Способы повторения мантры
Есть три основных пути повторения мантры: громкое повторение (вайкхари ), повторение шепотом (упамшу джапа ) и повторение мантры в уме (манасика мантра ).
Для начинающих самым легким способом достижения концентрации является громкое повторение. Громкое пение помогает быстрее дисциплинировать мысли, вспоминать, визуализировать символы мантры. Громкое повторение нейтрализует звуки, которые могут помешать вам. Это не означает, что вы должны повышать голос до такой степени, что это будет приносить беспокойство вашим соседям или близким.
Не прерывайте дыханием мантру на полуслове. Повторяйте мантру на выдохе. Правильно поставленное дыхание помогает достичь успеха в мантра-йоге. Спокойное, ритмичное дыхание успокаивает ум и чувства и пробуждает внутренние силы организма. Мантра-йогу можно сочетать с пранаямой , дыхательными упражнениями.
Следите за правильным произношением мантры, за четкой артикуляцией. Необходимо быть очень внимательным, чтобы произносить мантру как следует, не искажая ее звучания и не глотая слова. Нередко мантру произносят невнимательно, перескакивая через слова или прибавляя лишние слоги. Повторение лучше производить бодро. Бодрое повторение означает произнесение не слишком быстрое и неразборчивое, но и не медленное, с паузами между словами.
Получив достаточный опыт громкого повторения мантры, вы можете успешно практиковать и повторение шепотом, но если ваш ум очень беспокоен, то будет трудно повторять мантру шепотом.
Мысленное повторение наиболее трудно. Только если утихнут все другие мысли, возможно мысленное повторение. В противном случае ваш ум будет размышлять только о чувственных объектах, и вы не сможете успешно и продолжительно практиковать такой вид джапы . Во время громкого повторения мантры ум может отвлекаться. Язык может повторять, а ум будет занят совсем другими мыслями. Мысленное повторение, или манасика-джапа , не дает такой возможности, хотя и в этом случае беспокойные мысли будут стремиться завладеть умом. Вход, через который мысли проникают в ум, закрыт, когда повторяется мантра. Ум заполняется вибрацией мантры. Когда вы повторяете мантру вслух, следите, чтобы ум также повторял мантру; так вы совместите оба вида повторения мантры.
Всяческие желания, сонливость, лень, нетерпение и чувственные объекты являются помехами для успешного повторения мантры в уме. Мысленное повторение подготавливает ум к медитации. Медитация достигается только в результате долгой и напряженной практики. Необходимо огромное терпение. Начинающие же часто приходят в уныние, если оказывается, что после пяти дней практики они не достигают медитативного состояния.
Чтобы быстрее достичь контроля над умом, надо использовать различные методы повторения мантры. Повторяйте шепотом и громко, повторяйте в уме. Повторяйте всегда, куда бы вы ни шли и чем бы ни занимались. Пусть мантра постоянно вибрирует в вашем сердце, уме, теле, в ваших нервах.
Брахманы, даже сейчас изучая Веды, постигают не только смысл написанного или его значение; они изучают также произношение каждого слога, каждого слова, каждого звука; и делают это годы, годы и годы. Услышав один раз звук, брамин не думает: «Я выучил его». Нет; он знает, что только многократно повторенное слово однажды создаст тот магнетизм, то электричество, тот жизненный ток, который необходим и который приходит только благодаря повторению.
Из книги За пределы страха. Раскрытие любящего сердца. автора Троуб ТомасГлава 18 Работа с непроизвольным повторения
Из книги Золотая книга йоги автора Шивананда СвамиШанти-мантры В каждой Упанишаде есть своя шанти мантра (мантра умиротворения). Ом пурнамадах пурнамидам пурнат пурнамудачхьяте; пурнасья пурнамадайя пурнамевавасишьяте. Ом шантих шантих шантих. Это шанти мантра Ишавасья Упанишад. Вы подвергаетесь трем видам страдания -
Из книги 126 эффективных упражнений по развитию Вашей памяти автора Пугач Юрий КимовичМетод кумулятивного повторения Мы уже отмечали, что повторение является эффективным «способом в процессе запоминания. Используя только один этот способ, можно запомнить много вещей, однако пользоваться этим необходимо методично и постепенно.Например, вы хотите выучить
Из книги Практика хатха-йоги: ученик среди учителей автора Николаева Мария ВладимировнаМантры как «настройки» Мантра составляет неотъемлемую часть практики хатха-йоги, поскольку обращение к Учителям устанавливает правильное состояние и намерение. Если у вас нет мантры, переданной учителем при посвящении в какую-либо конкретную практику, то наиболее
Из книги Аюрведа и йога для женщин автора Варма Джульет Из книги Я – меняющий реальность автора Каюм Леонид Из книги Не счастья ради [Руководство по так называемым предварительным практикам тибетского буддизма] автора Кхьенце Дзонгсар ДжамьянгВизуализация мантры С сердцем, исполненным преданности, призывайте своего гуру, читая семистрочную молитву Гуру Ринпоче, а после неё – мантру ваджра-гуру.Произнеся молитву призывания, сосредоточьтесь на мандале, которую вы представляли, и в особенности на своём гуру.
Из книги Вечные ответы автора Крупчанский АдрианПРИЛОЖЕНИЕ 2 МАНТРЫ В главе о «проводниках гун» мы сказали, что одним из могущественных способов влиять на свое сознание и на окружающий мир являются мантры. Конечно, эту тему невозможно полностью раскрыть и в десятке книг, но мы попробуем рассказать об основном принципе
Из книги Исцеляющие мантры в Аюрведе автора Неаполитанский Сергей МихайловичМантры и беременность Один из важнейших принципов Аюрведы состоит в том, что сознание ребенка зависит от сознания родителей в момент зачатия. Если родители хотят, чтобы их ребенок обладал здоровым телом, развитым интеллектом и чистой душой, им необходимо проводить обряд
Из книги Маленькая книжка для получения больших денег автора Правдина Наталья БорисовнаМантры в психиатрии Демонологии посвящен раздел Аюрведы, называемый граха-чикитса. Здесь рассматриваются различные психические заболевания, многие из которых связаны с вредоносным действием злых духов, энергетическим вампиризмом и заражением деструктивными
Из книги автораПранаяма и мантры Пранаяма – йогический метод контроля над дыханием – следует рассматривать как основной вид терапии при долговременном лечении легочных заболеваний. Дыхательные практики способствуют устранению различных заболеваний легких, в частности астмы, а
Из книги автораМантры и марматерапия Мармы напоминают точки акупунктуры китайской медицины, однако у марм более широкий спектр функций. Название марма означает «зона жизни» или «особо чувствительная точка». Мармы, как и малые чакры, похожи на миниатюрные нейрокомпьютеры, управляющие
Из книги автораЗащитные мантры ОМ УГРАМ ВИРАМ МАХАВИШНУМ ДЖВАЛАНТАМВИШВАТОМУКХАМ НРИСИМХАМ БХИШАНАБХАДРАМ МРИТЙУМРИТЙУМ НАМАМЙАХАМЭта мантра, обращенная к Нрисимхе, может защитить от всех опасностей, бед и дурных воздействий.ДЖАЙА ДЖАЙА ШРИ НРИСИМХАБожество этой мантры – Нрисимха.
Из книги автораМантры для медитации ОМ ШРИ МАХА ГАНАПАТАЙЕ НАМАХ«ОМ. Почтение великому Ганеше».ОМ ШРИ ГАНЕШАЙА НАМАХ«ОМ. Почтение Ганеше».Божество мантры – Ганеша. Качества: разрушает все препятствия на пути. Дарует совершенство в интеллектуальной деятельности и правильное
Из книги автора Из книги автораМантры Мантры – это универсальный космический код, который открывает определенные каналы, или двери, в тонкий, духовный мир для всех желающих! Когда практикующий концентрируется на произнесении мантры, его чувства утончаются, карма улучшается, что не может не сказаться
Есть три основных пути повторения мантры: громкое повторение, повторение шепотом и повторение мантры в уме.
Для начинающих самым легким способом достижения концентрации является громкое повторение. Громкое пение помогает быстрее дисциплинировать мысли, вспоминать, визуализировать символы . Громкое повторение нейтрализует звуки, которые могут помешать вам. Это не означает, что вы должны повышать голос до такой степени, что это будет приносить беспокойство вашим соседям или близким.
Не прерывайте дыханием мантру на полуслове. Повторяйте мантру на выдохе. Правильно поставленное дыхание помогает достичь успеха в работе со словами силы. Спокойное, ритмичное дыхание успокаивает ум и чувства и пробуждает внутренние силы организма. Повторение мантры можно сочетать с дыхательными упражнениями (пранаямой).
Следите за правильным произношением мантры, за четкой артикуляцией. Необходимо быть очень внимательным, чтобы произносить мантру как следует, не искажая ее звучания и не глотая слова. Нередко мантру произносят невнимательно, перескакивая через слова или прибавляя лишние слоги. Повторение лучше производить бодро. Бодрое повторение означает произнесение не слишком быстрое и неразборчивое, но и не медленное, с паузами между словами.
Получив достаточный опыт громкого повторения мантры, вы можете успешно практиковать и повторение шепотом, но если ваш ум очень беспокоен, то будет трудно повторять мантру шепотом.
Мысленное повторение наиболее трудно. Только если утихнут все другие мысли, возможно мысленное повторение. В противном случае ваш ум будет размышлять только о чувственных объектах, и вы не сможете успешно и продолжительно практиковать такой вид техники. Во время громкого повторения мантры ум может отвлекаться. Язык может повторять, а ум будет занят совсем другими мыслями. Мысленное повторение не дает такой возможности, хотя и в этом случае беспокойные мысли будут стремиться завладеть умом. Вход, через который мысли проникают в ум, закрыт, когда повторяется мантра. Ум заполняется вибрацией мантры. Когда вы повторяете мантру вслух, следите, чтобы ум также повторял мантру; так вы совместите обе техники повторения.
Всяческие , сонливость, лень, нетерпение и чувственные объекты являются помехами для успешного повторения мантры в уме. Мысленное повторение подготавливает ум к медитации. Медитация достигается только в результате долгой и напряженной практики в течение нескольких лет. Необходимо огромное терпение. Начинающие же часто приходят в уныние, если оказывается, что после пяти дней практики они не достигают медитации.
Чтобы быстрее достичь контроля над умом, надо использовать различные методы повторения мантры. Повторяйте шепотом и громко, повторяйте в уме. Повторяйте всегда, куда бы вы ни шли и чем бы ни занимались. Пусть мантра постоянно вибрирует в вашем сердце, уме, теле, в ваших нервах.
Всегда лучше произносить на том языке, на котором они были созданы. Даже если их не понимают. Существует связь между словами, значением, силой, ритмом и музыкой слов, а перевод разрушает эту связь. Музыка существует не для того, чтобы ее понимали, а для того, чтобы ее чувствовали. Даже когда она сопровождается словами, наиважнейшими являются все-таки сила, ритм и чувство. Конечно, еще лучше, когда они сливаются воедино, но чувство ценится больше.
Каждая мантра благотворно воздействует на того, кто ее поет, и даже когда вы не поете, один только факт, что они звучат в вас, приносит вам благо, потому что они в вас вибрируют.
Жители Тибета и Индии часто читают фразы из набора звуков для достижения разнообразных целей. Священные слова передавались из поколения в поколение и порождали мудрость при помощи цвета и звуков. Однако ключевые слова нужно произносить с правильной интонацией и выполнять рекомендации к их прочтению. Если их не выполнять, то пользы в прочтении не будет и желание так и останется мечтой.
В данной статье рассматривается, что такое мантра и читать ключевые слова. В ней описываются инструкции, особенности и рекомендации к прочтению различных молитвенных заклинаний.
Мантры - это звуковые вибрации, которые освобождают помыслы от деструктивных программ и имеют разный священно-религиозный смысл. Они произносятся на санскрите и являются основой трансцендентальной медитации. Иудисты считают, что ключевые фразы влияют на разум, эмоции и некоторые предметы.
Эти молитвы должны произноситься совершенно точно, чтобы удалось достичь максимального эффекта:
"Ом". Она используется для воссоединения с энергоинформационным полем живущих людей во все времена: в прошлом, настоящем и будущем. Это молитвенное заклинание улучшает кровообращение головы и приносит ясность, интеллектуальные способности и мудрость.
Очень часто в практике задаются вопросом о том, как правильно читать мантру "Ом":
"У". Долго тяните звук, чтобы звук вибрировал в легких. Мантра способствует улучшению вентиляции легких.
"Хат". Читают молитвенное заклинание в позе вадхрасаны: сядьте на колени и руки положите ладонями вниз. Закрыв глаза, мысленно представьте графический символ мантры "Хат". Первый звук произносят на выдохе, переходя на одном звуке к долгому «А-А-А», в конце на выдохе - резко «Т». Практику проводят перед сном около 3-6 раз.
"Хиал". Применяется для уверенности в себе и обретения спокойствия. Перед практикой концентрируются визуально на знаке. Первые два звука произносят на выдохе и на одной ноте, потом чуть ниже «А-А-А-Л-Л». Фраза делится на две части, равные по длительности произношения.
Лечением мантрой занимались многие известные тибетские ученые и доктора. Они считали, что тайная сила и мощь звука и цвета обладают целебными свойствами. Новые практики стали использоваться в лечении и распространяться, что послужило сильнейшим толчком к развитию.
Лечение мантрами в Тибетской медицине и правильную работу с чётками описал доктор Ченагцанг. Как правильно читать мантры, он изложил в своей книге "Лечение мантрами в тибетской медицине". Он считал, что органы резонируют с частотой колебаний различных звуков. Наряду с лечением мантрой применяют диету, драгоценные камни, лекарственные травы и внешние целебные процедуры.
Перед чтением:
Во время чтения:
После чтения:
Для правильного подсчёта ключевых фраз используют чётки. Их количество, цвет и материал имеет важное значение.
В таблице рассмотрим, какой материал используется для каких целей.
Оптимальное количество прочтения мантр - 108 раз, поэтому четки с таким количеством бусин придадут действенность магическим действиям и мудрость. Во время работы они заряжаются энергией, поэтому для каждой мантры нужно иметь свои чётки.
Позиция пальцев | Расположение | Мантры |
Указательный палец | Напротив сердца | Мирные божества |
Средний палец | Пупочная чакра | Манджушра, Сарасвати, Мандарава, Кубера |
Безымянный палец | Половая чакра | Гаруда, Гуру Драгпо, Симкамукхи |
Ямантаки, Ваджракилаи |
Для очищения разума и духа, получения просветления и покоя используется Великая мантра Маха. Она позволяет достичь божественной энергии и истинное счастье.
Практику проводят с четками. Рассмотрим, как правильно читать Маха-мантру на четках.
Сначала приготовьте четки, которые состоят из 108 бусин. Текст мантры необходимо читать, взявшись большим и средним пальцем левой руки за бусину после Кришны. Так выполнять до те пор, пока не дойдете до конца круга. Процесс называется «джапа». Само действие должно занимать не более семи минут. На самой бусине Кришны чтение не происходит. Чтобы повторить действие, нужно повернуть чётки и читать в обратном направлении.
Для привлечения финансового благополучия обращаются к индийским или Кубере. Они являются божествами процветания и абсолютной мудрости.
Рассмотрим, как правильно читать служит для привлечения денег и читается рано утром на растущей Луне. Перед чтением нужно помедитировать (сосредоточиться на размышлениях о деньгах и их трате). Мантру Ганеши произносят ритмично, однако без лишних усилий. После медитации читаются ровным и спокойным голосом ключевые слова.
Чтение мантры Ганеши лучше делать с чистыми помыслами возле статуэтки с божеством. В процессе медитации можно проводить ладонью по животу статуэтки. В течение дня лучше произносить фразу не менее ста восьми раз. Это позволит сократить путь к желаемому обогащению.
Что такое мантра? Это религиозная песня, которая прославляет богов, просит у них поддержки, помощи для человека и всего живого. Мантра не направлена лишь на вас. Она влияет на мир вокруг человека. Мантра гармонизирует его.
Мы были и остаемся тесно связаны с природой. С годами эта связь становится тоньше, слабее. Человек уже не зависит от природы так, как тысячи лет назад. Даже от самого обычного должна можно спрятаться под зонтиком. Наши жилища теплые, светлые и уютные, нам не угрожают хищники. Теряются связи, теряется и гармония. От этого:
Если чувствуете эти симптомы, то пора начать менять жизнь. Она восстановит привычные связи с Космосом, наладит жизнь. Это не происходит мгновенно. Такая энергия работает от аккуратно и тщательно. День за днем работайте над своей жизнью. Скоро почувствуете, как изменения приходят. Некоторые очень медленно, а другие - быстро.
Люди, практикующие чтения мантры отмечают, что сами не заметили, как стали полностью довольны жизнью, счастливы. Все это произошло естественно. Вселенная слышит вас, ведь вы говорите на ее языке.
Тексты бывают длинные и короткие. Иногда, мантра состоит всего из 3-4 слов. Все они - слова, составленные из имен богов. В любом случае, они работают одинаково. Слова и слоги мантры вибрируют в пространстве, настраивая ваши связи с Космосом так, как требуется. Если такая вибрация постоянно окружает вас, то наступает гармония. Все идет по первозданному плану Создателя. Это не значит, что нужно постоянно произносить мантры. Хватит и одного раза в день.
Некоторые совмещают пение с медитацией или занятиями йогой. Вам решать, как и когда заниматься практиками. Но, не будет иметь смысла, если делаете это очень редко, только тогда, когда вспомните. Практики нужно проводить регулярно.
Всего три. Обратите внимание, таким же образом люди учатся произносить слова на любом языке в фонетической лаборатории. Мантры написаны на санскрите - древнем языке, который уже тысячелетиями не используется. Он очень сложный, так что им владеют только монахи, исследователи, языковеды, историки. В те времена язык был не просто набором слов, каждое из них несло энергетическое значение. Мантра - ключ к пониманию гармонии жизни. Осознание баланса приходит постепенно с практиками.
Если вы произносите слова бездумно, неправильно, то не ждите эффекта. Это все равно, что пытаться говорить на иностранном языке без правил, произношения, коверкая слова. Вас поймут не правильно, если вообще поймут. Такая ситуация может быть опасной, если произносить мантры для здоровья, нормализации нервной системы. Космос услышит вас, но не поймет чего вы хотите.
У вас перед глазами мантра. Например, одна из самых почитаемых на Тибете
«ТАДЬЯТХА ГХУМЕ ГХУМЕ ИМИНИ МИХИ МАТИ МАТИ САПТА ТАТХАГАТА САМА ДХЬЯ ДХИШ ТХАТЭ АТЭ МАТЭ ПАЛЕ ПАПАМ ШО ДХАНИ САРВАПАПАМ НАШАЯ МАМА БУДДА БУДДОТАМЕ УМЕ КУМЕ БУДДА КШЕТРА ПАРИ ШАДХАНИ ДХАМЕНИ ДХАМЕ МЕРУ МЕРУ МЕРУ ШИКХАРЕ САРВА АКАЛА МРИТЬЮ НАВА РЕНИ БУДДЭ СУ БУДДЭ БУДДА ДХИШ ТХИТЭ НАРАКШАНТУМЕСАРВАДЭВА САМЕ АСАМЕ САМАНВА ХАРАНТУМЕ САРВА БУДДА БОДХИСАТТВА ШАМЕ ШАМЕ ПРАШАМАНТУМЕ САРВА ИТЬЮПА ДРАВА БХЬЯДХЬЯПУРАНИ ПУРАНИПУРАЯМЕ САРВА АШАЯ БЕДУРЬЯ ПРАТИ БХАСЕ САРВА ПАПАМКШАЯМ КАРИ СОХА».
Она оказывает целебное действие на человека. Если вы чувствуете физическую боль, болеете, у вас хроническое заболевание, то эта почитаемая священная мантра вам поможет. Она длинная, но выучить ее будет необходимо.
На первый взгляд, она очень сложная. Но первое, что вам нужно сделать, так это понять ее смысл. Это не обезболивающее, которое подействует сразу, убирая все проявления боли. Она начнет налаживать вас изнутри и снаружи. Жизнь вокруг:
Жизнь налаживается, а вместе в ней - уходит болезнь.
«Я И МА СДЭ СДЭ ХУНГ».
Очень короткая, но не менее сильная. Она помогает в развитии человека. Все то, чего ему не хватает, будет получено разными путями:
Познание приходит к нам не просто так. Если вы чувствуете тягу к знаниям, развитию духовному, то такая мантра для вас. Она вряд ли поможет сдать экзамен или просто стать умнее. Используйте ее тогда, когда готовы выйти на новый уровень познания жизни.
Когда уже поняли смысл, переходите ко второму этапу. На нем нужно слушать. В интернете, на дисках вы можете найти очень много традиционных песнопений. Их исполняют профессионалы, которые знают все тонкости чтения мантр. Некоторые записи были сделаны во время молитвы монахов, она очень точно произносят слова.
Вы можете просто включать их дома. Лучше всего тогда, когда расслабляетесь. Можно лечь, сесть и слушать пение, подмечая какие-то моменты, отдельные слова. Хорошо, если у вас перед глазами будет текст. Начните с простых мантры, например, одна из самых известных Гаятри Мантра. Является самым священным гимном, ее знают в Индии даже маленькие дети.
«ОМ БХУР БХУВАХ СВАХА
ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ
БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИИМАХИ
ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯАТ»
Она несет свет Всему Живому. Слова простые, их можно выучить быстро, ведь во время пения она повторяется много раз на записи.
Одна из самых священных молитв. Несет свет, счастье и благополучие:
«ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ»
«ОМ ТАРЕ ТУ ТАРЕ ТУРЕ СОХА»
Мантра очищение пространства дает невероятный эффект. Забирает всю плохую энергетику, приводит мир вокруг вас в порядок. Если вам тяжело находиться в каком-то месте, вы ощущаете давление, страх, то нужно произнести ее:
«ОМ АХ ХУМ СО ХА»
Когда вы уже немного запомнили текст, сосредоточьтесь на работе с произношением. Слушайте и повторяйте. Во время чтения расслабьтесь, пусть слова идут из вашего сердца. На этом этапе уже можно проводить медитации. Подглядывайте в текст, если хотите.
Важно начать произносить самостоятельно слова, которые вы понимаете. Зная смысл, просто представляйте себе мантру в голове. Так гораздо проще перейти к самостоятельному повторению.
Когда научитесь, вы почувствуете непередаваемую гармонию от того, что произносите вслух. Многие мантры можно произносить для того, чтобы успокоиться. Попали в стрессовую ситуацию, нервничаете: 7 раз произнесите вашу любимую мантру. Очень скоро станет лучше, сознание прояснится. Они помогает тому, кто действительно посвятил себя практикам.
Медитация на мантры тоже имеет свои правила. Начинать медитировать нужно тогда, когда уже можете повторять слова правильно. Первое время можно включать запись себе в помощь, но лучше избегать чтения по бумажке с текстом.
Многие мантры служат для того, чтобы настроиться на новый день. Их логичнее всего читать рано утром, с восходом Солнца. Другие мантры читаются вечером. Нет жесткого правила, которое регламентирует это. Исходите из своих ощущений и логики. Если одна мантра, которую монахи читали перед едой. Она настраивала организм получать самое полезное из пищи. Они славились отменным здоровьем, не болели и жили более 100 лет. Вы можете научить свой организм поступать так же с любым продуктом.
«PATISANKA YONISO PINDA PATAM PATISEVAMI
NEVA DVAYA NA MADAYA
NA MANDANAYA NA VIBUSANAYA
YAVA DEVA IMASSA KAYASSA THITHIYA YAPANAYA VIHIMSUPARATIYA
BRAHMA CARYA NUGGAHAYA
ITI PURANANCA VEDANAM PATIHANKHAMI
NAVANCA VEDANAM NA UPPADESSAMI
YATRA CA ME BHAVISSATI ANAVAJJATA CA PHASUVIHARO CATI»
Она читается перед приемом пищи, утром или вечером - не важно.
Нужно остаться в комнате в одиночестве. Исключение, если кто-то из членов семьи тоже хочет медитировать с вами, согласен следовать всем правилам.
При чтении проводится число повторений, кратное 7. На начальном этапе лучше всего читать ее 7 раз. После - комфортное вам число раз, кратное 7. Максимальное число - 108 раз. Больше за один день не произносите. Можно купить тибетские четки для отсчитывания количества раз.
Правил не так много, но все же, обратите внимание.
Этому не учат в школах, не рассказывают по телевизору. Как правильно читать мантры, необходимо знать, иначе вы просто тратите время и силы. Новички задают примерно одинаковые вопросы, а ответы на них оказываются очень простыми.
Здесь нет понятия «необходимо». Если вы чувствуете стремление к гармонии в жизни, то ваше желание будет постоянным. Лучше всего произносить каждый день. Для этого выбирайте 20-30 минут, которые можно будет провести в тишине. Петь мантру нужно там, где никто не помешает, не прервет.
Ничего страшного не случится. Но, лучше взять за правило проводить практики регулярно.
Некоторые утром, некоторые вечером. По смыслу мантры это бывает понятно. Если у вас совершенно нет времени утром, то лучше выбрать вечернее время. Главное, чтобы во время практики вы могли расслабиться, а не думать постоянно о том, что ваш автобус уедет, опоздаете на работу.
Есть много способов повторения (рецитации) мантры, которые приводятся в текстах. Во-первых, можно повторять мантру вслух или про себя. Можно повторять мантру, представляя буквы и произнося её в уме или представляя, что буквы сами издают звуки. Приводится много методов работы с мантрами. Но если посмотреть глубже, наша цель в том, чтобы тренировать тело, речь и ум – не только ум или ум и тело. Речь связана с коммуникацией, и она очень важна. Если мы хотим помогать другим, учить их и так далее, нам нужно с ними общаться. Будучи людьми, мы используем речь.
На первом уровне работа с мантрой помогает настроить речь на что-то позитивное. Мы одновременно работаем с телом, речью и умом. Наше тело в определённой позе, и мы представляем себя в виде божества; мы повторяем мантру; и поддерживаем в уме сострадание, ясность или что-то другое.
На более глубоком уровне мантры связаны с дыханием и энергией. С точки зрения буддийского анализа энергия и дыхание очень тесно связаны. Мантра придаёт устойчивый ритм и дыханию, и энергии, которая, вероятно, работает на уровне волн головного мозга. Я думаю, неважно, произносим ли мантру вслух или про себя: в любом случае мы придаём ритм нашей энергии. Я говорю на основе своего опыта, и мне кажется, что эти два способа в равной степени помогают успокоить ум и сделать его немного более острым.
А на глубочайшем уровне мы придаём определённую форму нашему дыханию, а это влияет на энергию. Этот метод позволяет управлять ветрами и энергиями тела, чтобы затем ввести их в центральный канал. Нам нужно придать форму своему дыханию. И с помощью особых мантр и очень продвинутых практик мы вводим ветры в центральный канал, чтобы было легче получить доступ к уму ясного света, который лучше всего подходит для понимания пустотности.
Поэтому, с одной стороны, чтобы придать форму дыханию, нужно произносить мантру вслух, необязательно громко. Конечно, есть разные способы рецитации: можно произносить тихо, громко, напевать и так далее. Но на глубочайшем уровне нам нужно только придать форму дыханию. Это можно сделать, даже если просто шептать мантры. Другим людям необязательно нас слышать.
Обычно рекомендуют шевелить губами и языком, чтобы они двигались в соответствии с «формой» мантры, и произносить вслух, но тихо, чтобы слышать звук могли только мы сами и это никого не беспокоило. Конечно, в монастырях вы услышите, как монахи выкрикивают мантры как можно громче, но с точки зрения теории, которую можно найти в текстах, рекомендуется практиковать втайне от других, просто чтобы придать форму своему дыханию. И вкратце, если мы повторяем мантры про себя, это не делает их менее эффективными: это просто другой метод.
Понять, что такое мантра, очень трудно, намного легче свести её к магическим словам. Более того, тибетцы неправильно произносят санскритские мантры, а монгольское произношение ещё дальше от санскритского. Когда мантры читают китайцы и японцы, вообще невозможно понять, что они произносят. Тогда мы начинаем задаваться вопросом, как это работает, ведь, очевидно, эти люди по-прежнему достигают результата в практике мантр. Его Святейшество Далай-лама рекомендует нам, западным людям, придерживаться санскритского произношения, несмотря на то что тибетцы произносят по-своему. Например, они говорят «Ом Бензасато» вместо «Ом Ваджрасаттва», но это искажение санскрита. Хотя, конечно, многие тибетские ламы предпочли бы, чтобы западные ученики произносили так же, как они. Так что всё зависит от учителя.
Получая посвящение, мы принимаем на себя обязательство повторять мантры. Можно повторять их в транспорте или где угодно – необязательно во время формальной сессии медитации. Хорошая ли это идея повторять мантры в течение дня? Прежде всего, важно практиковать Дхарму не только в спокойной обстановке, например в комнате для медитации. Смысл Дхармы как раз в том, чтобы мы могли практиковать её в повседневной жизни и не разделять свою жизнь на две части: на подушке для медитации я один человек, а в повседневной жизни – совершенно другой. Так что можно повторять мантры всегда и в любое время.
Конечно, в общественных местах, например в транспорте, не нужно произносить их вслух. Не нужно доставать малу (чётки), всем показывать и использовать её при повторении мантры. Эту практику необходимо хранить в секрете. Если вам совершенно необходима мала, чтобы сосредоточиться, держите её в кармане, когда вы не одни. Мы говорим в первую очередь об обычных людях, мирянах, а не о монахах и монахинях.
Необязательно всегда подсчитывать количество мантр. Иначе можно было бы просто считать, и необязательно было бы повторять мантру. Смысл мантры в том, чтобы сосредоточиться на определённом состоянии ума, например на сострадании в практике Ченрезига или на ясности ума в практике Манджушри. Определённо, когда вы повторяете мантру, старайтесь поддерживать то состояние, которое ей соответствует.
Мы можем изучать множество визуализаций, связанных с практикой разных мантр. Их также можно практиковать, в том числе в общественных местах, например, когда мы едем в метро. Конечно, если вы делаете что-нибудь, что требует внимания и связанно с риском для здоровья, например работаете под напряжением, лучше сосредоточиться на том, что вы делаете и не отвлекаться на визуализацию.
Но важно помнить: только на очень продвинутом уровне завершённой стадии мы сможем создавать энергии-ветры, связанные, например, с глазами, и тогда мы будем видеть образы будд с помощью зрительного сознания. До этого, какой бы визуализацией мы ни занимались, мы продолжаем с помощью зрительного сознания видеть обычные формы вещей, а визуализация происходит в ментальном сознании, то есть одно как бы накладывается на другое. Переходя дорогу, вы не теряете из виду происходящее вокруг.
Вы не могли бы ещё раз объяснить, зачем повторять мантры, помимо того, что мы принимаем обязательство?
Ман в слове «мантра» – это сокращённое манас , что означает ум, а тра происходит от санскритского слова «сохранять», «защищать». Это традиционное объяснение. Мантра нужна для того, чтобы защищать ум от негативных мыслей. Это один уровень: вместо того чтобы думать плохо о других, мы повторяем мантру Ченрезига, и это помогает поддерживать памятование о любви и сострадании. Это защищает ум.
На самом обыденном уровне, если у нас в голове «заедает» одна и та же песня или музыка и мы не можем от неё избавиться, лучше всего защитить свой ум, направив вербальную энергию на повторение мантры. Это может быть не только песня, но и неуправляемые мысли, например беспокойство по ночам и так далее. Используйте эту вербальную энергию, повторяя мантру.
На более глубоком уровне, как я сказал, звук мантры придаёт форму нашему дыханию, а это придаёт форму тонким энергиям. Есть так называемая ваджрная рецитация, где мы совмещаем дыхание со звуками ОМ, АХ и ХУМ. А в самых продвинутых практиках мы придаём форму своему дыханию и тонкой энергии, а затем растворяем их в центральном канале, чтобы защитить ум на самом глубоком уровне, получив доступ к его самому тонкому уровню ясного света.
Даже особые достижения в практике часто можно обрести, овладев тонкими энергиями и придав им форму. Это делается с помощью мантры. Речь идёт об особых способностях, таких как экстрасенсорные и сверхъестественные силы, которые нужны для помощи другим, а не для показухи или чего-то подобного.
Таким образом, с помощью мантры можно достичь разных целей.
Имеет ли смысл повторять мантру, когда другая часть ума думает о чём-нибудь другом?
Это лучше, чем вообще её не повторять. Во всяком случае, вы что-то делаете, даже если, повторяя «Ом мани падме хум», думаете о футболе. Но разумеется, лучше сосредоточиться.
Как лучше всего повторять мантры – с визуализациями или особыми мыслями?
Есть разные способы – громко, тихо, про себя, а также визуализируя лишь буквы мантры и не произнося их ни вслух, ни про себя. В крия-тантре представляют, что звук исходит из букв мантры, которые расположены в сердце. Также есть медитация на пустотности звука мантры. Есть много разных практик, связанных с мантрой.
Обычно рекомендуют по крайней мере шевелить губами, сопровождая мантру дыханием, так, чтобы только мы могли слышать звук. Не нужно делать шоу и произносить её вслух, чтобы слышали все окружающие, хотя в некоторых случаях мантры произносят вслух. Скорость зависит от вас. Самое главное – не пропускать ни одного слога. Его Святейшество Далай-лама произносит мантры быстрее, чем кто бы то ни было, кого я слышал в своей жизни, и это касается текстов и всего остального, что он повторяет, но при этом всё совершенно отчётливо.