Материал на тему: Беседы на актуальные темы с младшими школьниками. Этические беседы в начальной школе

«У воспитанных ребят все дела идут на лад!» (Проблемная беседа-диалог в 3-4-х классах)

Цели и задачи:

Воспитание этических норм поведения, чувств добра и сострадания, любви и милосердия;

Мотивация младших школьников на нравственные поступки и деяния.

Учитель должен заранее подготовить стихи, используемые в данном сценарии.

Описание классного часа

Учитель : Ребята, вам приходилось слышать выражение «воспитанный человек»? (Ответы учеников) Давайте поразмыслим — какого человека можно назвать воспитанным?

Однозначное определение воспитанности дать очень сложно. У каждого народа существуют свои народные традиции и обычаи, религиозные убеждения и своеобразный образ жизни. Например, известный русский писатель А.П. Чехов высказывает следующие мысли:

«Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...

Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...

Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!..

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon"e, известность по портерным...

Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой...

Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу...»1

Порой воспитанного человека сравнивают с культурным. Здесь есть доля правды, но эти два понятия несколько различны.

Культурный человек — это человек образованный и воспитанный, который умеет вести себя в обществе, соблюдает правила этикета. Следовательно, воспитанный или культурный человек стремится обогатить себя знаниями, основами знаний о культуре и искусстве, традициях и обычаях своего народа и культуры других стран. Это человек, который постоянно стремится познать секреты этикета, пытается всегда и везде быть честным и справедливым, аккуратным и опрятным, вежливым и обходительным, добрым и отзывчивым, терпимым к обычаям других народностей и физическим недостаткам окружающих людей.

Ребята, какого человека можно назвать воспитанным? (Рассуждения учеников)

Живет на свете Саша.

Во рту у Саши каша -

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка,

Не овсянка

На сладком молоке.

С утра во рту у Саши

Слова простые наши,

Слова простые наши

На русском языке.

Но то, что можно внятно

Сказать для всех понятно,

Как люди говорят, —

Наш Саша так корежит,

Что сам понять не может:

Произнесет словечко —

И сам тому не рад!

Он скажет:

«До свидания!»

А слышится:

«До здания!»

Он спросит:

«Где галоши?»

А слышно:

«Это лошадь?»

Когда он вслух читает,

Поймешь едва-едва:

И буквы он глотает,

И целые слова.

Он так спешит с налета

Прочесть, спросить, сказать,

Как будто тонет кто-то,

А он бежит спасать...

Он может, но не хочет

За речью последить.

Нам нужен переводчик

Его переводить.

Ребята, никогда не уподобляйтесь герою стихотворения С. Михалкова, а то и вы можете стать отрицательным примером для юмористического стихотворения какого-либо поэта-юмориста.

Ситуация «Должен ли воспитанный человек быть добрым?»

Учитель : Давайте поговорим только о некоторых качествах культурного или воспитанного человека. Обязательно ли он должен быть добрым? (Рассуждения ребят)

Как вы понимаете следующие народные пословицы и поговорки?

Худо тому, кто добра не творит никому.

Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.

За доброго человека сто рук.

Доброта нигде не теряет своего достоинства.

Добрые умирают, да дела их живут. (Рассуждения учеников)

Учитель : А давайте теперь послушаем стихи о добре.

1-й ученик:

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте...

Вся в голубой и звездной красоте...

2-й ученик:

Земля добра. Она одарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

3-й ученик:

Как бы жизнь не летела —

Дней своих не жалей, делай доброе дело

Ради счастья людей.

(А. Чепуров)

Ситуация «Воспитанный — значит честный?»

Учитель: Давайте продолжим перечислять, какими качествами должен обладать воспитанный человек. Как вы думаете, честность и бескорыстие, справедливость и умение грамотно говорить, скромность и тактичность можно отнести к воспитанности? (Рассуждения ребят)

Действительно, воспитанный или культурный человек никогда и, заметьте, в любой компании не позволит себе сплетничать о других, сквернословить или лгать.

<...> все хотим друг другу мы вредить.

В других и доброе пороча, ненавидим,

А сами в себе беспутства мы не видим.

Поносишь этого, поносишь ты того,

Не видишь только ты бездельства своего.

Брани бездельников, достойных этой дани,

Однако не на всех мечи свои ты брани!

Не делай бранью ты из денежки рубля,

Слона из комара, из лодки корабля.

Почтенный человек бред лютый отвращает,

Который в обществе плут плуту сообщает.

Один рассказывал, другой замелет то ж,

Все мелет мельница, но что молола? Ложь.

Пускай и не твое твоих рассказов зданье,

Но можешь ли сие имети в оправданье,

Себе ты честностью в бесчестии маня,

Когда чужим ножом зарежешь ты меня?

Противно мне, когда я слышу лживы вести,

Противнее еще неправый толк о чести.

А толки мне о ней еще чуднее тем,

Здесь разных тысяч пять о честности систем.

(Отрывок из стихотворения А.П. Сумарокова «О злословии»)

Учитель: Воспитанный человек всегда будет бороться за справедливость, хотя каждый из нас по-своему понимает слово «справедливость».

Справедливость — один из критериев, по которым люди оценивают события, происходящие вокруг них, а также один из параметров самооценки. Ученые выделяют четыре вида обыденных представлений о справедливости:

— справедливость распределения вознаграждения (наказания) участникам какого-либо события (решения судей или членов жюри, поощрения или наказания учителем учеников класса или родителями детей и т. д.);

— справедливость той процедуры, которая используется при вынесении решения (подсуживали ли члены жюри кому-либо, не было ли при вынесении решения подкупа и т. д.);

— справедливость оценки того, насколько вежливо обошлись с участником события и как его информировали о принятом решении (одним сказали при всех, а другим наедине и т. д.);

— справедливость того, как участников заранее проинформировали о процедуре и критериях принятия решения (одним сказали заранее, а другим нет и т. д.).

Воспитанный человек будет всегда честен, поэтому и стремится к справедливости. Приведите примеры, когда вам приходилось сталкиваться с несправедливостью и как вы пытались восстановить справедливость? (Рассуждения ребят)

Учитель просит ребят написать небольшое сочинение, в котором перечислить все качества воспитанного и культурного человека.

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Методика проведения обобщающих этических бесед включает в себя: подготовительный этап, проведение беседы, организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.
Опыт проведения этических бесед показывает, что целесообразно проводить во внеурочное время одну беседу в месяц. Подготовка к каждой беседе занимает 7-10 дней. Продолжительность беседы не должна превышать 25-30 минут в I классе, 40-45 минут - во II и III классах.
Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность учителя и детей. Могут быть различные варианты подготовки к беседе, мы рекомендуем следующий: 1) определение темы, 2) подбор материалов и пособий, 3) составление плана, 4) подготовка учащихся.
При выборе конкретной темы для обобщающей беседы учителю надо иметь в виду: события общественной жизни страны, содержание учебного материала, уровень знаний детей о нормах нравственности. Так, беседы об интернационализме можно приурочить ко Дню Советской Конституции, Дню юного антифашиста. В первом случае в беседе главное внимание будет уделено дружбе разных национальностей, населяющих Советский Союз. Во втором - интернациональной солидарности трудящихся всех стран. Беседу о коммунистическом отношении к труду можно провести перед всесоюзным субботником в день рождения. Эту же беседу можно организовать после экскурсий, знакомящих детей с трудом людей разных профессий; ее можно провести в связи с общественно полезным трудом самих детей.
Для того чтобы определить, на какую тему в настоящий момент целесообразно провести беседу, учитель должен быть внимателен к нравственной стороне жизни детского коллектива и отдельных школьников. На уроках, переменах, в играх, во внеклассной работе можно наблюдать, как дети относятся к общественным обязанностям, к своим и чужим успехам и неудачам, честны ли они, развиты ли у них чувства товарищества, коллективизма. Дети высказывают свои суждения о жизни коллектива, по поводу прочитанного, делятся наблюдениями за отношениями в семье , в октябрятских звездочках, оценивают поступки друг друга. Все это дает возможность учителю составить представление о том, какие нравственные нормы дети усвоили и поступают ли в соответствии с ними, какие ошибки и неточности встречаются в их знаниях. Анализ фактов поможет определить характер взаимоотношений детей, типичные поступки и в связи с этим наметить тему беседы.
Возможны различные варианты последовательности проведения обобщающих бесед. Так, если иметь в виду развитие жизни детского коллектива, то в начале года целесообразно провести беседу о дружбе и товариществе. В период, когда подводятся итоги соревнования или какой-то совместной работы, спортивных состязаний, уместно провести беседу о справедливости и коллективизме. Педагогу следует в начале года определить последовательность проведения обобщающих бесед. Выполнение этого требования обеспечит систематичность в сообщении детям этических знаний.
Большое значение для эффективности беседы имеет правиль ный подбор иллюстративного материала. К иллюстративному материалу мы относим: художественные произведения, публицистические и деловые статьи в периодической печати, кино - и диафильмы. Такого материала, адресованного непосредственно школьникам, в том числе и учащимся I-III классов, в настоящее время достаточно много. Но учителю подчас бывает трудно его найти, объединить по темам, дополнить одни источники другими. Поэтому небольшая часть иллюстративного материала включена в содержание пособия.
Одновременно с подбором иллюстративного материала следует продумать, какие педагогические средства необходимы, чтобы предложенный детям материал помог им усвоить знания о нравственных нормах, соотнести с собственными мыслями, переживаниями, поступками. Решение этих задач возможно при правильной постановке вопросов, направляющих ход обсуждения литературных источников. Необходимо специально учить детей приемам анализа, синтеза, сравнения, обобщения нравственных явлений.
В процессе подготовки к беседе дети получают различного рода задания. Содержание задания, его объем зависят от темы беседы, изучаемого явления, от возраста и развития детей . Например, при проведении беседы на тему «О добросовестном отношении к учению и трудовым обязанностям» первоклассникам были даны задания по звездочкам. Первая звездочка должна была узнать, какие трудовые обязанности дома имеют октябрята и как они к ним относятся; вторая звездочка - подобрать из детских журналов и «Пионерской правды» рассказы и стихи о труде детей, об их помощи взрослым, научиться их рассказывать. Третья - должна была расспросить родителей об их труде, узнать у них, что значат слова «трудовая дисциплина». Четвертая звездочка подбирала иллюстрации о труде людей (из старых иллюстрированных журналов, плакаты), пятая - пословицы и поговорки об отношении к труду. В подготовку к беседе были включены все дети. Конечно, не все они были одинаково активны и самостоятельны. Но каждый имел «свои» факты и складывающиеся суждения о добросовестном отношении к учению и труду.
Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование - обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Методика, которая предусматривает только передачу готовых знаний, не отвечает основному требованию, предъявленному нашим обществом школе,- воспитывать активных и сознательных граждан. Правильно поступает учитель, который, проводя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям. При этом надо иметь в виду некоторые особенности детских суждений. Иногда младшие школьники по одному лишь факту делают обобщения. Например, «он плохой - сегодня не выучил уроки». Нужно научить ребенка обосновывать сделанное им обобщение, помочь его конкретизировать. Так, «плохой» можно расчленить на «ленивый», «непослушный», «невнимательный». Некоторые понятия в речи учителя могут быть незнакомы детям: «равнодушный», «постоянный», «преданный». Их надо вводить в детскую речь с полным раскрытием содержания. Часто дети затрудняются указать существенные признаки нравственного качества, называя второстепенные. При анализе моральных качеств нельзя их изолировать друг от друга, надо подчеркивать их взаимосвязи, обусловленность. Так, детям нужно помочь увидеть, что чувство собственного достоинства легко превращается в высокомерие, если оно не связано с уважением к другим людям; в честолюбие и тщеславие - если не воспитывается чувство долга и скромности. Имеется и обратная связь: вежливость может превратиться в угодничество, скромность - в смирение, если не воспитывается чувство человеческого достоинства.
При проведении беседы по прочитанному очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни. Если учитель знает, что у детей недостаточный объем знаний о нравственных нормах, следует задавать вопросы, направленные на воспроизведение события, которому дается нравственная оценка или которое содержит образец, как надо поступать, согласуясь с требованиями норм.
Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах с детьми на моральные темы можно придерживаться следующих рекомендаций:
1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей. Вопросы следует ставить так, чтобы они помогли ребенку увидеть и выделить отношение человека к чему-либо, к другим людям, к самому себе, своим обязанностям, долгу.
2. Вопрос должен заставить ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка. Следует задавать вопросы, ответы на которые требуют сравнения различных мотивов при одинаковых поступках; одинаковых мотивов, приводящих к разным поступкам. Такие вопросы заставляют ребенка соединять воедино мысли, слова и действия людей, покажут ему всю сложность человеческого поведения.
3. Вопрос должен заставить детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей. Для этого ребенок должен обратиться к уже имеющемуся у него опыту, сравнить пережитое им самим с действиями тех людей, о поступках которых он узнает (читает), перенести на себя то, что пережили другие люди (поставить себя на место другого).
4. Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.
Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями. Конечно, не обязательно в каждой беседе ставить вопросы, направленные на осознание всех сторон морали. В одном случае учитель может обратить внимание детей на обсуждение мотивов поступка, в другом - на нравственную оценку поступков, в третьем - на нравственные последствия какого-то действия. Но важно, чтобы в совокупности всех бесед основные положения морали стали известны детям. Повторяемость вопросов из беседы в беседу, анализ типичных ситуаций помогает детям видеть нравственную сторону общественной жизни, событий в коллективе, в поступках, чувствах и высказываниях людей, противоречия в развитии моральных явлений. Они учатся подвергать нравственной оценке свои поступки и поступки товарищей. В беседах младшие школьники постепенно усваивают приемы анализа нравственных явлений. Это дает возможность учителю разнообразить построение беседы, подачу фактического материала с целью повышения его эмоциональности и образности.
Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, назиданий, упреков и насмешек. Дети высказывают свои суждения, впечатления свободно, непринужденно. Если их высказывания наивны, неточны, неверны, учитель не обрывает детей, просит ребят дополнить, высказать свое мнение и, если из детских высказываний все же не получается должного обобщения, на помощь приходит учитель, как старший их наставник.
В этических беседах с младшими школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые не только содержат моральную проблему, но и представлены в необычной для учеников форме, требующей от него догадки, заинтересованного, эмоционально окрашенного поиска ответа.
Успешное накопление школьником опыта гуманных, коллективных отношений, нравственного поведения осуществляется в повседневной жизни, в учебной, общественно полезной трудовой и игровой деятельности. Именно здесь он привыкает руководствоваться нравственными правилами, нормами, принципами: поэтому очень важна правильная организация воспитательной работы в коллективе после проведения этической беседы.
Прежде всего учителю начальных классов надо обратить внимание на формирование общественного мнения в детском коллективе. Общественное мнение способствует созданию моральной атмосферы взаимного уважения, заботы, ответственности перед товарищами, нетерпимости к нарушениям общественной дисциплины. Возможность открыто выразить свои суждения, мысли, сомнения способствует воспитанию собственного достоинства, ответственности, что в свою очередь побуждает детей к самоконтролю. Общественное мнение стимулирует положительные и тормозит отрицательные проявления в характере и поведении школьников. Учителю надо иметь в виду, что значимость общественного мнения для школьников I класса, второклассников и третьеклассников различна. У учащихся I класса лишь намечается тенденция к признанию требований и норм общественного мнения, абсолютное большинство детей этого возраста считают значимым для себя мнение учителя. Во II и III классах повышается роль мнения коллектива.
Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки школьников и не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью и дисциплиной. Коллективную деятельность школьников целесообразно огранизовывать так, чтобы дети могли обсуждать процесс и результаты своих усилий, оценивать свои успехи и достижения товарищей, практически утверждать нравственные нормы коллективной жизни. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки.
Общественное мнение коллектива младших школьников имеет ряд особенностей проявления, которые обусловливаются составом коллектива, уровнем его развития, возрастом детей. Категоричность, ситуативность, неустойчивость общественного мнения могут приводить к тому, что объектом непосредственного действия общественного мнения оказываются не всегда самые важные и значимые в воспитательном отношении события общественной жизни. Цель педагогического руководства должна заключаться в выборе объекта действия общественного мнения, способов его влияния на личность, форм предъявления требований, а не сводиться к простому контролю или назиданию.
В каждой этической беседе с младшими школьниками обычно используется какой-то основной источник получения знаний о нравственных нормах, поступках и поведении. Обсуждение нравственной проблемы начинается с анализа фактов, заключенных в этом источнике. В ходе беседы к этим фактам «присоединяются» и другие, уже имеющиеся в знаниях, наблюдениях и опыте детей. Исходя из этого, этические беседы можно разделить на:
1. Беседы по прочитанному рассказу (или нескольким рассказам).
2. Беседы, связанные с обсуждением книги.
3. Беседы, в основе которых лежат проблемы и материалы, поднятые в детской периодике, главным образом, в «Пионерской правде», т. е. проблемы общие для всех школ, актуальные для всех в настоящий момент.
4. Беседы, связанные с просмотром диа - и кинофильмов.
5. Беседы, основной материал для которых получен в результате целенаправленных наблюдений самих детей за явлениями общественной жизни.
6. Беседы по проблемным вопросам, предложенным самими детьми. Такие беседы в основном проводятся в III классе.
7. Беседы на основе небольших сочинений на моральные темы, написанные детьми (II-III классы).
К беседе по прочитанному рассказу или группе рассказов следует прибегать в таких случаях:
- когда художественное произведение позволяет детям осмыслить действия и поступки, происходящие в собственном коллективе. Анализ «чужих» событий помогает школьникам задуматься и объективно оценить жизнь коллектива, свои поступки;
- когда учитель хочет опосредованно показать детям образец нравственного поведения, вооружить их знанием того, какие поступки поощряются и приносят человеку удовлетворение и радость, какие - осуждаются и вызывают угрызения совести, тяжелые переживания (при этом читаемое прямо не связывается с жизнью данного коллектива);
- когда у детей недостаточно (и по объему и по содержанию) собственных наблюдений, чувственно-образных представлений о нравственных явлениях общественной жизни.
Выбирая для обсуждения рассказ или группу рассказов, надо иметь в виду их художественную ценность, доступность для младших школьников, образность и эмоциональность изложения, наличие моральных переживаний, описания событий и фактов, требующих размышлений, нахождения выхода из проблемной ситуации.
Когда учитель подбирает для беседы несколько рассказов, можно подобрать их так, чтобы дети увидели проявление одних и тех же нравственных качеств в разных обстоятельствах. Для другой беседы надо подобрать такие рассказы, в которых в схожих ситуациях разные люди проявляют себя по-разному. Интересно проходят беседы, когда используемые рассказы не имеют конца или учитель специально «обрывает» их в кульминационном моменте с тем, чтобы дети «дописали» их. Для этических бесед с первоклассниками хороши небольшие рассказы, в которых раскрывается сущность нравственных качеств и отношений. Приведем пример беседы в I классе в связи с чтением рассказа Ю. Ермолаева «Навестили».
Учительница выразительно читает рассказ. После чтения рассказа задается вопрос: «Что вы думаете о мальчиках Алике и Косте?»
Несколько секунд дети молчат, их поразила изложенная в рассказе ситуация, поднимается много рук, всем хочется высказать свое мнение о происшедшем. Ответы детей разные: они пришли навестить больного Толика. Они совсем не думали о больном Толике. Они опоздали в школу, поэтому зашли к Толику.
Учительница: Из добрых ли чувств ребята пришли навестить товарища?
Ответы: 1) Нет, не из добрых; 2) Они боялись, что их будут ругать за опоздание в школу; 3) Они решили обмануть учительницу, сказать, что были у больного товарища.
Учительница: Что обидело Толика?
Ответы: 1) Сначала Толик обрадовался, он подумал, что ребята помнят о нем, пришли навестить. А когда узнал, что ребята пришли к нему, потому что опоздали в школу и боялись, что учительница их отругает за опоздание, ему стало грустно; 2) Толику стало грустно еще и потому, что ребята стали говорить, что их даже похвалят за то, что они навестили его.
Учительница: Как можно назвать поступок Алика и Кости?
Ответы: 1) Нечестным; 2) Трусливым; 3) Они испугались замечания учительницы.
Учительница: Почувствовали ребята, что они обидели Толика?
Ответы: 1) Нет, они о нем совсем не думали; 2) Они нечуткие.
Учительница: Вы правильно сказали «нечуткие». А еще как их можно назвать?
Дети затрудняются ответить. Учительница старается помочь им, знакомит с синонимом этого слова - «равнодушный». Когда человеку безразлично горе другого человека, как о нем говорят? (Дети молчат.) Учительница говорит сама: «Такого человека называют равнодушным,». Дети быстро подхватывают это определение, вспоминают рассказ В. Осеевой «Собака яростно лаяла», где мальчики оказались равнодушными, бесчувственными к судьбе беззащитного котенка.
Учительница: Итак, дети, вы сказали, что Костя и Алик оказались нечуткими, нечестными, трусами. (С места кто-то из ребят дополняет «равнодушными». Учительница одобрила это дополнение.) Почему же автор рассказа сравнивает мальчиков с пустыми колосьями среди спелой пшеницы? (Учительница конкретизирует свою мысль, предлагает детям представить поле со спелой пшеницей, колосьями, налитыми зерном, а среди них несколько пустых колосьев.)
- Подумайте, дети, пустые колосья нужны ли людям.
Ответы: 1) Пустые колосья никакой пользы не приносят; 2) Эти мальчики, как пустые колосья, никакой пользы людям не приносят, они равнодушные, нечуткие.
Учительница: Какой вывод вы сделаете в связи с обсуждением прочитанного рассказа?
Ответы: 1) Не нужно поступать так, как поступили мальчики; 2) Надо быть чуткими; 3) Надо помогать товарищу и не считать, что за это тебя должны хвалить; 4) Нельзя быть равнодушным к беде товарища.
Учительница обобщает детские высказывания. Затем детям предлагается вопрос: «Что в дружбе важно, о чем всегда надо помнить?»
Ответы:
- Надо всегда помогать товарищу.
- Надо быть чутким.
- Нельзя быть равнодушным к горю товарища.
- Быть честным в дружбе и искренним.
- Нельзя хвастаться хорошими поступками.
- Не надо менять друзей.
- Надо быть постоянным в дружбе.
В процессе беседы под руководством учителя дети смогли сделать правильный нравственный вывод из прочитанного рассказа.
Беседы, связанные с обсуждением повести (книги), возможны во II и III классах. Подготовительную работу учитель проводит вместе с библиотекарем. Книга, которая выбрана для обсуждения, должна быть прочитана всеми детьми. Учитель заранее готовит вопросы, вокруг которых должна завязаться беседа.
При подготовке к обсуждению книги детям можно дать задание нарисовать иллюстрации к прочитанной повести и постараться в рисунке передать переживания героев. Детские рисунки следует оформить на стенде, показать родителям на ближайшем родительском собрании. Беседу надо построить так, чтобы дети могли аргументировать свои мысли, опираясь на текст повести.
Очень интересно, особенно в III классе, проходят беседы с использованием проблемных статей в «Пионерской правде». В газете постоянно публикуются материалы, связанные с нравственной стороной деятельности пионерских коллективов, с жизнью школы. Их отличительной чертой являются проблемность и острота, непосредственное использование детских писем, ответов на поставленные газетой или самими детьми вопросов.
В беседах такого типа мы рекомендуем использовать также книгу И. Медведевой «Подумай, скажи, сделай» (М., 1977), которая имеет подзаголовок «Разговор о письмах». В книге даются ответы на интересующие детей вопросы, ведется разговор о доброте, честности, о том, как воспитать свою волю, как научиться держать слово.
Беседы, обобщающие наблюдения детей за нравственными явлениями общественной жизни, возможны во всех классах. При подготовке к ним надо организовать наблюдения детей под руководством взрослых (учителя, родителей, вожатых), предложив вопросы, ответы на которые дети должны найти самостоятельно.
Беседы по проблемным вопросам, предложенным самими детьми, проводятся, главным образом, в III классе. Вопросы детей обычно конкретны, касаются частного случая, но они заключают в себе проблему, в которой младший школьник не может разобраться самостоятельно. Чаще всего это проблемы товарищества и дружбы («Можно ли дружить втроем?», «Ругать ли друг друга за измену?», «Надо ли мстить за измену?»), честности, правдивости («Я вру. А как остановиться?»), доброты («Если мне сделали зло, должен ли я простить или отомстить?»), смелости («Как стать смелым?», «Я боюсь темноты, боюсь говорить правду, просто молчу») и т. д.
Беседы на основе небольших сочинений, написанных самими детьми, также проводятся в основном во II-III классах. Назовем примерные темы таких сочинений: «О моем друге»; «Как я сумел преодолеть свою лень»; «О нашем классном коллективе»; «Что мне рассказал папа о своей работе».
Эффективность этических бесед возрастает в том случае, если их проводят все учителя начальных классов. Проведение бесед требует от учителя методической подготовки. В Кунцевском отделе народного образования Москвы был организован методический семинар, на занятиях которого учителя получали теоретические знания по методике воспитательной работы и особенно проведения бесед. На занятиях читались лекции, учителя выступали с анализом проведенных бесед, обобщением своего опыта. Кроме того, были выделены опорные школы, в которых проводились открытые беседы с последующим их разбором. На базе опорных школ проводились семинары для методистов начальных классов Москвы, работали проблемные курсы Института усовершенствования учителей. Таким образом, методические разработки учителей Кунцевского района становились достоянием и других учителей города. В конце каждого года проводились конференции с выступлениями учителей об опыте работы и намечался перспективный план на будущий год.
Программа семинара включала в себя работу по трем направлениям: изучение теоретических вопросов нравственного воспитания младших школьников; разработку методики проведения этических бесед с детьми; проведение открытых этических бесед с их последующим коллективным обсуждением.
Приведем для примера конкретную тематику семинарских занятий :
Теоретические вопросы нравственного воспитания школьников
1. Актуальные проблемы нравственного воспитания школьников на современном этапе развития социалистического общества и общеобразовательной школы.
2. Диагностика процесса нравственного воспитания и уровня воспитанности школьников.
3. Формирование нравственного сознания и поведения в их единстве.
Методика проведения этических бесед с подростками.
1. Преемственность в нравственном просвещении дошкольников, младших школьников и подростков.
2. Требования к отбору содержания этических бесед.
3. Приемы активизации школьников в процессе этической беседы.
4. Требования к направленности и содержанию вопросов учителя в ходе этической беседы.
5. Возможности и приемы использования периодической печати и художественной литературы в этических беседах.
Открытые беседы и их коллективное обсуждение
1. Требования к оформлению методических материалов по этической беседе (план беседы, краткое содержание беседы, иллюстративный материал, основные вопросы для обсуждения).
2. Основные вопросы, вокруг которых строится обсуждение проведенной беседы (актуальность беседы, исходя из воспитательных задач, доступность и «интересность» материала, активность школьников).
3. Трудности, недочеты проведения данной беседы, пожелания по совершенствованию методики проведения этических бесед.
Такая организация работы дала положительные результаты. У учителей повысился интерес к воспитательной деятельности. Постоянный обмен мнениями, обсуждение методических находок способствовали накоплению опыта проведения бесед. Систематическая работа с детьми, открытые уроки, беседы, различные воспитательные мероприятия заставляли искать эффективные приемы в нравственном просвещении школьников. Учителя научились добиваться новых положительных результатов не за счет дополнительной затраты времени, а за счет возбуждения активности самих детей, направления их усилий на усвоение норм и правил поведения.
Систематические беседы с детьми обеспечивают прочность усвоения знаний о нравственных нормах. Например, данные опроса детей через восемь месяцев после проведения беседы о товариществе показывают, что нравственные знания не только не «убывают», но и происходит «наращение» новых. Дети указывают на такие проявления настоящего товарищества, о которых они раньше не упоминали, это: требовательность к своему другу, умение указать ему на его недостатки, хороший товарищ сопереживает не только горю других, но и радости, проявляет справедливость, оказывает помощь во всем. Дети связывают интересы личной дружбы с интересами коллектива.
Учителя отмечают, что благодаря проведению этических бесед во всех классах, в детском коллективе более интенсивно формируется общественное мнение, которое осуждает нарушение норм морали, высоко оценивает положительные поступки.
Этические беседы с детьми дают положительные результаты в том случае, если они согласуются со всеми другими воздействиями на младшего школьника. Этические беседы (беседа учителя с детьми) не должны дублировать и по содержанию, и по форме, и по методике сборы октябрятской группы и звездочки, классное собрание или вечера самодеятельности.
Воспитательная работа не сводится к этическим беседам (некоторые учителя это склонны делать). Поэтому, планируя воспитательную работу в целом, педагог должен представлять весь объем работы с детьми, в которой беседа на темы морали не является единственной и ведущей формой.
Одним из основных условий эффективности этических бесед является формирование в единстве сознания и поведения школьников. Содержание бесед должно быть тесно связано с разнообразной деятельностью детей. Этические знания необходимы ребенку, чтобы он мог ориентироваться в общественных явлениях, осознавать свое поведение, предвидеть нравственные результаты своих поступков. Моральные понятия и представления хотя и не определяют полностью соответствующего поведения школьников, но являются важной его предпосылкой. Возникающие в процессе деятельности нравственные отношения влияют на усвоение нравственных норм. Моральные качества не могут возникать вне деятельности. Поэтому очень важно, чтобы дети имели достаточный объем самостоятельного общественно полезного труда и других видов деятельности , в которых могли бы реализоваться их знания о нормах и правилах морали.
На нравственное становление личности ребенка большое влияние оказывают ситуации выбора, т. е. такие ситуации, в которых школьник должен совершить выбор поступка, руководствуясь известной ему моральной нормой. Ситуация должна быть достаточно сложной для ребенка, требовать от него напряжения мысли, анализа личного опыта.
Результативность этических бесед зависит и от того, насколько учитель умело воздействовал на чувства детей. Важно в процессе обсуждения фактов проявлений нравственности разбудить у детей чувство собственного достоинства, гордости или угрызения совести - этого «внутреннего судью», «контролера» мыслей, поступков и действий. Важно, чтобы дети были охвачены совместным переживанием, сочувствием, состраданием.
Эффективность нравственного просвещения младших школьников во многом зависит от согласованной работы учителей и семьи. Родители должны знать, какие нормы нравственности преподносит учитель их детям, какие требования предъявляются к поведению детей, как оцениваются поступки детей по нравственному критерию, содержание общественного мнения в классном коллективе. Единство воспитывающего влияния родителей и педагогов проявляется в однозначном понимании целей и конкретных задач воспитания, в умении реализовать их, используя разнообразие методов и приемов. Для повышения эффективности этического просвещения младших школьников необходимо, чтобы и родители анализировали свой опыт бесед с детьми на моральные темы, видели результаты (положительные и отрицательные) воздействия словом на нравственное развитие детей, на их поступки. Таким образом обеспечивается непрерывность воспитания детей.
Эффективность этического просвещения зависит от того, насколько оно направлено на нравственное развитие детей. Определяя содержание этических бесед, разрабатывая методику их проведения, педагог должен ориентироваться на качественные сдвиги в личности школьника, на перспективу его нравственного, интеллектуального и эмоционально-волевого развития.
Цель этического просвещения - переведение внешних воздействий во внутренние сознательные побуждения, формирование таких внутренних этических стимулов, как совесть, долг, честь, достоинство. Осуществление этой цели возможно только при развитии активности ребенка, его самодеятельности, включения его в самостоятельную, коллективную деятельность.
Очень важно постоянно проверять эффективность этического просвещения. Одним из его показателей является развитие нравственных представлений и понятий, изменения в поведении детей. Учитель должен систематически следить за тем, какие изменения происходят в сознании и поступках школьников, как они себя ведут без его постоянного контроля, насколько устойчиво их поведение. Изучение детей позволяет обоснованно вносить необходимые коррективы в содержание и методику проведения этических бесед.

Этическая беседа.

Тема: «Качества человека».

Цель: Формирование у подростков потребности

И мотивов нравственного поведения.

Задачи: 1. Создавать условия в группе для личностного нравственного развития ценностных ориентаций.

2. Воспитывать нравственные ценности на основе ознакомления с правилами нравственного поведения, анализом нравственных ситуаций.

3. Знакомить с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях.

4. Оказывать помощь и поддержку в нравственном саморазвитии и самоопределении.

План:

  1. Вводная беседа .
  2. Основная часть .

а) Анализ изречений.

б) Особенности возраста (информация воспитателя).

в) Качества и человек (размышления, рассуждения).

3. Заключение.

4. Рефлексия.

1 ) Вводная беседа.

На доске - слова А.М.Горького: «Нет людей чисто беленьких или чисто чёрненьких – люди все пёстрые».

Как вы понимаете высказывание Горького? Что такое человеческие качества?

Качества – характеристика свойств сущности человека.

Выберите качества, которые присущи юности, зрелому возрасту. Разделите их на положительные и отрицательные.

Отрицательные качества образуют пороки человека, положительные ведут к добродетели.

«Сколько достоинств у человека, столько и пороков. Никто не рождается на свет без пороков. (Индийская мудрость )

« Добродетель есть особый строй души, позволяющий сохранить достоинство в отношении себя и других». (М.Фичино)

Прочитайте изречения и попробуйте определить, из чего складывается добродетель? Что еще можно дополнить?

«Любовь к родителям – основа добродетели». (Н.Радищев)

« Справедливость – высшая из всех добродетелей. (Цицерон)

«Бескорыстие – одна из самых похвальных добродетелей».

(М.Сервантес)

«Вежливость – первая и самая приятная добродетель». (Д.Локк)

Считаете ли вы себя добродетельными людьми? Может ли человек прожить без добродетели? Что несет человеку (человечеству) ее отсутствие?» Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы быть хорошими людьми». (Аристотель)

Физминутка.

Меняется ли человек с годами? Почему? Что свойственно каждому возрасту? Есть ли общее между детством и юностью, юностью и молодостью, и т. д.?

Каждому возрасту присущи свои особенности. (Цицерон)

  1. Основная часть.

Раздается материал подросткам – «Особенности возраста».

Прочитайте качества, характерные для каждого возраста.

Постарайтесь назвать хоть одно качество, с которым человек рождается на свет. Какие качества мы приобретаем в процессе воспитания и самовоспитания?

«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть».

(Гельвеций)

«Есть люди, которые рождаются с влечением к злу».

(Лихтенбург)

« Человек от природы добр, и надо только не мешать развитию этого врожденного добронравия». (Ж.Ж.Руссо)

«Благородство и подлость,

Отвага и страх –

Все с рожденья заложено

В наших сердцах». (О.Хайям)

«Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы». (Демокрит)

Достаточно ли для развития личности, какого – то одного качества?

Какие качества не совместимы в человеке?

Пять свойств.

Пять свойств не ладят с другими пятью.

Внимательно заповедь слушай мою:

С Надменностью Дружба не может сродниться,

От Грубости Вежливость не родится,

Величия мы у Злодейства не ищем,

Скупец не подаст убогим иль нищим,

Для Веры и Верности Ложь не опора,

Все это усвой – и храни от вора. (И.Гете)

Дайте определение 3-4 качеств и подумайте, каково их происхождение. Расскажите, как можно развить эти качества?

Подумайте, какие качества вы бы хотели развить в себе? А какие хотели бы видеть в окружающих? Запишите их в 2 столбика и сопоставьте.

  1. Заключение. – Какой вывод сделали для себя?

Почему добрые люди вам нравятся?

4. Рефлексия.

Если вам, дети, было интересно на нашем занятии, улыбнитесь, пожалуйста, друг другу. Если же просто присутствовали, и вам не понравилось, улыбнитесь мне. Всем спасибо.


Беседа для учащихся начальных классов «Поведение на улице»

Цель: формировать навык культурного поведения на улице.

Ход мероприятия

Культура общения — это не только умение принять гостей, хорошо вести себя в театре или в библиотеке. Это еще и поведение на улице. А что значит вести себя на улице правильно? Какие правила мы должны соблюдать?

Ситуация 1 . Представьте, что мы с вами на улице наблюдаем за группой ребят, которые громко смеются, разговаривают друг с другом, не обращают внимания на прохожих, нечаянно задевая их...

— Воспитанный человек ведет себя на улице так, чтобы меньше привлекать внимание окружающих. Как вы это понимаете? (Ответы детей.)

Выводы : воспитанный человек не разговаривает и не хохочет слишком громко; не стоит посередине улицы, обходит встречных прохожих с правой стороны; ни в коем случае не мешает движению пешеходов, не толкается.

Ситуация 2. Пожилая женщина попросила ребят говорить тише на улице. Ребята же ответили: «А что, мы мешаем? А может, вы нам больше мешаете».

— Прокомментируйте поведение учащихся. (Ответы детей.)

Вывод: культурный человек не делает замечаний незнакомым людям, не вступает в перепалку, тем более если перед ним пожилой человек.

Ситуация 3 . Мама с маленькой Катей пришла в сквер. Кате в сквере не понравилось, потому что на газонах валялось много пустых бутылок, пакетов, ореховой скорлупы... «Как здесь грязно! Пойдем, мама, отсюда!» — попросила Катя маму и потянула ее прочь из сквера.

— Кто виноват в том, что в сквере так грязно? (Ответы детей.)

Маленький дворник с огромной метлой,

Что ты сегодня усталый и злой?

«Встал я с рассветом, метлой помахал,

Двор весь подмел я и мусор собрал.

Сел отдохнуть... Оглянулся — позор!

Снова повсюду откуда-то сор».

М. Хаткина

Вывод: культурный человек не позволит себе есть, сидя в сквере, и тут же выбрасывать на газоны обертки от конфет, орешков, чипсов и т. д.

Французские школьники, их учителя и родители придумали интересную акцию: они купили зеленые резиновые перчатки, зеленые полиэтиленовые мешки и с плакатами «Пусть Земля будет чистой!» вышли на улицы городов. Защитники чистоты собрали много мусора, а родители вывезли зеленые мешки с мусором на свалку. Прекрасная акция, но лучше давайте не сорить!

Игровой момент: восстановите пословицу.

(Чисто не там, где метут, а там, где не сорят!)

Ситуация 3. Вы приехали в чужой район крупного города. Вам трудно сориентироваться.

— Как вы обратитесь к прохожим, чтобы узнать дорогу? (Ответы детей.)

— Какими словами следует поблагодарить прохожего, давшего ответ на ваш вопрос? (Ответы детей.)

Запомните, что слова «спасибо», «благодарю вас» как нельзя лучше подходят к данной ситуации.

— А как вы ответите человеку, который обратился к вам с просьбой объяснить дорогу, если сами точно не знаете, как пройти в нужное место? (Ответы детей.)

Вывод: вежливый отказ — тоже признак хорошего тона.

Запомните: в различных ситуациях на улице нужно помнить о вежливости. Используйте чаще слова-просьбы «будьте добры», «прошу вас», «будьте любезны», «могу ли я обратиться к вам с просьбой» и др.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №4

Подготовила

Кривошеева Елена Николаевна

учитель начальных классов

2015 уч. год

Этическая беседа – одно из средств нравственного воспитания младших школьников.

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить , ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения , быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира.

Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализации в школе личностно-ориентированной педагогики, на первый план выдвигается развитие каждого школьника.
Сейчас, в период перехода к информационной культуре , значимым становится её интегрированный характер, гибкость, мышления, диалогичность (толерантность) и теснейшая коммуникация на всех уровнях.

Нравственное воспитание школьников – тяжелейшая задача учителя. Для решения этой задачи учителю нужно уметь направлять свою деятельность и различные методики преподавания на формирование нравственности у детей. Как правило, воспитание нравственности у ребёнка начинается с детского сада и продолжается в начальной школе. Именно в этом возрасте ребёнку легче усваивать какую – либо информацию и правильно анализировать её. Хорошим помощником в воспитании нравственности у школьников является этическая беседа.

Этическим беседам отведено особое место в процессе воспитания нравственности школьников. Такие беседы должны быть содержательными, подталкивающими к хорошим поступкам и положительным действиям.

Этическая беседа – это форма разъяснения школьникам норм и принципов нравственного опыта человечества, это систематическое и последовательное обсуждение той или иной темы между учениками и учителем. Этическая беседа выступает одновременно как форма просвещения учащихся по той или иной проблеме и как метод нравственного воспитания. Такая беседа сильно отличается от рассказа или инструктажа. Беседуя со своими учениками, учитель выслушивает и учитывает их мнения по какому – либо поводу, и выстраивает своё отношение с ними в этой беседе на равных.

Почему такая беседа называется именно «этической? » Потому что предметом такой беседы чаще всего становится обсуждение нравственных, моральных и этических проблем.

Назначение этической беседы:

    учить учащихся разбираться в вопросах морали;

    формировать у школьников собственную нравственную позицию;

    нарабатывать свой опыт нравственного поведения;

    прививать умение вырабатывать свой взгляд на факты, своё суждение по тем или иным вопросам морали на основе полученных знаний.

Этические беседы могут быть:

    программными (в их основе лежит система работы классного руководителя, определённая планом воспитательной работы школы или класса);

    групповыми (в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем с определённой группой учащихся);

    индивидуальными (в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем с отдельными учащимися);

    тематическими (в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем, связанных с ситуацией, сложившейся в классном коллективе).

Условия эффективности этических бесед с младшими школьниками

1. Беседа должна иметь проблемный характер и предполагать борьбу мнений и взглядов. При этом учитель задает нестандартные вопросы, стимулирует учеников на поиски ответов.

2. Этическая беседа не должна развиваться по заранее составленному сценарию с готовыми ответами. Дети должны говорить именно то, что они на самом деле думают. Учитель же может высказывать свою точку зрения, если не согласен с мнением своих учеников, но обязательно аргументировать свою точку зрения.

3. Главная тема беседы должна быть близка к эмоциональному опыту учеников. Нельзя требовать от них активности в обсуждении сложных вопросов, пока им непонятным.

4. В ходе беседы должны высказаться все желающие. Нельзя игнорировать чье-то мнение. Нужно сохранять атмосферу справедливости и культуру общения.

Но, прежде чем, начать этическую беседу с младшими школьниками, учителю следует тщательно подготовиться к ней.

Беседы в начальной школе проводятся по следующим направлениям:

    Наша страна и люди, которые в ней живут.

    Учимся правильно общаться и жить с людьми (о коллективизме).

    Об отношению к труду, людям труда.

    О товариществе и дружбе.

    О справедливости.

    О честности и умении держать слово.

    О доброте, отзывчивости и скромности.

    О непримиримости к равнодушию и злу.

    О сознательной дисциплине и культуре поведения.

Каждое направление раскрывается в конкретных темах бесед, с постепенно усложняющимся содержанием от 1 к 4 классу. В классе проводится 9 обобщающих бесед в году – один раз в месяц.

Содержание бесед строится линейно – концентрически. Это значит, что в каждом классе проводится беседа по каждому из девяти направлений, но в её содержание в последующем классе вводятся новые факты , обращается внимание детей на новые признаки нравственных понятий , на причинно – следственные связи нравственных явлений . Процесс этот полный противоречий, подчас достаточно сложных для младших школьников. В повседневной жизни детей идеальные представления о нравственных нормах сталкиваются с жизненными обстоятельствами, которые в какой – то мере затрудняют выработку правильного поведения у младших школьников.

Самостоятельное разрешение этой проблемы в большинстве случаев не доступно семилетнему ребенку. Жизнь в классном коллективе полна подобных противоречий, связанных с выполнением нравственных норм.

Эти и многие другие противоречия, связанные с выполнением нравственных норм, являются важным источником при определении содержания этических бесед для младших школьников. Важно уметь не уходить от трудных для детей проблем, находить пути их разрешения.

Усвоенные этические понятия позволяют младшему школьнику выводить конкретные правила поведения. Эти правила, сформулированные самими детьми в процессе беседы, предписывают поведение, определяют, как надо вести себя, с их помощью оценивается поведение свое и других людей, определяется, что хорошо и что плохо в поступках. Вначале, в 1 классе, эти правила точно указывают, как надо вести себя в той или иной ситуации. Например , что надо делать, чтобы быть хорошим товарищем: поделись тем, что необходимо твоему соседу по парте; работай так, чтобы не мешать другому. В дальнейшем появляются обобщенные формы предписания - сумей сам заметить, где и кому нужна твоя помощь (не обязательно соседу по парте).

Опережение в развитии личности младшего школьника нравственных представлений по сравнению с процессом формирования поведения нельзя считать негативным. Запас знаний «впрок» необходим ребенку. Противоречие между нравственным сознанием и поведением не может быть снято полностью в детском возрасте. Дифференцированная и индивидуальная работа с детьми определяется тем, что задерживается в их нравственном развитии: сознание или поведение. Новое противоречие выступает движущей силой нравственного развития школьника.

Подготовка к этической беседе должна состоять из четырех этапов:

1.Определение темы беседы (в зависимости от возраста и уровня развития учеников).

2. Подбор фактического материала.

3. Составление плана (продумываются вопросы, которые будут задаваться ученикам в ходе беседы).

4. Подготовка учащихся к беседе (объявление темы беседы, указание литературы по теме, возможные групповые или индивидуальные задания).

Исходя из опыта, время на проведение этической беседы рекомендуется отводить в соответствии с возрастом учащихся: в 1 классе – 25-30 минут, во 2-4 классах – 40 минут.

Этапы проведения этических бесед в начальной школе.

1. Сообщение учащимся фактов о поведении людей в той или иной ситуации, взятых из произведений художественной литературы, из жизни учащихся класса с изменением имен и фамилий, места действия.

2. Совместный с учащимися анализ приведенных отрывков художественной литературы и фактов из жизни.

3. Обобщение учащимися фактов, анализ конфликтных ситуаций.

4. Формирование с учащимися нравственного, этического правила.

5. Применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

Для того чтобы этическая беседа оставила глубокий след в формировании нравственных ценностей ученика, педагог должен хорошо знать критерии формирования нравственной воспитанности школьника. Они таковы:

Наличие у школьников нравственных знаний по той или иной проблеме.

Переход нравственных знаний школьника в систему его ценностных установок.

Выражение ценностных установок через личностные качества.

Реализация учеником ценностных установок в конкретных поступках.

Соответствие уровня воспитанности общественным нормам.

Исходя из критериев формирования нравственной личности, классный руководитель и должен строить этическое и нравственное воспитание учащихся класса.

Этическая беседа должна отвечать следующим требованиям:

Этическая проблема должна быть понятна учащимся.

Этическая проблема должна быть актуальна и интересна детям.

Этическая тема должна быть востребована развитием классного коллектива.

Обсуждение этической проблемы должно способствовать позитивным изменениям в классном коллективе.

Непрерывное накопление знаний о моральных нормах для младшего школьника имеет особое значение потому, что жизненный опыт его невелик. Иногда для того, чтобы младший школьник поступил правильно, ему не хватает нравственных знаний. В ответ на упреки взрослых о неправильном поступке ребенок нередко оправдывается своим незнанием того, как нужно было бы поступить в возникшей ситуации. Взрослые не всегда принимают подобные оправдания ребенка и не верят в них. А ведь жизнь ставит человека в такие сложные ситуации, что порой и взрослому нелегко сразу сделать правильный выбор. Еще труднее приходится ребенку.

Таким образом, нравственные знания приобретают важное значение в процессе сознательного выбора поступка, действия в соответствии с существующими и утвердившимися нормами и требованиями морали.

Отношение школьника к учебному труду

Правила прихода и ухода учащихся из школы

Общение учащихся в форме спора

Внешний вид учащегося

Правила делового этикета и труда учащегося на уроке

Этикет поведения учащегося на перемене

Занятия в кружках по интересам

Учись учиться

Умение мыслить

Выполнение учащимися режима дня

Деловые отношения, общение школьника с одноклассниками

Этикет движений при общении

Этикет общения на школьном празднике

Деловое сотрудничество с одноклассниками

Личностные общение и отношения школьника

Вежливое общение

Доброжелательное отношение к одноклассникам

Общение с одноклассниками в форме игры

Общение с одноклассниками в форме беседы

Взаимопонимание в классе

Справедливость к одноклассникам и к себе

Честность по отношению к одноклассникам

Взаимоуважение между одноклассниками

Как представиться при знакомстве

Этика и этикет общения и взаимоотношений девочек и мальчиков

Отношение детей к родителям

Участие детей в самообслуживающем и домашнем труде

Этикет поведения детей в подъезде и во дворе

Список использованной литературы

    Дереклеева Н. И. Азбука классного руководителя: Начальная школа. - М.:5 за знания, 2008

    Смирнов Н. А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов - М.: Школьная Пресса. 2002