День матери сырой земли. Мать Сыра-Земля — богиня всей земли

День матери сырой земли. Мать Сыра-Земля — богиня всей земли

Мать Сыра Земля - богиня земли, плодородящая мать, супруга Неба, самый любимый и важный персонаж в славянской мифологии с древнейших времен и до наших дней.
Богиня Мать Сыра Земля ("Плодородие") - место для действия Верховного Божества, место взращивания плодов, место для здоровья и творчества.
У всех народов с незапамятных времен считалась одновременно естеством и божеством, есть понятие о Земле как о Матери - чувствующем, живом разумном существе женского рода, питающем всё живое вокруг. Из её плоти всё произрастает и в неё всё, распадаясь, уходит. Её воздухом всё дышит и в её водах всё омывается. Всех она любит, всех питает, добрым силу даёт, укрывает от опасности и спасает, злых может наказать землетрясениями и потопами, но скорбит о грешных детях своих.
Образ Матери-Земли восходит к очень глубокой древности, уже позже создали системы, где во главе божественного пантеона непременно стоит Бог-Отец, да и боги преимущественно мужского пола, но всё это произошло во времена давно утвердившегося патриархата. Однако даже сквозь такие патриархальные схемы проглядывают черты устойчивых древних представлений о космическом женском божестве, о Великой Матери Мира: будь то это Гея или Кибела, олицетворение матери-природы. В каждой мифологии обязательно найдётся такое женское божество. Однако, именно у славян почитание Матери Сырой Земли было наиболее сильным.
Богиня-Покровительница Мидгард-Земли, так в древности наши пращуры именовали нашу зелёно-голубую планету, материнскую колыбель всего человечества. Они неустанно благодарили её за щедрые дары, слагали и пели в честь неё песни, и она платила за любовное отношение к ней людей своей материнской заботой: леса дарили ягоды, орехи, фрукты, богат и разнообразен был животный мир, реки и моря полны рыбой.
Мать Сыра Земля всегда рядом с человеком. Она его кормилица и поилица, и к её помощи, как к помощи матери, человек всегда прибегает в трудные моменты жизни. Сменялись боги на небе, на месте одних появлялись другие, и только Мать Сыра Земля оставалась для людей вечной кормилицей, дававшей жизнь всему, что на ней обитало.
Земля считалась воплощением воспроизводящей силы природы, поэтому ее и уподобляли женщине. Оплодотворенная дождем земля давала урожаи, кормила людей, помогала продолжить род. Земля в народном сознании была символом богатства и изобилия; так, на свадьбе невесте желали быть здоровой как вода и богатой как земля.
С принятием христианства образ матери земли сблизился с образом Богородицы, постепенно сложившись в культ Богородицы-земли.
Мать Сыра Земля издавна почиталась человеком, как Мать-Богиня. Земля - Космическое Божественное Существо - Логос.
Мать-земля имеет свою собственную Кундалини. Она не является просто мертвой Землей. Она понимает, мыслит, координирует и создает.

Считалось, что у земли есть именины, которые отмечали в Духов день. В этот день категорически запрещалось пахать, боронить и вообще заниматься какими-либо земляными работами, например, втыкать в землю колья.

МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ - ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Пословицы и поговорки – СВЯЩЕННЫЙ ДАР БОЖЕСТВЕННЫХ ПРЕДКОВ своим потомкам. Пока мы их знаем, понимаем и передаём своим детям и просто другим людям, ЖИВОЕ СЛОВО ПРЕДКОВ и БОГОВ летит во времени и пространстве из Светлого прошлого в Светлое будущее. Для меня приведённые ниже пословицы - это наставление, заповедь и напутствие на жизни. Когда мы их произносим, мы как будто поминаем всех, кто когда-то говорил эти слова, становимся с ними единым целым. Когда они становятся для нас жизненными принципами, мы приобщаемся к СВЯЩЕННОЙ ТРАДИЦИИ НАРОДА, становимся звеном ЗОЛОТОЙ ЦЕПИ.

От ЗЕМЛИ взят, ЗЕМЛЁЙ кормлюсь, в ЗЕМЛЮ уйду.

Упал – так целуй МАТЬ ЗЕМЛЮ да вставай на ноги.

Добра мать до своих детей – а ЗЕМЛЯ до своих людей.

МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает.

Как не добр кто, а всё не добрей МАТЕРИ СЫРОЙ ЗЕМЛИ.

Всякому худому да доброму ЗЕМЛЯ даёт приют, да хлеба кусок.

Век живешь, маешься, бездомником скитаешься, а помрешь, в СЫРУЮ ЗЕМЛЮ уйдешь, в СЫРОЙ ЗЕМЛЕ свой дом найдешь.

Нужна рыбе вода, птице шири небесная, а человеку нет ни чего важнее МАТЕРИ СЫРОЙ ЗЕМЛИ, умрешь, и то в неё уйдёшь.

Корми, как ЗЕМЛЯ кормит, учи, как ЗЕМЛЯ учит, люби, как ЗЕМЛЯ любит.

Кому ЗЕМЛЯ Мать родная, а кому и мачеха, да всё одно, как время придет, и пасынка к сырой груди прижмёт, не оттолкнет, не погубит, к себе возьмёт, на вечные веки приголубит.

Склонись над ЗЕМЛЁЙ, придёт срок, и ОНА над тобой склонится.

Кто не возьмёт с собой в чужедальний путь горсть РОДНОЙ ЗЕМЛИ, тому её никогда уже не увидеть.

МАТЬ ЗАМЛЯ излечит лучше всякого знахаря, и за леку не возьмёт.

Не делай ЗЕМЛЕ зла, будешь жить в добре.

Без РОДНОЙ ЗЕМЛИ и в НЕБЕ скучно.

МАТУШКЕ ЗЕМЛЕ кланяйся низко – к хлебу будишь близко.

ЗЕМЛЮ грех бить она весь МИР живит.

Телеса наши от ЗЕМЛИ, кости от камней, кровь от рек.

Всё живое ЗЕМЛЁЙ рождено и питается ею.

Не лги – ЗЕМЛЯ слышит.

ЗЕМЛЯ нам МАТЬ и ОТЕЦ.

Слушай ЗЕМЛЮ она всё по делу речет.

С РОДИМОЙ ЗЕМЛИ – умири, не сходи.

Всё рождает ЗЕМЛЯ, и всё берёт она опять.

Кто сыновним поклоном отчётливым не поклонится МАТЕРИ ЗЕМЛЕ, на того она после смерти не пухом ляжет, а грудой каменной.

--------------------

Обращения к ЗЕМЛЕ:

МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ, дай ты мне своей силы на доброе дело.

МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ, благослови дело рук моих.

МАТЬ ЗЕМЛЯ, или здоровья дай или к себе забирай. (когда болеют)

ЗЕМЛЯ, ЗЕМЛЯ СЫРАЯ РОДИМАЯ, всех ты МАТИ, прими меня в недро своя. (когда помирают)

Только тот может говорить, что он абсолютно свободен, кто признаёт абсолютную зависимость от МАТЕРИ ЗЕМЛИ. (от Бахаря)

Своя земля и в горсти мила.
На родной стороне и камешек знаком.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
Терпелив как Земля
Человек при ЗЕМЛЕ, что дитя при МАТЕРИ

Помогай ЗЕМЛЯ от Закату до Рассвету да от первых звёзд да первых петухов

Бывало, отвечали хлебосольные хозяйки, когда их благодарили за угощение – не я кормлю, ЗЕМЛЯ кормит.

Бывало, приговаривал добрый родитель, охаживая прутом непослушное чадо – не я учу, ЗЕМЛЯ учит.

Ну а знахарь – целитель так говорил – не я лечу, ЗЕМЛЯ лечит, нальёт в крынку воды да льёт на болезного, а сам приговаривает «с головы на спинку со спинки на глинку, поглоти, МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ, всякую худобу».
На чужой ЗЕМЛЕ и Весна не красна.
Тот кто долгов не нажил только ЗЕМЛЕ кормилице и должен.

МАТЬ ЗЕМЛЯ-НАСТОЯЩЕЕ. ТЕОРИЯ ГАЙЯ (ПОСВЯЩАЕТСЯ ДНЮ МАТЕРИ)...

ТЕОРИЯ ГАЙЯ: “Примитивные народы знали, что Земля живая! У нее есть сознание. Они знали, что с ней можно говорить, и она говорит с вами. Они знали, что если вы чествуете ее, она будет чествовать вас в ответ…и что вы никогда не возьмете больше, чем отдали. Земля – сущность, вибрирующая и живая…”

Космическая Мать-Земля, супруга Неба, Мать всего и вся на Земле, не видящая разницы между добром и злом. У ацтеков Земля называлась Тонанцин - «наша мать». У китайцев - это богиня Хоу-Ту, похожая на греческую богиню Земли - Гею. В скандинавской мифологии богиня Земли Ёрд была матерью Тора и дочерью Аннара. В славянской мифологии Мать-Землю представляет Мокошь.

Мать-Природа Милостивая, всемогущая и одновременно жестокая Мать-Природа управляла всем, от чего зависел человек: дождями и засухами, жарой и морозами, удачей в охоте и собирательстве… С развитием человечества в некоторых религиях Мать-Природа стала делиться на покровительницу охоты (в греческой мифологии - Артемида) и земледелия (Деметра). Однако в других религиях образ Матери-Природы не разделился. Например в славянском язычестве эту роль, по совместительству с Матерью-Землей до конца имела Мокошь.

Mother Earth (Within Temptation) - перевод песни

Птицы и бабочки,
Реки и горы она создаёт,
Но ты никогда не узнаешь
Её следующего шага.
Ты можешь постараться,
Но бесполезно пытаться узнать почему
Невозможно контролировать её.
Она идёт по своему пути
До конца времен всем управляет она.
Она отдаёт и забирает.
До конца времен всем управляет она
Она идёт по своему пути.
Вздыхая каждый раз,
И каждый раз делая выбор,
Мы всего лишь идем по её пути.
Я ищу силы
Веровать, что твоя душа продолжает жить.
До конца времён
Я буду нести это с собой.
Когда-то ты узнаешь, мой дорогой
Что ты не должен бояться.
Конец всегда даёт начало чему-то...
До конца времён...


Теория Гайя (Gaia theory; от Гея, древнегреческая богиня Земли) - это теория, в основе которой лежит гипотеза о взаимодействии живой материи с ее окружением. Наша планета Земля обладает “разумом”, связаннным с остальными “живыми” планетами.

Автор биосферной “теории Гайя” британский эколог Джеймс Лавлок (James Ephraim Lovelock, 1919) утверждает, что Земля, стремясь к самосохранению, может уничтожить человечество, которое оказывает на природу негативное воздействие.
Земля - это единый организм, постоянно развивающийся и стремящийся к самосохранению, активно отвечая ураганами, цунами, жарой, морозами и другими климатическими проявлениями на негативное действие человка на природу.
“Мы - цель Гайи, мы фактически уже в состоянии войны с ней”, - тезис Джеймса Лавлока. Человечество должно бережно относиться к Земле, иначе Земля убьет его, рано или поздно.
Теория Гайя, сформулированная Лавлоком, вдохновителем “зелёных”, еще в 1968 году, на сегодняшний день, в связи с так называемым глобальным потеплением, как никогда актуальна.


ТЕОРИЯ ГАЙЯ В НАШИ ДНИ:

По данным ООН, количество чрезвычайных происшествий, связанных с погодой (погодные аномалии - наводнения, засухи, тайфуны, смерчи), за последние четверть века утроилось.
Эти данные и прогрессирующее потепление заставили британского климатолога Лавлока изменить свою пессимистичную точку зрения на будущее планеты на еще более безрадостную.
Профессор Джеймс Лавлок заявил в одном из номеров журнала Atmospheric Science Letters, что климатические процессы на планете прошли так называемую “точку возврата”, после которой возвращение климата в прежнее, более равновесное, состояние невозможно. И человечество, по всей видимости, вряд ли сможет пережить эпоху глобальных перемен.
“Миллиарды погибнут еще до конца столетия, - полагает Лавлок. - Я погибну. Лишь малая толика людей, может быть, выживет в Арктике, где, как раз, климат останется еще относительно терпимым”.

Теория Гайя - простое объяснение сложных процессов. Агрессия порождает агрессию. Эту истину никто не отменял. Но я бы посмотрел на теорию Гайя с другой плоскости.
Те глобальные изменения, которые мы наблюдаем сейчас, - это результат более глобальных процессов на Земле. Человеческий фактор накладывает свой отпечаток на изменение климата, но не определяет его.

Земля - это действительно очень сложный единый организм - Суперорганизм! И этот организм постоянно развивается, эволюционирует: нарастают энергии на планете, изменяется климат и так далее. Процесс эволюции Земли сложный и Необратимый!


Земля как Суперорганизм обладает “Разумом”. Ученые говорят, что вода (а она занимает 71% поверхности Земли) имеет некую “память” (труды профессора Масару Эмото (Masaru Emoto), фильм “Великая тайна воды”): аккумулирует в себе информацию. Наша планета говорит о своем развитии, подталкивая человека следовать за ней. И человек должен это понимать, ради собственного выживания…
Человек и Земля это Единое целое! Единое подразумевает единое развитие. Человек должен пользоваться тем, что дает ему его Земля.


На тему “Земля и человек” можно говорить еще очень долго. Но одно понятно, Гайя никогда не будет “воевать” с человеком. Она лишь предостерегает (Земля “разумнее” человека) и направляет нас на нужный путь развития, на путь, который мы должны пройти, чтобы жить и дальше на нашей Великой Земле.


Мать Земля, Бог Воплощенный!
Мать миллионов людей!
Мой дом – планета, из которой я черпаю эту жизнь.
Леди Света и Эссенция нашего Присутствия!
Мы придвигаемся ближе к Тебе, вдыхая Воздух Небес, что Ты Есть.
Когда мы зажигаем наш огонь,
и Аромат Твоего Бытия пронизывает атмосферу нашей общей жизни,
мы соединяем наши сердца с Твоим
и чувствуем теплоту Мощь Твоего Пламени.
О, благословенная Тера,
чьи воды неустанно бегут, так чисты и прозрачны.
Отмой меня от всего, что пачкает Твое Божественное Совершенство.
Покажи мне направление, которым я должен бежать,
И как стремительны воды,
я тоже могу стать единым с Могущественным Морем всего Создания.
Я вдыхаю мягкость Твоего Присутствия в каждом мхе и лишайнике,
я стою обновленный на Твоих величественных вершинах и холмах.
Ты даешь мне приют под деревьями многих славных лесов.
И я чувствую Силу, которая Твоя и моя.
В то время, как я добываю богатства
в совершенстве Твоей драгоценной почвы.
В то время, как я шагаю
Твоими многочисленными тропами через леса и поляны,
и прогуливаюсь по мириадам Твоих песчаных берегов,
я прошу, чтобы Ты вдыхала в меня все, что Твое, чтобы дать,
и я вместе с Тобой выдохну Энергию Жизни, которая также и моя.
И так Ты я в Гармонии создаем лучший мир для всех.
И мы почитаем жизнь друг друга…
Так же как мы почитаем свою собственную.
Дорогая Мать Земля, Я ЕСМЬ твой!
Без тебя у меня не было бы бытия.
Благодарю Тебя, Благословенная Леди,
за то, что Ты всегда то, что Ты Есть!
Возможно, я научусь выражать также
постоянство и бескорыстную Любовь.
Помоги мне ценить Твою Жизнь, как Ты знаешь и ценишь мою…


Ну, вот и закончился праздник День Матери, а вместе с ним и мои рассуждения на эту тему. Вон как меня занесло - даже немного углубилась в тему: о внеземном (или даже очень земном). Если продолжить размышления, то ведь Земля - это наш дом, а дом - прежде всего кров, уют и комфорт, который нам дарят наши МАТЕРИ. И опять мы вернулись к тому с чего начали - с прошедшим Вас, милые дамы, праздником Днём Матери!!! Ура! Ура! Ура!!!...

истинной матери, прибегал к ней человек во всякую пору своей жизни. Помните в сказках? Припадет богатырь к сырой земле - и преисполнится новых силушек. Ударит в землю копьем - и она поглотит черную, ядовитую змееву кровь, воротив жизнь загубленным людям. Кто не почитает земли-кормилицы, тому она, по словам пахаря, не даст хлеба - не то что досыта, а и впроголодь; кто сыновьим поклоном не поклонится Матери Сырой Земле, на гроб того она ляжет не пухом легким, а тяжелым камнем. Кто не захватит с собою в дальний путь горсти родной земли - никогда не увидит больше родины, верили наши предки.

Больные в старину выходили в чистое поле, били поклоны на все четыре стороны, причитывая: «Прости, сторона, Мать Сыра Земля!» 3 «Чем заболел, тем и лечись!» - говорит народная Русь, и советуют старые люди выносить тех, кто ушибся-разбился, на то самое место и молить землю о прощении.

Земля и сама по себе почитается в народе целебным средством: ею, смоченной в слюне, знахари заживляют раны, останавливают кровь, а также прикладывают к больной голове. «Как здорова земля, - говорится при этом, - так же и моя голова была бы здорова!»

«Мать Сыра Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота и лихого дела!» - произносится кое-где еще и теперь при первом выгоне скотины на весенний подножный корм.

«Пусть прикроет меня Мать Сыра Земля навеки, если я вру!» - говорит человек, давая клятву, и такая клятва священна и нерушима. Те, кто братается не на жизнь, а на смерть, смешивают кровь из разрезанных пальцев и дают друг другу по горсти земли: значит, отныне родство их вечно!

А в стародавние годы находились такие ведуны-знахари, что умели гадать по горсти земли, взятой из-под левой ноги желающего узнать свою судьбу. «Вынуть след» у человека всегда считалось самым недобрым умыслом. Нашептать умеючи над этим вынутым следом - значит, по старинному поверью, связать волю того, чей след, по рукам и ногам. Суеверные люди боятся этого как огня! «Матушка-кормилица, сыра земля родимая, - отчитываются от такой напасти, - укрой меня от призора лютого, от всякого лиха нечаянного. Защити меня от глаза недоброго, от языка злобного, от навета бесовского. Слово мое крепко, как железо. Семью печатями оно к тебе, кормилица Мать Сыра Земля, припечатано - на многие дни, на долгие годы, на всю жизнь вековечную!»

«Всю жизнь вековечную» Мать Сыра Земля растит-питает хлеб насущный на благо народное; унимает «ветры полунощные со тучами», удерживает «морозы со метелями», поглощает силу нечистую. Всегда она остается все той же матерью для живущего на ней и ею народа, который своим внукам-правнукам заповедовал любовь и почтение к земле родимой. Как траве-мураве не вырасти без горсти земли, так и русскому народу не прожить на белом свете без земли-кормилицы. Как без пахаря-хозяина и добрая земля - горькая сирота, так и он без земли - что без живой души в своем богатырском теле!

Плодотворная сила солнечных лучей и дождевых ливней, ниспадающих с небесного свода, возбуждает производительность земли, и она, согретая и увлажненная, растит травы, цветы, деревья и дает пищу человеку и животным. Это естественное и для всех наглядное явление послужило источником древнейшего мифа о брачном союзе Неба и Земли, причем Небу придана воздействующая, мужская роль, а Земле - воспринимающая, женская. Летнее Небо обнимает Землю в своих горячих объятиях, как невесту или супругу, рассыпает на нее сокровища своих лучей и вод, и Земля становится чреватою и несет плод: не согретая весенним теплом, не напоенная дождями, она не в силах ничего произвести. В зимнюю пору она каменеет от стужи и делается неплодною; с приходом же весны Земля, по народному выражению, «принимается за свой род».

«Не Земля родит, а Небо», - выражается пахарь пословицею, обозначая тем, что без влияния благоприятных условий, посылаемых небом, земля бессильна дать урожай.

По воззрению южных славян, земля плоская и круглая. На краю света купол неба соединяется с землею.

Землю держит на роге вол или буйвол; время от времени он устает, перебрасывает ношу на другой рог - отсюда и землетрясения.

В подземном мире тоже живут люди, все там устроено по-нашему: те же растения, птицы, животные.

При сотворении мира вся-вся земля была ровная, как луг, но когда Господь рыл русла рек и морей, пришлось ему из песка и камней создать холмы и горы.

У некоторых западнославянских племен Земле покровительствовала Девица-Земина. В ее честь варили пиво и пекли хлеб. Преподносили этот дар богине и говорили: «Земина, разносящая цветы, зацвети житом, пшеницей, ячменем и всяким злаком».

Древнеримский историк Тацит писал о славянах, живших на острове Руен (Рюген): «Они воздают общее поклонение богине земли и верят, что она вмешивается в человеческие дела, посещает народы. Стоит на острове океана нетронутый лес, и в нем хранится священная колесница, покрытая завесой: прикасаться к ней дозволено одному лишь жрецу. Он узнаёт, что богиня присутствует в святилище, и, везомую на колеснице коровами, сопровождает с великим благоговением».

Мужским воплощением Земины был бог Земенник, или Потримп. Пиры в его честь устраивали осенью, когда собран весь урожай. Это был бог плодородия с веселым лицом, он увенчан зеленым венком. В его святилище стоял горшок, доверху полный хлебными зернами. В другом горшке спала священная змея бога, которую поили молоком.

Путешественники древних времен так описывали празднества в его честь: «Когда зерно убрано с полей, люди сходятся в некое место, предназначенное для бесед и сборищ, - мужчины с женами и детьми, со слугами и всеми своими родичами, объединенные между собой повиновением. Столы, лавки и иные места, на которых они свои беседы отправляют, посыпают травой, поверх которой кладут хлеб, по краям хлеба с двух сторон ставят по две корчаги пива. Затем приносят телят, поросят, домашнюю птицу, каждой твари по паре, потом в жертву богу забивают. И приговаривают: «Это тебе, о Земенник-бог, жертвуем и благодарение производим, ибо нас в этот год в здравии и достатке хранил. Теперь же тебя просим, чтобы нас от огня, от войны, от морового поветрия и от всех врагов наших охранил».

Потом, эти жертвы сварив, празднуют, но прежде чем начнут есть, от каждого блюда отрезая, под стол, под лавки, за печь и во все углы в избе и в сени бросают, говоря: «Это тебе, наш Земенник, жертвуем, бери и ешь, сердечно просим!»

Мать сыра земля согласно славянским народным представлениям одна из основных составных частей мироздания (вместе с водой , воздухом и огнем ).
Земля считалась воплощением воспроизводящей силы природа, поэтому ее и уподобляли женщине. Оплодотворенная дождем земля давала урожаи, кормила людей, помогала продолжить род. Поэтому в заговорах часто употреблялась формула: «Земля — мать, небо -отец», например: «Гой еси, сырая земля, матерая! Матери нам еси родная, всех еси нас породила».

Травы, цветы, деревья и кустарники - её пышные волосы. Каменные скалы - это её кости. Цепкие корни деревьев заменяют жилы. А кровь её - это сочащаяся из её недр живая вода. И, как живая женщина, рождает она земных существ, стонет от боли в бурю. А когда гневается, то учиняет землетрясения. Улыбается под тёплыми солнечными лучами и дарит всему живому невиданные красоты. Засыпает студёной зимой и просыпается весной. Её обжигает засуха, но она возрождается от живительной влаги.

Мать Сыра Земля всегда рядом с человеком. Она его кормилица и поилица, и к её помощи, как к помощи матери, человек всегда прибегает в трудные моменты жизни.
Достаточно вспомнить сказки и былины, в которых даже богатыри припадают к сырой земле, чтобы получить новые силы. Ударят они копьём о землю, и она поглотит чёрную, ядовитую кровь змея и возвратит жизнь загубленным людям.
О землю ударялись сказочные герои, чтобы перевоплотиться в кого-то другого и получить его силу.

«Чем заболел, тем и лечись» — говорили в древности и советовали выносить тех, кто ушибся, на то самое место и молить землю о прощении.
Земля и сама считалась самым сильным лекарством. Знахарь смачивал землю слюной и прикладывал к ранам или больной голове, нашёптывая при этом заговор: «Как здорова земля, так и твоя голова была бы здорова ».

Матерью Сырой Землёй клялись, и эта клятва считалась самой сильной, она была священна и нерушима. Клятвопреступника земля не станет носить. «Чтоб мне сквозь землю провалиться! » — до сих пор сохранилась такая клятва.

Землю целовали, просили о прощении, когда сделали плохое дело. И такой традиционный в древности земной поклон - это тоже от великого почитания матушки-Земли.

Сменялись боги на небе, на месте одних появлялись другие, и только Мать Сыра Земля оставалась для людей вечной кормилицей, дававшей жизнь всему, что на ней обитало.

Древнеримский историк Тацит писал о славянах, живших на острове Рюген: «Они воздают общее поклонение богине земли и верят, что она вмешивается в человеческие дела, посещает народы. Стоит на острове океана нетронутый лес, и в нём хранится священная колесница, покрытая завесой: прикасаться к ней дозволено одному лишь жрецу. Он узнаёт, что богиня присутствует в святилище, и, везомую на колеснице коровами, сопровождает с великим благоговением».

Образ Матери-Земли восходит к очень глубокой древности. Уже позже создали стройные искусственные системы, где во главе божественного пантеона непременно стоит Бог-Отец, да и боги преимущественно мужского пола, но всё это произошло во времена давно утвердившегося патриархата. Однако даже сквозь такие искусственные патриархальные схемы проглядывают черты устойчивых древних представлений о космическом женском божестве, о Великой Матери Мира: будь то это Гея, породившая Урана, или Кибела, олицетворение матери-природы, почитаемая в Малой Азии.

В каждой мифологии обязательно найдётся такое женское божество - олицетворение всей природы. Однако, именно у славян почитание Матери Сырой Земли было наиболее сильным, что сохранилось вплоть до начала XX века.

Множество поверий связано именно с родной землёй. Если человек куда-то уезжал на чужбину, то непременно с собой брал горсть родной земли. Высыпал её на чужой земле и, ступая по ней, говорил: «По своей земле хожу». Считалось, что и там, на чужбине, в случае чего, родная земля поможет, силы придаст.

Землю хранили в ладанках во время путешествий как оберег от злых сил.

У матерей не было большего горя, чем известие, что их сыновья, умершие на чужбине, не запаслись родной землицей и похоронены без неё.

Понятие «родины, родной земли» для славян было особенным. Сколько поэтических произведений посвящено родине!

Есть особый день, 23 мая - день рождения Матери Сырой Земли. Крестьяне, желая достойно почтить именинницу, не берутся в этот день ни за какую земляную работу: не пашут, не боронят, не роют и особенно оберегаются вбивать в землю колья, чтобы не нарушить покоя земли.
В этот день желательно пройтись босыми ногами по земле: так можно почерпнуть у ней силы, необходимые вашему организму. Считалось также, что в этот день можно выкапывать целебные корни на лекарственные зелья, потому что они набирали наибольшую силу.

Мать сыра Земля одно из самых древнейших явлений в пантеоне. До формирования четких представлений о творении жизни эта богиня занимала первостепенное значение в пантеоне славянских и прославянских народностей. Мать сыра Земля богиня плодородия на всех уровнях бытия и всего живого под небом. Она имеет такое же значение, как Род, Перун или Сварог. Мать сыра Земля противопоставлялась Отцу-Небу и долгое время присутствовала в качестве его супруги.

  • Древний культ Матери сырой Земли

    Мать сыра Земля для наших предков была добрым жизнь дающим началом глобального значения. От времен охотников и собирателей до сформированных славянских народностей она занимала первостепенное значение в пантеоне.

    Советский и русский археолог Б. А. Рыбаков отмечал, что Мать сыра Земля богиня имеет древнее происхождение, уходящие в палеолит. Менгиры расставленные по степной части России и южной полосе Сибири, а так же находки в различных частях средней полосы отражают степень почитания нашими предками Матери сырой Земли.

    От палеолита до первых славян

    Как антропоморфный образ Мать сыра Земля сформировалась уже в поздние эпохи. Первые находки в пещерах и каменных могилах рассыпанные по всей территории славянских земель отражают почитание богини. В представлении наших самых древних предков она была всем сущим под небом.

    Быт и процветание, да и сама жизнь зависела от плодородия тех территорий, на которых проживала община. Именно поэтому к Матери сырой Земли относились с величайшим почтением. В сознании наших предков сформировалось воззрение, что земля питает не только тело, но и дух. Горсть земли бралась в дальние странствия, как оберег и источник силы.

    Индоарийское происхождение

    Мать сыра Земля как антропоморфный образ получила свое формирование в период переселения индоарийских народностей. Эти праславянские племена установили стойкое представление о самом культе и его необходимых атрибутах.

    Мать сыра Земля богиня дарующая жизнь, пропитание и место для создания дома. Именно поэтому в глубоком уважении к покровительнице был создан негласный свод законов:

    • на Землю нельзя плевать;
    • Землю воспрещается попирать ногами;
    • растущее на Земле в нее и возвращается;
    • чистая Земля ― благосклонная мать.

    Влияние этого отношения проявляется на всех уровнях общественного строя. Правило «не попирать ногами» отразилось в обуви с загнутыми носками из кожи. Подобные модели найдены как в скифских захоронениях и рисунках, так и среди боле поздних культурных слоев нашей эры. В областях где обувь плели из бересты, лапоть имел округлую форму носка препятствующему «попиранию».

    Найденные захоронения IV—II тысячелетия до н. э. отражают закон о возвращении в лоно земли. Тела уложены в позе младенца со сложенными ногами. Область головы, таза и коленей присыпалась рыжей глиной.

    Длительное время в центральной и степной части славянских земель было распространенно правило покидать городища с полным сжиганием старых построек. Таким образом, наши предки очищали прежние места жизни, давая возможность Земле восстановить территорию.

    Половецкие изваяния

    Мать сыра Земля изображается, как женщина с широкими бедрами и крупной грудью. Не все так называемые половецкие бабы относятся к культуре тюркских кочевников. Менгиры отражающие женское земное начало найдены на территории:

    • Чернигова;
    • Пересеченя;
    • Углича;
    • Киева;
    • Житомира;
    • вдоль Ладоги.

    Эти территории не посещались или были труднодоступны для половецких кочевников. Так же различается тип обработки камня и вырезаемый образ. Славянская Мать сыра Земля отличается от половецких традиционных баб. На ее фигуре не изображались предметы ремесел, одежда полностью отсутствовала. Из украшений чаще всего встречается гривна и подобранные ремешком волосы.

    Место в пантеоне

    В сформированном пантеоне Мать сыра Земля причислялась по силе и значимости к старшим богам. Это всеобъемлющее понятие воплощенное в образе женщины занимало центральное положение, но не вмешивалась в управление мировым порядком.

    Мать сыра Земля богиня имела статус «есть» и «быть». У нее не было конкретного рода занятия, ибо она была самой сутью плодородия. Чтобы дарить жизнь ей не нужно было совершать осмысленных действий, она была самой жизнью.

    Ее не персонифицируют по возрасту, поскольку она есть всегда. Над ней не властно время, и при этом она существует в его течении. Глобальное восприятие Матери сырой Земли давало славянам понимания о вечности и о смене фаз бытия.

    Отражение Матери сырой Земли в народном быту

    Мать сыра Земля присутствует на всех уровнях народного быта. Ее символы в вышивке и художественном народном промысле:

    • засеянное поле;
    • волнистые линии;
    • точки;
    • ромбы, квадраты;
    • ломаные зубчатые линии;
    • вертикальные прямые линии.

    Так же все виды животных, птиц и растительных узоров входят в понимание Матери сырой Земли. Поскольку Мать сыра Земля богиня родит жизнь, то изображая хотя бы единое ее порождение наши предки создавали многогранный образ живого.

    Мать сыра Земля богиня имеет продолжение в образах берегини и древа жизни. Эти символы вырезались из камня и дерева, вышивались.

    В устно-песенном фольклоре сохранилась масса частушек, песен и обращений в которых воспевалась Мать сыра Земля. Переданные до наших дней сказы и былины содержат обязательную часть ― поклонение Матери сырой Земле. Отправляясь на подвиги или собираясь совершить любое значимое действие человек кланялся полю, как образу Богини.

    Прославление богини

    Прославилась Мать сыра Земля по разному в зависимости от культурных традиций конкретного региона. В области Киева, Чернигова и Новгорода были отведены священные рощи или поляны на которых проводились обряды.

    Мать сыра Земля богиня в обычном быту почиталась вынесением даров на поле или луг. Конкретного дня ей не отводилось. В основном прославление проходило на дни равноденствия и приурочивались к праздникам посева и сбора урожая. Отмечались они массовыми народными гуляньями с обильным угощением.

«Велес» Славянский интернет-магазин © Лѣта 7518 от С.М.З.Х. - продажа славянской одежды, аксессуаров, оберегов, оружия, кумиров, книг, картин, изделий из кожи...
Весь ассортимент

Выберите удобный язык

Читайте и смотрите нас

В русских народных сказках, былинах, загадках встречается обращение «Мать-Сыра Земля». Адресуется оно героями в ситуациях, когда им требуются огромные силы для победы над могущественными врагами или непосильными для человека природными явлениями. Мать-Сыра Земля является животворным началом, образующим все живое на земле: растения, животных, людей, богов и даже хтонических чудовищ, равных с богами по силе. Прочие богини являются ее потомками и между ними распределяются ее функции.

Мать-Сыра Земля противостояла Небу, которое персонифицировалось богом-громовержцем, но одновременно считалась его супругой. После того как небо оплодотворяло землю дождем, она давала урожай. Сухая Земля, не получившая дождя, являлась бесплодной. Мать-Сыра Земля являлась символом материнства, истоки этих верований уходят в далекую древность - праиндоевропейскую эпоху. У большей части народов этой группы имеются аналогичные божества: греки Деметра, иранцы - Ардвисура Анахита, литовцы Жемина и другие.

Земля в системе мироздания стоит между преисподней и верхним горним миром. Земля - всеобщая мать, которая принимая в себя семена, беременеет, дает урожай и всех питает. Сам человек создается из земли, в его тело помещается душа. После смерти его физическое тело возвращается в Земле, а душа возвращается в верхний мир. Для восточных славян характерно справлять именины земли. В дни, когда Земля Именинница запрещается пахать и копать землю, вбивать колья, бить землю. Обычай распространен в сельской местности и поныне.

В более поздних религиях образ Праматери переходит к другим богиням и его нетрудно обнаружить в культах древнеегипетской Исиды, индуистской Дэви, римскими Реи и Геи, греческой Геры, каббалистической Шехины, Царицы небесной, и католической Мадонны.

Мать-сыра земля

Мать Сыра Земля — богиня земли, плодородящая мать, супруга Неба, самый любимый и важный персонаж в славянской мифологии с древнейших времен и до наших дней.

Богиня Мать Сыра Земля - место для действия Верховного Божества, место взращивания плодов, место для здоровья и творчества.

У всех народов с незапамятных времен считалась одновременно естеством и божеством, есть понятие о Земле как о Матери - чувствующем, живом разумном существе женского рода, питающем всё живое вокруг. Из её плоти всё произрастает и в неё всё, распадаясь, уходит. Её воздухом всё дышит и в её водах всё омывается. Всех она любит, всех питает, добрым силу даёт, укрывает от опасности и спасает, злых может наказать землетрясениями и потопами, но скорбит о грешных детях своих.

Образ Матери-Земли восходит к очень глубокой древности, уже позже создали системы, где во главе божественного пантеона непременно стоит Бог-Отец, да и боги преимущественно мужского пола, но всё это произошло во времена давно утвердившегося патриархата. Однако даже сквозь такие патриархальные схемы проглядывают черты устойчивых древних представлений о космическом женском божестве, о Великой Матери Мира: будь то это Гея или Кибела, олицетворение матери-природы. В каждой мифологии обязательно найдётся такое женское божество. Однако, именно у славян почитание Матери Сырой Земли было наиболее сильным.

Богиня-Покровительница Мидгард-Земли, так в древности наши пращуры именовали нашу зелёно-голубую планету, материнскую колыбель всего человечества. Они неустанно благодарили её за щедрые дары, слагали и пели в честь неё песни, и она платила за любовное отношение к ней людей своей материнской заботой: леса дарили ягоды, орехи, фрукты, богат и разнообразен был животный мир, реки и моря полны рыбой.

Мать Сыра Земля всегда рядом с человеком. Она его кормилица и поилица, и к её помощи, как к помощи матери, человек всегда прибегает в трудные моменты жизни. Сменялись боги на небе, на месте одних появлялись другие, и только Мать Сыра Земля оставалась для людей вечной кормилицей, дававшей жизнь всему, что на ней обитало.

Земля считалась воплощением воспроизводящей силы природы, поэтому ее и уподобляли женщине. Оплодотворенная дождем земля давала урожаи, кормила людей, помогала продолжить род. Земля в народном сознании была символом богатства и изобилия; так, на свадьбе невесте желали быть здоровой как вода и богатой как земля.

С принятием христианства образ матери земли сблизился с образом Богородицы, постепенно сложившись в культ Богородицы-земли.

Мать Сыра Земля издавна почиталась человеком, как Мать-Богиня. Земля — Космическое Божественное Существо — Логос. Мать-земля имеет свою собственную Кундалини. Она не является просто мертвой Землей. Она понимает, мыслит, координирует и создает.

Считалось, что у земли есть именины, которые отмечали в Духов день. В этот день категорически запрещалось пахать, боронить и вообще заниматься какими-либо земляными работами, например, втыкать в землю колья.

Источники: diktaturazakona.narod.ru, amazing-women.ru, www.etnograd-vrn.ru, ru.alterpedia.wikia.com, svetlyi-mir.com

Северный ветер у римлян

Северный ветер, который греки называли Бореем, холодный, но благоприятный для Европы и Малой Азии. А...

Атрибуты Деметры

Богиня Деметра несет существенное мифологическое хтоническое наследство, но из стихийно-живродящей силы земли уже превращается в персофиницированную...

Гефест – бог огня

Большая часть богов Олимпа правила миром, следила за ходом войн и судеб, но был среди этого большинства...

Пуническая война

Пунические войны - это войны между Римской республикой и Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье в 3-2 ...