Василий кесарийский - биография, информация, личная жизнь. Полное житие святителя василия великого, архиепископ кесарийского чудотворца

Василий кесарийский - биография, информация, личная жизнь. Полное житие святителя василия великого, архиепископ кесарийского чудотворца

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Василий Кесарийский) (ок. 330-379), святитель, архиепископ г. Кесария (Малая Азия), церковный писатель и богослов.

Родился в благочестивой христианской семье в Каппадокийском городе Кесарии, около 330 года, в царствование императора Константина Великого.

Отец его был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, пять из которых причислены к лику святых: сам Василий, его старшая сестра – прп. Макрина, брат Григорий, еп. Нисский, брат Петр, еп. Севастии Армянской, и младшая сестра блж. Феозва, диаконисса. К лику святых причтена также и их мать прав. Емилия.

На 26-м году жизни он отправился в Афины, чтобы заниматься в тамошних школах разными науками. В Афинах Василий подружился с другим славным святителем – Григорием Богословом, также обучавшимся в то время в афинских школах.

Василий и Григорий, будучи похожи друг на друга по своему благонравию, кротости и целомудрию, так любили друг друга, как будто у них была одна душа, – и эту взаимную любовь они сохранили впоследствии навсегда. Василий настолько увлечен был науками, что часто даже забывал сидя за книгами, о необходимости принимать пищу. В Константинополе и Афинах Василий учился риторике, философии, астрономии, математике, физике и медицине. Почувствовав призвание к духовной жизни, он отправился в Египет, Сирию и Палестину. Там он изучал творения св. отцов, упражнялся в аскетических подвигах, посещал знаменитых отшельников. Вернувшись на родину, он стал пресвитером, а затем и епископом. Св. Василий выступил в защиту православной веры. Как архипастырь, он заботился о строгом соблюдении канонов Церкви, о клире, о церковной дисциплине, помогал бедным и недужным; основал два монастыря, богадельню, гостиницу, странноприимный дом. Сам вел жизнь строгую и воздержанную и тем стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Его почитали не только христиане, но и язычники и иудеи.

Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию. По молитвам святителя получали прощение и разрешались от своих грехов многие великие, отчаявшиеся в спасении грешники. Так, например, некая знатная женщина, стыдясь своих блудных грехов, записала их и отдала запечатанный свиток святителю Василию. Святитель всю ночь молился о спасении этой грешницы. Утром он отдал ей нераспечатанный свиток, в котором все грехи оказались изглаженными, кроме одного страшного греха. Святитель посоветовал женщине идти в пустыню к преподобному Ефрему Сирину. Однако преподобный, лично знавший и глубоко почитавший святого Василия, отослал каявшуюся грешницу обратно, сказав, что лишь святитель Василий силен испросить ей у Господа полное прощение. Вернувшись в Кесарию, женщина встретила погребальное шествие с гробом святителя Василия. В глубокой скорби она с рыданиями упала на землю, бросив свиток на гроб святителя. Один из клириков, желая посмотреть, что было написано в свитке, взял его и, развернув, увидел чистый лист; так был изглажен последний грех женщины по молитве святителя Василия, совершенной им посмертно.

Находясь на смертном одре, святитель обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины.

Прошла ночь и, к изумлению Иосифа, святитель Василий не только не умер, но, встав с одра, пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом, отслужил Божественную Литургию, причастил Иосифа, преподал ему поучение, а затем, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу, не выходя из храма.

На погребение святителя Василия Великого собрались не только христиане, но язычники и иудеи. Прибыл проводить своего друга святитель Григорий Богослов, которого святитель Василий незадолго до своей кончины благословил принять Константинопольскую кафедру.

За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов», «палата учености». Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли – святого равноапостольного великого князя Владимира, нареченного в Крещении Василием. Святой Владимир глубоко чтил своего Ангела и в честь его построил на Руси несколько храмов. Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа.

Огонь, меч, дикие звери и металлические когти скорее будут для нас наслаждением, чем вызовут ужас.

Василий Великий

Среди сонма православных святых - этих жертв, мучеников, "пострадавших друзей Жениха" в земной жизни были богатые и бедные, правители и нищие, воители и "кроткие духом".

Они различаются между собой по началу своего земного существования, но они равны перед Богом, одинаково любимы Им, ибо святые - это "сжатые колосья, которые Господь заключил в житницы Царствия Своего".

Они являются главным аккордом всеобъемлющего Гимна спасения, наглядным подтверждением этого догмата.

Наша история о двух святых - непохожих своей земной судьбой, своими поступками и характером, но удостоенных однинаково Высшей награды - увидеть Царство Божие.

Это два Василия - святые, которые поднялись к небесам, казалось, различными Лествицами, но получившие одинаковую степень святости, ибо знаменовали собой одно - отказ от своего собственного ради Господа, его дела, будущего торжества его Царства. В их судьбах отражаются разные стороны святого их Имени Василий. Эти святые - Василий Великий и Василий Блаженный.

"Еще в юности он обнаружил ученость высшую своего возраста и твердость убеждений высшую учености "

Григорий Богослов

"Высокий и величественный столп Церкви Божией, светило Богословия, красота иерархии, истинный человек Бога Отца, пламенный благовестник Единородного, верный управитель и домоправитель Духа Святого, чадо мудрости, вместилище разума, казна познания, училище благочестия, толкователь тайного и Божественного света, непреодолимая и неподвижная крепость силы и крепости Христовой, царская труба Слова Божьего" - все эти хвалебные эпитеты, высказанные епископом Иконийским святым Амфилохием, относятся к одному из столпов православия - святителю Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской, прозванному Великим.

Величие святого Василия сказалась, в первую очередь, в той роли, которую сыграл он для становления Православной Церкви, установления и укрепления ее догматов, культа и традиций.

ІУ век жизни христианской Церкви, служению которой отдал всю жизнь и все пламя своей неординарной натуры этот славный отец и учитель церкви, был одним из переломных периодов в истории христианства.

После трех столетий гонений и издевательств власти над Христовой Церковью, непонимания со стороны большинства народов того времени проповеди Христа, самопожертвования и мученичества первых христиан, которые своей жизнью и смертью доказали кристальную чистоту и праведность Божественного учения, наконец, с принятием восточно-римскими императорами Константином и Ликинием эдикта о веротерпимости, кажется, пришло время для процветания христианства. Но христианство подверглось еще одному испытанию, возможно, даже более страшному, чем в предыдущие века притеснений - Церковь охватило пламя внутренних раздоров и лжеучений.

Одна за другой появляются и множатся ереси: арианство, аполинарийство, несторианство, евтихианство и другие, которые искажали смысл и ценности христианского вероучения.

Распространению искаженных верований в большой степени способствовало то, что большинство пастырей церкви Христовой были слабо подготовлены теоретически, не ощущали дьявольской разницы в вопросах толкования вероучения. Многие священнослужители шли на служение в поисках славы, почестей и выгоды. Не вело к лучшему и то, что, следуя традициям того времени, определенная часть монахов, кроме служения Церкви и Богу, занималась сельским хозяйством, ремеслами и торгашество. Бедность и притеснённость тогдашнего общества приводила многих мирян в христианские монастыри и общины, но ревностными и истинными послушниками Христовыми эти люди не становились из-за отсутствия должного порядка и воспитания в обителях Божиих.

Все это требовало для укрепления и сохранения самого христианства, прихода деятеля, который бы положил конец раздору и колебаниям в Церкви, навел порядок в ее устройстве и укрепил основы церковной жизни.

Именно таким деятелем стал святитель Василий - высокоученый и незыблемый ревнитель веры Христовой.

Происходя из знатного и уважаемого кесарийского рода, он смолоду получил лучшее для своего времени образование, впитав и творчески переосмыслив жемчужины светской мудрости в лучших учебных заведениях Кесарии и Афин, проникнувшись святостью и истинной набожностью в знаменитых христианских храмах и общинах Египта и Передней Азии. Но больше всего Василию, для духовного становления, дали уединенные аскетические размышления над чтением Священного Писания и произведений первых Отцов Церкви.

Глубоко постигнув истины христианства, будущий святитель приложил много усилий к разработке теоретических основ христианства, разъяснения и

толкования сложных мест вероучения. Он написал много богословских трудов, среди которых и объемные религиозно-философские трактаты, и короткие Поучения, задушевные беседы и пламенные Слова.

Когда я беру в руки и читаю его "Шестоднев" - пишет друг и соратник Василия Великого Григорий Богослов о девяти беседах святителя на первую главу Книги Бытия, - то вхожу в общение с самим Творцом.

Руководствуясь собственным опытом аскетической и праведной жизни, Василий Великий начинает создавать новые, как по характеру, так и по содержанию, монастыри и общины христиан. Он пишет для них уставы жизни и служения, составляет своды правил монашеского благочестия. В этой работе Василий снова выходит из собственной практики. Он создает смешанную форму монашеской жизни, сочетающей в себе особенности затворничества и "общежительства": умеренный и целесообразно избраный физический труд, сочетающийся с молитвой и созерцанием.

Как архиепископ провинции, Василий пристально наблюдает за правильностью ведения богослужения в подчиненных ему храмах, ревностью их служителей в исполнении своих пастырских обязанностей.

Плодотворно работая на ниве укрепления и реформирования внутри церковной жизни, Василий Великий не забывает и о простых членах паствы. Он часто лично проводит службу в храмах, выступает с проповедями перед мирянами. Именно в этих выступлениях наиболее ярко проявляется Васильев талант оратора и радителя за ближних. Его красноречивое слово, благодаря своей искренности, шло к сердцам слушателей, а из-за своей простоты было понятно всем. Он проповедовал о вреде пьянства, о посте, благочестии и других предметах с впечатляющей неутомимостью, и его собирались слушать все, начиная со знати и заканчивая простыми крестьянами-бедняками.

Много сделал Василий Великий и как благотворитель. Все свое имущество он постоянно раздавал страждущим и малоимущим. На остатки своего родового состояния Василий создал на окраине Кесарии целый благотворительное городок, где были монастыри, гостевые дома для паломников, дома немощных и старых, больницы, леплезорий для больных проказой.

Такая активная деятельность святителя нередко, конечно, вызывала зависть у коллег и ярость у врагов православия.

Император Валент - ревнивый последователь арианской ереси - пытался повлиять на священника различными средствами: и привлечь его на свою сторону лестью, и напугать его, и незаслуженно опорочить и уничтожить.

Однажды император послал в Кесарию своего префекта Модеста, который пришел к Василию и стал угрожать ему разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью.

Все это, - ответил Василий, - для меня ничего не значит. Тот не теряет состояния, кто ничего не имеет кроме ветхой и благой одежды и немногих книг. Изгнание для меня не существует, я не связан определенным местом: то в котором я живу сейчас - не мое, а любое, куда меня не бросят - будет мое. А мучения? Что могут сделать они мне? - Я так слаб, что только первый удар будет для меня ощутимым. Смерти я не страшусь, ибо она - благодеяние для меня, она скорее приведет меня к встрече с любимым Богом, для которого я живу и тружусь, к которому я все время хочу.

Посрамлены сановник отступился, ибо был поражен силой духа и мощью веры Василия.

Святитель Василий постоянно пытался принести благо людям, укрепить основы веры, дать стимул нового расцвета православия. Даже в последние мгновения своей жизни он следовал этому. Когда пришло время умирать, святой Василий совершил последний подвиг своей жизни - обратил в православие иноверца.

Врач-еврей, осмотрев умирающего святого, сказал, что последний не доживет и до утра, или же он, иудей, перейдет в христианство. Услышав эти слова, Василий начал просить Бога продлить еще немного его земное существование для того, чтобы осуществить еще одну услугу богу. Когда утром врач увидел живым своего безнадежного пациента, то воскликнул:

Теперь я вижу чей Бог истинный! Я хочу немедленно викреститься.

Святой Василий лично провел обряд крещения врача и его семьи, а затем с миром отошел, чтобы уже навек объединиться с Тем, к которому несся всю жизнь. Произошло это 14 января 379 года от Рождества Христова. Его гроб с почетом провожали не только христиане, но и иудеи и язычники. Человеческая память укрепила за ним славу не только великого церковного деятеля, но и чуткого и доброго человека.

"... Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира Бог избрал, чтобы посрамить сильное... "(1 кор.1, 27).

Для того чтобы стать любимцем Бога не обязательно с мечом в руках вершить его волю, перед сильными мира сего отстаивать правду Божию, писать Богодуховные книги или раздавать все свое богатства неимущим. Покорность, набожность и скромность, видимая слабость и немощь могут также славить Бога, нести свет веры людям, утверждать мощь Православия ".

В семье простых мещан из подмосковного села Елохово в декабре 1468 родился мальчик Василий, который своей жизнью прославил не только свою семью, но и свой народ, Православие ".

Еще подростком Василий обнаружил чудесные способности. Так, служа подмастерьем у сапожника, мальчик одним случаем снискал себе славу провидца. К мастеру пришел купец чтобы заказать себе сапоги, которые он не сносил бы и за несколько лет. Василий при этом нерадостно улыбнулся и сказал:

Сошьем такие, что до смерти не износишь, - и заплакал.

На вопрос хозяина, что бы все это означало, парень поведал, что чувствует близкий конец заказчика. И действительно - вскорости купец умер.

Затем у Василия было еще несколько прозрений от которых он с каждым днем становился все грустнее. Зачастую парень говорил, что видит как бесчисленные грехи тянут этот мир в ад.

Что бы как-то спасти своих соотечественников, Василий покинул службу и отправился в люди, став нищим-юродивым, ходил по улицам Москвы босой и голый, голодал, жил на пороге церкви, часто одевал на себя металлические "вериги". Поступки его иногда были странными и, на первый взгляд, непонятными. То опрокинет на рынке прилавок с хлебом, то виллет квас из сосуда, то набросится на нищего, то подойдет к дому, в котором люди что-то радостно и громко празднуют, и расплачется, обнимая его уголки. На такие выходки Василия люди чаще всего реагировали непониманием, а иногда и ругали и били нищего, а последний радовался и прославлял Бога. Позднее же оказывалось, что хлеб был испечен из испорченной муки, квас прогорклый, нищий был перевоплощенным бесом, а о "веселых домах" юродивый сказал:

Я вижу, что ангелы скорбные стоят у дома и горько жалуются о грехах человеческих, а я со слезами выпрашиваю у них молить Господа об обращении грешников на путь истинный.

Постепенно за Василием утвердилась слава провидца и человека Божия. Особенно возрос его авторитет, когда в одном из храмов юродивый сбросил со стены и разбил икону Божьей Матери.

За такой поступок прихожане чуть не убили Василия, но когда по его требованию содрали с иконной доски верхний слой краски, то увидели под ним лик Сатаны, и поняли, что были обмануты нечестивым и поклонялись дьяволу, а юродивый спас их от греха. Тогдашний летописец говорит о Василии Блаженном: «Дьявола он всегда умеет раскрыть во всяком образе и всюду его Преследуя!».

Всеми своими поступками, своей жизнью Василий подавал пример благочестия и набожности. Он ругал и обличал тех, кто подавал милостыню, помогал церкви из корыстных побуждений - не через христианскую заботу или искреннюю веру, а в надежде прослыть благочестивым и ревностным христианином. Блаженный говорил, что милостыня нужна не всем нищим и страждущим, а только тем, кто использует эти подаяния на благие дела. Сам Василий однажды отдал много денег, которые ему подарили, иностранному купцу, который потерял свое состояние, бедствовал, но не мог попросить помощи у людей из-за своей скромности.

Василий Блаженный стал со временем для своих современников символом благочестия, смирения и олицетворением главных христианских добродетелей. Следуя своим праведным путем, он не боялся ни человеческого осуждения, ни непонимания, ни насмешек; ни ярости сильных мира сего. Даже грозный царь Иван Грозный боялся юродивого, ибо последний в глаза говорил государю правду о его кровавых делах. Блаженный Василий осуждал неправедные поступки этого власть придержащего, выговаривал ему за недостаточное старание в молитвах, с презрением относился к царским подаркам, мог спокойно отказаться сесть к обеду за царский стол. Поданый царем кубок с вином, Василий выливал в окно со словами, что гасит горящий Новгород (и действительно, в это время пожар в, казалось, в обреченном городе, волшебным образом прекращался), выбрасывал царево мясо, потому что не хотел "есть человеков "(Грозный в это время праздновал кровавую победу над очередным своим царедворцем, который попал в царскую немилость), шубу "с царского плеча" спокойно отдавал первому встречному.

На своем тернистом пути юродивого Василий нередко творил чудеса: в 1521 году молитвам святого Москва была спасена от нашествия татарского хана Махмед-Гирея; летом 1547 г. юродивый предсказал страшный пожар в столице; однажды вылечил от тяжелой болезни русского царя; вернул зрение немощной женщине...

Василий прожил 72 года, большинство из которых посвятил подвигу юродства, и умер 2 (по новому стилю 15) августа 1557 года. Москва с большими почестями хоронила своего святого. Сам царь Иван Грозный с боярами нес гроб умершего, а обряд погребения вершил митрополит Московский Макарий. Василия похоронили в Троицкой церкви, которая и сегодня в народе называется храмом Василия Блаженного.

Сохранилось летописный описание святого, где есть очень интересная характерная подробность его образа: "Наг весь, в руке посошок" - в этих словах и все величие, и вся простота этого необыкновенного человека.

Перед нами два светлых образы, два описания жизни Божьих наперсников, святых, которые своими поступками прославили Господа, его грандиозное величие, необъятную мудрость, безграничное человеколюбие. Величие и простота, пламенность и покорность соединились в них. Чему же учат нас эти два Василия? К чему зовут? - К христианской любви и скромности! К отказу от потакания своим страстям.

Много соблазнов окружает нас, и хотя мы всячески стремимся к праведной жизни, но нередко не хватает у нас сил устоять. В таких случаях нам нужно обращаться за помощью к святым, которые в земной жизни, несмотря на множество забот и скорбей, не оставляли без своей помощи тех, кто приходил к ним, тем более они и после своего вознесения НЕ оставят тех, кто сейчас обращается к ним с верой и надеждой.

Сейчас плачуся к вам, святые патриарси, цари и пророки,

Апостолы и святители и все избранные Христом: помогите

мне на суде, да спасут душу мою от силы вражьей.


(329/30–379)

Рождение, детство, юношеские и молодые годы святителя

Святитель Василий Великий родился в Каппадокии около 330 года. Он происходил из знатной, богатой и очень благочестивой семьи. Его родная бабушка по линии отца, Макрина Старшая, в свое время была ученицей Григория Чудотворца. Её муж, дед Василия Великого, тоже был ревностным христианином. Оба они прославились исповеданием Господа. Во времена гонений им приходилось скрываться, терпеть много лишений и вынужденную скорбь.

Их сын, Василий Старший, отец Василия Великого, был признанным адвокатом и вместе учителем риторики. Он имел владения в Каппадокии, Понте, Малой Армении. От его брака с редкой красавицей Емелией, сиротой, дочерью мученика, почитавшей целомудрие и девство, но вышедшей замуж во избежание навязчивых домогательств со стороны нечестивых людей, родилось пять дочерей и четверо сыновей: Василий, Навкратий, Григорий и Пётр.

Навкратий умер достаточно молодым, Григорий со временем стал известным святителем Нисским, а Пётр — епископом Севастийским. Мать Емелия, по смерти любимого мужа, посвятила жизнь монашескому подвигу. Её дочь, Макрина Младшая, сестра Василия Великого, тоже избрала монашеский путь.

Детство Василия прошло в имении его отца, в Понте. Будучи младенцем, он перенес тяжелую болезнь, от которой исцелился не иначе как чудом. Ранние взгляды и образ поведения Василия формировались при участии его матери. Но особую роль в воспитании играла его бабка, Макрина. Когда ребёнок подрос, его обучением занялся отец. В частности он преподавал сыну греческую грамматику и литературу.

Дальнейшее образование Василий получил в Кесарии Каппадокийской. Вероятно, там он впервые встретился с будущим святителем Григорием Богословом. После этого Василий учился в Константинополе, где, как считается, познакомился с известным софистом Ливанием.

Наконец, Василий отправился в «центр просвещения», Афины. Там он восполнял познания в литературе и философии, оттачивал мастерство красноречия и ораторского искусства. Утверждают, что кроме этого Василий освоил астрономию и медицину. В Афинах Промысл Божий вновь свёл его с Григорием Богословом, который прибыл туда несколько раньше. Совместное пребывание взрастило и укрепило их дружество. Здесь же Василий познакомился с будущим императором Юлианом, гонителем и разорителем Церкви.

Первые шаги Василия Великого на христианском поприще

Около 358 года, почти через пять лет пребывания в Афинах, Василий возвратился в Кесарию. Некоторое время, по просьбе сограждан, он занимался преподаванием риторики. В этот период он принял Крещение, возможно, от чтимого им Кесарийского епископа Диания. Несмотря на то, что сам Василий крестился в столь зрелом возрасте, впоследствии он указывал на неуместность оттягивания этого события.

Вскоре, движимый любознательностью и стремлением ознакомиться с аскетической жизнью, Василий отправился в странствие по землям Сирии, Палестины, Египта. Здесь он самым ближайшим образом приобщился к идеалам подвижников.

Вернувшись, он раздал всё имущество нуждавшимся, оставив при себе только необходимую одежду, и вместе с немногими единомышленниками удалился в пустынное место Понта. Пребывая в уединении он занимался физическим трудом, предавался молитвам, чтению Писаний и сочинений отцов, аскетическим подвигам. Обычной пищей Василия были хлеб и вода. Спал он на земле. Вскоре к нему присоединился верный товарищ Григорий Богослов. В этот период друзья составили сборник на основе выдержек из трудов Оригена — Филокалию.

Суровые подвиги и высоконравственная жизнь христианских отшельников привлекали к ним множество подражателей и сторонников, которые, приходя, селились поблизости. Василий принимал деятельное участие в организации религиозно-нравственной жизни приумножавшихся общин.

Нужно сказать, что представления Василия Великого о монашестве разнились с убеждениями, господствовавшими тогда среди подвижников Египта. Как известно, он отдавал предпочтение общежительному устройству монастырей, полагая, что такая форма монашества предоставляет больше возможностей для реализации братской христианской любви. По просьбе отшельников Василий составил необходимый для них свод нравственных правил.

Волновавшие Церковь догматические споры тоже не оставались без его внимания. Утверждается, что в целях содействия Церкви Василий мог позволить себе оставить дорогое сердцу убежище. Так, в 360 году он отправился вместе с епископом Дианием, который, к тому времени, посвятил его в чтеца, в Константинополь, на церковный Собор.

Служение Василия Великого в сане пресвитера

В 363 или 364 году Евсевий Кесарийский, преемник Диания, пригласил Василия в Кесарию и рукоположил его во священника. Поначалу Василий возражал, считая себя недостойным и печалясь необходимостью лишиться возможности полюбившегося ему монашеского уединения.

Состояние Церкви в то время было смятенным, если не сказать: удручающим. Алчность священников, симония, торжество еретических заблуждений, интриги, вражда — вот лишь немногие трудности, с какими столкнулся Василий по роду своего пастырского делания.

Будучи незаурядною личностью, отныне он стал помощником архиерею как в административных делах, так и в борьбе за чистоту веры и нравов среди христиан. Впоследствии это вызвало у епископа, значительно уступавшего Василию в красноречии и образованности, нездоровую ревность, и между ними произошёл раздор. Не желая усугублять и без того осложнившуюся ситуацию, Василий проявил благоразумие и вновь удалился в уединение. Между тем, с усилением влияния арианства Василий счёл своим долгом вернуться. Раздор был сглажен и преодолен.

Святительская деятельность Василия Великого

В 370 году, после смерти Евсевия, вопреки несогласию и противодействию со стороны некоторых мирян и епископов, кафедру занял Василий Великий. Император Валент, заявивший себя строгим поборником арианства, приложил много усилий, чтобы сломить стойкость противников, в том числе святителя Василия, верного Православию. Православные люди сталкивались с гонениями, лишениями и изгнаниями.

В это время Каппадокия была разделена на две провинции, что привело к уменьшению территории, канонически управляемой православными пастырями: одну из её частей возглавил, в религиозном отношении, нечестивый Тианский епископ Анфим. В свою очередь твёрдый в убеждениях Василий не переставал сражаться за чистоту веры на территории всей Каппадокии, продолжал ставить достойных епископов. В этой связи, например, брат святителя Василия, Григорий, был поставлен епископом в Ниссу.

Помимо аскетического и пастырского благочестия деятельность Василия Великого ознаменовалась организацией помощи бедным, при том, что сам он по собственной воле был одним из беднейших людей. Помимо прочего святитель организовывал богадельни. Например, в Кесарии он устроил больницу и странноприимницу.

Умер Василий Великий 1 января 379 года, не дожив пару лет до Второго Вселенского Собора. Его оплакивало едва ли не всё население Кесарии. За заслуги и высочайшую святость жизни Василий причтен Церковью к лику святых и почитается именем «Великий».

Труд святителя Василия как церковного писателя

На протяжении литературного пути Василий Великий проявил себя как писатель широкого кругозора и множества богословских направлений. Среди его произведений выделяются сочинения аскетического и духовно-нравственного, полемического и догматического характера. Значительную часть творческих трудов составляют беседы и письма. Кроме того авторству Великого каппадокийца принадлежит множество правил.

К сожалению, не все произведения святителя дошли до наших дней. В то же время незначительный ряд традиционно приписываемых ему сочинений вызывает сомнения в подлинности.

В своих аскетических писаниях Василий Великий рассматривал и вскрывал такие темы как любовь к Богу и ближним; вопросы о вере, грехе, покаянии; об истине и лжи; о соблазняемых и соблазняющих, о твердости в соблазнах; о нищете и богатстве; о злопамятстве; скорби при виде грешащего брата; о дарованиях Божьих; Божьем суде; радости от страданий за Христа; о скорби об умирающих; человеческой славе; о детях и родителях, девах и вдовах, воинах, государях и пр.

В области Православной догматики важнейшее значение имело и продолжает иметь чётко сформулированное им определение и разграничение понятий «сущность» и «ипостась», необходимых для верного осмысления догмата о Пресвятой Троице. Учение об Отце, и Сыне, и Святом Духе он разобрал в , в сочинении « ».

Много внимания святитель уделил Таинствам Церкви — Крещению и Евхаристии, — вопросу о священнослужении. Одной из важнейших заслуг архипастыря является составление чина Божественной Литургии (см. подробнее: ).

Среди экзегетических творений Василия Великого выделяют , и .

Тропарь святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской, глас 1

Во всю землю изыде вещание твое, / яко приемшую слово твое, / имже боголепно научил еси, / естество сущих уяснил еси, / человеческия обычаи украсил еси, / царское священие, отче преподобне, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской, глас 4

Явился еси основание непоколебимое Церкве, / подая всем некрадомое господьство человеком, / запечатлея твоими веленьми, / небоявленне Василие преподобне.

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, "принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной, и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим", - так говорил современник святителя Василия, святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 344; память 23 ноября). Родился Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения Диоклетиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет. Мать святого Василия, Емилия , была дочерью мученика. Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии.

В семье было десять человек детей, пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий, Макрина (память 19 июля) - образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, Григорий , впоследствии епископ Нисский (память 10 января), Петр, епископ Севастийский (память 9 января), и праведная Феозва - диакониса (память 10 января). Первые годы жизни святой Василий провел в принадлежавшем его родителям поместье на реке Ирисе, где воспитывался под руководством матери и бабки Макрины, высокообразованной женщины, сохранившей в памяти предание о знаменитом святителе Каппадокии - Григории Чудотворце (память 17 ноября). Первоначальное образование Василий получил под руководством отца, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом , а позже перешел в школы Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины - центр классического просвещения.

После четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий Великий обладал всеми доступными знаниями: "Он так изучил всё, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому". Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, - "это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы". В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий Богослов восторженно говорил об этом времени: "Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном - в учении... Нам известны были две дороги: одна - к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая - к наставникам наук внешних".

Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Но вскоре, отказавшись от предложения кесарийцев, желавших поручить ему обучение юношества, святой Василий вступил на путь аскетической жизни.

После смерти мужа мать Василия со старшей дочерью Макриной и несколькими девственницами удалились в фамильное поместье на реке Ирисе и вели подвижническую жизнь. Василий же, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Как истолкователь Священных Книг, он сначала читал их народу. Затем, "желая снискать руководителя к познанию истины", святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им. Раздав свое имущество бедным, святой Василий поселился недалеко от Емилии и Макрины на другом берегу реки, собрав вокруг себя иноков в общежитие. Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова . Святые Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании: в жилище их, без кровли, не было очага, пища была самой скудной. Они сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести. От больших трудов мозоли не сходили с их рук. Из одежды Василий Великий имел только срачицу и мантию; власяницу носил только ночью, чтобы ее не было видно. В уединении святые Василий и Григорий усиленно занимались изучением Священного Писания по руководствам древнейших толкователей и, в частности, Оригена, из произведений которого они составили сборник - Филокалия (Добротолюбие). В то же время Василий Великий по просьбе иноков написал сборник правил нравственной жизни. Своим примером и проповедями святитель Василий Великий содействовал духовному усовершенствованию христиан Каппадокии и Понта; многие устремились к нему. Образовывались мужские и женские монастыри, в которых Василий стремился соединить жизнь киновиальную с отшельническою.

В царствование Констанция (337-361) распространилось лжеучение Ария, и Церковь призвала к служению обоих святителей. Святой Василий вернулся в Кесарию. В 362 году он был рукоположен Мелетием, епископом Антиохийским в диакона, а затем, епископом Евсевием Кесарийским, в 364 году, посвящен в сан пресвитера. "Но видя, - как повествует Григорий Богослов , - что все чрезвычайно почитают и хвалят Василия за мудрость и святость, Евсевий, по человеческой немощи, увлекся ревностью к нему и начал выказывать нерасположение к нему". Монахи встали на защиту святого Василия. Чтобы не вызвать церковного разделения, он удалился в свою пустыню и занялся устройством монастырей. С приходом к власти императора Валента (364-378), решительного сторонника ариан, для Православия наступают тяжелые времена - "предстояла великая борьба". Тогда святой Василий спешно возвратился в Кесарию по вызову епископа Евсевия. По словам Григория Богослова, для епископа Евсевия он был "добрым советником, праведным предстателем, истолкователем Божия Слова, жезлом старости, опорой верным в делах внутренних, самым деятельным в делах внешних". С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии занимал он второе место. Проповеди говорил он ежедневно, и часто дважды - утром и вечером. В это время святой Василий составил чин Литургии ; им написаны также Беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии , на псалмы, второе собрание монашеских правил. Против учителя ариан Евномия, который с помощью аристотелевых построений придал арианской догматике научно-философскую форму, превращая христианское учение в логическую схему отвлеченных понятий, Василий написал три книги.

Святитель Григорий Богослов, говоря о деятельности Василия Великого в тот период, указывает на "пропитание нищих, странноприимство, попечение о девах, писанные и неписанные уставы для монашествующих, чиноположения молитв (Литургия), благоукрашения алтарей и иное". По кончине епископа Кесарийского Евсевия, в 370 году, на его кафедру был возведен святой Василий. Как епископу Кесарийскому, святому Василию Великому были подчинены 50 епископов одиннадцати провинций. Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (память 2 мая), с радостью и благодарностью к Богу приветствовал дарование Каппадокии такого епископа, как Василий, прославившегося святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. В империи Валента внешнее господство принадлежало арианам, которые, по-разному решая вопрос о Божестве Сына Божия, были разбиты на несколько партий. К прежним догматическим спорам был присоединен вопрос о Святом Духе. В книгах против Евномия Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. Сейчас же для полного выяснения православного учения по этому вопросу, по просьбе святого Амфилохия, епископа Иконийского , святитель написал книгу о Святом Духе.

Общее печальное положение усугублялось для епископа Кесарийского еще и такими обстоятельствами, как разделение Каппадокии на две части при распределении правительством провинциальных округов; антиохийский раскол, вызванный поспешным поставлением второго епископа; отрицательное и высокомерное отношение западных епископов к попыткам привлечь их к борьбе с арианством и переход на сторону ариан Евстафия Севастийского, с которым Василия связывала тесная дружба. Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждал их веру, призывая к мужеству и терпению. Святым епископом написаны многочисленные письма к Церквам, епископам, клиру, частным лицам. Низлагая еретиков "оружием уст и стрелами письмен", святой Василий, как неутомимый защитник Православия, всю свою жизнь вызывал неприязнь и всевозможные происки ариан.

Император Валент, беспощадно отправлявший в изгнание неугодных ему епископов, насадив арианство в других малоазийских провинциях, явился в Каппадокию с той же целью. Он послал к святому Василию префекта Модеста, который стал угрожать ему разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью. "Всё это, - ответил Василий, - для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается всё мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? - Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь". Правитель был изумлен таким ответом. "Может быть, - продолжал святитель, - ты не встречался с епископом; иначе, без сомнения, услышал бы такие же слова. Во всем ином мы кротки, смиреннее всякого, и не только пред таким могуществом, но и пред всяким, потому что так предписано нам законом. Но когда дело идет о Боге и против Него дерзают восставать, тогда мы, всё прочее вменяя за ничто, взираем только на Него Единого, тогда огнь, меч, звери и железо, терзающее тело, скорее будут для нас удовольствием, нежели устрашат".

Доложив Валенту о непреклонности святого Василия, Модест сказал: "Побеждены мы, царь, настоятелем Церкви". Ту же твердость Василий Великий обнаружил и перед лицом самого императора и своим поведением произвел на Валента такое впечатление, что он не поддержал ариан, требующих ссылки Василия. "В день Богоявления, при многочисленном стечении народа, Валент вошел в храм и смешался с толпой, чтобы показать видимость единения с Церковью. Когда же в храме началось псалмопение, слух его поражен был как громом. Царь увидел море народа, и в алтаре и близ него благолепие; впереди же всех Василия, не воскланяющегося ни телом, ни взором, как будто в храме не произошло ничего нового, но обращенного только к Богу и престолу, а клир его в страхе и благоговении".

Святой Василий почти ежедневно совершал Богослужение. Он особенно заботился о строгом исполнении канонов Церкви, внимательно следя, чтобы в клир вступали только достойные. Неутомимо обходил он свои церкви, наблюдая, чтобы нигде не была нарушена церковная дисциплина, устраняя всякое лицеприятие. В Кесарии святой Василий устроил два монастыря, мужской и женский с храмом в честь 40 мучеников, где хранились их святые мощи. По примеру иноков, клирики митрополии святителя, даже диаконы и пресвитеры, жили в чрезвычайной бедности, трудились и вели жизнь чистую и добродетельную. Для клира святой Василий добивался освобождения от податей. Все свои личные средства и доходы своей церкви он употреблял в пользу бедных; в каждом округе своей митрополии святитель создал богадельни; в Кесарии - гостиницу и странноприимный дом.

Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы святителя. Преставился святитель Василий 1 января 379 года в возрасте 49 лет. Незадолго перед кончиной святитель благословил святого Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры.

По преставлении святого Василия Церковь тотчас стала праздновать его память. Святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 394), в своем слове в день кончины святителя Василия Великого говорил: "Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством".

Василий Великий (греч. Μέγας Βασίλειος, ок. 330-379), известный также как Василий Кесарийский (Βασίλειος Καισαρείας). Святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого.

Родился святой Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Его дедушка с бабушкой пострадали во время Диоклетиановых гонений. Его родной дядя был епископом, как, впрочем, и двое братьев - Григорий Нисский и Пётр Севастийский. Сестрой святителя была преподобная Макрина. Его отец, будучи оратором и законоведом, предназначал Василия для той же стези. Он получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а закончил его в Афинах, где повстречал и сдружился с Григорием Назианзином.

По возвращении в Кесарию Василий было посвятил себя светским делам, но влияние его благочестивой сестры Макрины (будущей игуменьи) заставило его повести более аскетичную жизнь и в конце концов, вместе с несколькими товарищами, покинуть городскую суету и поселиться на семейных землях в Понте, где они составили подобие монашеской общины. В 357 году Василий пустился в продолжительное путешествие по коптским монастырям, а в 360 году сопровождал каппадокийских епископов на синод в Константинополь.

Решение собора в Римини поддержать осуждённое Первым Вселенским собором учение Ария (которое разделял и кесарийский епископ Дианий) стало тяжёлым ударом для Василия и его товарищей. Примирившись с Дианием незадолго до его смерти, Василий был рукоположен во пресвитеры и сделался советником Евсевия, сменившего Диания в качестве епископа. Строгая и аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и первый предпочёл удалиться в свою пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь, к которой всегда питал пристрастие.

Приход к власти арианского императора Валента и растущие притеснения православных понудили Евсевия искать помощи деятельного и усердного Василия. В 365 году последний вернулся в Кесарию и взял управление епархией в свои руки. Он написал три книги против ариан, проповедуя лозунг «три ипостаси в единой сущности», который был приемлем как для последователей Никейского символа веры, так и для тех, кто ещё недавно симпатизировал арианам. Несмотря на противодействие ряда епископов, по смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и ревностно принялся за искоренение арианства в Малой Азии.

Антиарианская деятельность Василия привела его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ наотрез отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории Василия и подорвало его позиции в церкви. Тем не менее Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. Основная же борьба развернулась за место патриарха антиохийского, на котором Василий - в отличие от епископов Александрии и папы Дамасия - не желал видеть ортодоксального никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианизма.

Гибель Валента в битве при Адрианополе изменила баланс сил в государстве и церкви, но Василий воспользоваться этим не успел. Его здоровье было подорвано аскетическим образом жизни. Он умер в первый день нового 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Память в Православной церкви 1 (14) января и 30 января (12 февраля) - Собор трёх святителей.

Сочинения Василия Кесарийского:

Догматические: «Против Евномия», «О Святом Духе»;
Экзегетические: 15 бесед на псалмы, «Беседы на Шестоднев»;
Беседы (проповеди): 28 бесед на различные темы;
Письма: ок. 365 писем к различным лицам;
Аскетические: «Нравственные правила», «Монашеские правила», пространные и краткие.