Педсовет развитие речи детей в доу. Педсовет Тема: « Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности

Разработала: Козулина Н.Б., старший воспитатель первой квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №36 города Каменск-Шахтинский, Ростовская область

Цель педсовета: активизировать мыслительную деятельность педагогов, усовершенствовать работу по улучшению образовательного процесса, направленного на формирование связной речи детей, наметить пути дальнейшей эффективной деятельности в данном направлении. В игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме формирование связной речи детей.

Форма проведения: деловая игра

Задачи:

1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связной речи у детей;

2) активизировать знания педагогов о методах, приёмах и средствах развития речи дошкольников.

3)развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников;

4) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

5) контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

Подготовка.

  1. Коллективные просмотры деятельности педагогов по речевому развитию (презентации проектов).
  2. Аналитическая справка по результатам тематической проверки по выявлению форм и методических приёмов, направленных на речевое развитие ребёнка.
  3. Деловая игра
  4. Разработка проекта решения педагогического совета.

Повестка дня

  1. Проблема развития связной речи в практике работы МБДОУ. Заведующий
  2. Обсуждение просмотренных мероприятий.
  3. Аналитическая справка по результатам по результатам тематической проверки по выявлению форм и методических приёмов, направленных на речевое развитие ребёнка. Старший воспитатель
  4. Деловая игра «Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности». Старший воспитатель
  5. Принятие решения педагогического совета.

Проведение педсовета

  1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Причины низкого уровня развития речи:

  • Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам наблюдений следует отметить следующие недостатки:

  • связные высказывания короткие;
  • отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
  • состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
  • уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка т.е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог. Недостаточная подготовка к занятию. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

  • Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;
  • В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

  1. Обсуждение просмотренных мероприятий
  2. Выступление старшего воспитателя с аналитической справкой по тематической проверке «Состояние работы по речевому развитию дошкольников».
  1. Деловая игра

Развитие речи – главный показатель умственного развития ребёнка. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики.

Основные задачи развития речи — это воспитание орфоэпической культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания — решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения, удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. Воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе и комплексный характер решения каждой задачи.

Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности.

Начнём нашу деловую игру, которая поможет нам систематизировать некоторые знания и умения в данной области.

(Педагоги делятся на 3 команды по возрасту. В процессе работы за каждый правильный ответ команда получает фишку).

В состав экспертной комиссии входят: заведующий, учитель-логопед, музыкальный работник. Они оценивают ответы и выполненные задания.

Ведущий напоминает правила игры:

— уметь слушать других;

Вырабатывать общее решение вопроса;

— принимать активное участие в игре;

— не оспаривать оценку жюри;

— соблюдать культуру речи и тактичность;

— придерживаться регламента.

1 часть .

1. «Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей Вопросы 1 команде: · Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

· Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)

· Рассказ сюжет, которого развертывается во времени (рассказ повествование)

· Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

Вопросы второй команде.

· С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

· Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи — педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)

· Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)

· Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)

Вопросы третьей команде.

· Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)

· Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

· Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

· Назовите структуру повествования (завязка, кульминации, развязка)

2 часть.

Ведущий предлагает командам ответить на следующие вопросы:
1. Что мы понимаем под развитием речи ребенка?

Развитие речи — это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлении языка и речи.

2. Что включает в себя образовательная область «Речевое развитие»?
(Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.)

3. Каковы задачи по формированию словаря?

Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

4. Назовите приемы обучения рассказыванию:

1. образец рассказа

2. частичный образец рассказа

3. дублер образца

4. разбор образца рассказа

5. план рассказа

6. воспроизведение плана рассказа детьми

7. коллективный разбор плана

8. коллективное составление рассказа

9. составление рассказа по частям

10. окончание детьми рассказа, начатого воспитателем

11. подсказ вариантов

12. вопросы, указания, пояснение

13. оценка

5. Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой

(словесный, практический и наглядный) и вам необходимо подобрать к каждому из них приемы. Команды вытягивают билет и записывают на листах приемы, соответствующие каждому методу.
Словесный

Чтение произведение
Вопросы к детям по содержанию произведений
Пересказ произведения
Заучивание наизусть
Выразительное чтение
Беседа по произведению
Прослушивание грамзаписи

Практический

Элементы инсценировки
Игры-драматизации
Дидактические игры
Театрализованные игры
Использование разных видов театра
Игровая деятельность
Наглядный

Показ иллюстраций, картинок, игрушек
Элементы инсценировки
Движение пальцами, руками
Схемы
Алгоритмы
Просмотр видеофильмов, диафильмов
Оформление выставки

6. В каких видах деятельности развивается речь ребенка?

— Д/игры;

— С/игры;

— С/игры;

— Р/игры;

— Режимные моменты;

— Прогулки;

— Занятия.

7. Что включает в себя развитие речи в процессе организации режимных моментов?

o (сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) — комментирование действия детей;

o предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка);

o предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;

o использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов).

8. Назовите методы и приемы стимулирования речи детей раннего возраста

Разговор с самим собой

Параллельный разговор

Провокация, или искусственное непонимание ребенка

Распространение

Приговоры

Выбор

Замещение

Ролевая игра

Музыкальные игры

9. Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника?
(На первый план выдвигается общение со сверстниками. Диалог с товарищем приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий, дети уже умеют привлекать к себе внимание соседа, интересуются его делами и высказываниями и т.д.)

10. Перечислите функции речи старшего дошкольника.
(Речь служит для установления контактов с окружающими; привлечения внимания к себе, своим делам, переживаниям. Речь служит важным источником знаний об окружающем мире. Речь – область объективных отношений, которые познает ребенок. Речь как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка и т.д.)

11. Назовите ученых, которые занимались проблемой становления и развития детской речи.
(К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Е.М. Струнина, Ф.А. Сохин и др.)

12. Назовите современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста.

ОТСМ–ТРИЗ- РТВ (формирует определенный способ мышления и обеспечивают развитие творческого воображения и совершенствования, формирует мыслительные процессы, что необходимо для успешного дальнейшего обучения в школе). Обучение детей созданию образных характеристик путём составления сравнений, загадок, метафор. Игры и творческие задания для развития выразительности речи. Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

1. Технология обучения детей составлению сравнений (пример).

2. Технология обучения детей составлению загадок (пример).

3. Технология обучения детей составлению метафор (пример).

4. Игры и творческие задания (пример)

5. Обучение детей составлению творческих рассказов по картине (пример).

6. Сочинительство (пример).

7. Сказкатерапия (сочинение детьми сказок)

8. Использование мнемотехники в развитии речи детей

3часть (Физкультминутка)

Литературная страница.

1. Отвечает тот, кто быстрее других ударит в бубен. (У одного из участников каждой группы в руках – бубен):

2. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной
сказке «Теремок». («Рукавичка».)

3.Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей. (Сладков, Бианки, Чарушин.)

5. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)

6. Назовите наиболее известные сказки А.С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)

7. Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)

8. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)

9 . О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?
(О мышонке.)

10. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)

11. Назовите имя прообраза нашего Буратино? (Пиноккио.)

12. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-хаврошечка».)

13. В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности?(«Айога».)

14. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин.)

15. Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы,а лапищи, не зубы, а зубищи».)

19. Сказка, в которой один герой говорит другому: «Как выпрыгну, как выскочу - полетят клочки по закоулочкам!»? («Заюшкина избушка».)

20. Назовите самый известный вариант итальянской сказки, пересказанной Алексеем Толстым? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

2. Вопросы – задания даются каждой группе. За каждый правильный ответ начисляется один балл.

1) Замените предложения пословицей

— Учись всю жизнь (век живи, век учись).

— Нужно беречь время (делу время, потехе – час).

— Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду).

— Не болтай (держи язык за зубами).

— Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех).

— Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело – гуляй смело).

— Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает
— Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь
— Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся- Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото — Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет
— Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду

3. Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1.Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)
2.Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)
3.Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)

1.Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)
2.В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)
3.Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)

4часть

Творческая мастерская

1. Изобразите пословицу с помощью схемы

Команды придумывают пословицу, изображают ее с помощью схемы, команда соперников должна отгадать пословицу по схеме.

  1. 2. Разработайте рекомендации по формированию речи ребенка

«Памятка для педагогов»

  1. Педагоги создают педагогические условия для развития речи. Развивают и поощряют все формы речевой активности детей, как на занятиях, так и вне занятий.
  2. Педагоги проводят специальные упражнения и игры по формированию восприятия фонематической стороны речи: учат определять место звуков в слове, место ударения, отличительные признаки фонем, количество и последовательность звуков и слогов.
  3. Педагоги моделируют правильный речевой темп, предлагая образцы произнесения разговорной речи, отрывков из литературных произведений, сказок стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д.
  4. Педагоги стимулируют обращение ребёнка к взрослому, сверстнику с вопросами, сообщениями, побуждениями.
  5. Педагоги работают с художественными произведениями, обучают детей рассказыванию. Особое внимание уделяется развитию творческого рассказывания.
  6. Способствуют развитию речи в игре и отражению литературных образов в сюжетно-ролевых играх детей.
  7. Обеспечивают развитие наиболее сложных лексических значений, передающих как непосредственное состояние, так и оттенки эмоциональных состояний, в процессе драматизации детских литературных произведений.

«Памятка для родителей»

Факторы успешного речевого развития

  1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
  2. Создавать условия для общения с другими детьми.
  3. Речь взрослого – пример для подражания.
  4. Развивать мелкую моторику руки, это ведет к развитию речи ребенка.
  5. Совместные игры взрослого и ребенка.
  6. Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
  7. Удовлетворение любознательности ребенка. Ответы на все его «почему».
  8. Рассказывание стихов руками. (Пальчиковые игры)

Предоставляется слово экспертам . Дайте свою оценку. Насколько педагоги компетентны в речевом развитии детей дошкольного возраста?

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы, способствующие речевому развитию детей.

Объявляется общий результат, ведущий благодарит за участие.

Обсуждается и утверждается решение педагогического совета:

Решение педагогического совета.

от 10.12.2015г.

  1. Использовать в практике работы современные эффективные технологии речевого развития дошкольников.

всем воспитателям постоянно

  1. Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободное время, побуждающих к активизации речевой деятельности детей.

всем воспитателям постоянно

  1. Для развития речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой деятельности и т.п.

всем воспитателям постоянно

  1. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей.

всем воспитателям постоянно

  1. В работе с родителями использовать индивидуальный подход, учитывая личностные особенности каждой семьи.

всем воспитателям постоянно

  1. Признать работу педагогов положительной и использовать в практике работы ДОУ.

Номинация: Детский сад › Методические разработки › Доклады, педсоветы, семинары
Название: Педагогический совет «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ»


Должность: старший воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад № 36
Месторасположение: город Каменск-Шахтинский, Ростовская область

Елена Веселова
Педсовет «Развитие речи детей в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Цель : систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи детей в ДОУ .

Задачи :

1. Активизировать знания педагогов о методах, приёмах и средствах развития речи дошкольников .

2. Повысить у педагогов компетентность в области речевого развития .

3. Совершенствовать умение дискутировать, выступать.

4. Активизировать навыки по генерированию идей дидактических игр для речевого развития детей .

5. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

6. Совершенствовать навыки логического мышления.

План проведения педсовета

1. Обсуждение итогов тематического контроля.

2. Подведение итогов смотра-конкурса "Создание условий для развития речи ".

3. Развитие речи детей в условиях ДОУ .

4. Деловая игра «Ромашка» .

5. Решение педсовета .

1. Сообщение по тематической проверке (краткое изложение)

В период с 24 по 28 ноября во всех возрастных группах был проведен тематический контроль по теме "Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию связной речи детей в различных формах и видах детской деятельности" с целью выявления эффективности системы работы педагогов по развитию связной речи детей в соответствии с ФГОС ДО .

В результате проверки видно, что проблема развития речи дошкольников актуальна. В группах созданы условия для речевой деятельности детей : организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстрированный наглядный материал. Однако необходимо обратить внимание ни систему планирования работы с детьми и родителями в группах, использование в практике работы моделей и схем по развитию связной речи дошкольников , на создание оптимальных условий во всех режимных моментах для проявления познавательной и речевой активности детей .

* Применять в практике опыт :

Воспитателя Разводовой И . П. по использованию моделей и схем для обучения составлений рассказов по картинам и разучивания стихов;

Воспитателя Ковязиной Р. А. по вопросам воспитания культуры общения дошкольников посредством чтения художественной литературы, бесед, рассматривания иллюстраций.

* Регулярно планировать деятельность в книжном центре в соответствии с возрастными особенностями.

* Включить в план работы с родителями мероприятия по расширению их педагогического опыта в вопросах развития связной речи у дошкольников (консультации, беседы, памятки, мастер-классы и т. д.) .

2. По результат смотра-конкурса "Создание условий для развития речи " в котором приняли участие все возрастные группы с небольшим отрывом победителями стали : средняя группа "А" - воспитатели Токарева Т. В., Мылтанова Н. М. и старшая группа "А" - воспитатель Вторых Р. Б. которые были награждены грамотами и ценными подарками.

3. Образовательная область«Речевое развитие » в соответствии с ФГОС ДО .

Основная цель : формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи :

Овладения речью как средством общения и культуры;

Обогащение активного словаря;

- развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи ;

- развитие речевого творчества ;

Знакомство с книжной культурой. детской литературой. понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи . фонематического слуха.

Принципы развития речи :

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития ;

Принцип развития звукового чутья ;

Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи ;

Принцип элементарного осознания явлений языка;

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи ;

Принцип обогащения мотиваций речевой деятельности;

Принцип обеспечения активной языковой практики.

Основные направления работы по развитию речи дошкольников

* Развитие словаря

* Воспитание звуковой культуры речи

* Формирование грамматического строя

* Развитие связной речи

* Формирование элементарного осознания явлений языка и речи

* Воспитание любви и интереса к художественному слову

Методы развития речи :

Наглядные;

Словесные;

Практические.

Средства развития речи :

Общение взрослых и детей ;

Художественная литература;

Культурная языковая среда;

Изобразительное искусство, музыка, театр;

Обучение родной речи на занятиях

4. Деловая игра «Ромашка»

Цель и задачи : активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь самореализоваться на педагогическом поприще.

Предварительная работа : формирование четырех команд педагогов и изготовление каждой командой пособия, которое можно применять в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи .

Ход игры.

Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой "Развитие речи " и записывает свое название на выставленных табличках

Задание 1. «Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей»

I. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста

II. Что мы понимаем под развитием речи ребенка ?

III. Каковы задачи словарной работы?

IV. Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи ?

V. Что такое диалог?

VI. Что такое монолог?

VII. Рассказ – описание – это ….

VIII. Рассказ – повествование – это ….

IX. Какие виды речи вам известны ?

Задание 3. «Кто вперед»

Вспомните пословицу противоположную по смыслу пословице : «Коротка ночь до зари, коли много работы»

Найдите лишнюю пословицу : «Хвастать - не косить, спина не болит» ; «Не спеши языком, торопись делом» ; «Язык до Киева доведёт»

Найдите пары пословиц : «Кто грамоте горазд, тому не пропасть» , «Руби дерево по себе» , «Знания никому не в тягость» , «Без корня и полынь не растёт» , «Родимая сторона – мать, чужая - мачеха» «По Сеньке и шапка» .

Нарисуйте любую известную пословицу

Задание 4. «Презентация пособий по развитию речи детей дошкольного возраста»

Дидактическое пособие «Волшебные слова» Разработчики : Разводова И . П., Павлова Т. Р.

Дидактическое пособие «Волшебная пирамидка» Разработчики : Камшилова A.С., Высоцкая Е. В., Петрова Н. В

Дидактическое пособие «Скоро сказка складывается» Разработчики : Машкова М. В., Цыряпкина Н. А., Вторых Р. Б., Токарева Т. В.

Дидактическое пособие «Волшебный сундучок» Разработчики : Мылтанова Н. М, Даурова Л. А., Марченко Е. В.

5. Подведение итогов.

Публикации по теме:

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО» О. Н. Ковалевская воспитатель, муниципальное.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №1 является образовательной организацией и осуществляет деятельность.

Развитие личности ребенка в условиях развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Одним из основных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными.

Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС в ДОУ Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает: - опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей.

Педагогический совет Подготовила и провела старший воспитатель МБДОУ №29 Василенко С.Б.
Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста.
Цель: Выявить уровень профессиональной теоретической подготовленности и практической деятельности педагогов по развитию речи детей в условиях современных требований к организации образовательного процесса.
План педсовета:
1.Вступительное слово
2. Обсуждение итогов тематического контроля
3.Анализ анкет родителей воспитанников ДОУ
4.Организация развивающей речевой среды в ДОУ для совершенствования речевых коммуникаций ребёнка. (педагоги ДОУ из опыта работы)
5.Деловая игра «Речевичок»
6.Презентация альбомов «Расскажи сказку»
7.Решение педсовета.
Вступительное слово старшего воспитателя.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Read More
Деловая игра «Речевичок»
С участием сказочного персонажа
Задание 1.»Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей.
Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)
Какие умения развиваются в диалоге?
Какие формы работы используются при обучении детей связной речи?
Речь одного собеседника, обращённая к слушателям?
Задание 2 «Изобразите пословицу с помощью схемы»
Задание 3 «Скажи пословицу правильно»
Сын леопарда-тоже леопард.
Верблюда под мостом не спрячешь.
Бойся тихой речки, а не шумной.
Задание 4.Подбор антонимов и синонимов.
Решение педсовета:
· Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей
· Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи.
· Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы.

Елена Петрова
Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

Цель : Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ. Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников .

План проведения педсовета

педсовета

2. Выступление старшего воспитателя «Актуальность проблемы речевого ».

3. Деловая игра для педагогов.

Современные »

6. «Аукцион методических находок » . Презентация дидактических игр.

7. Разработка решений педсовета .

1. Рассмотрение решений предыдущего педсовета

2. «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста ».

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно . В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи ; развитие речевого творчества ; развитие звуковой и интонационной культуры речи , фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Предполагается, что к концу дошкольного возраста речь станет универсальным средством общения ребёнка с окружающими людьми : старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения, свободно владеть языком на уровне устной речи , уметь ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения. Сегодня в центре внимания - ребёнок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и технологии организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности .

3. Деловая игра для педагогов «Быстрый ответ»

1. Назовите формы речи (диалогическая и монологическая)

2. Какие умения развиваются в диалоге (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

4. Ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя)

5. Как организовать работу по развитию речи во 2-й половине дня (логоритмика, мнемотаблицы, дидактические игры, театрализованная деятельность, чтение худлитературы и т. д.)

6. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи ? (средняя группа)

7. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи ? (младшая группа)

8. Назовите словесные методы и приемы развития речи .

Методы (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, беседа, рассказывание по картинке, об игрушке, из опыта, творческое рассказывание).

Приемы (вопрос, повторение, объяснение, речевой образец)

9. Назовите приемы формирования навыков разговорной речи (не запланированные краткие разговоры во время режимных моментов, специально организованные плановые разговоры : индивидуальные и коллективные, словесные поручения, совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг, объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы, сюжетно – ролевые игры, трудовая деятельность)

10. Назовите средства развития речи (общение взрослых и детей, культурная языковая среда, речь воспитателя, развивающая предметная среда , обучение родной речи и языку на занятиях , художественная литература, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр, трудовая деятельность, детские праздники).

4. Аналитическая справка о результатах тематического контроля

5. Презентация для педагогов «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников »

1) Технология обучения детей составлению сравнений.

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста. Модель составления сравнений : педагог называет какой-либо объект, обозначает его признак, определяет значение этого признака, сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте. В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы , вкуса, звука, температуры и др. На пятом году жизни тренинги усложняются, даётся больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению. На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному признаку. Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность , любознательность, умение сопоставлять признаки предметов , обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.

«Модель составления сравнений»

Название объекта

Обозначение его признака

Определить значение этого признака

Сравнить данное значение со значением признака в другом объекте

Например :

Цыпленок

По цвету (признак)

Желтый (значение этого признака)

Такой же желтый как солнце

2) Технология обучения детей составлению загадок.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Развивая умственные способности ребёнка , важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Педагог показывает модель составления загадки и предлагает составить загадку про какой-либо объект. Таким образом, в процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества. К тому же это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка , т. к. в домашней непринуждённой обстановке, без особых атрибутов и подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания , умению находить скрытый смысл слов, желанию фантазировать.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы :

Какой? Что бывает таким же?

Блестящий Монета

Шипящий Вулкан

Какой? Что бывает таким же?

Блестящий Начищенная монета

Шипящий Проснувшийся вулкан

Круглый Спелый арбуз

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не» .

Итоговая загадка про самовар : "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

3) Технология обучения детей составлению метафор.

Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одарёнными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога : создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребёнок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана. Приём создания метафор (как художественное средство выразительности речи ) вызывает особую сложность в умении находить перенос свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для сопоставляемых объектов. Такая сложная мыслительная деятельность позволяет развить в детях способность создавать художественные образы, которые они употребляют в речи в качестве выразительных средств языка. Что позволяет выявить детей, несомненно, способных к творчеству , и способствовать развитию в них таланта .

Целесообразно использовать алгоритм составления метафоры.

1. Берется объект 1 (радуга) . Про него и будет составлена метафора.

2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная) .

3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна) .

4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя) .

5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя) .

6. Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя) .

4) Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине : текст реалистического характера, текст фантастического характера. Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

1. Определение состава картины

Цель : обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка) .

2. Установление взаимосвязей между объектами на картине".

Цель : упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней.

3. Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств"

Цель : обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

4. Составление загадок и метафор по картине

Цель : познакомить детей с моделями составления загадок и метафор; сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок и метафор.

5. Преобразование объектов во времени

Цель : учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

6. Описание местонахождения объектов на картине

Цель : учить детей пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи слова , обозначающие пространственные ориентировки; учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины; формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.

7. Составление рассказов от лица разных объектов

Цель : обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения; уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.

8. Смысловая характеристика картины

Цель : развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картине; упражнять в умении подбирать название картины, точно отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок; подвести детей к пониманию того, что содержание картины может иметь не один смысл.

9. Составление рассказов-фантазий

Цель : учить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; учить детей составлять рассказы фантастического содержания. Для сочинения фантастических рассказов по картине следует знать основные приемы фантазирования

10. Составление сказок нравственно-этического характера".

Цель : обучать детей приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины; учить выводить мораль из составленного текста сказки.

5) Один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо) - синквейн.

Инновационность данного метода – создание условий для развития личности , способной критически мыслить , т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Использование метода «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач : придаёт лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала; закрепляет знания о частях речи , о предложении; значительно активизирует словарный запас; совершенствует навык использования в речи синонимов ; активизирует мыслительную деятельность; совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо; стимулирует развитие творческого потенциала.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации . Синквейн (от французского слова «cinq» -пять) - это стихотворение, состоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы.

Актуальность использования синквейна в том, что это сравнительно новый метод – открывающий творческие интеллектуальные и речевые возможности. Он гармонично вписывается в работу по развитию лексико- грамматической стороны речи , способствует обогащению и актуализации словаря.

Правила составления сиквейна

Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.

Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему.

Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.

Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.

Пятая строка – слово резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.

Пример синквейна на тему любви :

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Пример синквейна на тему жизни :

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает , учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

6) Технология развития речи и мышления посредством мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов , обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы , об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации , и конечно развитие речи .

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей , для обогащения словарного запаса, при обучении составления рассказов, при пересказе художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Технологии мнемотехники позволяют решать задачи развития всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно-логической, обработки различных приемов запоминания); развитие образного мышления ;

развития логического мышления (умения анализировать, систематизировать) ; развитие различных общеобразовательных дидактических задач, ознакомление с различной информацией ; развитие смекалки , тренировка внимания; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.

7) Информационно - коммуникативные технологии

позволяют сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводят к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы обучения .

Приоритетными технологиями речевого развития дошкольника также являются

ТРИЗ. (Теория Решения Изобретательских Задач)

Логоритмика. (Речевые упражнения с движениями)

Сочинительство.

Сказкотерапия. (Сочинение детьми сказок)

Экспериментирование.

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

6. «Аукцион методических находок »

Домашнее задание. Воспитатели проводят презентацию дидактических игр по развитию речи детей

Решение педагогического совета.

1. Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободное время, побуждающих к активизации речевой деятельности детей.

2. Для развития речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой деятельности.

3. Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития через приемлемые для них формы взаимодействия

4. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей :

Пополнить группы дидактическими играми по развитию речи

оформить стенды для родителей "Развитие связной речи дошкольника "

Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников .

5. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей .

6. Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы .