Классный час

Классный час "значение твоего имени". Классный час на тему: "Имена и люди"

– познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;

– вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён друзей и близких;

– помочь осознать высокий нравственный смысл имени;

– развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность.

Оборудование: плакат “Что в имени моем?”, рисунок тематический, магнитофон, фонограммы песен, частушек.

1 ведущий:

Отгадайте загадку: “Принадлежит тебе, а пользуются другие”

Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении. Сегодня – праздник наших имен.

2 ведущий:

Ребята, как вы думаете, что обозначают эти слова: КИМ, ОКТЯБРИНА, ВЛАДЛЕН… (слова записаны крупно на карточках и помещены на доске)

После революции 1917 года люди хотели в именах своих детей отразить эпоху, поэтому в 20-х и 30-х годах появилось много новых имен. Ким (сокращение: Коммунистический Интернационал Молодежи), Октябрина, Владлен (Владимир Ленин). Но не все имена были удачными. Многие не выдержали испытания временем. Самые редкие и неблагозвучные: Лагшмивар (Лагерь Шмидта в Арктике), Цас (Центральный аптечный склад), Персострат (Первый советский стратостат), Даздраперма (Да, здравствует Первое Мая), Электрик.

Но были и такие имена (продолжает 3 ведущий)

3 ведущий:

Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка). Давались имена связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

Известный советский археолог Арциковский сообщил, что в древнем Новгороде жила семья волховских рыбаков. Отец носил фамилию Линев (от рыбы линь). У Линева было 4 сына. Он оказался человеком не без юмора и назвал всех сыновей “по-рыбьи”: Сом Линев, Ерш Линев, Окунь Линев и Судак Линев.

1 ведущий:

С тех пор прошло много времени, и сейчас имена у людей более современные.

  • Ребята, а вы знаете сколько в нашем классе разных имен?
  • Как вы относитесь к своему имени?
  • Кому оно нравится? Кому не нравится?
  • Может, кто из вас знает, как выбирали родители вам имя? В честь кого вас назвали?

– Очень многие из распространенных в нашей стране имен пришли из других языков, поэтому почти каждое имя имеет свое первоначальное значение. Давайте послушаем рассказы одноклассников, что они узнали о своем имени и заполним на доске Краткий словарик толкования имен.

Рассказывает 1 группа учащихся о своих именах. (Ребятам было дано поисковое задание: узнать всё о своём имени: происхождение имени, значение, особенности, роль имени в истории и т.д.)

По мере выступления детей на доске заполняется таблица

Краткий словарик толкования имён

(Эта таблица продолжается по мере выступления учащихся класса)

Учитель: А теперь предлагаю разгадать ребусы.

  • На какие две группы можно разделить имена-отгадки? А все ваши имена? (на женские и мужские).

Класс делится на 2 группы по именам (женским и мужским) и проводится именная викторина “Кого как зовут?”

  • Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка)
  • Назовите имя и фамилию поэта, определившего цвет носа у Мороза? (Николай Некрасов)
  • Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан)
  • Как еще можно назвать бегемота? (Гиппопотам)
  • Как называл своего друга англичанин, проживший на необитаемом острове 28 лет 2 месяца и 19 дней? (Пятница)
  • Имя Маугли в голливудском варианте. (Тарзан)
  • Как звали мальчика, который однажды вечером, сидя на лавочке, “качал ногой”, когда ему и его друзьям “делать было нечего”? (Николай)
  • Как зовут ребенка, у которого папа осел, а мама кобыла? (Мулл)
  • Как звали капитана, дети которого отправились на его поиски по всему свету? (Грант)
  • Имя и фамилия артиста, герой которого “поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся – гипс” (Юрий Никулин)
  • Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро)
  • Подведение итогов:

    Учитель: В нашем классе есть еще необычные имена:

    Две Анастасии;
    Две Екатерины;
    Два Дмитрия;
    Две Ксении;
    Александр и Александра;
    Две Татьяны.

    (Дети рассказывают о происхождении своего имени)

    • А как называются одинаковые имена? (Тезки)

    Конкурс “Аукцион знаменитых тезок”

    • Вспомним знаменитых Александров (Александр Пушкин, Македонский, Невский, Радищев, Грибоедов, Блок, Грин, Дюма, Фадеев, Твардовский, Галич, Розенбаум, Малинин, Буйнов).
    • Назовите знаменитых Валентинов и Валентин (Валентин Серов (художник; показать его картину “Стригуны на водопое”) Катаев (писатель; показать его книгу), Толкунова (певица), Легкоступова (эстрадная певица), Терешкова (летчик – космонавт; показать портрет).

    Награждение победителей аукциона.

    2 ведущий:

    А что за события обозначают эти даты:

    • 25 января
    • (Татьянин день, День студентов).
    • 14 февраля
    • (День Святого Валентина, День всех влюбленных).

    (Рассказ подготовленного учащегося о дне Святого Валентина.)

    Скажите, чем необычно имя Валя? (Им можно назвать и мальчика и девочку)

    Назовите еще такие редкие подобные имена, которые можно одновременно давать и девочкам и мальчикам (Женя, Саша, Валера).

    Вопрос-шутка “Про Женю”.

    Прочитайте следующее предложение и сообразите: Женя – мальчик или девочка?

    “Женя в воде в очках”.

    Женя – девочка (ЖеняввоДЕВОЧКАх.).

    Блиц турнир

    Продолжаем отгадывать загадки-шутки “Имена девочек и мальчиков”, ответы дети записывают на листочках и выявляют победителя.

    В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.

    1.Кто принёс куклу из магазина?

    Ответ: Зина (магаЗИНА).

    2.Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?

    3.Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?

    4.Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?

    5.Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?

    6.Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?

    7.Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?

    8.Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?.

    9.Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?

    10.Кто, заметив жука, спрятался под диван?

    (Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Яша, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван)

    Проверка ответов и выявление победителя.

    Учитель: В нашем классе есть редкие имена:

    Евгения – благородная;
    Кристина – христианка;
    Руслан – лев;
    Элеонора – сострадание, милосердие. .

    Учащиеся рассказывают о своих именах, заполняя словарик на доске.

    Проводим музыкальный конкурс “Угадай мелодию”

    Звучат фонограммы песен, детям нужно назвать эту песню с именем и продолжить ее, если знают.

    1. “Стюардесса по имени Жанна”.
    2. “Я люблю тебя, Дима”.
    3. “Тома, Тома”.
    4. “Ой, Серега, Серега”.
    5. “Катя, Катерина”.
    6. “Антошка”.
    7. “Я люблю тебя, Марина”.

    Награждение победителей.

    Учитель: Психологами доказано, что правильно выбранное имя благоприятно воздействует на психику человека, так как его в течение одних суток называют этим именем много раз.

    • Чем же руководствуются взрослые, выбирая имя своему ребенку?
    1. Подсознательное восприятие слова через ритмику, пластику, мелодичность.
    2. Распространенность имени.
    3. Ассоциации, связанные с именем.
    4. Образы, вошедшие в историю и культуру обладателей данного имени.
    • Ребята, скажите, как вам нравится, чтобы вас называли? (По имени, ласково, не давая прозвищ).

    Имена давно вошли в наш быт, литературу, устное народное творчество. Существует много скороговорок с именами и частушек.

    Конкурс скороговорщиков

    1. Осип осип, Архип охрип.
    2. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
    3. Кирилл Кире подарил рыбку,

    4. Кира Кириллу подарила улыбку.
    5. У Клары и Валерки
      Вареники в тарелке.

    Показ домашнего задания

    Частушки про смешные истории из жизни девочек и мальчиков.

    Все: Ставьте ушки на макушки.
    Слушайте об именах
    Пропоем мы вам частушки
    Все воскликните вы: “Ах!”

    Мальчики:

    Почему сегодня Элла
    На уроке не шумела?
    Подошли мы к ней все близко,
    Зубы склеила ириска.
    В нашем классе никогда
    Не бывает жарко
    Вентилятор заменяет
    Нам вертушка Ларка.
    Разрешила наша Вера
    Поиграть нам с бультерьером.
    Всем, которые играли,
    Потом пальцы пришивали.

    Девочки: Почему перед едою
    Руки нужно с мылом мыть?
    А Андрюша отвечает:
    – Чтоб посуду не грязнить!

    Вова наш на переменке
    Проверял на прочность стенки.
    Так усердно он старался,
    Что весь в гипсе оказался.

    Степан к богу обратился:
    – Просьбу выполни мою,
    Сделай так, чтобы в диктантах,
    “Чу” писалось через “ю”!

    Был наш Петя сорванцом,
    А теперь он стал певцом.
    -Лучше уж частушки петь,
    Чем от критики краснеть.

    Все: Мы – певцы и музыканты,
    Выступать нам нравиться!
    Мы – народные таланты
    Город нами славится!

    Учитель : Ребята, а зачем в частушках критикуют людей? (Чтобы искоренить, изжить плохие поступки)

    – Ребята, а чье имя самое лучшее, самое красивое?

    Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя”

    Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья.

    Литература

    1. Зима Д.и Н.Тайна имени. – М. 2002.
    2. Ромашова Е.И. День рождения в семье и в школе.– М. 1999.
    3. Сухин И.Г. Занимательные материалы. Вако М. 2004.
    4. Чудеса, рекорды, достижения. Диво,93.-М.Русская книга. 1993.

    Классный час «Наши имена»

    Цель: углубить знания детей об именах; познакомить учащихся с историческими этапами появления имён, со значением их собственных имён, с чертами характера, связанными с именами; развивать внимание, память, логическое мышление, творческие способности; способствовать сплочению ребят. Оборудование : презентация; распечатки таблицы; ребусы; детские сочинения.

    Ход классного часа:

    1.Вступительное слово

    (2 слайд)

    Сейчас я загадаю вам загадку, угадайте её и поймёте о чём сегодня мы с вами будем говорить.

    Нас не было – оно было
    Нас не будет – оно будет.
    Никто ни у кого его не видел
    А у каждого оно есть.

    (Если учащиеся не могут отгадать загадку, то учитель задаёт наводящие вопросы:

    Что принадлежит тебе, но чаще всего им пользуются другие?

    Чем один человек отличается от другого на примере нашего класса?

    Внимательно посмотрите друг на друга и скажите: «Чем вы отличаетесь друг от друга?»)

    (3 слайд)
    Ну конечно же это-имя. У каждого человека есть имя. Оно дано ему при рождении, и он носит его всю жизнь. Мы живём в мире имён. Сегодня мы попробуем открыть некоторые тайны имен. Итак, начинаем!

    2. Из истории имён.

    Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.
    Имя – это и судьба, и характер, и помощник на добрые слова, и защитник небесный. Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени.

    (4слайд)

    В далёком прошлом люди перебирали самые простые слова своего языка, вслушивались в их звучание, вдумывались в их смысл, и то, которое покажется наиболее благозвучным и важным, точным, наиболее подходящим, делали именем своего ребёнка. Каждое слово, в том числе и имя, расценивалось как заклинание, обладающее опасной, таинственной силой. Наши предки верили, что имя может быть могучим талисманом, определяющим в чём-то судьбу человека.

    (5 слайд)

    В древности человек мог иметь два имени: одно давалось при рождении, другое – по достижению совершеннолетия. Первое имя он получал ещё младенцем. Так, горластый мальчик, не дававший своим криком спать по ночам, мог быть назван Будилкой, а крикливая девочка – Плаксой. Второе (взрослое) имя человек получал за какие-то заслуги. Храбрый и умелый воин звался Ратибором (борющим рать), опытный предводитель, приносящий своему племени победу над врагом – Станиславом (постоянно славный), неутомимый в пути становился Дорогой.

    (6 слайд)

    Были в древности имена: Волк, Медведь, Орёл, Лиса. Люди стремились быть похожими на то или иное животное, хотели перенять у зверя или птицы силу, выносливость, быстроту. Одни имена были похожи на прозвища: Хромой, Лапоть, Воропай, другие отражали отношения к родившемуся ребёнку: Ждан, Неждан, или порядок их рождения: Первуша, Третьяк, Одинец. Считалось, что некоторые имена могли отвести от детей беды и болезни, например: Горе, Захворай.

    (7 слайд) Задание. Внимательно послушайте и запомните древние славянские имена: Любим, Несмеяна, Кудряш, Волк, Добрыня, Ждан, Нечай, Метелица, Друган. Попробуйте объяснить значение имен.

    Кто-то может не поверить, что были такие имена, что это клички, прозвища. Но это действительно имена наших предков.

    ( Cлайд 8. Картина Васнецова "Крещение Руси")

    Был и другой период в истории русских имен, когда их выбирали по церковным календарям. В конце X века под руководством киевского князя Владимира произошло «Крещение Руси». Обряд “крещения” состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку и заставляли трижды споласкивать своё тело водой. Стоявшие в это время на берегу христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так Жданы и Храбры, Волки и Лебеди, Прекрасны и Несмеяны становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями. Имена были заимствованы из языков многих восточных и европейских народов. Регистрация новорождённых детей проводилась только церковью, а имена давались по святцам, в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых почитаемых Русской Православной Церковью. Человек, получивший имя святого, обретал не только его покровительство, но и благодатную близость к нему. Даже в наши дни многие родители дают имена детям в честь святого- чаще всего того, чья память отмечается в этот день. День памяти святого называли именинами или днём ангела. (слайд 9)

    Большинство самых обычных наших имён, к которым мы привыкли и считаем своими, русскими, на самом деле являются иностранными. В нашем классе есть греческие, латинские, еврейские и персидские имена.

    3.Что же означают наши имена? (10 слайд) Сообщения учащихся по плану:
      Меня зовут… Моё имя означает… Меня так назвали… Кого ещё звали таким именем .

    Задание. Когда дети маленькие их часто называют сокращенными именами, а вырастают – полными. Давайте поиграем: я вам говорю полное имя, а вы сокращенное и наоборот:

    Василий, Митя, Николай, Оля, Петя, Зина, Виктор, Вова, Татьяна, Лена, Ирина, Ваня, Андрей, Евгений.

    Давайте проверим у кого из вас могут быть полные имена, а у кого сокращённые.(Полные- Кристина, Диана; Сокращённые Дарья-Даша, Полина- Поля, Мария- Маша, Екатерина- Катя).

    В нашем классе у всех девочек очень красивые имена. Но есть такие, у которых даже одинаковые отчества. А теперь попробуйте называть этих ребят, у которых одинаковые отчества?

      Немного статистики (Сообщение ученицы)

    (11 слайд)

    Кристина провела небольшое исследование. Она выяснила, какие имена носят девочки и мальчики нашей школы, сколько человек носит одно и то же имя, какие имена занимают по частоте употребления первое, второе, третье и т.д. места, есть ли среди имён редкие. Познакомимся с этой информацией.

      Давайте поиграем.

    Задание. Мини-викторина :

      Как звали человека, совершившего первый космический полёт? (Юрий Гагарин)

      Назовите цветы, в названии которых встречаются имена собственные. (Иван-да-Марья, Иван-чай, Роза, Лилия и т.д.)

      Как звали трёх медведей из сказки Л.Толстого «Три медведя»? (Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка)

      Кто убежал с бала, потеряв туфельку (Золушка)

      Как звали трёх богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

      Кому удалось поймать волшебную щуку? (Емеля)

      Герой русских народных сказок по прозвищу Дурачок? (Иванушка)

      Крыса, компаньонка Шапокляк. (Лариска).

      Друг Чебурашки. (Гена)

      Он вырос в волчьей стае. (Маугли)

    11. Кот, мечтавший жить со всеми дружно. (Леопольд)

    12. В чашечке тюльпана на зеленом листке сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего на 1 дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка).

    13. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: « я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня … (Снегурочка).

    14. Как зовут доброго доктора, который лечит зверей, птиц и насекомых в сказке К.И.Чуковского? (Айболит).

    15. Как зовут малышей-коротышек из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». (Незнайка, Знайка, Тюбик, Пулька…) А почему?

    А сейчас попробуйте определить самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов.

    (12 слайд)

    (Иван – русское, Вано – грузинское, Ван – китайское, Ян – польское, Аванес – армянское, Ганс – немецкое, Джованни – итальянское, Жан – французское, Жуан – испанское, Жоа – португальское, Джон – английское, Юхан – финское).

    В дореволюционной российской деревне каждый четвертый был Иваном. В переписи XVII века обычны семьи с одноименными братьями. Например, "Ивашко большой", "средний Ивашко", "третий Ивашко".

    У нас в классе нет одинаковых имён, но в нашей школе есть классы, в которых есть девочки и мальчики с одинаковыми именами. Например, однажды у меня был первый класс (сейчас это ученики 10 класса), в котором были три Насти, две Оли, три Саши. Как вы думаете, как я обращалась к этим ребятам? Можно добавить к имени фамилию, и сразу станет ясно, кто есть кто. А есть другой способ: не называть всех Настями или Сашами, а придумать разные формы имени.

    Давайте послушаем стихотворение « Восемь Тань»

    В нашем классе восемь Тань.

    Это прямо наказанье!

    Ведь у нас, куда ни глянь,

    Всюду Таня, Таня, Таня!

    Если скажут: «Таня, встань!»

    Встанут сразу восемь Тань.

    А ведь можно очень просто

    Разобраться в новичках:

    Эта-маленького роста,

    Та – высокая в очках.

    Таня–темныереснички,
    Таня – русые косички,

    Челка черная у той,

    У другой, как у лисички,

    Хвостик ярко-золотой;

    Есть румяная Танюшка,

    Как снегирь в лесу зимой,

    И, как звездочки, веснушки

    У последней, у восьмой.

    По фамилии в журнале

    Их сегодня вызывали,

    И фамилии подруг

    Услыхали все вокруг.

    Имена бывают женские, мужские, а бывают такие, которые подходят и тем, и другим. (13-14 слайды) Задание. Рассмотрите таблицу, найдите закономерность в расположении имен, назовите её. А теперь попробуйте её продолжить и внесите в неё имена: Володя, Саша, Валя, Даша .

    Лиза

    Ответ:

    Женское имя

    Современные имена такие разнообразные! Кроме полных имен, есть краткие, а есть уменьшительные, ласковые имена, которыми людей называют друзья и близкие. Попробуйте сосчитать сколько имён у подружки у Оли?

    Как бы друзья не запутаться тут
    Ольга зовут эту девочку в школе,
    Олечкой папа и мама зовут.
    Олюшкой тётя её называет,
    “Олька!” – кричит озорник во дворе.
    Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
    Сколько имён у подруги моей?

    Задание. Придумайте к своему имени разные формы, например, Лена, Елена, Ленок, Ленуся, Ленчик и так далее. Кто сможет составить больше всего форм своего имени? Как бы вы хотели, чтобы обращались к вам? (обсуждение)

    Ребята, а дома вас называют какими-нибудь ласковыми именами?

    (15 слайд)

    Задание. Кто это или что это?

    Василек – имя мальчика – цветок

    Сережка –

    Лев –

    Поля –

    Роман –

    На уроках русского языка вы проходили правило про наши имена. Давайте вспомним, какое?

    Таня, Ваня, Петя, Галя,

    Лена, Нина, Мила, Валя,

    Коля, Ира, Алексей,

    И Сережа, и Андрей.

    Никогда не забывайте –

    Имя буквой выделяйте.

    (16 слайд)

    Игра. Сейчас мы и проверим, внимательны вы или нет. Наше следующее задание «Где нужна большая буква?»

    Собирала (М/м)аргаритка (М/м)аргаритки на горе,

    Растеряла (М/м)аргаритка (М/м)аргаритки во дворе.

    Возвращаясь под вечер с (П/п)оля,

    Потерял а (С/с)ережку (П/п)оля.

    Ту (С/с)ережку нашел (С/с)ережка,

    Прибежал, постучал в окошко:

    Отыскалась твоя (С/с)ережка!

    На виду честного (Л/л)юда

    Трусит с горки ехать (Л/л)юда,

    А у (С/с)ани, а у (С/с)ани

    С горки (С/с)ани мчатся сами.

    (Я.Козловский)

    (17-29 слайды)

    Молодцы! А теперь вам предстоит очень сложное задание. Следующее задание называется - «Имена играют в прятки». В каждом предложении прячется имя. Постарайтесь найти эти имена.

    Образец: Наш ш еф им еет большое влияние. (Ефим.)

    Карточка 1: 1. Пе ле на футбольном матче забил великолепный гол. (Лена) 2. Мы наловили ведр о ля гушек. (Оля) 3. Сно ва ря дом мы идём, песню весело поём. (Варя) 4. А фон я нарисовал в картине голубым. (Афоня) 5. Мой па па вел осипедист. (Павел)

    Карточка 2: 1.Я готовился до ма к сим фонии. (Максим) 2. Бабушкины варе ники та кие вкусные. (Никита) 3. Только после смены снимет сталев ар тём ные очки. (Артём) 4. Сло н и на арене цирка мечтает о еде. (Нина) 5. Тру ден и с лишком опасен подъём на вершину горы. (Денис)

    (30-54 слайды)

    Последнее задание, которое вам надо выполнить- это разгадать ребусы.

    (55 слайд)

      Подведение итогов.

    Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.

    Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

    Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.

    С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.

    Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.

    Тема: «Наши имена»

    Познакомить учащихся с историей появления имен на земле;
    Воспитывать интерес к истории своего имени, позитивного отношения к своему имени и имени окружающих.

    Способствовать развитию познавательной активности, коммуникативных навыков.

    Ход классного часа

    Орг. момент.

    Добрый день. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Слайд 2

    Утром ранним кто-то странный
    Заглянул в мое окно,
    На ладони появилось
    Ярко рыжее пятно.
    Это солнце заглянуло,
    Будто руку протянуло,
    Тонкий лучик золотой.
    И как с первым лучшим другом,
    Поздоровалось со мной!

    Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы оно у всех сегодня было только хорошим на протяжении всего кл. часа.

    Собери пословицу и поговорку. (Работа в парах)

    Живут на свете имена,
    Большая сила им дана.

    Не имя красит человека,
    а человек имя.

    О чем пословицы?

    Отгадайте загадку.

    « И у мамы есть,

    И у папы есть,

    И у дочки есть,

    И у внучки есть,

    И у всех есть,

    Чтобы его узнать,

    Надо вслух назвать» (имя)

    Как вы думаете, о чем сегодня мы будем вести разговор?

    Тема классного часа: «Наши имена». Познакомимся с историей возникновения имен, узнаем, что означают ваши имена. Слайд 3

    Актуализация знаний.

    Когда человеку дается имя?

    Кто дает ему это имя? слайд 4

    Каждая семья должна

    Выбрать крохам имена.

    Среди сотен самых разных

    Удивительных, прекрасных.

    В каждом имени есть свет

    В каждом - солнышка привет.

    С милым, нежным малышом

    Свет любви приходит в дом.

    Саши, Игорьки, Иваны,

    Ксюши, Кати и Татьяны

    Взрослым дарят море света

    Этим светом все согрето.

    Слайд Семейный кодекс Статья 58 . Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Слайд 5

    Что такое имя? (ответы детей)

    Имя - это слово, которое дается человеку при рождении.

    Зачем человеку дается имя? (Имена даются для того, чтобы мы могли различать людей друг от друга. Как бы мы стали обращаться друг к другу, не зная имени)

    Задание. Распределить имена для девочек и мальчиков. Работа в группах.

    Володя, Саша, Валя, Даша, Женя, Сережа, Ирина, Андрей, Лиза.

    Какие бывают имена?

    Были ли у вас затруднения при выполнении работы?

    Кому вы дали имена Саша, Валя, Женя?

    Некоторые имена могут носить как девочки, так и мальчики.

    Как давно появились имена?- задают себе этот вопрос люди.

    Имена появились настолько давно, что нельзя с точностью назвать времени их появления. Считается, что они существовали уже с тех времен, когда люди научились говорить.

    История возникновения имен на Руси. Слайд 6.

    Древние славяне называли своих детей простыми, понятными именами. Человек тогда мог иметь два имени: одно давалось при рождении, другое - по достижению совершеннолетия.

    Существовала такая традиция: новорожденному родители давали имя, которое было настоящим, - его знали родители и особо близкие люди. Оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И называли его другим незвучным, отталкивающим именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. Тем самым, надеялись защитить его от злых духов, нечисти, сглаза, смерти.

    По черте человеческого характера: Добр, Умник, Храбр, Горд, Молчун, Плакса, Будилка

    По месту в семье: Первый, Второй, Третьяк, Меньшак, Большак

    По профессии: Кожемяка, Селянин, Воин, Муковоз, Рыбак

    Знатные или княжеские имена: Братислав, Володимир,

    По времени и месту появления (Суббота, Зимой, Дорога)

    По явлениям природы (Метелица, Снегурочка)

    По внешности: Мал, Бел, Кудряш, Черныш, Крепыш

    Были даже самые необычные имена: Немил, Ненаш,

    Эти имена не значили, что человек имеет эти качества; они должны были обмануть злого духа, чтобы ребенок не заболел.

    По каким признакам детям давались имена?

    Б) Позднее вопрос об имени ребенка решался просто.

    Видео «Крещение младенца» слайд 7.

    Какой обряд вы посмотрели?

    Какие чувства вы испытали при просмотре видеоролика?

    Кто из вас крещен?

    А кто видел обряд крещения и присутствовал на нем?

    При обряде крещения церковнослужителем давалось ребенку имя.

    Имена давались по святцам, в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых почитаемых Русской Православной Церковью. Человек, получивший имя святого, обретал его покровительство.

    При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался всю жизнь.

    Духовное рождение считалось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, я день ангела, или именины, праздновался каждым, кому позволяло состояние.

    Кто давал ребенку имя?

    Как давались имена?

    Что надевали при крещении?

    Что еще празднует человек кроме дня рождения? (день ангела или именины)

    Господь в момент крещения дает каждому из нас двух ангелов. Слайд 8. Само слово «ангел» означает по-русски «вестник». Один из них - Ангел-хранитель (вестник). Он хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро. Ангелы заботятся, утешают, поучают людей, открывают будущее, удерживают от греха и наказывают грешников.

    Слайд 9. Учащиеся по картинкам составляют предложения об ангелах.

    И другой Ангел - святой покровитель, имя которого мы носим. У каждого из них есть в Церкви особый день празднования, который именуется днем памяти святого. Это и есть день Ангела или именины.

    Многие имена, которые мы считаем исконно русскими, на самом деле пришли к нам из других языков. И каждое имя что-то означает. Большая часть имён, своими корнями, уходят в Древнюю Грецию, есть имена латинские, а есть имена исконно русские, славянские.

    Имена «растут» вместе с человеком. Пока человек маленький, его зовут Митенькой, в школе Митя, в институте - Дмитрий, а после института - Дмитрий Платонович.

    Имена могут иметь сокращённую или полную форму.

    Игра « Не ошибись!».

    Я называю полное имя - вы произносите его сокращённый вариант, и наоборот:

    Василий - Вася

    Николай - Коля,

    Юра - Юрий,

    Виктор - Витя,

    Мария - Маша и т.д.

    5. Значение имен

    Имя - это волшебное зеркало, которое может нам рассказать о человеке. Раскроем смысл наших имен через их значение

    Дети выходят и рассказывают на тему: «Значение моего имени». Слайд 10.

    О детях, кто не подготовил сообщение о своем имени, учитель рассказывает сам о значении имени.

    Александр - защитник людей

    Илья - крепость господня

    Никита - победитель

    Павел - малый

    Чингиз — монг., великий, сильный

    Максим - величайший, значительный.

    Владислав - владеющий славой.

    Дарья - сильная, побеждающая.

    Виктория - победная

    Игровые моменты:

    Даже в литературных сказках и мультфильмах все герои имеют имена.

    Задание: Почему их так назвали?

    Золушка слайд 11.

    Лунтик слайд 12.

    Незнайка слайд 13.

    Айболит слайд 14

    «Ромашка»

    Как ласково называют вас ваши родные? (написать на лепестках)

    Н-р: Ксюша, Ксюшенька, Ксения, Ксюня….

    Итог.

    Какие бы имена мы не носили, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым.

    Мне хочется вам пожелать, чтобы ваше имя вам нравилось, пусть оно приносит только удачу

    Песня «Позови меня тихо по имени»

    Рефлексия. Слайд 15.

    Дополнительная информация.

    На протяжении нескольких последних лет самым популярным именем в России был Александр. Лидер в 2012 году не изменился. За ним идут Артем, Максим, Иван, Дмитрий.

    Даниил, Кирилл, Никита . Среди самых популярных имена Ярослав и Денис.

    Единственная тенденция в именовании детей, которая уже несколько лет остается неизменной для России — старые имена. Очень популярны такие имена как Богдан, Матвей, Тимофей, Захар, Глеб. Все больше родителей называют своих детей более редкими старыми именами - Аким, Нил, Лука.

    На протяжении нескольких последних лет самыми популярными именами в России являются Анастасия и Мария . Но в прошлом и в этом году в лидеры вышла - Софья (мудрая в переводе).

    В первую десятку традиционно входят также Алиса, Варвара, Дарья, Полина и Елизавета. Среди самых популярных также Анна и Ксения . Рядом с лидерами находятся Екатерина, Арина, Виктория.

    Единственная тенденция в именовании детей, которая уже несколько лет остается неизменной для России - старые имена. Причем именно русские имена, которых не так много - Вера, Надежда, Любовь. В этом году распространены имена западного происхождения Арина, Варвара, Ульяна, Василиса. Более редкие старые имена - Аксинья, Авдотья, Пелагея тоже обретают все большую популярность.

    Игровой час для младших школьников 8-10 лет

    Цель : расширять представления детей о разнообразии имен и их форм, истории возникновения древнерусских и современных имен; развивать внимание, память, фонематический слух, мышление.

    Оборудование: у учителя — модель (рисунок) солнышка.

    Учитель. Наверно, на земле не найдется ни одного человека, у которого не было бы имени. Случается, что и самого-то человека давно нет на свете, а имя его продолжает жить. Так, например, дошло до нас имя вождя крупнейшего восстания рабов в стране Италии, жившего более двух тысяч лет назад. Расшифруйте его.

    Ответ. СПАРТАК.

    Это имя носит известный артист, сыгравший Карлсона в детских телепередачах и спектаклях, Спартак Мишулин. Есть футбольная команда с таким названием. Все это говорит о том, что имя Спартака живет, о нем помнят.

    Основное предназначение имени — отличать одного человека от других людей. В древности считалось, что от выбора имени зависит вся будущая жизнь человека. Вот почему, подбирая имя младенцу, близкие ему люди старались дать такое имя, чтобы уберечь ребенка от возможных несчастий, а также наделить необходимыми ему качествами.

    Так, например, в Древней Руси имена-обереги — Гнилозуб, Опухлой, Ончутка (черт) — призваны были оберегать дитя от дурного глаза.

    Конечно, такие имена сейчас кажутся нам смешными, потому что они больше напоминают прозвища. А впрочем, в те далекие времена разницы между именем и прозвищем практически не было.

    У каждого имени своя история. Одни имена, например, отмечали особенности внешности. Прочтите некоторые из них, используя код.

    а) 1, 2, 4, 7, 10, 5.

    б) 6, 8, 9, 3, 5, 11, 5.

    в) 12, 7, 13, 9, 14, 10.

    Ответ: а) МИЛУША, б) ЧЕРНАВА, в) КУДРЯШ.

    Другие имена подчеркивали особенности характера малыша. Сейчас я произнесу эти имена по звукам, а вы назовите целиком.

    Ответ. ПИСКУН, ДОБРЫНЯ, НЕСМЕЯНА, ШУМИ- ЛО, НЕУПОКОЙ.

    Третьи имена показывали порядок появления ребенка в семье. Прочтите их, правильно подобрав «ключик».

    Ответ. ПЕРВОЙ, ВТОРУНЯ, ТРЕТЬЯК. Читаем справа налево.

    Были в Древней Руси Зимы, Вешняки, Субботы... Догадайтесь, на что указывали эти имена? (Время рождения). А также: Жданы, Любимы, Нечаи, Любавы (радость родителей). Даже были Коты, Волки, Гуси, Лебеди и Зайцы (схожесть с животными).

    Но более 1000 лет назад произошло важное событие в истории страны: крещение Руси. Известно, что до этого жители Руси были язычниками, то есть верили не в одного бога, а в разных богов. После крещения Руси стали верить в Иисуса Христа. Обряд крещения состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку и заставляли трижды споласкивать свое тело водой, чтобы смыть «скверну языческой веры» и старое «языческое» имя. Стоявшие в это время на берегу христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так Жданы и Храбры, Волки и Лебеди, Прекрасы и Несмеяны становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями. Таким образом вместе с христианством появились и новые имена, взятые из перечня святых, помещенного в церковном календаре. Большинство наших с вами, современных имен взяты из этого списка и имеют древнегреческое происхождение, либо взяты из латинского языка. Исконно славянских же имен осталось очень мало. Например, такие. Прочтите их, пользуясь стрелками.

    Ответ. 1. Людмила. 2. Светлана. 3. Владимир.

    У каждого из вас тоже есть имя, причем, очень красивое. Может быть, кто-то может рассказать, почему родители его так назвали?

    Отклики детей.

    Сейчас я прочту из словаря значения ваших имен и их происхождение. Постарайтесь запомнить.

    КРАТКИЙ СЛОВАРИК ИМЕН С УКАЗАНИЕМ ИХ ЗНАЧЕНИЙ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ

    Александр — греч.: защитник людей.

    Алексей — греч.: защитник..

    Андрей — греч.: мужественный.

    Антон — греч.: боец.

    Артем — греч.: здоровый.

    Борис — русск. и болг.: «бороться плюс слава».

    Василий — греч.: царственный.

    Валерий — лат.: сильный.

    Виталий — лат.: жизненный.

    Владимир — слав.: владеющий миром.

    Вячеслав — слав.: большая слава.

    Игорь — сканд.: молодой.

    Иван — евр.: божья благодать.

    Кирилл -греч.: повелитель, хозяин.

    Константин — лат.: постоянный, твердый.

    Максим — греч.: величайший.

    Михаил — евр.: как бог.

    Николай — греч.: победитель народов.

    Никита — греч.: победитель.

    Олег — сканд.: святой.

    Павел — лат.: малый, небольшой.

    Петр — греч.: камень, основание (веры).

    Сергей — лат.: высокий (в духовном смысле.)

    Федор — греч.: Божий дар.

    Александра — греч.: мужественная.

    Алла — греч.: другая, вторая, следующая.

    Анастасия — греч.: воскресшая.

    Анна — евр.: благодать.

    Валентина — лат.: сильная.

    Галина — греч.: тихая, спокойная.

    Екатерина — греч.: всегда чистая.

    Елена — греч.: солнечная, факел.

    Ирина — греч.: мирная.

    Ксения — греч.: иностранка, странница.

    Людмила — слав.: людям милая.

    Лариса — греч.: чайка.

    Маргарита — греч.: жемчужина.

    Марина — лат.: морская.

    Наталья — лат.: природная.

    Ольга — сканд.: святая.

    Светлана — слав.: светлая.

    Софья — греч.: мудрая.

    Татьяна — греч.: учредительница, устроительница.

    Тамара — евр.: пальма. Юлия — лат.: кудрявая.

    Сейчас имена у вас короткие: Таня, Дима, Надя, Витя, потому что вам всего 7—8 лет. Но вы подрастете — и имя ваше подрастет: Татьяна, Дмитрий, Надежда, Виктор. А когда станете совсем взрослыми, то к имени еще и отчество добавится: Татьяна Владимировна, Дмитрий Николаевич и т. д.

    Давайте потренируемся превращать краткое имя в полное. Послушайте стихотворение Г. Ла- донщикова.

    Алла клумбу поливает,

    Боря воду подает,

    Вера вишенку сажает,

    Галя песенку поет.

    Дима шарик надувает,

    Ева с ежиком играет,

    Женя лепит пирожки,

    Ира ходит с кратким.

    Коля строит дом с трубою,

    Леня чинит самосвал,

    Маша машет мне рукою,

    Надя чистит самовар.

    Сначала попробуйте угадать количество имен, прозвучавших в стихотворении. (12) Запишите имена, которые вы запомнили.

    Самостоятельная работа.

    Проверка.

    Коллективная работа.

    От полного или краткого имени можно образовать уменьшительное, ласковое имя. Конечно же, папы и мамы называют вас так: Натуся, Юляшка, Андрюша, Вовочка или Вовчик, Юрик, Олюшка и т. д. Давайте встанем в круг. Сейчас я буду ходить по кругу и вручать кому-либо из вас вот это солнышко. Тот, у кого окажется в руках солнышко, все согревающее своим теплом, должен будет ласково обратиться по имени к соседу слева и к соседу справа и сказать: «Привет,... Надюша, Сереженька, Галочка, Димуля и т. д.».

    Примечание . Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не услышит свое уменьшительное имя.

    Подведем итог . Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...»

    Тема: «Я и моё имя» (1 класс)

    Цель: дать знания о том, что у каждого человека есть свое имя, отличающее его от других людей, познакомить со значением их собственных имён.

    Задачи:

    1. обучить детей правильно и полно называть имена;

    2. развивать кругозор, внимание, любознательность;

    3. воспитывать уважение к своему имени и к именам других людей;

    4. развивать коммуникативные навыки.

    5. содействовать сплочению детей в классе.

    6. упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных форм собственных имён существительных.

    Оборудование: презентация, детские работы о своих именах, ноутбук,
    проектор, презентация.

    Ход мероприятия

    1.Орг. момент.

    Ребята, сегодня у нас гости, повернитесь к ним, найдите глазками кого - ни будь, улыбнитесь им. Теперь повернитесь к друг другу и пожелайте мысленно удачи, садитесь.

    Вспомним правила работы: не перебивать, а внимательно слушать друг друга. Каждый может высказать своё мнение.

    2. Мотивация к деятельности.

    Я решила посмотреть ваши работы, но не поняла где чей рисунок. Как вы думаете, почему? (Не указаны имена. Рисунки необходимо подписать.)

    Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего классного часа? («Я и моё имя»)

    Что узнаем? Чему научимся?

    А как вы думаете, что же такое имя? (имя - это то, что отличает нас от других, это название, наименование, особенное слово).

    Без имени можно обойтись?

    Почему людям дают имена? (Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого. Чтобы позвать кого-нибудь или обратиться к кому-нибудь…)

    Когда человеку дают имя? (при рождении)

    Кто дает имя? (родители, взрослые, родственники)

    Семь лет назад у ваших родителей родились детки – мальчики и девочки. Кто это? Это вы! Мамы и папы дали вам имена.

    Назовите свои имена.

    Они такие красивые.

    Игра «Имя».

    На столе у вас волшебные кармашки, достаньте содержимое и найдите свою букву, на которую начинается ваше имя.

    Подойдите к доске и прикрепите.

    Посмотрите, есть у нас имена на одинаковую букву? (Снежана, Слава)

    Но имя можно произносить по - разному. Сердито и ласково.

    Игра «Ласковые имена».

    (Вызывается ученик. Садится на стул.)

    Мы называем все возможные варианты имени. А участник выбирает лучшее.

    Ребята, по имени можно узнать о человеке по тому как к нему обратились?

    Например, к одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». Кто это «Андрюшенька» и «Анна Петровна»?

    - Правильно. Если ребенка позвали «Оля», а другого «Ваня». Что можно сказать про этих детей? (это мальчик и девочка.)

    По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой?

    Вы растете, а имена ваши растут? Жила девочка Маша, а выросла стали называть Мария.

    Попробуем назвать ваши имена полно (Кирилл, Снежана, Ульяна, Данил, Антон, Рома, Глеб, Вячеслав)

    Что заметили? (только одно имя поменялось, не все имена могут меняться?

    Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли?

    Вы только подумайте, остаться без имени! Как бы мы обращались друг к другу, если бы не имя. Вы иногда кричите друг другу: «Эй, иди сюда!». Это обидно и невежливо. Хорошо ли так звать человека? (нет).

    Физминутка.

    Работа в паре.

    Вспомним работу в парах: работать вместе, дружно. Пары покажите готовность.

    Игра «Найди и назови» (карточки)

    Найдите те карточки, которые начинаются на ту же букву, что и ваше имя.

    А теперь мы вспомним, что значат ваши имена. Кто знает?

    - Сегодня в зале тишина. Мы узнаем про имена.

    Презентация.

    Кирилл: Уважают все Кирилла,

    Потому что в нем есть сила,

    Любят все его вокруг,

    Он надежный, верный друг!

    Снежана: Белая, пушистая, как снежок лучистая!

    И потому средь нас-звезда!

    И будь такою ты всегда!

    Ульяна: А у нашей Улечки

    Славные кудряшки.

    Оттого, что имя

    У нее такое:

    Милое, кудрявое,

    Любимое, родное.

    Антон: Не зазнайка, не болтун,

    Он с друзьями рядом,

    Чувство юмора и ум

    У него что надо!

    Данил: Данилка - парень хоть куда,
    Красавец писаный и знатный,
    Он знает толк во всем всегда,
    В любой беседе он приятный.

    Рома: Рома наш - большой шутник,

    Непоседа, озорник.

    Всегда играет в мячик,

    Рома - славный мальчик!

    Слава: Мы желаем: пусть у Славы

    Будет больше всех нас славы,

    Славы доброй, настоящей,

    Никогда не проходящей

    Глеб: Глеб серьезный, очень важный,

    И послушный, и отважный.

    Встаньте ребята, давайте представим, что мы солнечные лучики, протянем наши лучики вперед и соединим их в центре круга. Попытаемся почувствовать себя теплым солнечным лучиком. Я надеюсь, что доброе имя, которое вы сегодня носите, поможет вам стать сильным, храбрым, красивым, умным, таким, каким вы хотите быть. И пусть почаще звучат ваши ласковые имена в вашей жизни.

    Вывод : Так о чем мы сегодня говорили с вами? Что узнали?

    (Что такое имя- это то, что отличает нас от других, это название, особенное слово).

    - Посмотрите на доску, мы все разные, а имя у нас одно - 1 б класс.

    Снежа, Снежечка, Снежинка, Снежаночка, Снежка, Снежок.

    Уля, Улечка, Ульяша, Ульяночка, Ульяшка, Уленька, Уся, Улюшка.

    Кириллушка, Кирюшка, Кириллик, Кирильчик. Кир, Киря, Кирюха,

    Кирюша, Кирюня, Кируся, Киряша.

    Антошка, Антончик, Антоша, Антошенька, Тоша, Тошик, Тоха.

    Славка, Славушка, Славкин, Славочка, Славуня, Славик.

    Ромочка, Ромушка, Ромчик, Ромашка, Ромуля, Ромик, Романчик, Романушка.

    Даня, Данька, Данил, Данила. Данечка, Данюша, Данюшка, Даниша, Дануся, Данилка, Данилка, Данчик.

    Глебонька, Глебчик, Глебушка, Глебик, Глебуня, Глебочек.

    Татьяна (греч.) – назначенная, поставленная