Какие бывают человеческие ценности. Как определить свои жизненные ценности. Базовые ценности жизни человека

Какие бывают человеческие ценности. Как определить свои жизненные ценности. Базовые ценности жизни человека

Жизненные ценности – это категории моральных и материальных аспектов, являющиеся ведущими в выборе жизненной стратегии, путей достижения и ориентации в смысловом пространстве. Во многом именно ценности определяют возможность человека принимать решения, а также склоняют его деятельность в определенную сторону.

Наличие стрессовых факторов, проблемных ситуаций и прочих неурядиц способно заставить личность изменить свои позиции или начать прикладывать усилия к отстаиванию своей точки зрения. Можно сказать, что все трудности, встречаемые на пути, проверяют человека на прочность в собственных убеждениях, дают возможность доказать, что выбранные категории представляют именно жизненные ценности человека, а не сиюминутные потребности.

Что это такое

Жизненные ценности человека являются судьбопреобразующими и судьбореализующими факторами и непосредственно влияют на принятие всех жизненных решений. Они затрагивают все сферы жизни, включая высшее предназначение личности и души, взаимоотношения с близкими и поверхностно знакомыми людьми, отношение к материальным благам.

Разнообразие пространства жизненных ценностей уникально в той же мере, в какой уникальна каждая личность. Именно сплетение важности отношения к той или иной категории позволяет увидеть индивидуальный рисунок смыслового и ценностного пространства. Большинство людей используют сиюминутные побуждения для построения жизненной концепции, без глубокого осознавания своих приоритетов, которые работают на подсознательном уровне.

Частые мучительные раздумья, невозможность сделать выбор, поступить правильно или последующим укорам самого себя за допущенную оплошность – привычные следствия отсутствия явной позиции. Если же повысить уровень осознанности, понять досконально свою градацию ценностей, то можно избежать значительной доли сомнений и сложностей выбора.

Дорога облегчается тем, что путь уже выбран, даже если ради длительной перспективы придется поступиться временным комфортом. Так, человек, поставивший семью на первое место, не будет долго сомневаться, как реагировать на предложение начальства о полугодовой командировке в другой стране, а непонимающий, что является для него приоритетным в контексте всей жизни, может так и не решиться на кардинальные изменения или совершить ошибку.

На определение наиболее значимых ценностей влияет множество факторов, как внутреннего устройства психики человека, так и внешних событий окружающего пространства. На первых порах фундамент закладывается особенностями личности и системой воспитания – множество ценностей имеют биологическое основание (потребность в активном или пассивном образе жизни, количестве контактов, медицинском обеспечении), а также интериоризируются от ближайшего окружения в самом раннем возрасте.

По мере взросления основные ценности формируют полученный жизненный опыт, личные эмоциональные переживания от некоторых ситуаций, складывающих общее отношение к жизни. В итоге появляется своеобразная конструкция, отделяющая важные вещи и события от второстепенных.

Когда человек строит свою жизнь, опираясь на глубинные истинные ценности, то ощущает себя наполненным энергией и счастливым. Действует и обратный закон – чем больше жизнь отходит от внутренних потребностей, тем меньше в ней счастья, в эмоциональном фоне личности начинает преобладать и неудовлетворенность. Необходимо определиться со своими первостепенными приоритетами, не забывая при этом, что наиболее гармонична та жизнь, в которой развиты все сферы. Даже если человек определяет для себя важность двух или трех ценностей, необходимо поддерживать на должном уровне все остальные, чтобы избежать дисбаланса и дисгармонии личности.

Базовые ценности жизни человека

Под базовыми ценностями понимаются категории общечеловеческих ценностей, представляющих неоспоримую важность для всех людей, в планетарном масштабе и индивидуальном уровне. Важна ценность собственной жизни, любовь к любым своим проявлениям. Отсюда вытекает забота о физическом и духовном здоровье, умение расставлять приоритеты и в первую очередь обеспечивать свое выживание. Во многом этот наиболее важный пункт регулируется , однако только на физическом уровне, психологическая жертвенность все чаще проявляется среди людей и пагубно влияет на жизнь и состояние психики.

Являясь социальным существом, человеку свойственно высоко ценить взаимоотношения, а также их качество. Потребность быть принятым и оцененным по достоинству способствует выживаемости и лучшей реализации в жизненном пространстве. Следующим после важности социальных отношений или вместо них можно считать ценность семейных отношений, включающих родительскую семью и построение собственной.

Интимные отношения, романтические проявления также можно отнести к данному пункту. Развивая данную категорию, появляется ценность любви к детям и потребность в их наличии. Тут может реализоваться сразу несколько дополнительных моментов, например реализация своей социальной функции, предназначения, способности передавать знания и прочее.

Важность родных мест, тех, где человек родился, вырос, провел большую часть своей жизни, может граничить с патриотизмом. В глобальном понимании место нашего рождения и воспитания напрямую формирует личность – именно там можно почувствовать себя принятым и понятым. На родине и среди людей с таким же менталитетом легче адаптироваться и легче дышится, есть возможность ярче и многогранное проявить все свои возможности. Во многих культурах сохранены традиции поддержания связи с родной землей, из интуитивного понимания важности количества энергии, получаемой человеком из привычного пространства.

Профессиональная и общественная деятельность, реализация себя как специалиста или достижение новых результатов в своих увлечениях становится практически необходимым фактором в современном мире. При этом затрагивается , которая наступит без материального обеспечения и стремление к развитию и признанию, как основные движущие механизмы деятельности человека. Столь сильные факторы в итоге заставляют многих ставить работу в приоритет, в итоге получается серьезный перекос в одну сторону.

Неотрывно от ценности работы есть ценность отдыха, позволяющего восстановить ресурсы, переключиться. Во время отдыха человек может открыть новое видение прошлой ситуации, почувствовать вкус жизни, реализовать непрактичные, но душевно значимые желания. Все это в итоге позволяет гармонизировать всю остальную жизнь.

Примеры из жизни

Чтобы понимать нагляднее, как проявляются ценности, имеет смысл рассмотреть несколько примеров каждой из них. Так ценность семьи и отношений проявляется заботой, способностью прийти на помощь и предоставить ее даже тогда, когда об этом прямо не просят. Человек, выделяющий время всем важным в его судьбе людям явно ценит данную категорию. Сюда же стоит отнести способность всегда уважительно обращаться к людям, быть отзывчивым, толерантным и терпимым. Отсутствие данных проявлений в скором времени способно разрушить любые отношения и человек остается один. Безусловно, он может жертвовать подобным, направляя энергию не на внимательное отношение к другим, а на развитие собственной карьеры или навыков, но тогда в приоритетах у человека прописаны совершенно иные идеалы.

Когда у человека основной ценностью является материальное благосостояние, то это проявляется в постоянном саморазвитии в своей профессиональной области, поиске новых возможностей и должностей.
Ярким примером является пропустить семейный ужин или совместный ужин из-за важного совещания или потребности доделать сверхурочную работу. В погоне за финансовой состоятельностью люди могут брать дополнительную работу, устраивать фрилансерами помимо основной деятельности, жертвовать рабочими отношениям, подставляя сотрудников, чтобы занять привилегированное место.

Когда пошатнулось здоровье, то первый план среди всего перечня ценностей выходит именно эта категория, поскольку иначе человек не может нормально функционировать, а возможно и вообще попрощается с жизнью. Во многих ситуациях потребность заботы о физическом состоянии возникает именно на фоне проблем, но существуют люди, поставившие себе эту ценность в одну из наиболее высоких, стремясь поддерживать постоянное хорошее самочувствие. Это проявляется в регулярных обследованиях, соблюдении подходящей диеты и физической нагрузки, прохождении периодических реабилитационных и восстанавливающих процедур.

Ценность саморазвития и духовности может выглядеть выбором вместо пляжа паломничества или эзотерический фестиваль, вместо новых туфель предпочитается психологический тренинг. Все, что имеет для человека важность, требует времени и внимания, поэтому только осознавание поможет спланировать время таким образом, чтобы не пострадали остальные жизненные сферы.

Важнейшую роль не только в жизни каждого отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации, которые выполняют в первую очередь интегративную функцию. Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.

Ценности являются своеобразным внутренним интегратором человека, концентрируя вокруг себя все его потребности, интересы, идеалы, установки и убеждения. Таким образом, система ценностей в жизни человека принимает вид внутреннего стержня всей его личности, а такая же система в обществе является стержнем ее культуры. Системы ценностей, функционируя как на уровне личности, так и на уровне общества, создают своеобразное единство. Это происходит благодаря тому, что личностная система ценностей всегда формируется, основываясь на ценностях, которые являются доминирующими в конкретном обществе, а они в свою очередь влияют на выбор индивидуальной цели каждого отдельного человека и на определение способов ее достижения.

Ценности в жизни человека являются основой для выбора целей, способов и условий деятельности, а также помогают ему ответить на вопрос, ради чего он совершает ту или иную деятельность? Кроме того, ценности представляют собой системообразующее ядро замысла (или программы), деятельности человека и его внутренней духовной жизни, ведь духовые принципы, намерения и человечество относит больше не к деятельности, а к ценностям и ценностным ориентациям.

Роль ценностей в жизни человека: теоретические подходы к проблеме

Современные человеческие ценности – наиболее актуальная проблема и теоретической, и прикладной психологии, так как они влияют на формирование и являются интегративной основой деятельности не только отдельно взятого индивида, но и социальной группы (большой или малой), коллектива, этноса, нации и всего человечества. Трудно переоценить роль ценностей в жизни человека, ведь они освещают его жизни, наполняя при этом ее гармонией и простотой, которая обуславливает стремление человека к свободе воли, к воле творческих возможностей.

Проблема ценностей человека в жизни изучается наукой аксиологией (в пер. с греч. axia/аксио – ценность, logos/логос – разумное слово, учение, изучение ), точнее отдельная отрасль научных знаний философии, социологии, психологии и педагогике. В психологии под ценностями принято понимать нечто значимое для самого человека, то, что дает ответ на его актуальные , личностные смыслы. Под ценностями также видят понятие, которое обозначает объекты, явления, их свойства и абстрактные идеи, отражающие общественные идеалы и поэтому являются эталоном должного.

Необходимо отметить, что особая важность и значение ценностей в жизни человека возникает лишь в сравнение с противоположностью (так люди стремятся к добру, потому что на земле существует зло). Ценности охватывают всю жизнь как человека, так всего человечество, при этом они затрагивают абсолютно все сферы (познавательную, поведенческую и эмоционально-чувственную).

Проблема ценностей интересовала многих известных философов, социологов, психологов и педагогов, но начало изучения данного вопроса было положено еще в далекой античности. Так, например, Сократ был одним из первых, кто пытался понять, что же такое благо, добродетель и красота, причем эти понятия отделялись от вещей или поступков. Он считал, что достигнутое благодаря пониманию этих понятий знание и является основой морального поведения человека. Здесь стоит также обратиться к идеям Протагора, который считал, что каждый человек уже является ценностью как мера существующего и несуществующего.

Анализируя категорию «ценности», нельзя пройти мимо Аристотеля, ведь именно ему принадлежит возникновение термина «тимия» (или ценимое). Он считал, что ценности в жизни человека являются и источником вещей и явлений, и причиной их разнообразия. Аристотель выделял следующие блага:

  • ценимые (или божественные, к которым философ относил душу и разум);
  • хвалимые (дерзкая похвала);
  • возможности (сюда философ относил силу, богатство, красоту, власть и т.п.).

Существенный вклад в разработку вопросов о природе ценностей внесли философы Нового времени. Среди наиболее значимых фигур той эпохи стоит выделить И. Канта, который центральной категорией, которая могла помочь в решении проблем ценностной сферы человека, называл волю. А наиболее развернутое объяснение процесса формирования ценностей принадлежит Г. Гегелю, который описывал изменения ценностей, их связей и структуры в трех ступенях существования деятельности (более подробно они описаны ниже в таблице).

Особенности изменения ценностей в процессе деятельности (по Г. Гегелю)

Ступени деятельности Особенности формирования ценностей
первая возникновение субъективной ценности (ее определение происходит еще до начала действий), происходит принятие решения, то есть ценность-цель должна конкретизироваться и соотноситься с внешними изменяющимися условиями
вторая Ценность находится в фокусе самой деятельности, происходит активное, но в тоже время противоречивое взаимодействие между ценностью и возможными способами ее достижения, здесь ценность становиться способом для формирования новых ценностей
третья ценности вплетаются непосредственно в деятельность, где они проявляются в качестве объективированного процесса

Проблема ценностей человека в жизни глубоко изучалась зарубежными психологами, среди которых стоит отметить работы В. Франкла. Он говорил, что в системе ценностей находит свое проявление смысл жизни человека как его базовое образование. Под самими же ценностями он понимал смыслы (он их называл «универсалиями смыслов»), которые свойственны большему количеству представителей не только конкретного общества, но и человечеству в целом на протяжении всего пути его развития (исторического). Виктор Франкл акцентировал внимание на субъективной значимости ценностей, которая сопровождается в первую очередь принятием человеком ответственности на себя за ее реализацию.

Во второй половине прошлого столетия ценности зачастую рассматривались учеными через призму понятий «ценностные ориентации» и «личностные ценности». Наибольшее внимание уделялось изучению ценностных ориентаций личности, под которыми понималось и как идеологическое, политическое, моральное и этическое основание для оценки человеком окружающей действительности, и как способ дифференцирования объектов по их значимости для индивида. Главное, на что обращали внимание почти все ученые, так это то, что ценностные ориентации формируются только лишь благодаря усвоению человеком социального опыта, а свое проявление они находят в целях, идеалах, и других проявлениях личности. В свою очередь система ценностей в жизни человека является основой содержательной стороны направленности личности и отображает ее внутреннее отношение в окружающей действительности.

Таким образом, ценностные ориентации в психологии рассматривались в качестве сложного социально-психологического феномена, который давал характеристику направленности личности и содержательной стороне ее активности, чем определял общий подход человека к себе, другим людям и к миру в целом, а также придавал смысл и направленность его поведению и деятельности.

Формы существования ценностей, их признаки и особенности

В течение всей своей истории развития, человечеством были выработаны общечеловеческие или универсальные ценности, которые на протяжении многих поколений не меняли своего смысла и не уменьшали свою значимость. Это такие ценности как истина, красота, добро, свобода, справедливость и многие другие. Эти и многие другие ценности в жизни человека связаны с мотивационно-потребностной сферой и являются важным регулирующим фактором его жизнедеятельности.

Ценности в психологическом понимании могут быть представлены в двух значениях:

  • в форме объективно существующих идей, предметов, явлений, действий, свойств продуктов (как материальных, так и духовных);
  • в качестве значимости их для человека (системы ценностей).

Среди форм существования ценностей выделяют: социальные, предметные и личностные (более подробно они представлены в таблице).

Формы существования ценностей по О.В. Сухомлинской

Особое значение в изучение ценностей и ценностных ориентаций имели исследования М. Рокича. Он понимал под ценностями позитивные или негативные идеи (причем абстрактные), которые никаким образом не связаны с каким-то конкретным объектом или же ситуацией, а лишь являются выражением человеческих убеждений о типах поведения и преобладающих целях. По мнению исследователя, все ценности имеют следующие признаки:

  • общее число ценностей (значимых и мотивируемых) невелико;
  • все ценности у людей схожи (различны только ступени их значимости);
  • все ценности организуются в системы;
  • источниками ценностей являются культура, общество и социальные институты;
  • ценности оказывают влияние на большое количество феноменов, которые изучаются самыми различными науками.

Кроме того, М. Рокич установил прямую зависимость ценностных ориентаций человека от многих факторов, таких как уровня его дохода, пола, возраста, расы, национальности, уровня образования и воспитания, религиозной направленности, политических убеждений и т.д.

Некоторые признаки ценностей также были предложены Ш. Шварцем и У. Билиски, а именно:

  • под ценностями понимается либо понятие, либо убеждение;
  • они относятся к желаемым конечным состояниям индивида или же к его поведению;
  • они обладают надситуативным характером;
  • руководствуются выбором, а также оценкой поведения человека и действий;
  • они упорядочиваются по важности.

Классификация ценностей

На сегодняшний день в психологии существует огромное количество самых различных классификаций ценностей и ценностных ориентаций. Такое разнообразие появилось благодаря тому, что ценности классифицируются по самым различным критериям. Так они могут объединяться в определенные группы и классы в зависимости от того, какие виды потребностей эти ценности удовлетворяют, какую роль они играют в жизни человека и в какой сфере они применяются. Ниже в таблице представлена наиболее обобщенная классификация ценностей.

Классификация ценностей

Критерии Ценностей могут быть
объект усвоения материальными и морально-духовными
предмет и содержание объекта социально-политическими, экономическими и моральными
субъект усвоения общественными, классовыми и ценности социальных групп
цель усвоения эгоистичными и альтруистичными
уровень обобщенности конкретными и абстрактными
способ проявления стойкими и ситуативными
роль человеческой деятельности терминальными и инструментальными
содержание деятельности человека познавательными и предметно-преображающими (творческими, эстетичными, научными, религиозными и пр.)
принадлежность индивидуальными (или личностными), групповыми, коллективными, общественными, национальными, общечеловеческими
отношение группы и общества позитивными и негативными

С точки зрения психологических особенностей ценностей человека интересна классификация, предложенная К. Хабибулиным. Ценности им были поделены следующим образом:

  • в зависимости от субъекта деятельности ценности могут быть индивидуальными или выступать как ценности группы, класса, общества;
  • по объекту деятельности ученый выделял материальные ценности в жизни человека (или витальные) и социогенные (или духовные);
  • в зависимости от вида человеческой деятельность ценности могут быть познавательными, трудовыми, воспитательными и социально-политическими;
  • последнюю группу составляют ценности по способу выполнения деятельности.

Также существует классификация, основанная на выделении жизненно важных (представления человека о добре, зле, счастье и горе) и универсальных ценностей. Данная классификация была предложена в конце прошлого столетия Т.В. Бутковской. Универсальные ценности, по мнению ученой, бывают:

  • витальными (жизнь, семья, здоровья);
  • общественного признания (такие ценности как социальный статус и трудоспособность);
  • межличностного признания (проявление и честности);
  • демократическими (свобода высказывания или свобода слова);
  • партикулярными (принадлежность семье);
  • трансцендентными (проявление веры в Бога).

Стоит также отдельно остановиться на классификации ценностей по М. Рокичу – автору наиболее известной в мире методике, главная цель которой заключается в определение иерархии ценностных ориентаций личности. Все ценности человека М. Рокич делил на две большие категории:

  • терминальные (или ценности-цели) – убежденность человека в том, что конечная цель стоит всех усилий для ее достижения;
  • инструментальные (или ценности-способы) – убежденность человека в том, что определенный способ поведения и действий является наиболее удачным для достижения цели.

Существует еще огромное количество различных классификаций ценностей, краткое изложение которых приведено ниже в таблице.

Классификации ценностей

Ученый Ценности
В.П. Тугаринов духовные образование, искусство и наука
социально-политические справедливость, воля, равность и братство
материальные различные виды материальных благ, техника
В.Ф. Сержантов материальные орудия труда и способы выполнения
духовные политические, моральные, этические, религиозные, правовые и философские
А. Маслоу бытия (Б-ценности) высшие, характерные для личности, которая самоактуализируется (ценности красоты, добра, истины, простоты, уникальности, справедливости и т.д.)
дефицитные (Д-ценности) низшие, направленные на удовлетворение потребности, которая была фрустрирована (такие ценности как сон, безопасность, зависимость, спокойствие и т.п.)

Анализируя представленные классификацию, возникает вопрос, а какие главные ценности в жизни человека? На самом деле таких ценностей огромное множество, но наиболее важными являются общие (или универсальные) ценности, которые, по словам В. Франкла, основываются на трех главных человеческих экзестенциалах – духовности, свободы и ответственности. Психологом было выделено следующие группы ценностей («вечные ценности»):

  • творчества, которые позволяют людям понять, что они могут дать данному обществу;
  • переживания, благодаря которым человек осознает то, что он получает от социума и общества;
  • отношения, которые дают возможность людям осознать свое место (позицию) относительно тех факторов, которые каким-либо образом ограничивают их жизнь.

Необходимо также отметить, что наиболее важное место занимают нравственные ценности в жизни человека, ведь именно они играют ведущую роль при принятии людьми решений связанных с моралью и моральными нормами, а это в свою очередь говорит об уровне развития их личности и гуманистической направленности.

Система ценностей в жизни человека

Проблема ценностей человека в жизни занимает ведущую позицию в психологических исследованиях, ведь они являются стержнем личности и обуславливают ее направленность. В решении данной проблемы существенная роль принадлежит изучению системы ценностей и здесь серьезное влияние оказали исследования С. Бубновой, которая основываясь на трудах М. Рокича, создала свою модель системы ценностных ориентаций (она иерархическая и состоит из трех уровней). Система ценностей в жизни человека по ее мнению состоит из:

  • ценностей-идеалов, являющихся наиболее общими и абстрактными (сюда относятся духовные и социальные ценности);
  • ценностей-свойств, которые закрепляются в процессе человеческой жизнедеятельности;
  • ценностей-способов деятельности и поведения.

Любая система ценностей всегда будет объединять две категории ценностей: ценности-цели (или терминальные) и ценности-способы (или инструментальные). Терминальные включают в себя идеалы и цели человека, группы и общества, а инструментальные – способы достижения целей, которые принимаются и одобряются в данном обществе. Ценности-цели более устойчивы, нежели ценности-способы, поэтому они выступают в качестве системообразующего фактора в различных социальных и культурных системах.

К существующей в обществе конкретной системе ценностей каждый человек проявляет свое собственное отношение. В психологии выделяют пять типов отношений человека в системе ценностей (по Я. Гудечек):

  • активное, которое выражается в высокой степени интернализации этой системы;
  • комформное, то есть внешне принятое, но при этом человек не идентифицирует себя с данной системой ценностей;
  • индифферентное, которое заключается в проявлении равнодушия и полного отсутствия интереса к этой системе;
  • несогласие или непринятия, проявляющееся в критичном отношении и осуждении системы ценностей, с намерением ее изменить;
  • противодействие, которое проявляется и во внутреннем, и во внешнем противоречии с данной системой.

Следует отметить, что система ценностей в жизни человека является важнейшим компонентом в структуре личности, при этом она занимает приграничное положение – с одной стороны это система личностных смыслов человека, с другой – его мотивационно-потребностная сфера. Ценности и ценностные ориентации человека выступают в роли ведущего качества личности, подчеркивая ее неповторимость и индивидуальность.

Ценности являются наиболее мощным регулятором жизнедеятельности человека. Они направляют человека на пути его развития и обуславливают его поведение и деятельность. Кроме того, направленность человека на определенные ценности и ценностные ориентации обязательно окажет воздействие и на процесс формирования общества в целом.

Ценность человеческой жизни

Многие люди задаются такими вопросами: Что самое ценное в жизни? Часто ли мы задумываемся о смысле жизни? И ценим ли саму жизнь? Теперь давайте поразмышляем: в чем ценность человеческой жизни? Какими возможностями мы обладаем?

Это прежде всего - сознание, ум человека. В отличие от животных, мы способны, встретившись с проблемой, не просто страдая, переживать ее, мы можем исследовать страдание, понять, каковы его причины. Мы можем найти пути устранения этого страдания и устранить его причины. В этом и состоит ценность человеческой жизни.

Ценность человеческой жизни - человеческая жизнь - это невосполнимый ресурс и имеет действительно огромную потенциальную ценность. Но ценность ресурса сама по себе еще ничего не значит. В качестве метафоры, возьмем, например алмаз - ценный, дорогой камень, но сам по себе он не сильно привлекателен: это просто кусочек скалы, прекрасный, но пока бессмысленный. Это позже, когда алмаз будет огранен руками мастера, он засияет, играя и переливаясь своими сверкающими гранями, отражая солнечные лучи юного дня и будет приковывать своей красотой взоры и дарить радость. Так же и жизнь человека: если он, внимательный мастер, добротно и красиво возводит свою жизнь, заботясь о том, чтобы и рядом с ним возводили такие же сильные жизни - его жизнь становится шедевром, его главным и великим творением. Если же человек вкривь и вкось складывает кирпичи абы как, использует все, что попало под руку, не заботится о крепком фундаменте и надежных стенах, с одной стороны строит, с другой рушит, да еще и другим мешает строить - его жизнь оказывается не более, чем грудой кирпичей сваленных вместе. Если жизнь проведена впустую, в никуда, в пьянки и пустой треп о красивых вещах - ценность такой жизни в результате оказывается низкой, хотя ресурс сам по себе был очень дорог. Если жизнь прожита красиво, сильно, в заботе как минимум о себе и своих близких, или о многих людях за свой счет - ценность такой жизни будет высокой. Ценность своей жизни человек делает сам: от его выбора зависит, в какую сторону он жить хочет и будет. И только его выбор будет, куда отдать невосполнимый, а потому невероятно ценный ресурс: похоронить его под грудой кирпичей или вложить в великолепный Храм. Жизнь человека - это огромная ценность. Она не сопоставима ни с какой другой ценностью (другого типа). В этом смысле она подобна трансфинитному числу. Которое по определению больше любого целого или вещественного числа. Бесконечно больше.

Так вот, ценность человеческой жизни не сопоставима с ценностью ничего другого. Она по определению больше ценности чего угодно ещё. Но она может быть сопоставима с ценностью другой человеческой жизни.

Абсолютная ценность человека делает его жизнь как ценность особенной, не похожей на все другие. Выше обсуждался вопрос, как понимать абсолютную ценность человека. Теперь подошла очередь определить, что входит в содержание ценностей человеческой жизни. Признаком, по которому мы можем определять, входит ли та или иная ценность в число жизненно важных, будет такое проявление жизни, которое окажется самым глубоким, изначальным, полным и непосредственным, неделимым на части ее проявлением.

Поясню на примере. Скажем, под обломками обрушившегося дома обнаружили человека. Его спасают независимо от того, верующий он или атеист, образован или нет, герой он или обыкновенный гражданин. Его спасают, прежде всего, как живое существо, спасают его жизнь.

Такие ценности, как было отмечено выше, называются экзистенциальными, составляющими базис всех других жизнепроявлений и ценностей, что связано с фундаментальными смыслами человеческого существования.

К числу этих ценностей принадлежат: жизнь, смерть (не сама по себе, а поскольку конечность жизни составляет ее важнейшую характеристику), любовь, семья, рождение и воспитание детей, свобода, уединенность, участие, труд, отдых, творчество.

Жизнь или существование - это стержневая, базовая ценность человека. Она является общим условием всех его состояний и действий. Но важно подчеркнуть, что приоритетна не ценность жизни, а ценность человека, поскольку именно личность есть, личность живет, личность существует, тогда как жизнь, какой бы ценной и значимой сама по себе она нам ни казалась, есть не более чем самое непосредственное место, средоточие возникновения личности, способ ее бытия в мире.

Если личность - это сущность, а жизнь - существование, то наше существование предшествует нашей сущности. Сказать, что сущность существует, значит сказать, что личность живет. Но именно сущность, личностное начало является смысловым и ценностным центром человека.

Ценность жизни как таковой двойственна. С одной стороны, жизнь дана нам как высший дар, универсальная возможность, и потому мы должны высоко ценить жизнь, испытывать к ней благоговение и уважение. С другой стороны, жизнь дана тому, кто есть не просто жизнь, а человек - существо, живущее своей жизнью, существо свободное, мыслящее, творческое, знающее жизнь, ее начало и конец, ее безграничные возможности и ее биологические границы, существо, осознающее конечность жизни. И потому тот, кому она подарена, отдана (буквально ни за что!) для того чтобы быть им прожитой - приоритетнее, важнее жизни, является ее субъектом. Хорошим или плохим - это другой вопрос. Бывают гениально, а бывают и бездарно прожитые жизни.

Возможно, существует даже закон жизни: мы либо выше жизни, если проживаем ее достойно, либо - ниже, т. е., оказываемся недостойны этого дара, если живем как-нибудь, плывя по течению. Но в любом случае, человек и его жизнь - это не одно и то же.

Рождение личности - это акт выхода жизни за свои биологические пределы. Это значит, что в ее чреве рождается разум и свобода, порождающие целый фейерверк уникальных феноменов культуры, не сводимых к жизни как биологическому процессу.

Жизнь либо есть, либо ее нет. Но ее качество может быть различным. Если мы живем, поддерживаем нашу жизнь, любим и заботимся о ней во имя блага и не за счет жизней и ценностей других людей, то мы человечны, и наша жизнь есть благо и богатство. Если в нас берут верх бесчеловечные начала, то наша жизнь начинает деградировать, ослабляться, становиться все беднее и слабее. Ценность ее уменьшается в той мере, в какой ее прожигает, убивает бесчеловечное в нас.

Чем гуманнее, богаче наша жизнь, тем выше ее ценность. Жизнь в той мере ценность, в какой я человечный хозяин своей жизни.

«Просто жить», жить пассивной, растительной жизнью, отдаваясь потоку повседневности и сиюминутности - значит бездумно растрачивать свой стартовый капитал, тот изначальный резерв жизни, который у всех у нас есть уже к моменту появления первых актов сознания и самосознания, к моменту пробуждения в нас личности и человечности.

Есть высказывание: один человек живет, чтобы есть, другой - ест, чтобы жить. Гуманный человек может сказать, что он ест и живет, чтобы становиться и быть человечным человеком, чтобы творить самого себя и ценности личной, общественной и вселенской жизни, чтобы совершенствоваться и возвышать достоинство человека.

Жизнь есть ценность потому, что она является исходной базой, способом, процессом, в ходе которого мы только и можем проявлять, вызывать к деятельному бытию, реализовывать нашу человечность, все наши положительные качества и добродетели, все наши ценности.

От одного этого человеческая жизнь становится беспредельно ценной, становится универсальной ценностью.

Безграничная ценность жизни проявляется уже в том, что на свой пир, на пир жизни она зовет всех и вся, для всех и всякого человеческого существа она находит место на своем празднике. Как наш бесценный дар и действительный шанс она без всяких предварительных условий говорит каждому из нас - живи!

Возможно, только что сказанное прозвучало слишком декларативно. Существуют болезни, делающие само существование испытанием, ранние смерти и т. п.

И все же в бесконечной ценности жизни, покуда мы можем жить, как бы тонут все ее черные пятна. Каждый психически здоровый человек дорожит жизнью независимо от того, выглядит ли она по принятым меркам удавшейся или нет, - вот лишнее подтверждение нашей мысли.

Однако и сама жизнь, независимо от ее оценки, которая всегда вторична, требует к себе гуманного отношения. Чтобы реализоваться как ценность, она должна быть, должна сохраняться как таковая, она должна поддерживаться, укрепляться и обогащаться. Но одних внутренних резервов жизни, инстинктов ее самосохранения недостаточно. И вот почему.

Жизнь - универсальная, всеохватывающая основа человеческого существования. Это значит, что она открыта и человечному, и бесчеловечному в нас. Именно поэтому она может быть и радостью, и горем, и крыльями, и ярмом на шее, и роскошью, удачей, и нищетой, неудачей и проклятием.

Миллионы и десятки миллионов наркоманов и алкоголиков, беспризорных и бездомных детей, сирот, сотни миллионов бедняков, обреченных в разных странах на прозябание, голод и страдания по вине тоталитарных и невежественных правящих сил и по причине архаичных традиций несвободы и покорности - все они оказались не в состоянии или были лишены возможности реализовать свой жизненный потенциал.

Но в любом случае жизнь сама по себе не может не быть ценностью. Она становится бременем или даже невыносимой не в силу своей собственной сущности, а лишь постольку, поскольку пронизывается, облекается негативом антигуманного в человеке или того существующего вне человеческого существа, что угнетает его, подрывает, лишает сил.

Если понимать под человеческой жизнью не одну только биологическую ее сторону, но и психическую и интеллектуальную (а только такую целостность и можно назвать человеческой жизнью), то легко представить себе, сколь широк диапазон вторжения античеловеческого в нас, в нашу собственную жизнь.

Когда почему-либо на пути этого вторжения не установлен надежный заслон, когда антигуманному не противостоит гуманное, то процесс жизни начинает приобретать отрицательный смысл, становится бесчеловечным и разрушительным и для самого человека, и для общества, и для среды обитания.

Самое страшное, что может случиться с человеком - это победа антигуманного в нем. Его окончательная победа означает духовную деградацию и смерть, стимулирующие, так или иначе, деградацию и смерть физические. Ни один злодей не бывает по-настоящему счастлив, а средняя продолжительность жизни закоренелых преступников гораздо ниже среднестатистической продолжительности жизни.

У жизни есть не только внутренние враги в лице самого человека, но и враги внешние, существующие за пределами личности и общества. Особенно очевидны опасности, грозящие жизни как биологическому процессу: болезни, стихийные бедствия, нездоровая среда обитания. Хотя во многом эти враги могут быть социально обусловленными, и либо стимулироваться социальными факторами, либо ослабляться, а некоторые и побеждаться принимаемыми социальными мерами, сама природа этих угроз связана с физическими, общебиологическими или экологическими законами. В этом контексте возникает вопрос о той составляющей нашей жизни, которая связана с нашей плотью и с ее ценностью.

Ценность нашего тела не только биологическая, физическая и эстетическая. Она собственно жизненная, экзистенциальная, поскольку фундаментальным образом связана с нашим существованием как жизнью.

Здоровье - общее условие благоприятной и плодотворной жизни, и самая главная ценность, поэтому. Существует несколько простых гуманистических правил отношения человека к своему физическому и психическому здоровью. Это на самом деле очень просто, всего лишь Необходимо:

  • - правильно питаться;
  • - ежедневно делать физические упражнения;
  • - избегать ненужных стрессов;
  • - уметь расслабляться и отдыхать;
  • - быть разумным и умеренным в получении удовольствий.

Здоровье не бывает просто физическим или психическим. В принципе оно неделимо и относится к человеку как единству физического, биологического, психического, морального, интеллектуального и мировоззренческого.

Когда мы говорим о теле человека как ценности, мы должны ответить на вопрос об инвалидах. К сожалению, в современном языке нет адекватного современной культуре понятия, относящегося к хронически больным людям или человеку с рожденья не имеющего или при жизни потерявшего, скажем, зрение или руку. Все имеющиеся понятия: «инвалид», «человек с ограниченными физическими возможностями» и им подобные, в какой-то степени оскорбительны, задевают достоинство таких людей.

Разве такие люди принципиально ущербны и заведомо лишены возможности счастья, богатой, плодотворной, достойной и совершенной жизни? Гуманизм отвечает на этот вопрос отрицательно. Ни в одной священной или научной книге не сказано, что человек может быть полноценным только в том случае, если с его плотью все в порядке: четыре конечности, десять пальцев, два глаза, уха и две ноздри, если у него девять естественных отверстий в теле, весь набор исправно работающих внутренних органов и стандартное телосложение.

История и современность дают нам массу примеров победы человека над своими недугами, преодоления физических недостатков. Человек устроен так мудро и высоко адаптивно, обладает такими замечательными качествами, как мужество, целеустремленность, настойчивость, что в состоянии превратить даже тяжелые недомогания или, скажем, слепоту в ступень для совершенствования, дополнительный мотив к поддержанию высоконравственного, гуманного, порой героического образа жизни. Болезнь может побудить человека не просто к ее преодолению, но и к восхождению, к укреплению воли к жизни.

В современных цивилизованных обществах много делается для того, чтобы снять те физические, психологические и правовые препятствия, которые дискриминируют или затрудняют жизнь инвалидов. Диапазон таких действий очень широк: от устройства специальных спусков в домах и на улицах до организации спортивных соревнований для инвалидов и максимального сокращения перечня профессий, запрещенных для инвалидов.

Общество должно стремиться к разумному стиранию различий между инвалидами и другими людьми, к тому, чтобы отпала необходимость в привилегиях, которые, к сожалению, слишком напоминают милостыню и бывают оскорбительны для человека.

Хочется отдельно выразить свое мнение на данную тему. На мой взгляд, данная проблема, а именно, проблема актуальна в наше время. Многие люди не задумываются о своей жизни, обращаются с ней небрежно, разбрасываются своим здоровьем и силами. Человек думает что он всемогущ, и ему все под силу, и конечно же в суете повседневности мы не успеваем задаться этими вопросами. Но для каждого человека, я уверена, наступает момент, когда вопросы ценности человеческой жизни требуют непременного ответа. К сожалению, бывает, что момент этот наступает слишком поздно, чтобы можно было что-то изменить. Порой человек только перед лицом смерти понимает, что жил неправильно, что потерял то, что уже не вернешь. Так как же разобраться и понять прежде всего для себя, что для тебя ценно и что для тебя имеет значимость. Конечно, это трудный вопрос, но мне кажется каждый человек должен для себя определить это. Для кого-то ценность - это бесчисленные богатства и блага, огромное количество денег, кто-то мечтает быть популярным и талантливым, кто-то мечтает чтобы все вокруг были счастливы, а для кого-то ценность заключена в здоровье близких и родных. У каждого человека свой круг ценностей, и он абсолютно в праве сам для себя решать, что ценить.

Но к сожалению, человек часто выбирает не те ценности, которые могли бы успешно и благотворно повлиять на жизнь и здоровье человека. Часто люди запутываются в себе, переступают грани антигуманного и бесчеловечного, а это, в свою очередь тянет за собой тяжкие последствия, такие как: различные социальные конфликты, преступления, аморальное поведение, причинение вреда здоровью себе и окружающим. Этот список может продолжаться и продолжаться.

Человек сам себя загоняет в тупик, не оставляя выбора, чтобы что-то изменить, Тем более осознание того, что твоя жизнь была прожита в пустую приходит очень поздно и человек не в силах уже что-либо изменить. Безусловно, причин, по которым человек выбирает свои ценности, огромное количество, Но хочется заметить, что только сам Человек хозяин своей жизни. А жизнь-это цветок. Если за ним перестать ухаживать, поливать, удобрять, заботится о нем, то он завянет.

Так и у человека. Если бездумно и небрежно относиться к себе, тратить в пустую время, здоровье и силы, то в конечном итоге, жизнь, как безжалостный цветок, угаснет.

Поэтому, цените себя и окружающих, цените каждое мгновение, каждую секунду, умейте находить в плохом частичку хорошего, ведь жизнь нам дана лишь только раз! философский жизнь антигуманистический

Фразы знаменитых людей о ценности жизни:

  • - Я понял, что жизнь ничего не стоит, но я также понял, что ничто не стоит жизни (Андре Мальро);
  • - Если ты ценишь свою жизнь, помни, что и другие не меньше ценят свою (Еврипид);
  • - Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее. Жизнь священна, это, так сказать, верховная ценность, которой подчинены все прочие ценности (Эйнштейн Альберт);
  • - Поистине тот, кто не ценит жизнь, тот ее не заслуживает (Леонардо да Винчи).

В мире, где слишком много соблазнов, ускользают от внимания основные жизненные ценности человека . Когда мы постоянно куда-то спешим, стараемся что-то успеть, жизненные ценности работают надежным ориентиром, помогающим не сбиться с пути. Когда мы действуем в соответствии с ними, мы получаем огромное удовлетворение от этой деятельности. И наоборот, если наши действия не поддерживают наши жизненные ценности , мы чувствуем упадок сил, беспокойство, стресс. Удивительно, но даже проблемы со здоровьем, сложности в принятии решений – это следствия несоответствия наших действий жизненным ценностям. Что же делать? Как удержать в поле зрения самое важное?

Главные жизненные ценности человека

Сложно очертить их четкий круг. То, что может быть жизненно важно для одного, для другого не имеет принципиального значения. Но все же можно найти какое-то среднеарифметическое, которое и будет представлять основные жизненные ценности человека. Итак, что же к ним относится?

1. Первое, что назовет каждый – любовь. При чем не только к противоположному полу, но и к родным, близким, друзьям. Любовь порождает сострадание, а без него не обходятся ни один список жизненных ценностей.

2. Понимание – обязательный пункт, который включают в себя жизненные ценности любого человека. Каждый хочет быть понятым, но и понимание других ведет к разрешению и предотвращению конфликтов.

3. Уважение позволяет вдохновляться положительными чертами других, найти недостатки в себе и исправить их. Но что самое приятное – это те жизненные ценности, транслируя которые мы лишь приумножаем их в своей жизни.

4. Дисциплина, которую многие стараются избегать. Мало кто относит ее к жизненным ценностям человека. Многие считают это рутиной, но на самом деле это выполнение своих обязанностей. Не всегда это тяжелый и унылый труд. Выполнять их можно с радостью.

5. Вера в людей, в том числе и в себя. Транслируя эти жизненные ценности, вы заражаете уверенностью окружающих и укрепляете веру в себя самого.

6. Благодарность – это то малое, что может поднять в другом волну энтузиазма и дружелюбия.

7. Прощение помогает нам повернуться лицом к будущему и не мучиться обидами и болями.

8. Дружба – это жизненные ценности человека, на которые он опирается в трудную минуту.

9. Надежда не дает нам опустить руки, когда кажется, что впереди уже ничего не светит.

10. Оптимизм помогает противостоять плохому – попросту его не замечать.

11. Терпение позволяет принимать верные решения.

12. Толерантность помогает уметь ладить со всеми людьми. Независимо от личных предпочтений.

13. Честность. У кого бы вы ни спросили, какими являются его основные жизненные ценности, место честности найдется всегда. Она помогает признавать свои ошибки, изменить себя к лучшему, выстроить доверительные отношения.

Как определить приоритетность

Жизненные ценности можно определить, используя такой принцип:

Сложите список того, что делает вас счастливым.
Проанализируйте, насколько каждый пункт для вас жизненно важен? Если вы спокойно или со скрипом можете прожить без этого – вычеркивайте.
Периодически возвращайтесь к списку, проводя его аудит, пока не останется шесть пунктов.

Это и будут те жизненные ценности, которые определяют вашу жизнь. Вероятнее всего, они будут отражать ваше мировоззрение, сформировавшееся под воздействием окружающих вас людей и жизненного опыта.

Как и где можно использовать данные жизненные ценности человека?

В личных и профессиональных отношениях.
В семейных отношениях.
В постановке жизненных целей.

То есть определяя для себя жизненные ценности человека , необходимо опираться на свой характер, мировоззрение, цели и мечтания. Основные жизненные ценности человека могут точно вывести его на правильный жизненный путь.