Человеческие эмоции и чувства зачем они нам. Разница между чувствами и эмоциями. Настроение определяет степень работоспособности

- обобщающее название для целого ряда психиче- ских явлений. В повседневной жизни мы говорим о чувстве голода, жажде, боли; приятном и неприятном; усталости, бо-лезни и здоровье; радости и печали, любви и ненависти; ужа-се, стыде, страхе, восторге, сострадании; отчаянии и блажен- стве и т.д. Чувства охватывают, таким образом, множество явлений, отличающихся по своей длительности и силе, уров- ню, характеру и содержанию - от кратковременного до про- должительного, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства. Все чувства делятся на аффекты, эмоции, собственно чувства, настроения и стрессовые состояния.

Аффекты - это особые состояния человека. Они захватыва- ют его целиком, подчиняют себе все его мысли и движения. Они всегда привязаны к конкретной ситуации, проходит ситу-ация, исчезает и аффект. Он очень силен, но непродолжителен. Аффекты могут быть как положительными, так и отрицатель- ными. Положительный аффект связан с духовной близостью, привязанностью, любовью и восприимчивостью, когда члены семьи проявляют взаимную заинтересованность и отзывчи- вость. Об отрицательном аффекте мы говорим, когда в семье царят холодность, враждебность и отторжение в отношениях людей. В таких семьях нет места привязанности, эмоциональ- ной поддержке, сопереживанию и пониманию. Аффекты, как правило, препятствуют разумности поведения.

Самыми распространенными эмоциями являются «уход в себя» и чувство одиночества. Мы часто скрываем свои чувства от других, становясь еще более одинокими, и происходит это тогда, когда чувства необходимо наиболее активно выражать.

Если вы испытываете чувства паники, страха, угрозу или давление, необходимо дать выход своим чувствам. Подавлен-ные чувства и загнанные глубоко внутрь эмоции сказываются на вашем физическом и психическом здоровье. Как часто мы сидим с улыбкой на лице, когда внутри все кипит? Чтобы ос- таваться здоровым и полным энергии, необходимо поддержи

вать положительные эмоции и не позволять отрицательным взять верх. Для того чтобы достичь этого, свои чувства необ- ходимо выражать.

Хотя термины «эмоции» и «чувства» часто используют как синонимы (во многих случаях это оправдывает себя), тем не менее их нужно различать. Эмоции - это низший, а чувст- ва - высший тип психических реакций. Высший вид эмоций не случайно называют чувствами (интеллектуальными, эсте- тическими, нравственными). Мы испытываем страх, и страх - это эмоция. То есть раздражение нервной системы. Страх примитивен. Чувства связаны с переживанием и сопе- реживанием. Вы сочувствуете попавшему в беду человеку. В этом проявляется ваше нравственное начало. Чувства - это отношения к конкретным событиям или людям (возможно, воображаемым).

Они могут стать чертой характера. Например, о завистнике говорят как об особом типе человека. Правда, и трус - тоже оп- ределенный тип людей. Он всего или многого боится. Значит, страх тоже может стать чертой характера? Страх, как временное состояние, испытывают все люди, даже самые храбрые. На вой- не, говорят, страх помогает сохранить бойцу жизнь. Но нельзя дрожать постоянно, сделать страх чертой характера и постоян- ным чувством, через него воспринимать окружающий мир.

С помощью чувств мы не только сообщаем окружающим о своем настроении или состоянии, но и пытаемся повлиять на них. Дети плачут, улыбаются, жалуются, надеясь повлиять на родителей, убедить их в чем-то, привлечь внимание и вызвать ответные действия. Когда мы улыбаемся, говорим «пожалуй- ста» или «спасибо», то надеемся смягчить собеседника, вы- звать его расположение, задобрить.

Разнообразие мира чувств называют душевным богатст- вом. Отзывчивость, сострадание, сопереживание, чистосер- дечность и многое другое, покоящееся на эмоциях и пережи-ваниях, относится к человеческой душе.

Возникновение стресса у подростков может произойти по разным причинам: распад семьи, неудачи в школе, привод в милицию, попадание в зависимость от наркотиков или алко-голя, ссоры с другом или переезд на новое местожительство. Большинство молодых людей либо сами сталкиваются с од- ной или несколькими проблемами, либо имеют близких дру- зей, которым приходится такое пережить. Приведем список различных жизненных событий, которые, как правило, вызы- вают стресс. Они расположены в порядке убывания силы их воздействия на подростков: смерть члена семьи, развод или разъезд родителей, проблемы в школе, с милицией, с родите- лями и друзьями, со здоровьем, попадание в зависимость от наркотиков, потеря работы, разрыв с другом или подругой, болезнь близкого человека, потеря любимого животного...

Подведем итоги

Дополнением к психологическому портрету являются индивидуальные способности , интеллект , а также чувства и эмоции личности . Чувствительность , эмоци- ональность и возможность управлять этими качества-ми своей личности зависят от характера человека .

Я слышал немало разных высказываний: «А разве эмоции не в голове?», «Я рациональный человек и этим горжусь, эмоции – для истеричек», «Эмоции мешают думать», «Чувства – это хорошо, когда они под четким контролем и не мешают жить», «А зачем вообще говорить о своих чувствах?», «Сильные чувства опасны и разрушительны»… В подавляющем большинстве подобные мысли озвучивали мужчины. Вернулся домой, выхожу в Сеть – и передо мной сайт, на котором молодой человек, занимающийся «саморазвитием», активно пропагандирует медитацию и – что, к сожалению, очень часто идет в довесок к медитации – борьбу с «разрушительными эмоциями». Его сайт полон слов «перестаньте», «прекратите», «устраните», «сдержите», «победите», «одолейте», «избавьтесь», «справляйтесь», «обуздайте», «заставьте», «дрессировать эго», «терпеть», «выбросить из головы». К психологам он никогда не обращался.

Еще один пример, только уже от женщины. «Я чересчур эмоциональный и агрессивный человек. И это плохо. Я не знаю, как подавить в себе негативные эмоции, ведь они мешают жить мне и моим близким. Буквально сегодня из-за моих бурных реакций мы разъехались с моим молодым человеком. Я прорыдала весь день. Вот опять эмоции. А смысла в слезах нет. Кроме меня никто мне не поможет. И я прекрасно понимаю, что своими криками я его просто задолбала, поэтому хочу научиться контролировать свои эмоции...»

Начнем с начала

В общем, напишу я сейчас про эмоции и зачем они нужны – попытаюсь собрать основную информацию. Начну чуть-чуть издалека. Эмоции – это психический процесс, и для начала важно объяснить, что такое психика. Меня вполне устраивает такое определение: психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Иными словами, живой организм, который приобрел свойство активно, а не пассивно (как растения или простейшие одноклеточные, вроде амебы) взаимодействовать с окружающей средой, обнаруживает наличие психики. Психика не существует отдельно от нервной системы и базируется на нервно-гуморальной (гормональной) регуляции жизнедеятельности организма. Зачем психика (способность активно реагировать на стимулы внешнего мира) нужна живой материи? Представим себе две условные живые клетки, одна из которых вполне обходится без этого излишества, а вторая обзавелась им. Первую будут носить волны/ветер, питательные вещества она будет получать по случайному принципу: если окажется в подходящей среде, то будет питаться, нет – погибнет; то же самое и с опасностью. А вторая начнет активно собирать из внешнего мира информацию о наличии/отсутствии пищи или опасности, причем еще ДО того, как столкнется с опасностью, и реагировать будет не при прямом столкновении с пищей/опасностью, а при получении СИГНАЛОВ о близком присутствии пищи/опасности. Еще ни одно дерево не убежало от дровосека, и дело не только в том, что деревья бегать не умеют, но и в том, что они неспособны отреагировать на шаги или образ приближающегося человека с топором… Понятно, что чем сложнее нервная система, тем разнообразнее способы взаимодействия животного с миром, включая такую крайне важную вещь, как способность к научению.

Высокоорганизованная материя

Приближаемся к теме эмоции. Эмоции относятся к очень древним регуляторам поведения живого организма в его взаимодействии с внешним миром. Намного более древним, чем наше сознательное мышление, которое и вовсе в эволюционном смысле существует всего лишь мгновение. Это своего рода дорациональная сигнальная система, дающая знать всему организму о том, что происходит или с ним, или с окружающей средой, и мобилизующая его на действие. Чем более развиты нервная и гуморальная системы регуляции, тем сложнее эмоциональная жизнь живого существа (важно помнить, что переживание эмоций теснейшим образом связано с гормонами/нейромедиаторами). Эмоции работают БЫСТРЕЕ, чем сознательное мышление человека, причем намного. При этом эмоциональные и когнитивные (познавательные) процессы представляют собой единое целое, и одно от другого оторвать невозможно, хотя бы потому, что эмоции точно так же связаны с обработкой информации. Единой теории эмоции нет, но то, в чем сходится большинство: эмоция – это субъективное переживание реакций организма на различного рода изменения во внутренней или внешней среде. Например, страх можно описать и чисто физиологически (учащение сердцебиения, потоотделения, дрожание в коленках), но на субъективном уровне мы переживаем именно страх, а не просто ощущаем, что «у меня по какой-то непонятной причине коленки подкашиваются». Так, кстати, бывает, когда сознательное переживание страха блокируется полностью: тело страх «испытывает», а вот на субъективном сознательном уровне «все в порядке». Итак, какие функции выполняют эмоции (буду говорить об эмоциях человека)? Как минимум три:

Оценка. Например, страх мы испытываем, когда наш мозг, считав всю возможную информацию во внешней среде, выдает вывод: «Опасность!» Вывод бывает основан на прежнем опыте, поэтому далеко не всегда наши эмоциональные реакции адекватны ситуации: психически здоровый человек с параноидным поведением, став заложником генерализации (сверхобобщения) своего прошлого негативного опыта общения со значимыми людьми, теперь боится всех людей. Позитивные эмоциональные состояния вроде радости и счастья тоже связаны с оценкой того, как обстоят дела. Догадываетесь, почему невозможно «отключить» негативные эмоции, не подавляя при этом и позитивные? Функция-то одна.

Мотивация и мобилизация энергии. Эмоции нас еще и мотивируют на совершение тех или иных действий. Если мы полностью отключим эмоциональную жизнь человека, то он просто ляжет и будет смотреть в потолок – мобилизации энергии нет. Всем нам знакомо мощное «хочу!» и сопутствующие ему эмоции; нервное возбуждение при тревоге; сильный выброс энергии при гневе. Эмоции могут мотивировать и «от противного»: «никогда больше!», мы готовы пойти на многое, лишь бы не испытать какие-то очень и очень негативные переживания. Если же нам все равно – мы ничего не будем делать, потому что энергии нет. С мотивационной функцией есть одна проблема – общей закономерностью нашей психики является борьба мотивов, когда в конфликт вступают прямо противоположные стремления, отчего энергии-то много, но она частично используется на подавление «неправильных» стимулов. Знакома эмоциональная ситуация, когда что-то хочется купить, но при этом цена очень высока, или нужно сделать выбор одной вещи из пяти, например? Но купить ну очень хочется…

Маркировка потребностей. Эмоции тесно связаны с потребностями, и третья их функция (связанная с двумя первыми) – это обеспечение человека энергией для удовлетворения той или иной потребности и оценка того, как это удовлетворение происходит. Например, неудовлетворенная потребность в безопасности «маркируется» страхом (если угроза очевидна и понятна) или тревогой (угроза есть, но непонятно, что), страх и тревога мобилизуют энергию для противодействия угрозе (чаще всего через контроль). Стыд указывает на бездонную дыру в плане невозможности удовлетворить потребность в принятии себя другими людьми, гнев – на возникшее внезапно препятствие на пути удовлетворения тех или иных желаний. Мы можем не осознавать потребность, но при этом испытывать эмоции, связанные с нею, – в этом заключается «маркировка» потребностей.

Эмоции могут быть простыми и сложными. Простые эмоции – это первичные, простые переживания, тогда как сложные эмоции состоят из нескольких простых (и их часто называют «чувствами»). К простым эмоциям можно отнести: страх, злость, отвращение, печаль, стыд, вину, нежность, радость, удовлетворение, любопытство, удивление, благодарность. За каждой этой эмоцией лежит оценка ситуации, мотивация к определенному действию, маркировка потребности. Страх: опасность/избежать угрозы/потребность в безопасности. Вина: я совершил что-то плохое/искупить вину/потребность в принятии другими людьми. Благодарность: мне сделали что-то хорошее/вознаградить благодетеля/потребность в отношениях с другими людьми. И так далее. Простые эмоции легко могут быть переведены в действие.

Рационально или эмоционально?

Итак, попытка стать «рациональной машиной» или игнорировать эмоции, сидя в медитации и ожидая, когда они «сами пройдут, главное – ни во что не вмешиваться», – это попытка игнорировать древний механизм саморегуляции , работающий к тому же на бессознательном уровне (сознание просто не поспевает). Поэтому нам иногда кажется, что эмоции возникают сами собой, без какой-либо причины. Это может быть так, если вы приняли психоактивные вещества или у вас серьезные психические проблемы (при депрессии или шизофрении нарушается баланс нейромедиаторов). В противном случае – эмоции всегда имеют причины (осознаваемые или нет), потому что наша психика находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.

Поэтому «я не понимаю, что на меня нашло, почему я на всех раздражаюсь без причины!» – это прямое указание на то, что какая-то потребность не удовлетворяется, причем длительное время, и вместо того, чтобы бороться с «истеричностью», хорошо бы послушать то, о чем хочет сообщить эмоция. Впрочем, раздражение на всех и вся – это не эмоция, а мутная солянка/окрошка из недопережитых чувств и недопонятых собственных потребностей. Как говорил Юнг о депрессии: «Депрессия подобна даме в черном. Если она пришла, не гони ее прочь, а пригласи к столу, как гостью, и послушай то, о чем она намерена сказать». Сражаясь с эмоцией, мы сражаемся с индикатором проблемы, а не с проблемой. Как будто лучший способ бороться с пожаром – это разбить пожарную сигнализацию или орать на горящую красную лампочку.

Как победить ревность? Не с ревностью сражайтесь, а разбирайтесь с ощущением собственной неполноценности и неконкурентоспособности в борьбе за партнера.

Как победить страх публичного выступления? Не со страхом сражайтесь, а разбирайтесь с тем, зачем задачу «понравиться всем присутствующим» вы делаете приоритетнее задачи «донести желаемую информацию до заинтересованных слушателей». Взгляните в лицо тому, что вызывает страх, а не ломайте сигнализацию.

Эмоции, как я уже говорил, не всегда говорят нам правду, потому что в психике человека они преломляются через прошлый опыт или заимствованные чужие установки. Мы можем увидеть пожар там, где его нет. Но они всегда нам сообщают что-то о нашем внутреннем мире, о том, сквозь какую призму мы смотрим на окружающую нас среду, и дают энергию на то, чтобы вносить изменения. Важно научиться пользоваться этим замечательным инструментом, а не относиться к нему как к опасному зверю, которого лучше посадить в клетку и держать на голодном пайке.

На протяжении всей своей истории человечество воспевало и культивировало самые разные качества – ум, физическую силу, красоту и смелость. А вот с эмоциональностью, наоборот, постоянно боролись и «вырабатывали» всё новые и новые способы сдерживания и подавления своих чувств. Но это «сражение» было заведомо проиграно: эмоции были, есть и останутся с нами навсегда. Потому что они имеют огромное биологическое значения для организма человека. Чувствовать и переживать несмотря ни на что – вот девиз homo sapiens.

Фото © RAWinterest

Как же работают эмоции?

Эмоции – очень специфический и вместе с тем универсальный для всех млекопитающих механизм, с помощью которого мы можем понять ценность того или иного объекта, явления или события. Не испытывай мы удовольствия, давно бы вымерли с голоду и не стали бы продолжать свой род. Эмоции и только эмоции помогают нам понимать друг друга (а вовсе не слова, как может показаться на первый взгляд), сочувствовать близким, поддерживать друзей.

Тем не менее иногда мы встречаем людей, которые нас категорически не воспринимают и отказывают в сочувствии и поддержке. Конечно, может быть и так, что мы просто их чем-то не устраиваем. Но есть люди, которым вообще очень тяжело быть рядом с другими, выдерживать чьё-то присутствие. Они предпочитают одиночество любой, самой тёплой компании.

Нет ничего приятнее для ребёнка, чем слышать родительскую похвалу. Однако поощрять детей надо правильно. Многие родители хвалят малыша за каждую мелочь. Итог – беспомощность, зачастую пренебрежительное отношение к родителям. Похвала – дело серьёзное, утверждают учёные.
Поощряйте ребёнка за действительно значимые успехи, а не пустяки.
Не переусердствуйте в выражении восторга – это отнимет у малыша стимул добиваться дальнейших успехов.
Не стоит чрезмерно хвалить ребёнка в присутствии братьев и сестёр, надеясь, что те будут брать с него пример. В действительности это может привести к конкуренции и соперничеству.

Значит ли это, что им не нужны эмоции? Ни в коем случае! Просто такие личности черпают свои радости и печали из совершенно других источников. Это могут быть книги, музыка, коллекция значков или машинок, гербарий, компьютерные игры. Многие из них осознают, что общение с окружающими необходимо, пытаются вступать в какие-то взаимодействия, но испытывают при этом большой дискомфорт.

Да и вы наверняка сталкивались с такими персонажами: они, как правило, выглядят эгоистичными, не спешат откликнуться на чужую беду и могут устроить скандал из-за пустяка. Что и говорить, этим людям очень сложно жить в обществе, потому что с ними практически невозможно наладить полноценные человеческие отношения. А ведь взаимное непонимание – это не только социальные трудности, но и потенциальная опасность. Если ты неправильно распознал намерения другого, то начинаешь там, где это вовсе не нужно. А если тебя неправильно поняли, можно столкнуться с немотивированной с твоей точки зрения агрессией.

Один, совсем один…

У людей, которые не могут найти взаимопонимание с окружающими, как правило, отмечается не оптимальное состояние нервной системы. В первую очередь тех её структур, которые связаны с восприятием, оценкой и регуляцией эмоций. Эти структуры, часть из которых объединена в так называемую лимбическую систему, нужно своевременно запустить.

Такой запуск происходит в первые два месяца жизни ребёнка – прежде всего, благодаря эмоциональной активности близких. Родители должны брать малыша на руки не только для того, чтобы накормить или переодеть, но чтобы обнять и приласкать. Разговаривайте со своим грудничком, улыбайтесь ему и смотрите в его глазки, и через какое-то время он начинает сам проявлять активность при появлении членов семьи – будет дрыгать ножками и ручками, издавать призывные звуки, радоваться встрече. Так возникает « ». В течение первых месяцев жизни ребёнок учится отличать своих от чужих, женщин от мужчин и распознавать разные эмоциональные проявления. Это необходимо для того, чтобы в будущем он мог «чувствовать» других людей. Если систему не запустить, глубокие эмоциональные нарушения останутся на всю жизнь, и интуитивное понимание другого человека уже никогда не сформируется.

Яркий пример подобного рода нарушений получил название «госпитализм». Это патология развития, которая возникает из-за ограничения или полного отсутствия эмоциональных контактов (типичный случай – длительное пребывание ребёнка в больнице без родителей, в приюте, в яслях на пятидневке). Госпитализм характеризуется задержкой физического и умственного развития, а после возвращения в социум – трудностями адаптации к социальному окружению и нарушениями эмоциональной сферы. Детёныши обезьян, которых отлучали от матерей и пересаживали на искусственную «маму», во взрослом возрасте демонстрировали черты аутичного поведения, оказывались внизу социальной лестницы и были не способны установить партнёрские отношения для продолжения рода.

Конечно, социальный фактор в возникновении эмоциональных нарушений не является единственным. Специалисты говорят о влиянии наследственности, а также травм и заболеваний головного мозга, приводящих к повреждению лимбической системы.

За гранью чувств

Дети и взрослые, страдающие от этих нарушений, могут испытывать существенные трудности распознавания социальных знаков – эмоциональных выражений лица, поз, жестов, интонаций.

Для них очень характерны проблемы идентификации негативных эмоций. Если такому взрослому или ребёнку показать злое лицо и спросить, какое настроение у этого персонажа, они могут ответить, что человек, например, просто задумался. В обычной жизни эти люди не чувствуют той границы, за которую нельзя переступать, и доводят ситуацию до конфликта.

Прививать детям хорошие привычки и приучать к дисциплине – необходимость для родителей. Но контролировать современных детей становится все труднее. Родителям помогут рекомендации специалистов в области детской психологии.
Вознаграждение. Поощрения за успехи в дисциплине (например, месяц без замечаний в школе) – мощный стимул для ребёнка.
Базовые правила. Составьте чёткий список правил, а также объясните, что невыполнение этих правил ведёт к наказанию.
Чёткий распорядок дня приучает ребёнка к ответственности, не оставляет времени для лени и шалостей.

По ходу жизни они, как правило, находят некоторое взаимопонимание с кем-то из близких, но этого всё равно недостаточно для полноценного общения. Взрослые и дети с нарушениями работы лимбической системы не могут соотнести свою реакцию на то или иное событие с тем впечатлением, которое она произведёт на остальных. Поведение окружающих им не ясно, они не могут оценить ситуацию с позиций другого человека. В результате постоянной негативной обратной связи, которую дают таким людям окружающие, формируются различные защитные формы поведения, одной из которых является уход от социальных взаимодействий. Дополнительную лепту в выбор одиночества вносит повышенная чувствительность к звукам и прикосновениям, отмечающаяся у некоторых представителей этой социальной группы, плохая переносимость шума и прямого телесного контакта.

Лучшее «лекарство»

Можно ли развить эмоциональную сферу человека, сделать её более чувствительной к оттенкам переживаний других людей и устойчивой к внешним интенсивным воздействиям? Можно, но, в зависимости от возраста, способы будут разные.

Если речь идёт о младенце, то, как мы уже говорили, здесь главное – положительное внимание в период активного развития «эмоциональных» структур мозга, то есть в течение первого года жизни. Это – отличная профилактика расстройств эмоционального развития. Чтобы не нарушить возникшую привязанность и не подорвать у ребёнка доверие к миру, важно не оставлять его без родительского тепла хотя бы до двух лет. В этот период пребывание в яслях или в детском саду скорее навредит, чем принесёт пользу.

Если мы говорим о малыше и младшего школьного возраста, у которого возникли очевидные трудности в контактах с другими взрослыми и детьми, то важно постараться понять, что мешает развитию. Для этого советуем пройти медицинское обследование, проверить работу мозга с помощью электроэнцефалографии, выяснить, нет ли проблем с кровообращением и не повышено ли у ребёнка внутричерепное давление. Если проблемы есть, нужно своевременно получить помощь врача-невролога.

Помимо этого необходимо вплотную заняться развитием эмоциональности, и тут может помочь профессиональный психолог. Прежде всего, важно научить ребёнка различать видимые эмоции. Попробуйте разобрать с ним фотографии разных людей, попытайтесь найти и описать черты, общие для каждой из эмоций. Можно изображать переживания на своём лице и просить малыша угадать, что вы хотите сообщить.

Затем помогите ребёнку разобраться в себе. Дайте ему адекватную обратную связь, сообщайте, как вы поняли то, что с ним происходит, будьте его «зеркалом». Если он злится, скажите: «Ты, я вижу, злишься», если радуется, поддержите его: «Хорошо, что тебе весело». Не менее важно «сообщать» малышу о том, что испытываете вы, когда он ведёт себя тем или иным образом.

Кроме того, обязательно научите маленького человека социально приемлемым способам выражения своих отрицательных эмоций. Наконец, таким детям часто помогает чёткая система правил, опираясь на которую, они могут взаимодействовать с другими людьми.

Если малыш научится при встрече здороваться, задавать стандартные вопросы («Как тебя зовут?»), то это облегчит его контакт с окружающими. А вот подростки и взрослые, у которых уже накопилась длинная история социальных проблем, – самый сложный вариант. В первую очередь, из-за сопротивления. Здесь может помочь психотерапия. Благодаря работе с психологом они становятся более чувствительными к своему состоянию, лучше осознают происходящее и берут под контроль свои эмоциональные реакции.

Эмоции и чувства – зачем они нужны? И в правду, зачем? Иногда кажется, что лучше ничего не чувствовать, и не знать, чтобы душе не было значительно больно. Именно, многие люди стремятся избавиться от них, вычеркнув навсегда из своей жизни.

Стоит отдельно поговорить о чувствах и эмоциях. Для начала следует понять, откуда они берутся. Они рождаются в нас, когда у нас появляется новая человеческая потребность. Это называется , которая побуждает мозг желать что то, так сильно, как только может.

Чувства – это самые яркие вспышки, которые вырабатывает наш мозг, способствующие продвижение к желаемому.

Эмоции – это биологическая зависимость, которые испытывает человек на протяжении всей жизни. Эмоции и чувства отличаются между собой тем, что с одной стороны отвечает за биологические процессы, а с другой, с эстетической и социальной. Например, если вы голодные, и видите еду, то у вас возникают эмоции, а при потере близкого – вы испытываете чувства.

Если разбираться, то и эмоции и чувства одинаково важны для человеческого организма, потому что они движут нашу жизнь вперед, позволяя испытать новые ощущения. Также, стоит отметить, что эмоции порождает наш мозг, а чувство – сердце. Не стоит бороться со своими, потому, что это может полностью парализовать всю чувствительность, которая необходима человек для дальнейшей жизни. И, по правде говоря, сопротивляться чувствам и эмоциям бесполезно, ввиду их неизбежности.

В биологическом сообществе есть четыре основных вида эмоций: , радость, печаль и . Но управлять эмоциями можно, и в некоторых моментах даже нужно, чтобы не передать их окружающим. Бороться можно с такими эмоциями, как страх и гнев, которые могут мешать нормальной жизни человека. Управлять эмоциями можно научиться не сразу, а с годами, оттачивая его и совершенствуя.

Наряду с положительными, есть негативные эмоции, которые в некоторых случаях портят яркую жизнь. Но, мы не виноваты в появлении некоторых чувств и эмоций – у нас это получается на бессознательном уровне. Не всегда человек может справится с чувствами, которые зарождаются у нас в душе. Эмоции же, в свою очередь, зарождаются в нашем объемном и полном тайн мозгом.

Эмоции и чувства являются достаточно большим двигателем научного прогресса, потому, что огромное количество открытий были сделаны в период эмоционального и чувствительного перепада у человека.

Эмоции и чувства – зачем они нужны?

Они прежде всего нужны, что бы человек был человеком, ощущал и чувствовал не только внутренний мир, но и внешний.

В науке не существует единого объяснения термина «эмоция». Поэтому посмотрим, как определяли его в советской психологии. Эмоция - более длительное по сравнению с аффектом состояние, проявляющееся во внешнем поведении человека. Эмоции имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, то есть выражают оценочное личностное отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них.

Аффект - стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии, аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. Теперь разберемся, что такое чувства. Чувства имеют отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций. Проще говоря, чувства направлены на конкретный предмет, а эмоции ни на что не направлены. Ученые до сих пор не очень ясно представляют, что такое эмоции, однако знают, зачем они нужны. Чтобы это понять, рассмотрим некоторые классические теории.

Уильям Джеймс, один из основоположников психологии как науки, теория которого развивалась совместно с исследованиями русского физиолога Николая Ланге, в конце XIX века предположил, что эмоции - результат оценки изменения внутри организма. Например, нам становится грустно от того, что мы плачем, а не наоборот. Джеймс связывал изменения с работой вегетативной нервной системы и внутренних органов. Уникальность этой теории заключается в том, что она поставила вопрос про эмоции так, как до этого никто никогда не ставил. Однако экспериментальную проверку она не прошла. Мнение о том, что эмоции связаны с лимбическим строением мозга, тоже сильно упрощено.

То, как эмоции связаны с работой мозга, позволяет узнавать поразительные вещи. Возьмем, к примеру, феномен «affective blindside». Он заключается в том, что человек, имеющий нарушения в зрительной системе, может определить, какой эмоциональный посыл несет предмет, не попадающий в его поле зрения.

Другая теория основана на совместной работе вегетативной системы (то, о чем говорил Джеймс) и оценке того, с чем изменения связаны. Как показал эксперимент Шехтера - Сингера, люди, которым вкололи адреналин, испытывали либо гнев, либо радостные эмоции в зависимости от контекста ситуации, а те, кому не вкалывали, были спокойны.

Затем возникает информационная теория эмоций, которая гласит, вкратце, что если мы что-то хотели сделать и сделали, то испытываем положительные эмоции, а если хотели, но не сделали, то отрицательные. То есть суть в том, получили ли мы информацию с помощью органов чувств о том, что реализовали нашу потребность, или нет. Эмоция становится своего рода наградой организму за то, что он все сделал правильно.

Если мы испытали положительную эмоцию, значит, мы построили верную гипотезу и можем продолжать двигаться в этом направлении

Разные полушария мозга по-разному работают с получаемой информацией. Правое - обрабатывает информацию, необходимую для удовлетворения потребности, а левое - о том, что у нас уже есть. Из этого следует, что если более активно правое полушарие, то формируются положительные эмоции, а если левое - отрицательные. Замечено, что у людей, страдающих депрессией, более активно правое полушарие (они обращают внимание на то, что им нужно, а не на то, что есть).

Теперь перейдем к функциям эмоций: побуждать к делу, удовлетворять потребности, менять поведение, подкреплять то, что делаем, координировать ответы организма на изменение окружающей среды и общение, регулировать переработку информации. Более подробно рассмотрим коммуникативную функцию. Дарвин утверждал, что и у животных есть эмоции, развивавшиеся вместе с эволюцией. Ведь люди понимают: собака виляет хвостом, значит она рада. И такое понимание происходит автоматически.

Гипотезу Дарвина активно развивает Пол Экман, научный консультант сериала «Теория лжи». Экман пытается доказать, что люди выражают эмоции одинаковым способом, причем количество их ограничено и связано с эволюционно-адаптивными процессами. Ученый выделил 6 одинаковых вариантов эмоций у абсолютно всех людей (позже 8), причем они связаны с движением лицевых мышц: злость, отвращение, страх, удивление, грусть, счастье, презрение, радость. А все остальные чувства строятся на базе основных.

Правда, Экман не учитывал, что у одних людей есть та или иная эмоция, а у других нет, например, совестливость или мамихлапинатапай (слово из языка племени яганов, означающее «взгляд между двумя людьми, в котором выражается желание каждого, что другой станет инициатором того, чего хотят оба, но ни один не хочет быть первым»). Значит, эмоции зависят от культуры и могут меняться со временем. Например, в начале XIX века девушки падали в обморок, чтобы показать, что что-то происходит не так, как они ожидали.

В зависимости от того, как человек выражает свои эмоции, он занимает определенное место в обществе. В 60-х ученые провели эксперимент на сообществе макак-резусов, у которых разрушили области в мозгу, отвечающие только за эмоциональное выражение. Прооперированные обезьяны довольно быстро теряли свой социальный статус.

Эмоции влияют на мышление, и в большинстве случаев, как нам кажется, мешают принять рациональное решение. Но если бы их вообще не было, то люди не смогли бы принимать никаких решений. Хорошей иллюстрацией того, как эмоции связаны с мышлением, является история Финеаса Гейджа. С ним произошел несчастный случай - через его голову прошел металлический прут, задев лобную долю мозга. Он выжил, но вот его эмоциональное восприятие реальности притупилось. Ученые отметили, что люди с подобными повреждениями обычно теряют работу, семью, и их это никак не волнует.

Согласно одной из точек зрения, объяснение этого эффекта заключается в том, что психика помогает ориентироваться в окружающем мире, а эмоции позволяют проверять эти гипотезы. Если мы испытали положительную эмоцию, значит, построили верную гипотезу и можем продолжать двигаться в этом направлении.