Личностные качества современного оратора. Тонкости работы с аудиторией. Успешный оратор налаживает связь с аудиторией

Личностные качества современного оратора. Тонкости работы с аудиторией. Успешный оратор налаживает связь с аудиторией

Автор: Медведкова Людмила Николаевна, учитель начальных классов Макеевской общеобразовательной школы № 102
Описание материала : Предлагаю вам статью "Секреты успешного публичного выступления". Данный материал будет полезен тем, кто сталкивается с публичными выступлениями. Эта статья поможет вам познакомиться с психологическими приёмами воздействия на аудиторию во время публичного выступления и правилами их применения.

Секреты успешного публичного выступления


Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с публичным выступлением. По мере того как мы развиваемся в этом направлении, начинаем задумываться об успешности публичных выступлений. Мы стремимся к тому, чтобы наше публичное выступление произвело впечатление на аудиторию, цель была достигнута и главная мысль была донесена до каждого слушателя. Именно такие критерии мы выдвигаем успешному выступлению.
В чем же заключается успешность публичного выступления? Может быть, в яркой презентации с невероятно профессиональными анимациями, графиками, диаграммами, клипартами? Или может в образе элегантно - модно одетого выступающего, что, конечно, не может не произвести впечатления на аудиторию. Что же движет успехом выступлений?
Попробуем с этим разобраться. Для начала сформулируем определение. Успешное выступление – симбиоз риторики, техник актёрского мастерства (подача) и психологических приёмов.
В этой статье мы познакомимся с психологическими приёмами воздействия на аудиторию. Другими слова с тем, что влияет на людей, на не подсознательном уровне, но зачастую производит неизгладимое впечатление на аудиторию. Оттого насколько мы осведомлены психологическими приёмами будет напрямую зависеть, какое мы произведём впечатление: хорошее или плохое?

Рассмотрим такие вопросы:
Как правильно двигаться во время публичных выступлений
Как правильно стоять. Понятие «основная стойка» оратора
Куда деть руки во время выступления
Как правильно жестикулировать.

Казалось бы, что в этом сложного, стой как обычно, жестикулируй как можешь. Ничего «секретного» в этом не может быть. Однако, специалисты по ораторскому искусству, риторики определили то, что поза и жесты выступающего могут рассказать гораздо больше, чем сам выступающий со своей презентацией. Поза и жесты расскажут аудитории, какой оратор перед ними: уверенный в себе человек, открытый, харизматичный или наоборот – замкнутая личность, которая сама не верит в то, что говорит.
Залог успешного выступления – доверие аудитории к выступающему. Если аудитория доверяет оратору, то воспринимает его слова не поверхностно, а пропуская через себя; она открыта и готова к изменениям, которых добивается оратор, благосклонна к нему и щедра на аплодисменты и позитивные эмоции.

Успешное публичное выступление - несколько секретов
Прежде чем выйти на сцену, следует обратить внимание на осанку: спина должна быть прямая, подбородок смотрит вверх, плечи расправлены. Заметьте, что уверенные в себе люди всегда имеют правильную осанку, а сутулость, опущение плеч говорит о слабом волевом характере, неуверенности и склонности к депрессии, такой тип оратора не вызовет доверия аудитории и все заготовленные речи сведутся на ноль, не произведут должного эффекта.


Двигайтесь уверенно, не семените, в ваших движениях не должно быть ничего суетливого. Повернитесь к аудитории, окиньте скользящим взглядом весь зал от первого ряда до последнего, слева направо. Подарите своё персональное внимание как можно большему количеству людей. Так вы наладите зрительный контакт. Обязательно улыбнитесь, сделайте это максимально искренно, чтобы установить позитивный настрой и завоевать симпатию слушателей.
Для ораторов существует понятие «основная стойка», то есть то положение, в котором вы будете пребывать во время выступления, и если будете двигаться во время выступления, то не забывайте возвращаться в это положение.
Основная стойка оратора - это главная стойка оратора, с которой надо начинать речь и проводить большую часть времени на сцене.

Разберем основную стойку:
1. Ноги должны быть на ширине плеч, ни шире, ни уже. Тянем себя за макушку мысленно за виртуальную длинную ниточку в космос. Позвоночник распрямляется, осанка прямая.
2. Вес тела переносим на 60 % на переднюю ногу. Появляется легкий наклон корпуса вперед, вектор на публику. Как будто бы вы шли вперед, но приостановились. Передней ногой считается та нога, на которой вам удобнее переносить вес тела. Это надо подобрать по ощущениям.
3. Руки вдоль корпуса, локти чуть прижаты, ладони слегка развернуты на публику. Учтите, что руки вдоль корпуса только вначале, пока вы еще не начали говорить. Когда включается речь, то и руки должны ее поддерживать выразительной жестикуляцией, помогая оратору выражать свои мысли.
4. Подбородок чуть выше линии горизонта.
5. Глаза устремлены на публику. На лице «улыбка Джоконды» - готовность к улыбке, полуулыбка.

Для того чтобы показать свою значимость и вызвать уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство. Не таитесь где-то в углу сцены. Обязательно займите место в центре.
Не спешите сразу же начинать говорить. Обязательно сделайте паузу. Используйте паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами. Пауза также вам поможет за несколько секунд изучить пространство вокруг вас, определить, как вы его будете использовать. Помните театральную аксиому: чем талантливее актер, тем большую паузу он умеет держать.
Во время выступление необходимо двигаться по сцене, залу. Не стойте памятником перед аудиторией, старайтесь перемещаться небольшими шагами по сцене. Когда озвучите главную мысль своего выступления - можно приблизиться к слушателям, дабы подчеркнуть важность информации; задавая вопрос аудитории, отойдите немного назад, так вы снизите психологическое давление в этот момент. Все это поможет вам «оживить» своё выступление, сделает его более динамичным.
Выступающие чаще всего задают такие вопросы: « Что делать с руками?», «Как их правильно держать?»

Определим базовые положения рук выступающего:
1. Руки спокойно висят вдоль тела.
2. Руки домиком на уровне живота.
3. Руки с переплетенными пальцами (на уровне живота).
4. Одна ладонь лежит на другой (тоже на уровне живота).

Одним из важных структурных элементов выступающего является мимика и жесты. Мимика и жесты сопровождают мысль оратора, наглядно её демонстрируют, проясняют подтекст сказанного.


Мимика отображает настроение того, кто говорит, его отношение к предмету обсуждения.
Сопровождение речи соответствующими движениями мышц лица определяет искренность того, кто говорит, уровень заинтересованности смыслом сказанного. Мимика сопровождает и дополняет вербальную речь.
Получить наиболее целостное представление об ораторе и в немалой степени определяют успех его выступления - жесты. Жесты могут быть отрытыми и закрытыми.
Открытые жесты – это раскрытие рук ладонями вверх, это жест искренности и открытости.
Использование открытой жестикуляции способствует налаживанию контакта с аудиторией, создание доверительных отношений и формирование предпосылок для дальнейшего общения. А если мысленно обнять зал, к которому вы обращаетесь с речью, то эффект от выступления будет более выражен: найти общий язык и выстроить отношения с залом, побывавшим в ваших воображаемых объятиях будет гораздо легче.
Конечно, не стоит в течение всей речи протягивать к слушателям руки ладонями вперед – это уже будет выглядеть наигранно. Учитесь импровизировать. Не забывайте, что главное, это гармония ваших жестов, тона и речи, так вы будете выглядеть естественно и органично.


Самые лучшие жесты - на уровне груди. Они создают ощущение силы, спокойной властности и уверенности в себе. А прикосновения к телу, волосам и лицу создают впечатление неуверенности и озабоченности.
Тренируйтесь перед зеркалом. Можете записывать свои выступления на камеру, это поможет оценить себя со стороны, проанализировать использованные жесты, предопределить жесты для систематической отработки.
Что же такое закрытые жесты? Закрытые жесты - это все движения кулаков, манипуляции руками по направлению к себе и ладонями, «спрятанными» от зрителей.
Индира Ганди верно заметила, что рукопожатие невозможно, если руки сжаты в кулак.
Итак, для использования правильной жестикуляции во время публичных выступлений определим правила:
Симметрия
Жестикулировать следует двумя руками, так как если человек жестикулирует только одной рукой – то это часто смотрится неестественно.
Широта
Не бойтесь использовать широкие жесты во время выступления. Это поможет вам подчеркнуть весомость информации, предстать перед аудиторией открытым человеком, уверенным в себе. Не забывайте отрывать локти от боков, чтобы не было никакой скованности и зажатости в ваших жестах.
Законченность
Свободно жестикулируйте во время выступления и, если рождается новый жест, предоставьте ему шанс на существование, не прерывайте этот процесс.

Таким образом, осмысленное применение психологических приёмов поможет выступающему добиться успеха в публичных выступлениях, и стать не просто докладчиком, комментатором презентаций, а блестящим оратором.

Гениальные мысли, облекаемые в удачные словоформы, способны перевернуть мир. Но что делать, если ваш потрясающий проект необходимо представить перед незнакомой аудиторией, а вы катастрофически боитесь публичных выступлений? Говорить публично так, чтобы не усыплять аудиторию, а вдохновлять ее, увлекать в лабиринт собственных идей, заставлять задумываться над важными вещами и искать ответы, как бы сложно это ни было, дано не каждому. Однако попробовать освоить ораторское искусство вполне возможно. Только начните – и, может быть, это превратится для вас не только в способ самопиара, но и в занимательную психологическую игру. 8 секретов успешного оратора для аудитории 2.0 вы найдете в этой статье.

Ораторское искусство 2.0, или Как иметь успех, выступая публично

Прочитав название статьи, у пытливого читателя наверняка сразу возникнет ряд вопросов: «А почему ораторское искусство 2.0?», «И что тогда такое ораторское искусство 1.0?», «Чем они отличаются друг от друга?» и т. д.

Подобно компьютерным программам, в процессе совершенствования получающих очередной номер версии, мы присвоим продвинутым принципам умения выступать публично номер 2.0.

Итак, современные успешные ораторы – это люди, которые с первой минуты говорят интересно и полностью захватывают внимание публики. Их голос звучит ритмично. Они активно жестикулируют. Успешные ораторы не строят длинных, сложных предложений. Они излагают свои мысли кратко и просто, буквально на уровне 3 класса. Их речь – не скучный часовой монолог, а интерактивное общение со слушателем, наполненное примерами, обсуждениями, иллюстрациями и презентационными материалами.

Таким образом, ораторское искусство 1.0 – это нечто, оставшееся в прошлом, когда речь выступающего звучала скучно, монотонно, сложно, долго. Яркий пример ораторского искусства 1.0 – это выступления лекторов, политиков во времена СССР. Ясно, что подобного рода стиль общения с аудиторией не будет иметь успеха сегодня.

Согласитесь, что умение эффектно выступать публично пригодится для самой разнообразной профессиональной деятельности - и для политиков, и для юристов, и для педагогов, и для менеджеров по продажам, и для управленцев при проведении переговоров и презентаций любого уровня.

Как же стать успешным оратором? Как освоить ораторское искусство 2.0?

Во-первых , не стоит забывать, что главное впечатление на слушателя производит не то, о чем мы говорим, и даже не то, как мы говорим, а то, как выглядим при этом. Оказывается, 55% успеха у собеседника или группы слушателей обеспечивает ваша визуальная составляющая: как вы одеты, как причесаны, открытость ваших жестов, добродушность мимики, уверенность движений и т. д. Успешный оратор должен выглядеть либо немного необычно в глазах публики (ультрамодные джинсы, контрастные украшения и т. д.), либо чуть лучше, пафоснее ее (сверхэлегантный костюм, блестящая лаковая обувь, дорогой аксессуар и т. д.).

Во-вторых , вы должны учиться активно жестикулировать. Большинство людей не умеют читать язык жестов, но подсознательно они воспринимают метасообщения, которые вы несете различными движениями. Так, чаще демонстрируя публике открытые ладони, вы тем самым говорите о добрых намерениях, открытость и располагаете к себе слушателей. Говоря о плюсах и положительных моментах предмета вашего выступления, вы можете усилить сказанное жестом «О-кей» или «Класс». Выслушивая оппонента, кивайте головой, даже, если в чем-то не согласны. Тем самым вы показываете свое подключение к человеку. Потом вы сможете возразить ему, но ваше первоначальное кивание уже смягчит ваше возражение. А вот держать руки за спиной или складывать их на груди не стоит. Таким образом вы демонстрируете свою закрытость или скрытность. Кроме того, вы должны быть конгруэнтны – т. е. ваши жесты, движения, мимика должны быть согласованы с теми словами, которые вы говорите, усиливать их смысл, а не противоречить им.

В-третьих , во время монолога говорите эмоционально: чаще меняйте темп речи, высоту и громкость голоса. 38% впечатления, которое вы произведете на аудиторию, зависит именно от того, как вы говорите. Вы не должны говорить быстро. Особенность женской речи состоит в том, что чем быстрее вы говорите, тем больше ваша речь начинает напоминать писк.

В-четвертых , в арсенале хорошего оратора должно быть много примеров, наглядной статистической информации, афоризмов, анекдотов, притч по теме. Все это подогреет интерес публики к выступлению, вернет внимание, заострит его.

В-пятых , будьте корректны при отработке возражений своих слушателей. Избегайте частицы «не». Лучше использовать при этом словесные конструкции «Да, и...» или «Да, и поэтому...».

В-шестых , учитесь парировать каверзный вопрос с юмором. Если же публика вялая и не задает вопросов, задавайте их сами, раскачивайте слушателей, обращаясь за советом, интересуясь мнением.

В-седьмых , не забывайте благодарить собеседника за заданный вопрос, а чтобы выиграть время на продумывание ответа, можно повторить вопрос, перефразировав, уточнив его.

В-восьмых , записывайте ваши выступления на видео. Это отличный инструмент для последующего анализа вашего выступления, работы над ошибками и самосовершенствования. Ни одна обратная связь не сослужит вам более качественной службы, чем просмотр на видео своего выступления.

Однако самым лучшим учителем ораторского мастерства является практика. Чем чаще вы выступаете публично, тем более матерым оратором становитесь. С практикой приходит уверенность в подаче материала, опыт качественной отработки возражений и непринужденная манера держаться на публике.

Успехов вам и хорошей аудитории!

Наверное, вам не раз приходилось присутствовать на таких выступлениях, во время которых многие не скрывали свою сонливость, полную апатию ко всему происходящему, разочарованность и даже раздражение? А теперь представьте на минутку, что к вашим выступлениям могут относиться таким же образом, ведь многие, находясь за трибуной, совершенно не чувствуют настроение зала, не видят равнодушные лица зевающих людей. Разве плохо учиться быть лучшим, плохо перенимать опыт людей, владеющих ораторским искусством в совершенстве? По-моему, ответ очевиден, а самая большая глупость верить в то, что ты все умеешь и можешь делать лучше других.

Приемы и тонкости ораторского искусства

Не секрет, что риторика – наука, изучающая искусство речи, предполагает некоторые хитрости, используемые ораторами для еще бόльшего влияния на аудиторию.
1. Нельзя свое затягивать слишком сильно, 20 минут будет вполне достаточно, чтобы вас услышали окружающие. Растягивать монолог на более длительный временной отрезок можно лишь в том случае, если вы мастер слова, а люди вам готовы платить просто за то, чтобы вы говорили без умолку.
2. На людей обязательно подействует прием внесения небольшой интриги. Например, после произнесенных враз: «Со мной лично произошло следующее…», «Как-то раз я …» и т.д., вы непременно заметите заинтересованные взгляды своих слушателей. Что произошло? Аудитория включилась в монолог, а ее сознание готово слушать истории из вашей жизни. Используйте этот способ привлечения внимания, ведь все великие ораторы были великими мастерами интриги, причем, «истории из жизни» далеко не всегда были таковыми.
3. Каким бы серьезным, ответственным и сложным не был ваш доклад, в процессе изложения материалы прибегайте к юмору. Разбавляйте свое выступление оригинальными шутками и случаями из собственной жизни или жизни своих коллег, знакомых, друзей и т.д. Главное, чтобы шутки аудитории не показались «плоскими» или вульгарными. Иногда именно юмор является лучшим аргументом, который помогает поднять настроение залу, немного разрядить нагнетенную атмосферу, не отвечать на провокационные вопросы.
4. Ораторское искусство – это ценный дар, которым обладает не каждый. От природы такой талант дается лишь единицам, остальным приходится учиться тонкостям и нюансам публичного слова. Одним из таких секретов является экспрессия (эмоциональность). Но проявление этого качества должно быть природным и естественным. В противном случае окружающим вы покажитесь не обаятельным и интересным, а …неадекватным и смешным.
5. Молчание – золото? Любой человек, владеющий приемами риторики, ответит утвердительно: «Да!». Если выступление публичное, это вовсе не означает, что вам необходимо говорить, не замолкая. Ученые давно доказали, что молчание оказывает бόльшее влияние на сознание, чем крик. Оно, как бы, активизирует его включение. А вы, в свою очередь, предоставляете слушателям шанс подумать, поразмышлять. Поможет этот секрет и тем, кто слишком волнуется перед аудиторией, неуверенно держит микрофон. Самой большой ошибкой может стать признание в том, что у вас было мало времени на подготовку выступления. После этих слов внимание и интерес слушателей мгновенно пропадет, а вам не останется ничего, как «дотянуть» свой рассказ до конца. Лучше немного помолчите, если сбились или что-то забыли, а зал на самом деле и не поймет, в чем действительная причина вашей паузы. Лучше попробуйте сыграть на контрасте и после молчания, начнет эмоциональное озвучивание вслух новой мысли. Это нравится слушателям, внимание которых будет практически заворожено.
6. И последнее: никогда не забывайте, что закрепить и отшлифовать полученные навыки поможет постоянная практика. Не брезгуйте любыми возможностями публичного выступления, потому что только так вы сможете достичь пика своего мастерства.

В чем вам может помочь обучение риторике?

Риторика. Если вы действительно твердо решили овладеть талантом публичной речи, в этом вам помогут специальные курсы, на которых расскажут не только об определенных приемах и секретах, но и научат, как правильно пользоваться полученными знаниями. Если вам кажется абсурдной сама мысль о том, чтобы учиться правильно говорить, ведь вы «говорите с рождения», обучающие тренинги или курсы изменят ваше сознание в корне. Буквально на первом занятии вы окончательно убедитесь в том, что об ораторском искусстве не знаете практически ничего, а держать внимание зала вам просто не под силу.

На первых «парах» обучения шаги будут робкими, а чувство страха и стеснения будет предательски подводить в самый неподходящий момент. Однако потом вы поймете, что постижение чего-то нового является увлекательным путешествием в мир непознанного, но чего-то очень интересного. К тому же, при обучении применяется не «голый» подход, а такие тонкости, как юмор, игра, коллективная работа и все то, что может прохождение курсов сделать максимально удобным и увлекательным.

Ораторское искусство является одним из наиболее ценных навыков, позволяющих грамотно и красиво донести свою точку зрения до широкого круга слушателей. У немногих имеется врожденная способность к таким выступлениям.

Те же, кто постиг секреты ораторского искусства, имеют большие шансы стать выдающейся личностью и достичь практически в любой сфере удивительного успеха, будь то политика, искусство, бизнес и т.п.

У настоящего оратора должен быть в распоряжении ряд качеств, которые обеспечат его успех в публичных выступлениях. Во-первых, ему следует быть начитанным и эрудированным, для того чтобы в нужный момент суметь для выражения своих мыслей подобрать правильные слова. Во-вторых, речь выступающего должна быть четкой и грамотной, для целевой аудитории слушателей она должна быть понятна. В-третьих, профессиональный оратор должен уметь сохранять в процессе презентации хладнокровное спокойствие, подчиняя волнение своей воле.

  • Искусство ораторского мастерства

Основные критерии, которым необходимо соответствовать искусному оратору

В первую очередь у оратора должен быть хорошо поставленный голос и четкое произношение, поскольку они служат залогом внятной и красивой речи. Этого можно достичь, правильно выговаривая согласные и чисто произнося гласные звуки. Для того чтобы речь выступающего доставляла его слушателям и ему самому удовольствие, необходимо практиковаться посредством упражнений для развития голоса.

Кроме того, чтобы в процессе вашего выступления случайно не вырвалось жаргонное выражение, необходимо исключить из своего лексикона многие низкопробные сленговые слова.
Следите за тем, чтобы ваш голос звучал плавно, поскольку это позволяет сформировать благосклонность аудитории. Громкость и темп следует выбирать исходя из количества слушателей и места. Медленная и громкая речь идеально подходит для многочисленной аудитории. Следите также за интонацией.
Для того чтобы вас аудитория вас слушала, нужно хорошо разбираться в обсуждаемой теме и выступать в разрезе тех аспектов, которые интересны вашим зрителям. Если свое выступление строить в форме диалога с публикой, вам будут обеспечены устремленные на вас из зала заинтересованные лица.
Всегда говорите только о главном во время презентации, исключая лишние ненужные вопросы второстепенного порядка.
Обратите внимание, что хороший оратор должен придерживаться нейтралитета в отношении различных спорных аспектов. Будьте умелым дипломатом, а не агрессором - иной раз лучше промолчать.

Если вдруг, в процессе выступления перед публикой, вы были вовлечены в дискуссию, то вам нужно быть максимально объективным. В процессе публичного диалога вы можете столкнуться с мнением, которое противоречит вашему. Не пытайтесь переспорить, а просто примите и признайте право человека на собственное мнение. Целью любой дискуссии должно быть примирение нескольких сторон.
Помните, что в процессе диалога нужно вести себя уравновешено и корректно. Не идите на поводу у эмоций. Искусство ораторской речи состоит в гармоничном сочетании уверенности и спокойствия.
Старайтесь говорить по теме, поскольку уклонение от основной темы и конкретных высказываний будет раздражать как наблюдателей, так и оппонентов. Наоборот, ясные и четкие мысли помогут убедить слушателя поверить вам и тому, что о чем вы говорите.

Говорить начинайте только после того, как убедитесь, что ваш оппонент завершил свою мысль. Умение выслушать собеседника является очень ценным качеством.
Искусное владение ораторским мастерством предполагает, что у выступающего имеются в наличии некоторые личностные качества. К ним относятся внутренняя собранность и спокойствие, хорошее воображение и память, склонность к саморазвитию . Кроме того, не будет лишним и такое качество, как проницательность. Также очень важно красноречие, поскольку умение формулировать в привлекательной форме свои мысли – большой дар. Уверенность является важной составляющей профессионального оратора, ведь эта черта заряжает публику, и она подсознательно начинает доверять каждому высказыванию выступающего. Коммуникабельность позволит вам подобрать «ключ» к любому собеседнику или слушателю, поэтому старайтесь всячески развить данный навык.

Следите за пластикой своего тела. Если ваши движения будут плавными, то это сыграет вам на руку. Также в лучшем свете выставит вас хорошая осанка. Не сутультесь, или наоборот, раскидывайтесь на кресле. Помните, что на вас устремлены все взгляды, поэтому будьте собраны.
Во время разговора, смотрите всегда на того, к кому вы обращаетесь. Речь оратора должна исключать любую небрежность. Старайтесь, чтобы мимика вашего лица совпадала с тем, о чем вы говорите, иначе вас могут уличить в неискренности.

База ораторского искусства заключается в том, что в процессе спича вы повествуете об одной основной идее, и все ваши реплики и заявления должны быть направлены только на нее или к ней подводить. Постарайтесь убрать из сознания все мысли, которые не относятся к основной цели. Если вы упорядочите у себя в голове информацию, которую собираетесь донести, то ваше выступление будет максимально последовательным и логичным. Старайтесь постоянно держать в поле зрения то, о чем хотите говорить. Помните, чем больше интереса вы проявляете к предмету диалога, тем качественней будет ваша речь.

Необходимо также помнить о том, что конструктивная критика – это неотъемлемое составляющее любого диалога с публикой или оппонентом. Если вас в чем-то обвиняют, принимайте это спокойно, и продвигайте свою мысль уверенно. Критиковать же оппонентов лучше снисходительно и аккуратно. Так вы убедите в своем позитивном настрое, и не будете выглядеть в глазах собеседника врагом.

  • Основные аспекты работы с аудиторией

Во-первых, необходимо понимать, что слушатели различаются по многим признакам: возраст, образование, пол и т.п. Поэтому нужно учитывать, перед кем вы собираетесь выступать и о чем говорить, иначе можете столкнуться с равнодушием или, еще хуже, агрессией.

Во-вторых, ораторское искусство подразумевает умение завоевывать внимание аудитории, поэтому перед выступлением постарайтесь максимально продумать то, что вашим зрителям будет интересно услышать.

В-третьих, оратор должен осознавать, что от него хочет услышать аудитория, и предоставить это ей. Понимание потребностей каждого слушателя позволит сделать выступление интересным.

В-четвертых, ораторское мастерство базируется на позитивном отношении к оппоненту, даже если целью выступления является критика.
Помните, что позитивно настроенный человек вызовет в аудитории такие же чувства, а это значит, что во время выступления выступающий сможет достичь поставленных целей без проблем.

Выступая перед слушателями, очень часто, люди строят слишком сложные для восприятия предложения и используют длинные слова. Во-первых, это может запутать самого оратора, а, во-вторых, путает его слушателей. Поэтому такого формата построения речи лучше избегать.
Кроме того, начинающие ораторы нередко допускают ошибку, когда употребляют безличные предложения. При таком формате общения с аудиторией может появиться недоверие, поэтому употребляйте больше определенно-личных местоимений.

  • Не проявляйте нерешительность. Держитесь самодостаточно и делайте больше утверждений.

Правильно оценивайте аудиторию, и не применяйте сленговые выражения, которые ваши слушатели могут не понять. Продумывайте каждую шутку, каждый тезис, каждое предложение и т.п.
Найдите оптимальный баланс между вопросительными и утвердительными предложениями. Свою речь разбавляйте мягкими вставками, например, «помимо всего прочего», «также» и т.п.
Кроме того, неумелые ораторы очень часто терпят фиаско, не зная как правильно задавать аудитории вопросы. Помните, что если вы хотите ваших слушателей вывести на активный диалог, то для этого вам необходимо использовать открытые вопросы.
Ну и, наконец, никогда не отводите от аудитории взгляд. Постоянно поддерживайте с аудиторией зрительный контакт, и тогда ваше выступление станет убедительным и более ярким.

Многие из нас хотят обучиться ораторскому искусству, для того, чтобы лучше доносить свои мысли в кругу друзей и профессиональной сфере. Но никто не подозревает, что для изучения всех тонкостей необходимы годы. Помимо того, что вам следует усвоить теорию, такую, как приемы ораторского выступления, их и применение, необходимо ещё и научиться применять её на практике. Лишь спустя неопределённый срок вы научитесь правильно оперировать всем этим, и ваша техника речи улучшится в разы. Но сначала давайте изучим ораторские приемы, их виды и правила обучения.

Виды приемов ораторского выступления

Условно ораторские приемы можно разделить на несколько классов или, так называемых, «видов». Классификация позволяет составить более структурированный план изучения и последующей практики, чтобы вы могли шаг за шагом стремиться к совершенству владения речевыми оборотами и уловками. Так, существуют следующие приемы ораторского искусства:

  1. Тропы – это различные виды сравнений, позволяющие избавить вашу речь от ненужных повторов и, в случае необходимости, выразить подходящий эмоциональный накал во время выступления. Если вы хотите в совершенстве изучить секреты ораторского искусства, то начать стоит с эпитетов, метафор и аллегорий, которые позволят вам хорошо овладеть как публицистикой, так и академической речью. К тому же, зачастую, когда необходимо объяснить сложную терминологию или технологию, на помощь всегда придут аллегории.
  2. Повторы – противоположность выше обозначенного вида ораторских уловок, позволяющие сконцентрировать внимание публики на конкретном факте или моменте выступления. Как и с тропами, их необходимо уметь использовать, не перенасыщая свою речь, чтобы сохранять баланс. Применяемые разновидности повторов и троп напрямую зависят от того вида речи, который вы решили использовать в конкретном случае. Так, при , лучше применять дословное повторение основных пунктов зачитываемого плана, чтобы сказанное лучше закрепилось в голове слушателей.
  3. Фокусировка является одним из методов подстройки материала под аудиторию. Необходимо понимать, перед кем вы выступаете, и что для этой аудитории будет являться основным в ваших словах. Один из элементов данного вида – фрейминг, что в переводе с английского – «Разбиение на части», остается важным элементом нейролингвистических техник программирования людей. Это умение преподнести идею людям так, чтобы они подумали, что это их собственная задумка. Фрейм – это своего рода контекст, в котором вы преподносите то или иное высказывание. Подобно выставлению запятых в предложениях, он может в значительной степени изменить основной смысл вашей речи. На эту тему лучше всего прочитать книгу «Фокусы языка» от Роберта Дилтса, в которой он описывает, как можно преподносить одну и ту же мысль, а также, каким образом изменить угол восприятия людей на подходящий оратору. Выделяют 14 основных приемов фрейминга, упрощающих преподнесение материала.
  4. Софизм является ложным высказыванием, преподносящимся под видом аксиомы. Его часто используют в философских дебатах и церковных речах, дабы запутать оппонента. Суть заключается в том, что вы сознательно хотите ввести слушателя в заблуждение, чтобы затем показать оттуда выход, сконцентрировав его внимание на той или иной проблеме. Софизмы можно разделить на логические и терминологические, одним из известных является слово «Буквально», которое часто используют в неправильной трактовке. Софизмы делятся на открытые и скрытные, к последним прибегают в крайнем случае. Цель их также диаметрально противоположна, ведь в первом случае вы стараетесь завоевать доверие аудитории, показав свою открытость и хорошую логику. Во втором же оратор старается сознательно ввести слушателей в заблуждение, дабы преподнести ту или иную мысль под нужным углом. Будучи уличенным в скрытом софизме, вы рискуете потерять внимание и доверие публики, что приведет к плачевному исходу, поэтому стоит быть крайне осторожным с этим инструментом.
  5. Другие приемы, к которым относятся различные методики приукрашивания речи и выражения своих мыслей. К ним относится аллегория, которая также применяется в тропах, но зачастую не причисляется к данному виду ораторских приемов. Этот вид изучается после того, как вы освоите все остальные, и является ювелирным инструментом, позволяющим доточить вашу технику, избавив речь от возможных недугов или, наоборот, приукрасив уже сформированное ораторское искусство.

В каждом виде от 4 до 15 различных приемов, и рассказ о каждом займет много времени. Давайте выделим основные приемы ораторского выступления и их содержание, с которых стоит начинать знакомство с , и которые необходимы каждому человеку, выступающему перед публикой или желающему улучшить свою речь.

Среди троп стоит выделить два основных инструмента, которыми пользуются чаще всего:

  • Сравнение является базовым приемом, позволяющим вам избавиться от ненужных повторов или лучше донести свою мысль. Чаще всего применяется в риторике и обладает высокой убеждающей силой, которая стимулирует у слушателей ассоциативное или образное мышление, в зависимости от того, как вы используете инструмент. Первый вариант лучше подойдет для мужской аудитории, а второй – для женской, из-за особенностей психологии. Также сравнение выгодно использовать для того, чтобы слушатель запомнил числовую информацию, которая первой улетучивается из памяти после лекций или тренингов.
  • Метафора – не следует путать с аллегорией, ведь в метафоре больше именно от сравнения с небольшим творческим оттенком. Особенность в том, что все образы не создаются искусственно, а являются частью увиденного или услышанного оратором.

Среди остальных видов приемов вам следует изучить и попрактиковаться в:

  1. Аллегориях или наглядном воплощении идей и мыслей.
  2. Хиазме или аналогии пассивного и активного времени в английском языке. Это крестообразное изменение последовательности слов для гиперболизации посыла.
  3. Призывах – это также крайне важный элемент любой мотивации и известный прием ораторской речи.
  4. Варьируемых повторах. Являются смесью дословного и синонимичного повторов.
  5. Фреймах. Крайне важно попрактиковаться преподносить свою мысль так, чтобы слушатель понял её с правильной точки зрения.


Правила обучения приемам

Ораторские приемы проще всего освоить, руководствуясь тремя основными правилами:

  • Изучи ораторский прием.
  • Опробуй речевой инструмент.
  • Примени речевой инструмент.

Таким образом, ваше выступление должно на 60 процентов состоять из практики, дабы в ответственный момент вы могли быть уверены в том, что сможете выступить без запинок и правильно использовать все приемы построения ораторской речи.

Секреты и техники опытных ораторов

У многих в голове закрепился образ, что опытные ораторы обладают какими-то сокровенными знаниями, недоступными простым смертным. На самом деле никаких секретов нет, они используют известные приемы ораторского выступления, оговоренные выше, просто умеют правильно их варьировать и выстраивать структуру своего выступления в соответствии с его целью.