое состояние лишь указывает на наличие проблемы, но не демонстрирует глубоких причин реализовавшихся рисков. Таким образом, проблема борьбы с болезнью фактически заменяется на борьбу с симптомами. Очевидно, что существует достаточно широкий набор управленческих мероприятий, которые при их квалифицированном применении могут обеспечить необходимый эффект в отношении управления симптомом. Но причины негативных процессов при этом радикально не затрагиваются. Это означает, что после снятия соответствующего управляющего воздействия не будет причин, препятствующих, новому проявлению проблемы. Причем предприятие - настолько сложный организм, что новое обострение может сопровождаться иными проявлениями, непохожими на предыдущие. Будут вновь изобретены новые инструменты для борьбы с ними, но в конечном итоге собственно причина не будет обнаружена (а значит, квалифицированно устранена). Вполне возможно, что прямая идентификация причины реализации рисков и осуществление мероприятий по их устранению потребует гораздо меньше затрат ресурсов предприятия по сравнению с вялотекущей борьбой с его последствиями. Подобное радикальное лечение будет способствовать лучшему сохранению потенциала предприятия и более квалифицированной адаптации к новым, изменившимся условиям существования.  

I то могут быть прямые указания и контроль за их выполнением четкое построение аппарата управления и определение обязанностей каждого работника правильное использование механизма заинтересованности, финансирования и кредитования в целях соединения интересов государства , предприятия и отдельного исполнителя. Все методы основаны на использовании экономических законов социализма, но различаются в зависимости от содержания и способа воздействия на управляемый объект.  

Организационные и административно-правовые методы управления, в отличие от экономических, носят не рекомендательный, а обязательный, директивный характер . Эти методы выражаются в прямом воздействии на управляемый объект и предполагают, как правило, однозначное решение соответствующей хозяйственной ситуации , имеющее обязательную силу для исполнителя.  

В организации эти методы служат средством прямого воздействия на процесс производства и труд работников, что позволяет координировать выполнение ими отдельных функций или решение общей задачи. Это создает благоприятные условия для существования и развития управляемой системы , оказывает целенаправленное воздействие на объект управления . К характерным особенностям прямого воздействия относится непосредственная связь руководителя и подчиненного. Однако в целом прямые воздействия в конечном счете ведут к усилению пассивности подчиненных, а иногда и к скрытому неповиновению. Поэтому наиболее эффективны косвенные методы воздействия, которые осуществляются посредством постановки задачи и создания стимулирующих условий.  

управленческих решений . Все управленческие решения в области формирования и реализации инвестиций теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на конечные результаты финансовой деятельности в целом. Поэтому управление инвестициями должно рассматриваться как комплексная функциональная управляющая система управленческих решений , каждое из которых вносит свой вклад в общую результативность деятельности предприятия.  

Мы завершаем нашу графическую картину денежного рынка изображением трех потенциальных кривых денежного предложения Sal, Sm2 и з- Во всех трех случаях кривая денежного предложения имеет вид вертикальной прямой, указывающей некое фиксированное количество денег, определяемое Советом управляющих ФРС. Поскольку процентная ставка устанавливается под воздействием кредитно-денежной политики (а значит, денежного предложения), расположение кривой денежного предложения не зависит от нее.  

Организационно-распорядительные методы управления - в основе их прямое воздействие на управляемый объект. Носят директивный, обязательный характер. Основаны на таких отношениях управления , как дисциплина, ответственность, власть, принуждение.  

Имея в виду прямое воздействие на объект управления , что свойственно административным методам , можно представить управление производством как систему решений, действий, сообщений (информации), обеспечивающих целенаправленность, слаженность, экономичность (эффективность) работы управляемого объекта.  

Комплексный характер формирования управленческих решений . Все управленческие решения в области формирования, распределения и использования финансовых ресурсов и организации денежного оборота предприятия теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на результаты его финансовой деятельности . В ряде случаев это воздействие может носить противоречивый характер. Так, например, осуществление высокодоходных финансовых инвестиций может вызвать дефицит в финансировании производственной деятельности и как следствие - существенно уменьшить размер операционной прибыли (т.е. снизить потенциал формирования собственных финансовых ресурсов). Поэтому финансовый менеджмент должен рассматриваться как комплексная управляющая система , обеспечивающая разработку взаимозависимых управленческих решений , каждое из которых вносит свой вклад в общую результативность финансовой деятельности предприятия.  

УПРАВЛЕНИЯ - способы воздействия на экономические процессы и явления через интересы работников, трудовых коллективов с целью достижения необходимых обществу результатов. В отличие от административных методов управления , оказывающих с помощью директивных заданий и других способов прямое воздействие на управляемые объекты, Э. м. у. не ограничивают самостоятельности и инициативы последних, способствуют более полному сочетанию интересов государства , предприятия и каждого работника. К Э. м. у. относятся хозяйственный расчет , нормативы экономические, цены с системой надбавок и скидок к ним, фонды экономического стимулирования , премии (см. Премирование), амортизационные отчисления , кредит, капитальные вложения , штрафы и другие санкции и т. д. (см. также Экономические рычаги и стимулы). Повышение роли Э. м. у. является важнейшим направлением формиро-  

Другими стратегическими направлениями (целями) могут быть развертывание новых проектов, внедрение новых видов продукции, принятие определенных темпов роста (достигнутые, более быстрые, более медленные, чем в данной отрасли), достижение или сохранение лидерства в области себестоимости и престижа торговой марки , материализация конкурентного преимущества , концентрация усилий на определенной части текущих операций, нахождение специфического сегмента или товарной ниши на рынке, возвращение позиций, сданных ранее конкурентам, и т.д. Все это управляющий по сбыту должен принимать во внимание и учитывать при рассмотрении с точки зрения управления сбытом , возможных общих стратегий компании и их прямого и косвенного воздействия на динамику сбыта, который обеспечивает их практическое воплощение.  

Характерные особенности организационно-распорядительных методов управления прямое воздействие на управляемый объект, обязательный характер выполнения указаний, распоряжений, приказов и других административных решений вышестоящих органов для подчиненных (управляемых) объектов, строго определенная ответственность подчиненных за невыполнение указаний, распоряжений.  

Степень регламентации воздействий зависит от масштабов управляемого объекта, а также от квалификации и компетентности исполнителей, их способности к самостоятельной работе . Во всех случаях руководитель должен тщательно продумать, какой способ воздействия наиболее приемлем в той или иной ситуации. Руководитель производственного подразделения (участка, цеха и др.) прежде всего учитывает объект и цель воздействия. Объектом может быть один работник или группа (коллектив), соответственно цель может заключаться в определении и обеспечении выполнения индивидуального или группового (коллективного) задания. В первом случае в зависимости от взаимоотношений с подчиненными, с учетом их квалификации, степени дисциплинированности и сознательности руководитель выбирает способы общения с ними и контроля за их работой - от прямого указания (в документальной или устной форме) до рекомендации, совета, предоставляя работнику самостоятельность в работе и возможность самоконтроля. Во втором случае руководитель составляет план работы коллектива с установлением соответствующих полномочий, ответственности и прав.  

Например, взаимодействие государства и рыночной системы обеспечивается потоками прямых и обратных информационных связей . Этот контур взаимодействия обеспечивает функционирование социально-экономической системы и поэтому может быть определен как функциональный. Обратные связи второго порядка образуют второй контур взаимодействия - динамический, который обеспечивает саморазвитие всей системы. При этом необходимо уточнить следующее. Управление зачастую понимается как феномен, противоположный самоорганизации, под которой, в свою очередь, понимается то, что происходит само по себе, без управляющего воздействия . С позиций синергетического взгляда на мир механизм управления является важнейшей компонентой процесса самоорганизации, и наоборот5. Между управлением и самоорганизацией существует дополнительный механизм диалектического взаимодействия. Мы перечислили только некоторые общие принципы организационных систем, которые дают представление о необходимости их учета в процессе практической и исследовательской деятельности различных типов организационных систем.  

СМИ обладают возможностью менять пропорции реального события, делая из него либо более мощное, либо более слабое. В качестве примера можно привести высказывание Гая Ханова, президента агентства "Publi ity PR"1 "[B]o время одной из предвыборных кампаний мы почти искусственно раздули шумиху вокруг одной ситуации с отсутствием горячей воды и отопления. Ситуация эта была на самом деле, мы ничего не придумали. Но мы организовали об этом массу публикаций во всех местных СМИ, заставили кандидата отказаться от предвыборной агитации до тех пор, пока проблема не будет решена. Он надел каску, резиновые сапоги, сам встал за пульт коммутатора, отвечал на прямые звонки с "места событий". Таким образом, ситуация была решена в максимально короткий срок, и за несколько дней до выборов рейтинг кандидата повысился, по нашим подсчетам, примерно на двадцать пунктов". Вот пример

Прямое воздействие.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Прямое воздействие.
Рубрика (тематическая категория) Образование

Часть.

План.

Тема.

Лекция К.Ф. №3.

Етап 5. Формування резервів під кредитні ризики

Банк на звітну дату розраховує розмір резерву за кредитом на індивідуальній основі як суму перевищення балансової вартості кредиту (без урахування суми раніше сформованого резерву) над теперішньою вартістю попередньо оцінених майбутніх грошових потоків за цим кредитом за такою формулою:

Рінд = БВк - ТВк,

де Рінд - сума резерву за кредитом;

БВк - балансова вартість кредиту, визначена банком відповідно до нормативно-правових актів НБУ з бухгалтерського обліку, без урахування суми раніше сформованого резерву;

ТВк - теперішня вартість попередньо оцінених майбутніх грошових потоків за кредитом, визначена банком відповідно до нормативно-правових актів НБУ з бухгалтерського обліку. Під час визначення теперішньої вартості майбутніх грошових потоків за кредитом їх попередня оцінка здійснюється з урахуванням показника безризиковості активу та коефіцієнта ліквідності забезпечення.

ʼʼФармакодинамика лекарственных средствʼʼ.

1.Фармакодинамика Л.С. Понятие.

2.Механизмы действия Л.С.

3.Виды действия.

3.Избирательность действия Л.С.

4.Доза и дозовый режим.

2 часть .

1.Принципы дозирования;

2.Влияние индивидуальных особенностей организма;

3.Взаимодействие Л.С.

4.Качество жизни.

5.Приверженность к лечению.

Раздел К.Ф.,изучающий мех-мы действия Л.С. (сущность процессов взаимодействияЛ.С. с тканями,клетками,и субклет.рецепторами) и фармакологические эффекты(их особенности исходя из возраста͵пола,характера и течения заболевания,сопутствующей патологии).

Другими словами,Ф.Д .-это взаимодействие Л.С. с живым организмом .

По этой причине,выбор Л.С. для лечения конкретного заболевания и конкретного больного основан не только на знании механизма действия,но и на знании особенностей фармакологических эффектов Л.С. при патологических состояниях, свойственных различным возрастным группам больных.

Мех-зм действия Л.С.:

большинство Л.С. в организме действуют,изменяя физиологические системы организма.

Под влиянием л.с. изменяется течение процессов: торможения,возбуждения,что приводит-к угнетению или усилению патологических,явившихся причиной заболевания;

нормализуются нарушенные функции и идёт регресс симптомов.

Следующие механизмы действия л.с.-различают :

1.На специфические рецепторы;

2.Влияние на активность ферментов;

3.Физико-химическое действие на мембраны;

4.Прямое,цитохимическое действие.

Рассмотрим,каждый из этих видов:

1.На рецепторы :

Рецепторы -это нервные окончания, обладающие избирательной чувствительностью к определённым химическим соединœениям.

Учитывая зависимость отдействия на рецепторы разделяют:

агонисты и антагонисты.

Агонисты: это в-ва,возбуждающие или повышающие функциональную активность.

Антагонисты:

в-ва,блокирующие или препятствующие действию специфич.агонистов.

Вещества бывают и теми,и другими(в одной упаковке).Тогда результат действия будет зависить от исходной физиологическ.,функциональных

активности рецепторов. Количество рецепторов-неодинаково на поверхности тела.и зависит: от возраста͵ от заб-ния,и от повреждения

клеток,а также и от применения самих Л.С.

2 .На активность ферментов:

Л.С. угнетают или усиливают активность внутриклеточных или внеклеточных ферментов.

Действие многих л.с. связано с воздействием на фермент: аденилатциклазы или фосфодиэстеразы(регулирующий циклический аденозинмонофосфат

3.На мембраны клеток:

действие состоит в изменении трансмембранного электрического потенциала,в рез-те влияния л.с. на транспорт ионов через мембрану клеток.

Так действуют:

Антиаритмические ср-ва;

Ср-ва для наркоза и местные анестетики;

Противосудорожные ср-ва;

Изменяется проведение нервных импульсов через синапсы; подавляется электрическая активность клеток. Это характерно для клеток -нервно-мышечной системы.

Избирательное взаимодействие с внутриклеточными молекулами или структурами – приводит к нарушению жизнедеятельности клеток.

Так, к примеру: действие антибиотиков или противоопухолевых препаратов;

или противовирусных средств;

Избирательность действия Л.С.=СЕЛЕКТИВНОСТЬ!-это способность оказывать определённый(желаемый) эффект и не оказывать побочный,нежелаемый эффект.

Нет л.с.,оказываемых только желаемый эффект.,ᴛ.ᴇ. действующих только-избирательно!на рецептор!

Чем выше-избирательность препарата͵тем –выше-эффективность препарата!

Л.С. с низкой избирательной активностью действуют на многие ткани,органы и системы организма,вызывая массу побочных действий.

К примеру,морфин

Прекрасно обезболивающий препарат,но вызывает рвоту,запор,бронхоспазм,седативное действие,угнетает дыхание;

др.пример: противоопухолевый препарат:подавляет рост опух.клеток,но вызывает подавляющее действие на костную ткань, к\мозг; слиз-ю кишечника и т.д.

Избирательность зависит от дозы препарата: чем больше доза,тем избир-ть ниже!

к примеру:

ацикловир,в терапевтич.дозе-нетоксичен,а в дозе-выше-супер токсичен!

в-адреноблокаторы-на миокард (в терапевтич.дозе,а в высокой дозе-вызовут бронхоспазм,резкий!или вазоконстрикцию бронхов!

Прямое воздействие. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Прямое воздействие." 2017, 2018.