В психологии существует закон - если в своем мозге вы создаете образ того, чем хотели бы быть и сохраняете этот образ достаточно долгое время, вскоре вы станете именно тем, о чем вы думали
Уильям Джейм
Теория Tabula rasa (дословно с латинского «Чистая доска») впервые была предложена шотландским философом Дэвидом Хьюмом (David Hume).
По этой теории все люди рождаются без какого-бы то ни было умственного содержания, другим словом, чистыми. Эти ресурсы каждый приобретает в ходе всей жизни, когда вырабатывается стремление к саморазвитию.
Опираясь на эту теорию, можно объяснить феномен, почему дети быстро, много и легко внимают всю информацию, ведомо или неведомо предоставляемую им, так как, по сути, личностное саморазвитие человека заложено природой.
В результате, взрослый человек является ничем иным, как итогом последствий опыта, получаемого в детстве. Прослеживается прямо-пропорциональная зависимость становления человека от условий, в которых он рос. Еще Аристотель говорил: «Что припечатаешь, то и отпечатается».
События двадцатого века принесли много открытий в психологии, но одним из величайших было открытие самоконцепции: готовность и способность к саморазвитию.
Идея теории Self-concept состоит в том, что, начиная с рождения, каждый человек постепенно выстраивает набор определенных убеждений о самом себе, тем самым выбирая свой собственный мотив саморазвития.
На основе самоконцепции формируются наши мысли, чувства, а вследствие и действия. Благодаря этому, каждый из нас является творцом своей жизни, изменяя свой образ мыслей и отношение к себе и окружающему миру.
Понятие «саморазвитие» (самоконцепция) не является врожденной. Она приобретается в ходе жизни. Взаимодействуя с окружающим миром, меняя своё отношение к определенным вещам, сознательно или бессознательно используя разные механизмы саморазвития, человек подобно каменной кладке возводит своё «Я».
Мы являемся результатом совокупности идей и впечатлений, обретающих статус истины в ходе приобретения детского опыта. Истиной же становится все, что подкрепляется верой.
Я-идеальное - это уникальное представление о самом себе. Оно включает в себя надежды, мечты, а так же иллюзии и идеалы.
Это само-идеал, вобравший в себя все те высшие ценности (добродетели), которые мы желаем видеть как в себе, так и в окружающих нас людях. Именно он оказывает непосредственное влияние на формирование стиля нашего поведения.
Я-идеальное хорошо сформировано у лидеров - мужчин и женщин, которые отличаются силой характера и четко представляют свои цели и идеалы. Руководствуясь высокими стандартами, они редко идут на компромиссы.
Это люди, сила духа которых внушает доверие. С ними всегда считаются. Они никогда не идеализируют, а воплощают в жизнь идеалы, придерживаясь при этом четкой определенности и ясности.
Я-реальное - это то, каким себя видит человек, это его собственный образ. В некоторых источниках можно встретить название «Внутреннее зеркало». Каждый из нас хотя бы раз заглядывал в это зеркало, что бы выбрать стиль поведения в той или иной ситуации. Подобно хрустальному мосту, этот образ соединяет наши представления о нормах поведения с их внешними проявлениями.
Разрабатывая учение о психокибернетике, Максвелл Мальц (Maxwell Maltz) ввел в психологический обиход такое понятие как «самообраз», который включает в себя самовоспитание и саморазвитие.
Это своего рода как программа, которая пишется каждый раз перед началом того или иного действия. Человек как бы подсознательно представляет себя в той или иной ситуации, её исход, что бы затем воплотить её в виде слов и поступков уже в реальной ситуации.
Большинство положительных изменений начинается только с того, что вы улучшаете образы, находящиеся в вашем сознании. Неоспоримо влияние внутренних образов на наши эмоции и поведение.
Оттого, насколько позитивным будет самообраз, зависит не только наше отношение к миру, но и отношение мира к нам. Развивая самообраз в позитивном русле, вы соответственно будете менять свой образ мышления, а значит и жизнь.
Я-самооценка так же является важным фактором, определяющим наши мысли, поведение и чувственные компоненты. Уровень самооценки напрямую говорит о том, насколько вы себе нравитесь или же не нравитесь.
А от этого, в свою очередь, зависит то, насколько успешна будет ваша деятельность. И обратно, определенные успехи в деятельности или хороший результат способны поднять вашу самооценку.
Ваша индивидуальность как цветок, а самооценка подобна живительно влаге. От наличия и качества влаги зависит то, каким вырастет цветок. Умеренно высокая самооценка будет поднимать планку стандартов, устанавливать масштаб целей, а значит и силу упорства для их достижения.
Ваша самооценка напрямую влияет на качество вашей коммуникации. Уверенный человек всегда вызывает больше симпатии и уважения со стороны окружающих. В сфере бизнеса именно этот фактор приобретает значение критической важности.
Посудите сами, имея высокий уровень самооценки вы сможете как минимум упорством получить должность, увеличить продажи, заключить крупные сделки. Уровень самооценки так же важен в личностном взаимодействии.
Имея высокий уровень самооценки, родители на собственном опыте будут демонстрировать позитивное поведение, повышая тем самым самооценку своих детей. Дети будут приумножать это качество в себе, притягивая сверстников, имеющих подобные качества. Одинаково высокая самооценка - это залог гармоничных отношений.
Как привести свои мысли в порядок, что бы настроиться на нужный лад? Проблема саморазвития личности в психологии определяется не чем иным, кроме как самостоятельной работой над собой, и для того, чтобы достигнуть хороших результатов, у человека должна быть конкретная мотивация саморазвития, благодаря которой он будет постоянно двигаться вперед.
Проделав несколько раз этот аутотренинг вы уже через несколько дней заметите улучшения.
Современная рыночная экономика характеризуется высоким уровнем конкуренции. Эффективный менеджмент - обязательное условие выживания и долгосрочного успеха фирмы в конкурентной рыночной среде. От эффективной работы менеджеров зависит эффективность работы организации в целом.
Саморазвитие менеджера - это процесс осознанного целенаправленного развития себя как руководителя, который включает самостоятельное совершенствование своих знаний, умений, личностных и функциональных качеств, компетенции в целом, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности. Данный процесс представляет собой единство следующих составляющих:
Личностного развития (личностного роста);
Интеллектуального развития;
Профессионального (квалификационного) развития;
Поддержания физического состояния (оздоровления).
В практическом плане о профессиональном развитии человека говорят в тех случаях, когда уровень его мастерства не просто как-то изменяется, а повышается на порядок. Почему у одних людей происходят такие изменения, а у других нет?
Профессиональное саморазвитие - это не массовое и даже не типичное явление, потому что не все обладают качествами, которые необходимы для целенаправленной работы над собой. Саморазвитие происходит только у тех, кто обладает необходимыми качествами, главными из которых являются:
Внутренняя мотивация на профессиональные задачи, достижение высоких результатов в их решении и мотивация на себя;
Способность к саморазвитию;
Понимание содержания и методических основ саморазвития.
Эффективность саморазвития менеджера зависит и от внешних факторов:
Организационных и социально-психологических условий профессиональной деятельности, в более широком контексте - от корпоративной культуры предприятия;
Доступности для него современных информационных систем, а также подготовленности к работе с ними;
Методического обеспечения условий профессионального развития.
саморазвитие самосознание менеджмент
Одному из древних философов принадлежат слова: «Человек - мера всех вещей». А что является мерой самого человека? Ответ, наверное, очевиден - его дела и поступки. Именно по делам и поступкам судят о ценности человека, зрелости его как личности. Если же сместить акцент с результатов деятельности (дел и поступков) на самого человека и задать себе еще один вопрос: за счет чего способен человек совершать деяния? (т. е. в чем состоит ценность самого человека?), то ответы уже не будут столь однозначны. Кто-то будет уповать на талант, иные - на умение строить отношения с другими людьми, а кто-то будет объяснять успехи в жизни и труде благоприятно сложившимися обстоятельствами. Психолог же ответит на этот вопрос следующим образом: ценность человека состоит не только в его делах и поступках, но и в его умении постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать свои возможности и максимально использовать их в своей жизни и деятельности. Действительно, только постоянное самопознание и саморазвитие являются инструментарием открытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявления тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере. Известно немало случаев, когда способные и даже талантливые люди, добившись определенных успехов, успокаивались, переставали работать над собой, в результате чего теряли даже то, что было достигнуто ранее.
Утверждение ценности самопознания и саморазвития прослеживается во многих религиозных, философских, психолого-педагогических концепциях. Например, в религиях Древнего Востока разработана целостная стройная система самопознания и саморазвития, которая выступает средством постижения истинной сущности человека, достижения единения с Вселенной. В христианстве самопознание есть открытие в себе тожественного начала, а саморазвитие - путь постижения Бога через веру и приобщение к таинствам церкви. В гуманистически ориентированной психологии и педагогике потребность в самоактуализации рассматривается как высшая потребность человека, удовлетворение ее позволяет ему реализовать себя в полной мере, выполнить ту миссию, то предназначение, которые ему предписаны жизнью и судьбой. Только в этом случае он обретает смысл своего существования, становится тем, кем он способен стать, а не тем, кем ему навязывают быть окружающие. Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, наконец, сам совершает и исправляет ошибки. Поэтому понятия «формирование», «воспитание» и др., используемые в науке и практике, - это достаточно условные понятия. Главная задача состоит не в прямом воздействии на личность человека с целью добиться желаемых результатов, а в создании необходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания, в актуализации механизмов самопознания и саморазвития.
В то же время каждый человек на своем опыте знает, что стихийное самопознание и саморазвитие часто не приводят к значимым результатам. Пока он разберется в себе, пока выстроит программу самосовершенствования, уйдет время, будет совершено множество ошибок. Потому самопознание и саморазвитие нуждаются в определенной методологии, исследовании и разработке специальных технологий, методик и приемов.
Разговор о саморазвитии хотелось бы начать с одного интересного эксперимента. Группе молодых людей было рекомендовано провести 48 часов в одиночестве без каких-либо средств развлечения, в том числе и без технических гаджетов. Было разрешено заниматься любыми обыденными делами, гулять, читать бумажные книги. В любой момент можно было прекратить эксперимент.
До конца срока дошли только две девушки и один парень. Чем они занимались всё это время? Парень занимался физическими упражнениями и тренировками, одна девушка писала дневник и перечитывала любимые книги, а вторая медитировала.
Всем остальным молодым людям подобное вынужденное одиночество показалось просто невыносимым, и они в разное время вынуждены были прекратить эксперимент. Самое интересное, что после этого у них наблюдалось значительное изменение самочувствия, вплоть до панических атак, головных болей, обострения хронических заболеваний.
О чём говорят результаты этого эксперимента? О том, что современные люди не готовы к встрече со своим «Я», и совершенно не знают, чем занять себя, если убрать привычные способы структурирования времени, такие как бесцельное общение, просмотр телепередач, интернет-серфинг. Почти никто не знает, что такое саморазвитие, и как им можно заниматься.
Человек – единственное существо на Земле, наделённое способностью к рефлексии. Ни одно животное не в состоянии осознавать свои действия и планировать будущее. Человеку дан великий дар – свобода воли. Именно свобода волеизъявления позволяет нам самостоятельно выстраивать собственную жизнь, идти вперёд, невзирая на препятствия, и добиваться невозможного.
Но хозяином своей жизни может стать далеко не каждый. Путь саморазвития долог и труден, на нём встречается огромное количество препятствий – реальных и вымышленных.
Саморазвитие личности и успех всегда идут рядом:
Только тот человек, который постоянно занимался самопознанием и саморазвитием, может в конце своего жизненного пути посмотреть назад с благодарностью, осознав, что сделал и добился в этой жизни всего, что было им задумано.
Саморазвитие нужно всем – любой человек может изменить себя, если действительно захочет, и всегда будет то, что можно изменить в себе.
Как нет двух одинаковых личностей, так не бывает двух одинаковых путей саморазвития. Всегда сложно давать какие-то советы по саморазвитию. У каждого человека своя психология и жизненная философия, поэтому первые шаги на пути саморазвития могут сильно отличаться.
Каждый может начать самореализовываться по-своему. Важно только то, что впоследствии в любом случае человек приходит к осознанию того, что всё в мире взаимосвязано, и только сочетание всех видов саморазвития гармонично влияет на становление Личности.
На самом деле, если вспомнить пирамиду Маслоу, то правильно удовлетворяя любую свою потребность, человек занимается саморазвитием.
Поэтому сколько есть у человека потребностей, столько у него возможностей для занятия саморазвитием
Важно понять чего вам не хватает и чего хочется, принять это в себе, полюбить себя, а после этого начать развивать свои способности
Саморазвитие и самосовершенствование всегда начинаются с самопознания, с умения смело и без иллюзий посмотреть в себя, признать свои недостатки, осознать свои истинные достоинства. После чего уже можно делать следующие шаги на пути Личностного Роста и развития творческого потенциала.
Кроме того, личностный рост и саморазвитие предполагают:
Советы психологов, мудрых старых людей и знакомых, добившихся успеха, тоже могут помочь вам в самопознании и саморазвитии, но важно не забывать о том, что это лишь советы, а решения в своей жизни надо принимать именно вам.
Кроме того, в сети есть многочисленные фильмы для саморазвития, которые вы можете посмотреть:
Вот пример такого видео о развитии через чакры и медитации:
Иногда даже подходящие фото или мотиваторы, случайно попавшиеся на ваши глаза, могут стать тем самым толчком к началу вашего саморазвития.
Например:
Итак, начать занятия и упражнения, способствующие самосовершенствованию и саморазвитию, можно с чего угодно. Мы перечислим только некоторые из возможных вариантов самопознания и развития личности:
Не стоит сразу ожидать ощутимых результатов. Человеческий организм и его психика устроены таким образом, что все наиболее значимые изменения происходят постепенно, как бы накапливаясь и никак не проявляясь внешне.
Вы чётко следуете намеченному плану. Занимаетесь своим физическим совершенствованием, читаете книги соответствующей тематики, посещаете лекции, семинары, общаетесь с единомышленниками. Проходит месяц, потом ещё один, вы продолжаете занятия, уже не надеясь на результат, а просто потому, что это стало стилем вашей жизни.
И вот тогда, в тот самый момент, количество вдруг переходит в качество, и вы просыпаетесь совершенно другим человеком. Теперь вы обладаете мощными ресурсами для дальнейшего саморазвития, а как вы ими распорядитесь дальше – зависит только от вас.
Если у вас опускаются руки и исчезла вера в себя, подумайте о том, что наиболее тёмное время суток бывает перед самым рассветом. У вас есть достаточное количество причин, чтобы продолжать двигаться вперёд:
Саморазвитие и самосовершенствование – нелёгкое дело. Но путь осилит идущий. Всё, что быстро приходит, обычно также быстро и уходит. Поэтому настройтесь на размеренную и спокойную работу над собой, и просто сделайте первый шаг.
Самопознание и саморазвитие личности — это взаимосвязанные понятия, без первого невозможно второе. В этой статье рассмотрим подробнее эти понятия и можно ли считать их взаимозаменяемыми?
Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!
Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность
ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION
- лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...
Самопознание — изучение себя, личных способностей, характерных особенностей, взаимоотношений с окружающим миром.
Это базовое определение. Кроме того, выделяют такие особенности самопознания:
Все эти направления неразрывно связаны, а различные течения психологической науки акцентируют внимание, обычно, на одной из сторон. В данном случае наиболее близкой является последняя характеристика. Вспомним, что значит саморазвитие?
Саморазвитие — это самостоятельное развитие способностей, как физических, так и психических качеств личности.
Естественно, что без осознания базового уровня своих качеств, определения сильных и слабых сторон, постановки целей, развитие невозможно. Самопознание и саморазвитие личности стали основой для возникновения гуманистической психологии 20 века.
Такие специалисты, как Роджерс
, Маралов
, Козлова
, Селевко разработали ряд концепций, способствующих наиболее полному развитию личности в современном мире. Данные теории будут рассмотрены в нашей статье.
Перейдём к более глубокому изучению вопросов самопознания.
Самопознание всегда имеет свою направленность, цель познания. Что изучает человек на протяжении жизни? У.Джейм выделил 3 основные сферы:
1. Физическая личность
— включает в себя телесную оболочку и всё с ней связанное (внешность, органы тела, здоровье).
2. Социальная личность
— возникает в результате понимания и признания другими людьми в личности другого человека.
3. Духовная личность
— это сущность человека на духовном уровне, особенности конкретного индивида.
Есть ещё трактовка природы человека, как биосоциального создания. Выделяют социальный, биологический уровень. В.В. Столетин предложил следующую классификацию:
Самопознание производится по всем уровням. Причём человек становится одновременно тем, кто изучает и кого изучают. «Я» может изменяться во времени — » Я сейчас», «Я был», «Я буду». При этом есть определённые взаимосвязи между объектом и субъектом, а именно — самопознание в начале, самоконтроль, саморегулирование — как результат полученных результатов.
Основы самопознания и саморазвития предполагают чёткую взаимосвязь понятий.
Самонаблюдение — Самоанализ-Сравнивание с другими (собой в идеале)-Постановка целей на будущее-Саморазвитие.
Подробнее теория саморазвития представлена в работах Роджерса.
Роджерс считается одним из лучших психологов прошлого века, он основал . В основе его концепции лежит стремление личности к актуализации, он выделяет такие понятия:
1. «Реальное Я» — включает осознание человеком мыслей, ценностей, установок жизни.
2. «Идеальное Я» — комплекс представлений, как человек видит своё будуще, к чему стремится, опыт жизни.
3. «Социальное окружение» — включает ценности и нормы, особенности поведения, присущие социальной среде обитания человека.
При наличии несоответствий в жизни между реальным и идеальным состоянием человека и его реализацией в обществе возникают психические расстройства, неврозы, тревоги, плохая адаптация в социуме. Для гармонии со своим Я, достижения идеального состояния нужно обрести свободу, научиться слушать внутренний голос, действовать на основе своего опыта и понимания жизни.
Обычно, проблемы возникают при ситуации, когда личность живёт по правилам общества, стараясь не выбиваться из общей массы, забывая об «Идеальном Я». Роджерс, работая психотерапевтом, считал, что его задача — раскрыть потенциал личности, помочь определиться и обрести свободу путём познания самого себя.
Его «теория» обрела своё применение и в педагогике.
Роджерс предполагал, что самопознание и саморазвитие учеников будут важными составляющими педагогического процесса. Идеи этого психиатра будут полезны и родителям в процессе воспитания целостной и здоровой личности.
1. Доверительные отношения.
2. Стимулировать внутреннюю мотивацию учеников.
3.Делиться опытом, оказывать помощь в трудных ситуациях.
4. Чутко относиться к эмоциям и чувствам ребёнка.
5. Быть активным во взаимоотношениях, выражать свои эмоции, переживания.
6. Понимать и знать самого себя.
Конечно, у педагогов не всегда получается найти время для каждого ученика и способствовать полному раскрытию и развитию их личности, поэтому данный вопрос в большей степени относится к родителям, которые должны знать и понимать своего ребёнка, помогать ему развиваться.
Каждый человек в процессе своей жизни задаётся вопросами поиска себя, своего , что важно для дальнейшего развития и самосовершенствования. «Познай себя и ты познаешь мир,» — говорили мудрецы.
Носит также гуманистический характер. Он уделял большое внимание исследованиям и выделил основные качества самоактуализированной личности, такие, как: независимость, креативность, философский юмор, потребность в уединении и другие.
Считал, что человечество стоит на пороге новой психологии, которая позволит раскрыть потенциал и способности людей в полной мере, рассматривая человека как единую и целостную психическую систему. Самопознание и саморазвитие личности лежат в основе теорий формирования этой личности.
Таким образом, теория Маслоу предполагает поиск своего внутреннего стержня, принятие себя и развитие личности, гармония с окружающим миром.
Сапознание и саморазвитие человека происходит в процессе общения с другими людьми, так человек осознаёт свои особенности и производит работу над характеристиками личности. Характер человека — это, отчасти, врождённая вещь, связанная с типом нервной системы, отчасти — приобретённая в ходе жизни и накопленного опыта.
В какой-то мере изучение характеров связано с теорией Маслоу, так бесхарактерный человек не имеет жёсткой системы ценностей, а человек с сильным характером — чётко понимает своё предназначение и уверен в своей системе координат, придерживается строго своей линии поведения. Понятие же «личность» возникает в результате самосознания своего «Я» и своих действий.
Самосознание возникает в результате развития человека, овладения новыми знаниями, понимания своих возможностей, управления физическими процессами. Самостоятельность развивается в процессе овладения речью, навыками обслуживания, а позже проявляется в умении ставить задачи, цели, находить основное направление развития своей личности.
Самопознание и саморазвитие личности — важные составляющие в жизни человека, эти процессы чётко прослеживаются в подростковом периоде, когда перед личностью возникает множество вопросов. Человек определяет своё предназначение в этом мире, способности и возможности своего «Я». Это первые попытки понять себя.
Каждому человеку свойственны особенности характера, личные качества, которые отличают от других. Понимание себя приводит к формированию личности, осознанию необходимости изменений в тех или иных направлениях, установлению своих принципов жизни.
Личность — это человек со своим мировоззрением, чёткой жизненной позицией, которые возникли, как результат большой сознательной деятельности, осмысления себя и жизни в целом.
Личность более глобальное понятие, и её формирование требует довольно значительных усилий, внимания к этому вопросу и целеустремлённости.
Такой человек обладает своими особенностями, «почерком», сознательно выделяет себя из общей массы людей, что предполагает самостоятельное мышление, наличие силы воли. При этом глубина личности определяется богатством внутреннего мира, отношений с людьми.
Самоизоляция ведёт к опустошению человека, хотя в определённой мере необходима для проведения внутренней работы и понимания своей сути. Особенностью личности является возможность смотреть на мир со стороны для более полного понимания процессов.
Развитый человек оказывает и другим помощь в процессе саморазвития. Настоящая личность не может вызывать безразличие, могут быть друзья или враги. В таком человеке всегда есть сила и активное начало.Самосознание развивается вместе с человеком на протяжении жизни, происходит переосмысление себя в связи с новым опытом.
Каждая личность проходит процесс осознания жизни, ставит себе вопросы и находит ответы, понимая, что является наиболее важным для неё и несёт ценность. Накопленный опыт и осмысление жизни приводит к формированию мудрости.
Личность создаётся, строится человеком всю его сознательную жизнь, каждый человек развивается особым образом.
Очень важно самопознание и саморазвитие производить во временном периоде и задавать вопросы: каким я был? — какой я есть? — каким я хочу быть? Однако важно понимать, что человеку необходимо развивать имеющийся потенциал, причём в процессе труда, создания чего-либо личность растёт. Между человеком и его результатом деятельности есть большая взаимосвязь.
Личность всегда представляет интерес, если может создать нечто существенное и видно, что это не предел возможностей. Развитие личности во времени можно отследить за счёт деятельности человека, в ней он проявляется и постоянно развивается.
Особенности человека не всегда стоят во главе поступков, а могут быть и следствием. А способности развиваются в результате постоянной практики, чем больше внимания человек направляет на определённую сферу, тем выше вероятность успеха в ней и достижения высоких результатов.
Каждый человек имеет свою историю жизни, которую можно отразить в автобиографии или резюме, они будут содержать данные об обучении, работе, достижениях человека, — таким образом, прослеживается взаимосвязь развития человека через деятельность.
Для того, чтобы стать исторической личностью, нужно совершать дела, создавать творения, которые будут достоянием общественности, войдут в историю общества.
Основы саморазвития предполагают, наличие способностей у человека формировать свою жизнь и достигать поставленных задач, целей. Кроме деятельности, на этот процесс оказывают влияние также активность человека. Он может быть социально активным (инициативный, исполнительный) или социально реактивным (импульсивным, пассивным).
Социальная активность проходит следующие пути развития:
Неотъемлемыми условиями саморазвития является инициатива, позже — сознательность и самостоятельность. Социальная активность способствует выработке способностей к собственному выбору путей развития на жизненном пути, появляется ответственность за свои действия. Развитие невозможно и без достижения необходимого уровня самосознания, понимания и анализа своей личности.
Основы саморазвития напрямую зависят от внутреннего мира человека и анализа им реальной жизни и ситуации на данном этапе. Внутренний мир уникален и отчасти является отражением внешнего. Есть и предположения, что он развивается на протяжении жизни, вместе с самой личностью, под воздействием окружающей реальности.
Основы саморазвития лежат в стремлении человека к самосовершенствованию, улучшению своего Я на протяжении всей жизни.
Можно сделать заключение, что человек сам творец себя и своего счастья. Самопознание и саморазвитие неделимы и неразрывно связаны, на протяжении всего жизненного пути человек осознаёт и соотносит себя с другими людьми, общаясь и участвуя в совместной деятельности.
Развитие предполагает , которое уникальное у каждого человека. Именно поэтому важно понять и принять свою сущность, осознать свои сильные и слабые стороны, научиться ставить цели и задачи на будущее. Самосовершенствование личности происходит на постоянной основе, в результате приложения силы воли и наличия желания развиваться.
Желаем жить в гармонии с собой, развиваться и достигать наивысших результатов!
Последние десятилетия развитие психологии тесно связано с открытиями в естественных науках и достижениями философской мысли. Свою очередную статью я решила посвятить такому вопросу, как направления психологии, который у меня в студенческие годы вызвал ступор и заставил перелопатить горы заумных учебников. Надеюсь, моя статья будет интересной для вас, и вы почерпнете что-то полезное для себя.
Философы древнего мира утверждали: «Ищите новых знаний, читайте мудрые книги и слушайте мудрых людей, но ко всему услышанному и прочитанному, ко всему увиденному относитесь вдумчиво, пропуская все через уши свои, через разум свой и через сердце свое. Отделите истину от лжи и собирайте этот клад на протяжении всей жизни своей. И, если вы поступите так, то сыщите великую мудрость этого мира».
Так каждый из нас имеет три пути духовного развития:
Наряду с вышеперечисленным значительное место в таком вопросе, как личностный рост занимает психологическая установка , самогипноз. Но на этом вопросе остановимся более подробно.
Сила нашей веры, сила нашей мысли - это огромная сила. То, как мы настраиваемся на день, на выполнение того или иного задания, напрямую влияет на итоговый результат.
Психологи рекомендуют перед каждым серьезным делом проводить небольшой мысленный аутотренинг перед зеркалом: «Я смогу. Я достоин победы. У меня все получится. Я верю в это! Я знаю это!» Стоит произнести эти нехитрые слова трижды, не отводя взгляд от своего зеркального отражения (желательно глядя себе в глаза), и уже от былых сомнений не остается и следа.
Сомнение - причина большинства поражений. Так, уверенный в себе человек с минимальными физическими возможностями может одержать победу в бою с настоящим гигантом, который не уверен в себе. Вот почему так важно тренировать себя именно в этом направлении и работа над собой принесет положительный результат. Но не путайте уверенность в себе с самоуверенностью, что уже не приводит ни к чему доброму и хорошему.
Тема самопознания и саморазвития - одна из богатейших, многогранных тем, говорить о которой можно бесконечно, каждый раз открывая для себя что-то новое, значимое, интересное.
Теперь, изучив основы этого знания, выбирайте и вы свой метод личностного роста. А я от всей души пожелаю вам удачи на этом пути!