Воображение – сила внутренних образов (лекция). Что такое воображение

Воображение – сила внутренних образов (лекция). Что такое воображение

игумен Борис (Долженко)

  • протоиерей
  • Сокровищница духовной мудрости
  • преподобный
  • святитель
  • Воображе́ние – способность человеческого ума к построению образов и предположений, категорически неприемлемая в делании христианского подвижника.

    Деятельность человеческого воображения неразрывно связана с силой человеческого ума. Эта деятельность вполне приемлема во многих областях человеческого творчества – науке, искусстве и пр. Однако она лишается всякого значения в молитвенной жизни, не имеет никакого положительного смысла для познания .

    Источник духовной жизни – Сам , а не созданные человеком образы и догадки. Познание Бога нисходит от Самого Бога, подается через Его Божественную . Оно не достигается собственными человеческими усилиями, а потому требует решительного запрета на деятельность воображения. Человек познает Бога настолько, насколько Сам Бог открывается Ему. Тварное создание не в состоянии заменить это деятельностью тварного ума и всякая подобная замена ведет к духовной деградации человека, к духовной гибели. Если в области науки и культуры воображение имеет положительную ценность, то в деле Богопознания оно способно причинить вред человеческой , заменяющей Бога своими чувственными образами.

    Воображению святые отцы противопоставляют : «Один образ трезвения есть непрерывно смотреть за воображением, или иначе, за прилогами: ибо без воображения сатана не может созидать помыслов и представлять их для лукавого прельщения» () .

    «Воображение и память суть не что иное, как отпечатление всех тех чувственных предметов, которые мы видели, слышали, обоняли, вкушали, осязали. Можно сказать, что воображение и память суть одно внутреннее общее чувство, которое воображает и помнит все, что внешним пяти чувствам пришлось прежде того перечувствовать. И некоторым образом внешние чувства и чувственные предметы походят на печать, а воображение на отпечатление печати, – учит прп. . – Бог есть вне всех чувств и всего чувственного, вне всякого вида, цвета, меры и места, есть совершенно безобразен и безвиден, и хотя везде есть, но есть превыше всего; то Он есть и вне всякого воображения… Отсюда само собою следует, что воображение есть такая сила души, которая по природе своей не имеет способности пребывать в области единения с Богом» .

    «Ум, во время молитвы, должно иметь и со всею тщательностью сохранять безвидным, отвергая все образы, рисующиеся в способности воображены: потому что ум в молитве предстоит невидимому Богу, Которого невозможно представить никаким вещественным образом. Образы, если их допустит ум в молитве, соделаются непроницаемою завесою, стеною между умом и Богом. …

    Если б во время молитвы твоей представился тебе чувственно или изобразился сам собою в тебе умственно, вид Христа, или Ангела или какого Святого, – словом сказать, какой бы то ни было образ, – никак не принимай этого явления за истинное, не обрати на него никакого внимания, не вступи с ним в беседу. Иначе непременно подвергнешься обману и сильнейшему повреждению душевному, что и случилось со многими. Человек, до обновления его Святым Духом, неспособен к общению со святыми духами. Он, как находящийся еще в области духов падших, в плену и в рабстве у них, способен видеть только их, и они нередко, заметив в нем высокое мнение о себе и самообольщение, являются ему в виде Ангелов светлых, в виде Самого Христа, для погубления души его.

    Самый опасный, неправильный образ молитвы бывает тогда, когда молящийся сочиняет силой своего воображения мечты или картины, заимствуя их по видимости из Священного Писания, в сущности же из собственного состояния, из своего падения, из своей греховности, из своего самообольщения. Этими картинами он льстит своему самомнению, своему тщеславию, своему высокоумию, своей гордости, обманывает себя. Очевидно, что все сочиняемое мечтательностью нашей падшей природы, извращенной падением природы, не существует на самом деле, есть вымысел и ложь, столь свойственные, столь возлюбленные падшему ангелу. Мечтатель, с первого шага на пути молитвенном выходит из области истины, вступает в область лжи, в область сатаны, произвольно подчиняется влиянию сатаны.

    Мечтательность в молитве еще вреднее рассеянности. Рассеянность делает молитву бесплодною, а мечтательность служит причиною плодов ложных: самообольщения и (называемой так святыми отцами) бесовской прелести».
    Св.

    Позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.

    Разновидность творческого воображения - фантазия . Воображение - одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение - психические процессы , заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

    По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная - позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.

    Классификация процессов воображения

    По результатам:

    • Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой какая она есть)
    • Продуктивное (творческое) воображение:
      • с относительной новизной образов;
      • с абсолютной новизной образов.

    По степени целенаправленности:

    • активное (произвольное) - включает воссоздающее и творческое воображение;
    • пассивное (непроизвольное) - включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

    По виду образов:

    • конкретное;
    • абстрактное.

    По приёмам воображения:

    • агглютинация - соединение несоединимых в реальности объектов;
    • гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета и его частей;
    • схематизация - выделение различий и выявление черт сходства;
    • типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

    По степени волевых усилий:

    • преднамеренное;
    • непреднамеренное.

    Четырёхэтапная модель творческого процесса Уоллеса

    Основная статья: Творчество как процесс
    • Стадия приготовления, сбор информации . Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
    • Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
    • Инсайт (озарение).
    • Проверка решения.

    Механизмы воображения

    • агглютинация - создание нового образа из частей других образов;
    • гиперболизация - увеличение или уменьшение объекта и его частей;
    • схематизация - сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
    • акцентирование - подчеркивание особенностей объектов;
    • типизация - выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.

    Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

    Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:

    • беглость;
    • гибкость;
    • оригинальность;
    • точность.

    Развитие воображения у детей

    Через творчество у ребёнка развивается мышление . Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

    Развитию воображения способствуют:

    • ситуации незавершенности;
    • разрешение и даже поощрение множества вопросов;
    • стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
    • позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.

    Развитию воображения препятствуют:

    • неодобрение воображения;
    • жесткие полоролевые стереотипы ;
    • разделение игры и обучения;
    • готовность к изменению точки зрения;
    • преклонение перед авторитетами .

    Воображение и реальность

    Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.

    Функции воображения

    • представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;
    • регулирование эмоциональных состояний;
    • произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
    • формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
    • планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.

    Воображение и когнитивные процессы

    Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.

    Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание . На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.

    И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.

    В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.

    Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.

    Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой - возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе - или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление её на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.

    См. также

    • Сила воображения

    Примечания

    Литература

    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    • Воображение // Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, . - 576 с.
    • Николаенко Н. Н. Психология творчества. СПб.: Речь, . - 288 с. (Серия: «Современный учебник»)
    • Egan, Kieran . Imagination in Teaching and Learning. Chicago : University of Chicago Press , .
    • Гамезо М. В. , Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России,
    • Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт , .
    • Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение , .
    • Петровский А. В. , Беркинблит М. Б. Фантазия и реальность. М.: Политиздат , .
    • Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. . № 3.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :
    • Шаб-Ниггурат
    • Ричард Шарп

    Смотреть что такое "Воображение" в других словарях:

      ВООБРАЖЕНИЕ - фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями … Философская энциклопедия

      воображение - психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда … Большая психологическая энциклопедия

      ВООБРАЖЕНИЕ - правит миром. Наполеон I Богатство ассоциаций не всегда свидетельствует о богатстве воображения. Кароль Ижиковский Многие путают свое воображение со своей памятью. Генри Уилер Шоу Все мы герои своих романов. Мэри Маккарти (см. ВЫМЫСЕЛ И ФАНТАЗИЯ) … Сводная энциклопедия афоризмов

    Фантазер - так называют того, кто оторван от реальности, живет в своих грезах и не способен справиться с превратностями судьбы. Это практически диагноз. Говоря на приятеля «Да он фантазер!» - человек чаще всего обреченно махнет рукой, как бы добавляя: «Толку с него не будет».

    Но давайте представим себе, как выглядела бы наша планета, если бы у людей не было воображения. Мы - единственный вид, которому свойственна фантазия, умение представлять предметы и явления, не существующие в данный момент времени. (К слову, стоит уяснить, что фантазия и воображение - это синонимы).

    Итак, каким бы был наш мир? Люди до сих пор живут в пещерах, по дорогам не ездят автомобили, не существует городов, а у вас, читатель, нет компьютера, с которого вы просматриваете эту статью. И статьи тоже, само собой, нет. Если бы у человека не было воображения, он не стал бы человеком, не появилась бы цивилизация и Земля осталась бы диким царством животных.

    Неужели все мы - продукт воображения? Именно. Все, что есть вокруг нас, наше самосознание и даже умение читать и писать - все это существует благодаря воображению. Поэтому, прежде чем говорить, что фантазеры не от мира сего, подумайте о том, что этот мир создали именно фантазеры. По крайней мере, его рукотворную часть.

    Что такое воображение?

    Воображение - это свойство человеческой психики создавать новые образы на основе уже имеющихся в памяти. Грубо говоря, воображение это визуализация не существующих событий, явлений, картин. Не существующих - не значит невозможных. Это обозначает, что человек может представить себе знакомого, которого не видит на данный момент, или нарисовать в уме привычный пейзаж. А может придумать что-то новое, чего не видел раньше - например, треугольное одеяло, лишающее людей сна.

    Именно в этом наше отличие от животных - ни одно из них не способно воспроизводить или создавать образы, они могут думать лишь о тех картинках, которые на данный момент находятся у них перед глазами. Воображение является одной из основ мышления, памяти и анализа - мы умеем думать, вспоминать, мечтать, строить планы и воплощать их в жизнь именно благодаря фантазии.

    Создание новых образов основывается на сочетании уже известных компонентов. То есть все, что способен придумать человек - винегрет из того, что он когда-то видел. Механизмы воображения до сих пор не изучены, мало кто представляет себе, как оно работает, на чем основывается и в какой части головного мозга его искать. Это наименее изученная сфера деятельности человеческого сознания.

    Существует много разновидностей воображения.

    Активное воображение позволяет сознательно вызывать в голове нужные образы. Оно разделяется на творческое и воссоздающее . Творческое служит для создания новых образов, которые впоследствии могут быть воплощены в результатах труда - картинах, песнях, домах или платьях. Прежде чем начать работу, любой человек сначала представляет себе ее результат, затем рисует эскиз или чертеж (если это необходимо), и лишь затем приступает к делу. Если бы не было воображения, работа даже не началась бы - к какому результату стремился бы человек, если бы не был способен представить его/

    Поэтому его называют также продуктивным воображением, поскольку образы воплощаются в результатах труда, изобретениях и объектах культуры.

    Воссоздающее воображение направлено на воскрешение визуальных образов того, что вы когда-то видели - например, можно закрыть глаза и представить свою собаку или обстановку в квартире. Этот вид воображения является важным компонентом памяти и базисом для творческой фантазии.

    Пассивное воображение продуцирует образы, которые человек не намерен в ближайшее время воплощать в жизнь. Оно бывает сознательным и несознательным и также имеет свои подкатегории.

    Мечты - сознательное создание образов далекого будущего. Мечты - это планы, на осуществление которых у человека на данный момент нет возможности, но теоретически они жизнеспособны. Они не обязательно могут быть достоянием лишь одного человека - потомки нередко осуществляют мечты своих предков, описанные в рисунках и литературных произведениях.

    Например, тысячелетние мечты человека о вечной жизни сегодня воплощаются благодаря современной медицине, позволившей значительно продлить наш век и молодость. Что, если сравнить 60-летних женщин средневековья и XXI века? Первой, скорее всего, в таком возрасте уже не было в живых, потому что в 40-50 она становилась глубокой беззубой старухой. А нынешняя бабуля при наличии денег и желания вполне может посоревноваться фигурой со своей внучкой и выйти замуж за тридцатилетнего юнца.

    Мечты людей о возможности быстрой передачи информации прошли долгий путь от голубиной почты до интернета, мечты запечатлевать картины окружающего мира эволюционировали от наскальной живописи до цифровых фотоаппаратов. Мечта о быстром передвижении заставила нас приручить лошадь, придумать колесо, изобрести паровой двигатель, автомобиль, самолет и сотни других приспособлений. Куда ни посмотри, все достижения цивилизации являются реализованными мечтами, а значит - продуктом воображения.

    Грезы - еще одна ветвь пассивного воображения. Они отличаются от мечтаний тем, что их реализация невозможна. Например, если сегодня моя бабушка начнет мечтать, что отправится в путешествие на Марс, это смело можно назвать грезами - для этого у нее нет ни денег, ни возможности, ни здоровья, ни нужных связей.

    Грезы и мечты являются сознательными проявлениями пассивного воображения.

    Галлюцинации - несознательное генерирование несуществующих образов мозгом в случаях нарушения его работы. Это может происходить во время принятия каких-то психотропных препаратов или в случае психических заболеваний. Галлюцинации обычно настолько реалистичны, что испытывающий их человек верит, что они настоящие.

    Сны также являются несознательным созданием образов, но если галлюцинации преследуют человека наяву, то сновидения приходят во время отдыха. Их механизм также практически не изучен, но можно предположить, что сны несут какую-то пользу. Они могут рассказать об истинном отношении к нерешенной проблеме, о которой мы усилием воли пытаемся не думать.

    Здесь мы говорили по большей части о визуальных образах, но воображение имеет отношение ко всем человеческим органам чувств - обонянию, слуху, вкусу, осязанию. Представьте себе, что вгрызаетесь в сочный лимон. Кисло? Свело зубы? Выступила слюна? Это и есть работа воссоздающего воображения.

    У всех людей воображение развито по-разному - кто-то может с легкостью выдумывать удивительные истории и представлять небывалые картины, а для кого-то даже школьное сочинение является сущей проблемой.

    Все дело в том, как много усилий человек и его окружение прилагали к развитию своего воображения. Если ребенок растет в семье, где не место фантазиям, то со временем он становится таким же приземленным, как его родители.

    Французский психолог и педагог Теодюль Рибо в 19-м веке описал три этапа развития фантазии. Первый начинается в детском возрасте, вместе с зарождением воображения. Этот период охватывает детство от трех лет, подростковый период и юность. В это время у человека наиболее необузданная фантазия, он верит в чудеса, способен пускаться в авантюры и совершать необдуманные поступки. На организм в такое время сильно влияют гормоны, бушующие во время полового созревания.

    К сожалению, есть у этого периода своя темная сторона - большинство самоубийств происходит именно в это время как раз потому, что молодые люди поддаются своим чувствам, навеянным воображением. Удивительный факт - чем сильнее у человека развито воображение, тем сильнее его чувства. Именно люди с буйной фантазией способны влюбляться до старости и по-настоящему страдать от неразделенной любви. И все остальные эмоции они переживают более ярко.

    Второй период длится недолго и являет собой зарождение у человека рационального разума, говорящего о том, что эмоции и мечты не могут быть основополагающим жизненным ориентиром. В плане физиологии можно говорить об окончании полового созревания, формирования тела и мозга. В это время в человеке борются чувственная и здравомыслящая личность - в большинстве случаев вторая побеждает и начинается третий период.

    Он окончательный, рассудок подчиняет себе фантазию и человек учится жить по правилам, а не повинуясь зову мечты. Исчезает творческое начало, чувства считаются лишь призраками прошлого, человек становится практичным и размеренным. Его воображение деградирует, но никогда не исчезает полностью - это невозможно. В душе всегда остается маленькая искра фантазии, которую можно снова раздуть в пламя.

    Так было во времена Теодюля Рибо - он подсчитал, что начало ухудшения воображения приходится на возраст в 14 лет. Но сегодня все обстоит куда печальнее - из-за воздействия СМИ, интернета и слишком большого количества информации малыши уже к первому классу начинают терять воображение и мыслить штампами.

    Отсутствие воображения делает внутренний мир тусклым и однообразным, лишает человека возможности развиваться и обогащаться за счет образов и идей, которые способен бесконечно генерировать наш мозг, если ему не мешать. Существуют многочисленные упражнения для развития воображения , которые помогут взрослым научиться фантазировать.


    Визуализация

    Именно с этого упражнения стоит начать развитие воображения - оно помогает выработать умение воспроизводить и строить визуальные образы в деталях. Визуализация улучшает не только фантазию, но также мышление и память.

    Представьте себе предмет. Например, коробок спичек. Представьте его во всех деталях - коричневые бока, надпись. Теперь мысленно откройте и достаньте спичку. Подожгите ее и посмотрите, как она горит. Это кажется простым, но поначалу визуальные образы будут ускользать, а мозг попытается уводить вас в сторону привычного для него состояния пассивного наблюдателя.

    Можно загадывать разные предметы, местности и действия, стараясь воспроизводить их в голове до малейших подробностей. Представьте, как заходите домой, поворачиваете ручку двери, снимаете обувь, куртку, кладете на тумбочку ключи… Интерьер может быть и незнакомым. В общем, тренируйтесь в визуализации и со временем заметите, что у вас лучше получается управлять собственными мыслями.

    Считайте в уме

    Счет в уме помогает развить воображение, хотя он может показаться и не связанным с фантазией. Если вы далеки от математики, то хотя бы выполняйте простейшие действия - сложение, вычитание, деление и умножение. Не можете посчитать быстро - представьте, как решаете задачу в столбик на бумаге, но не вздумайте пользоваться блокнотом. Все должно происходить только в голове.

    Если у вас высший балл по математике, то можете усложнить поставленную себе задачу - решайте геометрические и алгебраические уравнения, рисуйте в уме чертежи.Немое кино

    Немое кино

    Уберите звук во время просмотра фильма и додумывайте свою историю к увиденному. Лучше, если это будут юмористические диалоги персонажей, которые поднимут вам настроение. Можно позвать в гости друзей и сделать с ними озвучивание фильма, превратив ужастик или мелодраму в самую настоящую комедию.

    Читайте книги

    Это помогает развивать самые разные стороны личности, в том числе и фантазию. Старайтесь живо представлять себе описания интерьера, пейзажи, людей, которых встречаете в книге. Со временем их яркие образы сами начнут появляться в голове без приложения усилий.

    Выдуманные истории

    Соберите компанию друзей и рассказывайте друг другу сказки. Обязательное условие - сказки должны быть придуманы самостоятельно и желательно экспромтом.


    А что, если?..

    С этой фразы начинается первое предложение игры в гипотезы. В нее можно играть в компании и самому. Предположения должны быть максимально нереальными: «А что, если наш дом сейчас летает в космосе, а за порогом - вакуум?» «А что, если сейчас к нам зайдет граф Дракула и предложит купить у него набор ножей?» И развивайте мысль, выстраивая истории о том, что могло бы случиться в столь нестандартной ситуации.

    Найдите творческое хобби

    У всех людей есть творческая жилка. Многие считают, что хобби, не приносящее денег и мировой славы - пустая трата времени. Но это не правда - хобби развивает фантазию и делает богаче нашу жизнь. Вспомните, как вы писали стихи в школе или любили вышивать до того, как по уши увязли в рутине. Пусть ваши поделки далеки от идеала, но если процесс их создания доставляет удовольствие, значит, нужно достать из пыльного ящика забытые инструменты и снова взяться за созидание. Что это будет - спицы и нитки, материя и иглы, бумага и краски - решать только вам.

    Сиквел, приквел, фанфик…

    Вам знакомы эти слова? Говоря простыми выражениями, это продолжение, предыстория или свой вариант развития событий в фильме или другом произведении. Что будет после того, как закончится ваш любимый сериал или книга? Вы можете придумать это сами. Какой жизнью жили герои, пока автор не обращал на них внимание? А как все могло бы быть, если бы один из персонажей не совершил какого-то ключевого поступка? Вам по силам создать свою литературную реальность.Это могло бы существовать

    Собака с шестью ногами, страус с головой крокодила, разноцветный снег, который появляется, пролетая сквозь радугу… Чего только нет на этом свете, а ведь могло бы быть! Представляйте себе несуществующих животных, предметы и явления, обсуждайте их с друзьями - это будет забавно и весело. Представьте, если бы люди жили под водой, как рыбы. А что, если бы апельсины были солеными? Мы ели бы их вприкуску с жаренной картошкой! Это может показаться кому-то бредом, поэтому осторожно выбирайте друзей, с которыми можно поиграть в эту игру - а то какой-нибудь бдительный приятель вызовет санитаров.

    Новые слова

    Не стесняйтесь играться с языком, как с конструктором. Это очень гибкий материал, из разрозненных элементов которого можно составлять принципиально новые слова. Сначала это покажется трудным, но со временем новые слова сами будут выскакивать из головы, а может, и станут основой для нового тайного языка в вашей семье. Так стол запросто превращается в «борщедром», собака - в «гавконожку», а кошка - в «мухожралку».

    Зная, как развить воображение , можно значительно расширить горизонты своего сознания. Все приведенные упражнения направлены на комплексное развитие человека - они помогают стать ему более раскрепощенным, жизнерадостным и неординарным.

    И пусть вы заживете славу чудака, но это не должно вас смущать. Помните о том, что великие люди не ходили проторенными путями обывателей, что у всех изобретателей была буйная фантазия, а самые успешные и богатые дельцы смогли создать свой бизнес за счет осуществления новых, не известных до этого возможностей. Они придумали свой мир сами.

    — Воображение. Влияние на жизнь
    — Сила воображения меняет реальность
    — Метод мысленных тренировок

    Воображение есть способность формировать мысленные образы чего-то, что не может восприниматься органами чувств. Способность ума построить психологические сцены, объекты или события, которых не существует, нет, и не случилось, в прошлом. Память на самом деле является проявлением фантазии.

    Каждый человек обладает некоторой способностью воображения. У некоторых это может быть высокоразвито, а в других может проявляться в очень слабой форме. Это проявляется в различной степени у разных людей. Воображение позволяет представить весь мир в уме.

    Это дает возможность посмотреть на любую ситуацию с различной точки зрения, и позволяет мысленно исследовать прошедшее и будущее. Оно проявляется в различных формах, одна из которых, это мечты. Хотя простая мечтательность может сделать вас непрактичным.

    Некоторые мечты, если не заниматься чем-то, что требует внимания, обеспечивают временное счастье, спокойствие и освобождение от стресса. Можете путешествовать со скоростью света в своем воображении в любом месте без каких-либо препятствий.

    Это дает возможность чувствовать себя свободным, хотя и временно, и только в уме, от задач, трудностей и неприятных обстоятельств. Воображение не ограничивается только видением картинок в голове. Оно включает в себя все пять органов чувств и ощущений. Можете себе представить физические ощущения, запах, звук, вкус, чувства или эмоции.

    Одним людям легче увидеть мысленные картины, другим легче представить себе чувства, а некоторые чувствуют себя более комфортно, когда представляют ощущения одного из пяти чувств. Обучение воображению дает возможность объединить все органы чувств.
    Сильное и развитое воображение не делает вас мечтателем и непрактичным.

    Наоборот, оно укрепляет свои творческие способности, а также это отличный инструмент для создания и реконструкции вашего мира и жизни. Это большая сила, которая может изменить всю вашу жизнь. Оно широко используется в магии, творческой визуализации и аффирмации. Они являются создателем и обстоятельством события.

    Когда знаете, как работать с ним, можете сделать ваши желания сбывающимися.
    Воображение играет большую роль и имеет в жизни каждого из нас большое значение. Это гораздо больше, чем простая мечтательность. Мы все используем ее, сознательно или бессознательно, в большинстве наших повседневных делах.

    Мы используем наше воображение, когда планируем вечеринки, поездки, работу или встречу. Используем его, когда описываем события, объясняем, как найти определенную улицу, пишем, рассказываем или готовим торт.

    Воображение является творческой силой, необходимой для изобретения инструмента, проектирование платья или здания, рисования картины или написания книги. Творческая сила воображения играет большую роль в любой области для достижения успеха. То, что мы представляем себе с верой и чувством, приходит к нам.

    Это власть, творческая визуализация, позитивное мышление и аффирмации.
    Визуализация объекта или ситуации, часто повторяемый мысленный образ, привлекает в нашу жизнь объект или ситуацию. Это говорит о том, что думать нужно только в позитивном ключе о наших желаниях.

    Иначе можем создать жизнь, события, ситуацию и людей, то, что мы действительно не хотим. На самом деле это происходит у большинства из нас, потому что мы не используем силу воображения правильно. Если не признаем, насколько важна, сила воображения, пусть даже это бунт, ваша жизнь не может быть счастливой и успешной, как хотели бы ее видеть.

    По некоторым причинам, большинство людей предпочитают думать в негативном ключе. Их не ждет успех. Они ожидают худшее, и когда терпят неудачу, считают, что судьба против них. Это отношение должно быть изменено, и, соответственно, тогда жизнь улучшится.

    Понимание того, как использовать свое воображение правильно, и применяя эти знания на практике, для собственных выгод и для других, поставит вас на золотой путь к успеху, удовлетворению и счастью.

    — Сила воображения меняет реальность

    Ученые доказали: сила воображения действительно меняет реальность.

    Психологи Кристофер Даволи и Ричард Абрамс из Университета имени Вашингтона в Сент-Луисе (США) доказали, что воображение влияет на существующую реальность.

    Во время эксперимента от испытуемых требовалось как можно быстрее отыскать среди разбросанных по экрану монитора букв предварительно выбранные экспериментатором и отметить выполнение задания нажатием кнопки. На время прохождения теста участников просили представить себе одну из двух ситуаций: в первой из них испытуемый держит монитор обеими «воображаемыми» руками, а во второй его руки находятся за спиной. Результаты показали, что при мысленном изменении позы волонтеры тратили заметно больше времени на поиск букв.

    Таким образом, эффективность выполнения определенного типа заданий может увеличиваться не только при физическом изменении положения тела, но и при мысленной перемене позы. По мнению ученых, это доказывает истинность концепции, которую выдвинули спортивные психологи: силой воображения действительно можно изменять реальность. Главное верить в то, что видишь. творит чудеса.

    Многие люди уделяют массу времени совершенствованию своего тела — бассейн, турник, атлетический зал и многое другое служат для наращивания мышц, — но серое вещество такими средствами увеличить невозможно. А вот занятия медитацией способствуют увеличению объемов некоторых отделов головного мозга. К такому выводу пришли ученые из Калифорнийского университета (г. Лос-Анджелес).

    С помощью высокоточного сканирования мозга было установлено, что у людей, регулярно практикующих медитацию, отделы, связанные с проявлением эмоций, заметно больше, чем у контрольной группы.Люди, систематически занимающиеся медитацией, часто проявляют положительные эмоции, обладают способностью сохранять душевное спокойствие и вовлекать посторонних людей в заботливое отношение к окружающим.

    Все 22 исследуемых занимались медитацией довольно давно: от 5 до 46 лет, средняя продолжительность составила 24 года. Большинство из них посвящает этому занятию от 10 до 90 минут в день.

    — Метод мысленных тренировок

    Сила воображения – тот же навык. И его надо накачать, как и многое другое! Существует даже .

    1) Выделите 20 минут, чтобы провести их в уединенной, спокойной обстановке. Это можно делать утром сразу после пробуждения или вечером, перед отходом ко сну. Можно позаниматься и в обеденный перерыв, если рядом есть парк.

    2) Расслабьтесь. И представьте себе ту ситуацию, которую желаете видеть, представьте то, что так важно для вас. Картинка должна быть яркой и цветной. Посмотрите, как удачно складываются события и все происходит нужным вам образом.

    3) Включите звук. Оживите картинку. Услышьте, что говорят вам люди, что вы говорите им в ответ. Какие еще звуки слышатся рядом – гудок автомобиля, шум дождя, тиканье часов или, может быть, приятная мелодия.

    4) Ощутите себя в этой ситуации. Как вы одеты? К чему прикасается ваша рука? Какая у вас осанка, как вы держите голову, как вы стоите или сидите, насколько уверенно вы себя ощущаете.

    5) Вдохните запахи – чем пахнет ваша картинка – свежемолотым кофе, осенними листьями… Какие эмоции у вас вызывают эти запахи?

    6) Ощутите удовлетворение, воодушевление и радость от полученного результата.

    7) Закончите свое упражнение.

    ВАЖНО! Проводить такие занятия регулярно и постоянно. Тогда ваше сознание научится быстро обрабатывать получаемый запрос и реализовывать его.

    Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

    Воображение – это свойство психики создавать образы в сознании. Все процессы, которые протекают в образах, называются воображениями. Воображение как психический процесс составляет наглядно-образное мышление, благодаря которому человек может ориентироваться, искать решение задач без прямого вмешательства практических действий. Этот процесс очень существенен, особенно, в случаях, когда неисполнимо или затруднительно осуществить нужное практическое действие, или оно просто нецелесообразное.

    Данный процесс отображает окружающий мир человека на высших психических уровнях. Самое популярное определение воображения – психический процесс, суть которого заключается в создании новых уникальных образов, через переработку воспринятого материала представлений, которые поступили с предшествующим опытом. Также оно рассматривается, как явление, как способность и как специфичная деятельность субъекта. Данный процесс имеет сложную функциональную структуру, поэтому Выготский определял его, как психологическую систему.

    Функция воображения свойственна только человеку и имеет определенное значение в специфической профессиональной деятельности человека. Перед тем как приняться к исполнению определенной деятельности, он, воображает, какой вид будет в этого предмета и мысленно создает алгоритм действий. Таким образом, человек заранее конструирует образ будущего предмета или конечный результат деятельности. Развитое творческое представление играет великую роль в творческих профессиях. Благодаря, своим развитым творческим способностям люди зарабатывают большие деньги.

    Существует несколько видов воображения: активное (произвольное), пассивное (непроизвольное), воссоздающее, творческое.

    Воображение в психологии

    Воображение является процессом познания окружающего мира. Внешний мир как будто отпечатывается в подсознании человека. Благодаря этому человек способен вспоминать давние и недавние события, программировать, представлять будущее. Часто данный процесс называют способностью представить себе в мыслях отсутствующие предметы, удержать их образ, манипулировать им в сознании. Иногда его смешивают с , но действительно это два разных психических процесса.

    Воображение имеет свойство создавать образы, основываясь на памяти, а не на информации внешнего мира. Оно менее реальное, потому что имеет в себе компонент фантазии и мечты. Даже у самых прагматичных, скептических, занудных людей присутствует воображение. Человека, совершенно лишившегося такой функции приставить себе невозможно. Поведение этих людей управляется их принципами, логикой, фактами, они всегда делают все по правилам. Но сказать, что у них напрочь отсутствует творческое мышление или они никогда не мечтают, очень неправильно. Просто это такой тип людей, в которых эти процессы недостаточно развиты или они ими не пользуются, или не умеют пользоваться. Часто такие люди имеют монотонную типичную жизнь, которая каждый день повторяется одинаково и они действуют по определенному алгоритму, считая, что на большее у них нет времени. Таких людей, на самом деле, очень жаль, поскольку, их жизнь скучна, они не используют те способности, которые даны им природой. Творческое воображение делает из людей индивидуальных, неповторяющихся личностей.

    Воображение как психический процесс имеет определенные функции, которые помогают человеку стать особенным.

    Познавательная функция содержится в расширении кругозора человека, получении им знаний, конструировании поведения человека в неопределенной ситуации, руководясь догадками и соображениями.

    Функция прогнозирования предполагает, что свойства воображения помогают человеку представить конечный результат при незавершенном действии. Именно эта функция способствует формированию у людей мечтаний и грез.

    Функция понимания отображается в возможности человека предположить, что сейчас переживает человек, какие эмоции его переполняют, какие чувства испытывает. Сходной к этой функции есть состояние эмпатии, когда человек способен проникнуть в мир другого и понять, что того волнует.

    Функция защиты предполагает, что прогнозируя будущие события, раздумывая над ходом действий и следствий этих действий, человек может предупредить неприятности, оградить себя от возможных проблем.

    Функция саморазвития отображается в способности человека к фантазированию, придумыванию и творению.

    Функция воспоминания выражается в способности человека вспомнить минувшие события, воссоздать в голове кадры прошлого. Оно сохраняется в виде образов и представлений.

    Вышеперечисленные функции не всегда выражаются в полной мере у всех людей. У каждой личности доминирует определенная функция, которая часто определяет характер и поведение человека. Чтобы понять, как создаются образы и представления, необходимо проследить основные пути их создания. Каждый путь – это сложный многоуровневый психический процесс.

    Агглютинация – это создание нереальных, совершенно новых, сказочных объектов или явлений, что появляются под воздействием свойств и внешнего вида какого-то существующего предмета, оценивая и анализируя свойства которого человек создает предмет ему подобный. То есть существует исходный предмет, на основе которого формируется прототип. Такой прием очень популярен в создании сказок или мифов.

    Акцентирование – это процесс фиксирования на одной доминирующей характеристике, выделенной в каком-то объекте (человек, предмет, деятельность, явление) и ее гиперболизация. Акцентирование часто применяют в своих работах художники в создании шаржей и карикатур.

    Типизация – это процесс выделения основных характеристик в нескольких объектах, и сотворении из них образа, совершенно нового, но имеющего в себе частичку каждого из них. С помощью такого приема создаются литературные герои, персонажи.

    Все вышеперечисленные приемы воображения активно применяются в психологии, творчестве, даже научной деятельности. Например, в медицине, создают новые лекарства на основе уже имеющихся. Также современная техника, электроника, гаджеты, изобретения разрабатывались на базе существующих ранее знаний, схем, теорий и умений. Собрав из них самую главную информацию, переработав ее, ученые получают совершенно новый продукт. Если бы у людей отсутствовало воображение, человечество ни смогло бы прогрессировать во всех сферах и видах деятельности.

    Воображение как психический процесс предполагает создание новых образов, основываясь на имеющемся существующем опыте. Идеи, проявляемые в изображениях в голове человека пока не начали воплощаться в жизнь, не существуют, но есть вероятность, что в будущем они смогут быть воплощены в жизнь. Данный процесс основывается на переформулировке сведений и впечатлений субъекта. Чем больше ситуация кажется непонятной и сложной, тем больше задействуется процесс воображения. Этот процесс обладает немалым значением в профессиональной деятельности человека. Также оно очень влияет на чувства и эмоции, и играет большую роль в развитии личности.

    В творческом и рабочем процессе воображение дает возможность личности регулировать и управлять ее деятельностью, также контролировать свою речь, эмоции, внимание и память. Помогает создавать и использовать образы действительности. Оно улучшает психологическое состояние человека, предотвращает стрессы и состояния депрессии. С помощью воображения способен планировать свою будущую деятельность в уме, манипулируя образами. Воображение и индивидуальность являются критериями в оценке таланта и способностей человека, что немаловажно в трудовой деятельности.

    Человек отражает окружающую реальность в основном образным способом. Образ — нестатическое явление, оно имеет свойство постоянно меняться. Данный процесс имеет динамичную связь с объектами окружающей действительности. Следовательно, воображение – это не какая-то абстракция, а конкретный процесс, связанный с реальной психической деятельностью субъекта. Эта деятельность по своей природе также динамическая.

    Воображение является процессом самопознания человека, раскрытия своих способностей, других людей и окружающий мир, происходящие события. Это особенная форма человеческой психики, занимающая место между восприятием, памятью и процессами мышления. Наглядно-образное мышление и воображение дополняют друг друга, воображение является его основой и дает возможность проявлять находчивость в незнакомой ситуации, находить решение задачи, не применяя при этом никаких действий.

    Виды воображения

    Данный процесс, как сложный психический процесс бывает также несколько видов. Относительно особенностей процесса выделяют: непроизвольное, произвольное, воссоздающее, творческое, и мечтания.

    Непроизвольное воображение также называется пассивным. Это самый простой вид и он заключается в создании и комбинировании представлений, их компонентов в новый образ, когда человек не имеет прямого намерения это делать, когда сознание слабое, и контроль над течением представлений небольшой.

    Пассивное воображение встречается у детей младшего возраста. Оно проявляется чаще всего, когда человек пребывает в дремотном, полусонном состоянии, тогда образы возникают сами по себе (поэтому произвольное), одни меняются на другие, они соединяются, принимают самые нереальные формы и виды.

    Не только в сонливом состоянии действует такое воображение, оно проявляется и в состоянии бодрствования. Не всегда новые представления появляются, когда человек целеустремленно направляет свое сознание на творение. Особенностью созданных образов есть их изменчивость в результате нестабильности следовых возбуждений мозга и легкости их взаимосвязи с процессами возбуждений в смежных мозговых центрах. Поскольку траектория возбуждения не фиксирована, от этого воображение становится таким легким. Особенно легкое оно у детей, в которых к тому же отсутствует критическое мышление, которое действует, как механизм фильтрации у взрослых, поэтому ребенок выдает иногда самые нереальные нафантазированные образы. Только приобретая жизненный опыт и формируя критическое отношение, постепенно приводится в порядок такое непреднамеренное воображение и руководит сознанием, поэтому формируется преднамеренное активное представление.

    Произвольное воображение , также называемое активным, представляет собой намеренное построение представлений соответственно поставленной задачи в определенной деятельности. Активное воображение развивается, когда дети начинают играть в роли (врача, продавца, учителя). Когда они стараются отобразить свою роль, как можно точнее им приходится напрячь свой мозг, таким образом, задействовав воображение. Далее развитие этого процесса совершается, когда человек начинает действовать самостоятельно, проявляет инициативу и творческие усилия в процессе труда, требующих четких и точных представлений предмета, которые будут созданы из операций и которые должны быть выполненными.

    Активное воображение больше всего проявляется в творческой деятельности человека. В этом процессе человек ставит перед собой задание, которое есть исходным для развития процесса воображения. Так как продукт этой деятельности – это предметы искусства, воображение управляется требованиями, которые следуют из специфических особенностей искусства.

    Воссоздающий вид данного процесса содержится в том, что человек должен создать образ предмета, который никогда не видел, на основании определенных описаний.

    Воссоздающее воображение по психологической структуре является переведением второсигнального раздражителя в перевосигнальный образ.

    Воссоздающее воображение охватывает то, что создается то, что уже существует, и то, как оно существует. Оно не отдельное от реальности, а если от него немного отойти, то воображение не будет соответствовать целям познания – расширять область знаний человека, сводя описания к наглядным образам.

    Воссоздающее воображение помогает человеку переноситься в другие страны, в космос, видеть исторические события и предметы, которые он никогда в жизни прежде не видел, но по воссозданию может себе представить. Данный процесс позволяет людям, читающим художественные произведения воссоздавать картины, события и персонажей в своей голове.

    Творческое воображение также причисляется к активному воображению, оно задействуется в формировании новых образов в творческой деятельности, искусстве, науке, технической деятельности. Композиторы, писатели, художники прибегают к такому процессу, чтобы отображать жизнь в образах в своем искусстве. Они творят художественные образы, через которые отражают жизнь максимально правдиво, а не фотографически копировать события жизни. В этих образах также отражается индивидуальность творческой личности, его подход к жизни, художественный стиль.

    Творческое воображение также применяется в научной деятельности, которую нельзя трактовать, как обычное механическое познание явлений. Построение гипотез – это творческий процесс, который потом подтверждается практикой.

    Существует еще один своеобразный вид данного процесса – это мечта, как представление желанного в будущем. Она создается осмысленно, в отличие от непреднамеренных грез. Человек осознанно направляет свои мысли на образование желанных целей, планирование стратегий в достижении этих целей и воплощение их в реальную жизнь.

    Мечтание может быть полезным, но и вредным тоже. Когда мечта является запредельной, нереальной, не связанной с жизнью, она расслабляет волю человека, снижает его активность и замедляет психологическое развитие. Такие мечты пусты, бессмысленны, они называются грезами. Когда же мечта связана с действительностью, и потенциально реальная, она помогает человеку мобилизоваться, объединить усилия и ресурсы для достижения цели. Такая мечта стимул к активным действиям и быстрому развитию самых лучших качеств индивида.

    Воображение и творчество

    Творчество – это процесс создания принципиально новых или усовершенствованных методов решения заданий и проблем. Становится очевидным, что воображение и творческий процесс очень взаимосвязаны.

    Воображение здесь определяется, как преобразование представлений о действительности и произведении на этом основании новых образов. Оно работает каждый раз, когда человек думает о каком-то предмете или явлении, даже не вступая с ним в прямой контакт. Благодаря творческому воображению осуществляется преобразование этого представления.

    Творческое мышление и воображение имеет собственные специфические особенности. С помощью этого процесса существует возможность создавать совершенно новые уникальные представления на основании собственных идей и мыслей субъекта, в которых выражается индивидуальность создателя. Оно может быть произвольным и непроизвольным. В большей степени творческое представление или склонность к нему обусловливается с рождения, но его можно также развивать.

    Развитие творческого воображения происходит в три этапа. На первом возникает творческая идея. В сознании создателя появляется сначала нечеткий образ, первоначальный замысел, который может, создаться произвольно, без целенаправленного осмысления идеи. Второй этап предполагает вынашивание замысла. Человек размышляет о стратегиях воплощения идеи в действительность, мысленно усовершенствует ее. Третий этап завершает вынашивание идеи и воплощает ее в жизни.

    Развитие творческого воображения осуществляется в процессе перехода от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. В период детства и юности творческое воображение имеет характерные признаки, оно особенное своей волшебностью, фантастическими суждениями о мире и отсутствием критического компонента мышления и рациональности. В период юности происходят сложные изменения в организме, соответственно в сознании также. Вырабатывается объективность, восприятие становится более критическим. Рациональность восприятия появляется еще немного позже, когда человек становится взрослым. Взрослый рассудок начинает управлять воображением, часто слишком большая критичность и практичность ослабевает процессы фантазирования, слишком переполняя их смыслом, нагружая их какой-то ненужной, на самом деле, информацией.

    Существуют определенные методы развития творческого мышления. Самым практическим методом является чтение литературы и просмотр научных фильмов, расширение круга своих знаний, черпать знания из разных областей жизнедеятельности, запоминать и анализировать информацию. В таком случае появляется большое количество материалов для творческих процессов.

    Представлять себе воображаемые объекты, пробивать проводить различные манипуляции с ними. Например, представить себе море, услышать звук бьющихся волн, почувствовать дуновение морской свежести, представить себе вхождение в воду, ощутить ее температуру и так далее. Или другой пример, вообразить себе грушу. Представить ее форму, размер, цвет. Задействовать тактильное восприятие, представить, ее, когда она в руке, ощутить ее поверхность, аромат. Можно мысленно откусить ее кусочек, представить вкус.

    Чтобы воображение было произвольным, над ним необходимо работать, регулярно проводя тренировки. Чтобы эффект был еще больше, нужно поискать источники вдохновения, попросить помощь у знакомых, расспросить об их идеях. Попробовать групповые работы над созданием идей, иногда результаты получаются очень уникальными, и человек становится более активным, если процесс воображения происходит в кругу других творческих личностей.

    Развитие воображения

    Развитие мышления – это целенаправленный процесс, основной задачей которого является развитие красочности и эффектности, оригинальности и глубины, и также продуктивность воображаемых образов. В своем развитии воображение как психический процесс, подчинен тем же законам, что и другие онтогенетические преобразования психических процессов.

    Воображение дошкольника развивается очень быстро, оно представлено в двух формах: порождение идеи и стратегия ее реализации. Также воображение дошкольника выполняет, кроме познавательно-интеллектуальной функции, еще и аффективно-защитную, которая выражается в защите слабой личности ребенка от слишком тяжелых душевных переживаний. Познавательная функция помогает лучше узнавать мир, взаимодействовать с ним, решать поставленные задачи.

    Развитие воображения у детей имеет зависимость от процесса опредмечивания образа действием. В ходе этого процесса ребенок пробует управлять созданными им образами, изменять их, совершенствовать, то есть брать под свой контроль. Но планировать воображение он еще не в состоянии, подобная способность вырабатывается к четырем или пяти годам.

    Аффективное развитие воображения у детей происходит в возрасте 2,5 – 4 или 5 годам. Отрицательные переживания детей символически отображаются в персонажах, вследствие чего, ребенок начинает воображать ситуации, в которых снимается угроза. После чего появляется способность снимать эмоциональное напряжение, с помощью механизма проекции, когда отрицательные качества, которые действительно есть в ребенка, начинают приписываться другим объектам.

    Развитие воображения у детей шести-семи лет, достигает такого уровня, на котором многие дети уже научились представлять себя и воображать жизнь в собственном мире.

    Развитие воображения совершается в процессе онтогенеза человека, под влиянием жизненного опыта, в котором хранится накопленный запас представлений, как материал для создания новых образов. Развитие данного процесса тесно связано с индивидуальностью личности, ее воспитанием и остальными психическими процессами, и степенью их развития (мышления, памяти, воли). Очень трудно определить возрастные границы, которыми характеризуется динамика развития воображения. В истории известны случаи раннего развития воображения. Моцарт сочинил свою первую музыку, когда ему было четыре года. Но в таком развитии существует обратная сторона. Даже если развитие воображения будет запоздалым, это не будет значить, что в зрелые годы оно будет недостаточно развитым. Известным примером такого развития, есть пример Эйнштейна, который в детстве не отличался сильно развитым воображением, но со временем он его развил и стал признанным во всем мире гением.

    В формировании воображения выделяются определенные закономерности, хотя сложно определить сами этапы его развития. Поскольку в каждого человека оно может происходить индивидуально. Первые проявления процесса воображения очень связаны с процессами восприятия. Хорошо приводить примеры на детях, поскольку в них процесс развития происходить более активно и ярче. Дети, которым полтора года не умеют концентрировать свое внимание на сказке или простых рассказов, когда взрослые читают им, они постоянно отвлекаются, засыпают, переключаются на другую деятельность, но любят слышать длинные рассказы о нем самом. Ребенок любит слушать рассказы о себе, своих переживаниях, поскольку четко может представить себе, о чем рассказывается в истории. Отношение восприятия и воображения также наблюдается и на следующих уровнях развития. Это заметно, когда ребенок в игре перерабатывает свои впечатления, изменяя в воображении предметы, которые были ранее воспринятыми. Например, коробка в игре становится домом, стол стает пещерой. Первые образы ребенка всегда имеют связь с его деятельностью. Ребенок воплощает созданный и переработанный образ в деятельность, даже если эта деятельность – это игра.

    Развитие данного процесса также имеет связь с возрастом ребенка, в котором он овладевает речью. С помощью нового образования ребенок способен включать в воображение, как конкретные образы, так и более абстрактные представления. Речь дает возможность ребенку переключаться с представления образов к деятельности и выражению этих образов с помощью речи.

    Когда ребенок овладевает речью, его практический опыт расширяется, более развивается внимание, это в свою очередь доставляет ребенку возможность с меньшим усердием выделять отдельные элементы предметов, которые воспринимаются ребенком, как самостоятельные и именно ими оперирует чаще всего в своем представлении. Синтез происходит с существенными искривлениями действительности. Не имея нужного опыта и достаточно развитого уровня критичности мышления, ребенок все еще не способен создать такой образ, который был бы достаточно близким к реальности. В ребенка появляется непроизвольное возникновение образов и представлений. Подобные образы чаще формируются соответственно к ситуации, в которой он перебывает.

    На следующем этапе воображение дополняется активными формами и становится произвольным. Такие активные формы этого процесса возникли в связи с активной инициативой всех взрослых, участвующих в развитии ребенка. Например, если взрослые (родители, воспитатели, учителя) просят ребенка сделать какое-то действие, что-то нарисовать, сложить, изобразить, они побуждают его к конкретному действию, тем самым активизируя воображение. Чтобы сделать то, что попросил взрослый, ребенку первоначально необходимо создать в воображении образ того, что должно выйти в итоге. Этот процесс является уже произвольным, потому что ребенок способен его контролировать. Немного позже он начинает пользоваться произвольным воображением без участия взрослых. Такой прорыв в развитии воображения заключается в самом характере игры ребенка, которая становится более целенаправленной и сюжетной. Предметы, которые окружают ребенка, становятся для него уже непросто стимулами к предметной деятельности, а становятся материалом в воплощении образов воображения.

    Когда ребенку ближе до пяти лет, он начинает строить, рисовать, комбинировать вещи в соответствии его замысла. Еще один яркий сдвиг в процессе формирования воображения проявляется в школьном возрасте. Способствует этому воспринимаемая информация, необходимость усваивать учебный материал. Чтобы успевать за одноклассниками, ребенку приходится активизировать свое воображение, это в свою очередь, способствует прогрессу развития способностей в переработке воспринятых образов в образы воображения.